Х А Р Ь К О В С К ІЯ Г У Б Е Р Н С К ІЯ В Ѣ Д О М О С Т И ЧАСТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. М 35. СЕНТЯБРЯ 6-го. I одержаніе: Приходское торжество. Г, Дюкова.—Частныя объявленія. — О пріѣхавшихъ и выѣхав піпхъ.— ПРИХОДСКОЕ ТОРЖ ЕСТВО, СОВЕРШ НВШЕЕСЯ ІО авіуста І882 іода , ВЪ ЦЕРКВИ СИ. НИКОЛАЯ, ВЪ ЧУГУКВѢ, ПРИ пуд- І1ЯТІІ1 КОЛОКОЛА І1А КОЛОКОЛЬНЮ. Въ продъпдѵтемъ Л? этоіі газеты было объявлено о пожертвованіи колокола въ 50 п)д. 21 Фун. неизвѣстнымъ благотворите лемъ (’) на новую колокольню нрн Никола евской церкви въ Чугуевѣ. Но какъ и самое поднятіе его сопровождалось своего родаосо бенностію и предшествующее оному церков ное чиноположеніе, но рѣдкости его соверше нія, не всякому извѣстно; то мы вознамѣри лись сообщить здѣсь о томъ и о другомъ Хотя и предполагаемъ, что найдутся такіе изъ читателей, кои—быть можетъ—поскуча ютъ этою статьею, и сочтутъ ее не со всѣмъ умѣстною, но какъ Губернскія Вѣдомости должны быть пріютомъ примѣчательныхъ со бытій, относящихся къ губерніи, то мы, не смотря на нѣкоторыя частныя мнѣнія, все О Имя Котораго иы не имѣемъ права дѣлать извѣ стнымъ. таки рѣшаемся исполнить .свое предпріятіе съ увѣренностію, что и эта статья не вовсе лишена занимательности. Но доставленіи колокола4 А числа августа къ церкви, естественно родилась первая мысль: какъ поднять и укрѣпить его па своемъ мѣ стѣ? По увѣдомленіи о семъ г. командира 6 округа и но просьбѣ приходнаго протоіерея, было отъ него приказано рабочимъ І-іі роты устроить подмостки, блоки и приготовить все необходимое.,къ этому дѣлу. Все было при готовлено. Насталъ предположенный для под нятія день 10 августа. Кто жъ будетъ рас поряжаться и управлять механизмомъ и дви жущею сплою рукъ рабочихъ? Завѣдывающій отдѣлкою колокольни А. Ш. выѣхалъ изъ го рода; ни кто изъ прихожаиъ не берется за это дѣло; рабочіе безъ особаго приказанія своего начальства не рѣшаются взяться за оное. Всѣ твердятъ: это дѣло особенное, о- пасное, надо пріискать и нанять подрядчи ка, который этимъ занимается; въ против номъ случаѣ, кто будетъ отвѣтствовать за неудачу и ущербъ, могущіе послѣдовать отъ паденія іі разбитія колокола при поднятія его на высоту? Представляли и примѣры, что’ два колокола на Чугуевскую соборную колокольню и одинъ на Богородицкую въ предмѣстья Чугуева-Осиновкѣ, были подни маемы не рабочими или поселянами, но на нятыми, выписанными изъ Харькова подряд чиками, 18іб — 1850 г, И Богоугодное дѣло наше, сверхъ чаяиія, встрѣтило большое пре- ,— 323 ■ятствіе! Нужно было дѣйствовать рѣшитель но, и приходской протоіерей, и іерковиыіі старшій-по 6-му округу—староста, нохозлинг унтеръ-ОФицеръ Ѳедоръ Татариновъ такъ и поступили, принявъ на себя собственно не успѣхъ и неудачу этого дѣла. Они уговори ли двухъ человѣкъ рабочихъ, что бы послѣд ніе приняли управленіе снарядомъ п Физиче скою силою народа къ поднятію колокола. Это были 6-го округа 1-й временно-рабочей роты вице-унтсръ-оФлцеръ Тимоѳей При маковъ и рядовой Косьма Су хининъ. Послѣд ствія и здѣсь показали, на что неспособенъ чего не можетъ сдѣлать русскій солдатъ? Но тутъ опять новое препятствіе! Къ нашему сожалѣнію, Австрійскій Его В ысочества полкъ , бывшій ьъ расположеніи за Зачуговкою, за часъ того дня, утромъ, вышелъ въ Осипов ку; а предположено поднять колоколъ непре мѣнно въ воскресенье, послѣ заутрени; но кѣмъ? Самъ Богъ видимо указалъ на средст во исполнить Святое дѣло въ предположен ный часъ! Того ж<5 10 числа .утромъ прибы ли на Зачуговку квартирьеры Своднаго Гу сарскаго Сумскаго гюлка, пришедшіе сюда изъ -Упанскаго военнаго поселенія въ компа- ментъ для В ысочайшаго въ сентябрѣ мѣся цѣ Смотра. Къ мимъ то отправленъ былъ по селянинъ пригласить ихъ къ поднятію колоко ла; усердные пришельцы сказали: „р аіи по трудиться для церкви Божіей!“ и явились 35 Человѣкъ. •Тогда въ предношеніи святости вьѵшла изъ храма церковная процессія п остановилась предъ колоколомъ, гдѣ стоялъ налой, на коемъ положены были Ов. Крестъ, Евангеліе и об разъ Св. Николая. Началось молебствіе. О чемъ, спросятъ насъ? ,,С колоколѣ.“ Развѣ и на это есть молитвы? , , Есть, и притомъ мо- -лптвы возвышенныя, знаменательныя. Свя тая церковь все, что употребляется для слу женія въ. пей и при ней, благословляетъ сло вомъ Божіимъ и освящаетъ молитвою, И не только она благословляетъ и освящаетъ гѣ предметы, кои служатъ ей непосредствен но, но даже и тѣ, кои употребляются для защиты ея и временныхъ выгодъ чадъ сво ихъ, не лишены ея материнскаго благопро мышленія. Такъ она освящаетъ зиамена во инскія, корабль новосооруженный, домъ но- воустроенный и т. п. Говоря о поднятіи сво его колокола, мы при настоящемъ случаѣ укажемъ въ краткости на содержаніе тѣхъ молитвъ, кои положены Св. церковію на о- священіе его, имѣя въ виду этимъ объяснить нѣсколько прямое назначеніе и цѣль коло ло ко.ю къ, торжественно употребляемыхъ въ православныхъ церквяхъ христіанскихъ. Мы привыкли обыкновенно слышать въ колоколь номъ звонѣ только зовъ къ общественной молитвѣ. Но это лишь одностороннее его назначеніе. Главное же его назначеніе—го раздо высшее, духовное. По пропѣтіп на чальнаго стиха: „Царю небесный,“ читаны были изъ твореній вдохновеннаго пѣвца Из раилева три псалма: 148, 14!) и 150, въ’ко ихъ псалмопѣвецъ призываетъ всю тварь силъ небесныхъ и земныхъ, разумную н неразум ную, къ славословію Бога Вседержителя. Вотъ торжественное воззваніе его въ послѣднемъ псалмѣ: „Хвалите Бога во Святыхъ Его, „хвалите Его во утверженіп силы Его. Хва* „лите Его во гласѣ трубнѣмъ, хвалите Его ,,нъ псалтырѣ и гуслѣхъ. Хвалите Его въ „тимпанѣ и-лицѣ, хвалите Его во струнахъ ,,п органѣ. Хвалите Его въ кимвалѣхъ до- „брогласныхъ, хвалите Его въ кимвалѣхъ вос- „клпцашя. Всякое дыханіе да .хвалитъ Го- ,,спода. (Псал. СЬ. Ст. 1—6.) За положен ною ектеніею слѣдовали молитвы. Въ нихъ Св. церковь воспоминаетъ вѣрующимъ, что Господь Вседержитель древле повелѣлъ Мои сею устроить серебрянныя трубы и жрецамъ трубити въ нихъ, призывая Израиля къ при несенію жертвъ и славословію имеии Его, а вмѣстѣ съ тѣмъ „Да трубнымъ звукомъ огла- „шаемы къ побѣжденію враговъ крѣпко во оружатся.^ Священный примѣръ сей памя туя, Св. церковь молитвенно обращается ко Господу силъ и взываетъ къ нему: „кам- ,— 324 — ,,папъ сей, къ служенію храму сооруженный, ,,во славу же Всесвятаго и поклоняемаго име– ,,не Твоего, небссньімъ Твоимъ благослове-‘ „ніемт о благодатію всеосвяпдающаго Твоего ,,Духа благослови и освяти и влей въ него, „силу благодати Твоея; да услышавше вйр- ,,ніи рабы Твоя гласъ звука его, во благо ч естіи и вѣрѣ укрѣпятся и мужественно „всѣмъ діавольскимъ навѣтамъ сопротивоста- „нутъ, и молитвами и всегдашнимъ славо словіемъ Тебе истиннаго Бога, сія побѣ д я т ъ / 4 Еще болѣе раскрывается духовная цѣль употребленія въ церквахъ -колоколовъ въ мо литвѣ главопрпклоненія: „Господи Боже Все держителю!… Яко же трубнымъ гласомъ „седми жрецамъ идущимъ предъ кивотомъ „стѣны Іерихонскія падоиіа и сокрушишася; .„тако и нынѣ камгіанъ исполни небеснымъ „Твоимъ благословеніемъ яко да гласъ зве- „иѣнія его услышавше противніи воздушніи „силы, далече отъ града вѣрныхъ отбѣжатъ, ,,и вся стрѣлы разжснныя на пасъ угаснутъ, „тресканія же молніи, нападеніе града и вся „вредная воздуховъ злорастворепія да уте плятся и уступятъ: вся бо Ты во славу Твою ,,и къ пользѣ и спасенію нашему чрезъ по средства дѣпствуеши!… Яко Ты Моисео- ,,нымъ жезломъ и мѣдяною зміею въ пусты -1 ,,ии толпко преславная сотворилъ и чудо-: „дѣйствовалъ 001)144, За спмъ слѣдовало самое освященіе колокола,, которое но своей- Фор мулѣ есть общее для всѣхъ иъ церкви упот ребляемыхъПредметовъ: пкойъ, утвари, риз ницы и т. и., именно: „благословляется и „освящается кампанъ сей благодатію пресвя „таго духа, окропленіемъ воды соя святцен- ‘,,ныя, во имя Отца и Сына и Святаго Ду- „ха! Аминь.44 Чтобы увѣрить пасъ, что всѣ таииодѣнствія и чиноположенія церковныя имѣютъ въ своемъ основаніи слово Божіе, послѣ молитвъ приложено слѣдующее мѣсто, которое заимствовано изъ 4 книги Моисея— Числ. Х.,гдѣ, между прочимъ, читаемъ: „Аще „изыдете на брань къ супостатамъ и востру- „бите трубами воспомянетеся предъ Госпо- „демъ и избавитеся отъ врагъ вашихъ. Ивъ „днехъ веселія, вашего, и въ праздникахъ „вашихъ я въ новомѣсячіихъ вашихъ востру- ,,бите трубами на всесожженіяхъ и на жер тв а х ъ спасеній вашихъ и будетъ вамъ вос поминаніе предъ Богомъ. (Ст. 9— 10.). За тѣмъ приложена была сугубая ектенія ,,о призываніи помощи Святаго Духа во время всякаго добраго дѣла,44 и на моленія о здра віи и благоденствіи Г осударя И мператора , Святѣйшаго Сѵнода и преосвященнаго Епи скопа Филарета,—о плодоносящихъ и добро- дѣюіцихъ во Святѣмъ и всечестнѣмъ храмѣ семъ: „Бояринѣ Алексій, Гавріилѣ, Григо рій о Іоаннѣ,44 труждающихся: „Тимоѳеѣ, Письмѣ/4 поющихъ и предстоящихъ людехъ, за всю братію и за вся православныя Хри стіаны. (Іо отпускѣ были окроплены Св. во дою лица, дѣйствовавшія въ поднятіи коло кола, п приходской протоіерей произнесъ къ нимъ: „Содержай и носяй всяческая глаго ломъ силы своея Христосъ Боіъпашъ, Топ, молитвами и предстат.ельствомъ Святыхъ у- годппконъ своихъ: Святителя и Чудотворца Николая, Преи. Отца нашего Марка Фра- ческа го н Бл аж. Нроха Египетскаго свыше да благословитъ насъ и да будетъ въ помощь вашу! Аминь/’ Съ этимъ словомъ рабочіе принялись за свое дѣло и колоколъ на двухъ только блокахъ, тихо, прямо поднялся на воздухъ, взвился, подобно голубю на высоту и, наконецъ, направилъ полетъ свой въ вѣко вое отвѣсное гнѣздо свое; остановился на подмостяхъ въ колокольнѣ, и, не болѣе какъ чрезъ четверть часа, былъ поднятъ на свое мѣсто, укрѣпленъ, и явился во всей красѣ своей, первенствуя въ стройной линіи пяти младшихъ по вѣсу товарищей своихъ. Вслѣдъ за тѣмъ возвѣстилъ онъ благовѣстъ свой къ обѣдни въ 9!/ 2 часовъ утра звономъ ровнымъ и пріятнымъ, какого только, судя по его объ ему, желать было можно.—И такъ честь и хвала двумъ солдатамъ рабочей роты 6-го округа: Тимоѳею Пріймакову и К озьм ѣ Су- ,- 325 – хинину, которые избавили насъ отъ безпо лезныхъ издержекъ, положили конецъ всѣмъ волненіямъ нерѣшимости н страха, и—глав ное—сдѣлали доброе; трудное и опасное дѣло вполнѣ безкорыстно. Но окончаніи литургіп отправлено было благодарственное Господу Богу молебствіе за ниспосланное отъ Него для храма благодѣя ніе, н это приходское торжество наше было возвѣщено городу стройнымъ колокольнымъ звономъ, а память его для насъ на всегда останется священною! ЕЩЕ НѢСКОЛЬКО словъ. Намъ кажется, что читатели этой статьи обратили особенное вниманіе на воззваніе къ ‘потрудившимся, въ коемъ воспомянуты свя щенныя имена ,,Преп. Марка Фрачёскагоп Аввы Ііроха Египетскаго.“ Съ какою мы слію восномяиуты оип въ настоящемъ дѣлѣ? По отношенію очень важному. Они, между многими дойными дѣлами своей жизни, озна меновали себя непостижимою силою вѣры— коей, но-глаголу Господню, дарована влаги и горы нреставлятп. Такъ Преи. Марко, бе сѣдуя съ ду ховнымъ сыномъ Виссаріономъ, спросилъ его: ,,Есть ли теперь въ мірѣ такіе ,,Святые, коп могутъ и горы нреставлятп?’1 При сихъ словахъ гора, на которой они сто- ‘ яли, верзпея въ море отъ своего мѣста на пять тысячъ лактей; восклонился Св. Марко и видя гору нисходящую, поманулъ на нее рукою, сказавъ къ ней: ,,что съ тобою сдѣ лалось, гора? не тебѣ повелѣлъ двинуться, но бесѣдуя съ братомъ; ты же стань на сво емъ мѣстѣ.“ Когда онъ произнесъ г і, гора дѣйствительно опять стала на своеѵ вѣко вомъ мѣстѣ. (Чет. Мин. апрѣля 5 дп :,). О блаж. Айвѣ Вр охѣ повѣствуется, что онъ, возъимѣвши надобность въ лѣсномъ ма теріалѣ для покрытія своей келліп, пошелъ въ городъ, и увидѣвши здѣсь у воротъ дома Ктитора Аполлонія, просилъ его помочь ему тѣмъ, что для него было необходимо. Тотъ указалъ ему на такое огромное дерево, кото рое было приготовлено на грузовой корабль въ пятьдесятъ тысячь. Блаж. Вроха просилъ у него- благословенія поднять и взять оное. Тотъ съ гнѣвомъ сказалъ: ,,Благословенъ Богъ!‘г Тогда Вроха подошелъ къ дереву, поднялъ одинъ и понесъ оное къ своеіі кел- ліи, распилилъ и не только покрылъ оную, но ёще остатками его удовлетворены многія монастырскія потребности. (Лугь Духовн. Глав. 188). Сіи-то святые угодники, какъ представив шіеся съ своими чудесами, по отношенію времени и обстоятельствъ, и были молит венно воспомянуты предъ поднятіемъ 50 пу довой тяжести колокола, для облегченія дѣла и къ «отдѣленному успѣху, который молит вами ихъ и послѣдовалъ, къ общей радости и утѣшенію а наипаче ко славѣ Божіей, къ которой всѣ дѣйствія христіанъ должны быть направлены, какъ главному концу своему. (I. Кор. X. 31.) • – Протоіереи Григоріи Дюкаг. 26 Августа 1852 г. Г. Чугуевъ. ,ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ 1) Продастся три тысячи пятьсотъ деся тинъ удобной степной земли, ‘Екатеринослав ской губерніи Александровскаго уѣзда при деревнѣ НовосоФІевкѣ. Черезъ землю эту про текаетъ рѣка Тырса, обильная рыбою и про изводящая по берегамъ очеретъд очень хо рошій матеріалъ для топлива и крышъ. О выгодныхъ условіяхъ продажи узнать можно въ г. Харьковѣ въ 1-й части, въ Михайлов скомъ приходѣ, въ домѣ Глѣбовой, отъ самой хозяйки дома.—3. ■ВѢДОМОСТЬ о пріѣзжающихъ и выѣзжающихъ. отъ 1 по 6 сентября прибыли : Изъ г. Одессы, отс. полк. Натара; г. ІІовочер- каска, гсп.-иаіоръ Шаміиевъ; С.-Пстербуга, ко.і. ассес. Щербачет.; сел. Мсрчіікъ, існ.-иаіоръ графъ Орловъ Дсппсовъ; С.-Петербурга, кол ассес. Михаи ловъ; г. Бѣлгорода, отс. полк. Бортовъ; Изюм. уѣзда, от. маіоръ Денййѣевъ; г. Сумъ, стат. сов. баронъ Розенъ; сл. О.іыцаны нредв. двор. Ковалевскій, д. Шароикп, надв. сов. Ольховскій, г. Воронежа, кол. -асс. Лѣсной; г. Полтавы, от. подполк. Оилсиичкие^»». В ыѣхали . Въ г. Ахтырку, дѣйет. стат. сов. Маевскій;Тѵ Чугуевъ, маіоръ Маркеловъ; г. Полтаву, кол. асе. Щербачсвъ и кол. сов, ІІаньковскій; г. Новочер- каскъ, от. кол. сов. Рытчанковь; г. Кіевъ, отст. подполк. Любовниковъ; Куилнск. уѣздъ, от. ген.- маіоръ Райзеліонъ; г. Чугуевъ, ген.-ыаіоръ графъ Орловъ-Денисовъ; г. Курскъ, от. маіоръ Викель; г. Одессу, от. полк. Катара; г. Курскъ, кол. асс. Про кофьевъ; г. Чугуевъ, геи.-маіоръ Мсльденъ и иодк. Баевъ. Леч. дозвол. о сентября 18о2 г. Цензоръ II. Костцръ.