JW 1 5 . ОУВ5СТА, А П Т Ъ А Я 5 ДНЯ, (Статья 5 ‘я о воспитаніи) ( ) О ВОСПИТАНІИ 2 ОБУЧЕНІИ ЖЕНЩИНЪ* Gemaelde weabhcher Erzielumg. Karo line Rutlolphi. Heidelberg. Gedanken ueber Krziebung und Unter richt besonders des weiblicben GeschJeclds, Tinette Hcmberg. Berlin. 1845. (*) C m . Hec®. ч. J\?JW 44 и 50 Хар. Губ, Вѣд. эа 1857 г., а JWЛ / 6 и 10 за 1858 г. Прежде чѣмъ разрѣшать вопросъ о воспитаніе и обученіи женшинъ, слѣдо- вадо бы опредѣдить точно и ясно то мѣсто, которое доджна занимать женщи на въ средѣ человѣческихъ обществъ, ея права, обязанности, ея отношенія ко всему ее окружающемусловомъ, на* значеніе и значеніе ея на нашей плане тѣ. Вопросъ сложный и трудный. Раз личные періоды ея жизни, различныя от ношенія къ обществу заключаютъ въ Сферѣ своей особливыя, соотвѣтственныя временному ея положенію права и обя занности. Такъ, иное требуемъ мы отъ дѣвицы, окончившей свое воспитаніе; ,иное отъ женщины замужней, супруги, матери, хозяйки; иное отъ женщины, воторой суждено пбгомъ а кровью до бывать себѣ насущный хлѣбъ; иное отъ той, которая рождена и воспитана въ богатствѣ и роскоши, и т. д. Уяснивши только всѣ эти вопросы (согіасно съ 8дравымъ смысломъ и потребностями общества), сведши результаты ихъ въ одно цѣлое, изобразивъ, такъ сказать, идеалъ современной женщины и поста новивъ достиженіе его цѣлью въ пзслѣ дованіи вопроса о восниганін и обученіи женщинъ, можно приступать къ раз рѣшенію послѣдняго. Вопросъ «о вос питаніи и обученіи женщинъ» также до вольно сложенъ и не можетъ не расна даться на нѣсколько отдѣлокъ. –Вліяніе матеріи на духъ, Физическаго организма человѣка на его нранстненнуіо в умственную дѣятельность неоспоримо, а потому и пзрѣченіе древнихъ «Mens sana in corpore^ sano» можетъ быть при нято за аксіому. Очевидно, что І-е мѣсто долженъ занять вопросъ о тѣлесномъ вос питаніи, о Физическомъ развитіи женщи ны со дня ея рожденія, если но ранѣе, какъ замѣчаетъ это ГуФеландъ, И дѣй ствительно, мы по большей части уже въ колыбели встрѣчаемъ хилыхъ, боль ныхъ дѣтей. Ясно,что обязанностьпеда- гони указать на эго родителямъ и посо вѣтовать имъ заботиться о двтнхъ сво ихъ до ихъ рожденія. Во 2-мъ отдѣлѣ должно поставить вос питаніе нравственное. Немного нужно опыта, что бы замѣтить, что люди съ посредственнымъ образованіемъ, но съ благородною, возвышенною душою, не порочнымъ сердцемъ гораздо симпатич нѣе макіавелисювъ. Здѣсь же, конечно, должна быть рѣчь и объ умственномъ развитіи ребенка; нравственность безсо знательна быть но можетъ. Въ И-мъ отдѣлѣ слѣдуетъ говорить уже объ обученіи—обогащеніи ребенка разнообразными свѣдѣніями; изящныя искусства, музыка, пѣніе, поэзія, жи вопись а нроч. должны занять 4-й отдѣлъ. Нѣтъ сомнѣнія, что подобное дѣленіе на практикѣ существонать ни можетъ. Точно опредѣлить сроки, въ которые нужно руководствоваться правилами того или другаго отдѣла нельзя. Разіѣленіе это должно быть только въ сочиненіи для ясности; вести же физическое, нрав ственное, умственное и эстетическое воспитаніе нужно параллельно и одно временно, потому что только при рав вомѣрномъ вліяніи эгихъ элементовъ можно образовать женщину, подходящую подъ начерченный въ началѣ идеалъ. Не худо было бы присоединить къ этому труду хотя краткій обзоръ поло женія женщины въ разныя времена у различныхъ народовъ и литературу это го вопроса. При такомъ взглядѣ на предметъ, два вышеозначенныя педагогическія сочине нія неудовлетворительны; но они имѣютъ свое относительное достоинство. Сочиненіе Каролины Рудольфи: «Кар тины женскаго воспитанія»состоитъ изъ 88 писемъ, которыя нѣкто Гельма пи» шегъ своей родственницѣ Эммѣ. Въ нихъ нѣтъ систематическаго изложе нія, за исключеніемъ развѣ первыхъ 17 педагогическихъ наставленій; она опи? сынаеть въ нихъ, мѣстами чрезвычайно сентиментально, свою обыденную сѳ- ,мепную жизнь, въ кругу н Ѣ скоіькп ІЪ дѣвочекъ и маіьчококъ, нзягыіъ ею лля воспитанія. Письма эти просты, наивны; мѣстами всі рѣчаются въ нихъ разсуж денія; вообще изображается весьма вар тайно полный курсъ практическаго вос питанія; кончается тѣмъ, что мальчики вііоблаіотся въ дѣвочекъ и женятся на нихъ. Описанію любви ихъ посвящено нѣс колько писемъ; чувствительносгь дохо- дитъ въ нихъ до приторности; источ никъ ея, впрочемъ, заключается въ пре красной мысли, что тихая, кроткая, не порочная любовь ко всему окружающему есть лучшее украшеніе женщины іі не буду говорить отдѣльно о содер жаніи каждаго письма, но изложу глав имя мысли, придерживаясь послЬдова тельности автора. Узнавъ, что у Эммы родилась дочь Ида, Сельма высказываетъ въ первыхъ 17 письмахъ слѣдующія мысли. Мать должна сама кормить ребенка, потому что здѣсь зараждается та неограничеп пая любовь, то довѣріе и уваженіе ре бенка къ матери, которыя составляютъ впослѣ іствіи украшеніе благовоспитанной дѣвушки и счастье матери. Нели обста новка жизни матери не дозволяетъ ей соблюдать необходимую въ этомъ случаѣ Физическую и нравственную дізту, то слѣдуетъ прибѣгнуть^ къ кормилицѣ, но съ величайшею осторожностью: послѣд няя должна быть здорова, красива, доб ра и т. д.; въ крайности нужно предно честь кормленіе животнымъ молокомъ; замужняя женщина должна имѣть при ребенкѣ няньку, которая была бы впол нѣ ея помощницею, раздѣляла бы ея иысда и убѣжденія. Теплота дѣтской комнаты должна быть умѣренная, воз- духъ чистый; купаніе и гулянье, «о из бѣжаніе простудныхъ болѣзней, необхо димы. Искусственно производить сонъ вредно; качать въ колыбели нужно толь ко при безсонницѣ, въ противномъ слу чаѣ ребенокъ заснетъ хорошо и безъ качанія. Научать познанію предметовъ можно въ прогулкѣ и дома, замѣчая, на какой предметъ ребенокъ обращаетъ вниманіе, и, называя ему этотъ предметъ, перво начально сообщігь понятія общія,-все летающее назвать птицею и т, д. Оту чать отъ упримства, не давая ему никогда предмета, по которо.мь онъ кричитъ, не обращать вниманія на его плачъ и серд це; не класть возлѣ него тѣ предметы, которые воспрещено ему трогать: это возбуждаетъ упрямство Занимать посто янно его вниманіе, окружая пріятными предметами—цвѣтами, птицами, картина ми и нроч. Уклонивъ такимъ образомъ упрямство а скуку, мать избавляетъ себя отъ необходимости прибѣгать къ стро гости и наказаніямъ Учиться ходить ребенокъ долженъ самъ, сперва ползая, конечно, по комнатѣ, устланной ковромъ, а потомъ постепенно подымаясь ва но ги. Излишне цѣловать ребенка, дразнить его, щекотать и проч вредно, На 3-мъ году слѣдуетъ внушать идею о Богѣ и религіи, указывая на явленія, Сильно дѣйствующія на воображеніе, какъ напримѣръ: громъ, молнію, волны’мор скія и проч.; говорить ему при этомъ о Богѣ, какъ объ общемъ Отцѣ, полномъ любви и біагости ко всякому живущему; для опредѣленія силы внѣшнихъ чувствъ и развитія ихъ впечатлительности по лезно прибѣгать къ слѣдующимъ упраж* ,неніямъ: для зоркости глаза, напримѣръ, поставить какой нибудь предметъ въ ал леѣ и вести къ нему ребенка, пока онъ не увидитъ и не назоветъ его; на другой день поставить предметъ этотъ далѣе, перемѣнять предметы и проч.; для разви тія слуха заставлять прислушиваться и уз* навать голоса изъ другой комнаты п т. Д. Чистота, порядокъ, аккуратность—не обходимыя атрибуты женщины; пріучать въ нимъ нужно съ ранняго дѣтства; не менѣе важно пріучить ребенка въ нови новеніш; одинъ взглядъ, движеніе голо вы матери должны быть для него зако номъ. Ори развитіи въ ребенкѣ воли и разсудка можно объяснять ему и причи ны того или другаго требованія роди телей, но резонёрство, вообше, вредно; это повиновеніе должно, конечно, выте кать изъ любви и довѣрія къ родите лямъ; послѣдніе должны умѣть заслу жить первое и внушать второе; безпре рывныя, пустыя запрещенія вредны,~ нужно быть послѣдовательнымъ въ сво ихъ дѣйствіяхъ. Небольшія прогулки способствуютъ развитію разсудка, памяти, вниманія и проч.; но большія поѣздки вредны, по тому что предметы, быстро смѣняясь, не оставляютъ впечатлѣній въ ребенкѣ и не даютъ окрѣпнуть въ немъ привя занности къ родинѣ, родительскому кро ву, иногда даже къ отечеству и вообще подавляютъ чувствительность. Занимать ся чтеніемъ пе слѣдуетъ, по крайней мѣ рѣ, до 6 лѣтъ. Хвалить дѣтей слѣдуетъ, какъ можио рѣже, иначе это обратится для нпхъ въ необходимость; женщина должна быть бережлива, но ребенокъ непремѣнно щедръ; идея собственности j*a должна быть емѵ знакома. Съ 17-го письма характеръ писемъ из мѣняется; Эмма уѣзжаетъ съ мужемъ въ Россію, а потомъ въ Турцію; дѣти ея, Ида и Вольдемаръ, переѣзжаютъ къ Сель мѣ, которая беретъ къ себѣ еще нѣсколь ко дѣвочекъ и мальчиковъ,’ п письма ея къ Эммѣ получаютъ чисто описательный характеръ; отчасти приводитъ она ре зультаты своего воспитанія. Она описываетъ устройство комнатъ, расположеніе ежедневныхъ занятій но часамъ, приводитъ нѣсколько чертъ чув ствительности Иды. Такъ, напримѣръ, по дорогѣ онѣ встрѣчаютъ толпу пьяныхъ поселянъ; Ида плачетъ п хочетъ угово рить ихъ вести себя нравственнѣе; встрѣ чая нищаго солдата, раненаго въ сра женіи, она хочетъ уступить ему свое мѣсто въ каретѣ, и впослѣдствіи, когда онъ, првшедши въ тотъ городъ, гдѣ по селились онѣ, приходитъ къ нимъ по воскресеніямъ, Ида въ теченіи недѣли работаетъ, въ субботу отдаетъ Сель мѣ плоды трудовъ свопхъ, въ награ ду подучаетъ деньги п покупаетъ за нихъ хлѣбъ и пиво для бѣднаго. Сельма ста рается изучать характеръ каждаго ре бенка, чтобы способствовать его само стоятельному развитію и пріобрѣсть до вѣріе ихъ. Лѣтомъ онѣ переѣзжаютъ въ деревню; здѣсь всѣ книги кладутся въ сторону и начинается практическое изу ченіе натуральной исторіи. При развитія дѣтей нужно пользоваться всѣми благо пріятными обстоятельствами. Напримѣръ, по случаю пьянства солдата Павла, Сель ма развиваетъ омъ идею о необходимо сти силы характера, умѣнья владѣть со бою и проч. Танцмейстеръ-личность важ ная не только для танцевъ, но и для развитія граціозности въ дѣвицѣ, что, ,впрочемъ, при природной граціи излишне; однако, если онъ не съумѣетъ сохранить оростодушиую дѣтскую невинность, а напротивъ разовьетъ тщеславіе ихъ, то онъ болѣе вреденъ, чѣмъ полезенъ. Упражнять разсудокъ не трудно: нужно Заставлять дѣтей анализировать каждое слово, напр.: was heisst lehrne? was Fur ein Unterschied unler miissen und sol» leu? и т. д.; географія изучается практически; пзъ исторіи удаляется все, что- только выставляетъ людей съ по рочной стороны, потому что насмѣшки и презрѣніе къ людямъ должны быть навсегда чужды женщинамъ. Вообще, воспитаніе въ деревнѣ, въ домашнемъ вругу»среди чудной природы, особенно полезно: оно развиваетъ любовь къ пре красному, изяш.иому, религіозное чув ство и проч., а безкорыстно-любящее сердце дороже всякихъ познаній; воспа таніе домашнее полезнѣе также п по тому, что мужское вліяніе (отца, брать евъ) весьма важно. Вольдемаръ возвращается изъ путеше ствія опасно больнымъ; неусыпная за ботливость, присутствіе духа и чувства тельность Иды у постели Сольнаго пре вышаютъ всѣ ожиданія Сельмы. Да, го воритъ она, здѣсь высказывается ясно назначеніе женщины. Она внушаетъ Идѣ, что старшій братъ замѣняетъ сестрамъ отца; но что, конечно, любовь, довѣріе, подчиненіе послѣднихъ первому не дань, а добровольное приношеніе ему съ ихъ стороны. Появляется въ ирѵгу ихъ новая лич постъ, Герта. самолюбивая, упрямая. При первомъ дебютѣ она даетъ за обѣ домъ пощечину человѣку. Сельма про – бу ж даетъ въ ней совѣсть, Гента крас нѣетъ по уши. Нужно бережно обра щаться съ этимъ чувствомъ; плохо, если дѣвица утеряетъ способность краснѣть — Умираетъ ихъ подруга Дебора; поль зуясь впечатлѣніемъ смерти на Иду, Сельма внушаетъ ей идею о вѣрѣ, о томъ, что не все можно понимать раз судкомъ и т. д. Въ поѣздкѣ въ Швейца рію онѣ живутъ вмѣстѣ съ Эльвирой, матерью 3 хъ взрослыхъ дочерей,воспи танныхъ въ Французскомъ духѣ; Сельма возстаетъ противъ этого воспитанія, нахо- дитъ, что онѣ гонятся за эффектомъ, ма нерничаютъ, утеряли все дѣтское, наив ное и воспитаны по одной мѣркѣ, слѣ довательно лишены самостоятельности; при чемъ она замѣчаетъ, что воспитаніе ничего не даетъ, а только развиваетъ то, что вложено судьбою въ природу ребен ка. Идѣ 15 лѣтъ. Пора, когда можно уже пріучать дѣвицъ въ домашнему хозяй ству и ирисмотру или даже и воспита нію маленькихъ дѣвочекъ, почему Сель ма и беретъ къ себѣ въ домъ 3-хъ лѣт нюю дѣвочку Серафиму. Между тѣмъ, Мда и Матильда сдѣлалась взрослыми дЬвицами; впрочемъ, онѣ покинули ребя чество только, дѣтство съ его наивностью, непорочностью, спокойствіемъ, беззабот ностью цѣликомъ сохранилось въ нихъ. Задача воспитателя въ этомъ возрастѣ— поддержать какъ можно долѣе невинность этихъ полунебесныхъ созданій, отвлекая отъ нихъ всѣ картины практической сто роны, страсти; многія женщины выно сятъ изъ дѣтства отвращеніе къ нѣко торымъ животнымъ, убѣжденія въ су ше ствованіи привидѣній, паническій страхъ и т. п. lice это легко уклонить съ дѣт ства, пріучая ихъ спать въ темной ком натѣ, воспрещая нянямъ разсказывать ,имъ небылицы,, возбуждая любовь ко все му живущему,, но отнюдь не насиліемъ,— наводя ихъ, напримѣръ, на предметъ, воз буждающій въ нихъ страхъ и т. п. Вы возить дЬвицъ въ свѣтъ до окончанія ихъ воспитанія положительно вредно; балы □ другія подобныя увеселенія из лишне развлекаютъ ихъ, подавляютъ ихъ дѣтство, ученіе и всякій трудъ дѣлаютъ непріятными, разсудокъ, еще не иврѣ- плый,. направляютъ на ложный путь, или просто сбиваютъ съ толку; благочестіе замѣняютъ легкомысліемъ, суетностью, заботою о внѣшней обстановкѣ, въ жер тву которой приносится все внутреннее содержаніе.. Конечно, общество мужчинъ въ извѣст номъ возрастѣ необходимо для женщи ны, но для этого достаточно ей семей наго и родственнаго круга; вѣдь не она предлагаетъ руку и сердце мужчинѣ. Изучить мужчинъ на столько, чтобы съумѣть отличить достойнѣйшаго изъ нихъ, поможетъ п семейный кругъ; иначе не всегда можно ручаться за не порочность, чистоту души женщины, а слѣдовательно и за семейное счастье. При этомъ слѣдуетъ прекрасное, но, къ сожалѣнію, слишкомъ идеальное опи саніе первой любви, и въ заключеніе пред латается вкратцѣ планъ для воспита нія сиротъ. Главная идея этого плана — приготовить заранѣе эгихъ дѣвушекъ къ перенесенію всѣхъ превратностей судь бы, которыя ожидаютъ ихъ въ жизни, и къ умѣнію во всякомъ положеніи, какъ бы горько оно1 ни было, найти свѣтлую сторону,— (До слѣдующаго нумера) X Р ОIIIIК J. Не помпю, въ чьей головѣ родилась мысль, что мудрость нашего времени состоитъ въ высочайшей способности усвоять чувства п отрѣшаться отъ нихъ. Нъ этомъ, говорятъ, тайна неотразимаго вліянія иа жеичшнъ немногихъ избран никовъ причудливаго счастія, ведущихъ свое происхожденіе по прямой линіи отъ пушкинскаго Донъ-Жуана. Мудрость нашего времени, скажемъ мы съ своей стороны, состоитъ въ умѣньи переходить отъ высокаго къ смѣшному, отъ горя къ радости и отъ любовной горячки къ мертвящей холодности, точно также, какъ совершается’ обычный переходъ отъ шум наго затрапезнаго засѣданія къ дѣлу серьезнаго свойства, изъ одной комна ты иъ другую, отъ письменнаго въ чай ному столу, молчаливо, безъ рѣзкихъ от тѣнковъ и съ видимъ невозмутимаго по коя. Эго-общій удѣлъ; это горькое за воеваніе повѣрки, разбора и разложенія тѣхъ неисчислимыхъ и разнородныхъ явленій, одно другимъ быстро смѣняю щихся, которыми богата поднебесная; въ этомъ, наконецъ, пресловутое 1е за- voir ѵіѵге нашего времени. Покорные общему движенію, мы плетемся за боль шинствомъ безропотно н съ поникшею головою, п многой на пути встрѣчаемъ. Здѣсь на лету подхватишь то мѣткое словно, то плоскій каламбуръ, то дивную любезность, приправленную искусствен ною улыбкою, которая по вкусу тоже, что аптечная микстура; тамъ, во здравіе духа и тѣла, угостишься снотворною рѣчью, протяжнымъ зѣвкомъ пли выдох шимся благожеланіемъ, сильно смахива» ,ющямъ на заупокойную пѣсню чувству и мысль Утѣшительнаго неипого, читатель, не правда ли?—II потому, безъ сожалѣнія в чановъ разставшись съ пасмурною по* ложптельностію, перенесемся въ тотъ живописный кружокъ, гдѣ наша братья- золотая молодежь лобитъ отдыхать ду шенъ Въ этомъ кружкѣ, слышали мы, и жизнь вамъ порою кажется чѣмъ-то эѳирнымъ, п надежда радужною и не вѣсть какою, в все такъ легко-легко, что хоть уносись на небо, были бы только крылья да сила для полета. И чего только вы здѣсь не встрѣтите? II огневой рикошетъ взглядовъ, и сладко звучную рѣчь solto voce (въ полголоса), какъ говорятъ Итальянцы, тонкою, цѣ- лебиою струйкою текущую въ вашу ду шу, и напрашивающіяся на легонькій поцѣлуи прелость-губкн, мило и замавчи во свернутыя въ розовый бутончикъ, и печальный слѣдъ горя на хорошенькомъ личикѣ, проведенный глубоко-затаенною думою по невозвратной утратѣ святаго чувства, не вовремя похороненнаго,— слѣдъ, подмѣчаемый лишь глазомъ зор кимъ и установившимся. Но хорошаго по немногу; долгъ а обычай велятъ намъ совершать переходы Форсирован нымъ маршемъ. И вотъ, мы уже въ те атрѣ, въ гостяхъ у г. Бормана (*) и у молодыхъ артистовъ братьевъ Шлецеръ. Высоко стоитъ въ нашихъ глазахъ и много свѣтлаго и успокоительнаго раз ливаетъ вокругъ себя цвѣтущая юность, Г) 9 марта, въ театрѣ, г. Бормапъ, при уча стіи молодыхъ артистовъ гг. Шлецеръ, давалъ вослѣдиее прощальное представленіе. горячо и con amore преданная своему дѣлу. Легче живется п все тревожно-пе режитое забывается, когда передъ вами, въ живой рѣчи или въ выразительныхъ музыкальныхъ звукахъ, воспѣваются луч шія движенія человѣческой души. Мысля эти пришли намъ въ голову въ коицертѣ гг. Шлецеръ. ІІіанпсту-вяртуозу, какъ ни отчетливо онъ исполнялъ Фантазію изъ оперы «Анна Боленъ», и другіе пьесы, мы совѣтовали бы слить въ строй ную гармонію чувство съ отчетливостію игры, нѣжностію и тонкостію звука, выработанныхъ имъ въ замѣчательной степени. Онъ приметъ нашъ совѣтъ, мы въ томъ увѣрены, потому что, по при родѣ своей, не долженъ и не можетъ сочувствовать Сальери, обрисовавшему свое празваніе слѣдующими неутѣши тельными чертами: Я сдѣлался ремеслепппкъ; перстамъ При далъ послушную, сухую бѣглость, И вѣрность уху. Звуки умергвиігь, Музыку в разъялъ, пакъ труігь. Ііовѣрвлъ Я алгеброй гармонію. Скрипачъ Шлецеръ-восторженный му зыкантъ. Замѣчательно, что восторжен ность въ этой прекрасной южной нату рѣ не идетъ черезъ край, а соразмѣряет ся глубокою германскою меланхолично стію, въ которой тонетъ дума, и отъ которой трудно оторваться вашему гла зу,—такъ она привлекательна. Полный хозяинъ инструмента, г. Шлецеръ но позволяетъ себѣ театральныхъ жестику ляцій и замашекъ. Знатока ставили ему въ урокъ два-три диссонанса; коли замѣ чаніе это справедливо, артистъ нашъ, конечно, постарается исправиться. Мы пророчимъ г. Шлецеру счастливую бу дущность, если сможетъ онъ устоятъ на ,избранной имъ дорогѣ и пронести чрезъ длпшыіі рядъ годовъ, въ сохранности, чистотѣ и свѣжести, согрѣвающія его возвышенныя чувства. О г. Борманѣ, для полноты, скажемъ вскользь нѣсколько теплыхъ словъ, віюл нѣ имъ заслуженныхъ. Игрою цвѣтовъ онъ превзошелъ наша ожиданія, и мно гіе увѣряютъ, что въ этомъ отношеніи онъ опередилъ г. Роде, показывавшаго на здѣшней сценѣ свои tableaux