Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
9
Дата випуску:
28.02.1859
Дата завантаження:
08.02.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ Ші> М АШ Л 9 . ОУЗЗОТА, 28 ДКЛ> 1 8 5 9 ГО Д А . Нѣсколько словъ о необходимости преподаванія сельскаго хозяйства въ сель­ скихъ школахъ. —Сельскій быТъ, съ сво­ имъ населеніемъ, съ своими промысла­ ми, съ своимъ образомъ жизни, составѣ ляетъ особую область человѣческаго об­ щества, отдѣльный міръ, обширную и важную часть въ каждомъ государствѣ, особенно въ Россіи. Обширность этого быта очевидна, а важность оказывается изъ того, что сельскій бытъ даетъ госу­ дарству хлѣбъ, войско и первоначальные матеріалы для Фабрикъ. Селянинъ, при­ нимаемый вообще, не переходитъ въ свой бытъ изъ другаго, не приготов­ ляется для него въ другихъ слояхъ об­ щества: онъ родптся, живетъ и умираетъ въ своемъ быту, заимствуя всѣ снои знанія главнѣйше изъ своего сельскаго общества. Благоденствіе этого быта, и польза его для государства, зависятъ отъ трехъ главныхъ условій: I) отъ процвѣ­ танія въ немъ промысловъ, особенно земледѣлія о скотоводства; 2) отъ доб. рой нравственности, основанной на ис­ тинахъ христіанской вѣры; Я) отъ над­ лежащаго управленія этимъ бытомъ. Какъ во всякомъ быту, человѣкъ при­ готовляется къ жизни воспитаніемъ, такъ я въ сельскомъ быту необходимо вос­ питывать селянъ къ тому, что бы они могли сколько можно лучше и правиль­ нѣе выполнять вышеозначенныя условія благоденствія и пользы своего быта. Для сего воспитанія, начало которому ,79 полагается конечно въ семейной жизни, въ правилахъ и примѣрахъ ея, сельскій бытъ долженъ имѣть хорошихъ настав­ никовъ, грамотность, и доступныя для себя полезныя книги. Многое уже, от­ носящееся къ сему воспитанію, преду­ смотрѣно и предпринято или предприни­ мается попечительнымъ Правительствомъ: кромѣ сельскихъ духовныхъ пастырей, учреждены сельскія училища, и въ ду­ ховныхъ пастыряхъ даются наставники по сельскому хозяйству, приготовленные къ тому основательнымъ ученіемъ въ семинаріяхъ. Введеніемъ иашпмъ мы желали толь ко сказать, что правильное воспитаніе, какъ приготовленіе къ полезной общ е­ ственной жизни, столь же необходимо въ сельскомъ быту, какъ и во всякомъ дру­ гомъ быту. Но предметъ этотъ, хотя важенъ и необходимъ, все еще у насъ такъ новъ, что не всѣ убѣждены и въ пользѣ его, а еще болѣе не допу­ скаютъ возможности его, какъ то дока­ зываютъ публичные споры. Почему всякое сообщеніе, разъясняющее съ разныхъ сторонъ пользу и возможность сельскаго правильнаго воспитанія и об­ разованія, заслуживаетъ гласность и одоб­ реніе. Въ этомъ отношеніи, сообщаемъ здѣсь статью, подъ вышеприведеннымъ заглавіемъ, напечатанную въ 15 Сѣ­ верной Пчелы нынѣшняго года, обра­ щая на нее вниманіе нашихъ читателей. Авторъ ея хотя смотритъ съ общей точ­ ки на предметъ^ сельскаго воспитанія, однако указываетъ въ немъ новыя сто­ роны, и убѣждаетъ въ пользѣ и возмож­ ности такого исполненія особеннымъ образомъ. Правда, въ статьѣ его глав­ ное-хорош ая мысль, а до исполненія ея на дѣлѣ еще далеко; но мы думаемъ, что доброй мысли не должно покидать, и если есть малѣйшая возможность, какъ показывается авторомъ, осуществить эту мысль, то всѣми силами стремиться въ достиженію этого осуществленія. «Всѣ мы грамотность для простаго народа считаемъ дѣломъ первой необхо­ димости, и много хлопочемъ о распро­ страненіи ея, но едва ли не въ парал­ лель съ нею мы должны признать для него в необходимость знаній хозяйствен­ ныхъ, и едва ли не съ тѣмъ же усер­ діемъ должны хлопотать и о распростра­ неніи этихъ знаній въ иростомь вародѣ. Прошли уже тѣ счастливыя времена, когда нашъ простой народъ могъ удов­ летворять своимъ потребностямъ патрі­ архальною, такъ сказать, системою сво­ его хозяйства. Потребности народа съ каждымъ годомъ разнообразятся и раз­ виваются, а между тѣмъ средства къ удовлетворенію ихъ у насъ остаются почти одни и тѣ же. Кромѣ того, даже и тѣ средства, которыми встарину ноль- зовались при маломъ трудѣ, теперь уже значительно оскудѣли; земля въ однихъ мѣстахъ нуждается въ удобреніи, въ другихъ ея стало уже мало для прежнихъ широкихъ посѣвовъ; скотъ, при небреж­ номъ и невѣжественномъ уходѣ за нимъ, не удовлетворяетъ увеличившимся на не­ го требованіямъ качества и количества; сады, огороды, иеньки пчелъ, сравни­ тельно съ развившимися требованіями на нихъ, приносятъ мало о худо. Однимъ словомъ, куда ни посмотришь— вездѣ наіне сельское хозяйство требуетъ неот­ лагаемаго улучшенія во многихъ отноше­ ніяхъ. Это сознаетъ п самъ народъ, когда жалуетса на алохія времена, и мечтаетъ о золотомъ вѣкѣ прадѣдовской старины; это сознаетъ и Правительство, когда изыскиваетъ разныя мѣры и сред­ ства, какъ поправить вародиоѳ хозяйство. Если мы при этомъ примемъ еще въ со­ ображеніе нашихъ крестьянъ, то нельзя ,80 – не согласиться, что въ настоящею пору болѣе, чѣмъ когда нибудь, наше сель­ ское народонаселеніе нуждается въ бли­ жайшихъ руководителяхъ по сельскому хозяйству. Крестьяне наши мало по ма- лу, наконецъ, освобождаются изъ подъ вѣковой опеки своихъ помѣщиковъ, о тамъ, гдѣ прежде чуждая рука водила ихъ, такъ сказать, на помочахъ, тамъ они дѣлаются теперь свободными. Преж­ де, напримѣръ, крестьянинъ могъ быть дурнымъ или хорошимъ хозяиномъ, смот­ ря по тому, какооы были хозяйственныя распоряженія его помѣщика, а теперь онъ долженъ быть тѣмъ или другимъ, смотря по тому, какъ самъ сумѣетъ по­ вести дѣло. И нѣтъ никакого сомнѣнія, что крестьянинъ, предоставленный, та­ кимъ образомъ, самому себѣ, встрѣтитъ весьма много трудностей при улучшеніи своего быта, потому что, съ одной сто­ роны, его собственны» понятія о хозяй­ ствѣ еще до крайности невѣжественны, а съ другой— ему не къ кому обратить­ ся въ этомъ дѣлѣ за благимъ совѣтомъ. Въ самомъ дѣлѣ, всмотритесь ближе въ жизнь поселянина, отъ кого онъ ус­ лышитъ живое слово, къ кому обратится ори хозяйственныхъ недоумѣніяхъ раз­ наго рода? М ы знаемъ, что староста, писарь и другія’представительныя особы сельскаго общества, чрезъ которыхъ, обыкновенно, производятся хозяйствен­ ныя распоряженія Палаты Государствен­ ныхъ Имуществъ, не могутъ, да и не хотятъ осмыслить, какъ слѣдуетъ, въ своемъ обществѣ эти распоряженія. Свя­ щенники, которымъ, кажется, именно съ этою цѣлію читается въ семинаріяхъ пол­ ный курсъ сельскаго хозяйства, считаютъ какъ бы вовсе не своимъ дѣломъ руко­ водить прихожанъ въ трудахъ ихъ обы ­ денной жизни. Остается теперь ещ е одно мѣсто, откуда бы могъ раздаваться ж и­ вой голосъ о сельскомъ хозяйствѣ, это сельскія націи школы: но говорятъ ли онѣ хоть что нибудь о сельскомъ хозя- ствѣ? Науки, приспособленной къ пот­ ребностямъ сельскаго общества, и низве­ денной на степень пониманія мальчиковъ сельскихъ школъ, у насъ еще не суще­ ствуетъ. По стеченію разнаго рода об­ стоятельствъ, наука сельскаго хозяйства нашла себѣ у насъ пріютъ только въ у – ниверситетахъ, институтахъ и нѣкото­ рыхъ другихъ заведеніяхъ, спеціально назначенныхъ для этой цѣли. А между тѣмъ, разсматривая съ практической сто­ роны наши сельскія училища, видишь, что едва ли другое какое заведеніе чув­ ствуетъ въ себѣ столько настоятельной нужды въ этой наукѣ, какъ они, потому что за дверями сельской школы всякому школьнику лежитъ одна дорога — раздѣ­ лять трудъ хозяйства съ своимъ дѣдомъ, отцомъ, братомъ и другими лицами своей семьи. Кромѣ того, если мы, распростра­ няя въ простомъ народѣ грамотность, имѣемъ въ виду, кромѣ, разумѣется, раз­ витія вообще, и частное приложеніе ея къ жизни, то, безъ всякаго сомнѣнія, въ жизни простаго крестьянина нѣтъ друга- то бодѣе близкаго предмета, къ которо­ му бы онъ могъ и долженъ былъ прило­ жить свою грамотность, какъ сельское хозяйство. Пожалѣйте бѣднаго грамотни- ва крестьянина; дайте ему возможность, вмѣсто какихъ нибудь Фантастическихъ бредней нижегородской литературы, чи­ тать книги существенно для него полез­ ныя, дайте ему возможность читать и понимать книги, трактующія охозяйствен- номъ и экономическомъ бытѣ его самого; растолкуйте ему, что значатъ всѣ эти ученые термины въ этой близкой его уму и сердцу литературѣ, безъ объясне­ нія которыхъ онъ боится ея, какъ лаби­ ринта, въ которомъ можетъ заблудиться ,- 81 на первыхъ же шагахъ. Уже і и , въ са. ыомъ дѣлѣ, нашъ грамотный простой на­ родъ только п способенъ питать произ­ веденія тупаго ума п разгоряченной Фан­ тазіи, н восхищаться пмв? Е сіи онъ пи­ таетъ подобнаго рода произведенія, это повязываетъ только то, что у него есть страшная охота къ чтенію. Читать же что набудь дѣльное, прямо для него по­ лезное, у иего нѣтъ возможности, частію по дороговизнъ дѣльныхъ кивгъ, а еще болѣе потому, что многое замаскировано научною терминологіею, съ которой ему, самоучкѣ, никакъ ве справиться И такъ, дайте возможность простому народу дѣ­ лать приложеніе своей грамотности бо­ лѣе производительно, откройте ему хоть хозяйственную СФеру. Тогда только про­ стой поселянинъ пойметъ всю важность грамотности, пойметъ, что она откры каетъ ему возможность не только напи­ сать грамотку, прочитать въ церкви, во услышавіе всего сельскаго общества, часы, каѳясмы, сдѣлаться, при открыв­ шейся вакансіи, волостнымъ писаремъ и т. п., что уже весьма цѣнно для про­ столюдина, но что грамотность, сверхъ того, можетъ еше открыть передъ намъ н свѣтъ хозяйственной дѣятельности, а это уже такой прогрессъ, въ которомъ поселянинъ видитъ для себя все свое благосостояніе. Сверхъ того, преподава­ ніе сельскаго хозяйства въ сельскихъ школахъ обезоружитъ п всѣ напалки за­ коренѣлыхъ консерваторовъ невѣжества, которые обыкновенно говорятъ, что хо- тя н справедлива русская пословица, ученье—свѣтъ, а не ученье—тма, но э- тотъ свѣтъ таки ни сколько нѳ проли­ ваетъ своихъ лучей на самую, необходи­ мую а самую существенную дѣятельность поселянина, именно на сельское хозяй­ ство. По этому, говорятъ они: «хотя наша дѣти и внуки, учившись въ школѣ. сдѣлались грамотными, но въ хозяйствѣ они все таки не сдѣлались лучше насъ, безграмотныхъ.» Совсѣмъ другое сужде­ ніе -о школѣ и ученіи произнесутъ эта господа, когда школа будетъ открывать поселянамъ глаза въ той г.Ферѣ, гдѣ оии болѣе чувствуютъ нужду въ свѣтѣ, и гдѣ, слѣдовательно, они скорѣе могутъ ви­ дѣть благіе плоды ученья я грамотности. При такихъ условіяхъ сельская школа могла бы сдѣлаться настоящимъ ораку­ ломъ для сельскаго общества; къ ней о б ­ ращались бы за совѣтами не только уче­ ники, но и люди-хозяева; учитель сель­ ской школы, въ такомъ случаѣ, былъ бы въ полномъ смыслѣ народнымъ учите­ лемъ, потому что истинное назначеніи сельскаго учителя какъ чрезъ школу, такъ н чрезъ частные совѣты съ иосе- лянами, проводитъ въ ихъ общество идеи п знанія, прямо для нихъ необходимыя. Такимъ образомъ^всѣ тѣ усовершенство ванія въ сельскомъ хозяйствѣ, которыя выработаны наукою н опытомъ, сдѣла лись бы достояніемъ не избранныхъ только, но достояніемъ всѣхъ вообще, имѣющихъ здравый смыслъ в охоту знать и пользоваться ими. Нечего уже и гово­ рить о томъ, что сельское хозяйство, взятое само въ себѣ, представитъ вся­ кому крестьянскому мальчику много за­ нимательности в самаго жяваго интере­ са, потому что оно будетъ говорить ему о такихъ предметахъ, которые онъ ви датъ у себя дома каждый день, и съ которыми онъ самъ имѣетъ дѣло, какъ помощникъ своего отца-хозяона. «Сообразивъ всѣ эти обстоятельства, можно прямо сказать, что при настоя щемъ положеніи вещей, едва ли какая нибудь мѣра, направленная къ улучше­ нію быта и хозяйства вообще всѣхъ по­ селянъ, можетъ быть столько полезною легкою, какъ введеніе преподаванія сель-. ,- 82 – сваго хозяйства въ нашихъ сельскихъ школахъ. Этою послѣднею мѣрою вы заставите самаго крестьянина думать надъ улучшеніемъ своего быта, и онъ будетъ не обезьяною, перенимающею тѣ или другія улучшенія, а существомъ, разумно воспринимающимъ. А мы зна­ емъ, что только тамъ, гдѣ хозяйство проникнуто животворною мыслію, гдѣ хозяинъ можетъ объяснить себѣ, почему онъ дѣйствуетъ такъ или иначе, о гдѣ, наконецъ, на всякое усовершенствованіе смотрятъ не какъ на таинственное хит- росплетевіе или умудреніе, а какъ на дѣло могучаго человѣческаго ума, посто­ янно стремящагося, чрезъ улучшенія разнаго рода, сократить трудъ и время яо всякомъ экономическомъ явленіи, только тамъ, говоримъ, нѣтъ и не мо­ жетъ быть рутины, сковывающей эконо­ мическое развитіе народа, и только тамъ есть арочная надежда на улучшеніе его быта, на успѣхъ въ развитіи. «Спрашивается теперь: какимъ же об­ разомъ и въ какомъ объемѣ должно быть преподаваемо въ нашихъ сельскихъ шко­ лахъ сельское хозяйство? «Безъ всякаго сомнѣнія, обученіе сельскому хозяйству въ сельскихъ шко­ лахъ должно быть наглядное, въ видѣ практическихъ совѣтовъ, прямо примѣ­ нимыхъ къ потребностямъ той мѣстно­ сти, гдѣ оно читается. Сельскому учи­ телю, напримѣръ, нечего много распро страняться о садоводствѣ тамъ, гдѣ эта отрасль хозяйства или невозможна по самому характеру мѣстности, или невы­ годна по другимъ экономическимъ сооб­ раженіямъ, и, напротивъ, онъ долженъ подробно говорить о немъ тамъ, гдѣ са­ ды составляютъ одинъ изъ важнѣйшихъ промысловъ поселянъ. Подобное’ примѣ­ неніе’ пречодаваиія сельскаго хозяйства съ одной стороны сократитъ’ врсий? о не будетъ утомлять мальчиковъ выслу­ шиваніемъ того, что прямо не относит­ ся къ ихъ домашнему хозяйству; съ дру­ гой, говоря подробно о томъ, что близ­ ко сердцу и глазу всякаго изъ мальчи­ ковъ, учитель заставитъ ихъ обратить серіозное вниманіе на предметы ихъ обы­ денной хозяйственной жизви, и слѣдо­ вательно изучить то, что можетъ при­ нести имъ самую существенную пользу. Сельское хозяйство должно быть препо­ даваемо въ послѣдній годъ училищнаго курса, когда ученики уже привыкли къ рѣчи своего’ учителя, когда выучились уже довольно хороню читать, писать, считать, когда самый разсудокъ ихъ уже въ состояніи наблюдать и подмѣчать раз­ личныя явленія, и выводить изъ нихъ тѣ или другія заключенія; одномъ сло­ вомъ, когда ученики уже совершенно подготовлены въ слушанію уроковъ бо­ лѣе серіозныхъ и болѣе обширныхъ. Въ этотъ годъ, вмѣсто всякой другой книж­ ки для чтенія, должно выбрать книгу сельскаго хозяйства, въ котопой были бы простымъ языкомъ изложены самыя необходимыя хозяйственныя познанія. Эту книгу учитель долженъ заставлять учениковъ читать, дѣлая постоянно самъ * < . разнаго рода объясненія и пополненія. «Для практическихъ занятій учени­ ковъ, хорошо было бы отвести сельско­ му училищу нѣсколько десятинъ земли. Такое пожертвованіе, безъ всякаго сом­ нѣнія, не составило бы для сельскаго общества большаго убытка, а между тѣмъ могло бы принести ему большую выго­ ду. Такъ какъ въ большей части нашихъ селъ поля лежатъ почти около самыхъ селъ, то учитель вмѣстѣ съ своими уче­ никами могъ бы, безъ всякаго обреме­ ненія для нихъ и для себя, заниматься хозяйствомъ на этомъ полѣ. Здѣсь онъ мгігъ бы показать ямъ на дѣдѣ не толь- 2 ,- 83 во необходимость во многихъ случаяхъ улучшенія нашего пресловутаго хозяй ства, но и могъ бы сообщить нмъ са мыя знанія объ улучшеніи в способъ ихъ примѣненія. Удобреніе поля, плодо- с,цѣнная сисіема, улучшенные способы распашки, посѣва, уборки в проя,, по­ казали бы на самомъ дѣлѣ свою прило­ жимость а свое значеніе, и на нвхъ не смотрѣли бы тогда наша православные мужички, какъ на что-то заморское, что къ намъ, Русскимъ, не прививается, и что производитъ въ нашемъ хозяйствѣ только кутерьму. Кромѣ этой практич­ ности, подобный ноля имѣли бы еще и другую выгоду, не менѣе важную; при­ надлежа учителю, а обрабатываясь сооб­ ща его учениками, эта ноля улучшили бъ бытъ нашихъ горемыкъ сельскихъ учи* телей, которые тѣмъ съ большимъ раче­ ніемъ принялись бы за это дѣло, чѣмъ далѣе видѣли бы въ интересѣ своихъ у- ченнвовъ свой собстненный интересъ. «Въ одинаковой мѣрѣ полезно бъ было завести, по мѣрѣ надобности, при сель» свихъ училищахъ небольшіе сады, ого­ роды и другія хозяйственныя заведенія. Но не нужно здѣсь имѣть въ виду тѣхъ садовъ в огородовъ, которые часто за­ водятся только для Формы, — имѣя въ виду не экономическій яла хозяйствен­ ный интересъ, а просто, чтобъ показать товаръ лицемъ. Главное, что должно наб­ людать при заведеніяхъ подобнаго рода это «больше пользы, и какъ можно ме­ нѣе издержекъ» «А что преподаваніе сельскаго хозяй. Ства въ сельскихъ школахъ не есть пус­ тая мечта, ве имѣющая приложенія къ дѣйствительности, можемъ сослаться въ этомъ случаѣ на Германію, кавъ на об­ разецъ въ этомъ ролѣ. Кому не извѣстно высокое развитіе сельскаго хозяйства въ зтой странѣ, и кто вмѣстѣ, съ тѣмъ не знаетъ, что въ народныхъ школахъ Гер­ маніи преподаваніе сельскаго хозяйства въ послѣднее время занимаетъ одно изъ важнѣйшихъ мѣстъ въ системѣ народна­ го образованія? Съ тѣхъ поръ, какъ ис­ тинно благородная ревность нѣкоторыхъ изъ учителей и основателей разнаго ро­ да хозяйственныхъ обществъ и училищъ доказала, какъ много можно сдѣлать для народа пользы чрезъ распространеніе хо­ зяйственныхъ знаній, стали обращать на эготь предметъ еще больше внима­ нія Любопытно замѣтить здѣсь о дѣя­ тельности одного германскаго народнаго учителя Ш нейдера, который, кажется, первый проложилъ широкій путь сель­ скому хозяйству въ народныхъ шкодахъ. До нею еще многіе учители считали преподаваніе сельскаго хозяйства въ сельскихъ школахъ дѣломъ несовмЬст- нымъ ни съ возрастомъ мальчиковъ, ни со временемъ, назначеннымъ для новаго курса въ сельскихъ школахъ: но онъ своимъ примѣромъ доказалъ, что въ сель­ скихъ школахъ можно совмѣстить пре­ подаваніе этого предмета, не стѣсняясь аи возрастомъ, ни временемъ. Сельское хозяйство, говоритъ онъ, въ сельскихъ школахъ вовсе не требуетъ тѣхъ обшир­ ныхъ размѣровъ, въ которыхъ оно чи­ тается въ высшихъ училищахъ; здѣсь оно должно быть читаемо приспособи­ тельно въ развитію мальчиковъ—коротко и наглядно. Кромѣ своихъ занятій въ школѣ, Ш нейдеръ распространялъ хо­ зяйственныя знанія въ простомъ народѣ и другимъ путемъ. По порученію одного сельско-хозяйственнаго общества, онъ, въ качествѣ странствующаго учителя, переѣзжалъ изъ города въ городъ, изъ селенія въ селеніе, изъ деревни въ де­ ревню, вездѣ читая свои уроки о сель­ скомъ хозяйствѣ. На эти уроки изъ всѣхъ окрестностей собирались, кромѣ множе- ,84 – ства простаго народа, и сельскіе учите* ля, которые, будучи проникнуты такою ревностью Шнейдера, и сани стали въ свою очередь ревностно заниматься съ учениками своихъ школъ изученіемъ сель­ скаго хозяйства. Эдуардъ Дюррѳ (въ А ІІ§ е те іп е ОеиІзсЬе ЬеЬгеггеіІип§ /Н58 г. Л: 16) сообщаетъ и другой не менѣе любопытный Фактъ того, съ какою рев­ ностью въ Германіи взялись за препода­ ваніе сельскаго хозяйства простому на­ роду, « Весьма любопытно замѣтить, гово­ ритъ онъ, о благотворной дѣятельности одного почтеннаго человѣка, Барона фонъ Бабо, старика выше шестидесяти лѣтъ. Онъ въ настоящую зиму (1458 г.) каждую Субботу просиживаетъ въ техни ческой залѣ, принадлежащей къ сельской школѣ. Сюда собираются за-просто вре стьяне, горожане и д > тридцати школь­ никовъ. Окруженный такимъ обществомъ, Баронъ Фонъ-Бабо читаетъ ему лекціи о сельскомъ хозяйствѣ. Эги лекціи носятъ характеръ простоты и практичности;час» то онъ вступаетъ въ разговоръ съ от­ дѣльными лицами, и въ-этой Формѣ пе­ редаетъ имъ необходимое. Тугъ произ­ водятся легкіе химическіе опыты, тут ь же разложены и дренажныя трубы, у- потребленіе которыхъ Баронъ фонъ – Ба­ бо объясняетъ самымъ простымъ и на­ гляднымъ образомъ. При всемъ томъ здѣсь царствуетъ непринужденность. Б а ­ ронъ фонъ – Бабо въ своей роли скорѣе походитъ на пріятеля, ведущаго дѣльную бесѣду съ своими друзьями, чѣмъ на учителя; онъ до того снисходителенъ, что слушатели его могутъ, не стѣсняясь, курить сигару или трубку, отъ которыхъ тамъ а сямъ поднимается вверхъ слад­ кій для Нѣмца дымъ настоящаго пФальц- скаго табака. «Этотъ же Баронъ Фонъ-Бабо, какъ членъ сельско-хозяйственной общины, объѣзжаетъ, послѣ Троицы, всѣ тѣ мѣ­ ста, изъ которыхъ учители доносили об­ щинѣ о своемъ преподаваніи сельскаго хозяйства, и производитъ испытанія уче­ никовъ по этому предмету. Эги испыта­ нія бываютъ тѣмъ любопытнѣе, что Б. фонъ Бабо обыкновенно возитъ при себѣ ящ итскъ съ химическими аппаратами в, по мѣрѣ надобности, производитъ хими­ ческіе опыты для того, что бы уяснить чрезъ это нагляднымъ образомъ тѣ уче­ ныя вещи, которыя безъ того не такъ- то понятны мальчикамъ сельскихъ школъ. «Такамъ образомъ, въ короткое время, преподаваніе сельскаго хозяйства -весьма прочно привилось въ сельскихъ школахъ Германіи, а принесло вождѣленные пло­ ды. «Какъ отрадно было бы убѣдиться, что а у насъ ееіь такіе же благородные друзья простаго народа, какъ Ш нейдеръ а Баронъ фонъ Бабо! Надѣемся, что кто побудь изъ нихъ отзовется на нашъ го лог.ъ, п выскажетъ свое живое слово объ этомъ предметв. Г . В …………… скііі. О. 3 . нзеши изъ У’пзіов ь. В олчанскъ, ІО февраля. Давяо уже носилась молва о предполагаемомъ открытіи по уѣзд­ нымъ городамъ публичныхъ библіотекъ, и вотъ недавно пзвѣстплпсь мы объ учрежденіи и въ нашемъ городкѣ такой библіотеки, доступной для всѣхъ любителей просвѣщенія За весьма умѣренную плату, здѣсь можно получать но­ выя книги и журналы, разумѣется съ руча­ тельствомъ акуратнаго доставленія. Она будетъ наполняться вновь выписываемыми сочиненіями, за сумму выручаемую отъ читателей. Это благо­ дѣтельное учрежденіе Правительства, служащее въ большему развитію народной образованности, принято нами съ живѣйшимъ восторгомъ, тѣмъ болѣе, что многіе ваши граждане нуждаются къ книгахъ, а у нѣкоторыхъ хотя н есть книги. ,- 85 – по уже отжившія свои вѣкъ, которыхъ читать рѣ­ шительно нѣтъ охоты. А какъ пріятно въ часы досуга побесѣдовать съ умною книгой повремен­ наго изданія, не заслужившею еще участи ле­ жать въ пыльныхъ сундукахъ, для назиданія грядущаго потомства. Отъ души желаемъ, что­ бы это полезное открытіе нашло сочувствіе • во всей читающеіі публикѣ, въ чему будетъ не равнодушенъ н Гр. Иваненковъ. Ч А С Т Н Ы Я О Б Ъ Я В Л Е Н І Я . 4) Особа, знающая въ совершенствѣ музыку и языки русскій, французскій и Нѣмецкій, также рукоОгьлье, желаетъ и мѣть у себя въ домѣ ученицъ, за очень умѣренную плату, жительство имѣетъ въ домѣ полковника Соляиикова , Ж 370, Троицкаю прихода. — 4, 2) Принявъ па себя обязанность агента вновь учрежденнаго а Московскаго Страхо­ вою отъ огня общества», имѣю честь по- когніьтне проситъ и, желающихъ стра­ ховать отъ огня недвижимыя и движимыя имущества, находящіяся какъ въ г. Харь – ковѣ, такъ и въ уѣздныхъ юродахъ Харь­ ковской губерніи, обращаться , во всякое время дня, въ Контору мою, помѣщающую ся въ Харьковѣ, на Троицкой улицѣ , въ домѣ подъ Ж 429, Агентъ Илья Ивановичъ Тертичниковъ.- 3 . 5) Продается въ 2-хъ верстахъ отъ і. Иупянска 78 дес., по плану генераль­ наго межеванія, дровяпаиі лѣса, въ ко­ емъ находится изба, колодезь, пасенное мѣегпо и омшаникъ. О цѣнѣ можно уз­ нать отъ помѣщика Купянскаго уѣзда, коллежскаго ассесора Ѳедора Никанорови- ча Соболева,—5. О тъѣзжаютъ за границу : 4) Губернскій секретарь Викторъ Ефи­ мовичъ Зимницкіи,—въ Австрію, Фран­ цію и Италію.—4. 2) Норвежскій подданный изъ Кенигс­ берга, купенъ Фридрихъ Вилыелъмъ Блю- менталъ,—во Францію. — 4. о) Харьковскій купецъ Леопольдъ Гириі- манъ,—въ Германію —2. К) Саксонскій подданный овцеводъ Гейн- рихъ Адольфъ Фогель,—въ Австрію, Прус­ сію и Саксонію,—2. 5ф Русская подданная Розалія Томас- сенъ,—въ Парижъ,—5. о ішшвшііхъ и вышнихъ. Отъ 26 по 27 -тетрада прибыли: Изъ г. Лебедина, над. сов. и коллеж. сов. Ковалевскіе; сл. Корочи, гитаб.-кап. ЗІещерскгй и кап. Васильевъ; ». Зміева* поруч. Мафиловъ. В ЫЪХАЛ И: Въ г. Бѣлгородъ, подп. Мухановъ и прап. Андреевъ; С. Петербургъ, іем ма- горъ Тихог^кій и гитпаб.-капитанъ Арес­ товъ. Оеч. оозвол. 28 Февраля 1859 г. Ценсоръ А. Зернинъ . Редакторъ Щитовъ-