Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
9834
Дата випуску:
08.11.1909
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

Воскресенье, 8-го Ноября 1909 года. ЮЖНЫЯ КРАЯ. роносидкой площади, не слѣдовало ли бы городу или частнымъ лицамъ по­ заботиться о приведеніи въ надлежа- жащій видъ другого памятника—на могилѣ Основьяненка, ‘ЙДЛАДУмФ” АЙ …HOE ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 9834. Dili великаго до смѣшного-шагъ. (Съ нѣмецкаго). — Ты бы никогда не могъ рѣшить­ ся перемѣнить свое званіе ради меня? нерѣшительно спросила Анночка Бо- денштейнъ, вскидывая свои прекрас­ ные глаза. — По образованію ты собственно коммерсантъ и, какъ таковой, былъ бы очень по душѣ моему отцу, мечтаю­ щему только о томъ, чтобы передать когда-нибудь свое дѣло будущему зя­ тю. Вѣдь, онъ не имѣетъ сыновей, а я—его единственная дочь. — Ужасно! воскликнулъ Гельмутъ Гейслеръ, ероша свои густые, черные волосы. Столь малое пониманіе того, во что вкладываешь всю свою душу! И сегодня ты говоришь мнѣ объ этомъ, сегодня! — Но мнѣ ничего другого не ос­ тается, возразила она немного раздра­ женно. Вѣдь, отъ твоего сегодняшня­ го дебюта зависитъ твой первый ан­ гажементъ, а съ нимъ и твоя будущ­ ность? . — Замани-ка своего батюшку сего­ дня въ театръ, быть можетъ, онъ зав­ тра иначе посмотритъ на дѣло, само­ увѣренно замѣтилъ Гельмутъ.—Руча­ юсь тебѣ, что буду имѣть огромный успѣхъ. Пьеса „Народная душа” ни­ когда еще не проходила безъ успѣха. Она воспламеняетъ. Михаилъ Штаркъ— благодарная роль. Своей великой рѣчью, которой я бужу дремлющую душу народа, я увлеку всѣхъ за со­ бой. Дорогая, я сегодня въ ударѣ. Кто знаетъ, что можетъ случиться! Вѣдь, и твоему отцу, какъ всякому смерт­ ному, ничто человѣческое не чуждо. Моя рѣчь къ народу будто сдѣлана дль него. И если я не ошибаюсь въ немъ, онъ завтра же съ гордостью назоветъ меня своимъ сыномъ. — О Боже, а маменька, а тетушки! вздыхала Анночка. — Приведи-ка ихъ всѣхъ съ со­ бой въ театръ, я знаю женщинъ! Онѣ прольютъ потоки слезъ и будутъ обо­ жать меня. Предупреди ихъ, что онѣ увидятъ что то чарующее, необыкно­ венное. Декораторъ особенно поста­ рался на эготъ разъ. Большой кресть­ янскій дворъ, мѣсто народнаго сбори­ ща, декорированъ замѣчательно реаль­ но. На гумнѣ будутъ молотить насто­ ящую солому, и въ курятникѣ будутъ живыя птицы. Въ Мюнхенѣ они даже свиней и коровъ привели на сцену, но наша сцена слишкомъ мала для этого. — Это будетъ, вѣроятно, очень ин­ тересно. Но ты мнѣ долженъ обѣщать одно. Не цѣловать твою партнершу, Гисберту. — Но, дорогое дитя, безъ этого нель­ зя, вѣдь, это пустяки, ты должна при­ выкнуть къ подобнымъ вещамъ. — Нѣтъ, къ подобному я никогда не привыкну! Папа вполнЬ правъ, если не желаетъ выдать свою дочь за ар­ тиста. Это не солидное званіе. Впро­ чемъ, мнѣ давно пора домой, я слиш- С. И. Шидловскій, избранный вторымъ товарищемъ пред­ сѣдателя Государственной Думы. В. Ф. Коммиссаржевская. Къ ел гастролямъ въ Маломъ театрѣ. комъ заболталась съ тобой. При этомъ она сдѣлала ему комичный реверансъ и, несмотря на протесты Гейслера, бы­ стро исчезла за поворотомъ аллеи пар­ ка, гдѣ они назначили другъ другу свиданіе. Въ Гейслерѣ бурно поднялись противорѣчивыя чувства, и, глубоко задумавшись, онъ отправился въ про­ тивоположную сторону. Во всемъ городѣ только и было рѣ­ чи о гастролерѣ Гейслерѣ и о пьесѣ „Народная душа”. Уличные листки за­ ранѣе рекламировами пьесу и гастроле­ ра. Весь городъ былъ заинтересованъ молодымъ дебютантомъ, сыномъ покой­ наго тайнаго совѣтника Гейслера. Хо­ тя Гельмутъ Гейслеръ уже давно не жилъ въ родномт городѣ, но всѣ от­ лично помнили его еще школьникомъ. Покойный Гейслеръ былъ другомъ старика Боденштейна. Старикъ не лю­ билъ театръ, но въ память покойнаго друга сдѣлалъ исключеніе и взялъ ложу. — Мнѣ жаль, что этотъ парень по­ шелъ въ комедіанты, онъ былъ спо­ собнымъ малымъ, имѣлъ свѣтлую го­ лову и могъ бы пойти далеко. Только ради моего покойнаго друга я иду смотрѣть паяцовъ, согласился онъ, на­ конецъ, на предложеніе дочери пойти въ театръ. Вечеромъ онъ сидѣлъ съ своей су­ пругой въ самой дорогой ложѣ. Даже тетя Густа забыла въ этотъ вечеръ свою невральгію и сидѣла съ лѣвой стороны Боденштейна въ своей новой съ голубымъ перомъ шляпѣ, которой она не мало гордилась. Анночку даже лихорадило отъ ожиданія и внутрен­ няго волненія, когда она вошла въ ложу и опустилась на стулъ рядомъ со своей мамашей. Зеркало убѣдило ее, что она въ своемъ блѣдноголубомъ платьѣ,, съ нѣжнорозовыми розами у пояса, смѣло можетъ соперничать съ наряженной Гисбертой, которую ея милый будетъ сегодня обнимать и цѣ­ ловать на глазахъ у всѣхъ. О, какъ она ненавидитъ эту особу и весь те­ атръ. Нѣтъ, это слишкомъ, она не же­ лаетъ имѣть своимъ мужемъ артиста!. Между тѣмъ она дрожала за успѣхъ своего милаго и за впечатлѣніе, кото­ рое онъ произведетъ на ея отца. Театръ былъ переполненъ. Первое дѣйствіе представляло стра­ данія героя, его лишенную радости юность, проходившую подъ гнетомъ хозяина—тирана. Были сильныя сцены, и публика выказала вниманіе и стала увлекаться игрой артиста. Ощущалась пріятная жуть передъ рокомъ, который, подобно призрачной тѣни, подкараули­ валъ героя въ глубинѣ сцены. Во второмъ дѣйствіи страданія ге­ роя ьозрастали. Жизнь на сценѣ со­ вершенно поглотила вниманіе публики. Обстоятельства стали ужасными, невы­ носимыми для влюбленной пары, Миха­ ила и Гисберты. Гельмутъ не преуве­ личивалъ, когда говорилъ, что знаетъ женщинъ. Женская публика уже пла­ кала навзрыдъ. Анночка забыла свою ревность, она жила и страдала вмѣ­ стѣ со своимъ героемъ. Мамаша и те­ тя рыдали такъ громко, что папаша Боденштейнъ объявилъ, что больше никогда не пойдетъ въ театръ, такъ какъ то, что здѣсь происходитъ, хуже похоронъ. Но и онъ былъ замѣтно растроганъ и очень сердился на себя за это. ,Воскресенье, 8-го Ноября 1909 года. ЮЖНЫЯ КРАЯ. роносидкой площади, не слѣдовало ли бы городу или частнымъ лицамъ по­ заботиться о приведеніи въ надлежа- жащій видъ другого памятника—на могилѣ Основьяненка, ‘ЙДЛАДУмФ” АЙ …HOE ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 9834. (Съ нѣмецкаго). — Ты бы никогда не могъ рѣшить­ ся перемѣнить свое званіе ради меня? нерѣшительно спросила Анночка Бо- денштейнъ, вскидывая свои прекрас­ ные глаза. — По образованію ты собственно коммерсантъ и, какъ таковой, былъ бы очень по душѣ моему отцу, мечтаю­ щему только о томъ, чтобы передать когда-нибудь свое дѣло будущему зя­ тю. Вѣдь, онъ не имѣетъ сыновей, а я—его единственная дочь. — Ужасно! воскликнулъ Гельмутъ Гейслеръ, ероша свои густые, черные волосы. Столь малое пониманіе того, во что вкладываешь всю свою душу! И сегодня ты говоришь мнѣ объ этомъ, сегодня! — Но мнѣ ничего другого не ос­ тается, возразила она немного раздра­ женно. Вѣдь, отъ твоего сегодняшня­ го дебюта зависитъ твой первый ан­ гажементъ, а съ нимъ и твоя будущ­ ность? . — Замани-ка своего батюшку сего­ дня въ театръ, быть можетъ, онъ зав­ тра иначе посмотритъ на дѣло, само­ увѣренно замѣтилъ Гельмутъ.—Руча­ юсь тебѣ, что буду имѣть огромный успѣхъ. Пьеса „Народная душа” ни­ когда еще не проходила безъ успѣха. Она воспламеняетъ. Михаилъ Штаркъ— благодарная роль. Своей великой рѣчью, которой я бужу дремлющую душу народа, я увлеку всѣхъ за со­ бой. Дорогая, я сегодня въ ударѣ. Кто знаетъ, что можетъ случиться! Вѣдь, и твоему отцу, какъ всякому смерт­ ному, ничто человѣческое не чуждо. Моя рѣчь къ народу будто сдѣлана дль него. И если я не ошибаюсь въ немъ, онъ завтра же съ гордостью назоветъ меня своимъ сыномъ. — О Боже, а маменька, а тетушки! вздыхала Анночка. — Приведи-ка ихъ всѣхъ съ со­ бой въ театръ, я знаю женщинъ! Онѣ прольютъ потоки слезъ и будутъ обо­ жать меня. Предупреди ихъ, что онѣ увидятъ что то чарующее, необыкно­ венное. Декораторъ особенно поста­ рался на эготъ разъ. Большой кресть­ янскій дворъ, мѣсто народнаго сбори­ ща, декорированъ замѣчательно реаль­ но. На гумнѣ будутъ молотить насто­ ящую солому, и въ курятникѣ будутъ живыя птицы. Въ Мюнхенѣ они даже свиней и коровъ привели на сцену, но наша сцена слишкомъ мала для этого. — Это будетъ, вѣроятно, очень ин­ тересно. Но ты мнѣ долженъ обѣщать одно. Не цѣловать твою партнершу, Гисберту. — Но, дорогое дитя, безъ этого нель­ зя, вѣдь, это пустяки, ты должна при­ выкнуть къ подобнымъ вещамъ. — Нѣтъ, къ подобному я никогда не привыкну! Папа вполнЬ правъ, если не желаетъ выдать свою дочь за ар­ тиста. Это не солидное званіе. Впро­ чемъ, мнѣ давно пора домой, я слиш- С. И. Шидловскій, избранный вторымъ товарищемъ пред­ сѣдателя Государственной Думы. В. Ф. Коммиссаржевская. Къ ел гастролямъ въ Маломъ театрѣ. комъ заболталась съ тобой. При этомъ она сдѣлала ему комичный реверансъ и, несмотря на протесты Гейслера, бы­ стро исчезла за поворотомъ аллеи пар­ ка, гдѣ они назначили другъ другу свиданіе. Въ Гейслерѣ бурно поднялись противорѣчивыя чувства, и, глубоко задумавшись, онъ отправился въ про­ тивоположную сторону. Во всемъ городѣ только и было рѣ­ чи о гастролерѣ Гейслерѣ и о пьесѣ „Народная душа”. Уличные листки за­ ранѣе рекламировами пьесу и гастроле­ ра. Весь городъ былъ заинтересованъ молодымъ дебютантомъ, сыномъ покой­ наго тайнаго совѣтника Гейслера. Хо­ тя Гельмутъ Гейслеръ уже давно не жилъ въ родномт городѣ, но всѣ от­ лично помнили его еще школьникомъ. Покойный Гейслеръ былъ другомъ старика Боденштейна. Старикъ не лю­ билъ театръ, но въ память покойнаго друга сдѣлалъ исключеніе и взялъ ложу. — Мнѣ жаль, что этотъ парень по­ шелъ въ комедіанты, онъ былъ спо­ собнымъ малымъ, имѣлъ свѣтлую го­ лову и могъ бы пойти далеко. Только ради моего покойнаго друга я иду смотрѣть паяцовъ, согласился онъ, на­ конецъ, на предложеніе дочери пойти въ театръ. Вечеромъ онъ сидѣлъ съ своей су­ пругой въ самой дорогой ложѣ. Даже тетя Густа забыла въ этотъ вечеръ свою невральгію и сидѣла съ лѣвой стороны Боденштейна въ своей новой съ голубымъ перомъ шляпѣ, которой она не мало гордилась. Анночку даже лихорадило отъ ожиданія и внутрен­ няго волненія, когда она вошла въ ложу и опустилась на стулъ рядомъ со своей мамашей. Зеркало убѣдило ее, что она въ своемъ блѣдноголубомъ платьѣ,, съ нѣжнорозовыми розами у пояса, смѣло можетъ соперничать съ наряженной Гисбертой, которую ея милый будетъ сегодня обнимать и цѣ­ ловать на глазахъ у всѣхъ. О, какъ она ненавидитъ эту особу и весь те­ атръ. Нѣтъ, это слишкомъ, она не же­ лаетъ имѣть своимъ мужемъ артиста!. Между тѣмъ она дрожала за успѣхъ своего милаго и за впечатлѣніе, кото­ рое онъ произведетъ на ея отца. Театръ былъ переполненъ. Первое дѣйствіе представляло стра­ данія героя, его лишенную радости юность, проходившую подъ гнетомъ хозяина—тирана. Были сильныя сцены, и публика выказала вниманіе и стала увлекаться игрой артиста. Ощущалась пріятная жуть передъ рокомъ, который, подобно призрачной тѣни, подкараули­ валъ героя въ глубинѣ сцены. Во второмъ дѣйствіи страданія ге­ роя ьозрастали. Жизнь на сценѣ со­ вершенно поглотила вниманіе публики. Обстоятельства стали ужасными, невы­ носимыми для влюбленной пары, Миха­ ила и Гисберты. Гельмутъ не преуве­ личивалъ, когда говорилъ, что знаетъ женщинъ. Женская публика уже пла­ кала навзрыдъ. Анночка забыла свою ревность, она жила и страдала вмѣ­ стѣ со своимъ героемъ. Мамаша и те­ тя рыдали такъ громко, что папаша Боденштейнъ объявилъ, что больше никогда не пойдетъ въ театръ, такъ какъ то, что здѣсь происходитъ, хуже похоронъ. Но и онъ былъ замѣтно растроганъ и очень сердился на себя за это. ,12 Ю Ж Н Ы Й КРАЙ. ________ Воскресенье, 8-го Ноября 1909 года. ствамъ.) Отношеніе между лите­ ратурой и безуміемъ въ равной степени указываетъ на существо­ ваніе нарушеннаго равновѣсія между мозгомъ и остальнымъ организмомъ. Аномаліямъ аффек тивности обязаны мы тѣмъ, что имѣемъ произведенія Паскаля, Леопарди, Рейне, Шопенгауэра. Гордость, гнѣвъ и ненависть создали великолѣпные стихи Вик­ тора Гюго. Эдгаръ По, Мопас­ санъ и Роллина были вдохнов­ ляемы страхомъ; всѣ романтики, и Руссо во главѣ ихъ,—чувстви­ тельностью. Есть безуміе высша­ го качества; бываютъ иногда на­ строенія у сумасшедшихъ, пре­ вращающія людей, бѣдныхъ ра­ зумомъ, въ поэтовъ и художни­ ковъ. Ремонъ приводитъ множе­ ство примѣровъ больныхъ ли­ тераторовъ и относитъ ихъ бо­ лѣзнь къ тому или иному психо зу. Гюи де-Мопассана онъ счи­ таетъ больнымъ хроническими галлюцинаціями, а Жоржъ-Зандъ —половою психопатіей. Ультрамикроскопъ. Въ Парижской академіи наукъ демонстрировалось изобрѣтеніе молодого ученаго, доктора Ко- мондоно, приведшее весь при­ сутствовавшій при этомъ акаде­ мическій міръ въ изумленіе. Посредствомъ ультра – микроскопа, соединеннаго съ кинематографиче­ скимъ аппаратомъ,доктору Комондоно удалось сдѣлать фотографическіе сним­ ки съ недоступныхъ невооруженному глазу бациллъ и микробовъ, а также движеній красныхъ и бѣлыхъ кровя­ ныхъ шариковъ. Благодаря этому изо­ брѣтенію, врачи и біологи получатъ отнынѣ возможность съ точностью на­ блюдать и изучать движенія и жизнь микробовъ и кровяныхъ тѣлецъ, уве­ личиваемыхъ ультра – микроскопомъ отъ 10,000 до 20,000 разъ и запечат­ лѣваемыхъ на кинематографической фильмѣ. Передъ академиками врачъ Комон­ доно демонстрировалъ—какъ въ кап­ лѣ человѣческой крови микробъ „бо­ лѣзни сна“, одинъ изъ самыхъ ядо­ витыхъ, бросается на кровяныя тѣль­ ца и отравляетъ ихъ, какъ микробъ возвратной лихорадки, или куриный спирохитъ, микробъ почти тождествен­ ный съ микробомъ сифилиса, кружит­ ся и вертится, набрасываясь на кро­ вяныя тѣльца, а эти послѣднія ведутъ съ нимъ отчаянную борьбу. Изобрѣтенію эгому предстоитъ ог­ ромная роль въ медицинскихъ и біоло­ гическихъ наукахъ. Знаменитый Дуаэнъ поспѣшилъ уже примѣнить изобрѣтеніе Комондоно къ своимъ хирургическимъ операціямъ. килограммовъ. Одинъ нью-іорк- скій архитекторъ высчиталъ, ка­ кой высоты можно воздвигнуть домъ, сообразуясь съ подобными условіями. По его вычисленіямъ, можно построить домъ въ 600 метровъ высоты при длинѣ каждой сторо­ ны въ 60 метровъ и при условіи, что при постройкѣ будетъ упо­ требляться только одинъ кирпичъ. Толщина стѣнъ будетъ при осно­ ваніи 3,6 метра и постепенно умень­ шится до 0,3 метра. Вѣсъ всего зданія не будетъ выходить изъ законныхъ пропорцій. Въ зданіи будетъ 150 этажей. Считая, что полезной площа­ ди въ каждомъ этажѣ будетъ 3,000 кв. метровъ и кладя въ среднемъ на каждые 10 кв. мет­ ровъ по 2 жильца, каждый этажъ можетъ вмѣстить 600 жильцовъ, а весь домъ до 90,000 человѣкъ. щаго обозрѣнія, уцѣлѣвшіе предметы роскошнаго обѣденнаго сервиза, из­ готовленнаго въ Англіи для Екатери­ ны И. Эготъ сервизъ былъ открытъ, благодаря усиленнымъ изысканіямъ извѣстнаго знатока керамики въ Ан­ гліи—Уилліамсона, занимающагося въ послѣднее время собираніемъ англій­ скихъ миніатюръ XVIII вѣка. Во вре­ мя одной изъ своихъ научныхъ экс­ курсій ученый встрѣтилъ указаніе, что въ 1774 г. въ теченіе двухъ мѣ­ сяцевъ былъ выставленъ въ Лондонѣ а затѣмъ посланъ въ Россію Екатери­ нѣ II художественной работы обѣден­ ный сервизъ, состоявшій не менѣе, чѣмъ изъ 1,200 вещей: каждая изъ нихъ была украшена видами Англіи XVIII в., изображеніями замковъ, двор­ цовъ, парковъ, мостовъ и монумен­ товъ всякаго рода. Значительная часть работы была исполнена извѣстнымъ англійскимь миніатюристомъ XVIII в. Wedgewood’oM^ Неутомимому учено­ му, однако, пришлось узнать, что, по- видимому, отъ сервиза въ настоящее время ничего не осталось. Лишь бла­ годаря настойчивости Уилліамсона, наконецъ, было найдено въ Петергоф­ скомъ Дворцѣ около 800 вещей, со­ хранившихся отъ этого сервиза. Онѣ уже сфотографированы, и даже раз­ рѣшено выставить ихъ для обозрѣнія въ Лондонѣ. Домъ въ 600 метровъ высоты. Законы города Нью-Іорка не уста­ навливаютъ высоты домовъ; по этимъ законамъ только установлено, что на одинъ квадратный сантиметръ почвы не должно быть тяжести больше 16 Венгерская Стейнель. Въ Шабадкѣ, въ Венгріи, на­ чался процессъ, который въ ос­ новѣ своей очень похожъ на происходящій сейчасъ громкій парижскій процессъ. Какъ тамъ, такъ и здѣсь, „героиня”—извѣст­ ная столичная красавица, имѣю­ щая знакомства въ высшихъ кру­ гахъ, желающая жить и весе­ литься, а въ трудную минуту под­ готовившая убійство матери, чтобы поскорѣе завладѣть ея деньгами. Вес­ ной этого года въ Шабадкѣ была убита богатая вдова, Гаверда. Поли­ ція долго не могла напасть на слѣдъ преступниковъ; только черезъ нѣ­ сколько недѣль ей удалось уста­ новить, что это убійство совершилъ нѣкто Аладаръ Яноссы, любовникъ дочери убитой, будапештской кра­ савицы Маріи Гаверда. Яноссы со­ знался и заявилъ, что къ этому убій­ ству его склонили Марія Гаверда и другой ея пріятель, бывшій офицеръ, Антоній Войта. Цѣлью было получить поскорѣе наслѣдство. Яноссы и Войта пріѣхали изъ Будапешта въ Шабадку на автомобилѣ и дождались времени, когда вдова осталась одна. Яноссы за­ стрѣлилъ ее, и оба они съ Войта не­ медленно, никѣмъ не замѣченные, вер­ нулись въ Будапештъ. Марія Гаверда и Войта говорятъ, что о планѣ Янос­ сы они ничего не знали. Типографія и фото-цинкографія „Южнаго Края“, Сумская ул., д. А. А. Іозефонича. Вдова Стейнель. Обвинявшаяся и оправданная парижскимъ судомъ по дѣлу объ убійствѣ матери и мужа. С м В с ь. Сервизъ Екатерины II. Въ самомъ непродолжительномъ вре­ мени, въ одной изъ лондонскихъ гал­ лерей будутъ выставлены, для всеоб-