Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11465
Дата випуску:
16.06.1913
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ю ж н ы й КРАЙ Воскресенье 16-го Іюня 1913 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 11465. Ч е р и і н і й король Нв- колав въ ролидрзяаттига- Черногорскій король Николай—не только завоеватель, государ­ ственный человѣкъ – онъ еще и писатель. Въ то время, когда онъ всту­ пилъ на тронъ, въ Чер­ ногоріи было мало книгъ, народъ питался только пѣснями старыхъ гусгя- ровъ, подымавшими въ немъ патріотическій духъ. Воевзді Мирко, отецъ короля Николая, собралъ эти пѣсни и издалъ ихъ, прибавивъ къ старин нымъ героическимъ са­ гамъ и свои собственныя, написанныя въ томъ же стилѣ. Н нколай унаслѣдо­ валъ отъ отца любовь къ поэзіи. Онъ рано на чалъ писать; но въ пер­ вые годы царствованія борьба съ внѣшними вра­ гами такъ его поглоща­ ла, что для занятія ли тературой не оставалось досуга. Когда же Черно горія вступила въ фазисъ мирнаго развитія, король обратился къ поэзіи. Его произведенія носили съ самаго начала нѣсколь ко дидактическій харак теръ: мысль, тенденція была для него важнѣе формы; поэтому его драмѣ недостаетъ художествен­ ной объективности. Первая драма короля Николая „Балканская царица” появилась въ 1885 г. Драма носитъ обличительный харак теръ; авторъ стремится изобразить пустоту, тще­ славіе и суетность черно горской аристократіи, слабостями которой искусно пользуются тур ки. Главный герой – сынъ герцога Изо Црноевича, честолюбивый Станко. Для достиженія своихъ цѣлей Станко не оста­ навливается ни передъ чѣмь: онъ переходитъ въ магометанство, вступаетъ въ союзъ съ турками и вмѣстѣ съ ними напа­ даетъ на Цабйьякъ—рези­ денцію своего отца. Но стар цій братъ Ц а н к о разбиваетъ его на голову. Къ раненому Станко приходитъ его невѣ­ ста, великодушная и благородная Даница, дочь герцога Перуна. Даница ухаживаетъ за раненымъ, но, вѣрная долгу передъ родиной, остается глуха къ его мольбамъ послѣдовать за нимъ въ Скутари. Когда ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФРАНЦІИ и РОССІИ, Генералъ Жоффръ, начальникъ французскаго генеральнаго штаба. Текущимъ лѣтомъ въ Петербургъ прибудетъ чрезвычайная военная миссія во гла­ вѣ съ начальникомъ генеральнаго штаба ген. Жоффръ. Этой миссіи, являющейся дополненіемъ визита адмирала Ле-Бри, придаютъ важное политическое значеніе, въ виду германскихъ вооруженій и введенія во Франціи 3-лѣтней военной службы. I ен. Жоффръ снятъ за своимъ рабочимъ столомъ въ военномъ министерствѣ. Итальянскіе гости въ Москвѣ. же являются приближенные принца Стан• ко, чтобы перевести его въ его владѣнія, стойкая дѣвушка кидается въ отчаяніи въ волны Мораки. Хотя тенденція драмы достаточно ясна, говоритъ „День”, но король Николай счелъ нужнымъ еще под­ черкнуть ее и посвятилъ свою драму благороднымъ черногоркамъ, указывая въ посвященіи на вели­ кую историческую роль черногорской женщины въ постоянно угрожаемой врагами странѣ. Драма „Балканская царица* едва ли удовлетворяетъ всѣ лъ требованіямъ стро­ го художественной крити­ ки, но въ ней много движенія, темперамента, живыхъ и богатыхъ кра­ сками сценъ. Бъ техникѣ пьесы немало наивнаго, устарѣлаго: герои то и дѣло произносятъ длин­ ные монологи, въ кото­ рыхъ пространно выра жаютъ свои чувства и настроенія. Вообще, преобтаданіе дидактики наноситъ ущербъ пьесѣ, какъ художественному произведенію. Значительно сценичн4 е другая, спустя девять лѣтъ написанная дра’а „Герцогъ Арванитъ”. Здѣсь дѣйствіе разви­ вается съ необычайной быстротой, и авторъ все время держитъ зрителя въ напряженіи. Но и въ этой драмѣ, содержаніемъ которой является борьба предковъ нынѣшнихъ черногорцевъ съ турками въ XV-мъ вѣкѣ, бросает­ ся въ глаза тенденціоз­ ность. Главное дѣйству­ ющее лицо — женщина, какъ во всѣхъ почти драмахъ короля Николая. Но Фатима, героиня„Гер цога Арвачита”—не типъ идеальной, чистой и му­ жественной женщины, какъ Даница; это одали ■ ска, отравленная душной, чувственной атмосферой гарема. Она не знаетъ никакихъ преградъ въ своей безумной страсти къ молодому приниу Арваниту и умираетъ отъ неудовлетворенной любви. Въ этой драмѣ впер- вые звучатъ нѣкоторыя пессимистическія -истки. Но пессимизмъ этотъ неглубокій: какъ въ жиз­ ни, такъ и въ своихъ драмахъ король Ни­ колай далекъ отъ „міровой скорби”; онъ прежде всего завоеватель, боецъ, па­ тріотъ. ,2 Ю Ж Н Ы Й И Р А И. Воскресенье, 10-го іюня ПНР» года. 200-лѣтш й ю билей П етербургскаго ботаническаго сада. Ѳ. Б. Фишеръ, первы й д и ректоръ сада. Курьезы австрійскаго двора. При вѣнскомъ дворѣ сохранились, по словамъ „Р. У.“, многіе пережитки сѣ­ дой старины, складывавшіеся вѣками и въ наше трезвое время кажущіеся таки­ ми же смѣшными устарѣлостями, какъ и пудреные парики, цвѣтные фраки и кру­ жевныя жабо далекихъ, безвозвратно угаснувшихъ дней. На почвѣ строгаго соблюденія буквы придворнаго этикета часто происходятъ забавныя недоразумѣнія. При вѣнскомъ дворѣ существуетъ обычай, въ сипу ко­ тораго послѣ торжественныхъ обѣдовъ гостямъ раздаются маленькія коробки съ конфектами. Обыкновенно во время раз­ дачи коробокъ серьезные, умудренные долгимъ опытомъ жизни министры, ге­ нералы и тайные созѣтники съ видомъ школьниковъ проталкиваются сквозь гу­ стую толпу, лишь бы получить изъ рукъ лакеевъ конфектныя коробки, какъ при­ нято го зорить, для дѣтей. Ha-дняхъ послѣ окончанія придворнаго обѣда произошелъ слѣдующій забавный случай: старый кавалерійскій генералъ, „оставшись за флагомъ” во время разда­ чи конфектныхъ коробокъ, остановился посреди зала съ видомъ глубочайшаго отчаянія. Замѣтивъ его удрученный видъ, Берхтольдъ, генералъ Кробатинъ и графъ Пааръ подѣлились съ нимъ своей добы­ чей. Лицо стараго генерала просіяло сзастливой улыбкой. Съ тремя коробка­ ми въ рукѣ онъ подошелъ къ знакомой дамѣ и завязалъ съ ней обычный свѣт­ скій разговоръ. Внезапно онъ услышалъ знакомый голосъ императора: „Сколько у васъ дѣтей, генералъ?” Генералъ край­ не растерялся, полагая, что императоръ спрашиваетъ его, отъ кого онъ получилъ три коробки конфектъ. „У меня—три штуки, ваше ^императорское величество, благодаря его превосходительству Берх- тольду, генералу Кробатину и гр. Паару”. Маститый монархъ устремилъ на гене рала пытливый взглядъ и послѣ минут­ наго размышленія сказалъ: „Я васъ не понимаю, генералъ*. Къ числу любопытныхъ пережитковъ, сохранившихся при вѣнскомъ дворѣ, слѣдуетъ отнести обычай, въ силу кото­ раго всѣ сановники и офицеры, посы­ лаемые къ императору во время его от­ сутствія изъ Вѣны, получаютъ къ утрен­ нему кофе количество подковокъ, нахо днщихся въ строгомъ соотвѣтствіи съ ихъ чиномъ и рангомъ. Такъ, чиновники девятаго ранга получаютъ по двѣнадцати подковокъ и пирожныхъ, гофраты же и генералы получаютъ баснословныя ко­ личества булокъ, способныя привести въ ужасъ любого обжору. Сравнительно недавно отмѣненъ обы­ чай дарить всѣмъ придворнымъ чинов­ никамъ въ началѣ года перочинные но­ жички. Этотъ обычай восходитъ ко временамъ императрицы Маріи Терезіи, однажды разсердившейся на чиновника за то, что онъ не могъ, за неимѣніемъ перочинна­ го ножика, очинить ей гусиное перо. Рѣдкій ю билей. С. А. Израильскій, зміевской уѣздный врачъ. (По поводу 60-лѣтія врачебной дѣятельности). СМѢСЬ. Новый путь къ приготовленію искус- ‘ ственныхъ алмазовъ. Одинъ парижскій инженеръ М. Е. de Boismenu открылъ, по словамъ „Н. В.“, новый способъ приготовлять искусствен­ ные алмазы. Какъ извѣстно, французскій ученый профессоръ Муассонъ, еще въ 1893 году приготовлялъ посредствомъ своей электрической печи искусственные алмазы, но его способъ носилъ чисто на­ за-служенный профессоръ А. А. Фишеръ фонъ-Вальдгеймъ, нынѣшній директоръ сада (съ 1896 г.). учный интересъ, такъ какъ они получа­ лись микроскопической величины. Его способъ состоялъ въ насыщеніи углемъ желѣза при температурѣ 3,000° и охлаж деніи эгои массы въ холодной водѣ,что­ бы получить сильное давленіе внутри массы. Послѣ удаленія желѣза соляной кислотой получаются микроскопическіе кристаллы алмаза, то черные, то прозрач­ ные. Способъ Boismenu существенно раз­ нится оть способа Муассона. Boismenu расплавляетъ въ электриче стой печи карбидъ кальцій и посред­ ствомъ особо приспособленныхъ двухъ угольныхъ электродовъ дѣйствуетъ элек­ трическимъ токомъ съ силою въ 800 ам­ перъ при напряженіи 34 вольтъ въ те­ ченіе 9 —12 часовъ. Происходитъ электролизъ карбида каль­ ція и на отрицательномъ электродѣ осаж дается черная углеобразная масса, въ которой инкрустируются маленькіе кри сталлы. Эти кристаллы вполнѣ отвѣчаютъ ал­ мазу. Одинъ изъ такихъ полученныхъ алмазовъ имѣлъ въ діаметрѣ около а/іо дюйма и могъ быть отшлифованъ на одной изъ заграничныхъ фабрикъ въ Амстердамѣ. Boismenu надѣется въ скоромъ време­ ни приготовлять болѣе крупные экзем­ пляры, примѣняя болѣе с и л ь н ы й токъ и болѣе сильную э л е к т р и ч е с к у ю печь Замѣтимъ, что Boismenu уже патенто­ валъ свой способъ, и (навѣрное) въ ско ромъ времени мы будемъ носить искус­ ственные брилліанты, болѣе дешевые, чѣмъ настоящіе, и всевозможныхъ от­ тѣнковъ, начиная съ голубоватаго и до чернаго включительно. ___________ • Лунатизмъ въ XX вѣкѣ. Извѣстный лондонскій психіатръ д-ръ Фарбсъ недавно опубликовалъ выводы изъ собранныхъ имъ статистическихъ данныхъ относительно роста психіатри­ ческихъ заболѣваній въ послѣднее вре­ мя. Д-ръ Форбсъ пессимистически смо­ тритъ на ростъ современной технической Воскресенье, 16-го іюня 1913 года 3 ЮЖНЫЙ HP Ай. Нововведеніе въ па­ рижской полиціи. Интересная новинка изъ области фотогра­ фированія примѣнена недавно въ парижской префектурѣ. Это. гово­ ритъ „Веч. Вр.“, фото­ графія въ масштабѣ. Къ обыкновенному фотографическому ап­ парату придѣлывается особая волосяная сѣт­ ка, которая отпечаты­ вается на пластинкѣ вмѣстѣ со снимаемымъ предметомъ. Для дан­ ной высоты штатива, иначе говоря, высоты объектива надъ по­ ломъ, берется опредѣ­ лен ное дѣленіе сѣтки; ось объектива должна быть установлена го­ ризонтально. На полу­ чаемомъ снимкѣ отпе­ чатывается сѣтка, раз – дѣляя снимокъ на прямоугольники, все уменьшающіеся по мѣ­ рѣ отдаленія отъ аппа­ рата. Каждое дѣленіе точно соотвѣтствуетъ одному метру (или другой единицѣ мѣры), и такимъ образомъ на снимкѣ оказывают­ ся всѣ размѣры, сразу снятъ и планъ, и раз­ мѣръ въ масштабѣ!… Это остроумное изобрѣтеніе примѣ­ няется съ успѣхомъ парижской полиціей для фотографированія мѣстъ преступленій; величина и располо­ женіе всѣхъ предме­ товъ запечатлѣвается такимъ образомъ въ Гимнастическія упражненія дѣтей Въ оаВцтасѣ стоянствомъ въ сво­ ихъ привязанностяхъ. Но еспи бы я встрѣ­ тила на моемъ пути сильнаго мужчину, ко­ торый сумѣлъ бы прі­ обрѣсти настоящую власть надо мной, моя жизнь сложилась бы иначе. Я все еще жад­ но жду счастья. Вся драма моей жизни со­ стоитъ въ томъ, что люди, становившіеся въ близкія ко мнѣ отношенія, никогда не забывали того, что я —бывшая кронприн­ цесса, и не хотѣли ви­ дѣть во мнѣ просто женщину, мечтавшую о полнотѣ женскаго счастья”. Андрю Карнеджи о самомъ себѣ. Знаменитый амери­ канскій милліардеръ Андрю Карнеджи въ бытность свою въ Берлинѣ, въ бесѣдѣ съ однимъ берлин­ скимъ журналистомъ высказалъ, по словамъ „Б. В.”, слѣдующія любопытныя сообра­ женія о достиженіи житейскаго успѣха. „Тотъ, кто хочетъ со- f С. Н. Шубинскій, редакторъ «И сториче­ скаго Вѣстника». ВЪ ЕВПАТОРІИ. точныхъ подробныхъ размѣрахъ. Такая фотографія годится, вообще, для съемки плановъ: быстрота, точность и сразу, кремѣ размѣровъ, картина, снимаемаго предмета… Аппаратъ изобрѣтенъ Альфонсомъ Бер тильономъ, который считается творцомъ системы судебно – антропометрическихъ измѣреній. Новая книга принцессы Луизы Саксон­ ской. Графиня Монтиньозо, бывшая “крон­ принцесса Луиза Саксонская поставила себѣ вполнѣ опредѣленную цѣль: посто­ янно привлекать къ себѣ общее внима­ ніе. Въ скоромъ времени выйдетъ въ свѣтъ новая книга Луизы Саксонской, въ которой бывшая кронпринцесса, въ дополненіе къ свсей автобіографіи, со державшей описаніе внѣшнихъ событій ея жизни, въ полубеллетристической фор­ мѣ обрисовала душевную драму женщи­ ны, упавшей съ царственной высоты въ долину человѣческой юдоли. Графиня Мон­ тиньозо сейчасъ нахо­ дится въ Италіи. Она сообщила, по словамъ „Б. В.“, слѣдующія подробности о своей книгѣ: „Въ моей новой книгѣ я постаралась описать себя такою, какою я себѣ кажусь. Судьба подарила мнѣ интересную жизнь; я —сложное существо, и повѣрите ли вы мнѣ, что я—загадка для са мой себя. Мнѣ часто ставили въ вину, что я не отличаюсь по­ культуры, связанной съ увеличеніемъ чи­ сла болѣзней. Въ особенности угрожаю щіе размѣры принимаетъ распростране­ ніе лунатизма. Въ 1850 г. въ Англіи на д/п чел. приходилось 1 лунатикъ, те­ перь же 1 лунатикъ приходится на 275 чел. Во Франціи 60 лѣтъ н а з а д ъ 1 лу­ натикъ приходился на 750 чел., а те­ перь на 300 чел. То же явленіе замѣ­ чается :і ,:ь доугихъ странахъ. Въ истекшемъ году, говоритъ „День”, наибольшіе размѣры приняло распростра­ неніе лунатизма въ Англіи. Причину это го докторъ Форбсъ видитъ въ соціаль­ ныхъ и экономическихъ условіяхъ жиз­ ни. Лунатизмъ, по его мнѣнію, исклю­ чительно болѣзнь цивилизованныхъ лю дей: имъ страдаютъ люди съ переутом­ леннымъ мозгомъ, вивёры, тратящіе мно­ го энергіи на развлеченія, и, наконецъ — алкоголики: 25 1 всего числа лунатиковъ, какъ утверждаетъ д-ръ Форбсъ, питаютъ пристрастіе къ алкоголю. Въ большихъ городахъ процентъ этотъ все ростетъ. Немалое значеніе играютъ также семей­ ныя неурядицы. Всѣ эти наблюденія при водятъ доктора Форбса -къ мрачному взгляду относительно грядуща­ го роста городской культуры. Солнечныя ванны дѣтей в- Санитасѣ. ,ЮЖНЫЙ КРАЙ. 4 Воскресенье, 16-го іюня 1913 года. Кіевская всероссійская вы ставка. Павильонъ Юго-Западныхъ жел. дор. и показательный желѣзно-дор. садикъ. Павильонъ округа путей сообщенія. Павильонъ государственнаго банка. ставить себѣ многомилліонное состояніе,, тотъ не долженъ, катъ говоритъ ваша поговорка, родиться съ серебряной лежкой во рту. Его дѣтство должно быть окружено картиной суровой борьбы за существованіе Видя, какъ его родители цѣной тяжелыхъ усилій завоевываютъ скромную житейскую долю, онъ долженъ преисполниться горячимъ желаніемъ обезпечить имъ спокойную старость. Это — гораздо болѣе сильный двигатель, энергіи, чѣмъ честолюбіе. Я всѣмъ моимъ успѣхомъ обязанъ моей матери. Въ pan ней молодости я постигъ мей долгъ- сыновней благодарности въ отношеніи родителей и поэтому работалъ, не покла­ дая рукъ. Кромѣ того, секретъ житейска­ го успѣха заключается въ слѣдующемъ; необходимо обладать даромъ честнаго и прямого обращенія какъ со своими подчи­ ненными, такъ и со своими начальника­ ми. Твердо руководясь этими правилами, я достигъ настоящаго моего положенія. Но я не считаю своего состоянія свсей. собственностью: оно — законное достояніе тѣхъ, кто въ немъ нуждается”, Карнед- жи высказалъ о балканской войнѣ: „Я- въ свое время не пожалѣлъ бы ничего,— сказалъ онъ,—лишь бы остановить эту ужасную человѣческую бойню. Я знаю- ужасы войны по непосредственнымъ- наблюденіямъ. Въ молодости я, въ каче­ ствѣ инспектора телеграфнаго Общества, находился на театрѣ американской граж­ данской войны и вынесъ изъ нея неизгла­ димыя на всю жизнь впечатлѣнія”. Борьба за крематорій. Когда въ Австріи кто либо завѣщаетъ, чтобы его тѣло послѣ смерти было пре­ дано не землѣ, а сожженію, то такихъ покойниковъ приходится возить въ Па­ рижъ или же въ германскіе города, гдѣ уже давно существуютъ крематоріи. Въ Азстріи же вопросъ о крематоріяхъ еще не разрѣшенъ. Борьбу за крематорій ведетъ здѣсь спеціальный ферейнъ „Die Fiamme” (Пламя), насчитывающій огромное число членовъ. „Введеніе сожженія покойниковъ,-—го­ ворится въ агитаціонномъ листкѣ ферей- на, сообщаетъ „Р. У.-;—должно освобо­ дить многіе города отъ „кладбищенской нужды”. Дѣло въ томъ, что кладбищенская тер­ риторія городовъ при нынѣшнемъ спосо бѣ погребенія необычайно возрастаетъ. Такъ, вѣнскія кладбища занимаютъ теперь площадь въ 271 гектаръ, тогда какъ площадь садовъ и парковъ, предо­ ставленныхъ для живыхъ, составляетъ всего только 180 гектаровъ! Въ Брюннѣ плещадь земли, занимае­ мой кладбищами, составляетъ 8°/о, въ. Прагѣ 9%, въ Грацѣ 10°/о всей застро­ енной городской земли. Еще менѣе благопріятто это соотноше ніе въ мелкихъ и нѣкоторыхъ среднихъ- городахъ. Въ Вельсѣ, напримѣръ, царство мер­ твыхъ занимаетъ 28°/о застроенной го­ родской плещади, а въ Герлау и О іь кюцѣ оно составляетъ даже 21 и 23°/л, Указывая на это соотношеніе, ферейнъ. предлагаетъ цѣлому ряду городскихъ управленій принять участіе въ постройкѣ крематорія въ городѣ Райхенбергѣ. До сихъ поръ откликнулись 9 городовъ Харьковъ, Типографія «ТОигнат Края». Сумская ѵлдомъ А. А. Іезефовича, и 13.