ХАРЬКОВСКІЯ часть в т л ц і ы ь а і а . Л ? 9 . Ф Е В Р А Л Я 2 6 . I 8 8 Содержаніе: Два Алгера.—Рѣчь.—Картины Г. Профессора И. К. Айвазовскаго.—О Квассіи —Частныя объявленія —О пріѣхавш и выѣхавш. — Метеорологпч. наблюденія. ДНА АНГЕЛА. Сражались люди за Христа, За родину, за Православье; И тяжесть велію креста Несли легко, врагамъ въ безславье. Господь, взирая съ высоты На духъ покорнаго смиренья, Черты нетлѣниой красоты Двухъ ангеловъ, для утѣшенья, На помощь ниспослалъ душамъ. Вскипѣла страшно ада злоба И съ бурей бросилась къ врагамъ. Съ улыбкою взирали оба, Какъ ядра падали къ стопамъ! Больница сотворилась храмомъ, Куда они спѣшили течь. Была спасительнымъ бальзамомъ Увѣчнымъ ангельская рѣчь! И вся Россія въ умиленьѣ Поетъ имъ гимнъ любвв святой: Да будетъ вамъ въ благословенье Великій крестъ страны родной! . П ч .) РѢЧЬ ПРОИЗНЕСЕННАЯ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЫМЪ ИННОКЕНТІЕМЪ, архіепископомъ Х ерсонскимъ и Т аврическимъ , въ Одесскомъ Преображенскомъ соборГ., Января 17, 1855 г., ііослѣ напут ст венною м олебст вія предъ вы ст упленіем ъ изъ О дессы о т р я д а Б о л га р ск а го обрат н о къ брегам ъ Д у н а я . М уж ест венны е и Х ри ст олю би вы е Б о л га р ы / Не смущается ли кто либо изъ васъ духомъ отъ того, что желаніе ваше — быть и сра жаться противъ общихъ враговъ нашихъ подъ стёнами Севастополя не исполнилось, и вамъ, съ иоловины пути вашего туда, должно воз вратиться теперь паки къ брегамъ Дуная? Но обстоятельство сіе, не вожделѣнное, конеч но, для вашего мужества, само по себѣ долж но не столько печалить, сколько радовать в васъ и нлсъ; ибо, что значитъ этотъ неожи данный возвратъ вашь къ брегамъ Дунай скимъ?—То, что Севастопольская твердыня і нііиигіГ ,- 6Д — наша не имѣетъ уже нужды въ умноженіи числа ея защитниковъ,—то, что угрожавшій ей врагъ, потерялъ наконецъ свою силу и дерзость, о престалъ быть опаснымъ. Зачѣмъ же бы послѣ сего продолжать вамъ путь, столь не близкій п такъ притрудный, туда, гдѣ все само собою начало клониться въ же данному для насъ концу?..,. На родныхъ вамъ брегахъ Дуная, напротивъ, вы всегда и вездѣ весьма полезны для рати Русской, полезны даже безъ оружія вашего, однимъ присутствіемъ своимъ, какъ совершенно знаю щіе языкъ и всю мѣстность страны родной. Возвращайтесь по сему съ миромъ, куда зоветъ васъ гласъ вождей вашихъ! И не кон чивъ настоящаго пути вашего, вы исполнили свой долгъ и достигли своей цѣли, показавъ предъ линемъ Россіи и всего свѣта, что Вѣ ра и Отечество для васъ дороже всего, что Россія, пока будетъ угодно Богу, занимаетъ для васъ мѣсто вашего собственнаго отече ства, что гдѣ воля и гласъ Царя Бѣлаго, тамъ мечь и жизнь Болгарина. Такихъ чувствъ и жертвъ не забываютъ и частные люди: тѣмъ паче не забудутъ ихъ Россія и ея великій Самодержецъ! Не удивляютъ ли васъ необыкновенный видъ и неожиданныя превратности брани на стоящей?—Но, если что, то сіе самое пока зываетъ, что настоящая брань есть брань не человѣческая, а Божія; потому что пути Бо жіи, по увѣренію Пророка, отстоятъ— какъ небо отъ земли — отъ путей человѣческихъ. Гдѣ была бы слаьа Небеснаго Самодержца, если бы еще до окончанія брани, могъ кто либо изъ насъ указать и сказать: вотъ гдѣ и вотъ какъ начали мы свое дѣло; такъ и такъ ведемъ его и продолжаемъ, а вотъ здѣсь и вотъ чѣмъ — мы же окончимъ его! — Нѣтъ, возлюбленные, подобныя, великія и священ ныя, брани начинаются только людьми; а оканчиваетъ ихъ самъ Богъ, ими же вѣсть судьбами и образомъ… Отъ Него по сему — свыше намъ должно ожидать окончательнаго приговора всѣмъ нашимъ трудамъ о подви гамъ, желаніямъ и надеждамъ. Къ ободренію я утѣшенію нашему должно служить одно, что не мы начали сію брань, что вступая въ иее невольно, мы не имѣли никакихъ коры-’ стныхъ видовъ, а только повиновались необ ходимости, что мы не желали и теперь ие желаемъ зла самимъ врагамъ нашимъ, а ис кала и ищемъ того, что совершенно необхо димо для насъ и весьма полезно было бы для нихъ самихъ. Посему, еслп, какъ гово ритъ Евангеліе (*), отъ репія ие собираютъ смоквъ, и напротивъ отъ смоквъ не произ растаетъ репіе: то поелпку мы сѣяли п сѣемъ не репія, а смоквы, какъ бы и чѣмъ бы ни окончилась брань настоящая, она должна на конецъ принести для всѣхъ пасъ плоды не горькіе, а сладкіе и благословенные. Я говорю: н акон ец ъ —п въ природѣ види мой однѣ сѣмена всходятъ, даютъ цвѣтъ и плодъ въ то же самое лѣто; другія выходятъ изъ земли уже по прошествіи зимы п въ про долженіи ея кажутся какъ бы потерянными; иныя наконецъ воскресаютъ къ жпзни по прошествіи не одного, а нѣсколькихъ годовъ. Что удивительнаго, если и настоящее наше, слезное п кровавое сѣяніе взойдетъ, дастъ цвѣтъ и плодъ не вдругъ, а со временемъ? Возвратившись къ соплеменникамъ вашимъ, не забудьте громко возвѣстить имъ, что Пра вославная Россія твердо помнитъ, отъ кого пріяла она нѣкогда на родномъ языкѣ своемъ Слово Божіе, никогда не забудетъ древняго святаго союза своего со страною Болгарскою, о — во время благонотребно — не пожалѣетъ ничего для уплаты съ лихвою своего долга душевнаго. Бъ знакъ сего союза о въ упованіи на ми лость Божію, да возгласятся, послѣ обычныхъ многолѣтій, многая лѣта и мужественному и христолюбивому народу Болгарскому!—Аминь. (*) Мат. VII, 16. ,КАРТИНЫ Г. ПРОФЕССОРА И. Ііщ А йвазо (ігь Харьковѣ, иа выставкѣ въ пользу раиеныхъ.) Я видѣлъ чудныя картииы!… Но нѣтъ…, картппъ я не видалъ! Я странствовалъ и созерцалъ II неба, и морей пучины! Я видѣлъ волны, облака Въ неуловимомъ измѣненьи, Котораго ничья рука При человѣческомъ умѣньи Не въ состояніи схватить,— Не можетъ такъ остановить, Чтобъ въ точности изобразить! Картину Божія творенья Въ краяхъ различныхъ я видалъ, И точнаго изображенья Уже напрасно бы искалъ На очарованной холстинѣ; Что движется, бѣжитъ, живётъ, То взоръ въ природѣ лишь найдётъ II—Айвазовскаго картинѣ! С. И. Кованько. Ничто о примѣненіивъ домашнемъ быту двухъу глскисланатра, вѣстнаго въ общежитіи подъ назва ніемъ соды. (Окопчаніе.) (*) О КВАССІИ. Названіе квассіи происходитъ, какъ пола гаютъ, отъ имени одного негра, Квасси ((^иаззі), въ Суринамѣ, въ Южной Америкѣ, ознакомившаго, въ 1760 году, европейца О Си. НеоФ. ч. 8 Ж X. Губ. Вѣд. Дальберга съ цѣлебными свойствами этого дерева. Квассія имѣетъ горькій, вяжущій, весьма непріятный вкусъ. Кому незнакомы сдѣланные изъ этого дерева стакаиы п ша рики, встрѣчаемые въ общежитіи? Стаканы это наполняютъ водою, которая въ короткое время насыщается горькими вытяжными ве ществами квассій. Эту воду, имѣющую очень противный вкусъ, пыотъ, какъ лекарство. Эго лекарство, конечно, не совсѣмъ пріятно; но развѣ маленькую непріятность не искупаетъ большое удовольствіе — быть здоровымъ? — Удобнѣйшій способъ употребленія квассіи, при которомъ горечь ея не такъ ощутитель на, заключается въ слѣдующемъ: въ обыкно венный графинъ кладутъ одиу унцію руб- леиыхъ стружекъ квассіи (Іідшіт (^иаззіае гаяраіит) (“) п вливаютъ въ него одну бу тылку хереса (*’) (испанское вино предпочн- тается всѣмъ други.мъ винамъ); потомъ гра финъ этотъ ставятъ на три дня въ тепломъ мѣстѣ (теплота должна быть умѣренная,— напр., вблизи комнатной печи). 11а четвер тый день жидкость процѣживаютъ сквозь гонкую тряпочку, о тогда лекарство готово. Нить приготовленную такимъ образомъ на стойку слѣдуетъ всегда тотчасъ передъ са мымъ завтракомъ и обѣдомъ, по одной рюм кѣ,—слѣдовательно, в с а д а передъ сам ы м ъ п р и нят іемъ пищи. Когда употребляемая бутылка настойки будетъ приближаться къ концу, должно заблаговременно приготовить новую, потому что квассія дѣйствуетъ на организмъ человѣка медленно, не вдругъ, какъ дѣйст вуетъ въ природѣ все то, что даетъ дѣйст вительную силу и крѣпость. Въ медицинѣ подобное средство, какъ квассія, называется т опическим ъ ; слѣдовательно, только продол жительное и постоянное употребленіе квассіи, безъ перерывовъ , можетъ принести сущест венную пользу больному. Но, чтобы уяснить читателю вполнѣ цѣлебныя свойства квассіи (*) Одна унція квассіи стоитъ 4 к. сер. и мелѣе. (“ ) Цѣною не менѣе 75 к. сер. ,и доказать ря дѣйствіе въ описанномъ нами разстройствѣ здоровья, мы предварительно коснемся другихъ предметовъ, которые не чувствительно приведутъ насъ къ самой квае сіи.—ЛаФатеръ, дѣлая, по физіономіи , заклю ченіе о характерѣ человѣка, говоритъ, что человѣкъ, ее заботящійся о чистотѣ своихъ зубовъ, есіь человѣкъ съ неблагородными чувствами. Намъ кажется, что это замѣчаніе знаменитаго Физіономиста не дѣлаетъ особен ной чести его проницательности. Ближе бы до бы сказать, что въ такомъ человѣкѣ не пробудилось еще чувство красоты, присущее всѣмъ людямъ въ большей или меньшей сте пени. Этому чувству обязаны мы многимъ въ жизни: подобно чувству самосохраненія, оно бережетъ и хранитъ человѣка. Съ иер ьымъ его проявленьемъ, начинаемъ мы поз навать себя и понимаемъ уже, что зубы да ны намъ не для одного размельченія пищи. II дѣйствительно, только человѣку, совер шеннѣйшему изъ твореній земныхъ, дано Всевышнимъ право говорить и смѣяться. По поѣли видятъ въ этомъ правѣ указаніе па высокое значеніе рта въ нравственной при родѣ человѣка? Къ сожалѣнію какъ мало вс трѣчаемъ мы заботливости, при воспитаніи, объ этомъ главномъ орудіи человѣческой мы ели! — Но странной прихоти судьбы, ночи у всякаго изъ насъ, уже на 25 году отъ рож денія, не достаетъ большихъ коренныхъ зу Совъ,—иногда «чце и другихъ, нокоренныхі непремѣнно. Конечно, многіе обладаютъ всѣ ми 32 зубами, но они составляютъ рѣдкое исключеніе въ образованномъ классѣ обще сгва. Изъ 100 человѣкъ едва ли десятая часть наслаждается этимъ счастіемъ. — Многіе изъ насъ могутъ отнести къ себѣ слова, сказан- у ныя Вольтеромъ, въ одномъ письмѣ къ Бо марше: «Какъ вы счастливы: вы здоровы,— вамъ тридцать лѣтъ — и у васъ 32 зуба.» — Разсматривая зубы съ гигіенической точки зрѣнія, можно сказать утвердительно, что ори служатъ самыми вѣрными признаками здороваго состоянія пищеварительныхъ орга новъ Предусмотрительная природа, подъ старость, отнимаетъ зубы, вѣроятно, съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы отнять у’насъ средства вредить самимъ себѣ: съ этимъ недостаткомъ можемъ мы употреблять только пищу легко- сваримую, — слѣдовательно, безвредную для отжившаго организма. Но въ молодости, ког да мы насилуемъ природу, она поступаетъ строже: лишаетъ насъ тѣхъ же самыхъ средствъ, порождая болѣзнь, т. е. порчу зу бовъ. Памъ скажутъ, что ѣдкія лекирства и простуда также разрушаютъ зубы. Эго прав да: но причины эти являются случайно и дѣйствуютъ быстро. Мы же разсматриваемъ только ту причину, которая дѣйствуетъ мед ленно и постоянно и происходитъ отъ не благоразумнаго употребленія пищи.— Изслѣдо ванія объ этомъ предметѣ извѣстнаго про фессора Кленке (*) доказали положительно, (*) Профессоръ Клейко, въ прекрасномъ своемъ сочиненіи, получившемъ премію въ 1,000 чорп., подъ заглавіемъ: І)іе ѴегсІегЬпІ88 сіег ХаЬпе ѵоп іі. КІепске (Сегкгопіе РгеібзсНгіГі. 1850), въ 86, говоритъ: «Е й ійі 8СІюп оГі Ое§еп8сЬіапс1 1сг ЕгГаЬгип§ «емезеп, с!а$ 8аигеп, хѵеісііе зісЬ еш Ма«еп ЬіЫеп, ^ехѵіззегшаваеп ап сіег 8сМеітЬаиІ ЬегаиГкгіесЬеп иші іи сіег Мшкі- поЫе віеіі ЬеіпеткЬас шасЬеп. Ісіі шбсЬіе аиГ !Ііе88е, аисЬ ѵоп МагсЬашІ §еГип(1еп \ѴаІігпаЬ- шип” еіпе Ап.8ІсІіІ5сЬіііІ8еп,паіпІісЬ: сіаз Ьеі Ье- чошіегеп заигеп Хизскіапсіеп <І 08 Ѵег(1аип«- заррагаіез сііе 8а1гГаиге ипсі МІІсЬзаиге е8 8ІпсІ, хѵеІсЬе <1іе ап Коіііепзаигет Иаіке йЬег- гісЬеп іііЬпе гег8еІ8еп. Сіешіі ІтаГе (Не Ег- ІагЬгипЗ гизаттеп, с1а8 (Ііе ХаЬпе ѵѵеіеііе ат Меізіеп ѵоп сіег 8сЫеітЬаиІ ЬегііЬгІ хѵегЗеп ип(1 ат еі§епГіібЬеп 2иГІіІ88е сіег Мип(1еисЬі1і§- кеііеп Ііе^еп, паЬтІісЬ сііе БаскепгаЬпе, §е- гасіе «ііеуепі^еп віпсі, хѵеісііе ат НаиГі«8Іеп ѵоп сіег во^епаппіеп сагіез зісса егчегіззеп хѵепіеп. ѴѴаз (ііезе АпзісЬі посЬ Ьезсіііагкі ізі, сіаз (Ііе АизГііІІцп§ зоІсеЬг ХііЬпе (Іеп Ргогезз іп сіет I еіптаі §еЬіе(1еІеп ЕосЬе 8ІІ8Іігеп капа, аІ80 I Ьіег (ііе ѵо11і§е ВегііЬгип§ сіег 8ііиге ипсі Каі- ,- 67 – что разрушеніе зубовъ происходитъ преиму щественно отъ химическаго измѣненія слоиы при испорченномъ пищевареніи. Слизистыя оболочки въ полости рта составляютъ, нѣко торымъ образомъ, продолженіе слизистыхъ оболочекъ желудка; слѣдовательно, при испор ченномъ пищевареніи, или про обремененіи желудка пищею, кислота, образовавшаяся въ желудкѣ, сообщается слюнѣ, которая, въ свою очередь, получивъ свойство кислоты, дѣйст вуетъ разр)інительно о, соприкасаясь къ зу бамъ, разлагаетъ ихъ. И тамъ, гдѣ слизи стыя оболочки болѣе прилегаютъ къ зубамъ, или гдѣ удобиѣе могутъ скопляться слизи , отдѣляющіяся во рту, тамъ въ особенности и разрушаются зубы. Вотъ отчего мы преж де всего теряемъ большіе коренные зубы: она лежатъ именно въ той сторонѣ полости рта, гдѣ наиболѣе скопляются слизи При томъ, эти зубы, какъ постоянные, выходятъ одинъ разъ въ жизни, о на шестомъ году, т. е. въ такое время, когда окружающіе насъ не думаютъ объ ихъ сбереженіи, а мы сами бываемъ къ тому еще не способны. Очевид но, сколько пользы приноситъ, въ этомъ от- ношеиіи, ежедневное полосканіе рта теплою водою. Теплая вода съ большею легкостію, чѣмъ холодная, уноситъ ѣдкія слизи и орга ническія вещества, оставшіяся во рту отъ принятой пищи, и въ тоже время значитель но ослабляетъ дѣйствіе кпслоты, образовав шейся въ слюнѣ. Въ особенности важно это для тѣхъ, которые, по роду своихъ занятіи, поставлены въ необходимость проводить боль шую часть жизни въ комнатѣ. Кому не слу чалось замѣтить, преимущественно зимой, дѣйствіе атмосфернаго воздуха на полости рта, иоса и легкихъ? Отъ раздраженія при кепіе ѵегЬіпсІегІ хѵіічі. Еіпе іпіегеззапіе Вео ЪасІип§ (ІіігГе посН сііе зеіп, сіа» еіпе Бате пасЬ сіет СеЬгаисЬе сіез заигеп Моіке, аиГ «Згеі аиГ еіпапсіег Го1§епсІеп 8оттегп еіпе са гіез зісса а т Газѣ аііеп ВаскепгаЬпеп егЬаІІеп Ьаііе.» этомъ слизистыхъ оболочекъ, слюна отдѣ ляется въ большомъ количествѣ и, вообще, очищаются всѣ воздушные пути; но отъ ком натнаго воздуха не можетъ произойти тако го раздраженія; слѣдовательно, обычай по лосканія рта—обычай превосходный, вполнѣ замѣняющій, въ отношеніи къ зубамъ, дѣй ствіе атмосфернаго воздуха. Конечно, въ на ше время, опрятность, какъ остроумно замѣ тилъ кто-то, составляетъ шестое чувство об разованнаго человѣка, но одна опрятность не останавливаетъ разрушенія: она только замедляетъ его. Никакіе эликсиры и порошки не сберегутъ зубовъ, если мы не будемъ умѣренны въ пищѣ, или не исправимъ раз строеннаго пищеваренія. (*}—Эти Физіологи ческія наблюденія, вѣроятно, уже навела чи- (*) По мнѣнію Кленкс, одно герметическое пломбн- рованіе, т. е. безъ доступа воздуха, можотъ сохра нить испорченный зубъ; по когда этого сдѣлать нель зя, то едвалн не одна эссенція изъ мирры можетъ принести существенную пользу. Мирра— смола, она имѣетъ прекрасный ароматическій запахъ. Одной унціи эссенціи мирры (ІІПСІига ілутгЬае) доста точно для одного человѣка болѣе, чѣмъ на годъ; пѣ- сколько капель, разведенныхъ въ рюмкѣ воды, до статочны для–освѣженія рта. Унція этой эссенціи стоитъ отъ 10 —20 к. сер Относительно зубныхъ по рошковъ замѣтимъ одно: ихъ надобно употреблять съ большою осторожностію и весьма рѣдко, обращая особенное вниманіе на вещества, изъ которыхъ онк составлены. Извѣстно, что относительная твердость тѣлъ опредѣляется тѣмъ, что одно тѣло чертитъ другое,—папр., стекло чертитъ пензѵ, алмазъ чер титъ стекло. Въ порошкѣ твердость подобныхъ тѣлъ увеличивается: такъ, потолченный древесный уголь отлично полируетъ мѣдь; алмазъ (самое твердое изъ всѣхъ извѣстныхъ тѣлъ, потому что онъ чертитъ всѣ прочія тѣла безъ изключеніл) можно щ Д ифовлть только алмазнымъ же порошкомъ. Слѣдовательно, для зубныхъ порошковъ надобно выбирать такія ве щества, которыя твердостью своею пе могутъ по вредить эмали зубовъ. Въ этомъ отношеніи, порош ки изъ чистаго древеснаго угля слѣдуетъ предпо честь всѣмъ остальнымъ; ио ихъ также Нельзя у- потреблять каждый день, потому что постоянное у- потребленіе ихъ можетъ значительно повредить зуб* пую эмаль. 2 ,- 68 – тателя на мысль, что, про неумѣренномъ у- лотреблевів пища, все бремя азнурвтелыюй дѣятельности несутъ непосредственно слизи стыя оболочки; слѣдовательно, онѣ болѣе дру гихъ органовъ расходуютъ своь силы. — Но возвратимся къ нашему больному пріятелю. Быть можетъ, его жпзнеиныя силы еще не изсякли и только отъ долгой истомы погру зились въ летаргическій сонъ. Въ такомъ случаѣ, одно средство еще можетъ помочь ему: это—квассія. — Онв поразительно и бла годѣтельно дѣйствуетъ на оболочки: возстановляетъ пищевареніе и укрѣпляетъ силы.—Дѣйствіе квассіи остается долгое вре мя незамѣченнымъ. Но вдругъ какой-то огонь пробѣгаетъ по жиламъ, и съ нимъ, невѣдо мая доселѣ, теплота проникаетъ во всѣ Фиб ры страдальца. Ощущая неожиданно пріят ное чувство здоровья, онъ не вѣритъ дѣйст вительности и мысленно переносится въ сча стливые дни своего дѣтства.—Съ этой мину ты каждый день приноситъ новую и пріят ную перемѣну: лице, теряя свои рѣзкія чер ты, выступаетъ впередъ; волосы густѣютъ и Покрываются лоскомъ; глаза блестятъ, и улыб ка смѣняетъ выраженіе печали, исчезающей подобно тѣни мимолетнаго облака. — И въ самомъ дѣлѣ, не узнать прежняго страдалъ• на! Что за широкая грудь! Что за могучія плечи! Откуда взялись эти стройпыя Формы? Давно-ли, кажется, онъ тяготился жизнью! А теперь, въ каждомъ движеніи, въ каждомъ словѣ, сколько желаній быть полезнымъ, сколько стремленій души оставитъ послѣ се бя достойный слѣдъ въ жизни! — Для него прошедшее миновалось какъ тягостный сонъ. Изрѣдка только обаятельныя видѣнія манятъ его снова къ себѣ и сулятъ радость и нѣгу. Но теперь это видѣнія не страшны для не го: онъ послушенъ окрѣпшей волѣ разсудка!— И вотъ уже насталъ день высокаго блажен ства: онъ исцѣленъ, онъ здоровъ, онъ счаст* ливъ! Изъ груди его вырывается радост ный крикъ, и съ устъ слетаетъ молитва, ко торая несется высоко въ небо, къ подножію Того, Который никогда не перестаетъ лю бить насъ… Здѣсь мы простимся съ читателемъ. Рисуя въ будущемъ картину счастливаго выздоров ленія, мы, можетъ быть, зашли слишкомъ далеко в забыли, что наши усилія — только усилія человѣческія. Быть можетъ, эти уси лія не принесутъ желаемой пользы. Но неу жели тогда иадежды на лучшее оставятъ насъ? — Мы тогда спокойно устремимъ свои влажные взоры къ небу и скажемъ стражду щему и упавшему духомъ брату: «Еще ты ие исцѣленъ! Но никто какъ Богъ: Онъ те- бѣ аоможетъ.» Г . (Э. 3.) ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. ^Уполномоченный АгентъРоссійскагоСтра- ховаго отъ огня Товарищества «САЛАМАЫД РА» Гейырихъ Оттвкеръ имѣетъ честь из вѣстить, что въ Конторѣ его, находящейся близъ Московской улицы въ Жидовскомъ переулкѣ, противъ дома Граиовскаго, въ до мѣ купца Гладилина, ежедневно, кромѣ во скресныхъ н праздничныхъ дней, принима ются разнаго рода дввжниыя и недвижимыя имущества, которыхъ страхъ считается съ того дня, когда будутъ взнесены деньги в выдано на то отъ Агента предварительное свидѣтельство. Страховыя преміи и казенныя пошлины взимаются нисколько не выше про тивъ другихъ Обществъ: всѣмъ отдаю щимъ свое имущество на страхъ предостав ляются тѣже самыя выгоды н облегченія, какъ въ другихъ Обществахъ. Руководствуясь В ысочайше утвержденными правилами, Прав леніе Товарищества аостановнло себѣ въ обя ,занность, про расчетахъ за убытка, нане сенные пожаромъ, исполнять всякое справед* іавое требованіе страхователей.— 1. 2) Уполномоченный Агентъ В ысочайше ут вержденной С.-Петербургской Коммерческой Компаніи Морского, Вѣчнаго и Сухопутнаго Страхованія ,,НАДЕЖДА“ Гейнрихъ Оттв- керъ имѣетъ честь увѣдомить, что въ Конто рѣ его принимаются, на обеспеченіе Компа ніи, разнаго рода товары, отправляемые су химъ путемъ изъ Харькова и его окрестно стей. Желающіе предварительно знать условіе страхованій н имѣющіе до Компаніи какое либо дѣло благоволятъ адресоваться въ Кон тору, находящуюся близъ Московской ули цы, въ Жидовскомъ переулкѣ, иротивъ дома Грановскаго, въ домѣ купца Гладилина.— 1. 3) Садовое Заведеніе Карла Ивановича Ваг нера, въ Ригѣ, имѣетъ честь извѣстить Гг. любителей садоводства,, что его новый ката логъ растеніямъ и прейсъ-курантъ цвѣточ нымъ луковицамъ и огороднымъ, цвѣточнымъ и древеснымъ сѣмянамъ можно получать безденежно въ Конторѣ Уполномоченнаго Агента Страховаго отъ огня Товарищества «САЛАМАНДРА», находящейся близъ Мо сковской улицы, въ Жидовскомъ переулкѣ, противъ дома Грановскаго, въ домѣ купца Гладилина, къ которому о благоволятъ обра щаться съ своими по этому оредмету пору ченіями.— 1. ВѢДОМОСТЬ о пріѣхавш ихъ и выѣхавш ихъ. Отъ 16 по 24 Ф евраля прибыли : Изъ г. Воронежа, стат. сои. ЕроФеевъ- г. По.іта- вы, ген.-маіоръ Яковлевъ; сл. Новоборисоглѣбска, маіоръ Иереясловцовъ; г. Сумъ, предв. двор. Но- хвисневъ; г. Ахтмркіі, от. полк. Аксентьевъ; С. Пе тербурга, ген.-лейт. Гербсль 2-й, кол. сов.: Нарыш кинъ и Бахметевъ и полк. Цимбалистовъ; Волос- скаго Кута, полк. Ковалевскій; г. Чугуева, ген.* маіоръ Энгельгардтъ; г. Симбирска, ген.-лейт. Баго- в)тъ; сл. Березовки, от. полк. Боярскій; г* Симфе рополя, надв. сов. Генрихъ» В ыѣхали : Въ сл. Лвпцы, от. полк. Карпсвко; сл. Салтовъ, от. полк. Мурлыкинъ; г. Бѣлгородъ, кол. асс. Эса- уловъ; г. Куііяискъ, иадв. сов. Свиридовъ; Москву, ген.-маіоръ Любимовъ; С.-ІПетербургъ, предв. дв. Шаховъ; сл. Лебесью, кол. асс., граФъ Геидриковъ; г. Павлоградъ, кол. асс. Штапскій; г. Херсонъ, маіоръ Иереясловцовъ; г. Полтаву, кол, сов. Эзерскііі. ,- 70 – МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКІЯ НАБЛЮДЕНІЯ, дѣлаемыя при Харьковскомъ • М ѣсяцъ Ф евраль 1855. Дии вне сла ао ст. ст. 9 ч. утра. 3 ч. по полуд. 9 ч. по полуд. Вѣтеръ. Состояніе атмосферы. Тер.Р. Баром. Тер.Р. Баром. Тер. Р. Баром. Четверт. 17. – 7 .3 583.39 – 7 . 9 584.77 – 1 0 .7 585.42 С. 3. ум. С. 3. порв. С. 3. слн. Снѣгъ. Вѣтеръ силъ ный и порывистый Мятель. Пятница. 18. -1 3 .1 587.92 — 10. 589.42 – 1 3 .6 590.12 3. СЗ. слб. 3. СЗ. — 3. СЗ. — Ясно. Утромъ по обѣ стороны солнца радуж ные столбы. і Суббота. 19. – 1 4 .7 591.05 — 8.4 591.08 – 9 . 5 591.18 3. СЗ. слб. 3. СЗ. – 3. СЗ. — Безоблачно-ясно. Воскрес. 20. – 9 . 592.66 – 2 . 4 593.80 – 2 . 3 593.71 3. СЗ. слб. С. СВ. – С СВ. — Небо покрыто. Снѣ жокъ вечеромъ. Понедѣл. 21. 1.2 593.52 2.5 593.46 1.8 592.99 Ю. В. слб. Ю. слб. ІО. — Туманъ. Небо повры то. Оттепель. \ Вторнвк. 22. 2.8 590.03 2.7 589.49 1.5 589.90 Ю. тх. Ю. ЮЗ. тх. ЮЗ. слб. Пасмурно. Таетъ. Сля коть. | Среда. 23. 1. 591.34 0. 592.29 – 0 . 2 593.26 3. ЮЗ. тх. .3. СЗ. слб. ІЗ. СЗ. — Пасмурно. Туманъ. Пасмурно. Деч. дозвол. 26 Февраля 1855 г. Цензоръ А. Вь должности Редактора Щитовъ.