M(?M§®lk ПРИ БАВЛ ЕН ІЯ КЪ ХАРЬК ОВСКИМ Ъ ГУБЕРН СК И М Ъ ВѢ Д О М ОСТЯМ Ъ . Выходятъ по П онедѣльникамъ , С редамъ и П ятницамъ . (ГОДЪ ПЯТЫЙ). No £4 П Я Т II И Ц А. 7-е Іюня 1863 . Подписная цѣна на Прибавленія: Безъ доставки н Съ доставкою пересылки. и пересылкою. На годъ 2 р. 2р. 50к. с. — полгода 1 р .25н. 1р. б О к .с. На Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета . . . 3 р. сер. Въ переплетѣ. . . . 3 р. 85к. За доставку на домъ или пе ресылку по почтѣ въ годъ 50 к. С татьи для напечатанія и вообще всякаго рода извѣстія просятъ присылать на имя Р едактора . Подписавшіеся на оба издан’я платятъ за пересылку или до ставку только 50 коп. сереб. Подписка принимается въ Кон торѣ Редакціи, въ нижнемъ эта жѣ дома Губернскихъ Присут ственныхъ мѣстъ. Частныя объявленія принима ются за букву и цифру по ‘/7 коп. сер. за каждый разъ. СОДЕРЖ АНІЕ: Нѣсколько словъ по поводу вновь открываемаго пансіона для дѣвпцъ.— Частныя объяв ленія.— ВѢСНОЯЬКС СЛОВЪ ПО ПОВОДУ ВНОВЬ-ОТКРЫВДЕ- ІУІАГО ПАНСІОНА ДЛЯ ДѢВИЦЪ. Вновь-открывающшся частный пансіонъ для дѣ вицъ, въ г. Харьковѣ, о чемъ мы только что у- слышали, показался намъ на столько явленіемъ у- тѣшптелыіымъ и знаменательнымъ, что передачу на общій судъ возникшихъ поэтому поводу мыслей нель зя считать, по нашему мнѣнію, дѣломъ излишнимъ. Подобный обмѣнъ мыслей тѣмъ болѣе, надѣемся, будетъ полезенъ въ настоящемъ случаѣ, что невпол- нѣ еще сошли со сцены, п нерѣдко вліательной, люди, которые считаютъ себя виравѣ смотрѣть косо на всякое частное предпріятіе въ дѣлѣ общественна го воспитанія п сбразованія. Будучи совершенно иного взгляда на этотъ предметъ мы постараемся въ самыхъ краткихъ и общихъ чертахъ высказать свои основанія. Слишкомъ полтора вѣка общественное воспитаніе н образованіе у насъ находилось ночти въ исклю чительномъ вѣдѣніи правительства; не только учеб но- воспитательныя заведенія для мужескаго пола, но и для дѣвицъ, состояли на казеиномъ счету ц руководились во всѣхъ частяхъ правительственными органами. Долгое время трудно былой ожидать дру гаго пути въ нашемъ развитіи, когда сама общест венная жизнь, какъ и государственная, получила по воротъ, въ періодъ петровской реформы, подъ влія ніемъ единственно правительства, и не тодао въ иниціативѣ, но и въ самомъ процессѣ, въЬсшине- ніи. И нельзя не благодарить и р авн твістЬ за’ то участіе, какое выражалось постоянно съ его’•сторо- ны къ общественному просвѣщенію; нельзя отказать ему н въ успѣхахъ отъ его стараній и усилій, на сколько возможны они при пассивномъ отношеніи об щества, нри участіи съ нимъ на столько, насколь ко требовалось повиновенія или вниманія къ прави тельственнымъ мѣрамъ. Но общественное образованіе составляетъ именно то условіе жизни , которое едва-ли пе менѣе всѣхъ другихъ можетъ совершаться съ полнымъ успѣхомъ нрн исключительной регуляціи правительства: послѣд нее въ состояніи приготовить необходимыхъ для го сударственнаго организма дѣятелей, заготовитъ оно ,л достойныхъ руководителей для общества, но рас ширить образованіе но всѣмъ угламъ территоріи, разлить его на всѣ сословія не хватитъ у него ни средствъ, ни достаточныхъ органовъ. Тѣмъ съ боль шимъ правомъ можно утверждать это относительно женскаго пола,— и практика, бывшая до нынѣ, а также взглядъ на характеръ и качества нынѣшняго воспитанія его въ нашемъ отечествѣ еще болѣе о – нравдаютъ наше положеніе. Съ другой стороны, пра- вптельственио-учебное заведеніе, какъ-бы иибыло оно хорошо организовано, неизбѣжно заключаетъ въ себѣ ту упругую устойчивость, ту не податливость къ измѣненіямъ и преобразованіямъ въ составныхъ частяхъ своихъ и въ способахъ выполненія обязан ностей, словомъ, ту мало-подвижность, какая спо собна легко повлечь за собою повсюдное однообразіе, доходящее иногда до продолжительнаго застоя. Помочь этимъ естественнымъ недостаткамъ можетъ только общество своимъ непосредственнымъ участіемъ, когда приметъ оно само на себя трудъ и обязан ность вести и распространять дѣло истиннаго и ра зу тпаго просвѣщенія. Съ каждымъ годомъ умножа ющееся число частныхъ учебно-воспитательныхъ за веденій въ Россіи служитъ отраднымъ доказатель ствомъ того, что общество послѣ столь долгаго и самовольнаго подчиненія опекѣ правительственной, не могшей не быть бременемъ и для самого правитель ства, наконецъ, стало понимать высшую и важную свою задачу. Каждая новая школа, каждый новый пансіонъ, выражая собою новое свидѣтельство ши рящагося все больше и больше общественнаго соз нанія ^рй Щ а ч п , приноситъ съ собою непремѣнно и новый залогъ дальнѣйшаго успѣха въ самомъ ея выполненіи. Мысль эта едва-ли требуетъ дока зательствъ, какъ скоро обратимъ мы вниманіе хотя па то, что, при умноженіи подобныхъ заведеній, не вольно возникаетъ та благодѣтельная конкурренція, которая дозволитъ жить частпому предпріятію един ственно только подъ условіемъ его пользы, и при томъ ежели не большей, сравнительно съ осталь ными подобными учрежденіями, то ни въ какомъ случаѣ не меньшей. Вотъ почему мы съ глубокимъ сочувствіемъ отно симся и къ новооткрываемому пансіону дѣвицею Ека териною Кадлубовскою, получившею разрѣшеніе оть г. попечителя, и позволяемъ себѣ довести до свѣ денія общества тѣ условія и порядки, на какихъ на мѣрена она открыть п содержать пансіонъ свой. Программа частнаго женскаго пансіо на, на степени гимназіи, открываемаго въ г. Харьковѣ дѣвицею Екатериною Кадлубовскою. \ . Пансіонъ предполагается изъ трехъ классовъ; въ каждомъ классѣ по два года, такъ что иолныіі курсъ будетъ состоять изъ шести лѣтъ. 2. Переводъ изъ одного класса въ другой будетъ опредѣляться экзаменами, которые назначаются пе редъ лѣтними вакаціями, въ послѣднихъ числахъ мая и въ первыхъ іюня. 3. Предметы обученія предполагаются слѣдующіе; а) Законъ Божій, исторія ветхаго п новаго за вѣта, пространный катихизисъ, церковная исторія н изъясненіе православнаго богослуженія. б) Русскій языкъ и словесность: практическія упражненія въ языкѣ, грамматика, теорія словесно сти и исторія русской литературы. в) Исторія русская и всеобщая. г) Географія всеобщая и русскаго государства. д) Арішметика и первоначальныя правила гео метріи. е) Естественныя науки: важнѣйшія въ быту жи тейскомъ свѣденія но зоологіи, ботаникѣ, минера логіи и ФИЗИКѢ. ж) Иностранные языки: нѣмецкій, Французскій, п въ послѣднемъ классѣ англійскій. Примѣчаніе. Постепенный ходъ обученія этимъ языкамъ и объемъ ихъ преподаванія будутъ заклю чаться въ слѣдующемъ: чтеніе, письмо подъ диктов ку, грамматика, переводъ съ нѣмецкаго и Француз скаго на русскій и обратно, наконецъ, обзоръ ли тературы этихъ языковъ въ главнѣйшихъ эпохахъ. з) Чистописаніе, рисованіе, рукодѣлья п танцы. и) Музыка для желающихъ. Для правильнаго н здороваго Физическаго разви тія дѣвицъ, будетъ устроенъ классъ гимнастики для желающихъ. 4. Для преподаванія исчисленныхъ предметовъ предполагаются руководства, одобренныя учебнымъ начальствомъ; преподавателямп-же будутъ нригла- ,шены лишь тѣ, кто имѣетъ на то законное право и кто успѣлъ пріобрѣсти необходимую опытность. о. Кромѣ воскресныхъ и Праздничныхъ дней, изъ занятій исключается время вакацій лѣтнихъ, отъ 8 іюня по 1-е сентября, и зимнихъ, отъ 19 декабря по 7 генваря. 6. Содержательница пансіона обязуется озаботить ся какъ пріисканіемъ классныхъ дамъ, такъ н прі обрѣтеніемъ необходимыхъ руководствъ и пособій. 7. Распредѣленіе предметовъ и объемъ ихъ на каждый годъ во всѣхъ трехъ классахъ: 1. Законъ Божіи. 1- й классъ. 1 – й годъ: общія понятія о христіанскомъ ученіи. 2- й годъ: исторія ветхаго завѣта. 2- й классъ. 1 – іі годъ: исторія новаго завѣта, съ объясненіемъ евангелія. 2 – п годъ: пространный катихизисъ. 3- й классъ. 1 – й годъ: исторія христіанской церкви вообще и православной въ Россіи въ особенности. 2 – й годъ: объясненіе православнаго богослуженія. 2. Русскій языкъ. 1- й классъ. 1 – й годъ: упражненіе въ чтеніи, письмѣ подъ диктовку и изученіе легкихъ стихотвореній съ доступными возрасту объясненіями. 2 – іі годъ: продолженіе практическихъ занятій, сопровождаемыхъ ознакомленіемъ съ основными пра вилами языка. 2- й классъ. 1 – й годъ: правила отечественнаго языка, по всѣмъ частямъ грамматики. 2- й годъ: общая теорія словесности. 3-й классъ. 1 – й годъ: теорія прозы и поэзіи. 2 – й годъ: исторія русской литературы. 3 . Исторія всеобщая и русская. 2- й классъ. 1 – й годъ ( . 2- й годъ ( ДРевияя ИСТ°Р,Я- 3- й классъ. 1 – й годъ: средняя исторія и русская до Импе ратора Петра Великаго. 2 – й годъ: новая исторія и русская до послѣдня го времени. 4 . Географія. 1- й классъ. 1-й и 2-й годы: общія понятія о частяхъ свѣта. 2- й классъ. 1 – й годъ: русская географія. 2 – й годъ: географія Европы. 3- й классъ. 1 – й годъ: географія Азіи п Африки. 2- й годъ: географія Америки и Австраліи. Въ оба года повторяется н пройденное во второмъ классѣ. 5 . Ариѳметика. 1- й классъ. 2-іі годъ: первыя четыре дѣйствія съ простыми числами 2- й классъ. 1 -й годъ: именованныя числа. 2-й годъ: о дробяхъ и первыя четыре дѣйствія съ дробями. ,3-й классъ. 1 -й годъ: общія понятія о лин іяхъ , гео м етри чес кихъ Фигурахъ и т ѣ л а х ъ . 6. Естественныя науки. 2- й классъ. 1- іі годъ: общія свѣденія по зоологіи. 2 – іі годъ: общія свѣденія по ботаникѣ. 3- й классъ. 1 – іі годъ: общія свѣденія по минералогіи. 2 – й годъ: общія свѣденія по ф изикѣ . 7. Нѣмецкій и французскій языки. 1- й классъ. 1 – іі годъ: Чтеніе и письмо подъ диктовку. Спря женіе вспомогательныхъ глаголовъ. 2 – іі годъ: правильные глаголы; переводъ съ ино странныхъ языковъ на русскій; грамматическій раз боръ. 2- й классъ. 1 -іі годъ: синтаксическій разборъ; переводъ съ иностранныхъ языковъ па русскій и обратно. 2~й годъ: продолженіе того-же, съ чтеніемъ легкихъ сочиненій. 3- й классъ. 1 – іі годъ: продолженіе гого-же, въ болѣе труд ныхъ и сложныхъ отрывкахъ. 2- й годъ: курсъ литературы въ главнѣйшихъ э- похахъ; опыты собственныхъ сочиненій. 8) Распредѣленіе количества уроковъ по каждому предмету и по всѣмъ тремъ классамъ: 1 клас. 2 клас. 3 клас. Законъ Божій 2 2 1 Русскій языкъ 3 2 3 Исторія » 2 3 9) Учащіяся въ пансіонѣ будутъ состоять изъ проживающихъ въ немъ постоянно, пансіонерокъ, и приходящихъ. Плата въ годъ за первыхъ, съ му зыкою— 350 р ., безъ музыки— 273 р .; за послѣд нихъ безъ музыки 75 р ., съ музыкою— 150 руб. Плата производится за полгода впередъ. 10) Каждая поступающая въ пансіонерки должна представить столовый п постельный приборы, воз вращаемые еіі, по выбытіи изъ пансіона. На обя занности родителей лежитъ и снабженіе своихъ дѣ тей бѣльемъ и одеждою. Пансіонъ будетъ помѣщаться на театральной пло щади, противъ дѣтскаго пріюта, въ домѣ помѣщика Курчанииова. По случаю своего отъѣзда въ полтавскую губер нію, до августа мѣсяца, содержательница покорнѣй ше проситъ всѣхъ, желающихъ получить болѣе точ ныя п подробныя свѣдѣнія обращаться съ вопроса ми къ г-жѣ Лавровской, женѣ профессора, квар тирующей на Москалевкѣ, въ домѣ Головина. Географія 2 2 2 Ариометика 2 2 2 Естествеп. науки 9 » 2 2 Французскій языкъ 2 2 3 Нѣмецкій языкъ 2 2 3 Англійскій языкъ » о 2 Чистописаніе 2 2 » Рисованіе 1 1 1 Танцы 2 2 2 Рукодѣлье 2 2 2 ЧАСТКВЫ М