Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
54
Дата випуску:
07.06.1863
Дата завантаження:
01.02.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

M(?M§®lk ПРИ БАВЛ ЕН ІЯ КЪ ХАРЬК ОВСКИМ Ъ ГУБЕРН СК И М Ъ ВѢ Д О М ОСТЯМ Ъ . Выходятъ по П онедѣльникамъ , С редамъ и П ятницамъ . (ГОДЪ ПЯТЫЙ). No £4 П Я Т II И Ц А. 7-е Іюня 1863 . Подписная цѣна на Прибавленія: Безъ доставки н Съ доставкою пересылки. и пересылкою. На годъ 2 р. 2р. 50к. с. — полгода 1 р .25н. 1р. б О к .с. На Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета . . . 3 р. сер. Въ переплетѣ. . . . 3 р. 85к. За доставку на домъ или пе­ ресылку по почтѣ въ годъ 50 к. С татьи для напечатанія и вообще всякаго рода извѣстія просятъ присылать на имя Р едактора . Подписавшіеся на оба издан’я платятъ за пересылку или до­ ставку только 50 коп. сереб. Подписка принимается въ Кон­ торѣ Редакціи, въ нижнемъ эта­ жѣ дома Губернскихъ Присут­ ственныхъ мѣстъ. Частныя объявленія принима­ ются за букву и цифру по ‘/7 коп. сер. за каждый разъ. СОДЕРЖ АНІЕ: Нѣсколько словъ по поводу вновь открываемаго пансіона для дѣвпцъ.— Частныя объяв­ ленія.— ВѢСНОЯЬКС СЛОВЪ ПО ПОВОДУ ВНОВЬ-ОТКРЫВДЕ- ІУІАГО ПАНСІОНА ДЛЯ ДѢВИЦЪ. Вновь-открывающшся частный пансіонъ для дѣ­ вицъ, въ г. Харьковѣ, о чемъ мы только что у- слышали, показался намъ на столько явленіемъ у- тѣшптелыіымъ и знаменательнымъ, что передачу на общій судъ возникшихъ поэтому поводу мыслей нель­ зя считать, по нашему мнѣнію, дѣломъ излишнимъ. Подобный обмѣнъ мыслей тѣмъ болѣе, надѣемся, будетъ полезенъ въ настоящемъ случаѣ, что невпол- нѣ еще сошли со сцены, п нерѣдко вліательной, люди, которые считаютъ себя виравѣ смотрѣть косо на всякое частное предпріятіе въ дѣлѣ общественна­ го воспитанія п сбразованія. Будучи совершенно иного взгляда на этотъ предметъ мы постараемся въ самыхъ краткихъ и общихъ чертахъ высказать свои основанія. Слишкомъ полтора вѣка общественное воспитаніе н образованіе у насъ находилось ночти въ исклю­ чительномъ вѣдѣніи правительства; не только учеб­ но- воспитательныя заведенія для мужескаго пола, но и для дѣвицъ, состояли на казеиномъ счету ц руководились во всѣхъ частяхъ правительственными органами. Долгое время трудно былой ожидать дру­ гаго пути въ нашемъ развитіи, когда сама общест­ венная жизнь, какъ и государственная, получила по­ воротъ, въ періодъ петровской реформы, подъ влія­ ніемъ единственно правительства, и не тодао въ иниціативѣ, но и въ самомъ процессѣ, въЬсшине- ніи. И нельзя не благодарить и р авн твістЬ за’ то участіе, какое выражалось постоянно съ его’•сторо- ны къ общественному просвѣщенію; нельзя отказать ему н въ успѣхахъ отъ его стараній и усилій, на сколько возможны они при пассивномъ отношеніи об­ щества, нри участіи съ нимъ на столько, насколь­ ко требовалось повиновенія или вниманія къ прави­ тельственнымъ мѣрамъ. Но общественное образованіе составляетъ именно то условіе жизни , которое едва-ли пе менѣе всѣхъ другихъ можетъ совершаться съ полнымъ успѣхомъ нрн исключительной регуляціи правительства: послѣд­ нее въ состояніи приготовить необходимыхъ для го­ сударственнаго организма дѣятелей, заготовитъ оно ,л достойныхъ руководителей для общества, но рас­ ширить образованіе но всѣмъ угламъ территоріи, разлить его на всѣ сословія не хватитъ у него ни средствъ, ни достаточныхъ органовъ. Тѣмъ съ боль­ шимъ правомъ можно утверждать это относительно женскаго пола,— и практика, бывшая до нынѣ, а также взглядъ на характеръ и качества нынѣшняго воспитанія его въ нашемъ отечествѣ еще болѣе о – нравдаютъ наше положеніе. Съ другой стороны, пра- вптельственио-учебное заведеніе, какъ-бы иибыло оно хорошо организовано, неизбѣжно заключаетъ въ себѣ ту упругую устойчивость, ту не податливость къ измѣненіямъ и преобразованіямъ въ составныхъ частяхъ своихъ и въ способахъ выполненія обязан­ ностей, словомъ, ту мало-подвижность, какая спо­ собна легко повлечь за собою повсюдное однообразіе, доходящее иногда до продолжительнаго застоя. Помочь этимъ естественнымъ недостаткамъ можетъ только общество своимъ непосредственнымъ участіемъ, когда приметъ оно само на себя трудъ и обязан­ ность вести и распространять дѣло истиннаго и ра­ зу тпаго просвѣщенія. Съ каждымъ годомъ умножа­ ющееся число частныхъ учебно-воспитательныхъ за­ веденій въ Россіи служитъ отраднымъ доказатель­ ствомъ того, что общество послѣ столь долгаго и самовольнаго подчиненія опекѣ правительственной, не могшей не быть бременемъ и для самого правитель­ ства, наконецъ, стало понимать высшую и важную свою задачу. Каждая новая школа, каждый новый пансіонъ, выражая собою новое свидѣтельство ши­ рящагося все больше и больше общественнаго соз­ нанія ^рй Щ а ч п , приноситъ съ собою непремѣнно и новый залогъ дальнѣйшаго успѣха въ самомъ ея выполненіи. Мысль эта едва-ли требуетъ дока­ зательствъ, какъ скоро обратимъ мы вниманіе хотя па то, что, при умноженіи подобныхъ заведеній, не­ вольно возникаетъ та благодѣтельная конкурренція, которая дозволитъ жить частпому предпріятію един­ ственно только подъ условіемъ его пользы, и при­ томъ ежели не большей, сравнительно съ осталь­ ными подобными учрежденіями, то ни въ какомъ случаѣ не меньшей. Вотъ почему мы съ глубокимъ сочувствіемъ отно­ симся и къ новооткрываемому пансіону дѣвицею Ека­ териною Кадлубовскою, получившею разрѣшеніе оть г. попечителя, и позволяемъ себѣ довести до свѣ­ денія общества тѣ условія и порядки, на какихъ на­ мѣрена она открыть п содержать пансіонъ свой. Программа частнаго женскаго пансіо­ на, на степени гимназіи, открываемаго въ г. Харьковѣ дѣвицею Екатериною Кадлубовскою. \ . Пансіонъ предполагается изъ трехъ классовъ; въ каждомъ классѣ по два года, такъ что иолныіі курсъ будетъ состоять изъ шести лѣтъ. 2. Переводъ изъ одного класса въ другой будетъ опредѣляться экзаменами, которые назначаются пе­ редъ лѣтними вакаціями, въ послѣднихъ числахъ мая и въ первыхъ іюня. 3. Предметы обученія предполагаются слѣдующіе; а) Законъ Божій, исторія ветхаго п новаго за вѣта, пространный катихизисъ, церковная исторія н изъясненіе православнаго богослуженія. б) Русскій языкъ и словесность: практическія упражненія въ языкѣ, грамматика, теорія словесно­ сти и исторія русской литературы. в) Исторія русская и всеобщая. г) Географія всеобщая и русскаго государства. д) Арішметика и первоначальныя правила гео­ метріи. е) Естественныя науки: важнѣйшія въ быту жи­ тейскомъ свѣденія но зоологіи, ботаникѣ, минера­ логіи и ФИЗИКѢ. ж) Иностранные языки: нѣмецкій, Французскій, п въ послѣднемъ классѣ англійскій. Примѣчаніе. Постепенный ходъ обученія этимъ языкамъ и объемъ ихъ преподаванія будутъ заклю­ чаться въ слѣдующемъ: чтеніе, письмо подъ диктов­ ку, грамматика, переводъ съ нѣмецкаго и Француз­ скаго на русскій и обратно, наконецъ, обзоръ ли­ тературы этихъ языковъ въ главнѣйшихъ эпохахъ. з) Чистописаніе, рисованіе, рукодѣлья п танцы. и) Музыка для желающихъ. Для правильнаго н здороваго Физическаго разви­ тія дѣвицъ, будетъ устроенъ классъ гимнастики для желающихъ. 4. Для преподаванія исчисленныхъ предметовъ предполагаются руководства, одобренныя учебнымъ начальствомъ; преподавателямп-же будутъ нригла- ,шены лишь тѣ, кто имѣетъ на то законное право и кто успѣлъ пріобрѣсти необходимую опытность. о. Кромѣ воскресныхъ и Праздничныхъ дней, изъ занятій исключается время вакацій лѣтнихъ, отъ 8 іюня по 1-е сентября, и зимнихъ, отъ 19 декабря по 7 генваря. 6. Содержательница пансіона обязуется озаботить­ ся какъ пріисканіемъ классныхъ дамъ, такъ н прі­ обрѣтеніемъ необходимыхъ руководствъ и пособій. 7. Распредѣленіе предметовъ и объемъ ихъ на каждый годъ во всѣхъ трехъ классахъ: 1. Законъ Божіи. 1- й классъ. 1 – й годъ: общія понятія о христіанскомъ ученіи. 2- й годъ: исторія ветхаго завѣта. 2- й классъ. 1 – іі годъ: исторія новаго завѣта, съ объясненіемъ евангелія. 2 – п годъ: пространный катихизисъ. 3- й классъ. 1 – й годъ: исторія христіанской церкви вообще и православной въ Россіи въ особенности. 2 – й годъ: объясненіе православнаго богослуженія. 2. Русскій языкъ. 1- й классъ. 1 – й годъ: упражненіе въ чтеніи, письмѣ подъ диктовку и изученіе легкихъ стихотвореній съ доступными возрасту объясненіями. 2 – іі годъ: продолженіе практическихъ занятій, сопровождаемыхъ ознакомленіемъ съ основными пра­ вилами языка. 2- й классъ. 1 – й годъ: правила отечественнаго языка, по всѣмъ частямъ грамматики. 2- й годъ: общая теорія словесности. 3-й классъ. 1 – й годъ: теорія прозы и поэзіи. 2 – й годъ: исторія русской литературы. 3 . Исторія всеобщая и русская. 2- й классъ. 1 – й годъ ( . 2- й годъ ( ДРевияя ИСТ°Р,Я- 3- й классъ. 1 – й годъ: средняя исторія и русская до Импе­ ратора Петра Великаго. 2 – й годъ: новая исторія и русская до послѣдня­ го времени. 4 . Географія. 1- й классъ. 1-й и 2-й годы: общія понятія о частяхъ свѣта. 2- й классъ. 1 – й годъ: русская географія. 2 – й годъ: географія Европы. 3- й классъ. 1 – й годъ: географія Азіи п Африки. 2- й годъ: географія Америки и Австраліи. Въ оба года повторяется н пройденное во второмъ классѣ. 5 . Ариѳметика. 1- й классъ. 2-іі годъ: первыя четыре дѣйствія съ простыми числами 2- й классъ. 1 -й годъ: именованныя числа. 2-й годъ: о дробяхъ и первыя четыре дѣйствія съ дробями. ,3-й классъ. 1 -й годъ: общія понятія о лин іяхъ , гео м етри чес­ кихъ Фигурахъ и т ѣ л а х ъ . 6. Естественныя науки. 2- й классъ. 1- іі годъ: общія свѣденія по зоологіи. 2 – іі годъ: общія свѣденія по ботаникѣ. 3- й классъ. 1 – іі годъ: общія свѣденія по минералогіи. 2 – й годъ: общія свѣденія по ф изикѣ . 7. Нѣмецкій и французскій языки. 1- й классъ. 1 – іі годъ: Чтеніе и письмо подъ диктовку. Спря­ женіе вспомогательныхъ глаголовъ. 2 – іі годъ: правильные глаголы; переводъ съ ино­ странныхъ языковъ на русскій; грамматическій раз­ боръ. 2- й классъ. 1 -іі годъ: синтаксическій разборъ; переводъ съ иностранныхъ языковъ па русскій и обратно. 2~й годъ: продолженіе того-же, съ чтеніемъ легкихъ сочиненій. 3- й классъ. 1 – іі годъ: продолженіе гого-же, въ болѣе труд­ ныхъ и сложныхъ отрывкахъ. 2- й годъ: курсъ литературы въ главнѣйшихъ э- похахъ; опыты собственныхъ сочиненій. 8) Распредѣленіе количества уроковъ по каждому предмету и по всѣмъ тремъ классамъ: 1 клас. 2 клас. 3 клас. Законъ Божій 2 2 1 Русскій языкъ 3 2 3 Исторія » 2 3 9) Учащіяся въ пансіонѣ будутъ состоять изъ проживающихъ въ немъ постоянно, пансіонерокъ, и приходящихъ. Плата въ годъ за первыхъ, съ му­ зыкою— 350 р ., безъ музыки— 273 р .; за послѣд­ нихъ безъ музыки 75 р ., съ музыкою— 150 руб. Плата производится за полгода впередъ. 10) Каждая поступающая въ пансіонерки должна представить столовый п постельный приборы, воз­ вращаемые еіі, по выбытіи изъ пансіона. На обя­ занности родителей лежитъ и снабженіе своихъ дѣ­ тей бѣльемъ и одеждою. Пансіонъ будетъ помѣщаться на театральной пло­ щади, противъ дѣтскаго пріюта, въ домѣ помѣщика Курчанииова. По случаю своего отъѣзда въ полтавскую губер­ нію, до августа мѣсяца, содержательница покорнѣй­ ше проситъ всѣхъ, желающихъ получить болѣе точ­ ныя п подробныя свѣдѣнія обращаться съ вопроса­ ми къ г-жѣ Лавровской, женѣ профессора, квар­ тирующей на Москалевкѣ, въ домѣ Головина. Географія 2 2 2 Ариометика 2 2 2 Естествеп. науки 9 » 2 2 Французскій языкъ 2 2 3 Нѣмецкій языкъ 2 2 3 Англійскій языкъ » о 2 Чистописаніе 2 2 » Рисованіе 1 1 1 Танцы 2 2 2 Рукодѣлье 2 2 2 ЧАСТКВЫ М