МІІіШТк ПРИБАВЛЕНІЯ КЪ ХАРЬКОВСКИМЪ ГУБЕРНСКИМЪ ВѢДОМОСТЯМЪ. Выходятъ по П онедѣльникамъ , С редамъ іі П ятницамъ . ( Г О Д Ъ П Я Т Ы Й ). No 121 ПЯТНИЦА, 4 3-е Декабря, 1 8 6 3 . Подписная цѣна на Прибавленія: Везъ доставки и Съ доставкою пересылки. и пересылкою. На годъ 2 р. 2р. 50к. с. — полгодч 1 р.25к. Іо. 60к. с. На Губернскія Вѣдомости: Везъ переплета . . . 3 р. сер. Въ переплетѣ. . . . 3 р. 85к. За доставку на домъ или пе ресылку по почтѣ въ годъ 50 к. С татьи для напечатанія іі вообще всякаго рода извѣстія просятъ присылать па имя Р едактора , Подписавшіеся на оба издан’я платятъ за пересылку или до ставку только 50 коп. сереб. Подписка принимается въ Кон торѣ Редакціи, въ нижнемъ эта жѣ дома Губернскихъ Присут ственныхъ мѣстъ. Частныя объявленія принима ются за букву и цнФрѵ по % коп. сер. за каждый разъ. СОДЕРЖ АНІЕ: Нѣкоторыя размышленія.-— Хроника.— Разныя извѣстія.— Дневникъ.— Библіографическое извѣстіе.— Частныя объявленія.— НѢКОТОРЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЙ. (Продолженіе). Только съ восшествіемъ на престолъ Екатерины открыто первое воспитательное заведеніе для дѣ вицъ— Смольный монастырь. Это было 5 мая 1764 года. Отсюда и должно считать первую попытку къ воспитанію женщины. Мы говоримъ: попытку, по тому что воспитанія въ собственномъ смыслѣ, т. е. развитія духовныхъ силъ ни въ этомъ заведеніи, ни въ домашнемъ образованіи въ то время небыло, а просто выправляли благородныхъ дѣвицъ для парке та, какъ солдатъ выправляли для плац-парада. Во спитательное женское заведеніе было необходимо, какъ обстановка для европейскаго государства, ка кимъ тогда начинала дѣлаться Россія. Лучшіе люди сознавали конечно потребность настоящаго образова нія. Еще Бецкій говорилъ, что «корень всему злу и добру воспитаніе; достигнуть-же послѣдняго съ успѣхомъ и съ твердымъ исполненіемъ не инако можно, какъ избрать средства къ тому прямыя и основательныя. Держась сего неоспоримаго правила, единое токмо средство остается, т. е. произвести сперва способомъ воспитанія, такъ сказать новую породу или новыхъ отцевъ и матерей, кои-бы дѣ тямъ своимъ тѣже прямыя и основательныя воспи танія правила въ сердце вселить могли, какія по лучали они сами, и отъ нихъ дѣти передали-бы своимъ дѣтямъ, и такъ слѣдуя изъ родовъ въ роды въ будущіе вѣки». Желаніе Бецкаго носитъ на се бѣ характеръ идеальности, трудно примѣнимой въ дѣйствительности. Доказательствомъ этого можетъ служить то, что и въ настоящее время нелишнимъ будетъ желаніе произвести способомъ воспитанія но вую породу или новыхъ отцевъ и матерей, кои-бы дѣтямъ своимъ и нроч __ Какъ Императрица Ека терина понимала дѣло нравственнаго воспитанія, вид но изъ слѣдующихъ словъ ея: «Главное достоинство наставленія дѣтей состоять должно въ любви къ ближнему, въ общемъ благоволеніи къ роду чело вѣческому, въ доброжелательствѣ ко всѣмъ людямъ, ,въ ласковомъ и снисходительномъ обращеніи ко всякому, въ добронравіи непрерывномъ, въ чисто сердечіи и въ благодарномъ сердцѣ, въ истребленіи горячности сердца, пустого опасенія, боязливости, подозрѣнія. Пороки вообще уменьшаютъ смѣлость и храбрость; добродѣтели-же умножаютъ твердость духа и укрѣпляютъ разсудокъ, истинную его смѣлость и храбрость. Истинная смѣлость состоитъ въ томъ, чтобъ пребывать въ томъ, что долгъ человѣку пред писываетъ». Въ этихъ словахъ выражается тоже идеалъ какой-то, едва-ли пригодный для того вре мени. Ясно, что Императрица болѣе всего имѣла въ виду грубость нравовъ и потому желала качествъ, противуположиыхъ грубости; а съ другой стороны она заботилась о воспитаніи смѣлыхъ гражданъ, не обходимыхъ для войска, хотя смѣлость и храбрость, о которыхъ она упоминаетъ, можно относить къ жизни вообще. Для нашего времени подобная идея воспитанія довольно узка, но какъ она выражена была въ эпоху большой мрачности, то заслуживаетъ уваженія, какъ сознаніе болѣе свѣтлыхъ потребно стей. Попытки Екатерины къ общественному обра зованію женщинъ были только намёкомъ па зарю просвѣщенія, которое во времена ея, по прежнему, было въ жалкомъ видѣ, или, лучше сказать, не имѣло никакого вида. А въ публикѣ, также по прежнему, ходило множество эниграмъ и сатиръ на счетъ легкомыслія прекраснаго пола, любви его къ нарядамъ, къ роскоши й, въ особенности, въ изоб рѣтательности обманывать мужей. Сатирическіе жур налы занимались этимъ ио преимуществу; знамени тый письмовникъ Курганова былъ нанолненъ цѣлы ми разсказами о похожденіяхъ женщинъ; даже въ въ святцахъ, изданныхъ въ Москвѣ въ 1802 году подъ названіемъ Гииотипозисѵ— и тамъ составитель счелъ долгомъ, въ числѣ разныхъ примѣчаній и нѣ которыхъ достопамятныхъ рѣчей, вставить такіа из рѣченія: «Друзей удобно могутъ снйбкивать такіе люди: щедрые, кроткіе, вельможи, или богатые, еб- іодительные, и у кого жена хороша.— «Женившій ся старикъ на молодой подобенъ литъ родившемуся козлу, у котораго черезъ годъ ѣйХодятъ рога.»-— «Нѣкоторый царь спросилъ Между прочимъ у од- наго мудреца: кто всѣхъ глупѣе? Мудрецъ отвѣт ствовалъ: мужъ, положившійся во вѣемъ йа «Ѣрйі&ть жены. Это уже относится къ нашему XIX вѣку, который въ началѣ своемъ тоже не сдѣлалъ серьез ной попытки къ серьёзному воспитанію женщины. Объ этомъ свидѣтельствуетъ нашъ достопочтенный московскій аристократъ, Павелъ Афонлсьевнчъ Ф а мусовъ. Беренъ-же (говоритъ онъ) побродягъ и въ домъ и нобилетамъ, Чтобъ нашихъ дочерей всему учить— всему И танцамъ, и нѣнью, и нѣжностямъ и вздохамъ, Какъ будто въ жоны ихъ готовимъ скоморохамъ. Надобно замѣтить, что Павелъ Афонасьевачъ не пересолилъ, сказавши это, П малая С офья Павловна не выдумка, а тинъ своего рода, какъ всѣ дѣй ствующія лица комедіи, заклеймившей остатки XVIII вѣка. Надѣюсь, не нужно объяснять, что всѣ не привлекательныя свѣдѣиія о женщинахъ относятся къ большинству, ио что и въ то время были от дѣльныя личности , которыя-бы сдѣлали честь сво имъ существованьемъ и нашему времени. 1-го де кабря 1825 года умерла 17 лѣтняя дѣвица Елиза вета Кульмаиъ, на памятникѣ которой, поставлен номъ въ Петербургѣ на Смоленскомъ кладбищѣ, на писано но латинѣ: «Первая русская, занявшаяся греческимъ языкомъ. Она понимала II языковъ, го ворила на 8-мп; не смотря на свою молодость, бы ла замѣчательной писательницей. Конечно, Елиза вета Кульманъ была рѣдкимъ, исключительнымъ яв леніемъ, но, но всей вѣроятности, были и еще женщины, опередившія большинство, хотя число ихъ было слишкомъ мало, иначе, онѣ могли-ёы имѣть вліяніе на массу и сдѣлать поворотъ къ лучшему. Въ то время, какъ 1 рпбоѣдовъ кончилъ свою ко медію, Пушкинъ началъ издавать «Евгенія Онѣгина» и создавать идеалъ русской ж енщ ины въ лицѣ Татьяны. Мы Говоримъ «идеалъ», потому что такъ Значилась Татьяна въ литературѣ до самаго послѣд няго времени. 3U лѣгь назадъ Татьяна дѣйствитель но могла быть идеаломъ. Поэтическій образъ ея, чистота чувства и любовь такого человѣка, какъ Онѣгинъ, невольно вызывали горячую симпатію къ ея положенью а желаніе нрировнятьоя къ «ей. Для насъ-же Татьяна служитъ идеаломъ ее русской женщины, а русской барышни— этого особеннаго, самороднаго нашего типа. Если уже нельзя такъ ,сдѣлать, чтобъ у насъ не было барышенъ, то ос тается пожалѣть, что онѣ утратили много хорошихъ качествъ Татьнны и непріобрѣли на мѣсто ихъ ни чего изъ современной жизни. Мы не имѣемъ права осуждать героиню пушкинскаго романа, потому что она невиновата, что родилась въ свое время и во спиталась не такъ, какъ-бы намъ хотѣлось; она даже болѣе, чѣмъ невиновата, потому что хоть ра ди чувства, ради страсти, но умѣла на время выд винуться изъ пошлой прозы той среды, въ которой утопало большинство женщинъ, какъ напр. ея-же ку зина, княжна Алана, которая читала и Ричардсона и Грандиссона, была влюблена въ другаго, когда сватался за нея женихъ и однако позволила обвѣн чать себя съ симъ послѣднимъ, позволила не спро сить ея совѣта въ этомъ дѣлѣ; потомъ мужъ увезъ ее въ деревню; тамъ Она ѣзжала но работамъ, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила въ баню по субботамъ, Служанокъ била не сердясь, Все это мужа не снросясь. Не нравдали, премилая барыня? Какъ вы думае те, читатель? Но если строго разбирать, то и Тать яна кончила чѣмъ-то похожимъ на это, не такъ пошло только, какъ княжна Алина, грандіознѣе нѣ сколько. По отъѣздѣ Онѣгина .. Все груститъ она Да бродитъ по лѣсамъ одна. Такъ что старушка мать задумалась: Не влюблена ль она? Въ кого-же? Буяновъ сватался— отказъ. Ивану ІІѢтушкову— тоже. Гусаръ Пыхгинъ гостилъ у насъ; )> а;ъ какъ онъ Танею прельщался. Какъ мелкимъ бѣсомъ разсыпался! Я думала: нойдешъ авось. Куда! и снова дѣло врозь. Что-жъ матушка, зачѣмъ-же стало? Въ Москву, на ярмарку невѣстъ! Тамъ, слышно, много праздныхъ мѣстъ.— Охъ, мой отецъ, доходу мало. — Довольно для одной зимы; Не то ужъ дамъ хоть я взаймы. Старушка очень полюбила Совѣтъ разумный и благой; Сочлась и тутъ-же положила Въ Москву отправиться зимой. Далѣе мы встрѣчаемъ нашъ идеалъ на ярмаркѣ невѣстъ, въ Москвѣ, въ собраніи, куда ее очень не идеально вывезли на показъ, и гдѣ съ нея не сводилъ глазъ Какой-то важный генералъ. Другъ другу тетушки мигнули, И локтемъ Таню въ разъ толкнули, И каждая шепнула ей: «Взгляни на лѣво по скорѣй» На лѣво? Гдѣ? Что тамъ такое? Ну чтобы нибыло, гляди …….. Въ той кучкѣ, видишъ впереди, Тамъ, гдѣ еще въ мундирахъ двое… Вотъ отошелъ… вотъ бокомъ сталъ? Кто, толстый этотъ генералъ? Но здѣсь съ побѣдою поздравимъ Татьяну милую мою. Имѣемъ честь поздравить васъ имы, поздравить съ тѣмъ, что вы отлично выдержали натуру ба рышни. Хорошо еще, что вамъ за изувѣченнаго ге нерала Богъ послалъ выйти, а то-бы и вы забра лись въ деревню, номѣщіщей-бы сдѣлались, ходнла- бъ въ баню но субботамъ и проч. Пушкинъ, какъ великій художникъ остался вѣренъ истинѣ. Лучша го ничего нельзя было сдѣлать изъ его героини, которой съ дѣтства твердили что она невѣста, какъ твердятъ всѣмъ; словомъ, она воспитана была не для общества въ обширномъ смыслѣ, а для нола, по выраженію г-жи Милль. Въ параллель Татьянѣ, по сходству судьбы, мы поставило-бы Марью Анд реевну Островскаго и доказалв-бы (если-бы позво лило мѣсто), на сколько она выше пушкинской ге роини. Измученная мелочами жизни, разочарованная въ Меричѣ и оставленная имъ, она рѣшилась вый ти за грубаго бурсака и вмѣстѣ съ тѣмъ благодуш ,наго секретаря-взяточника, Максима ДороФеевича Беневоленскаго. Но давши слово выйти за него, она дала себѣ слово перевоспитать его, снять съ него кору невѣжества и вдохнуть въ него иное ды ханіе жизни. Сравните свиданье Онѣгина съ Татья ной нослѣ ея сватьбы и свиданье Мерича съ Марьей Андреевной въ день ея сватьбы,— и скажите, кто изъ этихъ женщинъ лучше. (Окончаніе въслѣд. No). Х Р О Н И К А . Занесемъ на страницы «Прибавленіи» нѣкоторыя явленія изъ обыденной нашей жизни. Мы будемъ указывать нри атомъ только тѣ изъ нихъ которыми текущая нора этоіі жизни отличается отъ прежняго времени, которыми можно сколько-нибудь охаракте ризовать настоящее время. Одно изъ такихъ явленій, рѣзко бросающееся въ глаза, есть чрезмѣрное увеличеніе числа кабаковъ, а съ тѣмъ вмѣстѣ и усиленіе ньнкства въ низшемъ классѣ. Теперь рѣдко найдется улица, гдѣ-бы не было кабачка; чаще всего ихъ до десятка иа одной и той-же улицѣ; встрѣчается ио два и ио три ря домъ Замѣчательно, что они одииъ другому ни сколько не мѣшаютъ въ существованіи и что каж дый изъ нихъ въ продолженіи почти всего дня по стоянно не безъ посѣтителей. Что грустнѣе всего, такъ зто то, что большая часть этихъ посѣтителей— прекрасный полъ: когда-бы ни проходилъ мимо ка бачка, вѣчно замѣтишь въ немъ двѣ или три собе сѣдницы съ раскраснѣвшимися лицами, ведущихъ между собою рѣчи, довольно не тихимъ и неровнымъ голосомъ, за завѣтною бутылкой. Бываютъ тутъ и собесѣдники. Тѣ и другіе чаще всего принадлежатъ къ классу мѣщанскаго населенія, занимающагося ка кимъ-нибудь ремесломъ или промысломъ (саиожни- чествомъ, нортняжествомъ, торгашествомъ мелкимъ). Проходя утромъ съ базару, торговыя кумушки рѣд ко когда минутъ кабачокъ Да нельзя и удержать ся отъ соблазна (разумѣется, тому, для кого вод ка— соблазнъ), если номинутяо бросаются въ глаза вывѣски о «продажѣ хлѣбнаго распивочно и на вы носъ», часто съ картинами самаго распиванія, про изведеніями конѣечнаго маляра и нраздной Фантазіи кабаччика. Все это— ухищренія на-счетъ чунтаго кармана, ухищренія, нредъ которыми трудно устоять натурѣ, считающей р аспива ніе наслажденіемъ. И хотя-би самое распиваніе было хорошо, не под дѣльно, a-то, вѣдь, со всѣхъ сторонъ жалобы на его недоброкачественность, а между тѣмъ р а с п и ваніе возрастаетъ, чему лучшее доказательство— постоянно вновь открываемые каб а ч ки, по сосѣд ству съ прежними; слѣд. есть-же и у этихъ но вичковъ надежда на поживу… Пьяные— теперь, въ буденное время, ежедневное явленіе и почти на каждой улицѣ: что-же будетъ во время приближа ющихся праздниковъ? Въ иастояшую осень, какъ извѣстно, происходилъ въ харьковской губерніи [ екрутскій наборъ. Часто встрѣчались прохожимъ но улицамъ партіи рекрутъ— иовобрапцовъ: это— другое необычное явленіе этого года. Отцы, матери, сестры, жены— тянутся вслѣдъ за отрядомъ, цроважаютъ своихъ милыхъ вь путь— дороженьку незнакомую. Сколь:.о свѣжихъ силъ оторветъ всеножирающаа война у мирныхъ поселянъ! На сколько задержится развитіе сельской жизни, сельской производительности. Городъ тоже не мало потеряетъ изъ среды своего ремесленнаго и нере- месленнаго населенія; присутственныя мѣста, въ день пріема рекрутъ, постоянно окружены были значи тельною массою народа, прикосновеннаго къ прини маемымъ, прямо или косвенно. Упомянемъ еще объ одномъ явленіи, хотя не ис ключительно теперешнемъ, но весьма непріятномъ: это— вымогательству нашихъ извощиковъ за « кон цы ѵ. Извѣстно, чти, ни таксѣ, въ конецъ ноло- жеио 15 к. сер. Е сли вы взяли извощика въ к о нецъ и если этотъ конецъ коротокъ или, но край ней мѣрѣ, не покажется извощику длиннымъ, то вы отдѣлаетесь 1о-ю кои. сер.; въ противномъ слу чаѣ, съ васъ сдерутъ мало что не вдвое. Не дать? нельзя— во избѣжаніе сиорівъ и крику на всю у- лицу, вли-же и самыхъ ругательствъ со стороны ,извощика (что бываетъ по удаленіи его отъ васъ, такъ что преслѣдовать его трудио); да иногда вы бываете поставлены у иодъѣзда въ такое положеніе, что иоиеволѣ должны выполнить всякое требованіе… Замѣтить номеръ да въ полицію?— Часто номеръ такъ припрятанъ, что и незамѣтишь его, а иногда и со всѣмъ нѣтъ. Не мѣшало-бы строго приказать извощикамъ о тню д ь не вы м о га ть за конецъ, какъ бы инъ дологъ ни былъ, лишь-бы ие выходилъ за черту города; очень длинные концы (которыхъ бы ваетъ обыкновенно мало) могутъ пополниться очень короткими (которыхъ больше случается), и изво щикъ въ убыткѣ не будетъ. Назначеніе за вымо гательство денежнаго взысканія или личнаго ареста было-бы весьма дѣйствительною мѣрою. Г р В оронпченко . 5-го декабря 1863 г. Харьковъ. РАЗНЫЯ ИЗВѢСТІЯ. П ри готовл ен іе православныхъ монаховъ на случаи воины. Въ «Сѣв. Почт.» пишутъ: Монахи одной обители единогласно просили своего архіепи скопа заявить готовность ихъ, въ случаѣ войны, быть полезными нашимъ храбрымъ воинамъ испол неніемъ безвозмездно обязанностей госпитальныхъ служителей на самыхъ мѣстахъ театра войны, і’ы- сокоиреосващепиыи 6 ы . іъ глуооко триііутъ этими ис тинно христіанскими и вмѣстѣ патріотическими чув ствами своихъ честныхъ иноковъ и возблагодаривъ ихъ, далъ слово въ свое время испросить для нихъ разрѣшеніе и благословилъ многихъ изъ нихъ, бо лѣе здоровыхъ и одаренныхъ Физическими силами, заранѣе приготовляться на столь выеокііі христіан скій подвигъ. Вслѣдствіе чего, въ настоящее время, монахи той обители, въ числѣ до 80 человѣкъ раз ныхъ чиноположеній, дѣятельно и съ неподдѣльною христіанскою любовью изучаютъ отъ приглашенныхъ ими докторовъ искусство перевязывать раны и во обще подавать Фельдшерскія пособія страдальцамъ. И н о ки н и въ !)олыіиѵ,ѣ дли у х о д а за больны м и . Въ «Рус. Инв.» пишутъ: 14 ноября сдѣлано въ одной изъ московскихъ больницъ прекрасное но вовведеніе, которое предполагается, со временемъ, распространить и на другія больницы. Въ лѣчебни цу для чернорабочаго народа приняты двѣ сердо больныя изъ инокинь Вознесенскаго монастыря; мо нахини эти будутъ ходить за больными, въ теченіе цѣлой недѣли; затѣмъ ихъ смѣнятъ двѣ другія; послѣ недѣли отдыха, первыя двѣ снова принимаются за отправленіе своей обязанности. Монахини нолучаютъ содержаніе отъ монастыря, въ который жертвуется на этотъ предметъ 76 р. за каждую инокиню. По жертвованіе это сдѣлали нѣсколько московскихъ бла готворительницъ. Въ скоромъ времени предполагает ся ввести сердобольныхъ изъ инокинь въ иолицей- ской больницѣ и женскомъ отдѣленіи лѣчебницы при острогѣ. Нововведеніе эго во всѣхъ отношеніяхъ заслужи ваетъ полнаго сочувствія. Пиокшш едва-ли въ мо- пастырѣ найдутъ такой прекрасный случай совер шать постояшіо чисто христінпі кій подвигъ оказы вать помощь больному человѣ ;у п нравственнымъ участіемъ смягчать страданія тѣлеснаго недуга. Въ острогѣ вліяніе шіокинь должно быть еще благо творнѣе. Поблагодаримъ тѣхъ, кому ирншла мысль сдѣлать сердобольныхъ изъ инокинь, и пожелать, чтобы этотъ примѣръ нашелъ себѣ послѣдователей не въ одной Москвѣ, благо у насъ ягенскіе мона стыри есть во многихъ городахъ. Д Ц Е В І Ш і і в>. 29-го ноября вечеромъ, 2 части. 4 квартала, въ домѣ харьковскаго цеховаго Остаиенка, въ Р ы – Mtl^CUO.U’b U cJJU ) .l h l i l i b iiiicip l И^)Ъ ШісІОСЪ КіШіІ fillld Петра Магушиискаго изъ иезаиертои прихожей, не извѣстно кѣмъ похищена шинель теиносиняго цвѣта на ватѣ, и на черной Фланелевой подкладкѣ съ боб ровымъ воротникомъ н такими-же лацканами совер шенно новая, стоющая 69 руб. 50 кон. сер., при надлежащая иностранцу Александру Критлингъ. Про изведенное дознаніе какъ виновныхъ необнаружено ,представлено въ харьковское городское полицейское управленіе, къ розыскѵ-же похищенной шинели и нохитителя надлежащіе распоряженіе сдѣлано. БИБЛІОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗВѢСТІЕ. ОБЪ ИЗДАНІИ Д» \O H II % ГО S S ‘Ii с – Т 11 II и А въ 1 8 6 4 годи. Два года журнальной дѣятельности, конечно, пред ставили для нашихъ читателей достаточное количе ство Фактовъ, чтобы судить и направленіи и харак терѣ ,,Духовнаго Вѣстника”. Для самой редакціи эти два года— такая дѣйствительность, по указанію которой она можетъ поставить для себя задачу, строго соотвѣтствующую, съ одной стороны, совре меннымъ общественнымъ потребностямъ, а съ дру гой— ея силамъ и средствамъ. Научныя изслѣдованія, но нашему убѣжденію, со ставляютъ одно изъ важнѣйшихъ условій къ утверж денію христіанскихъ истинъ въ современномъ обще ствѣ, къ выясненію сознанія о высокомъ достоин ствѣ православной вѣры и церкви, къ основатель ному разрѣшенію практическихъ вопросовъ касатель но духовенства н религіозно-нравственнаго состоянія другихъ сословій. Наши образованные люди не чуж ды знакомства съ произведеніями иноземной бого словской литературы. Умноженіе болѣе или менѣе основательныхъ научныхъ свѣдѣній въ среднихъ клас сахъ общества за послѣдніе годы сдѣлалось замѣт нѣе. Сознаніе своего національнаго достоинства со временными обстоятельствами вызывается какъ нель- зн С о . і Ь с ьзсіОіі іиЬо. lUacctt заак.ілсііиіхъ ѵищічл ген ныхъ потребностей, литературныхъ и научныхъ воз- »»рѣній растетъ и раететъ. Все это усиливаетъ по требность и значеніе богословской науки. Приступая къ изданію учено-литературнаго ду ховнаго журнала въ провинціи, редакція, естествен но, не могла разсчитывать на одни тѣ средства, которыя представляются въ мѣстныхъ дѣятеляхъ. Однакожъ она съ достоинствомъ можетъ указать на статьи высокопреосвящ. Макарія, а также нѣкото рыхъ изъ гг. профессоровъ здѣшняго уннверситетд, П . А . Лавровскаго, И . В . П л а т о н о в а , М . II- П е т р о в а , которые приняли участіе въ трудахъ ре дакціи. Ученое направленіе журнала встрѣтило себѣ сочувствіе п въ другихъ мѣстахъ. Наставники учеб ныхъ заведеній, какъ духовныхъ высшихъ и сред нихъ, такъ и свѣтскихъ, выразили его самымъ дѣ ломъ, какъ напр. К . И . Н е в о ст р уе в ъ , И . В . М — iU, В . Л . М и х а й л о в с к ій , С . U . П о н о м а ревъ, котораго статьи, помѣщенныя въ ,,Духовномъ Вѣстникѣ” ночтеиы вниманіемъ И м п ерато рско й академіи наукъ, И . С . Соколовъ, о. А рсе ніи, В . И . Поповъ, А . А н тон овъ , Н . И • М а н у х и н ъ , Л . В . Лебединскій, п другіе, бо.ще или менѣе случайные сотрудники. Было бы нелогично со сто роны редакціи измѣнять этому направленію журнала, тѣмъ болѣе, что оно усвояется ему, какъ особен ность, конечно не исключительная, а другими жур налами, — что редакціи обѣщано самое дѣятельное участіе и новыхъ сотрудниковъ по этому отдѣлу, между прочимъ о. прот. I. Толмачева, настояте ля нашей посольской церкви въ Стокгольмѣ, и нѣ которыхъ гг. наставниковъ иногороднихъ семинарій. А . И . Черняевъ, І і. Е . И с т о м и н ъ , о. И . II. Софроновъ, статьи которыхъ наши читатели конеч но помнятъ, обѣщаютъ свое содѣйствіе въ качествѣ п о с то я н н ы х ъ со тр уд ни ко въ -р ед акто ро въ . Въ самомъ Харьковѣ, смѣло можно сказать, къ нашей редакціи такъ или иначе примкнуло все, что въ состо яніи интересоваться духовною наукою въ современ номъ ея развитіи и содѣйствовать ея успѣхамъ. При началѣ своего изданія, „Духовный Вѣстникъ” такъ поставилъ свою задачу, что не могъ быть при- численъ къ разряду мѣстныхъ, епархіальныхъ, изда ній; но потомъ онъ постепенно возбуждалъ симпа тію къ себѣ со стороны приходскаго духовенства, въ особенности харьковской епархія, которое, пре имущественно съ 1863 года, стало принимать въ немъ живое участіе. Статьи священниковъ— Ѳ. А . Л ащ енкова, 1. Щ еп и н скаго , В — скаіо, А . А – Ѳедоровскаго, I. Л . Ч иж евскаго, В . //. Ле- вандовскаго, Агіш вчева, оо. протоіереевъ— I. А – Ш ероцгсаю , II. Павлова-Сплг>нанскаіо и друг. служатъ очевиднымъ доказательствомъ той связи, ,которая въ наступающемъ 1864-мъ году имѣетъ до стигнуть своего полнаго выраженія. Оживленіе, за мѣтное въ нослѣдніе годы вообще въ дѣятельности нашего духовенства, въ недавнее время особенно усилилось заявленнымъ со стороны правительства вопросомъ объ улучшеніи быта духовенства. Иоз- буждениая этимъ вопросомъ умственная дѣятель ность, естественно, направилась къ нашему изданію и нашла въ немъ свои органъ. Бъ слѣдствіе своего новаго положенія по отношенію къ мѣстному духо венству, редакція нашла возможнымъ, для большаго удобства, дать своему составу болѣе прочную орга низацію и въ размѣрахъ болѣе широкихъ, чѣмъ въ прежніе два года Нѣкоторые изъ священниковъ г. Харькова, именно /. Л . Ч и ж е в с к ій , В. // Л е – ван д о вскііі , В . Я . Л и х н и ц к іи вознамѣрились со ставить изъ себя главную контору журнала, кото рая поставила своею задачею не только веденіе хо зяйственныхъ и административныхъ дѣлъ по изда нію, но и литературныя занятія преимущественно по вопросамъ, касающимся быта духовенства и па стырской дѣятельности. Вмѣстѣ съ этимъ редакція съ благодарностію упоминаетъ о содѣйствіи ей сво ими трудами духовныхъ лицъ епархій, наир. Г . В. Х и т р о в а , А . II. Б а р а т ы н с к а г о , II. К р а е о в – скаіо и др. Но, какъ редакція не однократно уже заявляла, ея журналъ не есть исключительный органъ одного только духовенства. Христіанскія истины дороги и для всего нашего русскаго общества,— христіанская жизнь съ ея потребностями и условіями не заклю – чается въ одномъ сословіи, она должна быть выра жаема и выражается во всѣхъ общественныхъ сю рахъ; потому редакція съ полною готовностію от крываетъ страницы своего журнала, для заявленія ду- хояныхъ потребностей, для обсужденія религіозныхъ вопросовъ, интересующихъ православное общество, всѣхъ, безъ различія званій. Она желала бы, что бы ,,Духовный Вѣстникъ” былъ органомъ не духо венства только, но и всѣхъ другихъ сословіи но предмету ихъ духовныхъ нуждъ. Что желаніе наше не относится къ числу несбыточныхъ, къ называе мымъ ріа desideria,— это хорошо извѣстно нашимъ читателямъ, которые почти въ каждой нашей книж кѣ встрѣчаютъ статьи, принадлежащія лицамъ свѣт скимъ Мы yurt уйомийали о содѣйствіи, которое оказываютъ „Духовному Вѣстнику’‘ свѣтскіе наши ученые. Признательность требуетъ упомянуть еще, изъ числа другихъ, о статьяхъ Г . II. Ц в іь т к о в а . Отдѣлы журнала остаются, какъ и программа, прежніе, а именно: Отд. І-Й, Христіанское ученіе. Отд. ІІ-й, Исторія христіанской церкви, въ особен ности русской. Отд. ІІІ-й, современное обозрѣніе. Отд. ІѴ-іі, Критическое обозрѣніе духовной литера туры. «Духовный Вѣстникъ» будетъ выходить ежемѣ сячно книжками около 10 печатныхъ листовъ. Подписную цішу за все годовой изданіе главная контора нашла возможнымъ уменьшитъ до ш е с т и руб. сер. съ пересылкою, вмѣсто прежппхъ 7. Въ Харьковѣ, безъ доставки падомъ, цѣна п я т ь р. с. Для облегченія подипсчикамъ, контора соглашает ся, чтобы желающіе высылали илату ио частямъ, чрезъ свое начальство, взнося по полугодіямъ, въ началѣ каждаго, не менѣе половины подписной цѣны. Во той-же цѣнѣ можно выписывать «Духовный Вѣстникъ» за 1862 и 1863-й годы. Подписываю щіеся на всѣ три гцда, 1862. і 863 и 1864-іі, за пересылку ничего не платятъ. Редакція съ удовольствіемъ будетъ принимать статьи иногороднихъ сотрудниковъ, присылаемыя для помѣщенія въ журналѣ, и обѣщаетъ вознаграж деніе . П о д п и ск а п р и н и м а е т с я . Въ Х ар ько вѣ : въ главной конторѣ журнала, въ домѣ священшіка Воскресенской церкви I. Л . Ч и ж евскаго, и въ книжномъ магазинѣ II. И . А п а р и на , а также Въ университетской типографіи. Въ С – П е т е р б у р г ѣ : въ конторѣ журнала «Ду ховный Вѣстникъ», при книжномъ магазинѣ Д . Е . К о ж ан ч и ‘ко вй , на Невскомъ проспектѣ, противъ И мператорской публичной библіотеки, въ домѣ Де мидова А также въ кииаіныхъ магазинахъ УУ У. О всннникиви, Вираблѵва и С и р я ко в а . Въ М о скв ѣ : въ книжныхъ магазинахъ Ѳ . И . Салаева и А . Н . Ѳ ерапонточ а. Ияогородные, желающіе Подписаться на получе ніе журнала, благоЬолять обращаться съ СьоиМи требованіями исключительно въ к о н т о р у « Д у х о в наго В ѣ с т н и к а » въ Х ар ько вѣ . Почтамту извѣ стенъ адресъ Повторы. ,Статьи и посылки покорнѣйше просимъ адресо вать па имя редактора. Редакторъ, ординарный профессоръ богосдовія въ харьковскомъ университетѣ, протоіерей В . Д о б р о – т в о р с к іи . Священникъ I . Ч и ж е в с к ій . Священникъ В . Аевандовскгй. Священникъ В Л и х н и ц к ій . ча і «; тзаыза ок’аэяш.іазаізя. 4) ДЕПО ИЗДѢЛІЙ НАКЛАДНАГО СЕРЕБРА и Я 1 Б Л Ь \І » 1 М В АРШ АВСК О Й ф а б р и к и ІО СИ Ф А Ф РА Ж Е въ Хаоьковѣ, на I н и ч е р с и т е т с к о й у л и ц ѣ , въ дом ѣ П ащ енко, въ серебряномъ ряду No 5-й. Получивши небольшую партію п о д с в ъ ч в н к о в S> к а к и х ъ по сіе время чъ Р о с с іи еще ни въ к а кой ф аб р и кѣ не в ы п ускал и , весьма прочные, всѣ въ огнѣ папины и о т л и ч а ю т с я своеіі ве ликолѣпной и красивой о т д ѣ л к о й . Іосифъ Ф р а ж е . /305)— 4. 2 ) Харьковское ветеринарное училищ е, наз начивъ въ п р и с у т с т в іи своемъ 14-го сего де- Дозволено цензурою. Харьковъ, 4 2-го декабрн 4 863 г. Редакторъ Н . Н ельговсвій. ка б р п т о р гъ , съ узаконенною чрезъ т р и дня п е р е т о р ж к о ю , на п о с т а в к у въ 1 8 6 4 году, для о т о п л е н ія зданій у ч и л и щ а , дровъ въ к о г и ч е – с т в ѣ 8 0 са ж е н ь, вы зы ваетъ ж е л а ю щ и х ъ п р и н я т ь на себя означенную п о с т а в к у дровъ. У – сл овія на кои хъ д ол ж но б уд е тъ т о р г о в а т ь с я , б у д у т ъ объявлены въ у ч и л и щ ѣ . I ). 3 ) З а д ѣ т с к и м ъ п р ію т о м ъ , въ дом ѣ К р и в о – шеевой, о т д а е т с я въ наемъ лавка подъ б а к а лейную то ргов лю . (77). 4) Изъ конскаго завода графа А . I]. Г е н д – рикова приведена въ юродъ Харьковъ на п р о д а ж у п а р т ія жеребцовъ и кобылъ разныхъ в о з р а с т о в ъ ; ч а с т ь э т и х ъ лош адей, помѣщ ена на Конной, въ дворѣ к уп ц а Садовникова, а о т борные р ы с и с т ы е ж е р е б ц ы поставлены з а – А о – панью , по Бл аговѣщ енской у л и ц ѣ въ ко н ю ш няхъ при д о м ѣ княгини С а л т ы к о в о й В и д ѣ т ь лошадей м о ж н о ежедневно. (288) — 1. 5) П а Н ѣ м е ц ко й у л и ц ѣ п р о д а е тся д в у х ъ – э т а ж н ы й каменный домъ Тона со в сѣ м и с л у ж б а м и , объ у сл о в ія хъ с п р о с и т ь х о з я й к у . (94 )— 1 6 ) По случаю не с о с т о я в ш и х с я 1 -го декаб р я торговъ въ х у т о р ѣ М и х а й л о в к ѣ на прода ж у 9 , 3 0 8 , S50/0 аресто ванны хъ у а р е нд а то р а м ихай ловскаго винокуреннаго завода, гвардіи поОпоручкка Ш и д л о вскаго за негглатежъ имъ за выпущенное вино акцизны хъ денегъ, пр од а ж а вышеозначеннаго вина н азна чае тся при т о м ъ – ж е подвалѣ на 1 5 сею декабря м ѣ с я ца. /280;— 2 .