Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Воскоесенье, 6-го декабря 1915 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 13082. f Харьковскій губернаторъ т. с. Н. В. П ротасьевъ. Скончался, заразившись сыпнымъ тифомъ во время осмотра санитарныхъ поѣздовъ. ,К З ЖНЫИ КРАЙ. Воскресенье, 6-го декабря 19І 5 год к Англійсеій король во Франціи,— Король благодаритъ туземныхъ вождей фран цузской африканской кавалеріи. “/ягъ нашего корреспондента. ВЪ ПОРТУ. Когда „Ратріпеа” при ходила въ генуэзскій портъ, крѣпкій, жили стым, коричневый отъ солнца и вѣтоовъ ма тросъ Маріо Рипелетти не уходилъ въ городъ вмѣстѣ съ товарищами. Въ Алжирѣ, куда пла вала „Ратріпеа”, онъ больше всего любилъ ба заръ, гдѣ и проводилъ свои часы отдыха; такъ въ Генуѣ онъ любилъ портъ, его узкіе пепеул ки и улички дѣйствен ныя, пол /темныя, всегда па*нущ’я виномъ, суше ной рыбой и табакомъ; темны3, уют ыя тратто ріи, гдѣ такъ пріятно лѣ ниво дымить трубк й и ТЯНуТЬ ВИ’КИ съ содов й водой, лавченки съ ест- рычъ дешевымъ товаромъ для бродячаг> народа и старыя albergo-гостини- цы, похожія на пріюты разбойниковъ, гдѣ можно устроит» оргію на цѣлыхъ двадцать гизъ, напиться, подраться, выс ‘аться и безъ всякаго участія по лиціи, Что въ городѣ? Толпа, американскіе, вылощен ные бары,трамваи, кине- матщрзфы и полиція на каждомъ шагу, Это не интересно. Въ порту, какъ д мі: «п й, и смѣй ся. если захочешь. Такъ и тепезь Маріо си дѣлъ въ тратт ріи поч теннаго Д ку зе те Барба- дорі, тянулъ виски и пыт ливо смотрѣлъ въ глу бин/ улицы Зд’-сь онъ всегда встрѣчался съ Филоменой. Онъ извѣ стилъ ее ещз рано ут ромъ, —но она и сама знаетъ, когда приходитъ „Ратріпеа”, -итеперь ждалъ, уже болѣе часа, ждалъ злобно, упрямо, съ проклятіями. Синьоръ Бзрбадэро пытался разговаривать съ св имъ постояннымъ го стемъ, но тотъ посылалъ его къ чорту и снова угрюмо молчалъ. Эта любсвь ткнулась уже три года. За это время изъ Алжира Маріо привезъ такъ много шел ка, бусовъ, духовъ и коле чекъ. Правд’, иногда онъ былъ грубъ и подозрите ленъ а Филомена на смѣшлива и несговоочи- 1 а, но они такъ любили дру ъ, друга, такъ стра стно ждали встрѣчи, этихъ трехъ дней въ двѣ не;ѣли. и все конча лось хорошо, и разста за пись они еще болѣе влюбленными. На Западномъ фронтѣ.— Со/датское кафе пъ Аргоннскомъ лѣсу, / От а нашего корреспопдінта. Охрана швейиарцами своего нейтралитета.— Пулеметчики на лыжахъ переносятъ свои пулеметы черезъ горные хребты. Отъ нашего корреспондента. Прошло два часа, жен щина не пришла. И если раньше Масіо былъ влю бленъ, то теперь въ его груди бушеваг а огненная буря. Онъ слышалъ го лосъ женщины, чувство валъ запахъ ея волосъ и кажется задушилъ бы ее въ своихъ объятіяхъ. А ему такъ хотѣлось іще поговорить съ ней. Развѣ скажешь товарищу то, что скажешь женшинѣ ? ) Онъ вывелъ и бро дилъ весь день. Онъ захо дилъ дзаады къ Филоме- нѣ, и ея не было Д’ ма. То гда впервые за нѣско ько мѣсяцевъ онъ педня ся въ городъ. Здьсь все пока алось ему раждебнымк,чистыя шир.кія у иыы, »р мац- ныя ясно освѣщенные магазины, кофеини. го- сіиницы,театры,трамваи и наря ная чужая толпа. „М ‘же’ ъ быть г на ша тается здѣ.ь”, подумалъ онъ и искагъ. „Можетъ быть о-а спять ходитъ, вечеромъ на улицу. Кровь ударила ему въ голову. Онъ ненавидѣлъ здѣсь все, въ каждомъ прохожем ь онъ чувство валъ врага. Ночью онъ почти не спалъ, хотя выпилъ такъ много виски. Его схва ти ю насто> щее безуміе, онъ грезилъ въ темноту кугакомд, нѣсколько разъ вскакивалъ съ кой ки и выход, лъ на па лубу. Утромъ Маріо снова ждалъ въ тратторіи Бар- бадоро Фил’ мена не пришла. Тогда матросъ опять пошелъ въ городъ, брорилъ безъ устали,за- г яіывая въ каждый баръ, каждую лавочку, ему шепталъ какой-то голосъ, что это не кон чится такъ просто, Онъ искалъ, какъ собача хо зяина. Онъ зкдыхался отъ любви, судорожно сжималъ свои черные ку лаки и не гналъ, что при думать. Можетъ быть она разсердилась на неге? Можетъ быть надо было къ ней пойти тогда же вечеромъ, пакъ то ько пристала «Ратріпеа»? Но вѣдь они всегда встръ- >ались утромъ. Что же случилось? И Маріо раз- р а-зился про»яг 1 Іями. Отъ боли, усталости и виски начала кр, житье я голова. Узкій провалъ улички, —она тянулась внизъ, освѣщенная га овыми фо- н рями. На углу малень кій кинематографъ съ красными афиша и.Даль ше жались другъ къ дру гу бары, кафэ, лавки еъѣстныхъ припасовъ. 8 ^Воскресенье, 6-го декабря ГЛ 5 года. ЮЖНЫЙ Н Р А И. Чарльзъ Монро, новый главнокомандующій экспедиціонными силами на Средиземномъ морѣ. Маріо уловилъ вкус ный запахъ кухни и тогда вспомнилъ, что не ѣлъ съ утра. „Мака роны съ томатомъ и литръ бѣлаго вина”, подумалъ онъ. „Это будетъ лучше бабы”. О н ъ презрительно сплюнулъ, но тотчасъ же забылъ голодъ и чувствовалъ только злобу и страсть. Прохожихъ было мноГо. Его задержали около одной ярко ос вѣщенной тратторіи. Но онъ уже не могъ отойти. Прямо противъ окна, за столикомъ съ фіаской вина сидѣ ла Филомена. Маріо узнал ь ее сразу. Ко ричневая шаль, кото рую онъ ей подарилъ. М ітовое лицо, полныя красныя губы и эіи ве.е ые черные глаза. Матросъ вскрикнулъ, словно его ударили и вбѣжалъ внутрь тратторіи. Теперь онъ увидѣлъ ея компаньона, низенькаго толстаго грека въ поношенной шляпѣ. Онъ держалъ руку Филомены, что-то говорилъ и смѣялся. Маріо подошелъ. Пожалуй, онъ все простилъ бы, — такъ чудесны для него были эти глаза, губы, такая радость вдругъ охватила его. Но женщина по смотрѣла на него, какъ чужая,вскочила и отошла оі. ую тъ. Маріо заскрипѣлъ зубами и бросился за ней, опро кидывая стулья, но на пути вдругъ выросъ грекъ. — Ч го тебѣ нужно, скотина! закричалъ онъ и съ с-лою толкнулъ матроса въ грудь. У того все закружилось предь глазами, Онь заревѣлъ, какъ звѣрь, выхватилъ свой тонкій испанскій ножъ и преж де чѣмъ его обезоружили, на несъ греку нѣсколько страш ныхъ ударовъ въ груд» и шею. Маріо оторвали уже отъ трупа. На другее утро „Рзтріпеа* отошла въ Алжиръ. Всѣ были въ сборѣ за исключеніемъ Ма ріо Рипелетти. Матросы уже знали, что случилось. Ста рый боцманъ, не выпуская изъ рта трубки, сказалъ за обѣдомъ: — Одно мѣсто освободи лось. Нашему брату любовь на погибель. Ал. Станкевичъ. и другія мелкія части. Въ задней прицѣпной повезкѣ укрѣпляются бензиновый двигатель, динамо-машина, ре остатъ, а также индук торъ съ распредѣли тельной доской. Для работъ съ ап паратомъ достаточно одного человѣка, ко торый и находится въ качествѣ механика при станціи. Въ Дарданеллахъ.— Офицерская каюта француз скаго броненосца «Латуш -Тревилль», въ которую попалъ турецкій снарядъ. Отъ нашего корреспондента. смьсь. Подвижныя рентгеновскія установки ] германской арміи. Германская армія въ своей полевой медицинской службѣ используетъ въ са мыхъ широкихъ размѣрахъ полевую рентгенодіагностику. Для этихъ цѣлей германскими электро техническими фир мами разработаны очень удобные и очень компактные рентгеновскіе подвижные ка бинеты. Кабинетъ состоитъ изъ легкаго бензиноваго или кер синоваго двигателя съ динамо-машиной, укрѣпленной на по возкѣ, везомой парою л шадей, и изъ индуктора, снабженнаго симоновскимъ или венельтовскимъ прерывателемъ и Въ Дарданеллахъ.—Турецкій снарядъ рвется у самаго борта броненосца «Альбіонъ». Отъ нашего корреспондента реостатомъ, помѣщеннымъ вмѣстѣ съ другими аппаоатами въ особый перенос ный ящикъ. Индукторъ даетъ искру дпи- ной около 35 сайт, и является пригод нымъ для всѣхъ тѣхъ снимковъ, которые необходимы въ полевой рентгенодіагно стикѣ. Ящикъ съ индукторомъ, а также всѣ вспомогательные аппараты распола гаются въ той же повозкѣ. Дтя очень плохихъ дорогъ разработана другая установка, въ которой использо- вывается принципъ передвиженія, при- мѣнаюиіі.гся при передвиженіи пушекъ. Въ передней двухколесной повозкѣ, ве зомой л’шадьми, с отвѣтств/ющей заряд ному ящику, находятся всѣ фотографи ческія поинацлежности, стативъ, просвѣ чивающіе экраны, рентгеновскія трубки Анестезирующія сред ства въ древности. „Scientific American” помѣщает ь статью доктора Фентона, ка сающуюся вопроса объ анестезирующихъ средствахъ въ глубо кой древности. Ане стезія въ медицинѣ примѣняется при серьезныхъ опера- ціяхъ и является ис кусственнымъ уничто женіемъ чувствитель ности организма, до стигаемымъ при помо щи эѳира, кокаина, хлороформа и т. д. Въ обществѣ соста вилось убѣжденіе, что анестезированіе есть дост яніе новѣйшей медицины. Докторъ Фе тонъ опровергаетъ это мнѣніе. У Гомера мы нахо димъ указаніе на п жмѣненіе конопли, какъ анестези^ую- щ го сэедства, Геродотъ от мѣчаетъ объ употребле-іи у скиѳовъ и аровъ конопли въ тѣхъ же цѣляхъ. Конопляное сѣмя клапи на раскаленные камни, и такимъ примитив нымъ способомъ получались анестезирующіе пары. Китай скіе хирурги третьего столѣ тія до Р. Хр. примѣняли тоже ко»оплю при операціяхъ. Наи болѣе извѣстнымъ анестези рующимъ средствомъ древно сти и среднихъ вѣковъ былъ сокъ мандрагоры ссылку на который мы находимъ, между прочимъ, у Шекспира. Зна чительно позжг, въ 1760 году, германскій хирургъ Вейсъ извѣстный также подъ име немъ Апьбинуса, отнялъ ногу короля польскаго Августа III, пользуясь для облегченія боли также настойкой мандрагоры. Помимо этихъ средствъ часто примѣ нялись еще гипнотизмъ и сжатіе арте ріи. И’вѣстно, что ассирійцы мсгли до биться летаргическаго сна, какъ резуль тата сжатія артеріи. Въ наши дни эти первобытные способы съ успѣхомъ за мѣнены примѣненіемъ хлороформа и т. п. средствъ. ,4 ЮЖНЫЙ КРАЙ. Воскресенье, 6-го декабря 1915 года. Партина Мурильо «Распятіе Спасителя— до реставраціи. Г. П. Данилевскій, извѣстный писатель. (Къ 25-лѣтію со дня смерти). Спасителя” и М. К Юхневичъ нашелъ, что эта картина принадлежитъ кисти Мурильо. Всѣ три картины были достав лены въ московскій Румянцевскій музей для реставраціи. 19 го марта 1914 г. ксммиссія по сохраненію древнихъ па мятниковъ московскаго археологическа го Общества состоящая изъ художн. А. М. Васнецова, С. Д. Милорадовича, арх. И. В. Рыльскаго и чл. С. О. Дол гова осматривала картину „Распятіе Стаситегя” и произведенную реставра цію М. К. Юхневичемъ головки Ма іи Магдалины подъ крестомъ на картинѣ „Распятія”. Ком иссія признала, что картина принадлежитъ кисти Мурильо или его школы и постановила: въ виду особаго интереса представляемаго воз можностью открыть изъ подъ искаже ній и записокъ кисть выдающаго масте ра, настойчиво рексмендовать настоятелю ахтырскаго собора разрѣшить произвести реставрацію картины М. К. Юхневичу. Въ маѣ 1914 г. было поручено настоя телемъ ахтырскаго собора М. К. Юх вичу]произвести полную реставрацію Въ hacioMLu. е ср— …. і\. іи*неичъ за кончилъ реставрацію картины (разм.|і ар.8 в.Х 2 ар. 5 в.) „Распятіе Спасителя”. Вслъдствіе изветшалости карти а дубли ровалась. Всѣ прописи, нанесенныя прежними поправками, сняты и кар тина приведена въ полный поря докъ. Такъ какъ на фонѣ осыпа- лисо мъсими краски, прежній ре- стазраторъ весь фонъ густо запи салъ черной краской. Когда М. К. Юхневичь снялъ записи фона и дошелъ до низа картины, послѣ уда ленія прописи, внизу съ лѣзой сто роны картины обнаружилась под пись: В е, Murillo Hisp. 1656. На дняхъ коммиссія по сохраненію древнихъ памятниковъ Император скаго московскаго археологическа го Общества въ составѣ худож.: А. Васнецова, С. Д. Милорадовича, архит. И. П. Машкова, В. В Шей ма на и чл. С. О. Долгсва, осматрива ла картину и признала подлин ность ки ,ти Мурильо. По мнѣнію коммиссіи, въ особенности голова Маоіи Магдалины у креста Рас ія- тія, очень характерна для Мурильо. Картина пред -.тавляетъ большую цѣнность и мѣсто можетъ быть ей только въ музеѣ. Императорское московское археологическое Обще ство уже доложило объ этомъ от крытіи Президенту Императорской Послѣ реставраціи. f Членъ Государственной Думы Л. К. Дымша. Открытіе карт Мурильо. Въ 1912 г. 20-го декабря, ре ставраторъ и консерваторъ Импе раторскаго московскаго Румянцев скаго музея худ:жникъ М. К. Юхневичъ былъ командированъ директоромъ музея въ г. Ахтырку, Харьковской губ., для осмотра картинъ находящихся въ Покров скомъ соборѣ. 2-го января 1913 г. М. К. Юхневичъ произвелъ осмотръ трехъ картинъ „Распятіе Спасителя”, „Поклоненіе Волх вовъ” и „Рождество Хоистово”. Картины были сильно испорчены и покрыты записями, прежними поправками. Изъ осмотрѣнныхъ картинъ большое впечатлѣніе произвело на художника „Распятіе Н аходящ ій ся въ лачарѳтЬ харьковскаго отдѣленія петроградскаго м еж – дуннро і,наго банка ниж ній чкпъ, оиЬм ѣвш ій вслѣдствіе тяж елаго р а ненія въ голову. Въ виду такого оосго янія раненаго, иѣтъ возможно сти установить н и его ф а м и л ію , н и наст%, л ь к о т о р о й о н ъ служ илъ. академіи художествъ Великой Княги нѣ Маріи Павловнѣ и директору Им ператорскаго Эрмитажа графу Д. И. Толстому. Въ настоящее врамя кар тина Мурильо будетъ выставлена въ Румянцевскомъ музеѣ для осмо тра п/бпики. Императорское московское архе ологическое Общество выразило М. К. Юхневнчу свою благодарность за прекрасно выполненную рестав рацію картины Мурильо. Іозефовипа, «Южный Край», Сумская, і’З.Харьковъ. Типографія Товарищества А. А.