JS 31. ХАРЬКОВСКІЯ ГУБЕРНСКІЯ ВВДОМОСТИ. ЧАСТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. 4 8 $ 8 . Содержаніе: Слово въ день рожденія Б лагочестивѣйшаго Г осударя И мператора Н иколая П авловича .— Ей я имь.—Открытіе пешеры.—Дубленая холстина —Частныя объявленія – О пріѣхавшихъ и выѣхавщ. СЛОВО ВЪ ДЕНЬ РОЖДЕНІЯ Б лагочестивѣйшаго Г осударя И мператора НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, ГОВОРЕННОЕ «5 Московскомъ Большомъ Успенскомъ Собо рѣ, Сгнодальнымъ членомъ, Филаретомъ, Ми трополитомъ Московскимъ , іюня 25 дня 1853 года. П будутъ Царіе кормители твои. Иса. XL1X. 23. Хотя Христосъ Спаситель далъ Своей Цер кви новый завѣтъ, высшій ветхаго, и новое священное писаніе, въ новомъ свѣтѣ откры вающее тайны Боговѣдѣнія и ученія жизни: однако чрезъ сіе не сдѣлалось безполезнымъ писаніе ветхозавѣтное. Особенно заключен ныя въ немъ пророчества, когда сокрытый въ нихъ свѣтъ открывается чрезъ отражаніе въ событіяхъ, чуднымъ и благотворнымъ об разомъ освѣщаютъ пути спасительнаго Про- видѣнія Божія въ мірѣ и въ родѣ человѣче скомъ. Посему Апостолъ Петръ тогда, какъ пишетъ самъ Богодухновенное посланіе иуже не первое, находитъ еще но излишнимъ от сылать читателей къ ветхозавѣтному проро ческому писанію. Имамы , говоритъ, извѣст нѣйшее пророческое слово, ему же внимающе, яко эісе свѣтилу, сіяющу въ темнѣмъ мѣстѣ , добре творите, дондеже день озаритъ, и ден ница возсіяетъ въ сердцахъ вашихъ. (2 Пет. I. 19.) Въ день Царевъ, приглашаю васъ внять слову пророка Исаіи о царяхъ, довольно за гадочному. Можетъ быть, дастся намъ раз рѣшеніе гаданія, (Прит. I 3.) и вниманіе ваше не будетъ потеряно. И будутъ царіе кормители твои и княгини ихъ кормилицы твои. Кому это пророкъ предвѣщаетъ столь вы сокихъ кормителей и кормилицъ?—Онъ обра щаетъ рѣчь свою къ Сіону, и къ Сіону не возрастающему и цвѣтущему, появляющему ся въ безнадежномъ состояніи: рече Сіонъ: оставн мя Господь, и Богъ забы мя (I 4). Подъ именемъ Сіона Исаія разумѣетъ, безъ сомнѣнія, не гору, но населеніе горы Сіона, Іерусалимъ съ его обитателями; и притомъ, какъ пророкъ Божій, занятый не человѣче скими видами, но Божественными, въ образѣ Іерусалима онъ зригь градъ Божій, обитали ще истинной вѣры въ Бога — Церковь Божію. Сему-то духовному Сіону, на его сѣтованіе объ оставленіи его Богомъ, отвѣтствуется, что если бы и мать забыла свое дитя, но Господь не забудетъ его;—что ему даровано будетъ неожиданное многочадіе, и речеши АВГУСТА 8-го. ,217 въ сердцы твоемъ, бто мнѣ породп сихъ?— (21) и что ему и многочисленнымъ чадамъ его, вмѣсто кормителей и корыителышцъ, да ны будутъ цари и княгини: я будутъ царіе кормители твои и княгини ихъ кормилицы твои. Кто же сіи цари кормители Сіона?—Есди бы о нихъ пророчествовадъ Саму идъ: то мы ыогди бы догадываться, не суть ди это Да видъ и Содомонъ. Одинъ изъ нихъ возвы- сидъ Іерусалимъ въ достоинство царствую щаго града, другой обогатилъ его. (динъ сильно питалъ въ сынахъ его чувство благо честія, внеся въ него кивотъ завѣта Божія, и давъ Богослуженію высокое благолѣпіе и тор жественность, другой создалъ храмъ, озна менованный чудеснымъ прнсутствіелгь Бо жіимъ. Но И саія пророчествовадъ уже послѣ цвѣ тущихъ временъ ветхозавѣтнаго Іерусалима, и предвѣщалъ еще болѣе тяжкія времена, прежде временъ многочадія и славы. Какъ на исполненіе печальной части сего пророчества можно бы указать на времена плѣненія Вавилонскаго и на времена утѣсне нія народа Божія царями Сирійскими, когда Іерусалимъ былъ опустошенъ и пресѣчено было въ немъ служеніе истинному Богу; но слѣдующія близко за сими времена не пред ставляютъ исполненія утѣшительной части пророчества. Цари, къ которымъ имѣлъ от ношенія Іерусалимъ послѣ плѣненія Вавилон скаго, были языческіе, и не питали, но едва не поглотили его; а Ма ккавен, которые воз становили его и Богослуженіе въ немъ, ие были цари. Наконецъ, ветхозавѣтный Іеруса симъ, ждавшій Христа мечтаемаго, но не прі явшій Христа истиннаго, отягченный виною Хр пстоубійства, вновь палъ отъ Римлянъ, и хотя Іудіанъ покушался возстановить его, но сіе Богоборное предпріятіе уничтожено чу десными дѣйствіями гнѣва Божія. И такъ, что бы найти исполненіе разсмат риваемаго нами пророчества, мы должны пе- рейти во времена новаго Іерусалима, то есть, Церкви Христіанской. При рожденіи своемъ, п въ первомъ воз растѣ, она встрѣтилась съ царями, изъ кото рыхъ ни одинъ не былъ кормителемъ ея, а многіе были разрушителями. Млеко ученія Христова, въ питаемыхъ имъ обращаясь не видимо въ кровь жизни безсмертной, въ то же время, въ видимой жизни питаемыхъ и питающихся онымъ, обращалось часто въ кровь мученичества. Такъ проходили три вѣка. !5о время жестокихъ на Церковь Христову гоненій отъ царей и народовъ языческихъ, каково особенно было Діоклетіаново, когда Христіанскія церкви были разрушаемы, свя тыня подвергаема поруганіямъ, священныя книги сожигаемы, церковное достояніе рас хищаемо, духовныя стада и пастыри, если не истреблены, то расточены. — Сей новый Сіонъ могъ вопіять тѣмъ воплемъ-, который слышалъ пророкъ Исаія: рече Сіонъ: оставп мя Господь, и Богъ забы ыя. Нѣтъ, возлюбленный благодатный Сіоиъ снятаго Израилева! Онъ не забылъ тебя. Онъ попустилъ тебѣ трудное и долгое испы таніе для того, чтобы ‘предохранить тебя отъ вредной клеветы послѣднихъ временъ, будто тебя возрастила и укрѣпила человѣческая си ла. Напротивъ, тѣмъ, что всѣ человѣческія силы, какъ ни старались разрушить тебя до конца, но не могли. Онъ доказалъ, что не оставилъ тебя, но тайно побораетъ но тебѣ, и Готовитъ тебѣ жребіи, достойный Его бла гости ц всемогущества. Цари гонители Церкви исчезаютъ: являет ся Равноапостольный царь Константинъ. Мож но ли ие узнать въ немъ перваго изъ царей кормителей Сіона, предсказанныхъ проро комъ? Подъ чудеснымъ знаменіемъ креста, побѣдивъ властителей, враждебныхъ Христу, ,218 онъ простеръ къ Его Церкви десницу мира, и расточенныя словесныя овцы и пастыри собираются; разрушенные храмы возсозида- ются великолѣпнѣе прежняго; таившіеся Хри стіане открываются; не познавшіе достоин ства Церкви Христовой въ ея борьбѣ и стра даніяхъ, начинаютъ познавать оное въ ея побѣдѣ и мирѣ; враги ея превращаются въ чадъ ея; и теперь дѣйствительно можно про читать въ сердцѣ ея слова удивленія, кото рыя за нѣсколько вѣковъ вложилъ въ сердце ея пророкъ Исаія: кто мнѣ породи сихъ? Царь Константинъ, въ буквальномъ значеніи пророчества, можетъ быть названъ кормите лемъ Церкви: потому что не только возвра тилъ еіі расхищенное гонителями достояніе, но и умножилъ оное, н щедро давалъ пот ребное на содержаніе служителей ея, и на питаніе нищихъ ея. Но онъ можетъ п въ духовномъ разумѣ названъ быть кормителемъ Церкви: потому что, когда ересь вмѣсто сло веснаго нелестнаго млека (I Ііет. И. 2.) предлагала младенцамъ вѣры отравленную пищу зломудрія, тогда Онъ со всей вселен ной собралъ блюстителей истины, и своею ревностію споспѣшествовалъ имъ устроить несокрушимый и неистощимый сосудъ сло веснаго нелестнаго млека и твёрдой Боже ственной пищи,—Никейскій символъ вѣры. Путемъ Константина п. послѣ него шли православные и благочестивые цари, кака напримѣръ Ѳеодосій, который способствовала Отцамъ Церкви довершить дѣло Никейскаго Собора на Соборѣ Константинопольскомъ. Хотите ли узнать также, хотя одну изъ княгинь кормнтедышцъ Сіона, предсказан ьыхъ Исанчо? Вспомните матерь Святаго Константина, Святую Елену. Не дѣйствіями правительственными, однако тѣмъ не менѣе сильно подкрѣпляла она Христіанство высо кимъ примѣромъ вѣры и святости и царски ми дѣлами благочестія и благотворительности, которыя особенно просіяла въ Церкви Іеру салимской, но и всю Церковь вселенскую озарили утѣшительнымъ свѣтомъ. Она от крыла изъ подъ развалинъ высокую Святыню Христіанства, Крестъ и Гробъ Господень, и осѣнила ихъ и другія Святыя мѣста достой ными ихъ святыни храмами, изъ которыхъ главнѣйшіе донынѣ питаютъ души вѣрую щихъ священными воспоминаніями и благо датными впечатлѣніями. Хотите ли, чада Церквп Россіііскія, уразу мѣть, простирается ли на нашу Церковь Божіе чрезъ пророка обѣтованіе, что будутъ Царіе кормители ея, и Княгини ихъ корми лицы ея?—Для сего довольно вспомнить Бе линаго Князя Владиміра и бабу Его О льгу ; и нельзя не удивиться, какъ Богъ, вся мѣрою п числомъ и вѣсомъ расположившій (Прем. XI. 21.) въ мірѣ вещественномъ, покорен номъ Закону необходимости, и па міръ нрав ственный, управляемый законами свободы, безъ нарушеніи свободы, простираетъ точ ность мѣры и числа. Подобно Равно-Амо- столыюму Константину, Равио-Аиосѵолыіый Владиміръ свое языческое царство перерож- іаетъ въ христіанское, п питаетъ Церковь в вой мп благотворепіями. Подобно Еленѣ, мудрая Ольга споспѣшествуетъ сему перерож- іепію; потому что высокій примѣръ ея хри стіанства былъ одною пзъ силъ, которыя под пили ко Христу совѣтниковъ Владиміра, и конечно и народъ. Не достанетъ мп повѣствующу времене о Великихъ Князь хъ Царяхъ и Императорахъ Россіи, защитникахъ и охранителяхъ духов наго благоденствія и мира Православныя Церкви, н питателяхъ ея отъ щедротъ сво ихъ. Поспѣшимъ управпть слово къ цѣли. Если событія дали намъ разрѣшеніе гаданія про роческаго о Царяхъ кормителяхъ Сіона, то къ чему намъ сіе послужить можетъ? Кикой можетъ быть плодъ сдѣланнаго дознанія.— Очень немалый, если мы внимательны. ,219 Не утѣшительно іи , не назидательно іи видѣть чудные пути Божіи въ устроеніи, распространеніи и сохраненіи Церкви Хри- стовой? За семь вѣковъ до ея открытія, за десять вѣковъ до рожденія сына Елены, Господь чрезъ пророка глаголетъ сему: ты будешь орудіемъ умиротворенія Моей гони мой Церкви. За девятнадцать вѣковъ до рож денія внука Ольги Господь чрезъ того же пророка глаголетъ и сему: ты воскормишь млекомъ истинной вѣры народъ, въ которомъ Церковь Моя получитъ многочадіе на сѣве рѣ, во дни оскудѣнія чадъ ея на востокѣ.— Никто да не смущается, если гдѣ либо когда либо истснная Церковь кажется не въ цвѣ тущемъ состояніи. Она можетъ быть испы туема, но не будетъ оставлена. Речено, и не умолкнетъ слово къ ней Господа: аще и забудетъ жена исчадіе чрева своего, но Азъ не забуду тебе. Не поучительно ли усматривать таинствен ное соотношеніе благочестивыхъ Царей съ верховнымъ Правительствомъ Царя Царству ющихъ? Изъ глубины вѣчности провидитъ и уготовляетъ онъ ихъ; назначаетъ имъ время и подвигъ не только для земнаго ихъ цар ства, но и для Своего Царствія Небеснаго; и даруетъ имъ силу о побѣду надъ противо борству іпщпми силами. Симъ, на пророче ствѣ основаннымъ умозрѣніемъ, какъ унсняет ся обязанность молитвы о Царѣ благочести вомъ и о благочестіи Царя! Бакъ возвы шается радость о Царѣ благочестивомъ! Какъ утверждается надежда на Царя благочести ваго! Слышимъ отъ Благочестивѣйшаго Само держца нашего во всенародный слухъ ис шедшее слово, которымъ Онъ, соединяя ми ролюбіе съ твердостію въ правдѣ, ограж даетъ права и спокойствіе Православнаго Христіанства на Ностокѣ, и особенно въСвя- тыхъ мѣстахъ Святой земли. Не утѣшительно ли видѣть Его здѣсь на томъ пути, который пророчество предначертало Царямъ благоче стивымъ,— на пути Царя охранителя в за щитника Сіона Божія?— Ублажи Господи благоволеніемъ Твоимъ Сіона, (Гіс. [. 20) и видимаго и» умозримаго. Да постыдятся и возвратятся вспять вси не навидящій Сіона (Нс. СХХѴІІІ. 5.). Держав ному же Защитнику Сіона,—Боже, судъ Твой Цареви даждь, (Ile. LXXI I.) и судомъ правды и мира, побѣду надъ всякою враж дою и ухищреніемъ. Да будетъ судьбою Его выну святое слово, яко Царь уповаетъ на Господа и милостію Нышыяго не подвижит – ся. (Пс. XX. 8.) Аминь. (Бѣд. Моск. Гор. Пол.) ЕЙ И ИМЪ. Шумятъ, волнуются и зЛобстпуютъ вптііі ! Клевещутъ на Него…. но твердо Онъ стоитъ, Спокоенъ, величавъ, среди сыновъ Россіи, Опершись па свой мечь, подъявши вѣры іцнтъі … Любуйся же ты Имъ,-мать Русская земля! Молися за него. колѣііппреклонна! Въ Немъ счастье все твое;—въ ІІсмъ вся судьба твоя! Лпшь будь, какъ Онъ, тверіа, покорна, нснад- мснна. Л вы—кичливые, мятежные народы! Вы—бойкіе умомъ, по шаткіе въ дѣлахъ! Пы— проповѣдники мечтательной свободы! Вы мудрости жрецы—да только на словахъ! Дппптесл Ему! Смиряйтесь передъ Н іімъ ! Страшитесь раздражать Владыку Исполина! Онъ крѣпок’ь, Онъ могучъ,—да не мечемъ од нимъ, А ,, Православіемъ ” —оружьемъ Славянина! А К. (Илъ Русск. Ипвал.) С.-Петербургъ, 11 Іюля 1863. ,220 Открытіе пещеры. * (Изъ дневника кіевскаго жителя.) 25 мая разнеслась по Кіеву вѣсть, что ра ботники, устроивая новую дорогу къ знаме нитому строющемуся мосту черезъ Днѣпръ, около Папкратьевскаго-cnyCRa отрыло пеще ру. Для всѣхъ священна старина; каждое мѣ сто, гдѣ жилъ предокъ, дѣлается для насъ предметомъ благоговѣнія; человѣкъ настоя щаго вѣка никогда не можетъ себя отдѣлить отъ жизни прежнихъ вѣковъ; прожптое преж де есть вмѣстѣ достояніе и наше; въ исторіи человѣчества нѣтъ скачковъ; а потому не удивительно, что любопытство жителей было спльио возбуждено открытіемъ пещеры; всѣ хотѣли сами видѣть остатки древности. На другой день пзволплъ ее осматривать нашъ Начальникъ края, Иго Сіятельство Князь Илларіонъ Илларіоновичъ Васильчиковъ, и тотчасъ былъ приставленъ караулъ ко входу, чтобъ толпы любопытныхъ не сдѣлали въ пей поврежденій, а между-тѣмъ наряжена была коммисія изъ ученыхъ профессоровъ Университета Св. Владиміра, для описанія ея и объясненія надписей, найденныхъ ни стѣ нахъ. Не впдавъ никогда пещеръ въ первобыт номъ состояніи, я не менѣе прочихъ желалъ посмотрѣть на древность, и потому тотчасъ отправился къ пещерѣ. День былъ жаркій. Въ это время сильиая была засуха, такъ что мнѣ казалось Кіевъ лежитъ ие подъ 50°27’ географической широты, но гдѣ-то около тропика. Прійдя съ большимъ утомленіемъ къ Пан- кратьевскому-спуску, я вознаградилъ уста лость удовольствіемъ смотрѣть на новый мостъ, который къ августу мѣсяцу непремѣнно бу детъ готовъ; сотни работниковъ, подъ зно емъ солнца, трудились надъ сооруженіемъ ѳго; ихъ дѣятельность оживляла картину, и я думалъ: для сколькихъ столѣтій они трудятся и сколько милліоновъ проѣдетъ по этому мо сту, съ благоговѣніемъ произнося имя Все августѣйшаго Монарха, ограждающаго Кіевъ неприступными твердынями, украшающаго его великолѣпными зданіями и памятниками! Куда ни обратишь взоры въ благословенной Россіи, каждое мѣсто вызываетъ народиый гимиъ: «Боже, Царя храни»! У входа въ пещеру стояла толпа людей, I горящая желаніемъ осмотрѣть ее, по пристав- I ленный солдатъ отказывался удовлетворить 1 любопытству. — Мнѣ приказано отъ начальниковъ нп- I кого не впускать!—былъ отвѣтъ его на нрось- і бы умоляющихъ зрителей. Эти слова еще болѣе подстрекали посмо- з трѣть на памятникъ старппы. Я тоже отчая- ‘і вался видѣть пещеру, какъ, къ счастію моему, I пришелъ инженерный капитанъ, завѣдываю- I щій работами при дорогѣ; съ позволенія е:о I я успѣлъ проникнуть въ пещеру. Работники \ разрывали другой ярусъ, и съ какимъ вос- I хищеніемъ они разсказывали про нонооткры- Iтую тамъ надпись п нѣсколько найденныхъ I гвоздей и досокъ. Русскій человѣкъ любитъ I старину, оігь недаромъ въ хозяйствѣ и об разѣ жизни подражаетъ своіімъ пре ікам ь. Пещера состояла пзъ двухъ ярусовъ. Опа изрыта въ окрѣпломъ пескѣ, смѣшанномъ съ глиной, и первое, что меня поразило, это образъ, нацарапанный въ углубленіи, неиз вѣстно какого Святителя. Черты лица и пер сты, сложенные для благословенія, такъ хо рошо сохранялись, какъ будто начерчены были наканунѣ открытія. По бокамъ изоб раженія были двѣ наши; въ одной, на лѣ вой рукѣ, какъ видно, было ложе пещерни ка, а въ другой сдѣлано сидѣнье. Я легъ съ наслажденіемъ на это твердое, хладное ложе, воображая себя перенесеннымъ въ отдален ную древность. Для меня не было настоя- ,221 щаго, я жилъ одномъ прошедшимъ. Засвѣ- I тпіи свѣчи, и я прочиталъ надписи: съ пра- ‘ вой стороны изображенія; гппомози рабоусво- нму Феодосъ въ инфеофиловнамимъ моіалѣта; съ лѣвой: втьскапретерпѣхъболясвѣр… ца- рѣодѣлъ…хъ…. Всѣ слова написаны слитно одно подлѣ другаго и древними славянскими буквами. Въ верхнемъ ярусѣ пещеры нашли слѣдующую надпись: ивановъгробъпещерника иваногрѣшныйседежилъіесть. Вся келья, съ проходомъ въ нижнемъ ярусѣ, 5 арш., дли на верхняго яруса 18 арш. Злѣсь направо, въ концѣ пещеры, найдена вадпись: гробъ Ивана пещерника, и признаки деревянной дубовой доски и гвозди. Ширина нижняго яруса 3’/2 арш., а верхняго 13/4 арш., а ин дѣ l‘/ s арш. Оба яруса пещеры имѣютъ видъ креста. Я долго былъ въ этой пещерѣ, и воображеніе мое рисовало бытъ жителя это го подземелья. Я живо представлялъ Ф ѳофи – ла, стоящаго на колѣнахъ предъ Св. изобра женіемъ, сохранившимся на стѣнѣ, и пою щаго божественные псалмы Давида, и мо- жетъ-быть, выходящаго изъ пещеры рано утромъ а поздно вечеромъ, когда озабочен ные люди спятъ, смотрѣть на красивый Днѣпръ, на златоглавую Лавру, и уноситься мыслію въ горняя. Прошедшее было для ме ня темно; по найденнымъ надписямъ и уст ройству пеиіеры трудно дойти до вѣрныхъ заключеній, но за то воображенію была пол ная свобода рисовать картины, которыя бо лѣе нравились сердцу. Можетъ-быть, думалъ я, не пещеры-ли это предг.одобныхъ ФеоФИ- ла а Іоанна, подвизавшихся въ 11 столѣтіи. Эти два брата почиваютъ въ единомъ гробѣ въ ближнихъ пещерахъ Св. Антонія, и очень не мудрено, что они тутъ при жизни неда леко о^ъ Лавры подвизались въ молитвѣ, а потомъ Маркомъ гробокопателемъ перенесе ны въ Лавру. Впрочемъ, этя догпдкк прія:ны только для сердца, пз не удовлетворяютъ математическаго разуыа. Учену.я разысканія профессоровъ объяснятъ вѣрцр этотъ вопросъ: кто жклъ въ эхахъ пещерахъ? Было ссздао, когда я вышелъ изъ пещеры р почувствсрйлъ прелесть свѣжаго воздуха. Хорошо пещеру посмотрѣть Часъ, два; но жить тамъ, по- гребсти себя заживо, не видѣть родныхъ іі милыхъ сердцу, кажется страшнымъ для мір- скаго человѣка. Только первыя времена хри стіанства могли привлечь сюда съ величай шимъ отреченіемъ отъ міра и страхъ отъ враждебныхъ народовъ, дѣлавшихъ часто на бѣги, въ прежнія времена, на Кіевъ. Шумъ работъ около моста умолкъ. Въ природѣ на ступила торжественная тишина. Она какъ- будто въ благоговѣніи съ колѣнопреклоненіемъ молилась предъ свомъ Создателемъ. На Днѣп рѣ невидно было идущихъ лодокъ, только на островкахъ мелькали, какъ звѣзды, рыбачьи огонькс …… (Вѣд. Мосл. Гор. Пол.) Дубленая холстина. Непремѣнный секретарь Им. Московскаго Общества Сельскаго Хозяйства С. А. Масловъ сообщаетъ (’) нижеслѣдующій способъ при готовленія дубленой холстины: «Я гроѣз’іалъ Харьковъ н остановившись въ докѣ князя Н. А Цертелева, увидѣлъ на дѣтяхъ его лѣтніе изъ салфеточной холстины сюртучки и брюки, окрашенные отваромъ дубовой коры, очень красивые и приличные для лѣтней одежды. Эту холстину дубятъ или красятъ въ коричневый цвѣтъ отваромъ ду бильной коры крестьяне, въ деревнѣ князя Цертелева, слѣдующимъ незатѣйливымъ об разомъ: «Настругаютъ дубовой или ивовой коры, и, наливши водою корчагу, котелъ, или гор- (‘) Въ J\/T 6 Журв. Сел. Хоз. н Овц. на 1853 г. ,Шокъ, смотря потоку, сколько предполагается окрасить холста, всыпаютъ въ цего вору и дѣлаютъ крѣпкій отваръ. Потомъ, смотря по тому: хотятъ ли окрасить холстъ въ болѣе темный или свѣтлый дубильный цвѣтъ, раз водятъ этотъ густой отваръ горячею же во дою въ кадочкѣ, или чанѣ, который бы вмѣ стилъ окрашиваемый холстъ и кладутъ его въ отваръ, а чтобы краска ровнѣе вобралась въ нити, то холстъ напередъ смачоеаютъ не много такъ, чтобъ онъ былъ сыръ. Когда же весь холстъ пропитается дубильнымъ отва ромъ, пролежавъ въ немъ нѣсколько времени, его вынимаютъ изъ чана и потомъ катаютъ на прачечномъ каткѣ. Тѣмъ все и оканчи вается, холстика выходитъ дубленая …… «Передавая этотъ способъ для всеобщаго употребленія, я нахожу неизлишнимъ приба вить къ сему слѣдующее замѣчаніе, сдѣлан ное мною въ красильнѣ Хортиакой колоніи, гдѣ красятъ холстину и каленкоръ въ разные цвѣта. Чтобы холстина, положенная въ чанъ, не слежалась и тѣмъ не помѣшала краскѣ равномѣрно проникать ее,—вѣшаютъ надъ круглымъ чаномъ обручъ, а надъ нимъ че- тыре-угольную раму, которая входитъ въ него, и веревкою, перекинутою черезъ крю ченъ, вколоченный въ потолокъ, можетъ опу скаться и подниматься. На этой рамѣ, съ двухъ протпвуположныхъ сторонъ, вколочены маленькіе, азъ тонкой проволоки крючка, въ разстояніи на нолвершка одинъ отъ другаго; за эти врючечки задѣвается кромкою холсти на и остается въ вертикально-висячемъ поло женіи: ое и погружаютъ въ чанъ, опуская ве ревку, и поднимаютъ изъ чана, когда окраска сдѣлалась. На такихъ рамахъ можно выносить окрашенную холстьну и для просушки, не снимая съ кріочко’.ъ, а если цвѣтъ окажется не дозольно гусг’ы: ъ, то погрузить ее въ краснльиь:3 растворъ г? второй и третій разъ.» (Змл. Г аз,) ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Коикурское управленіе, учрежденное по дѣламъ несостоятельныхъ должниковъ умер шаго Харьковскаго купца Ѳедора Емельяно ва и жены его Анны, по второму мужу мѣ щанки, Щербаковой, назначало у себя пуб личную продажу двухъ левадныхъ иѣ^тъ, принадлежащихъ должнику Емельянову, а теперь конкурсной массѣ, состоящихъ г. Харькова 1-й часта въ Немыіш дискомъ пред- мѣстьи; эта левадныя мѣста смежны: 1) съ дворами Харьговскгхъ мѣщанина Ивана Фо мина и государственнаго крестьянина Ѳедо ра Тертичника, и проѣзжими дорогами мимо дому купца Расторгуеоа и по в.дъ р. Харь ковомъ; оное мѣсто окопано канавой и имѣетъ въ окружности 96 саж. и 1 арш., оцѣнено въ 20 р.; недоимки на йенъ однопроцентна го сбора на квартирную повинность и чет верть процентнаго, по 10 число іюня сего год^, 2 р. 6І гсп.; 2) /ъ дворами Харьков- сздзъ государственнаго крестьянина Акима Монаст1 * * * * * 7 ;оскаго ѵ, мѣщанина Ивана Фомина, и проѣзжими дорогами по переулку Монастыр скому по надъ р. Харьковомъ; это мѣсто имѣете въ окружности 14-6 саж., оцѣнено I въ 50 р.; недоимки на немъ однопроцентнаго сбора на квартирную повинность и четверть- процентнаго, по 10 число іюня сего года, 2 руб. 61 коп. Желающіе пріобрѣсти эти мѣ ста благоволятъ явиться на торгъ 28 августа и на переторжку чрезъ три дня, въ присут ствіе конкурснаго управленія, квартира кое го въ домѣ титулярнаго совѣтника Басова, на Пескахъ, неподалеку отъ Университетскаго І сада. ‘ Предсѣдатель конкурса, коллежскій секре • тарь Ѳедоръ Канищевъ. JbCiC ,223 2) Продажа китайскихъ чаекъ изъ москов скихъ магазиновъ купца В. Г. Климущина будетъ производиться въ Харьковѣ, во время Успенской ярмарки, въ Горяиновскомъ пере улкѣ, въ одномъ помѣщеніи съ магазиномъ Леопольда Гиршмана. Чаи развѣшены въ Фунты и полуфунты, обвернуты свинцомъ, съ наложеніемъ пломбъ въ Москвѣ. Продажа по московскому прейскуранту. 3) Учптель Французскаго языка Фридрихъ Левешитейнъ честь имѣетъ извѣстить поч- ♦ теннѣйшую публику, что родители, желающіе помѣстить дѣтей своихъ на вольныхъ квар тирахъ для посѣщенія учебныхъ заведеній: гимназіи и др., могутъ имѣть у меия квар тиры для своихъ дѣтей со столомъ за очень сходную цѣну.—Квартирующіе у меня дѣти, сверхъ надзора за поведеніемъ, въ часы сво бодные отъ гимназическихъ занятій будутъ постоянно, во время пребыванія пхъ на квар? тпрѣ, практиковаться языками: Французскимъ, англійскимъ п нѣмецкимъ. Квартира моя въ домѣ протоіерея Зимина, иа Сумской ул. — 1. 4) Отдается въ наемъ квартира о 8-ми ком натахъ съ мебелью и безъ оной; при ней ко нюшни, сараи, кладовыя, ледникъ и садъ; і-й части 3-го квартала иа мойкѣ ГІ. В. Пи сарева; о цѣнѣ узнать отъ хозяина тутъ же въ домѣ.—2. ВѢДОМОСТЬ о пріѣхавшихъ и выѣхавшихъ. отъ I по 7 августа прибыли : Изъ г. Волчанска, кол. асс. Горпостасвъ; г. Пол- тааы, дѣіістп. стат. сои. Казадасвъ; г. Бахмута, надо. сои. Дмптровскііі; г. Самары, таііп. совѣтп. Волховскій; г. Старобѣльска, подиолк. Головачевъ; г. Чугуева, гсп.-маіоръ Вабиковъ и подполк. Эреп- креііцъ; г. Екатеринослава, от. маіоръ Ссмперовичъ; г. Севастополя, маіоръ Комаровъ; г. ЛеОедича, кол. асс. Святченковъ. В ы ъ х А л и: Въ г. Бѣлгородъ, от. полк. Хотлппцовъ; г. Бого духовъ, кол. сов. Халютпнъ; Москву, отст. маіоръ Іісреполпцыиъ; г. СтароОѣльск’ь, подполк. Шарпъ. Печ. дозвол. 8 августа 1853 г. Д. Качеповскій. Редакторъ Барымовь