ХАРЬКОВСКІЯ JM s у н г с ‘Г А , ш . л і о д н я , J 0 О ! < О 1 40 О . ® 1 ІЕСТДІ 0 ЦЦ!!, Ф Ш Ш Г О и швейцарскія школы для бѣдныхъ, устроенныя по основнымъ положеніямъ послѣдняго. (Продолженіе). 1.) Ученіе звуковъ (тоновъ). Книга для упражненія въ слогахъ (liuchslabirbuch) должна заключать въ себѣ звуки, состзв* лающіе языкъ, во всемъ вхъ объемѣ. Въ каждомъ семействѣ дѣти должпы уп ражняться по этому , руководству ВЪ сло гахъ, а матери должны ежедневно повто рять ихъ при колыбели, чтобы глубже впечатлить въ памяти ребенка то, что въ послѣдствіи времени онъ самъ дол женъ будетъ выговаривать. Такимъ об разомъ дѣти егце въ колыбели не нахо- дятъ уже себѣ покоя отъ элементарнаго обученія. Ба, ба, да, да и т. д. такія прекрас* ныя колыбельныя пѣсни, замѣчаетъ меж ду прочимъ Раумеръ,которыя непремѣн но отгонятъ отъ младенца его ангела- храивтеля. 2 ) Ученіе словъ или , правильнѣе , именѵ» Ознакомленіе дѣтей съ названіемъ cjr* щестаенвѣйшихъ предметовъ. ,30 Языкоученге. Послѣдняя цѣль язы ка, по Песталоцци,. переходить отъ тем ныхъ воззрѣній къ ЯСНЫМЪ ПОНЯТІЯМЪ: Остальное обученіе Песталоцци раз дѣлянтъ на слѣдующія рубрика; I) зем леописаніе, 2) исторія, 3) Физика’, 4) естественная исторія, 5) антропологія. Каждый изъ этихъ отдѣловъ, въ свыо очередь, распадается на 40 подраздѣле ній, которыхъ такимъ образомъ *200. Вообще, Песталоцци старался о томъ, чтобы обученіе начиналось съ чувствен яыхъ воззрѣній, другими словами, что бы въ началѣ оно было строго нагляд ное, изъ котораго развивалось бы нако н^цъ ясное понятіе. Очень замѣчательно то обстоятельство, что способъ ебуче нія, употребляемый самимъ Песталоцци, былъ совершенно противоположенъ вы сказаннымъ имъ правиламъ. Вообще все такъ называемое наглядное обученіе Нес талоццн п его школы собственно долж ны разсматриваться, какъ упражненія въ рѣчи, При этомъ дѣти, разумѣется, бо лѣе знакомились съ словами и предложе ніями, нежели съ истиннымъ знаніемъ предметовъ. Въ концѣ своей книги «какъ Гертру да учитъ своихъ дѣтей» Песталоцци представляетъ процессъ развитія рели гіознаго чувства. Онъ говоритъ, что все высокое въ человѣкѣ возникаетъ нзь от ношеній между безсловеснымъ ребенкомъ и его матерью. Любовь, довѣріе, благо дарность перваго къ послѣдней, со вре менемъ, подъ вліяніемъ увѣщаній п убѣж деній матери, переносятся къ Ьогу. Въ этомъ Песталоцци видитъ единственный путь для религіознаго образованія и при атомъ предполагаетъ ангельской чисто xju мать и совершенно невинное дитя. На этомъ основаніи дѣти, рано лишив шіяся матерей, по мнѣнію Песталоцци, должны оставаться безъ всякаго религі ознаго образованія. О священномъ писа ніи въ этомъ сочиненіи Песталоцци нѣтъ и номину. Маіь черпаетъ свою теологію изъ собственнаго сердца. Въ заключеніе оцѣнки книги «какъ Гертруда учитъ своихъ дѣтей» Раумеръ говоритъ, что она «заключаетъ въ себѣ основныя пе дагогическія мысли, мысли несомнѣнной истины на ряду съ явными педагогиче скими заблужденіями. Теперь слѣдуетъ дѣятельность ІІеста- лоцца, какъ директора и наставника въ основанномъ имъ бургдорфскомъ заведе ніи. Здѣшнее обученіе, по извѣстнымъ уже памъ идеямъ Песталоцци, было основа но на языкѣ, числѣ и Формѣ. Не суще ствовало ни школьнаго плана, ни рас предѣленія часовъ,., и и другихъ подоб ныхъ, хотя и полезныхъ Формальностей; ихъ не любилъ Песталоцци Вт, заведе ніи было 60 мальчиковъ и дѣвочекъ 8;— 15 лѣтняго возраста. Передъ обѣдомъ было ученіе отъ 8 до II, послѣ обѣ іа отъ 2 до 4 часовъ. Всѳ обученіе огра ничивалось черченіемъ пли рисованіемъ, счисленіемъ и упражненіемъ въ языкѣ. Занятія послѣдняго рода происходили такимъ образомъ, что Песталоцци произ носилъ какую побудь Фразу, а ученики повторяли за іівиъ , и часто случалось, что ничего не понимало, потому что Песталоцци произносилъ слова скоро,., на распѣвъ и неясно, кромѣ того, ужасно кричалъ и не обращалъ вниманія на нра* вольность повторенія ученшами сказан ной имъ Фразы. О вопросахъ и повторе ніяхъ пройденнаго ие было и рѣчи. ,Песта юцця строго запрещалъ своимъ помощникамъ всякаго рода тѣлесныя наказанія, но самъ маю слѣдовалъ въ своей школѣ этому правилу и часто да валъ направо а налѣво пощечины — Плодомъ занятій прочихъ наставниковъ »той школы были э іементарнын книги, появившіяся въ 180 і г., подъ именемъ ІІесталоциа: I) Abe der Ansehauung odor Anshauungslehre der Massverhaeltnisse. 2) Anschauungslehre der Zahienerhaellnisse. Третья элементарная вника принадле житъ уже самому Иесталоццй,—это из вѣстиая уже «книга для матерей » (buch der Mutter od-r Anleitung fur Mfiller ihre Kinder bemerken und reden zu lassenj. Что касается до религіознаго образо ванія, то приблизительно вѣрное о нехгь понятіе можно’ составить изъ школьнаго донесенія родителямъ воспитанниковъ э тЬго заведенія. Характеръ религіознаго обученія былъ слѣдующій Главная цѣль Состояла въ томъ, чтобы наглядно ожи вить въ дѣтяхъ примѣръ Спасателя, Г го Образъ воззрѣній на лолей н на-ихъ взаимныя отношенія, «Мы не оснорв вала различныхъ религіозныхъ заблуж денііі (сказано в-ь донесеніи), но только старались передать дѣтямъ религіозную истину. Мы отыскиваю исноваіпе всЬѵь догматовъ и источникъ всѣхъ релпгюз’ ныхъ мнѣній ль сущности религіи, въ природѣ человѣка, въ его наклонностяхъ, Отношеніяхъ, силахъ и потребностяхъ ___ » До какой степени, замѣчаетъ Рау мер ь, религіозное обученіе пренебрегло дѣтской простотой и теплотой изложенія! Оно нис вольво не характеризуетъ религіозности самаго Иесталоццй, который, впрочемъ, послѣ, въ Цфертеііѣ, обращалъ преимущё- ствешюе вшшаиіе и*1 умствеиное, нежели на христіански нраягтвшіиор образованіе. Въ 1801 г , по внѣшниѵіь причинамъ, онъ долженъ былъ закрыть свое бургдорьское заведеніе! (іь 180Jr . Наполеонъ вѣізыяаіъ шаеіР- царскихъ депутатовъ вь Парижъ. Въ числѣ ихъ былъ и Иесталоццй! Онъ предеглиил ь первому консулу свой ме му аръ о томъ, въ чемъ именно нуждает ся Швейцарія. Первый консулъ отвѣчалъ, что не можетъ вмѣшиваться въ ученіе объ abed!…. Вь I «05 г. Песгалоцця получалъ въ высшей степени выгодное предложеніе принять подъ свое- вѣдѣній институтъ въ г.-Ифнртенѣ. Съ этого времени начи нается новый періодъ въ жизни Пёстя- лоици Его институтъ пріобрѣлъ евро пейскую извѣстность. Наставники—ііес- талоццисты были1 вызваны въ Мадригъ, Неаполь и Петербургъ. Пашъ покойный Государь А лк сандр ь і лично • изъявилъ свою малость старику Иесталоццй. Фих те нъ номъ и еГо нроіізведеыіяхъ видѣлъ начало обновленія человѣчества.’ Харак теристика этою періода (1805-—1810 г.) необыкновенно трудна. Возникла’ днѣ противныя партіи — оДна за, другая про тивъ Пестѣіоцца. При ближайшемъ раі- смотрѣиіи, говоритъ между1 прочимъ Рау меръ, видно, что та и другая были нравы и не правы; Нь саМомъ заведеніи учители рѣзко раздѣлились на днѣ пар тіи, во главѣ к-чторыхЪ стало Шмидтъ и Подереръ. Послѣдній отличался высшимъ образованіемъ и; чувствовалъ себя’приз ваннымъ въ философской обработкѣ |іе-‘ дагогіа Онъ желалъ изъ многознаме нательныхъ, но отрывочныхъ педагоги*- чёскикъ мыслей й положеній Песталонна* образовать иолиую в сисгематичесву.иѵ ,теорію. Сначалз Песталоцпп не пони- мзлъ ФплосоФскаго языка Нидерера, но послѣ замѣтилъ въ немъ человѣка, въ высшей степени способнаго ввести эту новую методу въ Обширную область об разованія и въ немъ помѣстить ее на почетномъ мѣстѣ. 11 такъ, Шмидтъ п Нидереръ посто янно враждовали между собою. Самъ Лесталоцци приставалъ то къ той, то въ другой партіи. Гъ ІН15 г. до самой смерти онъ находился на сторонѣ Шмпд та, хотя подъ конецъ примирился а съ Нидереромъ. Раумеръ говоритъ, что онъ врядъ ли былъ бы въ состояніи предста вить вѣрную характеристику этого пе ріода, если бы самъ не прожилъ въ э- томъ заведеніи нѣсколько мѣсяцевъ 1809 и 1810 г. Когда Роумеръ прибылъ въ заведеніе Пес та лопци, въ йенъ было 105 воспитанни ковъ, и только 78 изъ Швейцаріи,осталь ные же изъ Германіи, Франціи, Россіи, Италіи, Испаніи и сѣверной Америки. Въ заведеніи жало і5 наставниковъ; многіе изъ нихъ получили въ немъ и воспитаніе. Ни одинъ учитель не имѣлъ своей соб ственной комнаты.—Сначала возникла за- .таенная вражда между двумя партіями. О причинахъ ея говоритъ между про чимъ и самъ Песталоппи, что зародышъ внутренней порчи заведенія заключался въ неравенствѣ и противорѣчіи склон ностей, образа мыслей, силъ и притяза ній членовъ этого заведенія между со бою. Мало но малу исчезъ духъ брат ства. .Іюли, стоявшіе во главѣ этого за веденія, были только внѣшнимъ образомъ соединены между собею, обманывая са михъ себя на счетъ прочности духовна го соединенія. Рамзауеръ, бывшій вос питанникъ этого заведенія, тоже гово-* рвтъ, что все измѣнилось къ худшему съ тѣхъ поръ, какъ школьная жизнь по теряла свой первоначальный семейный характеръ и выродилась въ конституці онную государственную жизнь. Каждая отдѣльная личность легко гтерялась въ массѣ. Ііесталоцци постоянно увлекался мыс лію въ самое непродолжительное время распространить счастіе во многія земля при содіііствіи своей методы воспита нія п обученія. Институтъ явился боль шинству публики, какъ Фактическое до казательство пользы и примѣнимости пе дагогическихъ идей Песталоцци. Учители этого заведенія, которые бы* ли его воспитанники, работали съ утр£ до вечера. Они не имѣли досуга в свѣ жихъ силъ, что бы подумать о собствен номъ образованіи, а это было тѣмъ не обходимѣе, что большая часть ихъ были самоучки, съ самыми ограниченными познаніями, и слишкомъ рано перешли изъ учениковъ въ наставники. Одною изъ причинъ упадка заведенія былъ также крайне-ошибочный взглядъ Песталоцци на учителя относительно способа препо даванія и методическихъ руководствъ. Учителю, по мнѣнію Песталоцци, ничего болѣе не оставалось дѣлать, какъ педан тически точно проходить съ учениками руководство, согласно съ предписаніемъ, ничего не прибавляя и не выпуская. Такимъ образомъ, ему нужно было толь ко на одииъ шагъ опережать своихъ учениковъ. При такихъ условіяхъ попят но все жадное положеніе бѣднаго настав ника. <сБъ грустныя минуты, говоритъ Раумеръ, это учебное заведеніе казалось ,ынѣ огромной и шумной Фабрикой об- разова нія.» Цфертенъ. (і810—1825). Этотъ пері одъ наполненъ большею частно враждою партій, не всегда благородною и сдер жанною. Тогдашнія политическія собы* тін также не оставались безъ вліянія и на заведеніе ІІесталоцци. Нъ 1814- г. онъ получили, Русскій орденъ Владиміра 4 степени. Въ 1818 г. Шмидтъ и Котта заключи ли между собою условіе приступить къ полному изданію сочиненій ІІесталоцци. Подноска на нихъ была очень значи тельца- Покойный Александръ Благосло венный подписалъ 5000 -рублей. Въ 1825 г. ІІесталоцци, уже 80-лѣт- ній старенъ, возвратился въ свой ста рый НейгоФъ., гдѣ онъ ровно за полсто лѣтія передъ этимъ, въ 1775 г., началъ первую свою педагоіическую дѣятель постъ, Въ зго время ііепгофъ принадле жалъ уже его внуку. Въ досіѣшіѳ годы своей жизни (1825—1827) ІІесталоцци писалъ «Лебе- двіііні лѣніе» и «Приключенія жизни.» ропзведеіпя эги, ци мнѣнію большин ства,—меланхолическія н слабыя сер дечныр изліянія старца, проставшагося съ жизнію. Вь этогь краткій нромежу- товь времени ІІесталоцци писалъ также и о воспитаніи аъ обширномъ смыслѣ. Изъ трудовъ его но эгэй части можно видѣть, что онъ до конца жизни остал ся вѣренъ идеалу, высказанному еше въ «Лингардѣ иТертрудѣ», и въ это время предметомъ его горячей любви было до машнее воспитаніе (Wobnstubenerzie- bung). Онъ умеръ 17 Февраля 1827 г., на 81 готу. Въ заключеніе сдѣлаемъ еще общій взглядъ на жизнь, дѣятельность и оіа* аы ІІесталоцци. Любовь проходитъ чрезъ всю его мно готрудную жизнь, принявши одно из вѣстное уже намъ направленіе—страст ное желаніе помогать бѣдному безпомощ ному народу. Эта любовь была страстію его сердца; огонь ея возжигалъ въ немъ сильнѣйшій гнѣвъ противъ тѣхъ, кото рые для него была преградой на пути къ цѣди. Впрочемъ, главнымъ препят ствіемъ для ІІесталоцци былъ онъ самъ. Онъ, при самомъ ясномъ знаніи людей, былъ неспособенъ руководить и управ лять ими; при самыхъ привлекательныхъ идеалахъ становился слѣпъ, какъ только приходилось -ему указывать дорогу къ ихъ осуществленію- Завѣтнымъ, но не исполнившимся жела ніемъ ІІесталоцци было основаніе школы сельскаго хозміства для бѣдныхъ. Вса обстановка школьной жизни бѣднаго вос питанника, но мнѣнію Песгалоцци, долж на была находиться въ полнѣйшемъ со* гласіа съ будущимъ его назначеніемъ для трудовой умѣренной жизни. Эго бы ла главная цѣль воспитанія и обученія бѣднѣйшаго класса народа. Однимъ изъ главныхъ средствъ ея достиженія было развитіе силы и ловкости въ питомцахъ школь для бѣдныхъ; поэтому гимна стика должна быть разносторонняя и, въ примѣненіи кь каждому воспитанни ку, соглашена съ тою Физической силой и дѣятельностію, которыхъ потребуетъ отъ него жизнь внѣ школы. Содержаніе обученія во всемъ своемъ объемѣ долж но быть ни что иное, какъ сильное раз витіе въ питомцахъ всего того, чѣмъ они дѣйствительно суть в чѣмъ они дѣй ствительно должны быть. Таковъ былъ ,идеалъ Песталоццп школы для бѣдпыхъ. Что касается до его практической дѣя тельности на этомъ поприщѣ, то мы уже знаемъ, что экономическія трудно сти постоянно стѣсняла бѣднаго ІІесга- доіща. Эго обстоятельство смягчаетъ нѣсколь ко слова Нидерерз, который гоаоритъ, что «дитя бѣдныхъ родителей, въ гла захъ Песталоцци, до«жно было дѣлаться механически-совершеннѣйшимъ орудіемъ для пріобрѣтенія хлѣба.» Скажемъ еще нѣсколько послѣднихъ словъ о личности самого Песталоццп. Ему мало была знакомы удовольствія молодости по причинѣ его бѣдности и скромности характера; въ бѣдности про велъ онъ и большую часть своей жизни. Этимъ обсгойгеіьствамъ можно, кажется, отчасти приписать его сосредоточен ность, какъ одну изъ рѣзкихъ чертъ ха рактеру, его невниманіе въ этикету и утонченнымъ нравамъ высшаго свѣта. Въ лучшіе дои своей жіізнп , но всемъ касавшемся наружности, онъ былъ ци никъ по основнымъ правиламъ, въ чер нью же дни былъ таковъ уже но необ ходимости. Внѣшнему его папизму соотвѣтство валъ «если можно такъ выразиться, го воритъ Вау мерь, духовный цинизмъ: нерасположеніе къ ариѵ.тократиіескиму образованію.» Онъ чувствовалъ себя при званнымъ положить новое, болѣе проч- Мое основаніе высокому зданію образо ванія. Онъ хотѣлъ только въ зданія под- переіь верхній ярусъ, не заботясь о послѣднемъ. Песгадоцца хвалился, что въ теченіи 30 лѣтъ не читалъ ни одной киши. Многія неудача въ его жизни имѣютъ своимъ источникомъ недоста токъ основательнаго образованія. Въ заключеніе приведемъ слова самого Песталоцди: «друзьяі^будьтѳ лучше меня, чтобы Богъ покончилъ вами свое дѣло, такъ какъ онъ не окончилъ его черезъ меня.» Тѣлесная я духовная порча ниешпхъ классовъ народа вызвала въ Песталсцца идею о единственномъ только способѣ плодотворнаго вспомоществованія бѣд нымъ. До него спасительныя средства были превратны: оказывала возможныя пособія староста, тогда какъ дѣтскіе и юношескіе годы часто не обращали на себя никакого внямаиія. Памъ уа;е от части извѣстенъ рядъ неудачъ, напол нявшихъ педагогическую дѣятельность ігесталоцуги_д<л самой его смерти; поэто му путь но его слѣдамъ, съ цѣлію оправдать передъ свѣтомъ основныя его идея, далеко не Смолъ маловажныйь дѣ ломъ. Возможность практическаго при мѣненія идей Песталоццп должна была подтвердиться Фактами, потому что его экономическое разореніе н банкротство другихъ педагоговъ легко могли привес ти къ тому мн1 пію, что подобная судь ба есть неизбѣжное слѣдствіе Филантро пическихъ стремленій. Филиппъ Эммануилъ Ф. Фелленбергъ, гражданинъ города Берна, ре до іея въ І771 г., и происходилъ г.зъ одной пат риціанской Фамиліи. Отецъ его, членъ кантональнаго правленія и профессоръ науки права, заботливо руководилъ вос питаніемъ своего сына Мать еще болѣе прилагала стараній по этому предмету.. Она часто говорила своему сыну: «бо гачъ ц безъ того имѣетъ много друзей, ,бу.ІБ же ты другомъ бѣдныхъ.» Дѣтство Фслленберга какъ-разъ совпало съ тѣмъ временемъ, когда Филантропическіе тру- ды о идеи Базедова, Изелина, Гир- цера.,.. въ областа народнаго образо- ванія пробуждали всеобщее участіе, а въ благородныхъ и умныхъ матеряхъ находила усердныхъ помощниковъ въ дѣдѣ исполненія. Обстоятельства его мо лодыхъ лѣтъ развила въ немъ горячую любовь къ общественнымъ интересамъ. Рано обнаружилось въ Фелленбергѣ разъ навсегда опредѣлившееся направленіе: онъ посвятилъ свою жизнь благу своихъ ближнихъ. Въ 1789 г. Фелленбергъ вступилъ въ Тюбингенскій университетъ. Возвратившись на родину, онъ ревност но продолжалъ университетскія занятія, скоро познакомился съ ІІесталоцци, и преобразовательныя идея послѣдняго еще точнѣе опредѣлила направленіе Феллен- берга. Pro путешествія по Швейцаріи, Тиролю и Германіи представила ому жи ну іо картину страданій современниковъ, ^сіо испорченность европейской цццилн- ааиіи. Цо паденіи Робеспьера, онъ от правился въ 1793 г,- въ Парижъ, чтобы ближе взглянуть на взволнованную жизнь франція, и подъ конецъ путешествія ревностно принялся за изученіе грече ской литературы в Каптоиоіі философіи . Подобно Песталонци, онъ скоро убѣдил ся, что основы семейной а гражданской жйзяя—нравственность и религіозность разрушаются все болѣе н болѣе, что съ каждымъ днемъ усиливается нищета въ нисііыхъ классахъ народа и Что только воспитаніе и улучшеніе его экономиче скаго быта есть единственно возможная для него помощь. Бъ 1799 году, послѣ жосьмилѣглилъ приготовленіи къ заду манному дѣлу, Фелленбергъ купилъ по*» мѣстьэ ГоФьеиль, къ сѣверу отъ Берна. Здѣсь, въ продолженіе нѣсколькихъ лѣтъ, онъ, словомъ и примѣромъ, старался улучшить сельское хозяйство Швейцарія и наконецъ началъ преслѣдовать свою главную цѣль—улучшеніе народнаго вос питанія. Когда Фелленбергъ приступалъ уже къ осуществленію свопхъ идеаловъ, вре мя для этого было крайве неблагопріят но. Ходъ Французской революціи и об щественное состояніе Швейцаріи угро жали прочности и цѣлости всякаго зна чительнаго предпріятія. По этому слу чаю онъ убѣдилъ своего отца перевести часть состоянія въ банкъ С. Амери канскихъ штатовъ, в былъ обманутъ пос редникомъ этого дѣла, что имѣло чув ствительное вліяніе на его матеріальное положеніе. Когда въ 179S г. началась революція а въ Швейцаріи онъ, въ должности квартаркомепдантз, оказалъ важныя услуга во время крестьянскаго возстанія. НріоОрѣкша ГоФвейль, Фелленбергъ окончательно приступалъ къ осуществле нію своихъ завѣтныхъ цѣлей—поднятія земледѣлія и улучшенія быта земледѣль ческаго класса народа. Приготовивъ все нужное для этой цѣла, онъ снова сбли зился съ ІІесталоцци, что бы вмѣстѣ приняться за общее дѣло; по различные характеры и способности скоро раз вода – ноли ихъ. Фелленбергъ жаловался, что ІІесталоцци не обращаетъ вниманія на необходимый экономическій порядокъ. Этотъ недостатокъ ІІесталоцци дѣйстви тельно имѣлъ и ому почти исключитель но обязанъ своими неудачами. Послѣдній^, къ сожалѣнію, мало понималъ Феллегд* ,берга и жаловался, что онъ расчиты- лаетъ на барышъ а преобладаніе. ГІоэ тому она скоро разошлись совершенно. ІІесталоцца оторавился въ ІІФертенъ (Ивердюнъ), а Фелленбергъ продолжалъ уетропвать свое помѣстье п, по примѣру искуснѣйшихъ агрономовъ, увеличивать его доходы. ІѴь тоже время онъ благо творно дѣйствовалъ на окрестныя дерев ни частію собственнымъ примѣромъ, частію раздачею агрономическихъ книгъ. Студ. А. 1І1имановъ. Харьковъ, 1858 г. (Продолженіе слѣдуетъ.’) О ХАРЬКОВСКОМЪ КОЛЛЕГІУМЪ. (П р о д о л ж е и і е). 2) Префектъ (15-іі) Харьковскаго ду ховнаго коллегіума Михаилъ Швапскій, протоіереи Успенскаго собора. Разсматривая жизнь и дѣянія замѣча тельныхъ мужей, какъ наставниковъ Харьковскаго коллегіума, нельзя ни обра тить особеннаго вниманія на префекта протоірея ІІІванскаго, какъ на человѣка очень даровитаго н, но тогдашнему вре мени, весьма образованнаго, который въ продолженіе 30 лѣтъ съ примѣрнымъ усердіемъ трудился на поприщѣ кодле- гіуыскаго образоіаиія. biorpa+ія его слѣдующая: Префектъ Шванскііі родился въ Чрр- ниговской губерніи и происходилъ изъ древней дворянской Фамиліи. Доказатель ствомъ тому служатъ: а) дворянскій Фа мильный гербъ,—бѣлый лебедь въ крас номъ полѣ, на ѳерху корона, па воронѣ опять лебедь: такъ онъ изображенъ на его портретѣ, и Ь) выданное ему сви дѣтельство еще въ дѣтствѣ о дворян скомъ его происхожденіи изъ шляхти чей, на польскомъ языкѣ, за подписью дворянъ всего Мозырьскаго повѣта. Шпан скій воспитывался въ Кіевской духовной академіи, и съ Л35 по 17(H) г. обучал ся слѣдующимъ паукамъ: риторикѣ, фи лософіи и богословію, а также языкамъ латинскому, греческому, Французскому и нѣмецкому. Изъ двухъ аттестатовъ, вы данныхъ ему но окончаніи фплософскиго и богословскаго классовъ, водно, что онъ въ продолженіе всего саоего ученія въ академіи, при отличныхъ способностяхъ и похвальномъ поведеніи, занимался весь ма прилежно и во всѣхъ проходимыхъ наукахъ оказалъ превосходные успѣхи. Съ такою прекрасиою рекомендаціею Шнанскому очень легко было поступать наставь иконъ въ Харьковскій коллегіу мъ, который дѣйствительно нуждался тогда въ подобнаго рода образованныхъ на ставникахъ. Долговременныя занятія ею но коллегіуму показали на опытѣ, что онъ былъ однимъ изъ способнѣйшихъ наставниковъ по призванію къ ученымъ занятіямъ, однимъ изъ полезнѣйшихъ дѣя телей въ образованіи юношества колле гіума—этого древняго и перваго Украин скаго учебнаго заведенія. Со времени поступленія ІІІяаисваго на должность наставника коллеііума, т. е. съ 1700 года, оиъ преподавалъ въ ,немъ сначала греческій и нѣмецкій языки, потомъ былъ наставникомъ риторики, а въ 1766 г. опредѣленъ наставникомъ фило софіи , и утвержденъ префектомъ (ин Спекторомъ) Харьковскаго коллегіума, какъ мужъ вполнѣ достойный занять эту почетную должность. Имѣя отъ природы счастливыя спо собности и увлекательный даръ сло ва, при основательномъ образованіи и врожденной любознательности, Швансвій, какъ наставникъ философіи , снискалъ се бѣ истпннувэ любовь и славу отъ всѣхъ слушателей, и имѣлъ счастіе развить способности своихъ питомцевъ, изъ ко торыхъ многіе, въ послѣдствіи времени, вышли весьма достойными сынами Ук раины, какъ знаменитые слуги отечест ва въ церковномъ, гражданскомъ и во- енномъ отношеніи. Изъ префектовъ коллеііума Шванскій первый началъ преподавать Богословіе, которое до этого времени составляло ис ключительную принадлежность однихъ ректоровъ заведенія. Пожелавъ принять санъ священника, Шванскій въ 1765 г. былъ рукоположенъ въ іерея въ Успенсвій градскііі соборъ преосвященнымъ І осифомъ (Миткеви • чемъ) Бѣлгородскимъ; въ 1769 г., за ревностное прохожденіе службъ по кол легіуму и назидательныя поученія, про изведенъ въ санъ протоіерея. Онъ же былъ главнымъ цензоромъ проповѣдей для всего Харьковскаго уѣзда и толко вателемъ Св. Евангелій и Апостоловъ по праздникамъ и воскреснымъ днямъ. За исправное исполненіе разносто роннихъ обязанностей а во уваженіе заслугъ по коллегіуму, Шванскому, по указу Бѣлгородской духовной коней сторіи, повелѣно было завѣдывать по духовнымъ дѣламъ всею Харьковскою протопопіею (по Харьковскому уѣзду и Харькову). Въ 1787 г. въ проѣздъ Государыни Императрицы Екатерины І[ чрезъ г. Харьковъ, префектъ протоіерей Шпан скій, какъ представитель харьковскаго духовенства, при встрѣчѣ Государыни, произнесъ въ присутствіи всего геиера- литета привѣтственную рѣчь; при чемъ также поднесена была Монархинѣ отъ имени Харьковскаго коллегіума ода съ другими сочиненіями, на разныхъ язы кахъ. Въ награду за встрѣчу и искрен нее выраженіе чувствъ, высказанныхъ при этомъ случаѣ Матера Отечества, Государыня Императрица пожаловала единовременно на Харьковскій коллегі умъ тысячу руб., п на градскій Успен скій соборъ тысячу руб., для раздачи по принадлежности. Занимая многія почетныя должности по епархіи и коллегіуму, и проходя ихъ всегда съ честію и пользою, Шванскій по справедливости пользовался особенною милостію и благоволеніемъ своихъ архи пастырей Бѣлгородскихъ, съ которыми онъ велъ дружескія переписки, а питом цы коллегіума любила его сердечно а почитали какъ рѣдкаго отца. Эгого ма ло: любило и глубоко уважало Шпанска го, какъ мудраго управителя, и все харь ковское духонепство. Даже простой на родъ, а особенно жители г Харькова, потали высокое уваженіе къ Шванскому, какъ отличному проповѣднику. Прослуживъ при коллегіумѣ 30 лѣтъ съ великою пользою для училища и со славою для себя, онъ, по слабости здоровья, уволенъ по прошенію отъ 3 ,должности префекта въ 1790 г. пре- освященнымъ Аггеемъ. Но увольненіи отъ должности, послѣ непродолжительной бо лѣзни, свѣтило украинскаго духовенства, любимый начальникъ коллегіума и не забвенный пастырь Харькова, отошелъ съ миромъ въ вѣчность на 55 году сво ей жизни, сопровождаемый до могилы искренними слезами всего г. Харькова. Признательные воспитанники коллегі ума не забыли почтить своего любимаго наставники должною памятью и, для грядущаго поколѣнія этого заведенія, списали съ него портретъ, который по стоянно находился въ богословскомъ за лѣ въ числѣ портретовъ другихъ мужей, имѣвшихъ отношеніе въ коллегіуму. Протоіерей Михаилъ Шванскій скон чался Іюля 10 дня 1790 г., погребенъ на городскомъ кладбищѣ, гдѣ нынѣ Пре сговоздвиакенсвая церковь, съ правой стороны церкви. Семейная жизнь его была тиха и счастлива до -ІО года; по томъ онъ лишился жены своей, рѣдкой хозяйки, и двухъ сыновей, осталась одна только дочь, которая вышла по томъ въ замужество за дворянина Пал кина, дѣти и внуки котораго и те перь благоговѣйно чтутъ память знаме нитаго своего дѣда – Шпанскаго. При Харьковскомъ коллегіумѣ префектъ Шванскій читалъ греческій и нѣмецкій языки 3 года, риторику 2 года; будучи префектомъ, училъ философіи 10 лѣтъ; наконецъ преподавалъ Богословіе 15 лѣтъ; всего трудился ори коллегіумѣ 30 дѣтъ. (Продолженіе слѣдуетъ.) Н З В Ъ С Т І I и з ъ Р А З Н Ы Х Ъ У Ѣ З Д О В Ъ Харьковской губерніи. Сумы, 2 апрѣля .—По обѣщанію мое- иУ писать въ Редакцію Губернскихъ вѣдомостей, я, избравъ досужный часъ, пишу, на первый разъ, хоть о пого дѣ. Не знаю, какою она показалась въ другихъ мѣстахъ нашей губерніи, но у насъ никто не можетъ похва литься ею, въ особенности же тѣ, ко торые на Свѣтлыхъ праздникахъ надѣя лись пощеголять новыми нарядами. Въ первые два дня праздника былъ дождь, снѣгъ и, конечно, грязь такая, что хоть не выхода изъ дому. На третій день погода была нѣсколько сноснѣе; но ос тальные дна Свѣтлой недѣли, вавъ в пер- вые два, была пасмурны в холодны. Опираясь на пословицу: «каьъ будешь грязь топтать, то будешь и хлѣбъ ѣдать»,—должно полагать, что эта по года будетъ имѣть полезное вліяніе ва озимые всходы. Дай-то Богъ, что-бъ предположенія наши вполнѣ оправда лись. — Сумы, 6 апрѣля .—Въ г. Сумахъ в апрѣля происходило торжественное пе ренесеніе Св. Даровъ и всей цер ковной утвари изъ церкви Рождества Богородицы, состоящей въ предмѣстья города, называемомъ «Холодною го рою», въ церковь Воскресенія Хрис това, чтб ва базарѣ. Перенесеніе это ,совершено было по сдучаю предпри нятаго возобновденія Рождественский церкви, въ которой оказалось нѣсколько Значительныхъ трещинъ, угрожавшихъ опасностію. По совершеніи соборнѣ Божествен ной Литургіи, духовная процессія, со Св. иконами, хоругвями и прочими лрп на длежностями церкви, въ сопровожденіи многочисленнаго народа, при колоколь номъ звонѣ, шествовала изъ Рождествен ской церкви въ Воскресенскую, у входа которой она встрѣчена приходскимъ священникомъ въ полномъ облаченіи, съ кадиломъ въ рукахъ, и сопровождаема была во внутрь церкви. Умилительно было видѣть эту процессію, когда она, пере ходя изъ предмѣстья Холодной горы чрезъ плотину, приближалась и всходила на гору, на которой стоитъ церковь Воскресенія Христова. Намѣстныя Ико ны Спасителя и Божіей Матери въ ме талличеекпхъ піатахъ несены были граж данами, и въ слѣдствіе отраженія сол печныхъ лучей издавали ослѣпительный блескъ; другія иконы и утварь церков ная съ благоговѣніемъ несены были также гражданами и духовенствомъ, а прото іереи на главѣ своей несъ Дискосъ со Св. Дарами. Поправка церкви Рождества Богоро дицы, конечно, можетъ продолжиться года два и даже болѣе, но надежда на по мощь Божію, на усердіе прихожанъ в другихъ доброхотныхъ дателей вну шаетъ отрадную мысль, что она будетъ окончена гораздо раньше … Е Я ….К . 0 Т 1 РЕДАКЦІИ. Въ Редакціи Хар. Ѵуб. Вѣд. полученъ 1 экземпляръ табели нумеровъ 4-°/0 обли гацій казначейства Царства Польскаго, вышедшихъ въ тиражѣ 26 Февраля (ІО Марта) /&5’8 г , по которымъ платежи капиталовъ съ процентами начнутся съ 20 Марта (1 Апрѣля) сею іода. ЧАСТНЫЯ О Ш ІШ Ш Я , \) Г. Бепоа, учитель музыки и препода ватель оной въ му ясскихъ и женскихъ харьковскихъ пансіонахъ, желаетъ про вести вакаціонное время на дачѣ или въ деревнѣ и употребить ею на преподава ніе уроковъ пѣнія и музыки на фортепіа но, флейтѣ , скрипкѣ и віолончели, а так же — на практику въ языкахъ нѣмец комъ и французскомъ. При немъ будетъ находиться воспитанница ею, пансіонер ка 2 го класса старшаю отдѣленія , дав но извѣстная своею игрою па фортепіа но. Послѣ каникулъ г. Бепоа , какъ и въ прежніе годы, будетъ принимать къ се бѣ па квартиру гимназистовъ съ усло віемъ заниматься съ ними музыкой на любомъ инструментѣ и новѣйшими язы ками Желающіе адресуются: къ Кон стантину Ивановичу Бепоа, въ собствен номъ домѣ , на Благовѣщенской улицѣ, близъ Стараго Института. Здѣсь же на все лѣто отдастся въ наемъ о шести комнатахъ домъ съ садомъ и со всѣми службами,-2, ,2) Продается за весьма выгодную цѣну новый, деревянный на каменномъ фунда ментѣ, о семи комнатахъ, крытый же лѣзомъ домъ, съ надворными постройка ми , на Петинскои улицѣ, въ j й части г. Харькова подъ JV? 6 2 9 .-2 . О) Продается каменный домъ , состоящій въ г. Харьковѣ, па Екатеринославской улицѣ, принадлежащій статскому со вѣтнику Зивѣлейскому. О цѣпѣ и усло віяхъ продажи можно узнать въ Почто вЬіі конорѣ у г. Завѣлеискшо.—З . 4J По избѣэісаніе могущихъ случиться недоумѣній и ошибокъ, имѣю честь объя витъ, что виноторговля моя, 40 лѣтъ существующая въ г. Рань подъ фирмою: Г. А Ш вейііФ> ртт>, не имѣетъ никакихъ сношеній съ другими винными погребами подобной моей фамиліи, почему прошу не принимать другаго за меня. Г. А. ШнейнФ)ртъ.— 3. О тъѣзжаютъ за границу : •/) Саксонскій подданный Карлъ Гот либъ Ситте, — въ Константинополь – 1 . 2) Датская подданная Емилія Грашъ,— въ Данію. — I. 3J Австрійская подданная Аделаида 31 апцони, —во Францію. — 1. 4) Французская подданная Виктори на Кокерелъ- во Францію. -2 . 3J Виртемберіская подданная Цехина Гейприхъ.— въ Германію, Бельгію и Фран цію.—2. 6) Отставной ротмистръ Алексѣй Ан дреевичъ Савичъ и штабъ лекарь надвор ный совѣтникъ Михаилъ Васильевичъ Ііеч. Q03B0J. 10 Мая 1858 г. II. Лавровскій, Редакторъ Щитовъ, Бѣлицкій,—въ Германію, Францію и Италію,—2. 7) Ректоръ Харьковскаго Университета, дѣйсгпвит. статскій совѣтникъ Карлъ Карловичъ Фойгтъ,—въ Германію и Фран цію,—2. 8) Дворянинъ Ахтырскаю уѣзда Иванъ Христіановичъ Шлинкъ, — въ Германію, Италію, Францію и Англію. — 2- 9J Уроженка города Любека, дѣвица Екатерина Фозе,-въ Любекъ. – 3 , 10 Русскій подданный Георгій Ферди нандъ Эмрихь—въ Германію, Францію м Австрію. – 3. Н ) Австрійскій подданный Карлъ Сча • с ни,—въ Австрію.—3, О ПГІЪХАВШИХЪII В Ы Ш М ІІІІХ г. Отъ 3 по 8 Мая прибьмв : Изъ г. Полтавы, стат. сов. фонъ Me- зепкампфъ; г. Орла, над. сов. Сцепура; Одессы, полк. Мещерскій; С. Петербурга, полк. Паукеръ; г. Чугуева, подполк.: /Іа- нодаровскгй, Чемерзинъ и полк. Боптапъ; г. Зиііѵкова, нидвор. совѣт. Бразолъ; се. і. Иовопскова, гепер.-маіоръ Типольтъ; сл. ІІовосерпухова, полк. Есоповъ-, г. Ста- робѣльска, гепер.-маіоръ Корфъ. ВЫ ѢХАЛИ • Бъ г. Богодуховъ, маіоръ Ольховскій и коллеж. совѣт Рудзевичъ; г. Корочу, полк. Савойни; г. Чуіуевъ, подпои. Доісе- пѣевъ; сл. Новооерпуховъ, поя. Есиловъ.