Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
9129
Дата випуску:
08.07.1907
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ П. Г. Дуниасовъ. Генералъ отъ инфантеріи, членъ воен­ наго совѣта и предсѣдатель верховнаго военно-уголовнаго суда надъ генера­ ломъ Стесселемъ. Внукъ Пушкина— претендентъ на Люксембургскій престолъ Гоафъ Георгъ фонъ-МЕРЕНБЕРГЪ съ своимъ сыномъ Георгіемъ Графъ Меренбергъ — сынъ принца Николая Нассаускаго отъ его морганатическаго брака съ дочерью Пушкина, Натальей Але­ ксандровной, въ первомъ бракѣ—Дубельтъ. Какъ племянникъ ве­ ликаго герцога Люксембургскаго Адольфа, графъ протестовалъ противъ рѣшенія ландтага передать со временемъ псестолъ въ женскую линію,—дочери теперешняго великаго герцога, не имѣю­ щаго сыновей. Д-ръ Адлеръ. Глава австрійской с.-д. партіи. С к ульп торш а. (РАЗСКАЗЪ). Весна. Много солнца, много воздуха, много движенія въ природѣ. Классная комната начальной школы ярко освѣщена апрѣльскимъ солнцемъ, и личики дѣвочекъ мило улыбаются весен­ нему дню и внимательно слушаютъ учи­ тельницу. А учительница, Ольга Ивановна, раз­ сказываетъ имъ о томъ, какъ сотворилъ Богъ міръ. — И взялъ Господь глины, и слѣпилъ человѣка,—говоритъ учительница, и Таня Нѣгина, шестилѣтняя крошка, представ­ ляетъ себѣ, какъ Богъ беретъ глину, такую же липкую, какъ у нихъ въ ов­ рагѣ за садомъ, и лѣпитъ изъ нея чело­ вѣка, и ставитъ его на ноги. А за окномъ кипитъ жизнь большого южнаго города и манитъ на улицу всѣхъ, кто сидитъ за урокомъ. — Сотворилъ Богъ человѣка по обра­ зу Своему и по подобію и вдунулъ въ него душу живую, — продолжаетъ говорить учительница. Назвалъ Богъ перваго че­ ловѣка Адамомъ. Адамъ открылъ глаза и отъ удивленія передъ красотою сотворен­ наго міра поднялъ руку и сталъ славить Творца. Таня не проронила ни одного слова изъ разсказа учительницы и вся ушла въ воображеніе, которое рисовало ей сотво­ ренный міръ такимъ же красивымъ, какъ весна послѣ долгой зимы: и всякій поле­ вой кустарникъ, котораго еще не было на землѣ, и всякая полевая трава, кото­ рая еше не росла, и животныя полевыя, и птицы небесныя—все пѣло, ликовало и славило тогда Творца. Кончился урокъ. Дѣти высыпали изъ школы и, какъ стая молодыхъ дроздовъ, полетѣли по улицѣ съ веселымъ щебета­ ньемъ и своей веселостью вызывали улыбки на лицахъ прохожихъ. Таня идетъ одна. Она думаетъ. Личико у нея сосредоточенное, она вся во власти разсказа о сотвореніи міра. Вотъ и домъ. Таня вошла въ комнаты, положила книги на стулъ и пошла въ садъ. Ея мать готовила обѣдъ на кухнѣ и удивилась, что Таня не забѣжала къ ней и не поцѣловала,—что она дѣлала каждый день, возвращаясь изъ школы. Въ саду беззаботно чирикали воробьи, и ихъ однотонное—„живъ, живъ” —заглу шало пѣніе другихъ птицъ. Деревья въ саду покрылись бѣленькимъ пушкомъ разбухающихъ почекъ. Таня не слышить пѣнья птичекъ, не замѣчаетъ пушка на деревьяхъ—она ду­ маетъ. Сосредоточенная, спускается она на дно оврага и палочкой начинаетъ ко­ пать глину. Солнце, знай-себѣ, катилось по знако­ мой дорожкѣ на западъ и обогрѣвало землю. Въ полѣ за оврагомъ заливались жаворонки. Надъ головой Тани кружилась бабочка и задѣвалэ за ея шляпу крылышкомъ, какъ бы говоря: „поймай меня, поймай меня*… Танѣ не до бабочки. Она уже накопала глины и стала лѣпить изъ нея маленькаго человѣчка. — Гдѣ же Таня? спросила мать у прислуги и, не найдя ея въ комнатахъ, пошла въ садъ, къ обрыву, въ которомъ Таня часто любила сидѣть и лѣпить изъ глины домики, столы, чашки. Таня не замѣтила, какъ подошла мать къ оврагу; пальчики ея проворно бѣгали по комку глины, придавая ему форму человѣка, а губки ея шептали: — Сотворимъ человѣка по образу на­ шему и подобію… Взялъ Богъ глины и сдѣлалъ сперва туловище… прилѣпилъ руки… такія же, какъ у маленькаго бра­ та… братъ любитъ молочко, какъ и свою мамочку… прилѣпилъ голову… Сдѣлалъ ушки, носикъ, ротикъ… Будетъ онъ бѣ­ гать въ гимназію… Мать стояла надъ обрывомъ и любова­ лась своею дочкой. Она видѣла, какъ изъ- подъ пальчиковъ Тани вышелъ чело- Воскресенье, 8 го ноля 1907 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ НЪ No> 9129 ,вѣчекъ съ большою головою, съ откры­ тымъ ртомъ. — Вдунулъ Богъ нъ него душу живую,– прошептала Таня и начала дуть въ ротъ своему мальчику. Человѣчекъ не шевельнулся. Тогда на лицѣ Тани появилось скорбное выраже­ ніе, и она стала дуть сильнѣе, и ея ли­ чико отражало уже полное недоумѣніе, ра зочарованіе, и, наконецъ, она расплакалась. — Таня, чего же ты плачешь? — спро­ сила мать. — Миленькая моя мамочка!— вскрик­ нула Таня и побѣжала къ матери. — Ну, что? Ну, что? успокаивающимъ голосомъ говорила мать, лаская Таню. — Какая я несчаст­ ная, милая моя ма­ мочка! — плакала Та­ ня, –Богъ сдѣлалъ че­ ловѣка и вдунулъ въ него жизнь, и чело- ввкъ сталъ благода­ рить Бога, а у меня ничего не вышло, цті Мать стала журить её. Это большой грѣхъ, Таня, — говори­ ла она. То, что можно Богу, то намъ нельзя сдѣлать. Вотъ онъ те« бѣ ушко оттреплетъ. Больше не будешь лѣ пить человѣчковъ… Таня долго плакала. II Прошло много лѣтъ. Много воды утекло съ шестилѣтняго возра ста Та ни. О на уже окон­ чила гимназію и вотъ уже три года рабо­ таетъ въ Парижѣ надъ развитіемъ своего та­ ланта. Ей всѣ знатоки предсказываютъ бу­ дущность въ скульп­ турѣ. Цѣлые дни те­ перь у нея уходятъ на изученіе классиче­ скихъ образцовъ въ музеяхъ; она слушаетъ лекціи по искусству, по исторіи и философіи. Работаетъ она мно­ го, но чувства удов­ летворенія у нея не было. Два года она ра­ ботаетъ надъ своимъ Адамомъ; но мраморъ оставался мертвымъ и не передавалъ идею перваго пробужденія человѣка. ’ — Восхитительно! Превосходно! Талант­ ливо!— говорили французы-товарищи, со­ бираясь къ ней по четвергамъ. ^ | — Какой тонкій рѣзецъ! Какое знаніе анагоміи!-вторяли имъ нѣмцы-художники. ^Похвалы товарищей кружили голову у Тани, но не надолго. Что-то говорило ей, шептало внутри; .Чего-то не хвата­ етъ… Не спѣши отдавать на выставку… Жизни нѣтъ… Жизни нѣтъ..” Замыселъ не воплощался. Таня падала духомъ. Не разъ уже хотѣла она разбить статую молоткомъ… Не разъ она давала себѣ слово бросить Парижъ, работу и уѣхать на родину учительствовать. Неви­ димая рука удерживала ея отъ этого шага. Прошелъ годъ. Таня забросила Адама и работала надъ „Русалкой”. Покоя не было,—точно Адамъ укорялъ ее, мучилъ совѣсть, будто она совершила преступ­ леніе: не дала жизни своему первенцу и задушила его, скрыла отъ людей. Часто ночью Таня вскакивала съ постели, под­ ходила къ Адаму съ зажженной свѣчей и спрашивала: — „чѣмъ просудить тебя къ жизни?” Адамъ былъ мертвъ и молчалъ. Пришла весна. Она покинула Парижъ и уѣхала на Пасху къ матери, жившей въ Харьковской губерніи. И тамъ-то Таня гуляла днемъ по ули­ цамъ города. Возвращаясь домой, она увидѣла дѣвочекъ съ книжками, которыя Національные танцы на Балеарскихъ островахъ. весело бѣжали изъ школы,—и вспомни­ лось ей дѣтство, какъ она бѣжала изъ школы, какъ приходила домой и до обѣ­ да копалась съ глиною въ оврагѣ. Таня пошла къ оврагу и замечталась, вспоминая свои школьные годы. И вспо­ мнился ей Адамъ изъ глины, въ котора­ го она хотѣла вдохнуть жизнь. „Какъ много общаго,” — подумал® она.—* И тогда Адамъ былъ мертвъ, и теперь онъ не оживаетъ у меня. Что-же дѣлать?”— мучительно спросила она се­ бя… Думая въ томъ же направленіи, она вспомнила урокъ Закона Божьяго въ шко­ лѣ. Вспомнили,какъ учительница говорила: — Назвалъ Богъ перваго человѣка Адамомъ. Адамъ открылъ глаза и отъ удивленія передъ красотой сотвореннаго міра поднялъ руку и сталъ славить Творца. Тутъ Таню пронзила точно электрическая искра, и она задрожала. — Онъ отъ удивленія поднялъ руку! — стала она шептать слова учительницы,— Поднялъ руку… Вотъ, вотъ… Въ этомъ вся загадка… Адамъ живой, живой… Мой Адамъ пробудился отъ сна… Таня заторопилась съ отъѣздомъ въ Парижъ и черезъ день выѣхала изъ дома… Наступила осень. Въ Grand palais откры­ лась художественная выставка, и пари­ жане потянулись обозрРвать произведенія своихъ любимыхъ ху­ дожниковъ. Выставка выдалась на славу. Техника испол­ ненія достигла до тако­ го совершенства, каза­ лось, что еще одна точ­ ка, одинъ штрихъ—и искусство сольется съ жизнью, и съ этого мо­ мента потеряетъ все свое культурное зна­ ченіе. Залы съ картинами осаждались посѣтите­ лями, и тамъ стоялъ гулъ отъ человѣче- скихъголосовъ…Въ за лѣ со скульптурнымъ произведеніемъ стояла тишина,и публика мол­ ча любовалась живымъ мраморомъ и свое вос­ хищеніе выражала же стами, междометіями. Въ скульптурѣ засты­ ла идея, отвлеченная мысль человѣческая, и публика невольно чувствовала, что она находится въ .Святая Святыхъ” искусства… Только когда французы подходили къ „Адаму” русской скульпторши Тани Нѣгиной, они не могли удержать своего восхищенія. Адамъ съ приподнятой рукой былъ живой, и въ его лежащей позѣ чувство­ валось, что онъ не совсѣмъ еще пробу­ дился отъ сна; при­ поднятая рука выра­ жала весь восторгъ при видѣ сотвореннаго міра. Казалось, глядя на статую, что онъ вотъ-вотъ вскочитъ на ноги и начнетъ своими пѣснями славо­ словить Твэрца. Французы были въ во­ сторгѣ. Mademoiselle russe! Mademoiselle russe! восклицали они,—очень хорошо! Tres jolil. Таня Нѣгина получила первую награду и была очень счастлива, и гордилась своимъ Адамомъ,—такъ мать гордится и не налюбуется на своего первенца. Таня Нѣгина была счастлива. Н. Лѣсникъ. . -— « — – ———- Поскресеиье, R-го іюля 1907 года. южный КРАЙ 11 Сколько стоитъ нарядъ свѣтской женщины въ Лондонѣ. Нѣкій „спеціалистъ” высчиталъ недав­ но, какая сумма потребуется на пріобрѣ­ теніе всѣхь принадлежностей туалета ан­ глійской „дамы изъ общества”, если вы­ кинуть всѣ экстравагантности и ограни­ читься только „самымъ необходимымъ*. Итогъ этого вычисленія таковъ, что отъ него встанутъ дыбомъ волосы у лю­ бого женатаго гражданина. Элегантной дамѣ, прежде всего, нужно запастись всѣмъ нужнымъ для прогулки верхомъ, что будеть стоить, по крайней мѣрь, 625 рублей; за одну хорошо сши­ тую амазонку нужно заплатить не менѣе 360 или 380 руб. мало мальски порядоч­ ному портному; элегантные сапожки для верховой ѣзды стоятъ 100 или 110 руб.; перчатки отъ 12 до 50 руб., бѣлье—68 руб., чулки 15—50 руб. и такъ далѣе. Но такъ какъ никакая дама не надѣ­ ваетъ сь утра амазонки, то надо приба­ вить еше 225 руб. за отдѣланное кружевомъ матинэ и изящный чеп­ чикъ, — необходимыя принадлежности дамы до ея прогулки вер­ хомъ. Такимъ образомъ, когда она возвраща­ лась послѣ верховой ѣзды домой въ 10 часовъ утра, то на всѣ принадлежности своего костюма она уже истратила около 850 рублей. Въ 10 часовъ утра приходятъ; спеціали­ сты по части поддер­ жанія красоты, по ухо­ ду за руками, массажу лица и парикмахеръ; имъ платятъ всѣмъ вмѣстѣ отъ 28 до 50 руб, въ день. Надѣ­ вается свѣжее бѣлье, новый корсетъ, туа­ летъ изъ батиста для прогулки пѣшкомъ, сапожки и шелковые чулки. Когда дама предприметъ прогул­ ку, то вое надѣтое на ней стоитъ въ сред­ немъ еще 448 рублей. Цифры все возра­ стаютъ съ движеніемъ часовой Тстрѣлки. Туалетъ отъ завтрака стоитъ самъ по себѣ кругленькую сумму. Вынимается изъ шкафа тонкое батистовое бѣлье, а ко­ стюмъ (французская модель) одинъ сто­ итъ 800 рублей. Нуженъ также зонтикъ, перчатки и тысяча разныхъ мелочей. Все это стоитъ, – по меньшей мѣрѣ, 1,365 рублей… , Современная женщина ѣздитъ на ав­ томобилѣ. Опять новый костюмъ, плащъ, спеціально нужный для такой ѣзды, ша­ почка, перчатки опять 577 рублей, по очень скромной оцѣнкѣ. Но лишь послѣ полудня начинаются „настоящія цифры”. Прежде всего, нуженъ костюмъ для Five o’clock. Элегантное платье оцкнива- ется въ 1,260 руб.; шляпа стоитъ ‘240 руб., бѣлье, туфли и опять шелковые чулки, перчатки, кружевной носовой пла­ токъ. Въ одинъ мигъ вылетѣло изъ кар­ мана 2,086 рублей… Вечеромъ расходы достигаютъ герку­ лесовыхъ столповъ. • Бальный туалетъ составляетъ самъ по себѣ маленькое состояніе. Можно, хотя съ натяжкой, сдѣлать бальное платье за 2,000 рублей, но богатыя модницы тратятъ на него 5, 6 и даже 9,000 руб­ лей, и не считаютъ это экстравагант­ ностью. Но даже, если бальное платье будетъ стоитъ „всего” 2 000 рублей, кромѣ платья нужны вещи, которыя весьма „округляютъ” расходы. Нужно самое тонкое батистовое бѣлье, стоящее, по меньшей мѣрѣ, 200 рублей, бальный корсетъ, нижняя юбка, которая одна стоитъ 180 рублей, вѣеръ изъ перь­ евъ, цѣною не менѣе 200 рублей, цвѣты (большею частью, орхидеи), бальныя туф­ ли, чулки, носовой платокъ изъ насто­ ящаго кружева. Однимъ словомъ, безъ расхода 3,000 рублей порядочная жен- Школа для бухарскихъ евреевъ въ Новой Бухарѣ. щина не можетъ обойтись, собираясь на балъ, не считая драгоцѣнностей. Такимъ образомъ, на всѣ костюмы и принадлежности къ нимъ нужно истра­ тить 8,000 рублей въ день. Конечно, каждый костюмъ надѣвается не одинъ разъ, но ихъ нужно имѣть СТОЛЬКО, ЧТьбы имѣть возможность по­ стоянно перемѣнять ихъ. По отзыву моднаго портного, который находитъ всѣ упомянутыя цыфры очень скромными и вѣрно разсчитанными, всякая элегантная дама должна имѣть одинъ костюмъ для верховой ѣзды, шесть ко­ стюмовъ для прогулки, четыре для зав­ трака, два для ѣзды на автомобилѣ, четыре для five o’clock, и никакъ нельзя обойтись безъ восьми бальныхъ платьевъ. Все вмѣстѣ представляетъ хорошень­ кую сумму въ 42,000 руб. — въ продол­ женіе одного сезона. Элегантный мужчина тратитъ гораздо менѣе на свои костюмы и принадлежности къ нимъ. Онъ истратитъ въ сезонъ не болѣе 14 000 руб. на сьои гардеробъ, который при этомъ расходѣ можно считать довольно сноснымъ. Такимъ образомъ, „скромный” муж* чина обойдется третей частью той суммы, которая нужна дамѣ, чтобы быть „поря­ дочно” одѣтой… Эдиссонъ о предстоящ ихъ изобрѣтеніяхъ. По мнѣнію Эдиссона, недавно высказан­ ному знаменитымъ изобрвтателемъ, отъ ближайшихъ десяти лѣтъ мы можемъ ждать большихъ успѣховъ въ области изобрѣтеній, чѣмъ въ предшествующіе пол­ вѣка. Какъ думаетъ Эдиссонъ, они гото­ вятъ намъ возможность добывать въ лю­ быхъ количествахъ нитрогенъ изъ возду­ ха, тогда какъ раньше добывать его возможно было лишь лаборатор­ нымъ путемъ, въ ни­ чтожныхъ количе­ ствахъ. Фабрика, не­ давно основанная въ Норвегіи, дала уже въ этомъ отношеніи хоро­ шіе результаты;такимъ образомъ, можно ду­ мать, что нитрогену предстоитъ получить широчайшее распро­ страненіе въ качествѣ превосходнаго удобре­ нія полей. Особенно блестящая будущность предстоитъ электри­ честву. Свои собствен­ ные успѣхи въ этой области Эдиссонъ счи­ таетъ ничѣмъ — по сравненію съ тѣмъ, что готовитъ намъ ближайшее будущее. Съ увѣренностью гово­ ритъ Эдиссонъ о непо­ средственномъ добы­ ваніи электрической энергіи изъ угольныхъ копей безъ посредства паровыхъ машинъ и динамомашинъ. Теперь 9/ю получаемой изъ угля электрической энергіи пропадаютъвъ котлахъ, колесахъ, динамо и т. п.при непосредственномъ же добываніи энергіи изъ угля ея сохранится вдесятеро больше, она страшно подеше­ вѣетъ, и ее можно будетъ передавать на болѣе далекія разстоянія. Такой способъ добыванія электрической силы приведетъ также къ огромнымъ сбереженіямъвъ углѣ. Тогда электричество совершенно вы­ тѣснитъ паръ.Имъ будутъ обслуживаться всѣ пути сообщенія; оно же будетъ при­ водить въ движеніе суда; пароходы пре­ вратятся, такимъ образомъ, въ „электро­ ходы”. и изъ Европы въ Сѣверную Аме­ рику можно будетъ попасть въ 3 дня. Воскресенье,_8-го іюля 1907 года ЮЖНЫЙ КРАЙ 10 ,ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 8-го іюля 1907 Японскій цвѣтникъ. Главная улица Нарыва. Старая церковь въ Нарымѣ. Харьковъ. Типографія „Южнаго Края”, Сумская ул„ Л* 13. 12 Виды НарымскагО здхэая :.