Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
ЮЖНЫЙ КРАЙ Болгарскіе царь и царица. По случаю посѣщенія ими С.-Петербурга. П. А. Филипповъ. Новый предсѣдатель Харьковскаго окружнаго суда. ИВАНЪ МЕШТРОВИЧЪ. (Омь вѣнскаго корреспондента). Въ великолѣпномъ зданіи „Seces sion” выставлены грандіозныя скульп туры молодого серба Ивана Мештро вича, геніальность котораго признана Родэномъ. Мештровичъ—уроженецъ Далмаціи, страны прежнихъ воинствен ныхъ иллирійцевъ, гдѣ еще теперь находится великолѣпный дворецъ Ді оклетіана и гдѣ сохранились слѣды блестящаго времени Венеціи. Здѣсь, въ этой странѣ, на класси ческой почвѣ славянскаго юга, гдѣ воспѣваются пѣсни о сербскихъ герояхъ, Душанѣ и Лазарѣ, всю свою жизнь проведшихъ въ битвахъ съ турками, росъ Мештровичъ, подпасокъ. На далекихъ равнинахъ, освѣ щенныхъ южнымъ солнцемъ, въ виду голубого Адріатиче скаго моря и снѣговыхъ Альпъ, онъ стерегъ стада своего гос подина и вырѣзывалъ изъ де рева, лѣпилъ изъ глины раз личныя фигуры. Онъ пріобрѣлъ извѣстность въ деревнѣ, вы лѣпивъ изъ глины сельскаго старосту, сапожника, и ско ро молва о талантливомъ маль чикѣ подпаскѣ проникла въ Спалато. Одинъ художникъ пріЬхалъ въ деревню, увидѣлъ работы Ивана и взялъ его съ собой въ Вѣну, гдѣ онъ сталъ ученикомъ знаменитаго Гельмера. Въ то же время онъ принялся горячо изучать родной языкъ, литературу, род ныя преданія о славномъ прошломъ сербскаго народа. Позже онъ отпра вился въ Римъ, Парижъ, гдѣ нахо дился подъ обаяніемъ античнаго міра, гдѣ безъ устали работалъ, работалъ. И теперь въ огромныхъ свѣтлыхъ залахъ выставлены результаты его своеобразнаго творчества. Мештро вичъ рѣзко отличается отъ современ ныхъ скульпторовъ, и кажется, что онъ является продолжателемъ антич наго искусства. Но въ то же время его искусство проникнуто національ нымъ духомъ въ самомъ благород номъ смыслѣ этого слова. Онъ не представляетъ намъ опредѣленныя че ловѣческія фигуры, а типичныя. Онъ не представляетъ намъ того или дру гого мужчину, ту или другую жен щину, крестьянина или крестьянку нашихъ дней, а вообще—мужчину, женщину, человѣка, внѣ случайности и особенностей. И для него, какъ для настоящаго скульптора, человѣческое тѣло, торсъ, считается высшимъ иде аломъ для творчества. Правнукъ суроваго народа, приводившаго въ трепетъ грековъ Гомера, Мештровичъ создалъ фигуры, вызывающія въ насъ своей грандіозной величиной и эле ментарной силой, глубиною и интен сивностью порывовъ трепетное чув ство. Онъ какъ бы углубился въ міръ древнихъ сказаній и легендъ сербска го народа и въ благословенные часы создалъ фигуры потенціальной силы, потенціальныхъ чувствованій. Въ первомъ залѣ находятся фигуры для храма. Для какого? Для храма Мештровича, для храма сербской на ціи, въ которомъ было-бы увѣковѣче но его далекое славное прошлое. Мы проходимъ межъ двухъ рядовъ каріа тидъ. Огромныя фигуры женщинъ, какъ бы застывшихъ въ своихъ по захъ; застывшія, строгія фигуры, за стывшія, строгія лица, мощныя туло вища. Онѣ какъ бы смотрятъ въ глубь самихъ себя, въ глубь вѣковъ, онѣ Миніатюры Катулла Мендеса. (Переводъ). I) Стѣна. Сильнымъ ударомъ руки ра зорвалъ полотно я картины, которая видомъ въ безмѣрную даль уходящаго моря и неба съ загадочнымъ звѣздъ трепе таньемъ мой умъ, безконеч ность постигнуть безсильный, смущала неясной тоской.—И мрачной твердыней желѣзной стѣны былъ встрѣченъ ударъ моей дерзкой руки… Горько мнѣ было сознать, что иллюзіей былъ безконеч ный просторъ, что онъ соз данъ ничтожной и жалкой иг рою безжизненныхъ красокъ продажныхъ. И я захотѣлъ уничтожить обманъ,—но мрач ной твердыней желѣзной стѣ ны былъ встрѣченъ ударъ моей дерзкой руки… Гнѣвъ мой утихъ, но глубокая грусть охватила меня, и въ измученной мыс ли моей безнадежно тревожный родил ся вопросъ: если мощный ударъ тита нической силы того, кто печатью из бранника будетъ отмѣченъ, пробьетъ безконечную даль и пройдетъ торже ствуя чрезъ бездну морей и небесъ,— не мрачной ль твердыней желѣзной стѣны будетъ встрѣченъ ударъ его дерзкой руки?… 2) Наилучшая маска. — Какую маску надѣть мнѣ на балъ тотъ роскошный, гдѣ сотни безум ныхъ поступковъ свершатся, чтобъ никто тамъ меня не узналъ? Посовѣ туйте мнѣ поскорѣе,— просила прелест ная крошка плутовка съ коварствомъ во взорѣ и съ ложью на яркихъ устахъ. — Не шапочку ль, бархатомъ тем нымъ обшитую? Иль чепецъ кружев ной, что скрывалъ бы лицо? Или ма ску японскую, причудливо страшную, иль огромный искусственный носъ, чтобъ казаться уродомъ,—вѣдь, такъ весело мнѣ, полной чаръ красоты, мнимымъ видомъ уродства дурачить людей,—говорила, сверкая улыбкой игривой, прелестная крошка плутовка съ коварствомъ во взорѣ и съ ложью на яркихъ устахъ. — Нѣтъ,—сказалъ я, не надо ни шапочекъ разныхъ, ни масокъ япон скихъ, ни большихъ безобразныхъ но совъ: пусть лишь дивныя ваши уста усмѣхнутся улыбкой не лживой, пусть правдивъ и открытъ станетъ блескъ вашихъ глазъ, и пусть ляжетъ печать неподдѣльной невинности на чудное ваше лицо,—и тогда васъ никто не узнаетъ на балу томъ роскошномъ, гдѣ сотни безумныхъ поступковъ свер шатся. Воскресенье, 21-го февраля 1910 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 9920. ,2 ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскр есе н ье, 21-го Февр а ля 1910 года. внѣ насъ, внѣ нашей жизни. А въ глубинѣ этого своеобразнаго храма— исполинская фигура сфинкса, какъ бы разгадывающаго загадки прошлыхъ вѣковъ, исторію народовъ, ихъ рас цвѣта и паденія. Это храмъ строгой, неумолимой исторіи, ея безпощадной закономѣрности, это храмъ прошлаго величія народа. А затѣмъ „герои“ Мештровича. Ихъ трагическій аффектъ и мистическое ве личіе поражаютъ съ перваго взгляда зрителя. Огромныя, сильныя фигуры, наклоненныя впередъ, чтобы бросить ся въ ряды враговъ, или готовыя къ прыжку, чтобы нанести сопернику ударъ, полны гармоничнаго благород ства. Пуританская строгость пластики проявляетъ родство съ архитектурой. Эти отдѣльныя головы и рельефы, а также могущественный аккордъ двѣ надцати каріатидъ заставляютъ сдѣ лать предположеніе, что они были-бы великолѣпными декоративными объек тами идеальныхъ зданій. Лица его героевъ производятъ впе чатлѣніе, что они готовы умереть. На этихъ лицахъ примитивныхъ титановъ вы не найдете ни слѣда мужества, от ваги или жестокости,—тѣхъ чертъ, которыя мы привыкли встрѣчать на лицахъ античныхъ и современныхъ героевъ. Лица героевъ Мештрови ча выражаютъ примиреніе съ смертью, не мягкое, интимное при миреніе, а трогательное своимъ вели чіемъ. Эго лица героевъ, идущихъ не побѣждать, а умирать, лица, одухо творенныя вѣчностью. И эго тѣмъ болѣе поразительно, что эти лица вы лѣплены широкими штрихами, почти примитивно! „Голова воина”. Рельефъ крупной головы въ шлемѣ. Она за прокинута назадъ, и не только глаза, но каждая черта этого лица смотритъ вверхъ, въ вѣчность. Это впечатлѣніе такъ ново, такъ сильно, что оно по трясаетъ каждаго зрителя. Но Мештровичъ создалъ и женщинъ героинь. Около его группы „вдовы” постоянно тѣснится толпа. Одни сто ятъ въ нѣмомъ восхищеніи, другіе громко негодуютъ. Это вдовы тѣхъ героевъ, которые пошли на вѣрную смерть. Двѣ исполинскія же іщины, жены и матери этихъ гигантовъ ге роевъ, сильныя въ любви, сильныя въ горѣ. Одна изъ нихъ сидитъ между ногами другой, запрокинувъ назадъ голову. Горе ихъ объединило; мы ви димъ, мы чувствуемъ ихъ тоску по умершихъ г.ерояхъ, тоску по невоз вратной любви мужей, номы чувству емъ и силу античныхъ женщинъ, ко торыя смогутъ справиться съ горемъ и заглушить крики этого сильнаго тѣ ла, требующ го любви. Вотъ противъ этой тоски по любви женщинъ-геро- инь, не привыкшихъ накладывать цѣ пей на свои чувства, тоски, ясно вы раженной ивъ группировкѣ, и въ дви женіи тѣла, и возмущается воспитан ный бюр еръ, не привыкшій къ при митивной передачѣ человѣческихъ чувствь и ощущеній. Не ищите въ фигурахъ Мештрови ча обычной, ходячей красоты. Правда, его торсы великолѣпны; Мештровичъ мыслитъ и чувствуетъ пластически; въ его жилахъ кровь скульптора. Но лица его фигуръ некрасивы и по пред ставленіямъ нашего времени прямо без образны. Но развѣ безобразіе не мо жетъ быть эстетичнымъ? Одинъ изъ знаменитыхъ художественныхъ крити ковъ сказалъ: „безобразное въ эсте тичномъ отношеніи безразлично, если оно служитъ для выраженія ужаснаго или комичнаго. Мештровичу, дѣйстви тельно, удалось безобразное въ оби ходномъ смыслѣ—превратить въсиіь- ное, могучее и создать, такимъ обра зомъ, скульптурныя произведенія не сомнѣнной красоты. И еще одна особенность скутьптуръ Мештровича: эти огромные колоссы представлены въ большинствѣ случа евъ съ отбитыми верхними и нижни ми конечностями, безъ рукъ и ногъ. Молодой сербскій скульпторъ (Ме штровичу 26 лѣтъ) еще не перебро дилъ; возможно, что эта оригиналь ность послѣ у него исчезнетъ, какъ исчезнутъ въ его искусствѣ и другія крайности. Но интересно во всякомъ случаѣ его объясненіе. Въ бесѣдѣ со мною этотъ вдумчивый молчаливый скульпторъ, какъ бы находящійся во власти своихъ идей и образовъ и зам кнувшійся въ ихъ міръ, такъ объяс нилъ мнѣ эту особенность своего твор чества. — Въ національныхъ сербскихъ пѣс няхъ, въ нашемъ чудномъ эпосѣ раз сказываютъ о знаменитой битвѣ царя Лазаря съ турками, въ которой по гибло много народныхъ героевъ. Вдо вѣ царицѣ разсказывали вернувшіеся воины, что царю отрубили руку—онъ все же остался на конѣ; другіе раз сказывали о томъ, чтоцірь съ обруб ленными руками продолжалъ нахо диться во главѣ своихъ воиновъ. И, наконецъ, послѣдніе герои разсказы вали, что царю обрубили ноги, и его кровавое туловище все же осталось на конѣ, и онъ продолжалъ поощрять воиновъ къ сопротивленію врагамъ. Эта легенда произвела на меня силь ное впечатлѣніе и заставила меня со здать героевъ, посвятившихъ себя смерти, безъ рукъ и ногъ. Конечно, сербамъ мои фигуры будутъ болѣе понятными. И все же эти безрукіе и безногіе герои напоминаютъ по своей перво бытной силѣ мифическихъ титановъ, испанскихъ бандерильеро. И въ тоже время вы чувствуете въ этихъ огром ныхъ торсахъ сложную трагедію, чув ства, намъ понятныя, доступныя, а потому фигуры Мештровича, несмо тря на свою античность, намъ близки, современны, и стилизація силы и мо щи соотвѣтствуетъ нашимъ представ леніямъ о красотѣ. Мештровичъ мечтаетъ поселиться на родинѣ, въ Далмаціи, на берегу Адріи, и тамъ безмятежно творить, черпая свои образы изъ сербскихъ сказаній. Не странно-ли? Этотъ быв шій подпасокъ нашелъ недавно на своей родинѣ сербскаго мальчика, крестьянина, съ большимъ пластиче скимъ талантомъ. Онъ взялъ его къ себѣ и учитъ его и убѣжденъ, что онъ дастъ міру великаго скульптора. Осуществленіе мечты Мештровича зависитъ отъ того, будутъ ли на вы ставкѣ проданы его крупныя скульп туры, дадутъ ли ему средства жить для своего искусства. Мештровичъ работаетъ не для салоновъ и парковъ крупныхъ финансистовъ, а для му зеевъ, для народа, и поддержать этотъ геній можетъ только государство. Вспоминаются мнѣ при этомъ слу чаѣ пламенныя слова вѣчно молодого Германа Бара: „Земля принадлежитъ господину, и деньги принадлежатъ господину, и истина, и красота. А бѣднымъ закрытъ доступъ и къ кра сотѣ и къ истинѣ. Кому нечего ѣсть, тому нечего думать и чувствовать. И мыслитель, и скульпторъ, художникъ, вмѣсто того, чтобы быть господами человѣчества, становятся рабами бо гатыхъ людей. И довольны”. Н. Караваевъ. 19 февраля н. ст. ЮЖНЫЙ КРАЙ 3 Воскресенье, 21-го Февраля 1910 года Французскіе парламентаріи въ Государственной Думѣ. Французскіе парламентаріи въ Москвѣ, на Красной площади. НАУЧНЫ Я НОВОСТИ. Практическія мелочи. Изъ области научныхъ фактовъ и гипотезь позво лительно иногда перейти въ область практическихъ мело чей и открытій, имѣющихъ, во всякомъ случаѣ, нѣкото рый житейскій интересъ. Недавно мы прочитали въ одномъ техническомъ жур налѣ о способѣ провертѣть въ желѣзѣ какой угодно тол щины дыру, не имѣя подъ руками для этого никакихъ особыхъ инструментовъ. Д ля этого нужно взять только и вылить палочку сѣры та кой величины, чтобы ея діаметръ равнялся діаметру требуемаго отверстія въ же лѣзѣ. Когда сѣрная палочка сдѣлана, раскаляютъ желѣзо докрасна въ томъ мѣстѣ, гдѣ его нужно провертѣть, и просто приставляютъ къ металлу па лочку сѣры. Сейчасъ же начинаетъ образовываться сѣрно кислое желѣзо, а желѣзо выпадаетъ въ мѣстѣ при косновенія, и палочка легко прони каетъ въ его толщу. Чтобы вода не замерзала, достаточ но прибавить въ нее глицерину. При 50 процентахъ, напр, вода не замер заетъ даже, когда морозъ достигаетъ 31° по Цельсію. Чтобы освободить городской воз духъ, ьоторымъ мы дышимъ, отъ мі- азмовъ, выдѣляемыхъ сточными тру бами, техники предлагаютъ слѣдую щее средство, принятое уже нѣкото рыми американскими городами. Слѣ дуетъ штативы уличныхъ фонарей дѣлать внутри пустыми и соединять ихъ посредствомъ чугунныхъ трубъ съ водосточными, чтобы оттуда вы тягивались по фонарнымъ столбамъ міазмы и сгорали отъ соприкоснове нія съ пламенемъ, которое уничтожа етъ губительные зародыши бактерій. Въ настоящее время поддѣлываютъ резину и отпускаютъ недоброкаче ственные каучуковые товары. Чтобы испытать доброкачественность каучу ка, слѣдуетъ имѣть въ виду, что хо рошій кауіукъ, въ которомъ нѣтъ примѣси постороннихъ тѣлъ и въ ко торомъ сохранились только слѣды сѣ ры, служащей для его вулканизаціи, долженъ тянуться, по крайней мѣрѣ, въ семь разъ длиннѣе своего размѣ ра, прежде чѣмъ лопнуть. Каучукъ, въ которомъ имѣется наполовину по стороннихъ примѣсей, въ особенно сти металлическихъ окисей, растяги вается въ пять разъ больше противъ своего естественнаго размѣра прежде чѣмъ лопнуть. Хорошій вулканизиро ванный каучукъ не твердѣетъ и не трескается на морозѣ. Чтобы получить довольно недурныя имитаціи мрамора, перламут ра и проч., поступаютъ такъ: берутъ извѣстное количе ство хорошаго бѣлаго жела тина, напр., килограммъ, и погружаютъ его въ литръ воды на всю ночь, а по томъ въ той же самой водѣ подогрѣваютъ его и распус каютъ. Послѣ того, какъ желатинъ немного охладѣ етъ, прибавляется къ нему формолъ въ пропорціи 36:100, и смѣсь выливаютъ въ заранѣе приготовленную форму, чтобы она остыла; потомъ смѣсь вынимаютъ и погружаютъ въ концентри рованный растворъ форма лина, или же покрываютъ его формалиномъ при помо щи кисти. Приготовленные такимъ образомъ предметы бываютъ прозрачны. Если вы въ самомъ началѣ при бавите въ желатинъ немного цинковыхъ бѣлилъ, промытыхъ въ не большомъ количествѣ водки, то полу чите мраморъ или перламутровую композицію. Можно при этомъ разбав лять въ смѣси разнообразныя краски. Если нужно перемѣтить стальныя вещи, напримѣръ, ножи, то покрыва ютъ ихъ сначала слоемъ воска, по средствомъ погруженія въ расплав ленный воскъ. Когда воскъ остынетъ, на немъ пишутъ вензеля или иниціа лы до самой глубины металла, чѣмъ- нибудь острымъ. Между тѣмъ, берутъ 28 гранъ мѣднаго купороса, 35 грам мовъ квасцовъ, пол дессертной лож ки соли въ порошкѣ, 0.10 литра уксу су и двадцать капель азотной кисло ты и заливаютъ этой смѣсью выца рапанныя мѣста. Она проѣдаетъ до извѣстной глубины металлъ, что и требовалось. Такъ какъ крысы вредны не толь ко какъ истребители кормовыхъ за В. Ѳ. Коммиссаржевская. Въ „Боѣ бабочекъ4*, послѣдней роли, ис полненной ею передъ смертью. С. Н. Кругликовъ. Музыкальный критикъ, скончавшійся 9 февраля. ,ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 21-го Февраля 1910 года. ‘ Число звѣздъ. Птоломей въ сво емъ каталогѣ пере числилъ 1080 звѣздъ, онъ больше не замѣ тилъ ихъ простымъ глазомъ. На самомъ дѣлѣ простымъ гла зомъ въ ясную, но безлунную ночь мож но видѣть 2000 -3000 звѣздъ. Нѣкоторые острые глаза могли увидѣть даже 3500 звѣздъ. А такъ какъ небеса состоятъ изъ двухъ полусводовъ, то можно было бы опредѣлить число звѣздъ, видимыхъ простымъ глазомъ, въ 7000. Но самые слабые бинокли уже страшно увеличива ютъ .число звѣздъ. Въ сколько нибудь „Мать “• Скульптура И. Мештровича. пасовъ, но и какъ разносители заразы, а именно, чумы, ин- флуэнцы, трихиноза, даже бѣ шенства и столбняка, то само собою разумѣется, что борьба съ ними должна вестись съ осо бенной настойчивостью. Не надо забывать, что нѣкоторые острова, лежащіе на сѣверѣ Европы, опустошенные мыша ми и крысами, стали совершен но необитаемы. Миѳъ объ епископѣ, съѣденномъ мы шами, имѣетъ глубокое осно ваніе. До сихъ поръ еще не изобрѣтено вѣрныхъ средствъ борьбы съ этимъ зломъ. Кар метъ, посвятившій этому во просу спеціальную статью, ре комендуетъ задушеніе этихъ грызуновъ сѣрнистыми газами и видитъ въ этомъ главное средство, тѣмъ болѣе, что сѣ ра является въ то же время дезинфекцирующимъ матеріа ломъ. Чтобы уничтожить блохъ въ комнатѣ, „Journal de la Sante“ рекомендуетъ смазывать пар кетъ растворомъ обыкновен наго продажнаго формола въ размѣрѣ 40 град. на сто, а со бакъ и кошекъ съ тою же цѣ лью два раза въ недѣлю мыть табачнымъ настоемъ. Формолъ въ смѣси съ одеколономъ по лезенъ также для обтиранія по временамъ человѣческаго тѣла. Мыть металлическія и стек лянныя вещи, загрязненныя керосиномъ, лучше всего при помощи известкова го молока или извест ковой воды въ лег комъ растворѣ. Отъ смѣшенія съ кероси номъ получается эмульсія, нѣчто вро дѣ мыла, и вещь пріобрѣтаетъ опрят ный и чистый видъ. порядочный бинокль число видимыхъ звѣздъ безконечно, оно простирается до сотенъ тысячъ. Въ большой телескопъ Гершеля можно было бы насчи тать до 20 милліоновъ звѣздъ. Есть небесные раіоны, гдѣ осо бенно много звѣздъ. Такъ, напримѣръ, въ созвѣздіи Цен тавра на каждый квадратный градусъ приходится 25,000 звѣздъ, т. е. больше, чѣмъ въ Млечномъ пути, гдѣ на квад ратный градусъ приходится 4,137 звѣздъ. Теперь опредѣ ляютъ число звѣздъ въ 100 милліоновъ. Должно быть, это максимальная цифра. Аппаратъ для возвращенія жиз ни умершимъ. Нью-іоркскій „С1оЬе“ сооб щаетъ, что женщина-врачъ Ра биновичъ изобрѣла электри ческій аппаратъ для возвраще нія жизни умершимъ. На дняхъ ею произведенъ, въ присут ствіи врачей, рядъ опытовъ надъ кроликомъ. Кроликъ былъ умерщвленъ электрическимъ токомъ по общепринятому спо собу, и присутствующіе едино гласно признали его мертвымъ. Тогда г-жа Рабиновичъ пусти ла въ ходъ свой аппаратъ и вызвала такъ называемыя рит мическія электрическія воз бужденія, направляя токъ по очереди на сердце и основаніе спинного хребта. По прошествіи трехъ минутъ сердце кро лика начало биться, и дыханіе его возоб новилось. Животное вскорѣ пришло въ нормальное состоя ніе и полчаса спустя прыгало уже по ком натамъ. Вслѣдъ за тѣмъ г-жа Рабино- новичъ демонстриро вала, какимъ обра зомъ можно электри ческимъ путемъ ане стезировать кролика безъ всякихъ вред ныхъ для его орга низма послѣдствій. О н а утверждаетъ, что оба опыта могутъ быть съ успѣхомъ примѣнены къ лю дямъ. Найдутся ли толь ко желающіе?… Каріатиды и сфинксъ. Скульптура И. Мештровича. Типографія и фото-цпнпогр&фія «Шжмаги Края», Сумская ул., д. А. А. Іозефовича