Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
ЛЮСИ- (Carte postale). Ахъ, я не знаю, съ чего начать, мой лорогой батюшка, чтобы вы поняли меня такъ же хорошо, какъ и прежде. Вы недо вольны мною. Вы говорите: въ моихъ письмахъ звучатъ новыя струны? Вы не ошиблись, ваша духовная дочь сильно измѣнилась, и если я не при знавалась въ этомъ до сихъ поръ, то лишь изъ боязни огорчить васъ. Всже мой, мы разстались не такъ давно, а мнѣ уже кажется, что я ни когда не была Люси Пражин- ской, дочерью скромнаго адво ката, никогда не жила въ ма пенькомъ южномъ городкѣ, не гуляла на берегу моря и не плакала горько, исповѣдуясь по субботамъ. О, счастливое, невозвратное время! Я начи наю цѣнить его только теперь, въ чопорномъ, холодномъ домѣ свекрови, гдѣ меня любитъ одинъ лишь Антось. Увы, доро гой мой батюшка, это не всегда надежная защита. Впрочемъ, буду разсказывать по порядку, буду разсказывать такъ, какъ если бы мы сидѣли въ гостин- ной тети Агаты. Бѣдная тетя, тоскуетъ ли она такъ, какъ и первый мѣсяцъ? Я невольно задумываюсь. Я вижу, напри мѣръ, васъ, какъ живого, въ черной сутанѣ, старенькаго, сѣдого, съ добрымъ, улыбаю щимся лицомъ, то ухаживаю щаго за цвѣтами, то кормящаго голубей на крылечкѣ, то чи тающаго требникъ около лѣва го окна. Ахъ, какъ былъ оча рователенъ вашъ крошечный домикъ, утопавшій въ зелени и защищаемый кипарисами! Помните наши уроки катехи зиса? Помните, какъ вы жу рили меня за то, что я любила убѣгать къ морю безъ спроса и слыла лакомкой par exellence? Помните, какъ послѣднее вре мя вы защищали меня отъ вы говоровъ тети Агаты и позво ляли зачитываться романомъ .Paul et Virginie “ ? О, да, вы тогда знали каждый изгибъ мсей души, каждый мой шагъ, мысль, желаніе. Я чувствова ла себя подъ хорошей заши той. Правда, порою вы готовы сыпи поклясться, что мнѣ уже уготовано теплое мѣстечко въ any, но..: я мысленно шептала: .пути I оспода несповѣдимы да же.. отцу Теодору и оставалась по-преж нему жизнерадостной. Отецъ мой, мнѣ хо чется плакать… все это уже никогда не вер нется. А наша старая церковь… Какъ она была изящна, воздушна, вся изъ бѣлаго камня, со своими скромными алтарями, голубыми тонами притворовъ и изоби ліемъ цвѣтовъ. О, настоящая церковь южнаго города, немного наивная, какъ бы улыбающаяся, вся залитая солнечнымъ свѣтомъ. Какъ бывало легко и радостно молиться здѣсь рано утромъ, еще до на чала мессы, когда въ окна и дверь вры вались волны свѣжаго воздуха, неясный ропотъ потока и серебряный переливъ колоколовъ. Я приходила сюда ежедневно, нѣсколько наивной, но веселой, счастли вой дѣвушкой, чтобы послѣ горячей мо литвы вернуться домой къ рукодѣлію, Джузеппе Гарибальди. Съ гравюры Анжело Акини, по портрету, написанному этимъ же художни комъ съ Гарибльди за два мѣсяца до смерти героя Италіи. чтенію, мечтамъ. О чемъ? Дорогой ба тюшка, въ 19 лѣтъ елва-ли понимаютъ ясно, чего хотятъ и чего ищутъ. Итакъ, все шло прекрасно до моей встрѣчи съ Антосемъ. Ахъ, зачѣмъ это Господь даруетъ, по рою, восхитительные черные глаза и за разительный смѣхъ тѣмъ, кто умѣетъ такъ хорошо насъ мучить! Я никогда не забуду интонацію вашего голоса, когда въ скорости вы пришли къ намъ, сняли шляпу, поставили трость, сдвинули очки на лобъ и строго спрос; ли. — Дитя мое, съ кѣмъ это вы гуляете около моря? Мнѣ ничего не оставалось, какъ толь ко вспыхнуть до ушей и пробормотать, что это Антось, товарищъ нашего сосѣда, пріѣхавшій сюда отдохнуть на каникулахъ. — Какъ, мы зовемъ его уже Антосемъ? Отъ смущенья я растерялась, распла калась, а вы тотчасъ же смягчились, хотя и посовѣтовзли прочитать на ночь лишнюю главуизъ Imitation de Jesus-Christ. Съ того дня вы начали лукаво улыбаться. Развѣ я смогла скрыть отъ васъ что-нибудь? Вы понимали тогда уже многое, лучше меня самой. Какъ вы сіяли и радо вались на нашей помолвкѣ! Батюшка, мой дорогой ба тюшка, я расцѣловала бы васъ такъ же горячо, какъ и Антося, если бы вы позволили. Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ я уѣхала женою Антося, про вожаемая вашими благослове ніями и слезами тети Агаты. Я уѣзжала,эгоистично радуясь, и теперь начинается наказаніе. О, да, я убѣждена. Одну ми нутку, сейчасъ вы все поймете. Только не сердитесь, умоляю васъ, потому что я, дѣйстви тельно, великая гръшница и теперь уже у меня нѣтъ на дежды на спасеніе. Видите, отецъ мой, я ненавижу мать Антося. Ахъ, нѣтъ, я не пре увеличиваю. Я ненавижу ее, пожалуй, даже больше, чѣмъ она меня. Во всякомъ случаѣ, мнѣ кажется, это чувство охва тило насъ обѣихъ съ первой встрѣчи, когда, жеманно улы баясь, свекровь произнесла длинную, заученную фразу о томъ, что, вѣроятно, ея сынъ не пожалѣетъ о своемъ выбо рѣ.— „Ея* сынъ! Сколько дес потизма, сухости вкладываетъ она въ это короткое слово! .Ея сынъ*.,. Но развѣ Антось не мой всецѣло? развѣ я имѣю на него меньшія права^ Она увѣряетъ, что любитъ Антося, какъ никто въ мірѣ… А, нѣтъ, отецъ мой, я люблю его гораздо сильнѣе… Вы вели те мнѣ, обыкновенно, молиться особенно усердно за тѣхъ, кого ненавидишь. Боже мой, ко нечно, я не смѣю васъ ослу шаться, но.,, читая за нее Аѵе, въ глубинѣ души искренно желаю ей всего наихудшаго. О, не пугайтесь, дорогой батюшка, все это еще пустяки… а главное… главное то, что… ну, какъ бы сказать ,. я люблю Антося уже слишкомъ по-язычески. Вы удивлены? — Дитя мое, каждая женщина обязана любить своего мужа. Ахъ, отецъ мой, не то… Я хочу ска зать этимъ, что люблю его не только больше себя, но даже—св. Франциска Ассизскаго, патронессы и ангеловъ, а, мо- ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 29-го Іюля 1907 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ НЪ No 9147. ,in ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 29-го Іюля 1907 года. жетъ быть… (Господи, прости меня грѣш ную) больше самого Бога. Мнѣ это не простится, не правда-ли? О, батюшка, обождите… еще не все. Я должна признаться, что во мнѣ съ каж дымъ днемъ развивается ревность. О, я ревную Антося къ вещамъ, къ матери, ко всему… Я съ ума схожу, если онъ улы бается кому-нибудь, и плачу по ночамъ, если онъ хвалитъ игру артистки. Нена видѣть свекровь и ревновать мужа… Я пропала, я пропала, отецъ мой. У меня въ головѣ сумбуръ, а въ душѣ пустота. Антось говоритъ, что я сильно похудѣла. Если бы онъ зналъ… Батюшка, дорогой батюшка, помогите мнѣ… Напишите, что я должна сдѣлать, чтобы снова, хотя на половину, походить на истинную хри стіанку. Я боюсь думать, какъ вы будете недовольны. Горячо цѣлую ваши руки, съ нетерпѣніемъ жду отвѣта и поручаю себя вашимъ молитвамъ. Ваша Люси. Анна Маръ. Саларедъ-Довлэ, братъ нынѣшняго шаха, 3-й сынъ Мозафферъ-Эддина, 28—29 лѣтъ. Поднявъ неудачно возстаніе противъ своего брата, онъ бѣжалъ потомъ изъ своего гене ралъ-губернаторства въ англійское консульство въ СІ&. К е р м ан ш ахѣ . Теперь онъ въ Тегеранѣ. Генералъ Хасегава. командующій карательнымъ японскимъ отрядомъ въ Кореѣ. И зъ неизданны хъ сочи неній Г ете. Приводимъ вновь откры тое примѣчаніе, сдѣланное Гете къ первому изданію полнаго собранія его сочи неній: * * .Такъ какъ у меня не много осталось времени для того, чтобы высказать свои, въ теченіе многихъ лѣтъ продуманныя убѣжденія, то пусть простятъ, что это (изданіе полнаго собранія) совершается теперь; быть можетъ, рано или поздно, оправдаетъ себя на опытѣ то, что нынѣ можетъ по казаться моимъ болѣе мо лодымъ товарищамъ по ис кусству чуждымъ, непозво лительнымъ и непріятнымъ”. .Почему я особенно радъ изданію всѣхъ своихъ лите ратурныхъ трудовъ; . поче му мнѣ такъ хотѣлось еще самому проредактировать ихъ, — станетъ ясно, если учесть то мое чувство, что напослѣдокъ я могу быть понятъ яснѣе, чѣмъ въ те ченіе всей остальной моей жизни. Авторъ, который выступаетъ передъ публи кой со всей массой своихъ стремленій и твореній сра зу, проявляется много пол нѣе, чѣмъ въ отдѣльныхъ своихъ, слѣдующихъ одна за другой попыткахъ. Онъ дѣйствуетъ какъ бы внѣ времени, онъ приноситъ минувшее и передаетъ его будущему. [Онъ можетъвы- сказаться о себѣ и о дру гихъ прямѣе, чѣмъ въ тотъ или иной день, когда на иболѣе прямодушные чув ствуютъ себя стѣсненно, наиболѣе горячія головы вполнѣ предаются край нимъ мнѣніямъ. Только неразумѣніе не уважаетъ того часа, въ который го воритъ”. И зъ те а тр а л ь н о й жизни. Небезызвѣстный актеръ М-скій ставилъ во время оно спектакль въ Крон штадтѣ. Шла пьеса „Уріэль Акоста”, причемъ самъ М-скій игралъ роль равина Сантоса, проклинающаго въ 2-мъ дѣйствіи Уріэля бур нымъ монологомъ въ сти хахъ. Не довѣряя кассиру, М скій надѣлъ шубу,поднялъ воротникъ, нахлобучилъ на глаза шапку и, зная, что до его выхода еще долго, отправился слѣдить за про дажей билетовъ. Прошло съ полчаса. Пуб лика все прибывала. Вдругъ въ кассу вле таетъ помощникъ режиссе ра и хватаетъ М-скаго за рукавъ: — Ради Бога, идите ско рѣй!.. Сейчасъ вашъ моно логъ!.. — Монологъ?.. Знаю… Проклятіе?.. Подождите, го лубчикъ!.. — Нельзя ждать!.. Ради Бога!!.. — О, чтобъ вамъ пусто было!.. >*, М-скій побѣжалъ на сце ну, сбрасывая на ходу шубу, появился передъ публикой 11 Воскресенье, 29-го Іюля 1907 годя. ЮЖНЫЙ КРАЙ Къ к а т а с т р о ф ѣ еъ в о з д у х о п л а в а т е л я м и во врем я полета 6 іюля. Поруч. Мих. Григор. Коло- гривовъ, руководитель полета. Уча ствовалъ въ послѣдней кампа ніи. Род. въ 1881 г. Борисъ Ильичъ Михайловъ, подпор. Брестъ – Литовской крѣп. артиллеріи. Род. въ 1881 году. Левъ Георг. Сафоновъ, поручикъ Кронштадтской мин ной роты. Род. въ 1881 г. Фед. Фед. Лихутинъ, подпор. Ивангородскаго крѣп, воздухоплавательнаго отдѣле нія. Род. въ 1881 г. и, вмѣсто горячаго монолога въ стихахъ, крикнулъ дикимъ голосомъ: — Будьте вы прокляты, анаѳемы!!.. И тотчасъ же бросился, какъ сумасшед шій, обратно въ кассу. # ‘X* -V; Въ Одессѣ, въ гостяхъ у П. И. Вейн- берга былъ какъ-то разъ знаменитый Н. X. Рыбаковъ. Н. X., любившій прихвастнуть, разска зывалъ, что чеченцы на Кавказѣ отруби ли ему полступни. Компанія не вѣрила. — Посмотри самъ!..—обратился Рыба- крвъ къ П. И. и сдѣлалъ видъ, что хо четъ снять сапогъ. П. И., видя усиліе Н. X., взялся по мочь ему. — Осторожнѣе, чортъ!.. — закричалъ Н. X.—мозоль!!. — Какая же мозоль, если у васъ паль цы отрублены?.. — Ты еще дуракъ и молодъ, чтобы спорить со старыми людьми!!.—негодую ще воскликнулъ Рыбаковъ. Но ноги все-таки не показалъ. * * * Однажды во время представленія .Кап риза* Мюссе, публика подняла страшный шумъ изъ-за того, что въ одной изъ ложъ оказался какой-то господинъ, который, заснувъ, довольно сильно похрапывалъ. .Вонъ его, вонъ этого храпуна”!—неисто во кричали зрители. Капельдинеръ не медленно направился къ ложѣ, откуда раздавался храпъ, вошелъ туда, и что же! Заснувшимъ храпуномъ оказался самъ авторъ пьесы—Альфредъ де-Мюссе. * * * Извѣстный актеръ Выходцевъ, страдая малограмотностью, просилъ суфлера не подавать ему .иностранныхъ” словъ. — Насъ постигло кораблекрушеніе!.. —шепчетъ суфлеръ, вылѣзая изъ будки. Выходцевъ упорно молчитъ. — Насъ постигло кораблекрушеніе!.. —настойчиво повторяетъ суфлеръ, снова вылѣзая изъ будки. — Нда!.. Постигло!..Вообще—грустно!.. Дѣйствіе кончилось, — Я просилъ тебя не подавать ино- Рйнныхъ словъ!..—сказалъ Выходцевъ ,ч>г.еру. —А ты говоришь .крушеніе”… <ак;я подлость съ твоей стороны! ’ ■ *ІН> » Наполненіе газомъ аэростата .Учебный Воздухоплавательный паркъ”. Шаръ на дворѣ завода .Общества столичнаго освѣщенія”, на Обводномъ каналѣ, утромъ въ день подъема. Н овости науки и и с к у с с т в а . Рентгеновскіе лучи въ новой роли. Кругъ практическаго примѣненія рент геновскихъ лучей все расширяется. Не давно французскій физикъ Martel читалъ въ парижской академіи наукъ докладъ о примѣненіи ихъ къ изслѣдованію у скота туберкулеза. Приступая къ своимъ опытамъ, Мартель исходилъ изъ того со ображенія, что внутреннія измѣненія, про- исходящія у рогатаго скота и свиней подъ вліяніемъ туберкулеза, должны со провождаться отложеніемъ известковыхъ солей, какъ извѣстно, плохо пропускаю щихъ рентгеновскіе лучи. Такимъ обра зомъ, является возможность, пропуская послѣдніе сквозь животныхъ, констатиро вать наличность известковыхъ солей, а стало-быть, туберкулеза. Опыты оправ дали предположенія Мартеля. Скрытый туберкулезъ обнаруживался имъ по из мѣненіямъ, происшедшимъ въ нервной ткани. Здоровая нервная ткань почти со вершенно пропускала рентгеновскіе лучи, тогда какъ нервныя клѣточки, охвачен ныя болѣзнью, задерживали ихъ и пред ставлялись вслѣдствіе этого въ видѣ зер нистаго пятна, поверхность котораго бы ла тѣмъ больше, чѣмъ дальше пошла бо лѣзнь, По словамъ Мартеля, такимъ спо собомъ возможно обнаруживать даже наи болѣе глубоко скрытыя туберкулезныя поврежденія. Если способъ этотъ при провѣркѣ подтвердится, то онъ окажется наиболѣе вѣрнымъ изъ всѣхъ доселѣ при мѣнявшихся средствъ надзора за мясомъ, идущимъ въ пищу. Впредь все золото и брилліанты- Иностранныя газеты приносятъ извѣстіе, которое повергнетъ въ уныніе большин ство нашихъ дамъ, іі ^В ъ лабораторіи петербургскаго универ ситета удалось превратить металлъ поли пій въ свинецъ. А незадолго до того англійскому хи мику Рамсаю удалось получить гелій изъ радія, а также металлы калій, кальцій и литій изъ раствора мѣднаго купороса. Всѣ указанныя превращенія доказыва ютъ. что недалеко то время, когда и зо лото, и серебро можно будетъ получить изъ одного изъ дешевенькихъ и распро страненныхъ металловъ. Открытіе секрета прекращеній, чего добраго, разрѣшитъ и старую проблемму алхимиковъ; превратить уголь въ брил ліанты, такъ какъ по химическому соста ву брилліантъ и уголь—одно вещество. Тогда, значитъ, конецъ значенію золо та и брилліантовъ: и то, и другое будетъ слишкомъ доступно каждому. Фотографическія свойства дерева. Д ръ Вилліамъ Рэссель представилъ не давно въ лондонское королевское фото графическое общество чрезвычайно инте ресный докладъ о способности дерева пе редавать чувствительной пластинкѣ от печатокъ своего изображенія при усло віи абсолютной темноты. При этомъ не требуется фотографическаго аппарата: до- Корейский императоръ Іи-Хонгъ, отназавшійся отъ престола подъ давленіемъ японцевъ, и его сынъ И Чшакъ-Чонгь, новый корейскій императоръ. ,1? южный КРАЙ Воскресенье, 29-го Іюля 1907 года. статочно, чтобы дерево представляло со- вершенно плоскую и гладкую поверхность и было приставлено къ пластинкѣ непо средственно или на самомъ незначитель номъ отъ нея разстояніи,—и черезъ нѣ сколько часовъ на этой пластинкѣ по явится снимокъ дерева, необыкновенно от четливый и яркій. Всѣ породы деревьевъ обладаютъ этимъ таинственнымъ свойствомъ, но не всѣ въ равной степени. Наиболѣе сильно воз дѣйствуютъ на фотографическую пластин- ну хвойныя деревья, въ особенности шот ландская сосна. Затѣмъ идуть дубъ, букъ, дикая смоковница, черное африканское дерево, розовое, пальмовое и т. д. Зато кленъ, каштанъ, платанъ и вязъ даютъ несравненно худшіе результаты. Но и у нихъ получается все таки отпечатокъ на пластинкѣ, хотя и расплычатый. Самофотографированіе дерева’ совер шается всегда въ темнотѣ. Но фено менъ усиливается. если дерово под вергнуть первоначально вліянію силь наго свѣта, все равно — будетъ лито солнечный свѣтъ или свѣтъ электриче ской лампы, газового рожка или вспыш ки магнія. Для опыта брали сосновую дощечку, половину ея заклеивали черной бумагой и въ такомъ видѣ выносили на солнце; при фотографическомъ сеансѣ та часть доски, что была прикрыта, да вала очень неясное изображеніе, тогда какъ другая переснималась вполнь рель ефно. Точно также доска, вынесенная передъ Фотографированіемъ на воздухъ, реагируетъ сильнѣе на пластинку, неже ли та, которая остается въ комнатахъ. Надо еще прибавить, что если между пластинкой и деревомъ положить тонкое стекло или слюду, или кусокъ глянцеви той бумаги, то никакого изображенія на пластинкѣ не получится. При опытахъ съ шотландскою сосною удалось устано вить такую любопытную подробность: до щечка, взятая изъ дерева, срубленнаго осенью, была менѣе активна, нежели до щечка изъ срубленной весною сосны, хо тя количество смолы въ нихъ обѣихъ бы ло одинаково. Мы встрѣчаемъ въ природѣ много по добныхъ, хотя и менѣе загадочныхъ яв леній. Всѣ знаютъ, напримѣръ, что если медаль допгсе время держать подъ стек ломъ, то она оставляетъ на немъ мате ріальный слѣдъ своего контура и рель ефа, мгновенно исчезающій подъ влія ніемъ пара. Затѣмъ, если листъ бумаги покрыть печатью лишь съ лицевой его стороны, положить между двумя стекла ми и выставить часовъ на десять на солнце, то буквы прекрасно отпечатыва ются не только на стеклѣ, лежащемъ на лицевой сторонѣ листа, но и на про тивоположномъ. То же получается и съ про стой рукописью, написанной чернилами. Встрѣчаются еще болѣе характерные примѣры. Многимъ приходилось, вѣроят но, слышать, что на внутренней сторонѣ стекла, покрывающаго картину, черезъ длинный рядъ лѣтъ получается — не то подъ видомъ твердаго, но почти неося заемаго осадка, не то, вѣрнѣе, въ видѣ химическаго разложенія стекла,–отпеча- токь рисунка, изображеннаго на картинѣ. Но разгадка всѣхъ этихъ чеобыкновен ныхъ феноменовъ;Пока еще скрыта отъ насъ. Пьеръ Жанъ Беранже! 16 іюля минуло 50 лѣтъ со дня смерти поэта. „Черезъ пять-шесть дней послѣ моей смерти меня совсѣмъ забудутъ!” — говорилт, Беранже, отличавшійся всегда необыкновенной скромностью, какъ писатель. Послѣднія слова его были: .Дѣлать добро, жить для другихъ —вотъ счастье! Милосердіе! “■%»>’ (¾¾ f« Милосердіе! Ёесь міръ оудетъ счастливымъ!*. С М Ѣ СЬ, !>юро для самоѵбійнъ. Данія — малень кая, но въ высшей степени интересная по оригинальнымъ чертамъ страна. Жи вой и дѣятельный народъ, датчане во многихъ отношеніяхъ представляются столь-же загадочными людьми, какими они были и во время шекспировскаго принца Гамлета. Датчане самый трезвый и самый бережливый народъ, но, несмотря на такія ярко выраженныя практическія добродѣтели, они по склонности къ само убійствамъ бьютъ рекордъ передъ всѣми другими народами. Въ Даніи встрѣтить пьянаго человѣка—рѣдкость. А между тѣмъ, принято объяснять предрасположе ніе къ самоубійству алкоголизмомъ. На 100,000 ч. населенія Данія даетъ ежегод но до 25 самоубійцъ. Процентное отноше- ніе, не встрѣчаемое ни въ какомъ другомъ изъ существующихъ государствъ! Въ Копенгагенѣ въ періодъ 1905 и 1906 гг. было 152 самоубійства и 78 покуше ній на самоубійство. Разгадку этого стран наго явленія, на которое „армія спасенія* Бутса обратила серьезное вниманіе, надо искать въ глубокомъ элегическо-мечта тельномъ настроеніи датскаго народа. По примѣру Лондона, гдѣ достигнуты удиви тельные результаты, .армія спасенія* учредила въ Копенгагенѣ „бюро для са моубійцъ*. Бюро моральными воэдѣ ствіями и мѣрами практическаго харак тера старается вернуть равновѣсіе духа людямъ, ищущимъ по какимъ-либо пово дамъ случая покончить съ собой. Кандидатамъ въ самоубійцы бюро, функціонирующее утромъ отъ 9 до 1 ч. и днемъ отъ 2 до 6 час. веч., даетъ письменные и словесные совѣты и указа нія помощи, храня абсолютную тайну обращающихся къ нему за содѣйствіемъ. Въ Лондонѣ такой „институтъ* далъ блестящіе результаты. Въ первые четыре мѣсяца своего существованія онъ удер жалъ отъ самоубійства до 500 чел., ко торыхъ „утомленіе жизнью”, тяжесть невзгодъ и душевная трагедія приводили къ мрачной рѣшимости переселенія въ иной міръ. Харьковъ, Типографія .Южнаго Края*, Сумская /л., No 13.