Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
39
Дата випуску:
03.10.1859
Дата завантаження:
08.02.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ іАСТЬ НЕОШЙЩАЛЬВАЯ. Л 59. ОУВЗОТА, ОКТЯБРЯ 3 ДНЯ* 1889 ГОДА. Слова, связанныя Г осударемъ И мперато ­ ромъ дворянству Харьковской губерніи, 16 го сентября 1859 года (*). Пользуюсь случаемъ, госпо.іа. находясь среди васъ, чтобы лично насъ ноблаголарить, еще разъ, за усердіе, оказанное нпми, в жертвы, при- несенныя вами въ минѵвшѵю воіінѵ. На счетъ крестьянскаго дѣла, въ которомъ Я также об­ ратился съ полною довѣренностію къ вашему участію и результатовъ котораго п Я, и вы, ожидаемъ теперь, скажу намъ, что оно нодни- гаетса впередъ хотя медленно, но добросовѣст­ но, и Я надѣюсь, что иы достигнемъ съ Бо­ жіею помощію окончаніи этого вопроса, ка<ъ Г ‘ ‘ . ( ■ I 1 С*’ Подробное описаніе пріѣзду ГО С У Д А Р Я И М П Е­ Р А Т О Р А въ Харьковскую губернію помѣщено въ 102 /Урпбав.і. къ Харьк. Губ. Вѣд. 1859 г. Я того желаю, т, е., что бы было хорошо и вамъ и крестьянамъ вашимъ До свиданія, гос­ пода, на балѣ,—Я радъ, что буду надѣть сего дня ваше общество. М освоэсео -С ергіевская ЖЕЛѢЗНАЯ дорога . (Окончаніе ) Сколько извѣстно изъ свѣдѣній, собранныхъ на шоссе, теперь въ разныхъ экипажахъ, отъ каретъ и дилижансовъ до телѣгъ, проѣзжаетъ по дорогѣ между Москвою и Троицко-Сергіеа- скою Лапрою болѣе 150 тысячъ человѣкъ и провозится до 1 милліоновъ ну ювъ клади. Бо­ гомольцевъ въ Лаврѣ бываетъ до 500 тысячъ въ годъ. Офиціальныя свѣдѣнія на Мытищинскомъ ,- 314 заставномъ доиѣ показываютъ, что оо этому шоссе ежегодно проѣзжаетъ почтовыхъ лоша­ дей 15,000, т. е. 41 лошадь въ день круглымъ числомъ, подъ дилижансами 35,000, разумѣя тутъ и тѣ крестьянскіе дилижансы, пъ кото­ рыхъ въ одной телегѣ или въ одной фурѣ ѣдетъ человѣкъ 10 и 12 ; обозныхъ 110 , 0 0 0 , такъ что шоссейный сборъ, на протяженіи 70 верстъ, отъ Москвы до Тровчко-Сергіевскаго посада, простирается до 33,000 руб. сереб. Въ эти цифры не входятъ проѣзжающіе по казенной надобности и потомъ тѣ, которые ѣдутъ на своихъ лошадяхъ или на вольнона­ емныхъ, но не имѣютъ сундуковъ при экипа­ жахъ. Число такихъ лошадей опредѣлить труд­ но, но по примѣрному расчисленію и указані­ ямъ на шоссейныхъ заставахъ можно считать до 35,000 въ годъ. Кромѣ того не включаются сюда обозы, которые объявляютъ, что они принадлежатъ мѣстнымъ жителями; лошадей въ этихъ обозахъ считаютъ въ годъ до 40,000, и большая часть клади этяхъ обозовъ йойдетъ но желѣзной дорогѣ. Всякому извѣстно, что шоссейной сборъ мо- жетъ показать меньшую цифру проѣзжающихъ, но никакимъ образомъ не можетъ показать ее больше настоящей. Сдѣлаемъ же теперь расчисленіе числа про­ ѣзжающихъ, основываясь на этихъ данныхъ. Для этого положимъ на каждую почтовую ло­ шадь по полтора ѣздока, на собственную и ди­ лижансовую по два, будетъ проѣзжающихъ въ оба конца; на 15,000 почтовыхъ лошадей 22,500, на 45,000 дилижансовыхъ 70,000, па 35,000 собственныхъ 70,000, всѣхъ проѣзжающихъ 162,000 или возьмемъ, дла ровнаго счета, еще меньше— 160,000. Многолѣтній опытъ показалъ, что на всѣхъ желѣзаыхъ дорогахъ движеніе проѣзжающихъ усиливается въ 2 съ пол. раза противъ преж­ няго, доселѣ подорожнаго. На. дорогѣ Москов­ ско-Троицкой такой разсчетъ непремѣнно дол­ женъ быть далеко ниже дѣйствительнаго, по­ тому что весьма многіе м о с к в и ч и , бывающіе разъ въ годъ въ Лаврѣ, при удобствѣ и ско­ рости ѣзды, будутъ въ ней нѣсколько разъ; многіе изъ пріѣзжихъ, если не большая часть, непремѣнно поѣдутъ въ Троицкую лавру; на­ конецъ по всей дорогѣ разведутся и огороды п скотные дворы, потому что доставка всего и цѣваыхъ огородныхъ овощей, и масла, бу­ детъ стоить бездѣлицу, къ сравненіи съ цѣною самыхъ произведеній, а содержаніе скота, со­ держаніе и поиѣщеиіе рабочихъ, наемъ земли, вдали отъ большаго города, значительно дешев­ ле городскаго. Оо этому расчету проѣзжающихъ по желѣз­ ной дорогѣ между Москвою и Лаврою должно быть не менѣе 400,000. Положивъ изъ нихъ приблизительно патую долю, т. е. 40,000 въ мѣстахъ 1 го класса, по цѣнѣ 1 р. 95 к. с., всего на сумму 78,000 р. с ; половину, т. е. 290,000, въ мѣстахъ 2 го класса по 1 р. 45 к. сер., на сумму 290,000 руб. сер., и осталь­ ныхъ 150,000 въ мѣстахъ 3 го класса оо 80 к. сер., на сумму 125,000 р.,— можно считать отъ этого числа проѣзжихъ болѣе 490,000 р. сер. ііогомо.іьцевъ считается въ Лаврѣ до 500,000; если положимъ, что въ числѣ ихз> 400,000 идутъ изъ Москвы и со сторонъ примоскон- ныхъ и замосковныхъ, и что изъ этпхъ 400,000 только ось.ная доля иоѣдетъ и вернется, а по­ ловина только вернется по желѣзной дорогѣ съ товарными поѣздами, по дешевой пѣнѣ, напримѣръ по 40 в. сер. съ человѣка, то это составитъ 1 2 0 ,0 0 0 руб сереб. Изъ клади, теперь привозимой, т. е 4 мил­ ліоновъ пудовъ, ПОЛОЖИМЪ, что ТОЛЬКО ПОЛОВИ, на иовезется по желѣзной дорогѣ, т о. 2 милл. пудовъ, и тогда, считав среднимъ чи­ сломъ, по 3 к. сер. съ пуда, это составитъ 60,0()0 руб. сер. Разпица въ цѣнѣ клади бу­ детъ значительная: теперь едва.ли можно за­ платить отъ Москвы до Троицкаго посада мень­ ше 6 в даже 7 к. сер. съ пуда, да шоссейнаго сбора почти 1 коп. сер., слѣдовательно про­ возъ будеѣъ въ 2 съ пол. раза дешевле насто­ ящаго. Кромѣ дешевизны, провозъ клади по желѣзной дорогѣ можетъ еше значительно уве­ личиться и отъ того, чго (§ 11 ) «Общество мо­ жетъ, если признаетъ выгоднымъ, открыть, па общемъ законномъ основаніи, отдѣленіе транспортовъ дла перевозки тяжестей изъ Мос­ квы въ губерніи, лежащія по направленію Яро славскаго тракта в равно страховое отдѣленіе дла страхованія товаровъ, перевозимыхъ по желѣзной дорогѣ». Тргда въ Троицко-Сергіев- скомъ посадѣ заведутся постоялые дворы для извощиковъ, которые всегда найдутъ себѣ ра­ боту отъ Общества, а между тѣмъ жизнь для нихъ и содержаніе лошадей будетъ дешевле, чѣмъ въ Москвѣ, Разумѣется, на .этой дорогѣ не будетъ и тѣхъ издержекъ, которыя многихъ останавливаютъ теперь возить кладь по Нико­ лаевской желѣзной дорогѣ, именно не будетъ ,— 3 15 — вв къ чему ие ведущей в не приносящей нв- какоіі выгоды издержки на агентство, кото­ рымъ подьзуетса Харичиовъ. А между тѣмъ, при перевозкѣ большой клади, эти издержки весьма значительны. * і Но этому приблизительному расчету весь ва­ ловый доходъ желѣзной дороги будетъ прости­ раться до 1170,000 руб. серебромъ. Приблизительная вѣрность этого расчета под­ тверждается еще отношеніемъ шоссейнаго сбо­ ра къ сбору по желѣзной дорогѣ. Валовый доходъ Николаевской желѣзной дороги въ ІІО разъ болѣе бывшаго шоссейнаго сбора по Пе­ тербургско-Московскому шоссе, тоже выходитъ в въ нашемъ расчетѣ. Теперь шоссейный сборъ, на протяженіи отъ Москвы до Сергіевскаго посада, простирается до 33,000 руб., а увели­ чивъ его въ ііО разъ, получимъ ОСО.000 руб., почти тоже, что мы расчислили выше. Но здѣсь болѣе ѣзды на собственныхъ лошадяхъ, нежели сколько было по Петербургскому шос­ се, погону что вблизи Петербурга, кромѣ под- пегербѵргскихъ дачъ, все пустыри в болота, а здѣсь кругомъ все населево промышленнымъ пародомъ, который ва близкихъ раэстоаніахъ, разумѣется, болѣе ѣздитъ на собственныхъ лошадяхъ, а при удобствахъ, представляемыхъ желѣзною дорогою и при скорости ея ѣзды, поѣдетъ по этой дорогѣ. 1 ]дата за агентство мо­ жетъ отнимать много у желѣзной дорого. Теперь переведемъ весь нашъ расчетъ на процентное содержаніе. Весь капиталъ новой желѣзной дороги 1,050,000 р ; валоваго дохода отъ нея можно, нисколько уже не преувеличи­ вая, надѣяться 670,000 р. Изъ этого послѣдня­ го нужно отсчитать до 50 проц, на всѣ из­ держки ио управленію, ва ремонтъ и въ запа­ сный капиталь; чистаго дохода останется 50 проц., т. е. 335,000 р. сер., т. е. болѣе 8 съ чет. проц. Отбросивъ, пожалуй, одну чет. ироцевта, выйдетъ, что по нрибдазігіельно- ыу расчету эта дорога можетъ дать до 8 проц, на акціи. Расчетъ сдѣланъ мною такъ подробно, что всякій, знающій мѣстность, можетъ судить, на сколько могли быть сдѣланы ошибки. Во вся­ комъ случаѣ, предпріятіе это таково, что су­ литъ хорошія выгоды. Къ тому же всѣ рас­ четы я дѣлалъ, предполагая, что дорога пой­ детъ только до Сергіевскаго посада, и что аа- эвавіе Московско-Ярославской болѣе звучное, нежели дѣйствительное Л если точно опа продолжится до Ярославля, разумѣется, въ отношеніи къ капиталу, совершенно независимо отъ Московско-Сергіеоской желѣзной дороги, тогда выгоды акціонеровъ этой послѣдней уве­ личатся, по меньшей мѣрѣ, на 25 проц , то есть, если эта дорога въ началѣ дзетъ 8 проц., то тогда будетъ давать никакъ не менѣе 10 проц., если только не болѣе. Движеніе тогда увеличится ве нэ маломъ протяженіи 70 вер , а «а всемъ пространствѣ до Волги, на всѣхъ 247 верстахъ, я по всей дорогѣ, по которой стоятъ города Переславль-Залѣсскій и Рос­ товъ, знаменитый своими ярмарками и привле­ кающій къ себѣ множество набожныхъ молель­ щиковъ; увеличится оно и за Ярославлемъ по Волгѣ, глѣ съ одной стороны въ 60 верстахъ Кострома, а съ другой Романовъ-Борисо- глѣбскъ и Рыбинскъ, гдѣ все народонаселеніе промышленное и торговое, по этому самому недомосѣдное. Но я ве скрываю, что говорю какъ любя- битель желѣзныхъ дорогъ, по крайней мѣрѣ любитель удобствъ, ими доставляемыхъ, и ихъ защитникъ, а есть же, и еще довольно много людей, спльно на нихъ возстающихъ. Разу­ мѣется, теперь такія возстанія кажутся уже анахронизмомъ, по давно ли еще, менѣе 30 лѣтъ, они были почти всеобщими. Просмотримъ только лѣтописи желѣзныхъ дорогъ между 1825 и 183¾ г. въ передовой странѣ всѣхъ современныхъ движеній, въ Англіи, и что же мы тамъ находимъ? «Большіе землевладѣльцы, перы королевства, рѣшительно отказали въ дозволеніи пересѣчь дорогами свои парка, лѣса и луга. Они ужа­ сались при мысли о тысячѣ неудобствъ, по большей части, пустыхъ, или чрезъ мѣру пре­ увеличенныхъ. Теперь едва лп повѣрятъ нѣ­ которымъ возраженіямъ, поднятымъ въ то вре­ мя Тогда кричали, что огонь, вырывающійся изъ трубъ паровозовъ, зажжетъ лѣса- и жни­ вы, что шумъ сдѣлаетъ замки цсобытаемыми и, пугая стада, повлечетъ за собой ужасныя несчастія. Факты убѣдительно доказали, что землевладѣльцы въ Англіи, какъ и въ другихъ стравах », извлекли огромныя выгоды изъ же- лѣзныхз. дорогъ: поземельная собственность, пересѣченная новыми дорогами, возвысилась, среднимъ числомъ, по крайней мѣрѣ отъ 25 до 100 проц,; но такія послѣдствія не могло тотчасъ же сдѣлаться яспыми для умовъ пре­ дубѣжденныхъ. Если по временамъ нѣкоторые землевладѣльцы и соглашалось на полюбовную сдѣлку, то эта жертва чисто личнаго снисхож- ,- 316 — ленін уплачивалась баснословными суммами >, Такъ разсказываетъ вамъ Одигавъ (ДисІІ- о;аппе) вг своемі. сочиненіи-. «Ьез сЬетіпз (1е Гсг аириічГ Ьиі еі (Іапз сепі апз сЬег Іои;» Іез реиріез» (1858). У, вето же находимъ мы споры о томъ, брать зп устройство желѣзныхъ дорогъ ора- вительствѵ исключительно ва себя или предо­ ставлять ихъ частнымъ обществамъ .(тогда ато былъ предметъ сидровъ.). Споры эти происхо­ дили въ 1838 году и на нихъ знаменитый Араго защищалъ послѣднее. Въ этой защитѣ знаменитый ученый и вмѣстѣ съ тѣмъ одинъ изъ краснорѣчивѣйшихъ ораторовъ, долженъ былъ защищать еще выгоды, превосходство желѣзныхъ дорогъ и ихъ неоспоримую веоб ходимость. «Онъ высчитывалъ, что желѣзныя дороги удесятерили силу лошади, по крайней мѣрѣ ея полезную силу», что «онѣ составля­ ютъ одно изъ самыхъ важныхъ открытій на­ шего времени и соединяютъ съ силою, въ раз­ мѣрахъ истинно иеожвдаоиыхъ, всѣ средства скорости » Все это надобно было доказывать еще двад­ цать лѣтъ тому назадъ; мудрено ли, что у васъ въ мѣстах і, удаленныхъ отъ движенія, остается еще много недовѣрія къ гигантскому преобразователю ѣзды и .перевозовъ. Оно тѣмъ болѣе наит извинительно, что составляетъ.на­ шу болѣзнь хроническую. Недовѣріе вводилось въ нашу общественную жизнь десятками лѣтъ, если не болѣе, и много еще есть доброхот­ ныхъ старателей, если только вѣрить, что чи­ сло ихъ уменьшилось противъ прежняго, ко­ торые безпрестанно шаткостію, колебаніемъ, милліонами ненужныхъ и ни къ чему ве веду­ щихъ препятствіи и боязнію гласности, под­ держиваютъ его въ нашемъ обществѣ. Но самыя желѣзныя дороги и ихъ громад­ ные успѣхи разсѣяли уже теперь всякое, сколь­ ко нибудь разсудительное недовѣріе. Въ отно­ шеніи къ той желѣзной дорогѣ, о которой мы говоримъ, встрѣчаются ввогдя возраженія дру­ гаго рода, опирающіяся не на недовѣріи, а просто па какой то неподвижности, которая ищетъ ,себѣ основъ во всемъ, за что только могутъ уцѣпиться ихъ отсталые взгляды и эго­ истическія,, сужденія. Мы читали объ этого ро­ да возраженіяхъ въ Л ? 2-мъ Вѣстника П ро­ мышленности прошедшаго года, откуда и вы­ пишемъ н е, что тамъ объ этомъ ‘говоритса (въ отдѣлѣ обозрѣній промышленности п тор­ говли, стр. 130:) «Но есть другаго рода возражатели, есть лю­ ди, которымъ проведеніе желѣзной дороги въ нашей древней русской святынѣ кажется ль­ домъ нсблагочестивыаь, уменьшающимъ бла- гочестипую ревность молельщиковъ, слѣдова­ тельно, потрясающимъ первыя основы нашей народной жизни. Другіе, этого я;е разряда, бо­ ится, что желѣзная дорога, вблизи двухъ мо­ настырей, посягаетъ на набожную тишину, ѳа душеспасительное безмолвіе монашескихъ кел- лій. Разумѣется, и то и другое возраженіе есть плодъ того застоя ума, который у насъ встрѣчается чаще нежели гдѣ либо; чаще по- тому, что у васъ, болѣе нежели гдѣ либо, лю­ да умные, часто образованные и когда то ши­ роко обнимавшіе предметы, будучи обречены обстоятельствави на внѣшнюю, иногда и ум­ ственную бездѣйственность, погружаются сами въ себя; въ самихъ себѣ ищутъ средоточіе всего, и охуждаютъ все, не отъ нихъ вышед­ шее и ве ими начатое. Всякое внѣшнее дви­ женіе кажется имъ враждебнымъ желаемой ими полной, ни чѣмъ не возмущаемой, безмятеж­ ности, хотя бы она, какъ стоячая гнилая во­ да, душила всѣхъ ихъ собрагій и заражала со­ бою живительный воздухъ. Въ ихъ то средѣ и формируется Фаланга тѣхъ гасителей всякаго свободнаго луча просвѣщенія, незаконанпаго къ умополэаляющіа цѣни схоластики, тѣхъ охра­ нителей неподвижности, полагающихъ препону всякому свободному шагу, одвимч. словомъ, Фа­ ланги тѣхъ заклятыхъ враговъ всякагонечриг- негениаго приволья жизни, для которыхъ и не рабское слово, и благородно-свѣтлая мысль, и прямое дѣло на благо людей, не опирающееся на канцелярскія цитаты и неоскверненное всѣ­ ми учепо-подъяческвми сужденіями, все кажет­ ся поелгаыіемъ на прежнее завѣтное, даже на святыню народа. Благочестіе народа и святость вѣрованій въ ихъ глазахъ такъ шатки, что они только и могутъ держаться при самой у- порной неподвижности; всякое улучшеніе въ пользу бѣднаго труженика, стремленіе избавить человѣка отъ подчиненія себя ненужному гне­ ту природы можетъ, по ихъ миЬнію, потрясти основы вѣрованій. Желали бы мы знать, ви­ дятъ ли оии какъ, отстаивая религію, своими доводами опи обнаруживаютъ невѣріе къ ея святости и къ ея незыблемости. Ови не вѣрятъ искренности иноческаго отреченія и потому думаютъ, что одно насильственное удадевіе отъ ,- 317 искушеній міра можетъ оградить иноческое благочестіе. Мы не можемъ не только раздѣ­ лять, но и представи’Ь себѣ такого невѣрія; вамъ кажутся жалкими такіе зашвтвикп, невѣ­ рующіе въ внутреннюю силу в крѣпость того, что хотятъ они защитить одною внѣшнею не. подвижностью. » Но оставимъ въ покоѣ всакаго думать, какъ овъ хочетъ, и возвратимся къ самой желѣзной дорогѣ. По всѣмъ соображеніямъ, это новое предпріятіе должно быть весьма выгодно съ самаго его начала, впереди ово сулитъ еще большія выгоды. Надобпо просвть одного, что бы правленіе Общества вв какъ не вздумало смотрѣть на желѣзную Дорогу, какъ на свою вотчину, или какъ ва свою благопріобрѣтенную собственвость. Чтобъ ово постоянно помнило, что тутъ 27,000 времевныхъ владѣтелей въ отношеніи къ экономическому распоряженію работами в ко всему хозяйственному составу предпріятія, — что даже самыхъ дѣйствитель­ ныхъ представителей ихъ будетъ, быть можетъ, не менѣе 5,000 человѣкъ. Чтобъ оно также было убѣждено, что удобства, вниманіе къ тре Сованіямъ проѣзжающихъ въ мѣстахъ всѣхъ классовъ, ваботливості. о бережности клади, что все это никакъ не есть съ ихъ стороны ми­ лость, ни даже заслуга, а простое в непремѣн­ ное исполненіе обязанности. Ііпнросъ: что же дѣлать правленію и цѣло­ му Обществу новой желѣзной дороги, чтобъ свѣрить всѣхъ, что оно точно такъ, а не ина­ че повиваетъ дѣдо Отвѣтъ простъ: давать полный и подробный отчетъ во всѣхъ снпиіъ дѣйствіяхъ, а не хра­ нить ихъ въ такой непроницаемой тайнѣ, въ какой хранидо свои таинственные подвиги Главное Общество россійскихъ желѣзныхъ до. рогъ. Посмотрите, напримѣръ, но Франціи: тамъ есть .Іпигпаі (Іей сЬетіпз сіе Ге$/ Мопіісиг сЬ з іпіёгйія Ьаіегіеіз, Асііоп- ПаІГВ. Въ нихъ передаются нсѣ дѣйствія, да­ ются отчеты о движеніи, о приходахъ в рас­ ходахъ. Акціонеры могутъ постоянно слѣдить, обдумывать и идти уже готовыми въ общее собраніе. А у насъ? Только въ залѣ общаго собранія вскрывается печать таинственности, тутъ въ продолжепіи засѣданія ‘прочитываютъ вамъ отчетъ; ряды цифръ всею массою втѣ­ сняются въ голову слушателей: гдѣ же тутъ спокойно сообразить, сдѣлать дѣльное возраже­ ніе, подать голосъ, ве общеыѣстный, а идущій въ цѣли? У насъ еще желѣзныя дороги такъ мало вока захватила мѣста своимъ движеніемъ, ио этому самому такъ пока ете мало сосредо­ точиваютъ на себѣ вииманіе большинства, что особаго органа гласности овѣ имѣть не могутъ. Но онѣ могутъ выбрать одинъ взъ существу­ ющихъ уже журналовъ, принимать псѣ возра­ женія в жалобы, и въ своемъ органѣ отвѣ­ чать на нпхъ Ксли только будетъ это введево Обществомъ Москоиско-Оргіевской желѣзной дороги, какъ мы в надѣемся, то можно быть увѣреннымъ, что всѣ будутъ ей весьма и весь* ма благодарны. Само собою разумѣется, что втого нельзя сдѣлать безъ расходовъ, но какіе же эго расходы въ такомъ огромномъ пред­ пріятіи? Положимъ, что Общество назначитъ шестую долю процента (что можетъ дать ему мѣсто въ журналѣ), тогда ва каждую акцію, предполагая, что только что будетъ получать- са 6 °/0, придется тридцать шестая ея часть, вдв проще, переводя ва деньги, тогда ва каждую акцію придется ’25 к. расхода а между тѣмъ за эти 25 к. каждый акціонеръ будетъ имѣть воз­ можность слѣдить за ыскмъ, что происходитъ въ предпріятіи, въ которомъ онъ принимаетъ полное участіе. Чйыъ открыгѣе ведется дѣло, тѣмъ болѣе внушаетъ оно къ себѣ довѣрія. Александръ Смирновъ. Цементъ-діамантъ.—Ленарово отъ подноты.—.Музыкаль­ ная иовость,—Новая книга. -Театральныя замѣтки. — Недавно Резулъ изобрѣлъ новое средство для склейки стекла и Фарфора. і родство Это состоитъ взъ смѣси рыбьяго клея, алкоголя и нашатыря, изъ которой дѣлается жидкая ма­ терія; ею смазываютъ разбитыя части посуды и крѣпко сжимаютъ. Когда цементъ высохнетъ, то осколокъ пристанетъ такъ крѣпко и плот* но, что ве будетъ зам+тна даже трещина. Изо­ брѣтеніе это очень полезно для хозяйства, и нельэя не поблагодарить изобрѣтателя за его полезный цементъ • діамантъ. __ Докторъ Дюшень Дюпаркъ нашелъ, что растеиіе Гисиз ѵезісиіагіиз производитъ стран- 2 ,рое дѣйствіе ла человѣка. Омъ начинаетъ за* мѣгно худѣть, не чувствуя однако ни какой бода, ни какого разстройства въ пищевареніи. Эго открытіе очень важно, потону что многіе страдаютъ отъ полноты и не знаютъ, какъ отъ вей и з б а в и т ь с я . Докторъ Дюшень употребляетъ дистья и стволъ растенія для приготовленія изъ впхь или микстуры, или порошковъ, или пилюль, и успѣлъ уже вылечить нѣсколькихъ толстяковъ. Французскою академіею ѵеіиципы назначены два ученыхъ комнисара для вѣрнѣй­ шаго изслѣдованія свойствъ Гисіій ѵе$іеиІа- ГІІІ 8 И его дѣйствія, — Содержатель Политехяографическаго зато* ленія въ ІІетеобургѣ, А. О. Научалъ, въ УѴ? 85 Ил люстраціи помѣстилъ извѣстіе, что онъ намѣренъ преступить къ изданію 38 сонатъ Бетговева, единственному полному изіанію, составляющему около 650 страницъ. За грани – цей нѣтъ полнаго изданіи сонаіъ безсмертна­ го Бетговена; въ Россія онѣ появляются въ первый разъ, тшательчо пересмотрѣнныя І о ­ сифомъ І’унке, авторомъ руководствъ къ изуче­ нію гармонія и сочиненію музыки.—38 сонатъ Бетговена А. О. Бауманъ намѣренъ выпустить въ трехъ томахъ, іп ІоІІо. При перкомъ томѣ будетъ портретъ Бетговена, при второмъ его біографія, мри третьемъ оглавленіе сопатъ, съ ихъ посвящ еніями и списокъ подписчиковъ. Что бы сдѣлать это изданіе обіиодосгуонымъ п до­ ставить возможность пріобрѣсти его даже ли­ цамъ не богатымъ, назначается ему цѣна 13 р. сер, съ пересылкою, что составитъ четверть цѣны тѣхъ же сонатъ, продаваемыхъ отдѣлъ но. Всѣ доски для этого изданія уже выграни рпианы и первый томъ выйдетъ 15 декабря, второй I марта, а третій 15 мая 1860 гола. Требованія адресуются: А О. Бауману, въ По- лизехпографичѳское заведеніе, на Сергіевской, No 58. — На дняхъ вышла въ Харьковѣ книга подъ заглавіемъ: « Историка статистическія записки объ Императорскомъ Харьковскимъ Университе­ тѣ и его учебныхъ заведеніяхъ, отъ основанія до 1859 г », составленная, при сод ѣйствіи про­ фессоровъ и чиновниковъ университета, по­ мощникомъ попечителя харьковскаго учебнаго округа К. К. Фойгтомъ. Книга эта продается въ магазинѣ Апарина и въ Университетской типографіи. О пей мы надѣемся поговорить Подробнѣе въ послѣдствіи. — Съ Покровскою ярмаркою начался у насъ опять ярлгарочный сезонъ, н, для начала, Г жа Барсова поставила на свой бенефисъ, 2 октя­ бря, невиданную доселѣ (*) драму въ трехъ дѣйствіяхъ: « Невѣста-разбойника », съ прина- длежащимв къ ней музыкой и пожаромъ Не говоря уже объ отсутствіи какой бы то вибы- до идеи, «Невѣста-разбойника» переведена съ вѣмецкаго тяжелыми, невыносимыми стихами, ■ въ пей дѣйствующія лица трепещутъ (съ приличными, конечно, жестами), ужасаются, зрятъ, и вообще выражаются такими мудрены­ ми Фразами, что зрителю ничего не остается, какъ тоже ужаснуться и, Схвативъ въ охапку кушакъ и шапку, бѣжать скорѣй безъ памяти домой!. . Произведенія отечественной драматической ли­ тературы въ послѣднее время у насъ какъ-то не въ ходу. Болѣе уже мѣсяца, какъ на сце­ нѣ нашего театра не существуютъ ни піесм Островскаго, ни Гоголя, а по большей части ніесы съ принадлежащими (убійственное сло­ во!) къ нимъ всѣми нелѣпостями, начиная отъ пожаровъ и разрушеній, п кончая красными и другими разноцвѣтными бенгальскими огня­ ми. Пожалуй, можно подумать, что публи­ ка пристрасня кз. подобнымъ произведеніямъ и находитъ удовольствіе ороси дѣть 3 или 4 часа и наслушаться хоть такихъ, напримѣрз.. Фразъ: «О! нырни у меня сердце растопчи его ногами, но ве отвергай, не отвергай моей плаченной любви!» и пр. Немудрено послѣ этого, что Эс- мораль.* і отвергаетъ любовь Син дика, у ко­ тораго можно вырвать сердце или истоптать его ногами.. . Къ разряду такихъ, если пе хѵд. тихъ, произведеній принадлежитъ драма «Не­ вѣста разбойника». Объ исполненіи ея и го­ ворить нечего, потому что, при всемъ по­ сильномъ стараніи іг Рыбакова, Арсеньева и гг. Бобровой и Рыбаковой — сдѣлать что ни- буль порядочное изъ своихъ ролей, игранная драма ничего не выграла, какъ и сама бенефи­ ціантка. За драмой данъ былъ водевиль: Ж е ­ нихъ на расхватъ », гдѣ г-жи Александровская, Лаврова, Барсова и гг. Нечаевъ, Александров­ скій довольно отчетливо передали свои роли и хоть немного успѣли развлечь публику послѣ скучной драмы. Въ ѳтомъ же водевилѣ роль Фаншеты играла маленькая д ца Барсова и такъ прекрасно передала свою роль, что мож­ но надѣяться, современемъ она будетъ очень I*) Драма эта, какъ сказано въ афишѣ, играется въ первый разъ! ,319 іпропіею актрисою, разумѣется пре извѣст­ ныхъ условіяхъ, необходимыхъ для развитія артистическихъ талантовъ. н. л. Ш І О Г Р М І ‘ Ю І Я І І 3 1 Ш І Я . Объ изданіи съ 1-го Ноября 1859 года Р У С С К О Й Г А З Е Т Ы Въ Октябрѣ прошедшяго годя, объ являя объ Пі.іаніи нашей газеты, мы говорили, что она вміиайа потребностями средняго и недостаточ­ наго круга Нашего обіпестня. Основная идеи газеты—служить большинству, а не исключи­ тельному счастливому меньшинству, очевидно была современна и полезна: она нашла послѣ­ дователей. Способъ исполненія нашей цѣли — быть органомъ потребностей средняго класса и замѣною пеюстѵпнмхъ по цѣнѣ для него из линій, заслужилъ видимое расположеніе обще­ ства. Мы не желаемъ, въ доказательство этого, приводить цифры нашихъ подписчиковъ; не хвастаась успѣхомъ, и не увлекаясь нреувели ченнымн надеждами, мы можемъ сказать, что встрѣтили сочувствіе, на которое имѣли право надѣяться но чистотѣ нашихъ намѣреній. Въ ноябрѣ кончается первый годъ существованія газеты; она вступаетъ въ новый періодъ дѣя­ тельности, СЪ НОВОЙ опытностію и большими средствами ддя исполненія своей программы. Въ слѣдующемъ году Русская I азота будетъ издаваться но прежней программѣ а въ преж­ немъ Форматѣ в объемѣ. Программа еа слѣдующая: Отдѣлъ первый. Распоряженія п постановле­ нія Правительства. Внутреннія извѣстія, изла­ гаемыя въ видѣ общаго обозрѣнія; въ составъ ихъ входятъ извѣстія военныя, гражданскія, торговыя а промышленныя; дѣйствія погранич­ ныхъ войскъ по офиціальнымъ источникамъ, дѣйствіе Флота, сооруженіе новыхъ зданій, дорогъ, каналовъ, внутренняя и внѣшняя тор­ говля, цѣны товарамъ и акціямъ, открытія но­ выхъ всточааковъ промышленности, дѣятель­ ность промышленныхъ н торговыхъ компаній. обсужденіе торговыхъ и экономическихъ во­ просовъ и проч. Отдѣлъ второй. Иностранныя извѣстіе: 0607 зрѣніе военныхъ, гражданскихъ я промышлен­ ныхъ событій въ другихъ государствахъ. Ино- странныя извѣстія сообщаются не отдѣльными отрывочными извѣстіями, но въ общемъ очер­ кѣ. Отдѣлъ третій. Смѣсь: повѣсти в разсказы, статьи касающіяся наукъ, хозяйства, промыш­ ленности и библіографіи. Въ третьемъ отдѣлѣ будетъ появляться, но временамъ. Московская и ^акціонерная хроника и литературное обо­ зрѣніе. Условія оодпоекя! Для гг. Московскихъ подписчиковъ, съ до­ ставкою на домъ и для гг. С. Петербургскихъ подписчикомъ съ пересылкою по почтѣ: Въ годъ 3 руб. Г>0 коп., въ піУлгода 2 руб., въ три мѣсяца I руб. 50 коп, сер. Для гг. иногородныхъ подписчиковъ, съ пе­ ресылкою по почтѣ: Въ годъ 4 руб., въ полгода 2 руб. 25 кон., въ три мѣсяца 1 руб. 50 коп. сереб. Подписка Принимается Въ Москвѣ: въ Конторѣ «Русской Газеты», на Воздвиженкѣ, въ домѣ Осиповскаго в у всѣхъ Московскихъ книгопродавцевъ. Въ С. Петербургѣ, въ книжныхъ магази­ нахъ: Базунова, на Невскомъ проспектѣ въ домѣ Энгельгардтъ; Смирдина сына и К°, на Невскомъ проспектѣ, въ домѣ Петилія, близъ Адмиралтейской площади, и у всѣхъ С. Пе­ тербургскихъ книгопродавцевъ. Гг. иногородныхъ подписчиковъ покорнѣйше просимъ адресовать свои требованіе въ Редак­ цію «Русской Газеты» въ Москвѣ. Кромѣ означенныхъ мѣстъ подписка прини­ мается во всѣхъ кпижныхъ магазинахъ и поч­ товыхъ конторахъ Имперіи. Редакція отвѣчаетъ за правильную и свое­ временную доставку только тѣмъ лицамъ, ко­ торыя подпишутся на «Русскую Газету» въ ея конторахъ. По причинѣ ограниченной цѣны газеты, ре­ дакція вынуждена, въ видахъ уменьшеніе рас­ ходовъ, печатать газету по числу наличныхъ подносчиковъ, а потому покорнѣйше просохъ, ,чтобы лица, желающія получать Русскую Газе­ ту, благоволили доставить свои требованіе въ редакцію не позже 1 го ноября; нъ противномъ случаѣ опи могутъ встрѣтить замедленіе въ •ысылкѣ нмъ первыхъ нумеровъ. Примѣчаніе. Подписка принимается не да­ лѣе, какъ по 4 е ноября 4860 года. ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1 ) Правленіе Харьковской Акціонерной Болтаніи по торговлѣ шерстью извѣ­ щаетъ объ утеріь акціи, выданной .> ген- варя 1852 іода за і5‘Ю на им дво рянки дѣвицы Маріонилы Александровны М неновой.— 1. 2) Опекуномъ, купцомъ Петромъ Соб кинымъ , съ разрѣшенія Харьковскаго Си­ ротскою Суда , будетъ пробиваться умер­ шаго Московскаго купца Тимофѣя Бого­ молова имущество и товаръ , принидле жащій къ лаковому заводу . состоя щіе, Харьковскаго угьзда, въ деревнѣ Б арачевкѣ , помѣщика Щербины , 2 ноя бря , а находящійся в® юродѣ Харьковѣ сургучный товаръ ею же Богомолова.—въ лдякіь купцевъ Пащенка и Тряпки на близъ ірадской полиціи, бывшей Карпова, – 5 но ября сею года. Желающіе имѣютъ явить­ ся въ тѣ міьста на означенныя числа. 3^ Продается за выгодную цѣну піано, мало-игранное, палисандроваго оерева. не терЪуріской работы мастера Боха; можно видѣть и о цѣнѣ узнать на Те атральной площади, противъ Лютеран­ ской церкви, въ долгѣ Выходцевой. і) Управляющій Харьковскою Земскою конюшнею извѣщаетъ, что въ селгъ і оду, во второй половинѣ октября мѣся- ца. будетъ производиться при земской конюшнѣ, для гг. помѣщиковъ коннозавод­ чиковъ Харьковской губерніи , продажа ло­ шадей безъ аукціона , по опредѣленной имъ рѣшительной оцѣнкѣ, отобранныхъ для сего изъ Государственныхъ конскихъ заводовъ, а именно: жеребцовъ 5 и ко­ былъ рысистыхъ 4. Въ случаѣ на какую либо изъ этихъ лошадей явится нѣсколько желающихъ, то между ими будетъ установленъ жре­ бій. Продажа назначается 20 числа буду щахо октября мѣсяца, въ домѣ земской конюшни. Сверхъ сею предупреждаются и, кон­ нозаводчики, что во время Крещенской ярмарки настоящаго іода партія изъ 54 лошадей будетъ продаваться по на­ значенной оціьнкѣі въ аукціонъ же эти лошади поступятъ въ такомъ только случаѣ , когда по опредгьлепной оцѣнкѣ не бу бутъ разобраны — 2. 6] Старшины Харьковскаю коммерче­ скаго клуба покорніьйше просятъ и., чле­ новъ онаю пожаловать въ контору клуба для перемѣны гоОовыхъ билетовъ на зва­ ніе членовъ. — 2. 6) Курской губерніи помѣщикъ предла­ гаетъ прюбрѣсть покупкою или взять на- прокормъ по условію овецъ электораль­ ной породы отъ 500 до 4000 головъ; просить желающихъ отнестись о семъ къ нему съ означеніемъ цѣны и условій, Кур­ ской губерніи въ юродъ Щигры, на имя Дмитрія Васильевича Дурнова.- 3. О тъѣзжаютъ за границу : і ) Австрійскій подданный купецъ Са­ муилъ ІПулимъ,—въ Авсіпргю. — I. 2.) Вдова артиллеріи штабсъ капитана Александра Михаиловна Павлова, —въ Германію и Францію, —Л. Ііез. цозвоа . 3-го оьтабря 1859 г/ Ценсоръ А Зернинъ. Редакторъ Щитовъ.