Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Тамъ, на Кавказѣ… Михаилъ Петровичъ напряженно всма тривался въ даль, ожидая прибытія по ѣзда съ женой. Сердце у него сильно билось и нервное волненіе разливалось по всему тѣлу. Уже три мѣсяца, какъ жена уѣхала на Кавказъ. Она должна была тамъ про быть всего полтора мѣсяца, а пробыла вдвое больше. Онъ страшно тосковалъ о ней. За пять лѣтъ совмѣстной жизни онъ къ ней сильно привыкъ и даже не подозрѣвалъ, что все ее такъ же сильно любитъ, какъ въ первый день. Онъ тосковалъ и писалъ ей письма за письмами. А отъ нея письма получались все рѣже. Онъ сталъ сильно безпокоить ся. Воображеніе рисовало ему ужасы. Ему казалось, что она больна. Но спокойный и даже немного холодный тонъ ея пи семъ разубѣждалъ его въ этомъ. Онъ просилъ ее поспѣшить со своимъ пріѣздомъ. Писалъ, что не находитъ се бѣ мѣста безъ нея. А она отвѣчала, что на Кавказѣ такъ хорошо, что не хочется оттуда уѣзжать. А въ послѣднихъ ея письмахъ появи лись какіе-то непонятные намеки. Его тревога все росла. Наконецъ, онъ получилъ извѣщеніе, что она ѣдетъ. Онъ припоминаетъ, какъ встрѣчалъ ее года три тому назадъ. Внутри у него свѣтило солнышко и пѣли птички. Она еще издали высунулась изъ окна вагона, вся раскраснѣвшаяся отъ волненія, и ра достно махала платкомъ. Почему ему сейчасъ такъ тяжело? Издали показался по ѣздъ. Онъ напрягъ зрѣніе еще больше. Онъ искалъ ее въ окнѣ вагона съ бѣлымъ платкомъ въ ру кѣ… Но ея не было. Поѣздъ остановился. Кругомъ раздались при вѣтствія, радостные воз гласы, поцѣлуи. f А ея нѣтъ. Господи, неужели не пріѣхала? Но вотъ она медленно сходитъ со ступенекъ ва гона. Онъ радостно бро сился къ ней. — Маня! Маничка! Но почему она такъ смущена? Почему она такъ грустна? — Маничка, что съ тобою? Ужъ не больна ли она? Но нѣтъ, она на Кавказѣ очень поправилась… Боже, что же такое? — Потомъ… потомъ… — какъ-то смущенно бормочетъ она. Голосъ ея былъ холодный и жесткій, какъ сталь. У него внутри что-то обор валось. Какъ будто чудная мелодія обор валась посрединѣ лопнувшей струной… Молча пріѣхали они домой. Дѣтишки, Оля и Ваня, бросились на шею матери Наступилъ вечеръ. Дѣти уже легли. — Маня, —съ какою-то странною на стойчивостью и твердостью въ голосѣ началъ Михаилъ Петровичъ,—теперь мы должны поговорить, объясниться,—голосъ его слегка дрогнулъ. — Да, да—^заторопилась жена.—Я сама хотѣла съ тобой поговорить. Я хо тѣла тебѣ объ этомъ написать, но не могла, ничего не выходило. Видишь ли… Она замялась. — Говори, Маня! — Помнишь, мы говорили съ тобою много о бракѣ. Мы говорили о томъ, что основою брака должна быть любовь и… и равноправіе сторонъ. Вракъ, основан ный на одной привычкѣ, безъ любви, дѣлается противнымъ, гадкимъ, невоз можнымъ. Но ты, можетъ быть, измѣ нилъ свое мнѣніе? — Нѣтъ. Говори, Маня, проще. И пря мѣе. Ты меня больше не любишь?… Она не отвѣчала. Она смотрѣла куда- то въ сторону. Онъ повторилъ вопросъ. Углы его губъ стали быстро вздрагивать. Онъ опу стился на стулъ и заговорилъ: — Тебѣ тяжело. Маня? Не отвѣчай. Мнѣ твой отвѣтъ и такъ ясенъ. Ты меня больше не любишь. Или… или… Можетъ быть, тебѣ это кажется, Ма ня? Припомни, какъ мы жили. Пять лѣтъ… Мы были счастливы. У насъ та кія славныя дѣтки… Олечка, Ваничка… Маничка, подумай, не кажется ли тебѣ это? Онъ ее взялъ за руки и зарыдалъ, какъ ребенокъ. Онъ старался себя сдер жать, но рыданія помимо его воли вырывались изъ его груди. — Что я буду дѣлать безъ тебя? Я тебя люблю, Маня. Люблю безумно. Я не могу тебя потерять… Подумай, Маня, вѣдь, ты ошиблась, не правда ли? Мы любимъ другъ друга, какъ и раньше? Не такъ ли? Помнишь, какъ хоро шо было? Помнишь?.. Онъ прижался къ ней, и нѣжно и тревожно за глядывалъ въ глаза. Онъ искалъ тамъ отвѣта. Она отвернулась. Круп ныя слезы потекли у нея изъ глазъ. Долго сдержи ваемыя рыданія прорва лись и они плакали оба, какъ маленькія дѣти — Я не могу больше, — говорила она сквозь рыданія. — Пойми меня, Миша, мнѣ дѣйствительно тяжело. Я тебя любила горячо, сильно. Я была счастлива. Я была очень счастлива… Но… Я полюбила другого, Миша. Онъ быстро поднялся. — Это правда?—спросилъ онъ какъ-то сдавленно, тихо, — Вѣдь, я не виновата, что такъ слу чилось. Мы встрѣтились на Кавказѣ. Онъ писатель, извѣстный писатель. Мы Вилліамъ Генрихъ ПЕРКИНЪ старшій, из вѣстный англійскій химикъ. Род. въ 1838 году. Въ 1856 г. онъ основалъ въ Лондонѣ первую въ Европѣ мануфактуру кра сокъ изъ каменноугольной смолы. Первая ани линовая краска, полученная имъ, была названа въ честь своего изобрѣтателя .фіолетовой Пер кина”, или мовеинъ. -|- 9 іюля (н. с.) Дворянскій пансіонъ-пріютъ въ Новочеркасскѣ, отведенный для донского колитехничес- наго института до постройки собственнаго зданія политехникума. и стали ее душить своими маленькими рученками. — Мамочка, мы такъ тебя ждали, мы такъ тебя ждали,—какъ жаворонокъ пѣ ла Оля. Щ — А сьто ты мнѣ пливезьля? настой чиво повторялъ толстенькій Ваня. * * * ЮЖНЫЙ ІКРАЙ Воскресенье, 5-го Августа 1907 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 9153. ,10 Воскресенье, 5-го Августа. 1907 го іи. съ нимъ познакомились и мно го говорили о литературѣ, о жизни. Незамѣтно мы подру жились. Наконецъ, я его полю била. И онъ меня также полю билъ. Я не хотѣла этого. У меня всегда передъ глазами стоялъ ты, стояли дѣти. Я бо ролась съ собою. Но я его. люблю… — Ты увѣрена въ этсмъ? — Да, Миша, я увѣрена. — Три мѣсяца… Ты его знаешь три мѣсяца… Увѣрена ли ты?.. Мы знаемъ другъ друга семь лѣтъ. Два года мы ду мали: сойтись ли намъ, или нѣтъ? Достаточно ли глубоко наше чувство’? Не увлекаемся ли мы только другъ другомъ? А ты —въ три мѣсяца… — Миша, это лишнее. Я его. люблю. Въ этомъ не можетъ быть сомнѣнья. Три’мѣсяца или три года — это все равно. Я не восемнадцатилѣтняя дѣвочка. Мнѣ ошибиться трудно. И я не ошибаюсь. Онъ сидѣлъ съ опущенной головой. Онъ чувствовалъ, что каждое ея слово вырываетъ какую-то пропасть между нимъ и ею. Эта пропасть дѣлается все глубже, глубже. Тамъ, по зади,осталась счастливая жизнь. Она лежитъ сейчасъ передъ нимъ разбитая. Страшное чув ство одиночества, ненужности его, все больше овладѣвало всѣмъ его существомъ. пріѣхалъ и просилъ явиться подъ вечеръ на свиданье. Въ вискахъ сильно засту чало. Онъ здѣсь… Она его се годня увидитъ. Она съ нимъ сегодня будетъ говорить. Мужъ лежалъ блѣдный, исхудалый. Черные волосы еще больше оттѣняли мертвенную блѣдность лица. Онъ, въ са момъ дѣлѣ, былъ похожъ на мертвеца. Ей стало страшно жалко мужа. Не остаться-пи сегодня дома? Но другое чувство ей настой чиво говорило: иди, иди! Ты тоже имѣешь право на счастье. И она пошла. Съ сильнымъ замираніемъ сердца постучалась она къ нему. Онъ встрѣтилъ ее съ распро стертыми объятіями. Онъ го ворилъ ей о своей любви, объ ихъ будущности. Но что съ ней? Она съ не доумѣніемъ спрашивала себя; Отчего ея мысли все время тамъ, около ея мужа? Отчего не волнуютъ ее пылкія рѣчи писателя? Она вспомнила Кав казъ, высокія снѣжныя вер шины, тихіе вечера, тихія ве чернія бесѣды. Она уносилась со своимъ новымъ другомъ въ какіе-то невѣдомые края, гдѣ дышется такъ легко, гаѣ все ново, интересно, красиво. Онъ ей рисовалъ какой-то новый, заманчивый міръ. Ея кровь Генералъ де-ЛАКРУА (de Lacroix), новый французскій генералисси мусъ.{ ,,АРХЕОЛОГІЯ”.— Рельефъ работы В. В. ІІІафа въ Чешскомъ музеѣ, въ Прагѣ- • Лишній, ненужный. Долгіе дни безъ свѣта, безъ радости. Одинокій… А она продолжала: — Ты видишь, что намъ надо разстать ся. Миша, голубчикъ, разстанемся друзья ми… Вѣдь, ты не пересталъ меня ува жать? Мы будемъ друзьями… Хочешь, Миша? Она пыталась даже^ привѣливо улыб нуться… \ – * S: _ * Съ нимъ случился сильнѣйшій нервный припадокъ. Врачи серьезно опасались за его жизнь. Жена, какъ добросовѣстная сидѣлка, не отходила отъ постели. Въ долгія без сонныя ночи она много думала. Она зна ла: она является причиной его болѣзни. Онъ ее такъ сильно любитъ… Но что же ей дѣлать? Иначе поступить она, вѣдь, не могла. Подавить въ себѣ чувство къ то му, къ другому? Продолжать съ мужемъ совмѣстную жизнь, любя другого? Лгать передъ мужемъ, передъ собственною со вѣстью? И такъ годы, можетъ быть, всю жизнь? Нѣтъ, этого она не могла сдѣ лать. Она долж на была ему сказать. Они долж ны разстаться… J Дни шли за днями, безсонныя ночи безсонными ночами. Мужъ часто бредилъ ею, дѣтьми. Онъ ей часто говорилъ въ бреду о любви, о счастьѣ… Кризисъ миновалъ. Врачи были увѣрены, что онъ выздоровѣетъ. Какая-то большая радость словно стукнула ее въ сердце. И это была первая ночь за его болѣзнь, когда она раздѣлась и легла въ постель. На слѣдующій день она.,* вполголоса даже запѣла какую-то “веселенькую пѣ сенку… * * * Въ полдень разсыльный принесъ пись мо отъ него, отъ ея писателя. Онъ сюда ^Генералъ АГРОНЪ (Hagron),J бывшій генералиссимусъ французской арміи. Онъ подалъ въ отставку, ког- былъ введенъ новый срокъ воен ной службы. южный КРАЙ Воскресенье, 5-го Августа 1907 года. 11 текла быстрѣе. Ей хотѣлось идти вмѣ стѣ съ нимъ, идти рука объ руку, идти до конца жизни… А теперь… Она разсѣянно слушаетъ его. Ей скуч но, ей хочется скорѣе отсюда. Его пыл кія рѣчи нагоняютъ на нее смертельную тоску. Зачѣмъ она здѣсь?.. Передъ нею всталъ образъ мужа, дѣ тей… * * * Михаилъ Петровичъ сидѣлъ на посте ли, обложенный подушками. Передъ нимъ на колѣняхъ стояла жена. — Понимаешь-ли, я его слушаю и все спрашиваю себя; зачѣмъ? зачѣмъ? Не ужели я его любила? Неужели я могла разлюбить тебя, дорогой мой, безцѣнный ты мой! Я поняла, что это не такъ. На Кавказѣ было скучно. Онъ мнъ казался интереснымъ. А ты, мой дорогой муже некъ, казался мнѣ тогда скучнымъ, наша жизнь будничной, неинтересной, мѣщан ской. Онъ меня звалъ съ собою куда-то въ высь, на завоеваніе новыхъ міровъ… Я, дура-то, повѣрила, что люблю его. Ду мала съ тобою разойтись… Простишь-ли ты свою легкомысленную Маню? Прос- тишь-ли ты? — А простишь-ли ты меня, дорогая Маничка, что я тебѣ тогда повѣрилъ? Вѣдь, мы такъ любимъ другъ друга!.. ^ Они были снова счастливы. А она долго не могла понять, какъ это произошло съ нею тамъ, на Кавказѣ. Б. Б. Англійскій писатель Оскаръ Уайльдъ. — Иду это я, братцы мои, по берегу Нила, —говоритъ (между прочимъ), С—въ, —вдругъ навстрѣчу мнѣ огромный левъ!.! Огля дываюсь –сзади тигръ, а изъ воды торчитъ разинутая пасть нильскаго кро кодила… ■— Ну, и что же?..— съ любопытствомъ спросилъ кто-то изъ присутствующихъ. — Разумѣется, растерзали!.. Въ клоч ки!!.—невозмутимо отвѣтилъ С—въ и продолжалъ разсказъ. * * # Провинціальный артистъ К. Н. Б—ъ, любившій выпить, обратился къ какому- то захудалому гипнотизеру съ просьбой внушить ему отвращеніе къ спиртнымъ напиткамъ. Въ назначенный часъ гипнотизеръ явил ся, посадилъ К. Н. на кресло и усыпилъ его. Кругомъ стояли любопытные актеры. — Вы спите?..—спросилъ гипнотизеры взъерошивая волосы. — Сплю!..—отвѣтилъ спящій К. Н. загробнымъ голосомъ. — Я вамъ приказываю ничего не пить!.. Слышите ? . . 2 — Слышу!.. Не буду!!. Сеансъ окончился, гипнотизеръ ушелъ. Актеры поздравляли К. Н. съ выздоров леніемъ. Наступилъ часъ обѣда. — Человѣкъ!!.—крикнулъ К. Н., высо вываясь въ корридоръ,— принеси сюда три обѣда и двѣ бутылки водки!.. Живо!!. Такъ подѣйствовало .вну шеніе”. * * * Изъ театральной жизни. М. Т. Ивановъ-Козельскій игралъ однажды „Уріэля Акосту”. Какъ извѣстно, въ послѣднемъ актѣ У р і э л ь стрѣляется. Когда бутафоръ принесъ Козельскому заряженный ре вольверъ, М. Т. строго спросилъ: — Осѣчки не будетъ?.’ — Помилуйте, М. Т,, сей часъ на дворѣ пробовали стрѣлять… Превосходно съ!.. — Смотрите!.. — Будьте покойны!.. Подошло время стрѣлять ся. Козельскій великолѣпно прочелъ предсмертный мо нологъ и, приставивъ ре вольверъ къ виску, нажалъ собачку. Выстрѣла не по слѣдовало, — Я такъ и зналъ — громко сказалъ М. Т., обра щаясь къ публикѣ,- я такъ и зналъ!.. Осѣчка!.. И, бросивъ револьверъ на попъ, разсерженный ушелъ въ уборную. * * * Актеръ С—въ любилъ раз сказывать разныя небылицы, увѣряя, что все это „факты”. Сидитъ онъ однажды въ актерской комнатѣ и опи сываетъ свое путешествіе по Африкѣ, которую, разу мѣется, никогда въ глаза не видалъ. • ИСТОРІЯ”— Рельефъ работы В. В. Шефа въ Чешскомъ музеѣ, въ Прагѣ. Когда въ Тифлисѣ въ ста ромъ казенномъ театрѣ дер жалъ труппу Титоевъ, у не го пѣли Медвѣдевъ, Тарта ковъ, Прянишниковъ и др, Титоевъ въ свой бенефисъ поставилъ оперетку „Бокка- чіо”, съ участіемъ оперныхъ артистовъ. Между прочимъ, Медвѣдеву пришлось лѣзть въ бочку, но въ это время у него лопнуло трико. Въ публикѣ послышался сдер жанный смѣхъ. Медвѣдевъ не растерялся, подошелъ къ рампѣ и обратился къ публикѣ: — Pardon, не!моя тутъ вина; разъ заставляютъ опер наго артиста пѣть въ опе реткѣ – оперное трико этого не выдерживаетъ!.. Раздался гомерическій хо хотъ. * * 4с — Это было пѣтъ восемь назадъ… Въ театрѣ „Pergola*, во Флоренціи, Мазини пѣлъ Риголетто. Случайно находился въ театрѣ Верди и слушалъ свое произведеніе. Мазини, узнавъ о присут ствіи въ театрѣ знаменитаго маэстро, попросилъ им прессаріо пригласить его на сцену. Старикъ съ удовольстві емъ согласился исполнить просьбу „короля теноровъ” и южный КРАЙ ,12 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 5 -го Августа 1907 года. Разныя разности. Прош лое и настоящее к и нематографа. Рѣдкій изъ жи телей большихъ городовъ не знакомъ съ кинематографомъ, но не каждому извѣстно, что послужило началомъ для изо брѣтенія этого аппарата, какую область промышленночти зани маетъ устройство кинематогра фовъ и какія перспективы ви дятся передъ усовершенство ваннымъ аппаратомъ въ буду щемъ. На эти вопросы даетъ отвѣтъ статья Banet Rivet въ послѣдней книжкѣ „Revue des Deux Mondes*. Толчкомъ для изобрѣтенія кинематографа по служилъ, какъ это ни странно, поднятый въ парижской акаде міи наукъ вопросъ о томъ, дѣйствительно ли кошки всег да падаютъ на лапы и какъ онѣ производятъ поворотъ въ воздухѣ, не имѣя точки опоры. Сначала отвѣтъ на этотъ во просъ былъ данъ отрицатель ный. Готье доказывалъ, что безъ оскорбленія математиче ■скихъ законовъ кошка не имѣетъ права перевернуться въ воздухѣ, какъ не имѣетъ права, вообще, неизмѣнное по формѣ тѣло, подверженное исключительно дѣйствію тя жести и своихъ внутреннихъ силъ, перевернуть себя во кругъ оси, проходящей чрезъ его центръ тяжести. Знамени тый физіологъ Марэ, желая разрѣшить этотъ вопросъ, усо вершенствовалъ фотографиче скіе аппараты и съ ихъ по мощью снялъ много снимковъ съ * кошки, летящей внизъ. Онъ показалъ, что кошка, дѣй ствительно, поворачивается въ воздухѣ и совершаетъ этотъ поворотъ слѣдующимъ обра зомъ. Брошенная за четыре лапы спиной внизъ, кошка, не имѣя никакой точки опоры внѣ себя, быстро выпрямляетъ спину, которая до сихъ поръ была обращена выпук лостью внизъ; она вытягиваетъ заднія лапы и прикладываетъ къ шеѣ переднія, перевертываясь въ то же время передней частью туловища; когда это совершено, она вытягиваетъ переднія лапы, подги баетъ заднія и дополняетъ поворотъ. Въ результатѣ, она падаетъ на землю, на правляя книзу вытянутыя и готовыя уменьшить силу толчка всѣ четыре лапы. моментальнымъ снимкамъ и воспроизве денію движеній рыбъ ьъ водѣ и рыбо образныхъ предметовъ въ воздухѣ, удалось разрѣшить такъ долго занимавшій уче ныхъ вопросъ: впередъ или назадъ долженъ быть устремленъ толстый конецъ управ ляемаго аэростата; фотографія отвѣтила, что воздухоплавательная машина должна быть направлена толстымъ концомъ впе редъ. Изслѣдуя рѣчь разныхъ людей при помощи тѣхъ же быстрыхъ послѣдова тельныхъ фотографическихъ снимковъ, фи зіологи опредѣлили условія, при которыхъ одни и тѣ же слоги произ носятся разными людьми не одинаково, почему, напримѣръ, южане произносятъ еіп тамъ, гдѣ у парижанъ слышится an. Та же фотографія опредѣляетъ, чѣмъ въ отдѣльныхъ фазахъ ударъ молотомъ кузнеца ма стера отличается отъ удара ученика… Въ Парижѣ устрой ствомъ кинематографовъ за нято главнымъ образомъ „Ге неральное Общество кинемато графовъ”. Зданія этого Обще ства занимаютъ плошадь вѣ 10 тысячъ квадратныхъ мет ровъ. Между этими зданіям * есть и театръ, гдѣ происхг- дятъ представленія для съемки и дальнѣйшаго воспроизвед – нія кинематографомъ, и лабо раторіи, и фабрики, и, на конецъ, складъ для пленокъ оберегаемый, какъ пороховой погребъ, потому что плен ки, представляющія въ об щемъ капиталъ, превышающій 7,000,000 франковъ, отлича ются необыкновенной воспла- менимостью… Но все это,—ут верждаетъ авторъ статьи въ „Revue des Deux Mondes”,— только начало. Достигнувъ такихъ результатовъ, Марэ и ближайшій его помощникъ Демени заня лись новымъ улучшеніемъ быстро сни мающихъ аппаратовъ. Послѣднему удалось достигнуть большого совершенства.Своимъ аппаратомъ онъ снялъ говорившаго ора тора; 24 снимка соотвѣтствовали одной короткой фразѣ. Движенія губъ, жесты и позы оратора были такъ ясны, что, когда Демени въ проэкціяхъ воспроизво дилъ сѳои снимки, то глухо-нѣмые, при выкшіе читать слова, слѣдя за губами говорящаго, понимали рѣчь оратора по КНЯЗЬ БОРГЕЗЕ И ЕГО СПУТНИКИ, сдѣлавшіе бопѣе 9000 верстъ, передъ прибытіемъ въ Петербургъ, Направо владѣ лецъ автомобиля, князь Боргезе; рядомъ съ нимъ—корреспондентъ Барцини. Онъ соста витъ подробный отчетъ объ этомъ замѣчательномъ путешествіи. Позади—шоферъ автомобиля Гицарди. снимкамъ… Дальнѣйшія усовершенство ванія были введены братьями Люмьеръ, которые главнымъ образомъ и содѣйство вали распространенію кинематографа въ публикѣ. Несмотря на свое еще несовер шенное устройство, кинематографъ и те перь оказываетъ услуги наукѣ. Такъ, онъ воспроизводитъ всѣ движенія оператора и всѣ фазы операціи, служа, такимъ обра зомъ, большимъ пособіемъ при изученіи хирургіи. Благодаря послѣдовательнымъ » Харьковъ. Типографія „Южнаго Края”, Сумская /л., >6 13. въ одномъ изъ антрактовъ пришелъ къ нему въ уборную. — Какъ я пою ваше Риголетто?—сра зу бухнулъ ему Мазини. Верди улыбнулся, взялъ за руки пѣвца и сказалъ: — Ты поешь Риголетто не мое, а свое собственное, но не смущайся, пой, какъ хочешь, но только пой!.. Такъ въ то время Мазини былъ еще въ .голосѣ”. СМѢСЬ. О т кры т іе народа. Изъ Британской Колумбіи извѣ щаютъ объ открытіи капита номъ Клиненбергомъ, коман диоомъ китоловнаго судна, на рода, похожаго на эскимосовъ, на землѣ принца Альберта. Эти люди никогда не видѣли бѣлыхъ. Живутъ они въ но рахъ, выложенныхъ мхомъ Одѣваются въ кожи, сшить жилами дикихъ звѣрей. У них нашелся кусокъ стали, вѣроят но, найденный ими во льдахъ. Сталь употреблена ими ні клинокъ конья. Гоненіе на корсеты. Кельнское об щество реформы женской одежды обра тилось въ прусское министерство нерод наго просвѣщенія съ просьбой о воспре щеніи ученицамъ носить корсеты, какъ это сдѣлано уже въ Саксоніи и другихъ государствахъ Германіи.