Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
137
Дата випуску:
28.12.1859
Дата завантаження:
25.01.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

No 137 . подписная ц-внд: Безъ доставки Съ доставкою и пересы лки. и пересылкою. За годъ 2 руб, сер, ‘2 р. 50 к. с. —иолгода 1 р. 25 к. 1 р, 60 к.— Ныход. три раза въ недѣлю: но Оонедѣльннкамъ, Средамъ н/Уят- ницамъ, исключая Свѣтлой не­ дѣли.— Г уб ер нскія Вѣдомости: Безъ переплета , 3 р. сер. Въ переплетѣ , 3 р. 85 к. За доставку на домъ или пере­ сылку по почтѣ въ годъ 50 к. Годъ п е р в ы й * 1869 » ІІЩ І 1 Ы ІІ подписка принимается ; аъ Конторѣ Редакція, въ ниж­ немъ этажѣ дома Губері^’-кихъ Присутственныхъ мѣстъ, а так­ же у всѣхъ Земскихъ Исправни­ ковъ и Становыхъ Приставовъ Харьковской губерніи. Частныя объявленія при­ ним аю т ся: за мелкую букву п цыфру по і /7 коп сер. за каждый разъ. Статьи для напечатанія про­ сятъ присылать на пмя Редак­ тора. Подписавшіеся на оба изданія вмѣстѣ платятъ за пересылку или дсставку того и другаго не 1 р., а только 50 к. са і. ХРОНИКА. Что сдѣлано въ пользу образованія.—Дѣвичья гимна» зія.—Общество безвозмезднаго приготовленія молодыхъ людей въ университетъ.-/Публичная библіотека,—Нѣчто о посѣщеніи театра дамами,—Рецензія на рецензента,— День 3 0 марта 1*56 года, останется незабвеннымъ въ исторіи русскаго про­ свѣщенія. Въ этотъ день раздались съ престола знаменательныя слова: да раз­ вивается повсюду стремленіе къ просвѣ­ щенію. И это стремленіе развилось съ удвоенною силою. Литература ваша, принимающая такое живое участіе во всѣхъ воаросохъ общественной жизни, съ особенною любовью занялась этимъ предметомъ, въ которояъ она болѣе все­ го можетъ быть руководительницею. Много было написано о состояніи ва- швхъ учебныхъ заведеній, о недостат­ кахъ методъ преподаванія, и о томъ, что у насъ очень мало хорошихъ учеб­ ныхъ руководствъ При этомъ обратила вниманіе на облегченіе способовъ къ просвѣщенію. Открыто нѣсколько жен­ скихъ училищъ въ Петербургѣ, съ самою малою платою; въ нѣкоторыхъ губерн­ скихъ городахъ открыты женскія гим­ назіи; въ Петербургѣ учреждены даро­ выя Воскресныя школы для ремеслен­ никовъ. Теперь ужь всѣ въ Россіи со­ знаютъ пользу просвѣщенія, да многіе- ли имѣютъ способы къ тому. Не говоря уже о нижнемъ сословіи, многіе изъ дворянъ не имѣютъ способовъ дать хо­ рошее образованіе своимъ дѣтямъ. Вос­ питаніе въ гимназіи стоитъ довольно до рого, но, благодаря заботамъ правитель­ ства, оно еше самое дешевое. Сколько у насъ дворянъ, которые не имѣютъ до­ хода съ имѣнія, отъ службы получаютъ менѣе 300 и даже 200 р. Если такой бѣднякъ имѣетъ нѣсколько человѣкъ дѣ- (П ри6‘ къ Харък. Г уб . Вгьд.і ,— Л 00 — тей, то чѣмъ оыъ долженъ воспитывать ихъ и гдѣ прикажите обучать дочерей? И потому всякое дѣйствіе въ пользу облег­ ченія способовъ къ просвѣщенію въ выс­ шей степени благодѣтельно. Но что мо­ жетъ быть легче открытія женской гим­ назіи, когда все общество сознаетъ ея необходимость, власти опережаютъ самое общество своими заботами и покрови­ тельствомъ, дворянство и купечество дѣ­ лаютъ пожертвованія, преподаватели раз­ ныхъ предметовъ готовы трудиться без­ возмездно для блага общаго до совер­ шеннаго устройства прочныхъ средствъ предполагаемаго заведенія? Но оно не открыто и, когда откроется, не извѣст­ но, по самой простой причинѣ, состоя­ щей въ томъ, что ори совмѣстности нѣс­ колькихъ властей, оовроввтельствъ, уча­ стій, нѣтъ такого липа, которое бы не зависѣло отъ содѣйствія совмѣстнввовъ но этому дѣлу и потому, никого не ожи­ дая, взяло бы, какъ говорится, да и привело дѣло въ концу по собственнымъ соображеніямъ и средствамъ. Вотъ по­ чему общеполезныя учрежденія, нужда­ ясь въ общемъ участіи, иногда являют­ ся скорѣе изъ подъ руки одного, неже­ ли многихъ. Такъ, мѣсяца четыре тому назадъ, учреждево въ Харьковѣ обще­ ство для приготовленія молодыхъ людей въ университетъ, безъ всякой за то пла­ ты. Первая мысль учрежденія это го общества, принадлежатъ учителямъ иервой харьковской гимназіи г. Ладов* скому и второй г. ПарФенову. Къ нимъ присоединились нѣкоторые учители вто­ рой гимназіи, профессоръ! и студенты. Предметы преподаванія въ обществѣ, тѣже. что и въ гимназіяхъ, а въ такомъ же обоемѣ, Лекцій положено 4 въ день; начи­ наются они въ два часа цо-оодудыв,, а оканчиваются въ 8. Занятія бываютъ а въ воскресенье. Преподаваніе очвщено оіь всякихъ педавтичесвипъ замашекъ, а напротивъ производится, согласно по­ пулярнымъ образомъ, Каждую недѣлю производятся реиетиціи пройденнаго. Кто не признаетъ пользы этого учрежденія? тамъ молодой человѣкъ усвоиваетъ себѣ обширныя познанія, пріобрѣтеніе кото­ рыхъ, безъ этого, было-бы для него гораздо затруднительнѣе. Какъ мало в- ногда нужно для благодѣтельнаго дѣла? Каждый изъ гг. преподавателей удѣлилъ для этого около 4 хъ часовъ въ недѣлю, и чрезъ это они сдѣлались благодѣтеля­ ми на всю жизнь тѣхъ молодыхъ людей, которые получаютъ воспитаніе въ об­ ществѣ; число ихъ простирается, какъ намъ говорили, до 30 ч. М ного мы читаемъ и говоримъ, даже ивогда и пишемъ о народномъ развитіи образованія, читаемъ и говоримъ о сред­ ствахъ въ образовавію и развитію, даже пробѣгаемъ ивогда наскоро цѣлые томы, посвященные для народнаго чтенія, тол­ куемъ о томъ, что книга, наконецъ,всту­ пила у васъ въ свои права, сдѣлалась необходимою насущною потребностію всего грамотваго населенія, а книжная торговля принимаетъ все большій и луч­ шій оборотъ, что у насъ то въ томъ, то въ другомъ городѣ учреждаются разныя мужскія и женскія учебныя заведенія, открываются книжные магазины, и т. д*. но скажите, что мы, собственно Харь­ ковцы, отъ этого выигрываемъ? Не правда-ли, что звуки исчезаютъ, а письмо (печать) хоть и остается, но только пись­ момъ, никакъ нвбольше. До сихъ поръ у насъ нѣтъ женской гимназіи, нѣтъ ни одного хорошаго книжнаго магазина, который бы удовлетворялъ всѣмъ слоямъ населенія, нѣтъ удовлетворительнаго пуб­ личнаго кабинета для чтенія, гдѣ кромѣ ,1 Ю( газетъ и журналовъ можно бы найти хорошія, серьезныя сочиненія, наконецъ у насъ нѣтъ публичной библіотеки, не смотря на нею возможность открыть ее. Мы не говоримъ уже о громадной Уни­ верситетской Библіотекѣ, о которой из­ вѣстный украинскій корреспондентъ С.- II. Вѣдомостей, какъ то отозвался, что будто бы ее приводятъ именно въ та­ кой порядокъ, чтобъ сдѣлать доступною для всей читающей публики,— но вспои нимъ ещ е разъ (*) о какихъ нибудь .3000 томовъ разныхъ сочнн. лежащихъ безъ всякаго употребленія въ домѣ дворян­ скихъ собраній. Легко сказать: въ нашъ вѣкъ 3000 томовъ сочиненій пользуются полнымъ правомъ неприкосновенности!.. А между тѣмъ изъ нихъ, при пособіи всѣхъ журналовъ и газетъ, выписывае мыхъ дворянскимъ клубомъ, могрпо ка­ жется составить порядочную библіеоте- ку, тѣмъ болѣе что она неравно еще су­ ществовала. Не ужели безвозвратно про­ шло счастливое время, когда въ нижней залѣ дворянской были разставлены шка- ф ы съ книгами и необходимая для чте* вія мебель, даже были опредѣлены изъ депут. собр. чиновники для завѣдыванія библіотекой? Искренно желаемъ возвращенія того счастливаго времени; нужно бы и въ э- томъ показать, что мы дѣйствительно идемъ впередъ. Теперь позвольте гг. читатели обра* тить ваше вниманіе еще на одно обсто- ятеляство, о которомъ давно уже нада бы замолвить словечно,—это: почему у насъ въ Харьковѣ дамы никогда не бы­ ваютъ въ креслахъ и стульяхъ (по при­ мѣру нашихъ столицъ, Одессы в загра­ ничныхъ городовъ), въ чемъ находятъ (*) См. М 27. онѣ здѣсь неприличіе ? и отчего зритель­ ницы, возсѣдавшія въ ложахъ в<> время бенефиса г. Шидловскаго такъ косо и двумысленно посматривали на одну даму почтенной наружности, сидѣвшую съ му. жемъ въ заднихъ рядахъ креселъ? и всѣ-ли здѣшнія дамы и дѣвицы имѣютъ столько средствъ, что бы постоянно на­ нимать ложи? и не оттого ля театръ такъ часто бываетъ пустехонекъ, что многія изъ прекраснаго пола и желали-бы про­ вести вечерокъ въ театрѣ, и охотно за- платилъ-бы какой нибудь рубль за крес­ ло, а между тѣмъ это не принято, а по­ тому затруднительно и считается вовсе невозможнымъ. Но объ этомъ поговоримъ »ъ другое время. Въ одномъ изъ городовъ, продоволь­ ствуемыхъ спектаклями почти круглый годъ, за исключеніемъ великаго пота, мо­ лодой человѣкъ, пристрастившійся къ те­ атру и сообщавшій свои о немъ замѣтка въ губернскія вѣдомости, получилъ без- именное письмо слѣдующаго содержанія. «Г. рецензентъ театра !… Пр инимаа на себя это важное званіе, быть представи­ телемъ мнѣній публики, поналили вы сме назначеніе; ваикнули-ли вы въ ва­ ши обязанности и исподнаете-ль вы ихъ такъ, какъ слѣдуетъ?… Обязанность ре­ цензента не состоитъ только въ томъ, чтобъ постоянно бывать въ театрѣ и пи­ сать по временамъ въ І’уберн. Вѣдомо­ стяхъ: тотъ съигралъ хорошо, тотъ дур­ но,—б^зъ всякой критики, голословно порицая или хваля актера, не указавъ на его ошибки и на хорошіе пассажи. Читая ваша статьи, совѣстно дѣлается за васъ. Сказать то, чо вы .говорите всякій можетъ, нельзя дѣлать выводовъ безъ всякихъ основаній; тогда только это можно допустить, когдабъ вы пріоб­ рѣла довѣріе публики, доказалибъ свой ,— 1105 — вѣрный, безпристрастный взглядъ в суж денія; но извиввте, мы еще не имѣли случая убѣдиться въ этомъ. Вы говори­ ло танъ мало, такъ безъцвѣтно в такъ не убѣдительно! Кромѣ того: мало разобрать игру ак­ теровъ; нужно бросить не одинъ взглядъ на режвсера, на дирекцію, на пьесу и наконецъ на самую публику—отбросивъ всякія личныя отношенія. Для этого нужно больше читать, больше бывать въ обществѣ людей образованныхъ. Надо ш ставить себя на такую ногу, чтобъ въ васъ заискивали, а не вы у гг. актеровъ; изъ которыхъ нѣкоторые съ вами дру­ жатъ, а другіе васъ чуждаются. Но эти то самые друзья ваши смѣются надъ вами за глаза, а въ глаза потѣшаются вамо, потому, что вы забыли всякое самолюбіе не упускаете случая, гдѣ в прв комъ бы то ни было, говоритъ однѣ 8 тѣже шутки, дѣлать кривлянья и грымасы. Вы свели знакомство, сдружились со всѣ­ ми сидѣльцами лавокъ в т. под. людьмв, что бы этимъ показать нѣкотораго рола популярность; но что же вы можете вы­ вести изъ этого общества, какая польза его?… Конечно, вамъ пріятно чувство вать съ нѣкоторой стороны свое прево­ сходство надъ ними—но вы забыли, надъ кѣмъ?… Вспомните пословицу, іо тя немножко и грубую, «молодецъ про­ тивъ овецъ, а противъ молодца санъ овца». Теперь скажите пожалуста, какъ вы держите себя въ театрѣ?.. Какъ вы входите?.. Настоящій Корбо, кажется такъ зовутъ ученика въ «школьномъ учи­ телѣ» Но вспомните что надъ нимъ всѣ смѣются! .. Это хорошо можетъ быть на- сценѣ, но никакъ не въ обществѣ, не въ театрѣ и не рецензенту. Надъ вами всѣ смѣются, чуть не указываютъ паль цемъ, это многіе вамъ засвидѣтельствуй ютъ прочтите письмо, примите совѣты». Г. Рецензентъ прочелъ первое, принялъ вторые, думая, что долгъ платежомъ красенъ, и по безпристрастію своему в равнодушію въ этому отзыву, передалъ его намъ для опубликованія. IV. Р ѣчь , произнесенная ( на французскомъ язывѣ )- учит . М евжо , на актѣ 1- й харьк . гимназіи 23 ноября 1859 года. Милостивые Государи! Бываютъ случаи, когда слово безсиль­ но сообщить чувства, потому-что всякое выраженіе будетъ ниже движеній сердца. Въ вашемъ присутствіи мм. гг., я нахо­ жусь въ подобномъ положеніи: хотѣлъ- бы передать вамъ всю радость, достав ляемую намъ вашимъ присутствіемъ, хо- тѣлъ-бы сказать, на сколько каждый изъ насъ цѣнитъ ваше посѣщеніе, но немо- гу найти словъ, чтобы высказать вполнѣ наше удовольствіе, Моѳ затрудненіе весь­ ма понятно, и въ самомъ дѣлѣ, въ при­ сутствіи избраннаго общества ие умѣст­ на ложная скромность; нѣтъ, мм. гг., мое затрудненіе происходитъ отъ созна­ нія невозможности выразить, до какой степени мы тронуты готовностію, кото­ рую вы всегда выказываете, почтить ва­ шимъ присутствіемъ нашъ праздникъ. Воспитанника заведенія, для которыхъ это скромное, освященное давностію о- бычая, торжество есть великій день,—се­ мейства, которымъ этотъ актъ приноситъ столько радости, всѣ мы благодаримъ за то, что вы и сегодня своимъ присутстві­ емъ оказываете нравственное содѣйствіе ,_ 1103 — заботамъ правительства, усердію вашихъ начальниковъ, направленному въ пре­ успѣянію общественнаго образованія, со­ ставляющаго главную заботу нынѣшняго царствованія—заботу, которой одной до­ статочно, чтобы доставить ему безсмор тіе на страницахъ Исторіи. Если мнѣ нужно было сознаться въ безсиліи выразить вполнѣ чувство благо­ дарности, то тѣмъ труднѣе удовлетво­ рить другой обязанности, возложенной на мена въ настоящемъ случаѣ. Хотя а а обезпеченъ нѣкоторымъ образомъ тѣмъ благосклоннымъ вниманіемъ къ намъ, во торое вы преемственно вмѣними себѣ какъ бы въ обязанность, и въ которомъ вы никогда не отказывала тому, кто а мѣетъ честь бесѣдовать съ вами, тѣмъ не менѣе я долженъ оросить объ этомъ снисхожденіи комнѣ и въ настоящій день. Бываютъ въ жизни народовъ извѣст­ ныя явленія, оказывающія мало вліянія на умственный міръ, а именно событія, скоро-проходящія, имѣющія источникомъ лишь временныя нужды, потому что по удовлетвореніи имъ все снова возвра­ щается въ обычному теченію дѣлъ; но бываютъ, напротивъ, и такія многозна­ чительныя явленія, которыя или вызы­ ваются духомъ и потребностями, време ни, какъ результатъ прогрессивнаго хо­ да идей (чему исторія прѳдствавляетъ много примѣровъ), или же бываютъ соб­ ственно слѣдствіемъ распоряженій вер­ ховной власти, какъ мы видимъ въ на­ стоящее время въ Россіи. Подобныя яв­ ленія, преобразовывающія общество, на­ чиная отъ верхнихъ его слоевъ, и про­ никающія до самаго его основанія, однѣ только отражаются въ умственной сферѣ. Тогда всякій мыслящій и добросовѣст­ ный человѣкъ чувствуетъ въ себѣ неволь­ ное стремленіе принимать по мѣрѣ силъ, участіе въ современныхъ событіяхъ. По­ добныя явленія совершаются въ настоя­ щее время въ Россіи, гдѣ благодаря на­ чинаніямъ Августѣйшаго Монарха, всѣ передовые умы стремятся съ улучшені­ ямъ, которыми хотятъ такъ щедро надѣ­ лить Россію, а Россія, въ свою очередь, принимая съ радостію этв улучшенія, у- мѣетъ выжидать ихъ съ довѣреніѳиъ, приносящимъ ей столько чести. Въ настоящее время въ Россіи всѣ великіе современные вопросы составля­ ютъ предметъ самаго внимательнаго, серьезнаго изслѣдованія; но, изъ всѣхъ этихъ важныхъ вопросовъ, кажется, нѣтъ ни одного, который бы въ такой высо­ кой степени вожбуждалъ живое участіе и вмѣстѣ съ тѣмъ составлялъ бы пред­ метъ тавихъ важныхъ споровъ, какъ во­ просъ объ общественномъ воспитаніи,— в не потому, чтобы этотъ вопросъ былъ менѣе другихъ понимаемъ; скорѣе мож­ но сказать о немъ проти ное. Но если воспитаніе, въ окончательныхъ резуль­ татахъ своихъ, имѣетъ самое близкое отношеніе ко всѣмъ сторонамъ обще – ственвой жизни, такъ какъ оно соста • инетъ одну азъ прочныхъ основъ, на соторой утверждается и благосостояніе іастныхъ лицъ, и благодѣнствіе госу- іарства; то весьма естественно, что уа• ой важный вопросъ, въ особенности въ аше время, возбуждаетъ много споровъ, вызываетъ много иротиворѣчащвхъ вѣній. . Это-то страстное желаніе добра, это- > стремленіе къ улучшеніямъ во всемъ вездѣ побуждаетъ нынѣ и бѣднаго н •гатаго, и свѣдующаго и не опытнаго лить, рядить и въ особенности осу­ шать. Подъ вліяніемъ этаго великаго джевія идей, ночтв ежедневно являют- ,і ш — се сочиненія, относящіяся къ воспита­ нію, къ перемѣнамъ въ преподаваніи и къ способамъ руководствовать юноше­ ство; однимъ словомъ, мы видомъ пол­ ную воалвзацію, направленную противъ рутнвы, Я слишкомъ далекъ, мм. гг., отъ мы- ели возставать противъ этого прекрасна* го направленія, вызваннаго сознаніемъ необходимости преобразованіи; было бы болѣе нежели опасно показать себя про- тивнпкомъ его; радуюсь, мм. гг., вмѣстѣ съ вами, этому всеобщему стремленію къ общественному благу, стремленію ин­ стинктивному у однихъ,разумному у дру­ гихъ; преклоняюсь передъ сильными ума ми, которые стремятся къ одной цѣли, ори посредствѣ гласности, театра и ли­ тературы.— Кто можетъ не признать бла­ городства и чистоты побужденія, руко­ водящихъ этими передовыми умами, и кто не готовъ радоваться заранѣе даже тѣмъ результатамъ въ будущемъ, кото­ рые они даютъ намъ предвидѣть. Но если мы отъ цѣли церейдемъ въ сред­ ствамъ, которыя должны провести насъ въ еа достиженію, то должно сказать что въ этомъ случаѣ мнѣнія далеко не* согласны. Да, мм. гг., одни только сред­ ства употребляемыя къ достиженію пред­ положенной цѣли, различны. Одни, и это-большая часть, нападаютъ на систе­ му воспитанія вообще, другіе же на со­ словіе наставниковъ. Позволяемъ себѣ замѣнить при этомъ случаѣ, что критика, которой нельзя от­ казать ни въ наблюдательности, ни ві здравомъ практическомъ смыслѣ, едва-лг безпристрастна. Мы согласны, что не дагогія недостигла еще той стенени со вершенства, на которой стоятъ другі науки и искусства. Многое еше остаетс сдѣлать ей, я повѣрьте, мм. гг., что ни кто не чувствуетъ въ такой степени э- тихъ недостатковъ, и не желаетъ такъ сильно вхъ исправленія, какъ мы. Чѣмъ скорѣе методы преподаванія достигнутъ желаемаго совершенства, тѣмъ легче сдѣ­ лается исполненіе возложенныхъ на насъ обязанностей. Способы преподаванія, преподаватели, чѣмъ такъ много зани­ маются въ настоящее время несоставля- ютъ, по крайней мѣрѣ такъ думаю, един­ ственныхъ двигателей образованія. На ряду съ этими орудіями дѣятельности, стоитъ еще другой сильный двигатель образованія. За чѣмъ неупотребить его для содѣйствія первыхъ двухъ? Я разу­ мѣю вліяніе родителей. Не знаю, можетъ быть ошибаюсь,—ио слѣдуя внимательно за всѣмъ, что въ настоящее время гово­ рятъ и пишутъ объ этомъ предметѣ, я вижу, что вообще слишкомъ мало обра­ щаютъ вниманія на равнодушіе родите­ лей въ дѣлѣ воспитавія. Чтобы быть впол­ нѣ справедливою, критика необходимо должна обратить вниманіе на это равно­ душіе, которое больше и больше стано­ виться замѣтнымъ, по мѣрѣ какъ наша отвѣтственность увеличивается. Не долж­ на ли бы она, пользуясь огромнымъ авк- торитетомъ, наставать съ большею силою ва необходимость содѣйствія родителей къ достиженію тѣхъ результатовъ, къ которымъ она стремится, и которыхъ мы желаемъ также сильно какъ и она. Цѣль вритики, важность ея задачи, высокое довѣріе, которымъ ова пользует­ ся въ общественномъ мнѣніи—все это, взятое вмѣстѣ, должно-бы кажется поя будить ее внимательно всматриваться въ дѣло, изучить предметъ во всей его цѣ­ лости, вмѣсто того чтобы (какъ она обыкновенно дѣлаетъ) нападать на мето­ ды преподаванія а на самыхъ препода* вателей. ,і У 05 – Здѣсь, мм. гг., а встрѣчаюсь съ очень укоренившимся мнѣніемъ, мнѣніемъ, ко* торое, поводимому, основывается на об­ ще-принятой истинѣ, что нѣтъ надобно­ сти побуждать родителей въ тому, что составляетъ благо ихъ дѣтей. Многое можно было-бы сказать оротивъ этого возраженія; мы ограничимся однимъ за­ мѣчаніемъ, сколько встрѣчается родите­ лей, которые ори всѣмъ желанія дѣтямъ всевозможнаго блага, остаются только ора одномъ этомъ желаніи,… Желательно чтобы критика дала болѣе значеніе рола, принадлежащей семействамъ въ дѣлѣ воспитанія. Какъ бы ни былы въ этомъ случаѣ велики ея требованія, все таки ова никогда не могутъ быть чрезмѣрны, какъ скоро рѣчь идетъ отомъ справедли­ вомъ и законномъ участіи, которое долж ны принимать родители въ дѣлѣ обще­ ственнаго воспитанія. Этотъ призывъ ро­ дителей къ участію въ особенности дол­ женъ относиться въ тѣмъ изъ нихъ, ко­ торыхъ сыновья посѣщаютъ публичныя школы,—потому что воспитанники гим­ назій ежедневно по окончаніи лекцій, вступаютъ подъ отцовскую власть. Можно положительно сказать, что нѣтъ отца семейства, которому критика не могла-бы разъяснить точнымъ образомъ отцовскихъ обязанностей о обратить этн обяеанностн въ законную повинность, возложенную на семейства въ видахъ со­ блюденія нравственныхъ интересовъ дѣ­ тей и общества, Точное опредѣленіе предѣловъ роди­ тельскихъ обязанностей тѣмъ болѣе не­ обходимо, тѣмъ болѣе важно, что мно­ гія родителя кажется не довольно хоро­ шо понимаютъ истинный характеръ той помощи, которую они должны намъ ока­ зывать; многіе изъ нихъ ду-маютъ, что они однимъ помѣщеніемъ дѣтей въ учеб­ ныя заведенія уже сдѣлали все, а удо­ влетвореніемъ въ послѣдствіи ихъ мате­ ріальныхъ нуждъ выполнили всѣ обя­ занности, какъ въ отношеніи къ вимъ, такъ равно и въ отношеніи къ обществу и въ собственной совѣсти. Нужво-ли, мм. гг., распространяться болѣе объ этомъ вопросѣ, вычисляя по очередно, что должна бы дѣлать крити­ ка, обращенія серьезнаго вниманія ро- двтелей на этотъ предметъ? Аіожетъ-ли она надѣяться достигнуть хотя-бы то и не вдругъ, этого соучастія семействъ въ дѣлѣ общественнаго воспвтавіа? мо­ жетъ быть ей гораздо легче указать пред­ метъ для изслѣдованія, нежели изслѣдо­ вать самое себя? И можно ли ей даже указать средства вакъ достигнуть цѣли сдѣлаться наставницею семействъ? Вотъ, мм. гг.. вопросы, которые зададутъ се­ бѣ многіе. Но орв движеніи, обнаружи­ вающемся въ насголщее время въ Россіи, принимая во вниманіе вліяніе, которое развитіе идей и умственный прогресъ оказываютъ на общественное мнѣніе, можно надѣяться, что задача эта разрѣ­ шится удовлетворительнымъ образомъ или покрайней мѣрѣ разрѣшеніе ея не останется на всегда невозможнымъ. Стремясь усердно въ этой цѣли а не пренебрегая изученіемъ всѣхъ условій, гь облегченію трудности къ достиженію >ной, безъ сомнѣнія найдутъ средства не >существимыя еще въ настоящее время. Іадѣяться достиженія этого результата собѳано, когда изслѣдовавіеиъ воароса аыимается критика, стольво-жѳ просвѣ­ ченная, сколько и проникнутая сознааі- мъ общественнаго блага, значитъ увде» т с я не однимъ желаніемъ, но аоднымъ ь ней довѣріемъ. Не знаю, мм. гг., вмѣю-ів право, от івая полную справедливость критикѣ, ,- 1106 – имѣю – іи право, говорю я, указывать ей ту сторону вопроса, которую она слиш­ комъ пренебрегала до настоящаго време­ ни. Но, позволяя себѣ это замѣчаніе, или лучше сказать, выражая это желавіе, пользуюсь практическою опытностію лицъ, занимающихся воспитаніемъ не единственно по одной теоріи. Въ моихъ глазаіъ, мм. гг., этотъ авторитетъ имѣ­ етъ высокую цѣну, потому что онъ, ос­ новывается, какъ я уже сказалъ, на мнѣ­ ніи людей, которыхъ вся жизнь была по­ священа практическому изученію вонро- са со всѣхъ сторонъ во всѣхъ Фазахъ его развитія (*). VI ЧАСТНЫЯ (М Щ Е Н ІЯ , о за, шиішршміііпь и,&° имѣетъ честь извѣстить, что вновь от • (*) По поводу рѣчи г. Менжо мы просади бы гг. читателей припомнить содержаніе нашей хроники 30 ноабра (въ 126) «о воспита­ ніи общественномъ и домашнемъ.» Это. скодь- ко намъ важетса, могдо бы сдужить отвѣтомъ ему на предлагаемый имъ критикѣ вопросъ: гдѣ оканчиваютса обязанности по воспитанію учительскія и начинаются родительскіе? Имен­ но первыя состоятъ преимущественно въ раз­ витіи понятій ди тяти , а вторыя превмуще- ствепво въ выдержкѣ его, въ сохраненіи нрав­ ственности и въ пріученіи его ко вниманію, покорности и почтительности, которыя гораздо легче ввушаютса къ учителямъ родителями, какъ равнымъ образомъ къ родителямъ учите­ лями, которые викогда не упускаютъ этой о- базаввоств изъ вида. «Мы спросили бы одна­ кожъ, почему г. Ыепжо не досказалъ и этого? Сверхъ того, по нашему понятію, есть въ у- чвднщахъ и такія лица, къ которымъ вполнѣ относятся обязанности родительскія. Р е д . крытый нами магазинъ мужескаго платья, бѣлья, шейныхъ и носовыхъ олатьовъ. шапокъ, перчатокъ и проч , квартиру имѣетъ въ домѣ Вѣнецкаго, занимаемомъ прежде Бельгійскимъ магазиномъ , на Мо­ сковской улицѣ. Кромѣ того, въ магазинѣ этомъ принимаются заказы платья, по весьма сходнымъ цѣнамъ, изъ матеріаловъ пріобрѣтенныхъ въ Лондонѣ и Парижѣ, для чего приглашенъ ИЗЪ ПАРИЖ, ЗАКРОЙЩИКЪ извѣстнѣйшаго портного аѵхъжь – жхш & з ‘Ѣ і при этомъ покорнѣйше просимъ съ тре­ бованіями другихъ предметовъ, какъ-то : роялей, скрыповъ, Флейтъ и другихъ ин­ струментомъ, мебели, зеркалъ, серви­ зовъ и т. п ., относиться въ нашъ мага­ зинъ,—все это будетъ ВЫ П О Л Н Я ТЬС Я съ возможною скоростію и акуратно- стію. 2) – По ненадобности продается легкій и укладистый, на тройку возокъ. Видѣть ею можно отъ часу до 6. на углу Ж ан­ дармской площади въ д. Дерберга. (116)2, 3) На Садовой улицѣ, продаетса новой отлично отдѣланый каменный домъ съ ме- бѣлью; о цѣнѣ узнать отъ владѣльца г. Шапошникова (100 —2. 4) Магазинъ «Французскій базаръ » ( бывшій Гейнцельмана) объявляетъ, что всѣ оставшіеся послѣ дешевой продажи товары будутъ продаваться по весьма дешевымъ цѣнамъ, ниже цѣнъ фабрич­ ныхъ. (158)-2. іі «Г.ЙЗНЬО ‘ Печатать позволяется: Ц нсоръ А , З еі ИНЪ* Редакторъ М . Щ ИТОНЪ.