Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
38
Дата випуску:
26.09.1859
Дата завантаження:
08.02.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ Л? 58. СУББОТА, ОЗЕТАаРЯ 26 ДКЯ, 1839 ГОДА. А І0С КО ВС 8О -С е Р П ЕВС *А Я ЖЕЛѢЗНАЯ ДОРОГА (* ). Прош л) около года, ка;-.ъ ироиесся первый слухъ о тонъ, что утверждено изслѣдованіе нута для новой желѣзной дороги отъ Мосввьі до Троицко-Сергіевской лавры. Насъ, москви­ чей, не могъ ве порадовать такой слухъ, и мы не могли не ждать съ нетерпѣніемъ его испол* ыевіа. Троицко-» ергіевская лавра для всѣхъ, Сеэъ исвлючевіа, и жителей Москвы, и заѣз­ жихъ въ Москву, и на-своро черезъ нее про­ ѣзжающихъ, такое мѣсто, гдѣ непремѣнно же­ лаетъ побывать всякій. Люди богомольные для молитвы, для поклоненія гробу преподобнаго Сергія, котораго обитель сдѣлалась во всей сѣ­ веровосточной части Россіи тѣмъ же, чѣмъ Кіевъ въ югозападной ея сторонѣ. Нутешест- (‘) Изъ Московскихъ Вѣдомостей. веввяки-турвсты не могутъ пропустить обите­ ли, важнѣйшей въ исторіи до-петровской Рос­ сіи, благословившей русское воинство, рукою преподобнаго Сергія, на знаменитое Мамаево побоище и отстоявшей мужествомъ своихъ и- воковъ знаменитую въ исторіи того времени осаду. Не могутъ они пропустить в потому, что сюда стекаются сотни тысячъ поклонни­ ковъ и что здѣсь не буллами, ве взысканіемъ десятины отъ имуществъ, а однимъ благоче­ стіемъ вѣрующихъ царей и нищихъ, богатыхъ в убогихъ, скопились несмѣтныя богатства церковныя. Мало найдете москвичей, которые бы, хота однажды въігодъ, ее были въ Троицко-Сергіев­ ской лаврѣ, а сколько встрѣтите вы такихъ, которые ѣздятъ^туда по два и по тро раза. Всѣмъ имъ желѣзная дорога облегчитъ воз­ можность ѣзды, сохранивъ в время в пздерж кв. Сколько есть желающихъ поѣхать, особен­ но въ праздники, во оо неводѣ оставляющихъ ,г – 306 свое желаніе нспсподпевнымъ, потому что те­ перь, во смотра на шоссе, надобно употребить на эту поѣздку никакъ не менѣе одного дня, при довольно значительныхъ издержкахъ, и ни какъ не менѣе двухъ дней людямъ, не имѣю­ щимъ- столько средствъ, чтобы нанять особей ный экипажъ н ѣхать на почтовыхъ, пли на сдаточныхъ. Наконецъ, говоря о самоіі дорогѣ внѣ Лавры, .нельзя не взять и того въ расчетъ, что въ Москвѣ нѣтъ удобныхъ поѣздовъ на какую ннбудь загородную прогулку, тогда какъ по эт’ой дорогѣ село Большія Мытищи—пои­ лецъ Москвы чистою здоровою водою, будетъ, какъ говорится, рукой подать. По всѣмъ этимъ причинамъ желѣзная дорога отъ Москвы до Троицко Сергіевской лавры мо­ жетъ считаться истинвымъ подаркомъ для мос­ квичей всѣхъ сословіи, вѣрованій и всякаго образа мыслей. Кто ѣдетъ молиться, тотъ въ 1 % часа, а можетъ быть о меньше, будетъ у Сергія; вѣроятно, поѣзды распредѣлятся такъ, что въ праздникъ онъ можетъ отправиться у- тромъ, поспѣть въ обитель кт. обѣднѣ, н по­ томъ, смотря по своему времени, или воротить­ ся домой къ обѣду тоже въ іу а часа пли ос- таться тамъ до одного изъ слѣдующихъ по­ ѣздовъ. Набожныхъ пѣшеходовъ она не мо­ жетъ отвлечь отъ набожности, точно такъ, какъ не отвлекаютъ и теперь ни дилижансы, пи омнибусы, ни другіе способы ѣзды. Же­ лѣзная дорога путь не принудительный: кто хочетъ идти, тотъ пойдетъ ори ней также, какъ онъ влетъ н теперь. Даже мы сказали бы болѣе: тогда настоящее шоссе почтя исключи­ тельно сдѣлается дорогою богомольцевъ и нв что, кромѣ развѣ обозовъ, да проѣздовъ мѣст- пыхъ обителей, не развлечетъ ихъ вниманія. Желѣзная дорога отниметъ у настоящаго пѣ­ шеходнаго пути весь характеръ гульбипіа, ес­ ли и есть дола этого характера въ настоящемъ пѣшешестаіи. Какъ москвичъ и, пожалуй, какъ любитель удобствъ, радующійся всему, что облегчаетъ тяготы вашего брата неимущаго, слѣдователь­ но, уже необходимо, какъ защитникъ желѣз­ ныхъ дорогъ, я говорю: какъ мы рады повой желѣзной дорогѣ! Но дѣло не въ нашей радо, ств, а въ самой дорогѣ. Объ вей теперь и потолкуемъ. Судя по тому, что сказано въ ‘недавно напе­ чатанномъ уставѣ Общества Москонско Яро­ славской желѣзной дороги, проведеніе е» су, лвтса вамъ въ скоромъ времени, а объявленіе отъ учредителей, напечатанное на прошедшей недѣлѣ въ М осковскихъ В ѣ дом ост яхъ, извѣ­ щаетъ васъ, что съ 15 іюла начнется уже и раздача акцій. На первый разъ названіе Московско Ярослав­ ской желѣзной дороги нѣсколько охладило ра­ дость ожиданія: выходитъ, это предпріятіе большое, требующее весьма значительнаго ка­ питала, больше 15 мвлліон. руб. сереб.; выхо­ дитъ, зто предпріятіе длинное, а мы уже на опытѣ, по ходу Главнаго Общества русскихъ желѣзныхъ дорогъ, видимъ, что длинные пред­ пріятія движутся медленно, что у нихъ на каждомъ шагу тормазъ, что все какъ будто- что-то ложится поперегъ ллиппыхъ рельсовъ, даже еще прежде чѣмъ овп положены. Но § ‘2 устава насъ успокоиваетъ На дѣлѣ является, что Московско-Ярославская желѣзная до-рога пока еще предположеніе, ріа (ІСЗІСІегІа, или попросту: улита ѣдетъ, коіда то будетъ, что (§ л) «на дальнѣйшемъ протяженіи отъ Сер­ гіевскаго посада до Ярославля общество устраи­ ваетъ желѣзную дорогу тогда, когда прави­ тельство признаетъ ее нужною для общей поль­ зы промышленности, или же и прежде требо­ ванія правительствомъ таковаго устройства, какъ скоро само общество найдетъ сооруженіе сего пути для себа полезнымъ.» На дѣлѣ весь уставъ относится къ Москов- ско-ѣергіевской дорогѣ и тутъ (§ 3) «Общество обязывается приступить къ работамъ желѣзной дороги не позже одного года послѣ утвержде­ нія настоящаго устава н вести ихъ такъ, что бы движеніе по всей желѣзной дорогѣ отъ Москвы до Сергіевскаго посада было открыто черезъ три гола отъ начала работъ, и не да­ лѣе какъ четыре года послѣ утвержденія уста­ ва » Слѣдонятельно, ускореніе будетъ зависѣть отъ самаго Общества, а само собою разумѣет­ ся, что никакому обществу пѳ выгодно, чтобъ капиталъ его оставался мертвымъ, тѣмъ болѣе, что по § 19 «во врем я производст ва работ ъ акціонеры получаю т ъ четыре процент а въ годъ со взнесеннаго и м и к а п и т а л а .» Это послѣднее условіе, весьма выгодное для акціонеровъ, осо­ бенно пебогатыхъ людей, живущихъ процента­ ми съ своего небольшаго капитала, хорошо для того, чтобы не давать дремать по произ­ водствѣ работъ, потому что чѣмъ скорѣе онѣ кончатся, тѣмъ скорѣе барыши отъ дороги по­ кроютъ и эти 4 проц., и будутъ давать свои собственные, ве касаясь капитала. Выгоду эту ,307 мы тоже пп.іямъ ва опытѣ въ успѣшномъ хо­ дѣ работъ при Волжско-Донской желѣшой до­ рогѣ. Нѣтъ гарантіи, слѣдовательно нѣтъ опе­ ки и попечительства, а дорога подвигается хо- рошо, гарантія о опека, какъ колыбельная пѣ­ сен пяня: хороша и заботлива, да какъ то у- сыпительаа И не только въ одеонъ этомъ условіи, но во всемъ уставѣ видно желаніе—скорѣе кончить начатое лкл<>, разумѣется, ни какъ не на счетъ его прочности. «Движеніе (§ 2) можетъ быть открыто и производиться при одномъ лить Пути, съ надлежащими для безопасности разъ* ѣздамв. Устройства втораго пути ва всемъ Втомъ протяженіи правительство можетъ тре­ бовать, коль скоро годичный валовый доходъ достигнетъ У,000 руб. съ версты. Станціонныя 8 лавія у Хотькова монастыря и въ Сергіев­ скомъ посадѣ могутъ быть на первое время устроены не всѣ, назначенныя ио проектамъ, а только тѣ изъ пахъ, которыя наиболѣе не­ обходимы.» По всему ѳтоыу, къ удовольствію и насі, жителей Москвы, и къ выгодѣ акціонеровъ, мы можемъ надѣяться, что года черезъ два, съ небольшимъ, мы уже прокатимся по Мос- вовсво Сергіевской жедѣэвоіі дорогѣ, и, ножа дуй, изъ благодарности, въ угоду уставу, назо­ вемъ ее, тоже на первый разъ, Московско-Яро­ славскою желѣзною дорогою. Капиталъ Общества опредѣляется въ 4 мид. 50,000 руб., и образуется выпускомъ 27,000 акцій, по 150 руб. каждая. Подписка на него, какъ видѣли мм изъ объявленія гг. учредите­ лей, назначена съ 15 іюля. Чнсло акцій, ко­ торое можетъ взять одно лице, не огра­ ничивается и, вѣроятно, не ограничивается потому, что при такомъ значительномъ чи­ слѣ, каково 127,000 акцій, никакъ нельзя о- зкилать такихъ продѣлокъ, какія прошедшаго года происходили при раздачѣ акцій въ Мос­ ковскомъ страховомъ отъ огня Обществѣ. Впро­ чемъ, здѣсь есть еще и другое важнѣйшее ру­ чательство въ полной правильности и законно­ сти раздачи акцій,—это то, что раздавать ихъ (§ 1(5, 17) будутъ сами учредители Общества или «лица, снабженныя ими запойными на то довѣренностями.» Учредителями же, какъ мы видимъ изъ устава, дѣйствительный статскій совѣтникъ Николай Рюминъ, дѣйствит. стат. совѣт. Александръ Шиповъ, стат. совкт. На- нолай Шиповъ, полк. Дмитрій Шиповъ, ин­ женеръ гепералъ-маіоръ баровъ Дельвигъ и по* четный гражданинъ Иванъ Мамонтовъ. Вносится сначала при подпискѣ на акцін не полная сумма, а только питая часть ея, то есть 30 руб. сер. на каждую акцію, «дополни­ тельные взносы, по мѣрѣ надобности, опредѣ.- ляются общимъ собраніемъ и о срокахъ, для нихъ назначенныхъ, пубіпкуется въ С .-П ет ер* бургскихъ и М осковскихъ Вѣ домо ст ахъ, но крайоей мѣрѣ за три мѣсяца» (§ 18). Все это обычныя выгоды для акціонеровъ, то есть, что они, не ожидая открытія до­ рога, подучаютъ по 4 ирец. со взнесеннаго вми капитала, и что взносъ дѣлаютъ въ раз­ ные сроки—вто выгоды опредѣленныя, одина- кія для всѣхъ и каждаго изъ акціонеровъ. По есть еще одна выгода, такъ сказать, случайная, выгода уд а ч и , есдп можно такъ выразиться, которую, сколько мнѣ помнится, въ первый разъ у насъ въ Россіи предоставила своимъ акціонерамъ Волжско-Донская желѣзная доро­ га. Дѣло въ томъ, что желѣзная дорога, о ко­ торой идетъ рѣчь, принадлежитъ Обществу не вѣчно и потомственно, а составляетъ его соб­ ственность только въ теченіи 80 лѣтъ. «По истеченіи (§ 47) яосьмидесятвлѣтвяго срока, Общество обязано сдать безплатно въ казну желѣзную дорогу со всѣми принадлежащими въ вей строеніями и подвижнымъ составомъ.» Слѣдовательно и капиталъ вручается Обществу акціонерами на 80 лѣтъ. Но онъ весь цѣли­ комъ возвращается имъ ранѣе. «Съ одинадца- таго года послѣ открытія движенія выкупается ежегодно соразмѣрное чнсло акцій, назначен­ ныхъ къ тиражу» (§ 40), просто бы сказать жоребью. По этому тотъ, ня чье счастіе аы- тяаулась акція въ одвнадцатомъ году, тутъ же получаетъ свои 150 р. с. на каждую акцію, да сверхъ того особый листъ, по которому онъ можетъ получать дивидендъ, кякъ и всѣ дру­ гіе акціонеры, за исключеніемъ, разумѣется, 4 проц., иостояово опредѣленныхъ. Эти доба­ вочные проценты онъ (или его наслѣдники) будетъ подучать въ продолженія всѣхъ $ 0 лѣтъ, ва которыя предоставлена желѣзная до­ рога въ полную собственность Общества, в то­ же получить свою долю изъ той суммы, какую должно правительство уплатить чрезъ 80 лѣтъ Обществу па паровозы, вагоны и вообще под­ вижной составъ дороги, прибавленные сверхъ назначенныхъ по смѣтѣ, а также за ааиасм топлива в всякихъ другихъ матеріаловъ. Очень ,- 308 можетъ быть, что, при успѣшномъ іодѣ доро­ ги, эти проценты сами но себѣ составятъ бо­ лѣе 4 проц а» взнесенный капиталъ, который сдѣлается у акціонера уже свободнымъ и пу­ стится чмь въ новыя предпріятія. И такъ, соб стненио говоря, сумма, вкладываемая акціоне­ ромъ, никакъ не есть затраченный имъ капи­ талъ, а капиталь, отданный въ ссуду пли въ долгъ, уплату котораго онъ получитъ не рань­ ше 10 лѣтъ в не позже 80 лѣтч; проценты на который онъ будетъ получать наименьшіе 4 , наибольшіе—что Богъ дастъ. Опредѣлить эти послѣдніе проценты иаиередъ, даже прнблизя* тельно, невозможно—они совершенно будутъ зависѣть отъ болѣе или менѣе успѣшнаго іода дороіи, Мы видимъ, напримѣръ, изъ отчетовъ послѣдняго собранія Общества Варшавско-Вѣн­ ской дороги, что тамъ, за вычетомъ 10 проц, въ пользу учредителей Общества, приходится на акцію болѣе 120 проц, ио размѣру взнесен­ наго капитала. Въ другихъ государствахъ проценты эти для различныхъ желѣзныхъ дорогъ были совершен­ но различные. Во Франціи, наоримѣръ, въ 1858 году было 11 компаній открытыхъ же­ лѣзныхъ дорогъ, изъ нихъ за 1857 годъ дали дохода (отбрасывая мелкія дробе): Орлеанская 18, < ѣвернаа 15, отъ Оарнжа къ Средиземному морю 10 съ пол., Зяпадыаа 8 , Восточная 7 съ пол., остальныя линіи дали 4 процента. Въ Германіи изъ 55 компаній: Ыагдебургско-Лейпцигская 124, Лейпцигско- Дрезденская 121, Нюренберго Фюртскал 15, Маг- дебурго – Гальбернсгадская 13, Верхне-Силез­ ская 12, Сѣверная-Австрійсваа 13 проц., 127 дорогъ дали отъ 4 до 10 ороц., 112 дорогъ да­ ли менѣ 4 проц. Остальныя Ю дорогъ или не дало ничего, влв не показано дивиденда. Въ Англіи желѣзныя дороги поглотили ба­ снословный капиталъ въ 315 милліоновъ Фун­ товъ стерливговч>, или 2,079 м, рублей, сер.; проценты, на него получаемые, весьма веве. лики. Но это зависитъ отъ особеввыхъ усло­ вій, именно отъ того, что до сего времени въ Англіи выдавалось поэволѳпіе проводить желѣ­ зныя дороги весьма просто, безъ всякой справ­ ки, нужны ли онѣ, н нѣтъ ли уже другой по тому же направленію. Отъ этого тамъ часто одно общество подрывало другое, и многія до­ роги шли, не давая никакого дивиденда, а только съ трудомъ оплачивай необходимыя издержки. Вообше же говоря о выгодѣ желѣзныхъ до­ рогъ, мы приведенъ здѣсь выписку изъ стазы: г. Бунге, помѣщенной имъ въ ./!?’ ІѵБ Ж ур­ н а л а д л я Акціонеровъ, йодъ заглавіемъ: «Како­ го рода компаніи даютъ самый мѣрный и на, «большій дивидендъ?» «Отношеніе компаній, давшихъ 4 ироц и болѣе, къ давшимъ меиьшій дивидендъ, ие оз­ начившимъ послѣдняго, или не уплатившимъ ничего, будетъ слѣдующее: По желѣзнымъ дорогамъ; во Фракціи какъ 11:1, въ Германіи 1,2:1. По байкамъ; во Франціи «акъ 6 0, въ Гер­ маніи 3:1. ііо горнымъ промысламъ: во Франція аакъ 0,5:1. въ Германіи 0,3:1. По мануфактурамъ: во Франціи какъ 3:1, въ Германіи 0,5:1. Ііо страхованію: во Франціи какъ 4:1, въ Германіи 2,5:1. Ііо пароходству: во Франціи вавъ 1,12:1, въ Германіи 0,3:1. «И такъ, по относительной численности при­ быльныхъ предпріятіи, во Франціа иы нахо­ димъ слѣдующую постепенность: «Прежде всего занимаютъ 1 ) желѣзныя дороги, потомъ 2) банки, 3) страхованіе, 4) мануфак­ туры, 5) пароходство, 6 ) горные промыслы. «Въ Германіи: 1 ) банки, 2) страхованіе, 3) желѣзные дороги, 4) пароходство, 5) мануфак­ туры, 6 ) горные промыслы. «Результаты для обоихъ государствъ замѣ­ чательны по сходству. И въ Германіи и во Франціи въ самымъ прибыльнымъ предпрія­ тіямъ относятся банки, страхованіе и желѣзныя дорогв, а къ наиболѣе рисковымъ горные иро- мыслы.» Таковы статистичесвія данныя и главные изъ нихъ выводы; ово тоже въ свою очередь руководятъ взглядами акціонера или вавлитата въ акціонеры, во всего болѣе и вѣрнѣе даетъ ему ручательство въ иыюдѣ каждой вновь прое­ ктируемой желѣзной дороги изслѣдованіе дви­ женія по этому пути, до приложенія чугунки. Посмотримъ, каково-то ово по протяженію между Москвою и Троицко-Сергіевской лаврою, (Окончаніе въ слѣдующемъ Л ? .) ,309 Учрежденіе Саратовской жел+.зпой дороги.—Главное Бінковое п Торговое общество въ С. Петербургъ.—Гро­ мадный аа, юлитъ.— Н овое сочиненіе профессора Агасси» ца.—Наблюденіе доктора Ш^аубе надъ здоровьемъ дѣ­ тей въ школахъ —Разрушеніе г. Эрзерума,—/7а\ежъ ско­ та въ Пуэносъ-А.іресѣ.—Театральныя замѣтки. — Въ пастоапдее время, когд» дѣло прогрес­ са становится не только важнымъ, но и необ­ ходимымъ, было бы довольно смѣгпио и страш но восторгаться такнмн новыми учрежденіями, которыя рано пли поздно должны вступить въ колею дѣлъ обыкновенныхъ. Тѣмъ не менѣе, однако, всякое полезное предпріятіе, если оно основано не на какихъ нибудь коммерческихъ расчетахъ, а съ цѣлію болѣе нравственною в матеріальною, должно непремѣнно встрѣтить сочувствіе публики – и потому уже, что пред­ пріятіе это въ высшей степени полезно и в ы ­ годно. Въ первомъ ряду такихъ явдевій стоятъ, конечио, желѣзныя дороги, учрежденія кото­ рыхъ, слава Погу, пошли у пасъ быстро п успѣшно. Передаемъ читателямъ вкратцѣ объ учрежденіи Саратовской желѣзной дороги, ко­ торая должна соединить Москву съ Сарато­ вомъ па протяженіи 703 вер , а Петербургъ— съ самыми плодородными губерніями: Саратов­ скою, Самарскою и Тамбовскою; кромѣ того въ прооктъ саратовской дороги вошли вѣтви, сое­ диняющія ее съ рѣками: Москвою, Окою, Про* нею, Цною, Волгою, п со станціею Николаев­ ской желѣзной дороги. —Объ очевидной пользѣ подобнаго учрежденія о говорить нечего: вся­ кій аваетъ какъ велико и важно это предпрія­ тіе п какъ оно обновитъ и освѣжитъ силы земледѣльческой торговли, а помѣщикамъ дастъ болѣе возможности сбыть вовремя хлѣбъ, и тѣмъ уничтожить убытки часто получаемые въ слѣдствіе дурнаго сообщенія путей. Рекомен­ дуемъ читателямъ прочитать весьма любопыт­ ную статью о Саратовской желѣзной дорогѣ въ ^Ѵ; 134 «Журнала для Акціонеровъ о, гдѣ о- чень наглядно о вѣрно, на основаніи неотра­ зимыхъ статистическихъ Фактовъ, выводятся положительныя цифры доходовъ и количества произведеній, которыя будутъ отравляться по желѣзной дорогѣ; результатъ ихъ, какъ нельзя болѣе, благопріятенъ для новаго учреж­ денія. Сумма, нужная на сооруженіе Мос­ ковско-Саратовской желѣзной дороги, состав­ ляетъ 45,000,000 руб. сер., включая сюда а капиталъ, нужный для выдача акціонерамъ, во время постройки дороги, по Ѵ / % процента съ вхъ капитала ежегодно. •— Въ Сѣверной Пчелѣ мы прочли недавно обѵ учрежденіи въ С. Петербургѣ Г ла вн а го Банковаго и Торговаго общесгпва, назначеніе ко­ тораго— стремиться къ развитію торговли и про мышленности въ Россіи: ссудами денегъ, раз­ работкою Фабричныхъ промысловъ, горнаго дѣла в проч., особенно такого рода предпрі­ ятій, которыя по своимъ размѣрамъ не могутъ быть приведены въ исполненіи частными ли­ цами безъ содѣйствія акціонерныхъ обществъ и сильныхъ капиталовъ. Назначеніе общества также—способствовать правительству въ его Финансовыхъ операціяхъ, имѣющихъ въ виду одну пользу всего государства. Капиталъ об­ щества простирается до ^00,000,000 Франковъ, что, на нашн деньги составляетъ 50,000,000 р, сер. Слѣдовательно капиталъ этотъ не только достаточенъ для оказаиія пособія внѣшней па­ шей торговлѣ, но и для внутренней, потому что онъ можетъ въ теченіи года оборотиться три раза. Общество, принявъ въ свое основа­ ніе все полезное изъ за границы, гдѣ опыты многихъ лѣтъ указали для подобныхъ учреж­ деній на выгоды п невыгоды извѣстныхъ мѣръ, съ тѣмъ вмѣстѣ, по составу своего у- правленія, будетъ русское. Правленіе и совѣтъ будутъ навѣдывать его дѣлами. Правленіе бу­ детъ состоять изъ’пяти директоровъ, изъ ко­ торыхъ двое должны быть русскіе подданные, а совѣтъ будетъ состоять изъ пятнадцати чіо­ новъ, изъ которыхъ пятеро должны быть рус­ скіе подданные, а остальные должны имѣть своими представителями или русскихъ поддан­ ныхъ, или постоянно живущихъ въ Россіи, Учредители Главнаго Нанковаго и Торговаго общества по опытности своей даютъ руча­ тельство, что и въ Россіи они поведутъ свои дѣла къ надлежащей цѣли. Паренъ Габеръ, учредитель двухъ банковъ въ Лармштатѣ, глав­ ныхъ въ Германіи и подобнаго же кредитнаго, учрежденіе въ Вѣнѣ, принадлежитъ къ чле­ намъ стариннаго банкирскаго дома въ Европѣ, Г. Ганземанъ, бывшій министръ Финансовъ въ Пруссіи, завѣдыпаетъ и теперь кредитнымъ учрежденіемъ—дисконтнымъ банкомъ въ Бер­ линѣ. Баронъ Мюлеясъ, третій учредитель, принадлежитъ также банкирской Фамиліи. Слѣ. довательно при помощи людей, знающихъ Рос. сію, можно ожидать успѣшнаго хода учреж. деннаго общества. Уставъ ѳтого общества бу. 2 ,310 – детъ обнародованъ въ «Сенатскихъ Вѣдомо – стахъ», в Россія уводитъ, что въ этомъ уста* вѣ содержите» не только залогъ преуспѣянія общества, но съ тѣмъ вмѣстѣ зара переворота въ промышленномъ мірѣ Россіи. — Въ ночь съ 19 на 20 іюля, жители при­ надлежащихъ къ Ньюіорскому штату городовъ Бойльстопа и Редфильда в ихъ окрестностей, ва пространствѣ 5 миль въ окружности, были разбужены ужаснѣйшимъ неслыханнымъ гро­ хотомъ: съ веба упалъ чудовищный аэролитъ занявъ часть луга въ Фермѣ І’арація Тэвдже- ра и часть большой дороги, всего съ полдеся- твяы пространства. Земля была страшно взры­ та при паденіи громаднаго еамна и осколки его разлетѣлись ва большое пространство. Эта ужасная глыба имѣетъ до 60 Футовъ вышины, и полагаютъ, что она врылась въ землю на значительную глубину. Поверхность камна и. мѣстъ видъ железноіі руды. Трудно описать ужасъ жителей, произведенный этимъ падені­ емъ…. Они думали что насталъ конецъ міру!… — Въ Л ? 91 Прибавленій помѣшена была ве большая статейка о чпсдѣ періодическихъ изданій въ Америкѣ; теперь же передаемъ чи­ тателямъ случай, показывающій до какой сте­ пени развита тамъ охота къ чтенію. Г Лѵас • свцъ, профессоръ Кэмбриджскаго унаверсвтета, въ штатѣ Массачузеттсъ’, объявилъ недавно, что онъ намѣренъ издать описаніе естествен­ ной исторіи Сѣверной Америки, что все изда­ ніе будетъ состоять не меньше какъ изъ 10 томовъ, и что для приведенія этого изданія къ желанному концу достаточно напечатать 500 экземпляровз., цѣною въ 120 долларовъ (*) за каждый. Какъ только это было извѣстно, тот­ часъ же явилось 3,000 подписчиковъ, которые доставали ему сумму въ 150,000 р. сер, — Недавно въ нѣмецкой литературѣ полня- -лось прекрасное сочиненіе доктора Шраубе: ,,0 наблюденіи за здоровьемъ дѣтей въ школахъ” , гдѣ авторъ весьма основательно и дѣльно раз­ виваетъ мысль, что ежедневное напряженіе ум­ ственныхъ способностей требуетъ и ежеднев­ наго укрѣпленія тѣлесныхъ силъ, а потому онъ совѣтуетъ училищному начальству обра щать столько же вниманія на Физическое раз­ витіе дитяти, сколько и на его успѣхи въ на­ укахъ. На этомъ оснояапіи онъ доказываетъ, чго крайне дурно дѣлаютъ воспитатели, отпу­ ская дѣтей тотчасъ послѣ обѣда, съ полнымъ (*) 150 руб. серебромъ. желудкомъ, въ шкоду; что увольняя учениковъ на каникулы, задаютъ имъ слишкомъ много уроковъ на домъ, такъ что прилѣжный маль­ чикъ не только не отдыхаетъ въ лѣтнее время, во, просидѣвъ отъ ранняго утра до поздней ночи за письменнымъ столомъ, измучепиыМ н съ головиою болью бросается въ постель; что даже самыя ваканціи, прерывающія курсъ ученія яа нѣсколько мѣсяцевъ, не приносятъ такой пользы, какой можно было бы ожидать, еслибъ эти вакансіи были короче, во чаще. Мнѣніе совершенно справедливое и заслужи­ ваетъ ввпмапіа. Въ этомъ сочиненіи прогла­ дываетъ мысль свободнаго труда, необхода, маго при теперешпей организаціи нашего оте­ чества…. Сочиненіе доктора Шраубе разошлось въ значительномъ количествѣ экземпляровъ. — (‘ильные подземные удары, слѣдовавшіе почти одииъ за другимъ, совершенно уничто­ жили главный городъ турецкой Арменіи— Эр- яерумъ. Пегвые улары, бывшіе 30 мая, У и 11 іюня, разрушили до основанія 1,160 домовъ; значительное поврежденіе потерпѣли 27 минаре­ товъ, 65 школъ, 861 лавки, 63 бани и 2,146 домовъ.— Хотя 961! дома были повреждены ме­ нѣе, Но въ нихъ жить было невозможно. Обо­ ронительные верки и укрѣпленія были также сильно повреждены При этомъ несчастій 1,302 человѣка убиты и 192 ранены. Съ 3 іюля под­ земные удары возобновились в 5 іюля былъ такой сильный ударъ, что всѣ зданіа обрати­ лись въ кучу развалинъ. Неизвѣстно сколько погибло парода при этой новой катастрофѣ, но пади полагать, что число это было весьма зна­ чительно. Остальное населеніе поражепо пани­ ческимъ страхомъ; 2,000 семействъ эмигриро­ вали изъ города кто куда могъ. — Вь буэяосъ-айрескихъ владѣніяхъ въ на­ стоящемъ году сильпый падежъ скота въ слѣд­ ствіе сильной засухи и жаркой погоды. Осо­ бенно пострадала сѣверная часть Пуэносъ- Айресэ. Всего скота погибло отъ 1,000,000 до 5,000,000 овецъ п 1,500,000 рогатаго скота. Потеря простирается до тридцати милліоновъ рублей серебромъ. Падежъ этотъ скоро, одна­ кожъ, долженъ прекратиться, потому что тамъ , 1-2 Августа . начались)——— —— 1 дожди. ‘ 23 Іюля > — Послѣ отъѣзда г. Алексѣева, труппа наша раздѣлилась на двѣ части: одна уѣхала въ Ека­ теринославъ, а другая осталась въ Харьковѣ. Изъ спектаклей, болѣе интересныхъ, были только два, а именно бенефисы гг. Максимова ,и Арсеньева, о которыхъ мы ■ скажемъ нѣс колько словъ. Въ бенефисъ г. Максимова, 11 сентября, 6ьма поставлена драма: иЭ см еральда » в водевиль: а. Апт онъ А нт оны чъ П ѣ т уш ковъ». Выборъ піесъ, какъ видите, но совсѣмъ удач- вый. Всѣ ѳтв Эсѵеряльлы, Грпзельлы, Импро­ визаторы и проч. піесы безъ всякаго содержа- вія в съ трескучими аффектами, въ которыхъ зрителю нс начемъ остановиться, и которыя скорѣе утомляютъ его, нежели доставляютъ какое нпбудь удовольствіе. Насъ всегда удив­ ляла невнимательность бенефиціантовъ къ вы­ бору піесъ. Неужели опи думаютъ, что подоб* вымя произведеніями привлекутъ публику з ѣ ­ вать о ь те.атрѣ и наслаждаться иеестествеными во сп а лен іям и лю бви (*). Кажется вмѣсто этой піесы г. Максимову ничего оезначпло бы по­ ставить какую нпбудь другую болѣе умную пі-» есу, а вмѣсто глупаго Фарса: « А . А • П ѣ т у ш ­ ковъ», какой нибудь нодевильчичъ получше? Тогда въ театрѣ, вѣроятно, больше было бы публики, которая такимъ образомъ имѣла бы возможность просидѣть 3, 4 часа въ театрЬ съ удовольствіемъ — Родь Эсмеральдм сыграла г жа Гейбояячъ добросовѣстно; игра ея отличалась- естественностію. Конечно г-жа Гейбоввчъ не принадлежитъ къ чипу драматическихъ арти­ стовъ, но тѣмъ не менѣе исполнила свое дѣло весьма удовлетворительно. IV. Рыбавовъ о Лав­ ровъ, по обыкновенію, были хороши, первый въ рола Синдика, а второй въ роли Кеазвмо до-звонарь, (‘ямъ бенефиціантъ занималъ пус­ тую роль (капиталъ и атаманъ). Ноіевнль: « А – А • П ѣт уш ковъ» разыгранъ былъ дружно, осо­ бенно прекрасно передалъ г. Арсеньевъ лпч вость Макара, глупокатаго малаго в Труса. Г. Нечаевъ (Пѣтушковъ) былъ хорошъ. За бене­ фисомъ г. Максимова слѣдовали спектакли съ стаоыми піесками, какъ выразился одинъ гос­ подинъ, чтобы п уб ли к а театръ не позаб ы ла .— Бенефисъ г. Арсеньева отличается хорошимъ выборомъ піесъ н игрою самыхъ артистовъ, Видво было, что г. Арсеньевъ старался доста­ вить публикѣ пріятное развлеченіе и вполнѣ понялъ, что харьковскую публику нельзя под- чивать п о ж а р а м и да р а зр уш ен іям и , а порядоч­ ными, если не піесами, то хоть піескіми ІІа его бенефисъ были поставлены слѣдующій пі­ есы: « Р ус ск а я бояры ня X V I I ст олѣ т ія», дра­ ма въ 1 дѣііетвіи, « Соль супруж ест ва», кои. въ 1 дѣйствіи, « Ж е н а кавалерист а», вод, въ 1 дѣйствіи и « К ут ер ьм а перваго а п р ѣ ля, или (*) См •Москадь-Чаршншігы. м уж ъ хорош ъ а ж ена еще лу ч ш е» , вод. въ I дѣйствіи. Всѣ эти піески были роаыграиы хо­ рошо, одна только Б о я р ы н я прошла вяло, какъ в всѣ драматическія провзведепія г. Ободовска- го, отличающіяся подражаніемъ старымъ фран. цузсквмъ драмамъ, въ которыхъ, за отсут­ ствіемъ здраваго смысла, введены убійст ва, пож ары , ст раш ны я кровавы я сцены, заставля­ ющія зрителя пожалѣть объ утраченномъ по­ пусту премени. Комедія: «С оль супруж ест ва» и водевиль: « Ж ен а кавалерист а», были розы- граны прекрасно г жама Бобровой, Алексан­ дровской и гг. Арсеньевымъ, Пабавипымъ Лав­ ровымъ и Нечаевымъ. Водевиль: «К ут ер ьм а перваго а п р ѣ ля» прошелъ тоже хорошо. Гг. Нечаевъ (Ремизный) а Арсеньевъ (Валка) ис­ полнили свои роли весьма порядочно; жаль только, что г-жа Боброва (жена Валки) была очень разсѣяна, почему произвела непріятное впечатлѣніе своею игрою, хотя, впрочемъ ей и аплодпровалв. — Кстати прибавимъ нѣсколько словъ и о г. Арсеньевѣ, какъ объ артистѣ до­ бросовѣстномъ, но съ маленькими недостатка­ ми въ игрѣ. Входа аа сцену, онъ постоянно раскачивается и какъ то сутуловато держитъ себе, что, конечно, не идетъ къ его ролямъ. Другой недостатокъ тотъ, что г. Арсеньеьъ старается прибѣгать къ Эффектнымъ позамч, и, какъ вніно, сильно расчитываетъ на впхъ. Эф­ фекты нынче, право, не въ модѣ, да вь поря­ дочной піесѣ ихъ и пѣтъ; въ такихъ же, какъ Эсмеральда, Гризедьда и проч., гораздо лучше, мы полагаемъ, придерживаться естественности. //. Д. ЧАСТНЫЯ О Ш ІШ ІІІЯ . I ) Управляющій Харьковскою Земскою конюшнею извѣщаетъ, что въ семъ 1839 іоду , во второй половишь октября мѣся­ ца, будетъ производиться при земской конюшнѣ , для п. помѣщиковъ-коннозавод­ чиковъ Харьковской губерніи , продажа ло­ шадей безъ аукціона , по опредѣленной имъ рѣшительной оцѣнкѣ , отобранныхъ для сего изъ Государственныхъ конскихъ заводовъ, а именно: жеребцовъ 5 и ко­ былъ рысистыхъ і. ,Бъ случаѣѵ’ма какую либо изъ этихъ лоиіадеіі явитгхх нѣсколько желающихъ, то между ими будетъ установленъ жре­ бій. Продажа назначается 20 числа буду щаю октября мѣсяца, въ домѣ земской конюшни. Сверхъ сею предупреждаются гг. кон­ нозаводчики, что во время Крещенской ярмарки настоящаго іода партія изъ 54 лошадей будетъ продаваться значепной оцѣнкѣ ; въ аукціонъ эѣе і .» лошади поступятъ въ такомъ только случаѣ, когда по опредѣленной оцѣнкѣ не будутъ разобраны — 4. 2) Продается имѣніе, Харьковской гу берніи Пзюмскаго уѣзда, деревня Прогпов < чановка (близъ хутора Курочкина): зем­ ли пахотной и сѣнокосной 5 60 десят. удобн., дворовыхъ людей )5 мужеск. 2/ эгсепск , крестьянъ Іб муж. и 18 жен. Имѣніе это имѣетъ всѣ необходимыя хо­ зяйственныя устройства и продается за сходную цѣну Осмотрѣть на мѣстѣ, и адресоваться въ юродъ Харьковъ чрезъ почтовую контору , Николаю Ѳедоровичу Васькову. 3) Старшины Харьковскаго коммерче­ скаго клуба покорнѣйше просятъ и. чле­ новъ опаю пожаловать въ контору клуба для перемѣны годовыхъ билетовъ па зва­ ніе членовъ. — \ 4) Вновь прибывшій изъ Вѣны опер­ ный пѣве -ъ и піанистъ г Гейхманъ въ Харьковъ для преподаванія уроковъ му зыки и пѣнія, также согласенъ получить выгодное мѣсто здѣсь или для отъѣзда. Спроскпгь на Московской улицѣ въ мага зинѣ Гельмъ- -2. 5) Въ имѣніи Харьковскаго мѣщанина Михаила Михайлова сына Ковтуна, со­ стоящемъ Харьковскаго уѣзда , хуторѣ Григорьевскомъ, при рѣкѣ Мжѣ воспре­ щается ружейная охота и ловля рыбы; желающіе же охотиться въ этомъ имѣ- обязаны испросигпь па это разрѣше­ нъ владѣльца имѣнія —2. 6) ИНЖЕНЕРЪ МЕХАНИКЪ , гръ Ваиацъ, приглашенный изъ за гра­ ницы помѣщикомъ дѣйствительнымъ стат­ скимъ совѣтникомъ Александромъ Андрее­ вичемъ Щербининымъ для устройства въ имѣніи ею лѣсопильни, но которая по маловодно оказалась невозможною—игцетъ мѣста при желѣзныхъ дорогахъ Ѳе- одосіиско Московской или Самарской.— Петръ Ваиацъ, обучавшійся въ Па­ рижской и Карлсруэской политихішче- скихъ школахъ, можетъ представитъ удостовѣрительные аттестаты изъ этихъ заведеній а такъ же и о долговремен­ ныхъ практическихъ занятіяхъ своихъ па .фабрикѣ паровозовъ Борсиха въ Бер­ линѣ, Подробнѣе о немъ и объ условіяхъ имъ предлагаемыхъ узнать можно въ се­ лѣ Бабаяхъ въ конторѣ имѣнія. —3. 1) Въ Волковскомъ уѣздѣ, Харьков­ ской губерніи, въ /5 верстахъ отъ г. Ва­ локъ, продается хуторъ Рождественскій . состоящій изъ 257 десятинъ земли и 36 душъ поселенныхъ крестьянъ, какъ зна­ чится по послѣдней ревизіи; 260 десят. зем іи чернозема годны для хиѣбопаше- стви и сѣнокоса, а остальныя 7 десят. находятся подъ усадьбой , которую со- ставілютъ: деревянный домъ съ 7 жилы­ ми комнатами, дворъ со всѣми необхо­ димыми службами и вѣтряная мельница. О цѣнѣ можно узнать въ Харьковѣ, на Бѣлгородской улицѣ, въ домѣ Прохоров – скаю, или на мѣстѣ хутора отъ сосѣ- оа помѣщика Бульбицкаго. — З. О т ъ ѣ з ж а ю т ъ з а границу : I ) Вдова артиллеріи штабсъ капитана Александра Михаиловна Павлова, —въ Германію и Францію. — 2 ііез. иозвол. 2(і-го сентября 185У г. Ценсоръ А. Зернинъ. Редакторъ Щитовъ.