ХАРЬКОВСКІЯ 0І733ОТА, 5 2 Б Р А Л Л 9 2>КЛ9 1 8 3 3 . ЧЛСХЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. НЕСЧАСТНАЯ МАТЬ. ПОСЧІЯЩАКТСЯ ВАРВАРА А.ІЕЯСА11ДРОНПО БЕЭХОДАРИОЙ. Вт. 18. . г. я жилъ въ Одессѣ. Въ концѣ но ября холодъ быдъ доводьно чувствителенъ; всѣ оставдяди деревни и дачи, чтобы пере- седиться въ городъ. Любя уединеніе, я по- шедъ, въ одинъ изъ этихъ дней, гулять по безлюдному, оцѣпляющему почти со всѣхъ сторонъ Одессу, бульвару. Осень обнажила деревья; желтые, сухіе листья кружились въвоздухѣ и, шелестя, вер тѣлись по землѣ; влажные туманы то под нимали, то опускали на землю свои сѣрова тыя покрывала. Я шелъ тихо, съ поникшею головою, цечальный, погруженный въ глубо кія размышлені». Вдругъ, звукъ свирѣли коснулся моего слу ха: онъ былъ пронзителенъ, какъ вопль от чаянія, унылъ и жалобенъ, какъ стенаніе. Я пошелъ на кладбище, откуда летѣли звуки: па носилкахъ тихо несли трупъ въ послѣд нее жилище человѣка. Сторожъ, играя на свирѣли, понуждалъ могильщиковъ. Кладбище было пусто, только нѣсколько человѣкъ, полускрытыхъ туманомъ, бродили вдали, какъ тѣни. Это были любовники, уеди нившіеся отъ людей: они рѣзвились, смѣя лись, говорили о любви на землѣ, усѣянной костями человѣческими. Тамъ, вокругъ над гробнаго камня, сдѣланъ былъ цвѣтникъ—не удивляйтесь, что есть люди, которые ищутъ только удовольствія и цвѣтовъ. Тихими шагами взошелъ я на холмъ,-моги лу чумныхъ; взоры мой блуждали далеко’во кругъ меня. Кладбище, Одесса, деревня, все было обвито необозримою тканью тумана. Подъ моими ногами бѣлѣлъ иней, надъ го- ,45 — ловою безоблачное небо развертывало свой голубой сводъ, крыиіи домовъ золотилпсь лу чами блѣднаго, негрѣіооіаго солнна Одесса вся была подернута мглою, она казалась спя щей) въ саванѣ, подобно мертвецамъ, окру жавшимъ меня; шпицъ Преображенскаго с.о-ч борц, какъ мачта, высился въ океанѣ облаковъ. Что-то погребально—величественное было въ этомъ явленіи. Со всѣхъ сторонъ окружа ло меня ничтожество; печально-усладитель ныя мысли слѣдовали въ моей головѣ одна за другою. Вдругъ, громкій хохотъ вывелъ меня изъ этаго очарованія; негодованіе заступило мѣ сто умиленія. Съ гнѣвомъ бросился я въ ту сторону, откуда выходилъ шумъ; это была одна изъ отдаленнѣйшихъ частей ‘ кладбища. Тамъ сидѣла женщина, одна, на надгробномъ камнѣ; ея впалыя іцекп были блѣдны, по тухшіе глаза—красны. Однакожъ, это была та, которая такъ громко хохотала; это была она. когда я подходилъ къ ней—она еще смѣялась. Увидѣвъ меня, она отворотила голову и таинственно положила палецъ на свои губы, « Г съ1 тсъ! Замолчи! сказала она, какъ-бы обращаясь къ кому-то невидимому; тсъ! вотъ кто-то» …… Я приблизился. Несчастная женщина на чала вязать, ея лпце сдѣлалось безстраст нымъ; она не поднимала потупленныхъ глазъ. Между тѣмъ туманъ поднялся и черезъ нѣсколько минутъ упалъ мелкимъ, но изобиль нымъ дождемъ. Одежда несчастной пзмолкла, мерзлое тѣло ея сжалось, по каплѣ воды ви сѣло на каждомъ ея волосѣ п посинѣвшія ру ка едва двигали вязательныя иголки. Это было поэтическое олицетвореніе стра данія и преданія себя на волю Божію. —«Сударыня! сказалъ я ей, очень холодно: оставаясь здѣсь въ такомъ положеніи, вы ко нечно ожидаете ушедшаго человѣка, съ ко торымъ вы только что говорили?» «Этотъ человѣкъ тамъ,» отвѣчала мнѣ она, указывая на могилу. На камнѣ было вырѣзано: „Юлію Ренье- ру, умершему на девятыадцоьгь году, несча стная мать/1 Увы! несчастна}! думала, чтослыншгь гоюсъ, своего сына, сльшіигь отвѣтъ его пзъ глу бины могильной; она разговаривала, смѣя лась,—она сошла съ ума отъ материнской любви и горести. Я хотѣлъ увести ее съ кладбища; *?о она сильно оттолкнула меня, сказавъ: „Прежде ночи оставить бѣднаго Юлія! О пѣтъ, су дарь…. Намъ такъ хорошо вмѣстѣ! __ Если я уйду—ему будетъ скучно.“ Сторожъ кладбища шелъ мпмо насъ; онъ равнодушно насвистывалъ какую-то пѣсню. „Эта женщина безпокоитъ васъ, сударь, ска залъ онъ веселымъ тономъ! Э __ э..„ оставь те ее; она тутъ всегда сидитъ.“ —За чѣмъ? — «Уже годъ, какъ сынъ ея умеръ, и все это время ома проводитъ на его могилѣ; она думаетъ, что онъ ей отвѣчаетъ …… Пищу она приноситъ съ собою, а сумасшедшіе—имъ ни когда не холодно.» Несчастная дрожала отъ стужп. Сторожъ отошелъ, посвистывая. Я не имѣлъ дѵха поднять злополучную мать съ могилы ея сына; я не рѣшался разсѣять призракъ, дѣлавшій ее счастливою; но я боялся за ея здоровье: я хотѣлъ приставить къ ней кого нобудь, и побѣжалъ для этого къ сторожу. —„Смотрѣть за нею, сказалъ онъ мнѣ, вотъ! Ея семеііство уже препоручило мнѣ объ ней заботиться. Она богата, ея семеііство… — „Такъ какъ же допускаютъ ее до этого? —„Она переноситъ все. Уже шесть мѣся цевъ, какъ запретили г-жѣ Реньеръ прихо дить на кладбйіце, ее заперли на антресоль, она выпрыгнула въ окно …… Говоря это, сторожъ засмѣялся. Съ стѣ сненнымъ сердцемъ ушелъ я съ кладбища. Послѣ я всякій день приходилъ смотрѣть на несчастную Реньеръ, и всегда заставалъ ѳе на могилѣ сына: она говорила и вязала. ,4 6 – Вт» одинъ день, ^&ы! не нашедшн ед тамъ. я побѣжалъ къ сторожу, который пѣдъ, про гуливаясь на солнцѣ. —«Сегодня, сказалъ я ему, несчастной нѣтъ на ел мѣстѣ. Не заперли-ли ее родст венники? Не ныздоровѣла-ли она? Сторожъ остановился посреди куплета; по- томъ, равнодушно потирая руки,сказалъ: нѣтъ, сѵдарь, она уже не сумасшедшая, благодаря Бога; она пожалуетъ сего дня утромъ на кладбище. Онъ оборотился взглянуть на длинный входъ, ведущій въ главныя ворота кладби ща…. ..Смотрите! …… вотъ она/‘ закричалъ онъ, указывая на похоронныхъ носильщиковъ, шедшихъ на кладбище тихими шагами….. Николай Шевелевъ. т Г. Харьковъ. 1852 г.Февраля 3 дня. Замѣтки о Харьковѣ въ теченіи генвагя 1852 года . (Окончаніе.) Поговариваютъ, что наша театральная труп па теперь въ упадкѣ. Не знаемъ, какъ пони мать зтотъ приговоръ: такъ ли, что въ ней ужъ нѣтъ ничего замѣчательнаго, иди что когда-нибудь прежде она была лучше? По ложимъ, въ послѣднемъ мнѣніи есть сколько- нибудь правды: составъ труппы нашей иног- га бывалъ полнѣе, нежели теперь; но утвер ждать, что въ настоящее время въ ней нѣтъ ничего хорошаго—было бы нелѣпо. Дѣло въ томъ, что мы слишкомъ избалованы оби ліемъ сценическихъ дарованій на наійемъте атрѣ и,лишаясь какого-нибудь изъ нихъ, или пріобрѣтая что-нибудь незавидное,—уже го товы считать саой театръ въ упадкѣ. Надѣ- І імся, что бѣглый взглядъ на игру актеровъ, являвшихся передъ нами на сценѣ въ гіро- юлженіе прошлаго генваря, докажетъ нео сновательность дурна го мнѣнія о тепереш немъ состояніи харьковскаго театра. Въ этомъ мѣсяцѣ представленія нашей труппы шли каждый день. Новенькихъ пь *съ было сыграно довольно, и въ томъ числѣ нѣ сколько очень недурныхъ, особенно водеви лей. Бенефисы отличались необыкновеннымъ разнообразіемъ спектакля: въ составъ его ра зомъ входили и драмы, п водевили, и тайцы , и пѣніе, и игра, на какомъ-нибудь музыкаль номъ инструментѣ какого-нибудь новѣйшаго артиста, п хора, уланскихъ трубачей, и жи выя картины, и даже Фейерверкъ; словомъ, чего хочешь-того просишь! Изъ нашихъ сценическихъ артистовъ за служили особенное вниманіе вообще, пли только въ нѣкоторыхъ случаяхъ—слѣдующіе. Г-жа Ладина. Объ нгрѣ этой талантливой и любимой публикою актрисы мы не разъ уже имѣли случай говорить въ нашей газетѣ. Не роняя себя никогда на сценѣ, опа осо бенно хороша въ роляхъ комическихъ ста- рухъ, кумушекъ и т. п. Здѣсь игра ея нату ральна вь высшей степени. Г-жа Соболева —молоденькая; пріятной на ружности н съ замѣчательнымъ дарованіемъ іктриса. Роли какъ водевильныя, такъ п дра матическія. исполняются ею ровно, отчетливо, ѵ ѵіно. Преимущественно же хороша опа была’, прошедшимъ геньаремъ, въ роляхъ: Мери къ вод. Пансіонерка), Мѣры Васильевны Бѣлая камелія), Клары (Вотъ, такъ полков никъ), Леоніи (въ др. Проступокъ) и т. п. Г-жа Климова —какъ недавно еще посту пившая на сцену, испытываетъ, пока, свои способности нт, различныхъ роляхъ: является передъ публикою то молоденькою дѣвушкою, то старухою, то въ русской пьесѣ, то въ ма лороссійской. Не беремся еще рѣшить: како го рода амплуа болѣе прилпчыо дарованію г-жи Клиновой, но въ присутствіи въ ней самаго дарованія сомнѣваться нельзя. Ёсте- ,ственноеть, умъ и рѣдкая внимательность кт роли—эти достоинства очень замѣтны въ игрѣ г-жи Клиновой. Г-жа Тплчсиова роли субретокъ и мо лоденькихъ ламъ средняго круга выполняетъ развязно, игриво и съ пріятностію. Г. Алексѣевъ —актеръ очень любимый пу бликою, талантливый, самый неутомимый и разнообразный въ отношеніи къ тому, какія роли онъ занимаетъ. Г. Алексѣевъ—актеръ съ большими комическими средствами; жаль толь ко, что онъ иногда не въ мѣру и ие вовре мя пользуется этими средствами. Онъ обла даетъ необыкновенною способностью смѣ шить. Глядя на него въ роли какого-нибудь Адама Адамыча Блазе, или Андрея Степано вича Буки, самый упрямый меланхоликъ рас хохочется отъ души. I’. Алексѣевъ знаетъ это, и слишкомъ, даже иногда во вредъ есте ственное! и своей игры, гоняется за смѣхомъ зрителей. Высказываемъ эти замѣчанія г. Алек сѣеву, какъ актеру, который, при своемъ пре красномъ дарованіи, могъ бы стоять еще выше, чѣмъ онъ стоитъ теперь, еслибъ иоменѣе увле кался желаніемъ посмѣшить. Г. Алексѣевъ, какъ умный н не безъ образованія актеръ, казалось бы, не долженъ нуждаться въ поясненіяхъ: что такое актеръ и какъ онъ долженъ доро жить естественнымъ выполненіемъ роли. — На заръ Андреичъ, Бука, Ленка (въ под. Петер бургскій анекдотъ), А. А. Блазе, Петръ Сер гѣичъ (Провинціальный братецъ) и т. п. роли лучше другихъ идутъ къ г. Алексѣеву: въ нихъ онъ превосходенъ. Г. Толчсновъ заслуживаетъ вниманіе какъ опытный, старательный и умный актеръ. Амплуа его разнообразно: онъ занимаетъ первыя трагическія роли молодыхъ и ста рыхъ особъ, нерѣдко является и въ роляхъ комическихъ почти всѣхъ качествъ и возра стовъ. Публика принимаетъ его благосклонно. Г . Прохоровъ съ замѣчательнымъ искусст вомъ выполняетъ роли комическихъ стариковъ и иностранцевъ, ломающихъ русскій языкъ. Къ водевиляхъ: Дезертиръ (ІІІтубакъ), Зало для стрижки волосъ (((одаль), Страсть сочи нять (Трагивра„.ь) и т. и. онъ очень хорошъ. Какая-то торопливость въ движеніяхъ и рѣ чахъ и невсегда твердое знаніе роли нѣ сколько вредятъ его игрѣ. Г. Стрѣльскіи —молодой и еще несовсѣмъ развившійся актеръ. Въ роляхъ уеипе ргешіег онъ какъ-то связанъ; въ иііыхъ же, наир. Макаръ Алексѣичъ Губкинъ (въ Продолженіи Артиста-хориста) игра его очень удовлетвори тельна. Два послѣдніе актера,—да отчасти и нѣ которые другіе,—на сценѣ, гораздо лучше въ парикахъ, накладныхъ бакенбардахъ, ориги нальныхъ костюмахъ, чѣмъ тогда, когда иг раютъ незамаскированные. Въ ле. вома> слу чаѣ, почему-то, они гораздо развязнѣе и смѣ лѣе, чѣмъ въ послѣднемъ. Г. Дмитренко (онъ же п авторъ нѣсколь кихъ малороссійскихъ водевилей: Кумъ-ми- іюіпникъ, Вечеръ на хуторѣ, Малороссійскіе варйники и др.) съ большимъ у спѣхомъ пред ставляетъ Малороссіянъ и недуренъ въ нѣ которыхъ роляхъ водевильныхъ простаковъ. Изъ новыхъ лицъ, появившихся въ этомъ мѣсяцѣ, упбмянемъ о слѣдующихъ: Г-жа Чер винская .—это дебютантка молоденькая, недур ной наружности, съ свѣженькимъ голоскомъ въ пѣніи. Слѣдя безпристрастію и постоянно за игрой ея, мы нерѣдко замѣчали въ неіі кое-какіе недостатки, недосмотры и промахи, проистекающіе отъ неопытности, отъ кото рыхъ, однакожъ, г-жѣ Червинской легко ис правиться, если она только пожелаетъ. Глав ное, чтб отъ души мы иосовѣтовали-бъ ей: не принимать шумныхъ возгласовъ толпы за дань ’ заслуженную своему таланту а тру диться неуклонно на избранномъ поприщѣ и разработать запасъ дарованія. И въ самомъ дѣ лѣ, г-жѣ Червинской дано чее, чтобъ быть ,— 48 — прекрасною артисткой; талантъ, молодость, средства (подъ средствами разумѣемъ мы ея пріятную сценическую наружность н строй ность). Въ послѣднее время она заслужила впчіманіе публики за исполненіе ролей; „Олпнькп’* въ вод. „Цыганка*1,—„Терезы** иъ „Попугаяхъ*,—,,Грптли“ иъ„ Дезерти рѣ’‘,—„Маріи** въ „Дочери полка** (при повтореніи этой оперетты,) и въ нѣко торыхъ другихъ.— Г-жаІіорсикова-мы вядѣлпее въодноіі толь ко роли-Ссснліп (Влюбленный левъ). Г-жа Кор сакова прекрасно сложена, красива линемъ и вообще имѣетъ замѣчательную наружность, очень выгодную для сцены. Но объ ея игрѣ нельзя сказать еще ничего рѣшительнаго. Роль Сесиліи—трудная роль для перваго де бюта. Впрочемъ, въ игрѣ г-жи Корсаковой было мѣста, вызвавшія рукоплесканія зрите лей. Г. Бпопицкій игралъ роли водевильныхъ любовниковъ, и трагическихъ и комическихъ стариковъ. Въ серьезныхъ роляхъ онъ свя занъ, его выдержка п произношеніе натяну ты; въ комическихъ—онъ очень недуренъ — Труппы гг. Келлера и Мориса-Піонъ, ко торыя давали у насъ своп представленія въ прошломъ мѣсяцѣ, оставили теперь нашъ го родъ. Отъѣздъ ихъ возбудилъ всеобщее со жалѣніе въ Харьковѣ. Живыя картины Келлера чудо какъ хоро ши! Какъ художникъ по занятіямъ, (*) онъ умѣетъ удачно выбрать сюжетъ для картинъ н превосходно ихъ поставить. Сверхъ того, лица, участвующія въ нихъ, особенно жен щины, отличаются красотою Формъ тѣла Г-жа Келлеръ, ея сестра и племянница г. Кел леръ—женщины красивыя въ полномъ смыслѣ этого слова. Это—античныя статуи, которыя съ строгою классическою красотою древности соединяютъ въ себѣ прелесть и грацію кра- (‘) Біографію Келлера мм сообщили паліпчп. чптато- ляыь вь 52 No Харьк. Губ. Вѣд. 1851 г. савпцы новѣйшихъ временъ.—Самыя труд ныя, самыя изящно-изысканныя позы дѣйст вующихъ лицъ въ этихъ картинахъ выдержи ваются съ каменною неподвижностью. Иной разъ, Фигура взрослаго человѣка .является передъ вами въ летящемъ , горизонтальномъ положеніи, и только пальцами протяну той руки опирается на что-нибудь. Пру жины изъ кованной стали, незамѣтно про ходя по всему корпусу этой Фигуры, служатъ ей опорою и держатъ ее неподвижно на воз духѣ.—Особенно хороши картины: Сраженіе амазонокъ; Рожденіе Венеры; Н имфы , засти гнутыя въ-раеплохЪ; Солнечный лучъ; Вене ра въ кунальнК ц др. Глядя на представленія . труппы Келлера, иные задавали себѣ воиросъ; что это такое: – картины, статуи или пантомимы? Дѣло въ томъ, что то, другое и третье соединялось иногда въ представленіяхъ г. Келлера (иапр. въ картинѣ Каинъ, убивающій Авеля). Не беремся пріискать слово для обозначенія представленій г. Келлера, но можемъ сказать съ увѣренностью, что это отсутствіе един ства въ Формѣ не только не вредитъ имъ, но даже увеличиваетъ ихъ достоинство: зри тель въ одно и тоже время наслаждается ви домъ изящной картины, художественной ста туи и граціозной пантомимы. Не съ меньшимъ сожалѣніемъ простились мы и съ балетною труппою Мориса-Піонъ. Гго балеты были разнообразны и выполня лись съ замѣчательнымъ стараніемъ и искус ствомъ. Всѣ три Мориса (отецъ и два сы на) и особенно дѣвица Щепанская надолго оставили пріятное воспоминаніе о себѣ въ Харьковѣ…., Подъ конецъ пребыванія ѵ насъ труппы г. Мориса театръ иногда, во время ея представленій, бывалъ довольно пустъ,—это-то, кажется, и заставило г. Мориса оставить насъ ранѣе, чѣмъ онъ думалъ …… Что же было причиною такого охлажденія публики къ любимымъ ею, по-видимому, ар тистамъ? Нѣсколько лѣтъ тому назадъ, было у насъ ■а ,49 семейство Богдановыхъ; его танцы, особен но Надежды Богдановой, возбуждало сначала всеобщій восторгъ, а незадолго до отъѣзда этого семейства—оно танцовало передъ пу стымъ почти партеромъ нашего театра. Теперь же, эта самая Надина Богданова про изводить фурорь въ Парижѣ ; |она занимаетъ тамъ первыя роли въ лучшихъ балетахъ, ея Фамилія печатается въ а+ншѣ большими золотыми буквами… А д-ца Богданова, какъ танцорка, по мнѣнію знатоковъ, нисколько не выше д-цы Щепапской, по крайней мѣрѣ, была въ то время, когда танцовала у пасъ. Кто изъ насъ не захотѣлъ бы теперь взгля нуть на Надину Богданову? II почему знать, не услышимъ ли мы чего-нибудь подобнаго и о д-цѣ Щепапской и не скажемъ ли: ,,Что имѣемъ-не хранимъ; Потерявши— плачемъ!** (’) Кромѣ этихъ трехъ труппъ, на нашемъ те атрѣ, въ геи варѣ, можно было слышать всѣхъ пріѣзжихъ къ намъ артистовъ: гг. Вѣпянскихъ, г-жу Христіаып, гг. Несвадьбу, Ермакова, г-жу Замецкую и др. Не знаемъ, выгодно ли было театральной дирекціи приглашать въ свой театръ этихъ артистовъ, но для значи тельной части публики была здѣсь выгода значительная: пе всякій можетъ заплатить 3 или даже 2 р. сер. за билетъ въ концертъ, которой дается въ залѣ какого нпбудь соб- (*) Кстати (хоть п но въ отпоптеши къ плачу о томъ, что иы не хранили потеряннаго) можно на мѣтить, что нѣкоторые изъ артистовъ, дебети ровавшихъ недавно у иаеъ безъ успѣха, удостои лись восторженныхъ отзывовъ за дебюты нхъ вз. другихъ губернскихъ городахъ. И въ столи цахъ актеры, бывшіе въ нашей труппѣ, прими маются очень благосклонно; нанр. >. Рыбаковъ — тригикь, кото| аго мы хотя любили, но ни ста иіин его выше всѣхъ наипіхъ актеровъ—принятъ теперь хорошо иъ Москвѣ.; і. Д омбровскій, кото рый былъ тері имъ у иас’ь только за исполненіе имъ малороссіі екнхъ ролей (онъ хорошо гово ритъ по-малорі ссіііски и держится развязно на сценѣ—вотъ все его достоинство, какь актера) — возбудилъ едва.:в не Фуроръ вь Москвѣ. рація; въ театрѣ же омъ можетъ занятъ при» личное мѣсто за одинъ рубль сер. Слѣдова тельно, многіе изъ Харьковцевъ должны быть благодарны дирекціи за доставленіе имъ возможности дешево пріобрѣсти дорогое на слажденіе. Рымовъ. 3 Февраля 1852 г. Императорское Вольное Экономическое Об щество въ С.-Петербургѣ, преслѣдуя одну изъ главныхъ цѣлей своихъ—распространеніе по лезныхъ сочиненій, касающихся Сельскаго Хозяйства п его отраслей, въ продолженіи 8 лѣтъ издаетъ на нѣмецкомъ языкѣ журналъ подъ заглавіемъ: Лііііііеііипдеп сіег Каійегіі— сЬеп Ггеіеп ОеЬопотійсЬеп СсяеІІзЬаПі т 8і. РеІег»Ьиг«, т. е. “Записки Императорскаго Волынію Экономическаго Общества вь С Пе тербургѣ». Журналъ этотъ имѣлъ желанный успѣхъ не только въ Россіи; но и за грани цей пользуется онъ большимъ авторитетомъ *). Но чтобы придать этому изданію, которое до сихъ поръ стоило въ годъ, за 3 тетра ш, 2 руб. сер., большій объемъ и увеличить кругъ его читателей, Общество положило из давать его чаще и уменьшить вдвое подпи сную цѣну; такимъ образомъ въ 1862 году «Записки» будутъ состоять изъ ШЕСТИ КНИ ЖЕКЪ по одному рублю серебромь за годо вое изданіе. Каждая книжка содержитъ отъ 5 до б печатныхъ листовъ съ необходимыми рисунками и чертежами.—Программа «Запи сокъ» остается та же; въ нее входятъ всѣ ча сти сельскаго хозяйства (земледѣліе, ското водство и т. д.), домовое хозяйство, лѣсо- —/ ■ ■■■■■■ -■ …….. — (*) Особеппо нѣсколько ранъ отозвались объ немъ: I сльскохозяйм венная литературная газета Фп- шера; Всеобщая газета нѣмецкихъ сельскихъ іі лѣсныхъ хозяекъ, издан. Байеромъ въ Ленцигѣ; Земледѣльческая газета изд. Гаымомъ (тамъ же) ц хозяйственныя новости и записки вь Прагѣ. ,- 50 водство, садоводство» сельско-хозяйственная технологія (винокуреніе, пивовареніе, сахар ное производство и т. д.), медицына для сельскихъ жителей п сельско-хозяйственныхъ животныхъ, ц сельско-хозяйственная стати стика. Въ первомъ пли главномъ отдѣленіи «Записокъ» помѣщаемы будутъ преимущест венно такія статьи объ упомянутыхъ выше предметахъ, которыя на нѣмецкомъ языкѣ обнародованы еще не были; во второе отдѣ леніе, подъ заглавіемъ «Смѣсь» войдутъ мел кія статьи о тѣхъ же предметахъ; въ этомъ же отдѣленіи сообщаемы будутъ всѣ новыя открытія и усовершенствованія касательно различныхъ предметовъ программы, которыя появятся за границей; такимъ образомъ чи татель въ состояніи будетъ слѣдить за со временнымъ усовершенствованіемъ сельскаго хозяйства и смежныхъ съ нимъ отраслей про мышленности. Направленіе журнала остается по прежнему чисто практическое; онъ будетъ полезенъ преимущественно для практическихъ сельскихъ хозяевъ. — Кромѣ того въ «Запи скахъ» сообщаемы будутъ отчеты о засѣда ніяхъ Императорскаго Вольнаго Экономиче скаго Общества, также обзоръ новыхъ сочи неній о предметахъ программы. ‘Должно еще присовокупить, чго по содержанію своему «.Записки» эти не тождественны съ «Труда ми» и что только нѣкоторыя статьц войдутъ какъ въ то, такъ и въ .трупы изданіе. Под писка на «Записки» принимается: I) Въ С.- Петербургѣ: въ домѣ Императорскаго Воль наго Экономическаго Общества, на у глу Обу хова проспекта н і-іі роты измайлоискато полка; въ газетной экспедиціи п отдѣленіи городской почты при с. петербургскомъ поч тамтѣ и въ книжныхъ магазинахъ: Гена п К°. (на углу Адмиралтейской площади и Невскаго проспекта, и Эггерса и К°. (на Невскомъ про спектѣ въ домѣ Косснковскаго). 2) Въ Реве ль —въ книжномъ магазинѣ Клуге и Шрама. 3) Въ Дерптѣ —въ книжномъ магазинѣ Ф. ! Клуге. 4) Въ Ригѣ —въ книжномъ магазинѣ И. Киммеля и 5) въ Митавѣ и Леипцигѣ —въ ! книжныхъ магазинахъ Г. А, Рейера. Вся кій, переславшій деньги за годовое изда ніе I руб. сер. по почтѣ прямо въ Р<- дикцію, получаетъ тетради «Записокъ», по мѣрѣ выхода ихъ, безъ особенной платы за пересылку. Нужно только, чтобы адресы, і о которымъ должны высылаться «Записки», оз начены были какъ можно точнѣе. Деньги въ Редакцію посылаются по слѣдующему адре су: въ редакцію нѣмецкаго журнала Импера торскаго Вольнаго Экономическаго Общества нъ С.-Петербургъ. Подписка принимается въ .теченіи цѣлаго года, но редакція проситъ подписываться, какъ можно, рагьше, по воз можности, въ продолженіи первыхъ двухъ мѣ- сяцовъ, чтобы опредѣлить заранѣе, въ ка комъ числѣ экземпляровъ должны печататься «Записки», ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. I) Отъ провизора Карла Гольсте , арендато ра аптеки Эизелера въ Харьковѣ. На спхъ дняхъ полученъ мною вновь пзъ Кертена, въ Норвегіи, свѣжій Настоящій тре сковый жиръ. Въ прошедшихъ годахъ я за служилъ всеобщую благодарность тѣхъ, кото рые нуждались въ столь важномъ цѣлебномъ средствѣ, почему спѣшу извѣстить, что его теперь опять можно получать въ аптекѣ мо ей, па Московской у лицѣ, такого же отлична го достоинства, какъ п прежде. Также можно получать у меня секретное средство графа Дюплес.си-Порсо (Юиріекзіх- Рогзеаи) отъ падучей болѣзни, которое во Фраыиін извѣстно, какъ единственное противъ сей тяжкой боли. Провизоръ Карлъ Гольсте —1. 2) Въ домѣ почетной гражданки Настасьи Васильевны Еесходарной продаются вновь отдѣланная четырелміетная коляска съ ка- ,51 ретиычъ «орденомъ и огородныя и цвѣточ ныя сѣмена, урожая 1851 года, по прейску ранту, за весьма сходныя цѣны.—2. 3) Годовой отчетъ страховаго отъ огня об щества „Саламандра “ по 1-е число генваря 1852 года видѣть можно въ конторѣ здѣшня го повѣреннаго товарищества, гдѣ и прини маются объявленія о желаніи страховать дви жимое и недвижимое имущества, ежедневно съ 10 час. утра до 3 ч. по-полудни, кромѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней, и всякій, желающій пмѣть нужныя по сему предмету свѣдѣнія, будетъ удовлетворяемъ съ должною готовностію. Ира вленіе товарищества поста новило себѣ въ обязанность—пре разсчетахъ за убытки по пожарнымъ случаямъ, испол нять всякое справедливое требованіе страхо вателей. Контора, находится въ домѣ КнепФера, въ Слѣсарскомъ переулкѣ, близь Московской улицы.—3^ Гейнрихъ Леонардовъ сынъ Оттіі- керъ, харьковскій повѣренный стра ховою отъ о і н Л товарищества. „Са ламандра.” 4 ) Депо всѣхъ французскихъ винъ Л. Дель- босса, негоціанта и владѣльца виноградни ковъ въ Бордо и шампанскаго А. Редерера въ Харьковѣ, въ домѣ г. Грановскаго, на Московской улицѣ, на углу большой площади Св. Николая. Честь имѣю довести до свѣдѣнія почтен нѣй шей публики, что я открылъ въ здѣш немъ городѣ магазинъ, въ которомъ всегда можно имѣть всѣхъ сортовъ Французскія и другія иностранныя вина, Французскіе и за морскіе лпкёры и большой выборъ съѣст- ыыхъ припасовъ., по самымъ умѣреннымъ цѣнамъ. Въ моемъ магазинѣ находится также Депо стеариновыхъ свѣчей Фабрики Пптапсье въ Здессѣ, удостоенное медалью на большой выставкѣ въ Лондонѣ.—4. 5) Продается дворовое мѣсто, состоящее г. Харькова 1-й части, во 2-мъ кварталѣ, по Рыбной улицѣ, между дворами съ правой стороны мѣщанки Коноваловой, а съ лѣвой почетной гражданки Котляровой, въ коемъ мѣры съ улицы и въ заднемъ поперечникѣ по 19 саж. I3/* аршина, а длиинику отъ дво ра Коноваловой 41’/, саженей и отъ двора Котляровой 37 саженей. О цѣнѣ спросить у бердянскаго куіща Павла Верховскаго, живу щаго въ г. Харьковѣ, въ своемъ домѣ.*—6, о пріѣзжающихъ и выѣзжающихъ, отъ 2 по 8 февраля прибыли : Изъ г. Чѵгуена, ген.-маіорі баронъ Эигвльгардть, поле, баронъ Радинъ, баронъ Ф нтиіігофъ п подііол . ІІфловъ; г. Павлограда, кол. сов. Хандалеіі; г. Сла- пинскл, ііолк . Румянцовъ; г. Полтавы, подлолк. Ле бедевъ; с. Сосницы, от. подполк. Кагадѣевъ; г. Аер- сопа, кол. сов, Голубпновъ; г. Павлограда, кол. ас. Чернявскій; г. Симферополя, кол. сов. < тратовичъ; сл. Олынаны, предв. двор. Ковалевскій, сл Должн- ка, ст. сов. Адамовичъ; г. Чугусва, полк. Шврковъ. В ыѣхали . Въ г. Полтаву, кол. асс. Могилевскій; г. Чугу- евъ, ген.-маіоръ баронъ Энгельгардтъ; г. Москву, иолк. Румянцовъ; г. Чугусвъ, ііолк .: баронъ Радинъ и ФиттннгоФъ; сл. Должикъ,^ ст. сов. Адамовйчъ; г. Старобѣльскъ, маіоръ МетелеркашіФъ; г. Полта ву, нодполк. Лебедевъ и предв. двор. Высоцкій; г. Москву, полк. Фонъ Дсрвель; г. Лебединъ, кол. совѣт. Кондратьевъ.