Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
9908
Дата випуску:
07.02.1910
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, Т-го февраля 1910 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 9908. П Р Е Д А Н І Е . (Съ нѣмецкаго). Широкая полоса свѣта падала черезъ открытую дверь въ комнату, и темно­ красный коверъ казался свѣтящейся жидкой кровью. Профессоръ остано­ вился на порогѣ. — Какъ, еще въ темнотѣ? — Баронъ фонъ Бирхеръ разсказалъ мнѣ страшную исторію! Подобныя ве­ щи слушаются лучше всего въ тем­ нотѣ. Голосъ молодой женщины дрожалъ при этихъ словахъ. Разсказъ, казалось, взволновалъ или испугалъ ее. Ея мужъ повернулъ элекгрическук> кнопку, и комната озарилась свѣтомъ. Онъ сталъ разсказывать о томъ, сколь­ ко сегодня открылъ сокровищъ. О, эта библіотека стараго замка—настоящій кладъ для изслѣдователя. Дѣйствитель­ но, счастье, что они случайно позна­ комились съ барономъ Бирхеромъ и что они попали къ нему въ гости. Да, это было счастье, счастливая случай­ ность. — Нѣтъ случайностей, промолвилъ владѣтель замка, и голосъ его, краси­ вый и мягкій, разнесся по комнатѣ. — Нѣтъ случая, все предопредѣле­ ніе и судьба. Mine Гедвига вздрогнула при этихъ словахъ, будто ея коснулся холодный вѣтеръ. Въ это время слуга открылъ двери и объявилъ, что накрыто къ ужину. Послѣ, когда они опять сидѣли вмѣс­ тѣ въ маленькой библіотекѣ и муж­ чины закурили сигары, профессоръ вспомнилъ замѣчаніе своей жены, ког­ да онъ вошелъ въ комнату. Онъ вы­ разилъ желаніе услышать „страшную исторію”. Владѣтель замка пожалъ плечами. — Я плохой разсказчикъ, да и по­ дробностей не знаю, такъ какъ никогда не интересовался преданіями. — И напрасно. Въ профессорѣ за­ говорилъ филологъ. — Такія именно древнія сказанія представляютъ кучу матеріала для из­ слѣдователя, въ нихъ часто сохраня­ ются почти нетронутыми древнія міро­ воззрѣнія. Итакъ, милый баронъ, я жду разсказа. Баронъ осторожно отряхнулъ пе­ пелъ съ сигары.—Какъ я уже замѣ­ тилъ, я самъ плохо освѣдомленъ. Ни именъ, ни хронологіи не могу указать. Во всякомъ случаѣ, прошло уже нѣ­ сколько столѣтій съ того вечера, когда, по преданію, тамъ, въ томъ залѣ, ок­ на котораго видны отсюда, одинъ изъ моихъ предковъ убилъ своего гостя и самъ получилъ отъ того смертельную рану. Прекрасная хозяйка дома будто послужила причиной этой драмы. — Дальше? Въ этотъ моментъ прекрасная жена профессора вскрикнула и указала на окно.—Тамъ, тамъ… < — Что случилось? Баронъ вскочилъ и бросился къ ней, но она уже улы­ балась, хотя рука ея была тѣсно при­ жата къ бьющемуся сердцу. Г. Н Потанинъ. извѣстный изслѣдователь средней Азіи. 22 января его чествовали въ Томскѣ по поводу 75 лѣтія со дня рожденія. М Н. Славичъ. по случаю исполняющагося 9 февраля тридцатилѣтія ея сценической дѣятельности. — Я такъ испугалась. Мнѣ казалось, будто кто то посмотрѣлъ черезъ окно, бородатый мужчина съ блѣднымъ, мрачнымъ лицомъ, со лба котораго струилась кровь. — Привидѣнія, насмѣхался ея мужъ. — Но гдѣ твой персидскій браслетъ съ талисманомъ? Ты, вѣдь, никогда не разстаешься съ нимъ. Раньше, когда ты указала на окно, я его не замѣтилъ на твоей рукѣ. Гедвига покраснѣла и въ слѣдующій моментъ поблѣднѣвъ произнесла:— Онъ лежитъ наверху въ моей комна­ тѣ. Я забыла его надѣть сегодня. По жалуйста, баронъ, простите, что я пре­ рвала вашъ разсказъ, продолжайте. —- Да, да, исторія о привидѣніяхъ. Профессоръ вынулъ сигару изъ ко­ робки.—Развѣ она еще не окончена? — Съ того дня, продолжалъ баронъ Бирхеръ, этотъ залъ будто заколдо­ ванъ. Кто входитъ въ него ночью, не оставляетъ его живымъ. Я не стану разсказывать всѣ случаи изъ семей­ ной хроники, которые подтверждаютъ это. Но фактъ тотъ, что мой дѣдуш­ ка, современникъ Руссо, такой же на­ смѣшникъ и свободомыслящій, какъ онъ, когда однажды вечеромъ легъ спать въ заколдованномъ залѣ, его на другое утро нашли мертвымъ. Пара­ личъ, опредѣлили врачи; оказалось, что они старику еще раньше предска­ зали такую смерть. Но естественно, что преданіе, а если хотите, суевѣріе увидѣло въ этомъ случаѣ еще одно доказательство, что залъ заколдованъ. Съ тѣхъ поръ покой больше не от­ крывается, даже днемъ, хотя это без­ опасно. Профессоръ потиралъ руки.—Я же­ лалъ бы посмотрѣть залъ. Бирхеръ поклонился въ знакъ со­ гласія.— Очень охотно. Завтра утромъ ключъ къ вашимъ услугамъ. — Почему только завтра утромъ? Такія мѣста посѣщать лучше всего ночью. Днемъ они безобразны, про­ тивны, окутаны вѣковой пылыо и грязью. Но ночью при невѣрнимъ, мерцающемъ свѣтѣ свѣчъ—электри­ ческаго освѣщенія тамъ, вѣдь, нѣтъ еще—вотъ и является настоящее на­ строеніе, является пониманіе… Я луч­ ше сейчасъ пойду туда. — Нѣтъ, нѣтъ! Гедвига громко вскрикнула. Не ходи, останься здѣсь! Она глядѣла при этихъ словахъ не на мужа, а на барона. Послѣдній мед­ лилъ. — Вы боитесь! насмѣхался профес­ соръ. Дайте мнѣ тогда ключъ, я пой­ ду одинъ. Вы можете между тѣмъ за­ нимать мою жену. Но свѣтъ не туши­ те и не разсказывайте страшныхъ ис­ торій, это дѣлаетъ Гедвигу нервной. Баронъ вскочилъ.—Я иду съ вами. Онъ хотѣлъ взять тяжелый серебря­ ный канделябръ, стоявшій на столикѣ для куренія, но профессоръ преду­ предилъ его. Молча шли они черезъ широкіе корридоры, по которымъ гул­ ко отдавались ихъ шаги. Съ против­ нымъ трескомъ повернулся заржав­ ленный ключъ въ старомъ замкѣ. Профессоръ вошелъ первымъ и вы­ соко поднялъ подсвѣчникъ. Невѣрный свѣтъ мелькалъ по запыленнымъ стѣ­ намъ, обои которыхъ висѣли клочья­ ми, освѣщалъ дубовый стопъ, стояв­ шій посрединѣ, и массивные деревян­ ные стулья. Около одной изъ стѣнъ помЬщался альковъ, а на противопо- ,Воскресенье, 7-го Февряля 1910 года. Л Н. Андреевъ съ супругой на репетиціи „Анѳисы“ въ петербургскомъ новомъ театрѣ. Рядомъ съ Андреевымъ стоитъ режиссеръ Санинъ. На подводной лодкЬ къ полюсу. Извѣстный изслѣдователь полярныхъ странъ, докторъ Кемпфъ, представля­ етъ новый проектъ поѣздки къ полю­ су. Предполагаемый полетъ баллона Цеппелина,—-говоритъ онъ, по моему мнънію, вещь мало правдоподобная. Не потому, чтобы пролетѣть 1200 ки­ лометровъ, которые отдѣляютъ Шпиц­ бергенъ отъ полюса, было невозможно, но настоящая опасность находится въ вынужденномъ спускѣ на землю. Если баллонъ будетъ такъ построенъ, что не въ состояніи нѣсколько времени продержаться на водѣ, то съ неустра­ шимыми воздухоплавателями можетъ произойти большое несчастье. Докторъ Кемпфъ уже лѣтъ десять работаетъ надъ постройкой подводной лодки, ко­ торая будетъ въ состояніи свободно плыть на глубинѣ 30 метровъ подъ ледянымъ покровомъ; такимъ обра­ зомъ, онъ думаетъ, лучше всего до­ стичь полюса. Лодка будетъ снабжена эластичными буферами для избѣжанія внезапныхъ толчковъ. Рефлекторы но­ вой системы будутъ освѣщать дорогу. Онъ также изобрѣлъ приборъ для обозначенія направленія пути. Пробы съ этимъ аппаратомъ (новый родъ маг­ нита), показывающимъ направленіе къ полюсу, уже производились на судахъ. Единственная предосторожность—это медленно подвигаться впередъ, чтобы во время обходить подводныя скалы. Недалекое будущее покажетъ, дастъ- ли какой результатъ этотъ настоящій жюль-верновскій проектъ. ложной стѣнѣ висѣлъ огромныхъ раз­ мѣровъ портретъ бородатаго мужчи­ ны съ блѣднымъ лицомъ. — Это, должно быть, портретъ того предка, который убилъ своего гостя, промолвилъ профессоръ. Баронъ Бирхеръ указалъ на карти­ ну. Но глаза профессора не слѣдили за его протянутымъ пальцемъ, они впились въ кисть руки, съ которой спалъ манжетъ. Узкій, серебряный об­ ручъ обхватилъ послѣднюю. — Персидскій браслетъ Гедвиги!— голосъ профессора звучалъ глухо и хрипло. Оба мужчины переглянулись, какъ дикіе звѣри, прежде чѣмъ бро­ ситься другъ на друга. Супругъ Гед­ виги поднялъ тяжелый серебряный подсвѣчникъ. Но Бирхеръ предупредилъ его. Мас­ сивное, деревянное кресло, поднятое здоровыми, сильными руками, полетѣ­ ло въ голову профессора. Безмолвно, не издавая единаю звука, онъ упалъ замертво. Падая, пламя свѣчъ косну­ лось занавѣсей алькова, и яркое пла­ мя вспыхнуло. Бирхеръ этого не за мѣтилъ. Онъ глядѣлъ, какъ оглушен­ ный, на мертвеца, безсознательно на­ правился къ окну, толкнулъ его и прыгнулъ въ зіяющую пропасть. ніе объ изобрѣтенномъ имъ новомъ способѣ оттискиванія скульптурныхъ произведеній. Сущность изобрѣтенія заключается въ томъ, что форма на­ полняется разжижженной нагрѣваніемъ смоло восковой массой, въ которую вводится обыкновенная вата, связыва­ ющая массу и сообщающая ей чрез­ вычайную упругость. Благодаря тому, что эта масса размягчается нагрѣва­ ніемъ, что это свойство сохраняется массою неопредѣленно долгое время, является возможность легко произво­ дить нагрѣтымъ инструментомъ спай­ ку отдѣльныхъ частей и дальнѣйшую корректуру полученной статуи или ба­ рельефа. Оттиснутыя новымъ спосо­ бомъ вещи имѣютъ красивый видъ, очень точно передаютъ всѣ подроб­ ности формы, изумительно легки и абсолютно не поддаются ни дѣйствію воздуха, ни вліянію влаги, ни даже различныхъ кислотъ. Стоимость мас­ сы ничтожна, особенно въ виду ея лег­ кости и тонкости слоя, противостояща­ го давленію и разрыву, и благодаря этому масса эта съ успѣхомъ замѣ­ нитъ папье-маше, такъ какъ она твер­ дѣетъ почти моментально и передаетъ всѣ детали формы гораздо легче и точнѣе. Примѣненіе же масса можетъ себѣ найти буквально при всякаго ро­ да выпуклости, начиная съ узора на пуговицѣ и запонкѣ, вплоть до гро­ мадныхъ плафоновъ, карнизовъ и да­ же монументальныхъ статуй. Свое сообщеніе полковникъ Востро- саблинъ дополнилъ демонстраціей все­ го процесса, и въ Ѵа часа оттиснулъ и спаялъ небольшую головку. Масканьи и Ленновалло Воскресенье, 7-го Февраля 1910 года. ЮЖНЫЙ НР А И 11 п н и і к т – н в ш . Тяжкую, невознаградимую утрату по­ несли бѣлгородцы въ лицѣ умершаго 26 января городского врача А И. Крав­ цова. Осиротѣли сотни семействъ, пре­ имущественно бѣдняковъ, въ которыя Л. И. вносилъ надежду на спасеніе отъ недуговъ и самое подчасъ спасеніе. Убогія, нетопленыя хаты, грязные, сы­ рые подвалы, ночлежки, словомъ, всѣ уголки, гдѣ ютится бѣднота —вотъ та атмосфера, въ которой постоянно вра­ щался вѣчно неутомимый А. И., щед­ рой рукой разсыпавшій вокругъ себя зерна спасенія человѣческой жизни. Но особенно осиротѣли маленькіе че­ ловѣчки, которыхъ такъ любилъ по­ койный, это—дѣти. Нѣтъ той семьи въ Бѣлгородѣ, которая бы не видѣла у кроватки больного или умирающа­ го дитяти—добраго, ласковаго докто­ ра—А. И. Съ мольбой о спасеніи во взорѣ встрѣчали его у порога несчаст- іныя матери и съ улыбкой радости и надежды провожали его до дверей… Тысячи жизней спасалъ онъ отъ смер­ ти, но увы! не спасъ себя. Почему?.. Ему некогда было, онъ вѣчно былъ занятъ спасеніемъ чужихъ жизней. И умеръі Страшно дѣлается при мысли о томъ, кто намъ замѣнитъ его. И больно и грустно, что онъ всего нѣ­ сколько дней покинулъ насъ, чтобы больше уже никогда не вернуться, и А. И. Кравцовъ, врачъ, скончавшійся 26 января. не наша земля приняла дорогой прахъ въ свои холодныя, могильныя объятья. Прощай, незабвенный, дорогой Арка­ дій Ивановичъ! До свиданія—тамъ ….. Sit ЦЫ terra levis!.. С. М. Боборыкинъ. смьсь. Шляпы а Іа „Шантеклеръ”. Крикъ росгановскаго пѣтуха, про­ пѣвшаго въ Парижѣ, своеобразно от­ разился въ Лондонѣ: фирмы руково­ дительницы моднаго міра собираются ввести шляпы и костюмы іі Іа Шан­ теклеръ. Въ первоклассныхъ модныхъ магазинахъ Реджентъ-Стрита и Пика­ дилли уже черезъ нѣсколько дней бу­ дутъ выставлены, какъ новые продук­ ты моднаго творчества, большія шля­ пы съ перьями. Многія модныя фир­ мы Вестъ-Энда отправили въ Парижъ на первое представленіе „Шантекле­ ра” своихъ спеціальныхъ рисоваль­ щиковъ съ порученіемъ извлечь изъ костюмовъ пьесы новые мотивы. На­ броски художниковъ уже готовы, и въ лучшихъ мастерскихъ Лондона ли­ хорадочно изготовляются модели зав­ трашней моды. Дамы уже и сейчасъ толпятся на Реджентъ-Стритѣ передъ витриной из­ вѣстной модистки, выставившей мо­ дель шляпы Шантеклеръ, обильно украшенную фазаньими перьями, съ вѣнцомъ изъ перьевъ же. Въ хорѣ всеобщаго увлеченія слышатся, одна­ ко, и голоса, не предсказывающіе ни­ чего добраго новой модѣ. Голоса эти увѣряютъ, что послѣ эпидеміи на шляпы а Іа „Веселая вдова”, когда перья такъ намозолили глаза, трудно ужъ возстановить ихъ обаяніе. Въ ви­ ду этого есть основаніе думать, что гарнировка шляпъ Шантеклеръ огра­ ничится’ фазаньими и павлиньими перьями. При этомъ, впрочемъ, мо­ дисткамъ придется еще бороться съ предразсудкомъ англійскихъ дамъ, считающихъ, что павлиньи перья при­ носятъ несчастье. Но въ концѣ кон­ цовъ чего не сдѣлаетъ мода: ради нея забудутся и предразсудки. Старое и новое. Современныя наши моды, а особен­ но головные уборы, невольно застав­ ляютъ оглянуться назадъ и вспомнить Екатерининскія времена, когда стре­ мленіе поразить глазъ сказывалось не только въ нарядахъ, но въ обстанов­ кѣ, въ развлеченіяхъ и даже въ кухнѣ. К. К. Костанди. Академикъ живописи, 25-лѣтіе художественной и педагогической дѣятельности исполняется 7 февраля. „У больного товарища”. Картина К. К. Костанди, находящаяся въ Третьяковской галлереѣ. 10 Ю Ж Н Ы И К Р л и ОТКРЫТІЯ И ИЗОБРѢТЕНІЯ. Новый способъ скульптурныхъ от тисковъ Ha-дняхъ въ Строгановскомъ учили­ щѣ, въ собраніи художниковъ и нѣ- которыхъучениковъ старшихъ классовъ отставной полковникъ В. Г. Востро- саблинъ сдѣлалъ интересное сообще­ ,12 ЮЖНЫЙ край ЕКАТЕРИНИНСКІЯ МОДЫ. Праздная жизнь дворянства, освобо­ жденнаго отъ обязательной службы государству, недостатокъ его умствен­ наго развитія, полная матеріальная обезпеченность, благодаря крѣпостно­ му праву,— все это способствовало развитію показной стороны жизни. „Русскіе вельможи, говоритъ Сегюръ, лишь только вступили на путь про­ свѣщенія, какъ уже начали подра­ жать патриціямъ Рима”. Дома вель­ можъ наполняли: пажи, скороходы, арапы, карлики, казаки, крѣшостные артисты, художники, чтецы, стихотвор­ цы, даже бывали астрономы; выѣзжа­ ли вельможи не иначе, какъ въ каре­ тѣ въ четыре, шесть лошадей съ гу­ сарами и форрейторами. Обстановочные интересы сдѣлались главными жиз­ ненными интересами. Кафтаны и камзолы украшались зо­ лотымъ шитьемъ. Бархатъ, кружева, блонды составляли необходимыя укра­ шенія мужскихъ костюмовъ. Говорятъ, что манжеты гр. Орлова изъ доро­ гихъ кружевъ стоили 30.000 руб. Особенной вычурностью отличались головные женскіе уборы. При взгля­ дѣ на нихъ, говоритъ одинъ писа­ тель, невольно приходится удивлять­ ся, что находилось столько охотницъ уродовать себя и подвергать добро­ вольнымъ мукамъ. Чѣмъ только не убирали свои головы щеголихи того времени: шишаками, цвѣтами, напо­ добіе пчелиныхъ ульевъ, перьями, да­ же цѣлыми кораблями. Какой высоты достигались иногда дамскія прически, можно судить по помѣщенной здѣсь каррикатурѣ, изображающей уборъ, подъ названіемъ „чепца побѣды”. „Сатирическій Вѣстникъ” того вре­ мени шутливо замѣчаетъ, что въ ка­ ретномъ ряду дѣлаются для удобства дамъ кареты трехъ саженей въ вы­ шину! Провинція также старалась не от­ стать отъ столицы. За появленіемъ моднаго чепчика наблюдали столь же зорко, говоритъ журналъ, какъ астро­ номы „примѣчаютъ Венерино прохо­ жденіе мимо солнца”… Типографія п фото-цинкографія «Южнаго Края», Омск ія ѵл. д А \ г J – ’ л- Іозефовича. Воскресенье, Февраля 7-го 1910 гола Карета Екатерининскихъ временъ