ХАРЬКОВСКІЯ Г І Ш К Ш I®ДвИНІІВ. 20 . л – ayrsscT /.. м і . л а* ік л , 1838 ГОДА. U T U lillH . К Ш No П » швейцарскія школы а ‘я бѣдныхъ, устроенныя по исноаньшъ положеніямъ послѣдняго. (Продолженіе)! ІІъ прежнее время преоблада Ja въ Швейцаріи особенная система воспитанія Г>1; іныхъ дѣтей и сиротъ, посредствомъ помѣщенія ихъ въ чужія семейства за возможно-малую плату,—это такъ назы наемая Vcrk’»stgek!ungss)slem. Еще о сю пору нерѣпіонъ окончатель но вопросъ—лучше ли поручать безпріют ныхъ дѣтей заботамъ частныхъ людей, или же воспитывать ихъ въ устроенныхъ для этой цѣли заведеніяхъ. Въ церковной общинѣ Неймюнстерѣ, около Цюриха, въ 1837 г., было рѣшено поручить семей ствамъ воспитаніе в призрѣніе бѣдныхъ мальчиковъ. При этомъ необходимо замѣтить, что воспитаніе сиротъ и разнаго рода без пріютныхъ дѣтей вб семействахъ, какъ это принято въ Неймюнстерѣ, иабло* дается такое-же, какое’введено въ воспи тательныя заведенія для бѣдныхъ: а ьъ ,этихъ послѣднихъ пропито за образецъ облагороженное семейное воспитаніе. Бережливость въ употребленіи денеж ныхъ средствъ ставитъ швейцарскія на чальства и власти въ печальную необхо димость отдавать своихъ питомцевъ лю дямъ, наименѣе требующимъ за этотъ трудъ вознагражденія. При этомъ, разу мѣется, безучастная корысть со стороны воспитателей составляетъ обыкновенное правило, а родительскія заботы о питом цахъ встрѣчаются какъ рѣдкія исклю ченія. При системѣ платы (Verkostgeldungssys* tern) дѣти не имѣютъ средствъ изучать будущее св«е призваніе, чтобы такимъ образомъ обезпечить себѣ честныя сред ства къ жизни. Въ этомъ отношеніи хо рошо организованныя школы для бѣд ныхъ имѣютъ огромное преимущество надъ семейнымъ воспитаніемъ, не упоми ная уже о другихъ неудобствахъ послѣд няго. Когда дѣти, проведшіе всю свою молодость въ чужихъ нерадушныхъ се мейстнахъ, среди постоянной изнури тельной работы, вступали наконецъ въ совершеннолѣтіе, они вполнѣ предос тэвлялись своей судьбѣ. Некому было Помочь омъ ни словомъ ни дѣломъ. Со вершенно не таково положеніе воспитай • никовъ заведеній. На ііпхъ обращены такія же заботы, какъ если бы она были дѣти зажиточныхъ родителей. I. К Целлыегеръ, ссылаясь на свой многолѣтній опытъ, утверждаетъ, что обязанностей наставника шкоды длябѣд- ныхъ не можетъ вынести даже лучшій, но обыкновенный школьный учитель; что эго призваніе требуетъ особеннаго при готовленія, и образцовымъ приготовитель нымъ мѣстомъ для людей этого рода бы ла именно Шчола Bepv.i ft г) го не е’ть ученость и Полное школьное образованіе, не есть твердая а добрая воля, ниблао честявое чувство; эго не есть ясныя педагогическій взглядъ, проникающій въ скрытую хитрость питомцевъ, ни тоть вѣрный тактъ, который, безъ всякой посторонней помощи, умЬетъ держать се бя во всякомъ положеніи; эго не самооб ладаніе, которое по наружности кажется холоднымъ, между тѣѵіь какъ внутри ки питъ ужасно; эго не есть чистая предан ность дѣлу, безъ всякаго лицепріятія. Нее вмѣстѣ, соединенное въ одномъ линѣ, есть именно то, что ооставіяеіъ необхо димую принадлежность тяжелаго креста наставника шко«м для бѣдныхъ.» При водя это мѣсто одного педагога, Целль- вегеръ нѣсколько смягчаетъ условія и го воритъ, что отъ учителя школы для бѣд- ныхъ не требуется ѵчена о образованія; достаточно, ясли онъ въ этомъ отношеніи Имѣетъ талантъ передачи, п обладаетъ познаніями въ такой же степени, какъ и лучшія личности между учителями народ ныхъ школъ; при этомъ также очень важ ны для него практи іесвів свѣдѣнія въ сельскомъ хозяйствѣ н технологіи. Воспитаніе въ школахъ для бѣдныхъ, по основнымъ положеніямъ Фелленберга, должно представлять вѣрную картину се мейнаго воспитанія. Особенную характеристическую черту основныхъ положеній Фелленберга сос тавляетъ то правило, что наставникъ шко лы для бѣдныхъ, подобно отцу семейства, долженъ на все налагать собственныя руки, собственнымъ примѣромъ благодѣ тельно руководить занятія своихъ питом цевъ, не боясь уронить себя такъ назы ваемыми низкими работами. Таковъ былъ ,Bepjn !H работѣ наставникъ не отличался огь слуги. Такъ какъ воспитатеіьная дѣятельность въ семействѣ раздѣляется по-ронну между отцомъ а матерью, трудъ воспатанія бѣд ны ѵъ школьныхъ питомцевъ долженъ быть раздѣленъ между наставникомъ и его супругою. Эта чета должна замѣнять дѣтямъ ихъ родителей. Безь сомнѣнія выборъ, по юбной женщины, матера до ма, есть дѣло величайшей трудности а важности Скорѣе всего способна занять эго мѣсто питомица подобнаго же за веденія. Для нея необходимы хорошія свѣдѣнія въ женскихъ работахъ. Если заведеніе заключаетъ въ сенѣ питомцевъ обоего пола, она, при пособіи дѣвочекъ, находящихся вь главномъ ея распоряже ню, завѣ іынаетъ кухнею, мытьемъ, но чинкой и шитьемъ плаіьн и бѣлья. Эго обстоите-Ь .Га”, кромѣ важности въ эко ыоѵпгіескомь отімчілніи, имѣетъ еще и ту чрезвычайно выгодную сторону, что устраняетъ женскую прислугу въ за веденіи, которая словомъ и дѣдомъ часто оказываетъ губительное вліяніе на нрав ствечцость пит мдсвъ. Нсѣ общества, которыя посвящаютъ себя на служеніе человѣчеству, съ цѣлію его усовершенствованія ию облегченія его страданій, по основному правилу ка тодиконъ, должны выполнять то главное условіе, что начинателямъ подобнаго дѣ ла необходимо получать образованіе въ заведеніяхъ, спеціально знакомящихъ сь предметомъ, которому они желаютъ по святить себя. Швейцарское общество рев кителей общей пользы, одушевленное э той отраслію полезной дѣятельности и имѣя передъ глазами живой примѣръ Г офвойльской шкоды, признало своимъ первымъ долгомъ образованіе способныхъ личностей на этомъ подѣ дѣятельности. Оно рѣшилось придать большее значеніе стремленіямъ Фелленберга. Одному изъ членовъ этого общества Іоганну Каспару I елльвегеру былъ предоставленъ выборъ швейцарскихъ мальчиковъ, которые и размѣщались по существующимъ уже швейцарскимъ школамъ для бѣдныхъ. Перемѣщеніе ихъ изъ одного заведенія въ другое происходитъ черезъ 2 года и имѣетъ цѣлію приготовительное образо ваніе. Оба эти заведенія бываютъ раз личны по своей организаціи, чтобы вос питанникъ могъ приглядѣться къ тому и другому, и такимъ образомъ полнѣе при готовить себя къ обязанности настав ника. Черезъ 4 года онъ -перемѣщается къ швейцарскую семинарію для образо ванія учителей и тутъ уже, пріобрѣтая высшія знанія, заканчиваетъ свое приго товительное образованіе. Такими образо вательными Злое.іоніями въ Швейцаріи для будущихъ наставниковъ школъ для бѣдныхъ особенно служатъ Крейцлин- генъ, Карра и Шуртанненъ. Директоромъ перваго заведенія зна менитый Неріи; здѣсь воспитанники по лучаютъ дальнѣйшее научное образова ніе. Ученикъ Верти — начальникъ вгораш заведенія, въ которомъ особенно процвѣ таетъ теоретическое н практическое зем ледѣліе и сельское хозяйство вообіц >; питомцы въ немъ особенно отличаются Физическимъ здоровьемъ. Въ Трогенѣ или Шуртанненъ воспитанники изучаютъ об ращеніе съ дѣтьми 7 —17 лѣтняго воз раста, обоего пола Послѣднее условіе придаетъ особенный семейный характеръ этому заведенію. Подробности объ этихъ заведеніяхъ слѣдуютъ ниже. ,Подобно выбору директора иди насто ятеля занеденін, чрезвычайно важно об разованіе прочнаго начальства школы, которое несло бы на себѣ обязанности надзора Членами дирекціи обыкновенно выбираются высшія административныя мѣстныя власти, частныя лица, которыя, какъ извѣстные Филантропы, имѣютъ влі яніе въ обществѣ, мѣстный пасторъ, н наконецъ главный наставникъ или нас тоятель заведетя, ІИ швейцарскихъ школахъ для бѣд- вычъ число воспитанниковъ мѣнялосъ до послѣдняго времени между 24—-40 чело вѣками. При учрежденіи заведеній для обра зованія благодатнаго зародыша, число воспитанниковъ ограничивалось Ю—12 J. Конрадъ Целльвегеръ назначаетъ вре мя принятія дѣтей въ эти заведенія не ранѣе 6 и не позже 12 лѣтъ. Выходъ питомцевъ изъ заведенія и дальнѣйшія о нихъ заботы, пока они окон чательно не займутъ какого нибудь проч наго и честнаго мѣста въ обществѣ, сос тавляютъ труднѣйшую и самую богатую послѣдствіями задачу воспитательныхъ заведеній для бѣдныхъ, въ продолженіе всей ихъ педагогической дѣятельности Для бѣдныхъ воспитанниковъ это тѣмъ необходимѣе, что, вступая въ свѣтъ, они большею частію не имѣютъ ни крова, ни родителей, а сами должны прокладывать дорогу въ самостоятельности в какъ разъ ьъ то время, когда первая молодость на каждомъ шагу стальивавается съ иску шеніями. Разумѣется, для этого необхо димы экономическія средства, которыми не всѣ заведенія и не всегда распола га ютъ. Поэтому каждое изъ нихъ по- Свбему рѣшаетъ эту трудную для себя задачу. О способахъ ея рѣшенія будетъ сказано ниже. Что касается до времени выхода воспитанниковъ изъ заведенія то Фелленбергъ положительно назначаетъ для этого 22 годъ. Признавая вполнѣ основательнымъ положеніе Феллеоберга, патъ авторъ допускаетъ однако много исключеній. Какимъ образомъ соблюсти, напримѣръ, это правило, когда въ заве- деніи получаютъ воспитаніе оба ноли? Въ послѣднемъ случаѣ болѣе ранній і ьі пускъ дѣлается необходимою потребно стію для избѣжанія эпизодовъ, не тре бующихъ дальыѣпшзіо изъясненія Ііа этомъ основаніи въ ту pray энской школѣ дѣвушки оставляютъ заведеніе 17, маль чики 18 лѣтъ Въ демократически\ъ кон• тонахъ выходъ мальчиковъ изъ заведеній, гдѣ и нѣтъ соединенія полонъ, проис ходитъ сей часъ же послѣ конфирмаціи, когда воспитанникъ призывается >же къ отправленію гражданскихъ обязанностей. Обыкновенно же случается такъ, что періодъ I 8—22 гг. назначается для спе ціальнаго образованіи ц приготовленія питомца къ будуіднѵх его признанно. Ііъ этомъ отношеніи і ид-вейль есть почти единственное заведеніе. Въ Вюртембергѣ существуетъ вредный обычай: школьная молодежь на 14 году оставляетъ народныя школы и перехо дитъ на службу общественной жизни. Это обыкновеніе распространяется и па всѣ воспитательные сиротскіе дома. Авторъ, разсматривая дороги, отвры тыя воспитаннику школы для бѣдныхъ, находитъ, что полезнѣйшая и благород нѣйшая изъ нихъ есть дорога наставника. Не нужно, говоритъ онъ, имѣть основ наго матеріальнаго капитала, чтобы сдѣ латься школьнымъ учителемъ. А поле ,дія этой дѣятельности, даже и въ самой Швейцаріи, еще такъ обширно! Какъ уже сказано выше, главнѣйшее основное положеніе трактуемыхъ школъ должно состоять въ томъ, чтобывъ нихъ возможно полнѣе отпечатлѣвалась семей ная жизнь. На этомъ то основаніи въ подобныхъ заведеніяхъ слѣдовало бы соединять воспитаніе обоихъ половъ. Что совокуплено Богомъ, не должно раздѣлять ся человѣкомъ, прибавляетъ Целльвегеръ. При этомъ условіи гораздо менѣе разга рается воображеніе; совмѣстное нрисут ствіе обоихъ половъ образуетъ между воспитанниками родъ семейнаго родства. Ha-оборотъ бываетъ при строгомъ мона стырскомъ разъединеніи. Вообще авторъ, изъявляя свое сожалѣніе о характерѣ но вѣйшаго воспитанія, такъ строго раздѣ лившаго полы, указываетъ на выгодныя слѣдствія ихъ соединенія. Между про чимъ, говоритъ онъ, это обстоятельство иородитъ полезный своими слѣдствіями духъ соревнованія, ибо уже замѣчено на опытѣ, что дѣвушки до 13 лѣтъ легче учатся, нежели мальчики. Особенно же выгодное условіе этого соединенія зак лючается въ томъ, что вся женская при слуга при заведеніи становится излишней. Занятія, составляющія въ семейномъ быту обыкновенную принадлежность жен щинъ, заключаютъ въ себѣ работу и въ тоже время вполнѣ цѣлесообразныя обра зовательныя средства дла дѣву шекъ, какъ будущихъ хорошихъ хозяекъ и добрыхъ матерей грядущаго поколѣнія. Что эта помощь очень важна для заведенія и въ экономическомъ отношеніи,-ясно само собою. Дѣятельность Песталоцци, какъ можно ррдѣть изъ предыдущаго, составляетъ эпоху въ воспитаніи бѣдныхъ. До его времени единственнымъ пристанищемъ для этихъ несчастныхъ были кормовыя заведенія (Fuelterungsanstalten), основа.- ныя на христіанскомъ состралаыіи обще ства къ несчастнымъ своимъ собратамъ. Въ прежнихъ сиротскихъ пріютахъ принуждены были тѣсниться молодые о старые, здоровые и больные, распутные и сохранившіе себя отъ нравственной порчи, субъекты обоихъ половъ, въ оі- ромномъ скопленіи, а поэтому о въ тѣс номъ взаимномъ сближеніи. Картина э» тихъ пріютовъ такъ мрачна, что другу человѣчества становится страшно, если онъ гдѣ нибудь еще замѣчаетъ эти ос татки прошлаго времени. Къ этому нуж но прибавить еще то обстоятельство, что дурной примѣръ можетъ имѣть вы соко-поучительное вліяніе на людей съ развитымъ уже разсудкомъ и сложившим ся характеромъ; но это вліяніе, за ис ключеніемъ очень рѣдкихъ случаевъ, имѣетъ обратное дѣйствіе на дѣтей, ко торые, по недостатку опытности, еще не способны провести сравненія; ихъ раз судокъ еще мало развитъ для того, что бы прозрѣть печальныя слѣдствія зла. Всего скорѣе они обнаруживаютъ вос пріимчивость къ окружающей ихъ средѣ. Зло тѣмъ глубже вкореняется у нихъ, что вообще первыя впечатлѣнія остав ляютъ въ нашей душѣ неистребимые слѣды. Воспитательные сиротскіе дома въ го родахъ Швейцаріи большею частію слиш комъ велики: иногда въ нихъ находится около 100 воспитанниковъ подъ управле ніемъ одной пары —наставника и его супруги. Понятно, что въ этомъ случаѣ теряется вліяніе учителя на каждую от* 2 ,дѣльную личность, Во многихъ городахъ эти дома отличаются великолѣпіемъ пос* тройки, что часто дурно гармонируетъ съ внутренней ихъ организаціей и жиз нію вообще. Недостатокъ земли для практическаго изученія сельскаго хозяй ства и большое число разнаго рода при служниковъ, соразмѣрно огромной массѣ воспитанниковъ, составляютъ темныя сто роны этихъ заведеній. Студ. Л. Шимаиов*. Харьковъ, 1858 г. (Продолженіе слѣдуетъ.) ТЕАТРАЛЬНЫЯ ЗАМШ И, Въ 15 Л? нашихъ вѣдомостей, на ос нованіи одной изъ аъишъ, въ которой объявлено было, что, передъ отъѣзюмъ труппы въ Роммы, дается послѣднее представленіе , мы обѣщали въ слѣдую щій разъ досказать объ остальныхъ сиек такляхъ а тѣмъ окончить нашъ отчетъ до сезона троицкой ярмарки; но какъ труппа уѣзжала въ Ромны не вся и теат ральныя представленія не прерывались, то мы считаемъ себя обязанными пред ставить читателямъ хоть краткііі отчетъ о тѣхъ піесахъ, которыя въ послѣднее время удачнѣе другихъ розыграны были на пашей сценѣ. Дано было 8 спектаклей, въ которыхъ довольно хорошо исполнены слѣдующія піесы: ’25 апрѣля, Мужъ покойникъ и вдо ва его, комедія-водевиль въ 1 дѣйствіи. Роль Александры Михайловны Огради- Иой прекрасно исполнила г жа Рыбакова. Замѣчаніе наше, что г-жа Рыбакова слишкомъ тихо говоритъ, послужило ей въ пользу: ее теперь нельзя уже упрекать въ этомъ недостаткѣ; кромѣ, того опа единственная актриса на нашей сценѣ, которая прекрасно владѣетъ голосомъ Г . Іі’апыловъ (Дмитрій Васильевичъ Курскій) на этотъ разъ былъ неузнава емъ: твердо зналъ роль, не былъ, по обыкновенію, связанъ на сценѣ, не гово» рилъ съ растяжкой; однимъ словомъ, иг ралъ ловко, развязно, а куплеты.,., но объ этомъ нечего и говорить,-г. Капы- ловъ всегда хорошо ихъ поегь. Г. Выходцевъ (Василій Петровичъ Ог радимъ) былъ очень не дуренъ въ своей роли; жаль, что у него нѣтъ слуха, по чему онъ неудачно поетъ водевильные куплеты; мы бы ему посовѣтовали лучше просто декламировать ихъ. Замѣтимъ кстати, что большая часть водевильныхъ куплетовъ у насъ нѣкоторыми актерами и актрисами распѣваются на мотивы: «Ванька таньку полюбилъ», или ,,Чѣчъ тебя я огорчила”, что не всегда бываетъ пріятно слушать. 27 апрѣля играно было: Разлука-та- же паука и Ворона въ Чаплиныхъ перь яхъ. Обѣ піесы розыграны очень уда« чно. Не смотря на то, что комедія г. Григорьева написана стихами, она нисколько не затрудняла дѣйствующихъ лицъ: г. Капыловъ (Саржинскіп), г жа Ры бакова (жена его) п г. Выходцевъ (Сур- гучевъ) играли очень мило и естественно; въ особенности хороши были супруги въ минуту разлуки. Въ прекрасномъ водевилѣ Крестовска го: Ворона въ павлииыхъ перьяхъ , г о/са Ладина (Власьевна) была неподражаемо- хороша, цо это впрочемъ не ново; было ,бы рѣдкостью, еслибы г жа Ладина дур- но сыграла какую бы то не было роль. О ‘1011 ь пріятною новостью ВЪ этомъ спектаклѣ было то, что роль ГІараши розыграна г-о/сею Микульскою, какъ нель зя лучше; видно было, что она стара тельно изучила эту роль, и вполнѣ пеня ла ее. Эга роль, равно какъ и роль Кет- лп въ водевилѣ того же имени, но наше му мнѣнію, лучшія въ репертуарѣ г-жи Микульской и должны быть ея неотъем лемою собственностью на нашей сценѣ. Г. Выходцевъ (маркеръ Антонъ Ша ровъ) игралъ не дурно, но все же ыеу дачно пѣлъ куплеты. 9 мая поставленъ былъ въ первый разъ балетъ въ одномъ дѣйствіи, соч. г. Тальоип: Танцорка и разбойника. Для перваго раза, балетъ этотъ прошелъ очень удовлетворительно. Пальма первенства въ немъ принадлежитъ, безъ сомнѣнія, г-жѣ Адамовской (Пина танцорка-путешествен ница) и г. Маруіиевскому (Маркизъ), Содержаніе этого балета самое пустое. Шапка разбойниковъ нападаетъ на тан Цорку съ ея спутниками и спутницами. Атаманъ разбойниковъ (г. Лебедевъ) на чинаетъ требовать отъ танцорки денегъ; она отвѣчаетъ, что ея капиталъ въ но гахъ, что она танцорка. Атаманъ засгав ляетъ ее танцовагь. Обвороженный ея граціей и ловкостью, атаманъ влобляет ся въ нее, выражаетъ ей свои пламен ныя чувства. Іанцорка, разумѣется, съ презрѣніемъ отвергаетъ любовь разбой ника. Потомъ, въ самую критическую ми нуту, маркпзъ, которому удалось во вре мя .танцовъ Мины бѣжать, приводитъ стражу, преслѣдовавшую разбойниковъ. Завязывается страшная борьба, стража побѣждаетъ разбойниковъ…. Картона са мая эффектная, освѣщена бенгальскимъ огнемъ и…. конецъ балета. Мимика п танцы г-жи Адамовской пол ны жизни, благородства, чувства ч граціи. Въ этомъ балетѣ г жа Адамовская тан цевала: Венгерскій танецъ, solo inazur и pas de chale. Трудно указать, какой имен но изъ этихъ трехъ танцевъ она лучш» исполнила,-во всѣхъ А хъ видна была ар тистка съ прекраснымъ талантомъ. Пуб ликѣ (которой очень мало было въ теат рѣ) особенно понравилась первый и пос лѣдній танецъ. Г. Марушевскій танцовалъ только па* ро іі го на венгерскій ганецъ, очень пон равился публикѣ и заслужилъ громкія рукоплесканія. Мы слышали, что онъ на мѣренъ давать домашніе танцевальные уроки, п думаемъ, что этимъ оиь окажетъ для многихъ большую услугу. Д ца Иваницкая (Жюльета, подруга танцорки) и г. Адамовскій (Никола, каше варь разбойниковъ) очень мило и ловко протанцовала комическую польку. Намъ впрочемъ кажется, что г. Адамовскій утрпровалъ. Сколько можно было видѣть, на публику весь вообще балетъ произвелъ пріятное ипечатлѣніе. Желательно, чтобъ не остановились на этой первой нопытк ѣ, но чтобъ этотъ маленькій балетъ былъ только прекрасной интродукціею къ дру гимъ болѣе извѣстнымъ балетамъ. Въ антрактахъ всѣхъ 8 спектаклей были танцы, и слѣдующіе изъ нихъ про извели эффектъ: Pas de deux изъ балета: «Волшебная Флейта»,— г оюа Адамовская н г. Марушевскій ; pas de deux-мазурка,— д-ца Иваницкая п г. Адамовскій ; pas de quatre изъ балета «Крестьянская свадь ба»,— гг. Адамовскій и Марушевскій , д ца Иваницкая и г жа Адамовская: качу • ,чу —г жа Адамовская .—Въ заключеніе од накожъ ые лишнимъ считаемъ прибавить, что классическіе серьезные танцы гораз до пріятнѣе было бы видѣть, нежели все вальсы да мазуркв. Объ остальныхъ піесахъ, исполнен- ныхъ въ эти восемь спектаклей, мы не упоминаемъ по извѣстнымъ причинамъ … Глазовъ. Харьковъ, 15 Мая, 1858 г, Приготовленіе настоя изъ цвпт( въ лан дыша и употребленіе ею, кокъ пародцо- вричебнаго средства.— Набираютъ только что распустившихся цвѣтовъ ландыша (cmvegllaria rnajalis) и наполнивъ ими, пока они еще не выдохлись, стеклян ный сосудъ, наливаютъ его очищеннымъ спиртомъ, закупориваютъ и ставятъ на солнце на недѣлю; потомъ набираютъ свѣжихъ цвѣтовъ ландыша, наполняютъ вмн другой сосудъ и наливаютъ, уже настоявшимся на первыхъ спиртомъ, за- вупорвваютъ и ставятъ снять на солнце на недѣлю, по прошествіи которой сли ваютъ настой ландышей въ чистую стклянку, закупориваютъ плотно « хра нятъ для употребленія въ холодномъ мѣстѣ. Настой ландышей употребляется въ падучей болѣзни и въ разныхъ бо ляхъ нервнаго свойства—личной, зубной и т. п. по каплямъ, восходя до довольно большихъ пріемовъ; при зубной боли, слабости десенъ и дурномъ запахѣ изо рта, употребляютъ настой ландышей для полосканья по чайной и десертной ложкѣ на стаканъ воды, отчего зубныя боли проходятъ и десны укрѣпляются; при ревматическихъ боляхъ употребляются втиранья изъ настоя ландышей съ муравь инымъ и канфарнымъ спиртомъ. Искусственное молоко. — Американскій журналъ SiЛігпап s’ american Journal со общаетъ слѣдующій способъ приготовле нія особой жидкости, которую, по сход ству съ настоящимъ молокомъ, назвали искусственнымъ мяснымъ молокомъ ‘ 1 аіѣ viande). Въ напиновъ горшокъ кладутъ 6 фунтовъ свѣже-истолченныхъ костей и два ф . мяса, и наливаютъ отъ 40 до 48 ф . воды. Горшокъ закрываютъ гермети чески и между двойныхъ стѣнокъ его впускаютъ струю нара въ 140° тепла, для обращенія вокругъ горшка. Послѣ 40 минутъ открываютъ кранъ и выпускаютъ изъ горшка наръ, который имѣетъ за пахъ мяснаго бульона; затѣмъ истекаетъ жидкость, такъ-называемое искусственное молоко. Онъ имѣетъ цвѣтъ, видъ, запахъ и даже вкусъ настоящаго молока, только составъ его отличенъ, такъ какъ оно есть простая эмульсія (выварка) изъ жи • ра и воды, содержащей въ себѣ студень. Его питательное свойство, говорятъ, ис пытано въ парижскихъ госпиталяхъ. Быстро высыхающая краска.— Краска эта приготовляется слѣдующимъ обра зомъ: берутъ чистаго творогу и варятъ втеченіе ‘/, часа съ тройнымъ количес твомъ, ио объему, колодезной воды, и затѣмъ все выливаютъ на чистое сито и продолжаютъ промывать творогъ чистою холодною водою до-тѣхъ-поръ, пока не исчезнетъ въ немъ вся кислота. Затѣмъ творогъ завертываютъ въ чвстсе полотну ,и мнутъ, пока изъ псго пѳ перестанетъ отдѣляться «ода. Тогда берутъ чистой негашеной взнести, въ четыре раза ме нѣе противъ творога по вѣсу, и гасятъ ее тройнымъ количествомъ воды по объ ему. Подученную жидкую массу смѣши ваіотъ съ творогомъ, отчего образуется жирная гуща, которую и примѣшиваютъ къ маслянымъ или водянымъ краскамъ. Такимъ-образомъ приготовленная краска сохнетъ необыкновенно-скоро. (Л. бл. *~Пр ежде Слава вѣнчала только избран ныхъ своихъ любимцевъ, и вѣнокъ ея па головѣ торжественника громко говорилъ о знаменитомъ имени вѣкамъ. Теперь у Славы нѣтъ вѣнковъ/ листья ихъ разле тѣлись но вѣтру, и труба ея какъ-то непріятно тревожитъ людской слухъ. — Люди обыкновенные терпѣть не могутъ людей необыкновенныхъ, и гонятъ и\ъ во что бы то ни стало. Къ сожалѣнію, первыхъ всегда бываютъ о челъ много,-а -послѣднихъ очень мало; но то общество никогда не бу ,егь котикамъ, иь котор.омъ пигмеи становятся л*я одномъ пьедесталѣ съ геніями, потоку что умъ не можетъ долго жить безъ сердца, необходимаго для я;« з 11 и. — Замѣтьте, что пигмеи, встрѣчая мону ментъ, -воздвигнутый генію, удивляются Только изяществу архитекіуры, или кри т п«) ютъ мысль исполнителя-, но никогда не читаютъ надписей, которыя нарочно дія нихъ и помѣщаются на такомъ мѣс тѣ, чтобы легко можно было прочесть. А что сказать объ литературныхъ автори тетахъ? Но кто говоритъ объ нцхЪ въ наше время, когда вообще, авторитеты не въ модѣ! Къ счастію, мода никогда не бываетъ долговѣчна, и авторитеты станутъ говорить сами за себя —своимъ безмолвіемъ. — Когда пишущихъ болѣе нежели читаю щихъ, то не ищите въ этомъ доказа тельствъ упадка литературы: это доказы ваетъ только, что литература но проре дактирована и не переписана на-бѣло. Настанетъ пора, изъ среды читающихъ выступятъ редакторы; потомству пред ставятъ бѣловой экземпляръ избранныхъ твореній, а черновыя рукописанія сда дутъ въ архивъ или въ общественную библіотеку, гдѣ каждый праздный чело вѣкъ можетъ смотрѣть на нихъ даромъ, или составлять книжки съ цитатами, дла поддержанія книжной торговли. — Гласность есіь чрезвычайно полезная мѣра ро всѣхъ отношеніяхъ. Жаль толь ко, что сочинителя иногда относятъ къ цѣлымъ сословіямъ порока и заблужде нія отдѣльныхъ липъ. Гоненіе противъ взяточничества принесло великую пользу; говорятъ, дѣлопроизводители даже но выпрашиваютъ у тяжѵщихся въ долгъ, хотя иногда и находятся въ затрудни тельномъ положеніи по милости дражай шихъ супругъ своихъ. Пѣтъ ничего раз нообразнѣе туалета благовоспитанной женщины въ тридцать и за тридцать лѣтъ; а разнообразіе ато —сущее нака заніе для мужа, потому что женщины не и и ѣ ютъ іюня іи о политической Эко* ноши, и слѣдовательно не постигаютъ, что из тряски на предметы роскоши — самыя вредныя граты, — Гжели вы не выучите женщину язы» кнмъ, эго будетъ не дурно потому толь ко, что женщины вообще ничему но учатся основательно, когда не предназ начаютъ себа въ учительницы пли гувер- 3 ,взятки; не зная языковъ, онѣ переста нутъ читать иностранные романы въ под лиынвкахъ, займутся шитьемъ и хозяй ствомъ, а все таки будутъ умѣть назвать и damas, и ѵаіапсіеппе, в broderie an- glaise. Не смѣю сказать, на скохьво помо жетъ имъ чтеніе рамановъ русскихъ, кото- рьіе нс всегда отминаются заниматель ностью и изученіемъ сокровенныхъ таіінъ женской души; но полагать должно, что Свѣдѣнія политико-экономическія п даже юридическія очень пособили бы мате рнмъ семействъ. Мать-экономистка не премѣнно приготовитъ своего сына къ по лезной дѣятельности-, жена-юристка — не будетъ совѣтовать мужу добиваться до такихъ должностей, которыя превыша ютъ его познанія, и безропотно нокорит ся своей участи. Я полагаю, что жен Шины не Могутъ только быть судьями въ дѣлахъ мужчинъ, потому что омѣ или бу дутъ брап. взятки чѣмъ попало, или оп рав.тывать красоту и молодость въ ущербъ хилости и безобразію} но всѣлгь извѣстно, что прекрасный ноль инкогнито съус/іѣ хомъ занимаетъ многія друі Ія должности, кромѣ писарской,, требующей, какъ из вѣстію, усиічпкьстн, молчанія и особен наго постоянства; 7 3 . р.>. БШІОШФЛЧЕСКІЯ. ІІЗІШІМ Журналъ для Воспитанія г. Чумиковэ. Считаемъ пріятнымъ домомъ передать читателямъ нашей газеты нѣсколько словъ о «Журналѣ для Воспитанія» і Чу макова. Э’і ‘0 журналъ, впервые у пасъ спе. цііыыю ноевлщепцыд ѵоѵпшштю, С при ведливо полаіаютъ тькоторые, что поч ти Hindiь стремленія, и идеалы какою пи- будь общества не заявляютъ себя такъ полно, осязательно и ярко, какъ въ ею взглядахъ па воспитаніе. Всякій, кто зна комъ съ умственными и нравственными требованіями, нашею времени, не станетъ отвергать, что вопросъ о воспитаніи те перь требуетъ рѣшенія болѣе сложнаго, болѣе многосторонняго и, главное, болтъ положительнаго , нежели когіП либо ; Прежде всею историческая дѣйствитель ность должна составлять существеннѣй шее основаніе воздѣлываніи и трудовъ на неизмѣримо-важномъ полѣ, какимъ намъ представляется поле педагогическое. По пятно, что существованіе у насъ такою литературнаго проводника, какъ журналъ і Чумакова, есть радостное и полезное явленіе не только въ теоріи вос питанія, но отчасти и въ педагогической практикѣ Послѣднее замѣчаніе ясно безъ доказательствъ Быстрый успѣхъ прош логодняго изданія «Журнала для Воспи танія » превзошелъ даже самые смѣлые расчеты, и числомъ подписчиковъ, и оби ліемъ статей Нельзя не сказать откро* венно , что успѣхомъ своимъ журналъ г. Чума нова обязанъ появленію его въ ту, счастливую эпоху, когда дѣло воспитанія юношества сдѣлалось животрепещущимъ современнымъ интересомъ Въ какой сте пени направленіе а взглядъ I*единила «Ж ур нала дня ІІОстщанія<> удовлетворилъ, по возможности , ожиданіямъ публики, су дить еще рано и мудрено ідѣсь мно • жество препятстві’п и недостатковъ, ко торые или трудно преоаолѣваюіпся – или, что еще важнѣе, не отчетлива сознают ся Правда, Редакція упоминаемаго жур ■ кала «хорошо Создаетъ ыц-ліе зроСЪды- ,и недосмотры, кготорыхъ она, разуиЬет- Ся, во второй годъ существованія своего постарается избЬгнуть». Многія улучиіе нія по учебнок части доказываютъ, что духъ преобразованія уже повѣялъ на об ширну ІО систему нашихъ отечественныхъ школъ : педтоіическіи журналъ’ долженъ выражать собою этотъ благодѣтельный духъ Что слѣдилъ за направленіемъ «Журнала для Воспитанія », тотъ могъ видѣть, что въ немъ не отдѣляется сс мейнхе воспитаніе отъ общественнаго ,— образованіе (обученіе) отъ воспитанія въ строгомъ смыслѣ слова, піанъ какъ одно должно подготовлять къ другому. Прямое предназначеніе изданія г,> Чумакова —сдѣ лйіься и с* – о х о іи м ю м ь и вполнѣ поденнымъ руководствомъ л *я родителей, ибспнга тетей в преподавателей, при воспитаніи дѣтей всякаго возраста и потасканъ въ семействѣ, такъ и нь учебныхъ заведе ніяхъ, отъ высшихъ до сельской школы. Нѣтъ спору, что для постепеннаго ис полненія тикни, громадной задачи нужны -нпоіочисленныя и дружныя усилія не сто опытныхъ, сколько истинно свѣ дущихъ и образованныхъ людей Разсуж дать’и воспитані* на привычный ладъ хуже, чѣмъ цѣдить черезъ рѣшето воду. Литература должна распространять бо жье очищенныя, вѣрныя и лучшія идеи. Воспитаніе iieofj.rodu.iio предполагаетъ дѣло ч дѣятельность —Желательно, что бы и Журналъ Оля Воспитанія», несмот ря па умѣренность свои іъ обѣщаній , встрѣтилъ побольше дѣятельныхъ сот рудниковъ не въ однихъ столицахъ, но и въ прочихъ городахъ, мѣстечкахъ и се лахъ Россіи. Состояніе пауки воспитанія у западно-европейскихъ народовъ должно быть изслѣдуемо глубоко и-со всего тща гііельностію. Педагогія у пасъ, какъ избѣ» епшо, почти не тронута; это Іеітд incognita. Безъ помощи науки рѣшитель но нельзя добиться дѣльныхъ и почет ныхъ результатовъ въ области педагогіи. Мы совершенно раздгьляемъ положеніе г. Чумакова – сообщить своему изданію прак тическій и примѣнимый къ русскому бы- ту характеръ. — Слѣдуя указаніямъ опы та, Редакція « Журнала для Воспитанія»’ шапіла болѣе удобнымъ программу свою распредѣлить, въ текущемъ году ., послѣ-‘ дующимъ отдѣламъ В I Собственно воспитаніе. Воспитаніе тѣлесное;■ уходъ ха дѣтьми съ здоровомъ и больномъ состояніи. Средства къ раз витію Силъ физическихъ, умственныхъ способностей, эстетическаго вкуса опра вилъ нравственности въ дѣтяхъ. Искус ства, ремесла, гимнастика и иіры для дѣтей обоего пола. Критическое обозрѣ ніе педагогическихъ системъ. Исторія воспитанія I I Образованіе вбщесімсннае и домаш нее , мужское и .женское. Наставленія и руководства какъ дли элементарныхъ за ■ нятгіі. такъ и си< тематическаго обученія (дидактика). Обзоръ извѣстнѣйшихъ м е тодъ преподаванія. Проэкт/и для орана- заціи новыхъ учебныхъ заведеніи. Исторія просвѣщенія и исторія учебныхъ заведеніи. III. Разсказы ііедшогическаи> содержа нія, физіологическіе очерки наставниковъ и вбспигМпн іекчвъ: Воспоминанія изъ школьной э/сизни. Біографіи ‘ замѣчатель •’ шьйшихъ дѣятелей на педагогическомъ по прищѣ. IV . И е іагогйчёское обозрѣніе. Подроб ное изложеніе, съ критическою оцѣнкою лучшихъ произведеніи современной педаіь*’ шческой литературы , ,V . Критика и библіографія. Болѣе или менѣе подробный разборъ всѣхъ сочиненій по части воспитанія, учебниковъ и книгъ для дѣтскаго чтенія, русскихъ и ино странныхъ. VI. Воспитательные вопросы. Крити честя статьи , касающіяся различныхъ современныхъ вопросовъ въ дѣлѣ воспита нія съ цѣлью раскрывать недостатки рус скаго воспитанія. VII. Педагогическій сборника. Доволь но полное извлеченіе изъ всѣхъ замѣча тельнѣйшихъ сгпатей педагогическаго со держанія, напечатанныхъ въ русскихъ и иностранныхъ книгахъ и журналахъ. Пе дагогическіе афоризмы. VIII. Педагогическій вѣстникъ. Вся каго рода извѣстія по части воспитанія, какъ отечественныя, такъ и иностранныя. Нововведенія, касающіяся воспитанія, у строігства и содержанія учебныхъ и во спи тателыгыхъ заведеніи. Лѣтопись всѣхъ новыхъ узаконеніи и распоряженій по ка зеннымъ учебнымъ заведеніямъ всѣхъ вѣ димствъ. Награды и перемѣны въ счета вѣ лицъ, служащихъ по воспитательной и і учебной части. XI. С ѵіѣсь. Общеполезныя свѣдѣнія, хозяйственныя замѣтки. Діетическія и гигіеническія правила для руководства ро дителей и наставниковъ. Открытія и изобрѣтенія, касающіяся домашняго бы та .— Ьъ теченіи и да , Редакція ни одною илъ вышеозначенныхъ отдѣловъ не упуститъ изъ виду. «Журналъ для Воспитанія», въ 1868 ѣду, выходитъ ежемѣсячно, книж ками отъ семи е)ч восьми листовъ въ каж д»й; аккуратна пи, выхода ж урнала ѵ спаянно наблюдается, по приміьру проиииіо года. Условія подписки: цѣна за годовое изда-. пге состоящее изъ 12-ти книжекъ, въ Пе тербургѣ и Москвѣ 6 руб 60 коп сер л съ пересылкою S руб. сер Подписка принимается отъ гг. ипчю- родныхъ, кромѣ Москвы и Тифлиса, исклю чительно въ Редакціи Журнала для Вос- питанія. Гг. иноіородные благ валятъ надписы вать па своихъ требованіяхъ: къ Редакцію Журнала для воспитанія,-точно такъ же должны быть адресованы статьи и письма. Бзъ приведенной программы видно, что этотъ .журналъ, при посильномъ удовлетво реніи всіьхъ ея пунктовъ, не понуждает ся въ количествѣ читателей, особенно, незнакомыхъ съ педагогіей). Присматри ваясь къ теперешнему движенію нашею провинціальнаго міра , можно надѣяться , что большая часть нашихъ губерній (не касаемся тѣхъ, гдѣ есть университеты) значительно подпержатъ дальнѣйшій ходъ изданія г. Чумакова Очень многіе р ди- іпели и наставники наши въ-частую зат рудняются и индоум Кнаютъ относительно воспитанія и обученія, дѣтей, а между тѣмъ оси вателчпье бы было обращаться къ тѣмъ началамъ, которыя извлекаются наукою изъ воспитательной практики во всей ея полнотѣ и разнообразіи. Тогда, по всей вѣроятности, намъ ргьже и не такъ безпечно пришлось бы повт рять изрѣиенге Ai’Ucm теля: ребенокъ есть трудное л ля управленія ж и в о т н о е .-// такъ, каждый мыслящій и заботливый отецъ не преми нетъ охотно подписаться на «Журналъ д ія Воспитанія », какъ и па прочія рус- кія изданія, не давно появившіяся и относя щіяся до воспитанія вообще. Такъ, напри- ливръ, кромѣ журнала г. Чуи чкова и « Рус скаго Педагогическаго Вѣстника», мощно ,унизишь ни « Подсшьжпикг ,» журналъ .для дѣтскаго и юношескаго возраставъ (отъ 10 до 16 лѣтъ, Оля обоего n->uaj, издаваемый съ нынѣшняго года В . Н. Майковымъ. Цѣль этиіо журнала, при содѣйствіи ученыхъ, художниковъ и литераторовъ, предлагать дѣтямъ зд ровую, питатель • й’//0 и Современную пищу систематически и параллельно различнымъ возрастамъ и классному ученію. Можетъ быть, вт слгьд ствги потолкуемъ о « Подснѣжникѣ » подробнѣе. — Г . Чумаковъ очень хорошо по- намаетъ, что идеи и убѣжденія, харак терпзующія его изданіе, должны придать большій или меньшій интересъ эпи-му из данію. Не менѣе интересны тѣ средства къ осуществленію ею педагогическихъ уб/ь эюденіи, которыя внушитъ ему ею прак тическое знаніе, его неусыпное исканіе ис тиннаго пути. Журналъ г. Чумикова съ практическимъ характеромъ по преиму ществу; слѣдовательно, онъ допускаетъ весьма взыскательныя требованія на свой счетъ. Конечно, онъ дилэ/сенъ быть прав дивымь представителемъ совокупныхъ стремленій слуэісить общему дѣлу. Въ этомъ именно, по нашему мнѣнію, заклю чается ближайшее опредѣленіе основной мысли педагогическаго изданія, если мы хотимъ, чтобы оно успѣвало въ наше вре мя. Въ заключеніе намъ остается замѣ гнить, что, при ощутительномъ сочувствіи со стороны публики, цѣны на наши пе дагогическія изданія могли бы удешевиться. Заграницею, особенно у Нѣмцевъ, деше визна удивительная . Л/. М—ичъ. Харьковъ, 20 Мая 1858 г. Ч.Ш 1 ІЫД ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1J Предлагаютъ S р. с. тому, кто доставитъ по принадлежности ( статск. совѣта. Курилову) утерянный большой перстень съ сераоликомъ, на которомъ вырѣзано нѣсколько рыцарей и лошадь. Объ этоіі потерѣ было публиковано въ 1 отдѣлѣ Офиц. ч. JW 19 Хар. Губ. Вѣд, 2J Въ имѣніи титулярнаго совѣтника Павла Петровича Щербинина, селѣ Ф и липовомъ, въ S верстахъ отъ г. Харькова, отдается въ оброчное содержаніе два деревянныхъ дома: оба о пяти комна тахъ, съ мебелью и по.іисидникомъ, съ отдѣльною кухнею, очагомъ и конюш нею;—о цѣнѣ молено узнать въ (Рилипово- бабаевской экономической конторѣ села Кабаевъ —2. 3) Вповь-открытыіі магазинъ Якобсона «AU BON МАІІСНЁ» на Николаевской площади, въ домѣ Ковалева, рядозіъ съ магазиномъ Г . Чонгради, въ Харьковѣ, снабженъ всегда полнымъ выборомъ новѣйшихъ заграничныхъ шелковыхъ, шерстя ныхъ, полотняныхъ и бумажныхъ товаровъ, которые продаются по необыкновенно сходнымъ цѣнамъ. Заказы гг. иногороднихъ исполняют ся со всею аккуратностью и въ ско ромъ времени. — 2. В. Якобсонъ. А) AVIS AUX PARENTS. Monsieur Cathrein maitre de langues de- meurant maison Jankovski, vis a vis du l-er gymnase, prendra encore quelques A ,jeunps garcons cliez lui^ aussi pendant les vacances pour les preparer; bs’ sur- veilier sans cesse; Ьчіг enseigner des prin- cipes mauraux et1- s instruire dans le Iran- <;ais, I’allemand et le latin; de meine dans Jes aulres objets necessaires, sera son but constant —2. Я) /’. Беноа, учитель музыки и препода ватель Oftoit 65 мужскихъ и женскихъ харьковскихъ пансіонахъ, желаетъ про вести вакаціонное время на дачѣ или въ деревнѣ и употребить ею на преподава ніе уроковъ пѣнія и музыки на фортепіа но, флейтѣ , скрипкѣ и віолончели, а так же — на практику въ языкахъ нѣмец комъ и французскомъ. Бри немъ будетъ находиться воспитанница ею, паисг .нер ка 2 го класса стариіаю отдѣленія, дав но извѣстная своею игрою на фортепіа – но. Послѣ каникулъ г Беноа, какъ и въ прежніе годы, будетъ принимать къ се бѣ на квартиру гимназистовъ съ усло вгемъ заниматься съ ними музыкой на любомъ инструментѣ и новѣйшими лзы ками Желаюгціе адресуются: къ Кон стантину Ивановичу Беноа, въ собствен номъ домѣ, на Ьлаговгыценскон улицѣ, близъ Стараго Института Здѣсь же на все лѣто отдается въ наемъ о шести комнатахъ домъ съ садомъ и со всѣми службами,- 4. О тъѣзжаютъ за границу : 4J Надворная совѣтница Каролина Карловна и губернскій секретарь Викторъ Ефимовичъ Зимнгщкіе,—въ Иру осію Гер манію и Францію. — 4. 2J Коллежскій ассесоръ Карлъ Ѳедо ровичъ И wide, — въ Германію, Францію и Швейцарію. — 4, 3J Дѣйствительный студентъ Андрей Врунъ, —въ Германію, Францію и Бель гію,—2. 4) Помѣщица Клара Ивановна Мазуре ко, съ нею дочъ ея Александра, а так же дочь коллежскаго совѣтника Юлія Ефимовна Бубликова, дочь коллежскаго совѣтника Глафира Кибирева и крестьян ■ ка Ефросинья Давы ова,—въ Германію и Францію —3. 3) Саксонскій подданный Карлъ Гот либъ Ситте,—въ Константинополь.-5 . 6) Датская подданная Емилія Грамъ,— въ Данію.—3 . 1) Австрійская подданная Аделаида Манцони, — во Францію. — о. 8J Неаполитанская подданная Эвелина Скотти,—въ Пруссію и Францію.—3 , О ІІРІІіХиШІНХТ) II ВЫШВШІІлЪ. Отъ 15 по 22 Мая прибыли : Изъ г. Новаго Оскола, маіоръ Сомовъ; г. Херсона, пред. двор . Вертильякъ: г. Сумъ, ген маіоръ Богдановичъ; г. Ека теринослава, кол. ассес. Рымаренко; г. Цолтавы, кол ассес. Іонинъ; г. Ново- Бѣлгорода, подп. Эніель-Фельдъ; г Чу- гуева, ген -маіоръ Биллеръ; г. Ново-Ека- теринослава, маіоръ Жилинскій, ВЫѢХАЛИ: Въ г. Полтаву , ген -маіоръ Козлянни- новъ; г. Волчанскъ, пред. двор. Бахме• тевъ; і. Зміевъ, пол. Замятинъ ; г. Бого духовъ, подп. Яновъ; сл. Зарожную, маіоръ Иваницкій; г. Херсонъ, кол. ассес. Ямщ – кій; г, Полтаву, подп. Анисимовъ; г. Воз- несенскъ, подп. Василштъ; г. Дебединъ, над. сов. Лосевъ. Редакторъ Щитовъ . Ііѳч. позвоі . 24 Мая 1858 г. Н . Лавровскій,