Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край
Регіон:
Харків
Номер видання:
54
Дата випуску:
26.02.1881
Дата завантаження:
02.11.2018
Сторінок:
4
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2017-2018
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Газета громадська, літературна і політична. Щоденне видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

2 южный кра,Жі 26-го февраля 1881 г. обезпечивающихъ его существованіе,  нежели о примѣненіи своихъ науч­ ныхъ познаній на пользу сельско-хо­ зяйственной промышленности. Част­ ныхъ учрежденій почти нѣтъ, да о  нихъ не можетъ быть и рѣчи. Совсѣмъ иное представляетъ собою  ветеринарія въ другихъ государствахъ.  Въ Англіи, напримѣръ она стоитъ на вы­ сотѣ своего величія и ветеринарные врачи  пользуются тамъ такимъ превосходнымъ  положеніемъ, какого опи не имѣютъ ни  въ одномъ государствѣ: самый млад­ шій военный ветеринарный врачъполуча-  етъ отъ 4 — 6 руб., въ сутки, помимо  квартирныхъ и фуражныхъ. Въ Гер­ маніи, благодаря правильному разви­ тію ветеринаріи, мы встрѣчаемъ мно­ го породъ и отродій рогатаго скота,  который и составляетъ главный пред­ метъ вывоза въ другія страны. Смотря на ,это невольно придешь къ  тому заключенію, что ветеринарное дѣ­ ло въ Россіи является какой то угне­ тенной, жалкой невольницей, лишон-  ной теплаго пріюта и пріятныхъ ра­ достей; невольницей, которая готова  протянуть руку ради нищенскаго по­ даянія къ бѣдному и богатому, обра­ зованному и невѣждѣ и вмѣсто пода­ янія получаетъ отъ нихъ холодное пре­ зрѣніе и колкія насмѣшки. Вотъ въ какое положеніе поставле­ на на Руси ветеринарія. Вотъ при ка­ кихъ условіяхъ молодому поколѣнію  подрастающихъ ветеринаровъ прихо­ дится изучать ветеринарныя науки!.. Пора же, наконецъ, и нашему об­ ществу и нашимъ передовымъ общест­ веннымъ дѣятелямъ, которые такъ щед­ ры на слова и скупы на дѣло, поду­ мать о забытой, заброшенной ветери­ наріи; пора же имъ, наконецъ, соз­ нать, что отъ большей или меныпей  степени успѣха ветеринаріи зависитъ  большая или меньшая степень эконо­ мическаго благосостоянія цѣлаго госу­ дарства, и что успѣхъ въ ветеринар­ номъ дѣлѣ возможенъ только тогда,  когда общество будетъ относиться къ  нему вполнѣ внимательно, довѣрчиво.  Пора же, наконецъ, позаботиться, о  распространеніи въ народѣ здравыхъ  понятій о ветеринаріи, объ искорененіи  невѣжества, суевѣрія и предразсудковъ,  объ ограниченіи дѣятельности конова­ ловъ и вообще о поднятіи ветеринар­ ной медицины во мнѣніи народа и об­ щества.  Н. В. Т. ТЕЛЕГРАММЫ (отъ спеціальныхъ корреспондентовъ „Южнаго Края“). Москва,  25 февраля, среда. „Рус- с е ій Курьеръ” сообщаетъ, какъ слухъ, что въ числѣ кандидатовъ па постъ министра пародпаго про­ свѣщенія называютъ ректора пе­ тербургскаго университета Беке­ това.  — БИРЖЕВАЯ ТЕЛЕГРАММА. С.-ПЕТЕРБУРГЪ, 24-го февраля. Цѣна полуимперіалу ……………………… 7 р. 82 к. Вексельный курсъ на 3 м. на Лондонъ 25’/а нен. „  „ „ „ „Гамбургъ 214Уг им.м. „  „ „ „ „Парижъ 266 сан. б’/г’/о р ен та……………………………………. 100  °/о Первый внутрен. заемъ съ выигршн . 225 руб. Второй „ „ „ я  22274  „ 5°/о Банковые билеты 1-го выпуска . 957/в °/о 5°/о „ „ 2-го „ .  9374  7о 5о/о „ „ 3-го „ . 937а °/о 5°/о „ „ 4-го „ . 93 «/о Восточный заемъ 1-го выпуска . . 92’/г °/о „  я 2-го „ . . 923/4  °/ о „  я 3-го „ • • 92 У» °/о Зак. лпст. С.-Петерб. общ. вз. иоз. кр. ІЗОУэ руб. Закладные листы Херсонск. зем. банка 92 У 2  „ „  „ Харьковск. „ » 97 „ „  „ Полтавск. „ „  945/2  „ „  „ Московск. „ „  100  „ „  „ Вессараб.-Тавр. „ 94 „ Акціи центр. банка русск. нозем. кр. 91 Ѵг „ „ Международнаго банка . . . 388′ „ „ Русск. банка для виѣшн. торг. 315 „ „ Харьковскаго земельнаго банка 295 „ „ Полтавскаго „  „ 300 „ „ Глава, общ. россійск. жел. дор. 254 „ „ Рыбинек.-Вологовской „ „ 843А „ „ Страх. общ. учрежд. въ 1827 г. 925 „ „ С.-Петербургскаго страх. общ. 265 „ Бекс, курсъ изъ Парижа на С.-Петер. — „ „ кур. изъ Верл. на С.-Пет. па 3 мѣс. 211 г, » » я я я 3 нед. 212,30 Русскіе кредита, билеты въ Берлип. 213,20 Настроеніе денежнаго рынка оживленное. МѢСТНАЯ ХРОНИКА. Изслѣдованіе воды харьковскаго  водопровода. Харьковскій городской голова обра­ тился съ просьбою въ химическую ла­ бораторію университета произвести из­ слѣдованіе воды городского водо­ провода, каковое и было предприня­ то нами. Сообщая вамъ предварительное из­ слѣдованіе водъ, взятыхъ изъ разныхъ  мѣстъ харьковскаго водопровода, ко­ торые уже привели къ нѣкоторымъ за­ ключеніямъ о вліяніи какъ источни­ ковъ, такъ и самыхъ водопроводныхъ  трубъ городскихъ и проведенныхъ въ  домахъ, покорно просимъ напечатать  его въ издаваемой вами газетѣ. 1) Вода изъ такъ называемаго Кре­ стоваго колодца, близь желѣзнодорож­ наго моста, оставляетъ твердаго, вы­ сушеннаго при 120° Ц. (но не прока­ леннаго) остатка 0,661 ч. на 1,000 ч.  воды. 2) Вода изъ перваго пожарнаго кра­ на на Конторской улицѣ, заключаю­ щая въ себѣ сводныя воды всѣхъ ис­ точниковъ, оставляетъ твердаго, высу­ шеннаго при 120° Ц. остатка 0,454 ч.  на 1,000 ч. воды. Изъ приведеннаго слѣдуетъ, что ис­ точники собранные въ Богомоловскомъ  .рву, которые по прежнимъ изслѣдова­ ніямъ содержали не болѣе 0,4 ч. на  1,000 ч. воды твердаго остатка, вхо­ дятъ въ составъ воды идущей въ го­ родъ въ пропорціи приблизительно 5:1  (изъ Крестоваго колодца). 3) Вода изъ болѣе отдаленной водо­ разборной будки, что на Мироносиц­ кой площади, взятая въ 6 час. утра,  оставляетъ твердаго, высушеннаго при  120° Ц., остатка 0,462 ч. на 1,000 ч.  воды; а взятая въ 6 часовъ вечера,  оставляетъ твердаго, высушеннаго при  120° Ц., остатка 0,468 ч. на 1,000 ч.  воды. Изъ этого слѣдуетъ, что вода, про­ ходя чрезъ сѣть водопроводныхъ трубъ,  нѣсколько обогащается твердыми веще­ ствами,. приблизительно на ЭДо часть  найденныхъ въ ней, такъ какъ сред­ нее изъ приведенныхъ цыфръ=0,465.  Эта прибыль, по всей вѣроятности, про­ исходитъ отъ введенія въ воду окислен-  ннхг соедішсшн желѣза со схѣиъ трубъ водопровода (частью въ видѣ водной  окиси желѣза, а частью въ видѣ дву­ углекислой соли). Это подтверждается  тѣмъ, что вода изъ Мироносицкой буд­ ки, отъ дѣйствія газообразнаго сѣро­ водорода окрашивается мало по малу  въ черноватый цвѣтъ, исчезающій отъ  прибавленія соляной кислоты, тогда  какъ вода взятая изъ пожарнаго кра­ на на Конторской улицѣ такой реак­ ціи съ сѣроводородомъ не даетъ. 4) Для опредѣленія вліянія трубъ  домопроводной сѣти, проба воды была  взята изъ квартиры профессора Щел­ кова. Вода эта дала отъ сѣроводорода  сильную бѣлую муть, почти совсѣмъ  исчезающую отъ прибавленія соляной  кислоты, что указываетъ на присут­ ствіе въ ней цынковыхъ соединеній.  Количественное опредѣленіе цынка по­ казало содержаніе въ ней 0,05 грам­ ма на 1,000 граммовъ (1 литръ) въ  видѣ окиси цынка. Общее количество  твердаго остатка изъ 1,000 ч. воды  получено 0,492 ч., слѣдовательно, бо­ лѣе чѣмъ въ водѣ изъ общей водопро­ водной трубы. На это обстоятельство,  кажется, болѣе всего слѣдуетъ обра­ тить вниманіе. Присутствіе цынка въ  водѣ изъ домового водопровода объ­ ясняется, безъ сомнѣнія, тѣмъ, что тру­ бы для него сдѣланы изъ цинкованна­ го желѣза. Такъ какъ цынкъ раство­ ряется какъ въ водѣ содержащей угле­ кислоту, такъ и въ водѣ содержащей  соли, а здѣсь эти оба условія дѣйст­ вуютъ совмѣстно (присутствіе желѣза,  образующаго съ цынкомъ гальваниче­ скую пару, еще ускоряетъ химическое  дѣйствіе), то, понятно, что онъ раство­ ряется сравнительно въ значительномъ  количествѣ, придавая водѣ непріятный  металлическій вкусъ. Постоянное упо­ требленіе для питья такой воды врядъ  ли можно считать безвреднымъ, тѣмъ  болѣе, что употребляемые пріемы въ  медицинѣ растворимыхъ солей цынка,  какъ извѣстно, не значительны. При  этомъ слѣдуетъ замѣтить, что раство­ реніе цынка будетъ продолжаться до  тѣхъ поръ непрерывно, пока все ко­ личество его перейдетъ въ растворъ;  такъ какъ образующаяся окись цынка  не будетъ оставаться на стѣнкахъ трубъ  и тѣмъ предохранять ихъ отъ даль­ нѣйшаго окисленія цынка, а будетъ  растворяться подъ вліяніемъ углеки­ слоты, находящейся растворенною въ  водѣ нашихъ источниковъ. . Растворенная въ водѣ углекислота  была приблизительно опредѣлена, имен­ но въ водѣ, взятой изъ будки, что на  Мироносицкой площади, количество ко­ торой оказалось гораздо болѣе, чѣмъ  необходимо для полнаго растворенія най­ деннаго нами количества окиси цынка. 5) Что же касается воды, взятой  изъ резервуара, что на Холодной го­ рѣ, то судя по количеству твердаго  остатка, именно: 0,458 ч. на 1,000 ч.  воды, составъ ея очень мало отлича­ ется отъ воды, взятой изъ 1-го пожарнаго  крана иа Конторской улицѣ (всего на  1°/о остатка), что указываетъ на не­ значительное вліяніе стѣнокъ резервуара. Анализы произведены въ химической  лабораторіи харьковскаго университета. Профессоръ И. Бекетовъ. Наборамъ Д. Чириковъ. Письмо въ редакцію. М. Г., г. Редакторъ! Министръ внутреннихъ дѣлъ обра­ тился къ’ присутствіямъ по крестьян­ скимъ дѣламъ и земскимъ собраніямъ  съ циркуляромъ (22 декабря 1880 г.,  No 9), въ которомъ проситъ высказать  замѣчанія  на заявленные’ министерству  нѣкоторыми земствами и губернатора­ ми и исчисленные въ циркулярѣ не­ достатки, усмотрѣнные заявителями въ  крестьянскихъ учрежденіяхъ. Всякій,  кто успѣлъ ознакомиться съ этими  учрежденіями, долженъ признать ихъ  совершенную негодность, и только од­ но исправленіе ихъ посредствомъ раз­ ныхъ ничего не выражающихъ измѣ­ неній (въ родѣ: перенесеніе выборовъ  непремѣнныхъ членовъ присутствія въ  уѣздныя земскія собранія, добавленіе  кандидата, измѣненіе ценза, прикрѣп­ леніе непремѣнныхъ членовъ присут­ ствія къ городамъ, и проч.) усугуби­ ло бы эту негодность. Они (крест.  учрежд. въ настоящемъ ихъ видѣ)  были задуманы безъ всякой справки  съ дѣйствительною потребностью, а по­ тому и теперь представляютъ нѣчто въ  родѣ: комиссіи народнаго продоволь­ ствіе, комитета народнаго здравія, ос­ пеннаго комитета и проч. Съ самаго  учрежденія этого института ощуща­ лась потребность въ чомъ-нибудь но­ вомъ, соотвѣтствующемъ настоящей дѣй­ ствительности крестьянскаго дѣла и по­ ложенія вещей въ селѣ. Дѣла быв­ шихъ крѣпостныхъ съ ихъ помѣщика­ ми пришли къ концу, разныя сдѣлки  могутъ вершить теперь всякаго ранга  люди. Сами эти крестьяне смѣшались  съ другими обывателями села (у насъ,  въ Малороссіи: съ казаками, бывшими  государственными крестьянами, мѣща­ нами). Не обладая никакимъ развитіемъ,  селяне стоятъ внѣ возможности най­ тись въ своемъ самоуправленіи; вла^  ствуетъ надъ ними кулакъ (въ раз­ ныхъ видахъ, даже въ видѣ жида), ко­ торый все дѣлаетъ: выбираетъ, назна­ чаетъ и контролируетъ. Покуда не  дадутъ селу хорошую школу, могущую  въ кои-вѣки накопить контингентъ но­ ваго развитаго элемента, потуда нуж­ на будетъ сельской массѣ помощь: какъ  найтись въ управленіи собою и сво­ ими дѣлами и какую защиту принять  отъ міроѣдства. По моему мнѣнію, въ  такомъ положеніи дѣлъ можетъ по­ мочь одно земство, т. е. оно должно  создать крестьянскія учрежденія. Въ  моей мысли является слѣдующая про­ стая форма новаго крестьянскаго ин­ ститута: уѣздными земскими собранія­ ми избираются изъ среды своей и по­ стороннихъ лицъ земскіе уполномо­ ченные по крестьянскимъ дѣламъ.  Чтобы имѣть право быть избрану въ  эту должность,—требуется одинъ об­ разовательный цензъ—окончаніе сред­ няго учебнаго заведенія (minimum), ис­ ключая духовныя семинаріи; но зем­ скому собранію предоставляется изби­ рать в/з голосовъ и не обладающихъ  цензомъ лицъ если лица, эти завѣдо­ мо способны и достойны. На уѣздъ  избирается—minimum—3, а то и боль­ ше, смотря по территоріи уѣзда и ко­ личеству населенія. Одинъ изъ упол­ номоченныхъ избирается съ присвое­ ніемъ ему званія предсѣдателя съѣзда  земскихъ уполномоченныхъ по кресть­ янскимъ дѣламъ. Содержанія каждый  уполномоченный получаетъ —minimum  800 р., разъѣзды оплачиваетъ земст­ во. Предметы вѣдомства должны быть  строго соображены съ дѣйствительными  нуждами сельскаго населенія и обни­ мать собою все, что касается контро­ ля и защиты отъ эксплуатаціи отдѣль­ ныхъ лицъ и цѣлыхъ обществъ со сто­ роны мѣстнаго управленія и кулаковъ,  а также дѣла, вытекающія изъ позе­ мельныхъ отношеній крестьянъ съ ихъ  бывшими помѣщиками. Изъ земскихъ  уполномоченныхъ составляются пері­ одическіе съѣзды для разсмотрѣнія  присвоенныхъ имъ дѣлъ (по сельскимъ  и волостнымъ выборамъ,по дисциплинар­ нымъ взысканіямъ съ сельскихъ и во­ лостныхъ урядниковъ, въ томъ числѣ  съ волостныхъ судей и писарей, о пре­ даніи ихъ суду за проступки по долж­ ности, по разсмотрѣнію приговоровъ  сельскихъ и волостныхъ сходовъ, а  также волостныхъ судовъ въ кассаці-  ономъ порядкѣ (и проч.). Періодиче­ скихъ съѣздовъ—3. Уполномоченные по  крестьянскимъ дѣламъ должны быть не  менѣе 1 раза въ недѣлю съ продол­ женіемъ засѣданій соразмѣрно накоп­ ленію дѣлъ. О дняхъ засѣданій долж­ но знать населеніе уѣзда. Мѣстомъ за­ сѣданій можетъ служить камера съѣз­ да мировыхъ судей въ свободные дни.  На секретаря съѣзда земскихъ упол­ номоченныхъ—600 руб. и иа канц.  матер. съ наймомъ писца—200 руб. Общая отчотность по уѣзду составляет­ ся съѣздомъ земскихъ уполномоченныхъ  по крестьянскимъ дѣламъ изъ частныхъ  отчотовъ своихъ членовъ и представ­ ляется очередному уѣздному земскому  собранію. Жалобы на земскихъ упол­ номоченныхъ по крестьянскимъ дѣламъ  и ихъ съѣзды приносятся очереднымъ  земскимъ собраніямъ, гдѣ и разсматри­ ваются съ правомъ отдачи подъ судъ  въ случаѣ признанія 2/з голосовъ ви­ новности. Губернская инстанція (если  она нужна) должна тоже носитъ ха­ рактеръ земскій. Вотъ главныя черты реформы кресть­ янскихъ учрежденій. Я въ этой формѣ  буду проводить ее въ борзенскомъ уѣзд­ номъ но крестьянскимъ дѣламъ при­ сутствіи и земскомъ собраніи. Во вся­ комъ случаѣ, эту идею преобразованія  крестьянскихъ учрежденій необходимо  распространить въ земской средѣ, хотя  бы въ виду того, что она можетъ дать  толчокъ къ болѣе внимательному раз­ смотрѣнію дѣла и къ совершенію че­ го-нибудь большаго, чѣмъ нанесеніе  заплатъ на усмотрѣнные земствами (въ  нѣкоторыхъ случаяхъ, совершенно оши­ бочно) и губернаторами дыры въ су­ ществующихъ крестьянскихъ учрежде­ ніяхъ.  г. в. Насъ просятъ помѣстить про­ грамму публичныхъ лекцій про­ фессора В. К. Надлера. Лекція 1-я. Въ воскресенье, 1 мар­ та. Введеніе. Исторія популярная и ис­ торическая критика. Мифъ въ исторіи.  Свободна ли отъ мифовъ новѣйшая, ис­ торія? Характеръ новѣйшей исторіи.  Революція и Наполеонъ. Реставрація.  Вѣнскій конгрессъ. Продолженіе дѣла  Наполеона. Всеобщая реакція. Движе­ нія въ Германіи. Военныя революціи  въ Испаніи и Италіи. Меттернихъ—  спаситель легитимизма и укротитель  революціи. Греческое движеніе и fiasco  реакціи. Лекція 2-я. Въ воскресенье, 8 мар­ та. Бурбонская монархія во Франціи.  Блестящая роль Франціи въ этотъ пе­ ріодъ. Причины польской революціи.  Характеръ польскаго движенія,—его  неожиданныя послѣдствія для Франціи  и Европы. Лекція 3-я. Въ воскресенье, 15  марта. Буржуазная монархія во Фран­ ціи. Эксплуатація государства и об­ щества. Новые принципы и партіи.  Февральскій переворотъ. Лекція 4-я. Въ воскресенье, 22  марта. Революціонная лихорадка во  всей Европѣ. Причины такого неожи­ даннаго для многихъ явленія. Окон­ чательное fiasco либерализма. Націо­ нальныя движенія, ихъ первоначальная  неудача, ихъ будущность-. Лекція 5-я. Въ среду, 25 марта.  Вторая Имперія. Имперія —это миръ.  Крымская война. Національный прин­ ципъ. Игра съ народами и пролета­ ріями. Объединеніе Италіи. Лекція 6-я. Въ воскресенье, 29  марта. Вопросъ германскій. Бисмаркъ—  сокрушитель бонопартизма. Паденіе  Наполеона. Гамбетовская республика;  ея друзья и враги. Куда мы идемъ. Начало всѣхъ лекцій въ 1 часъ дня.  Чтеніе будетъ происходить’ въ универ­ ситетѣ, въ аудиторіи No 1; въ- случаѣ  же большого количества посѣтителей—  въ торжественномъ залѣ университета. Сборъ съ лекцій дѣлится на двѣ  части: одна половина назначаете^ въ  пользу учрежденій харьковскаго об­ щества грамотности,—другая же наз­ начается на изданіе нѣкоторыхъ изъ  неизданныхъ еще историческихъ со­ который будетъ первымъ и послѣд­ нимъ и опредѣлитъ отношенія вашего  дѣла, а именно: „Признаете ли вы,  что школа, существовавшая въ дерев­ нѣ Алексѣевкѣ, михайловской волости  существовала безъ разрѣшенія?” Извините! возразила я спокойно, но  есть вопросъ первѣе этого, а именно:  „Существовала ли школа въ деревнѣ  Алексѣевкѣ, михайловской волости? “ Молодой юристъ даже подскочилъ  немного на стулѣ. „Какъ! Вы это от­ вергаете?” — Да! „Что же это было но вашему?” — Это было простое обученіе гра­ мотѣ на дому, которое на основаніи  примѣчанія къ ст. 2-й Высочайше ут­ вержденнаго положенія о нач. народи,  учил. дозволяется лицамъ всѣхъ сосло­ вій безъ разрѣшенія училищнаго со­ совѣта. И я открыла предъ нимъ быв­ шее при мнѣ печатное „положеніе о  нач. народи, училищахъ.” Молодой юристъ, видимо, нѣсколь­ ко сконфузился и спросилъ меня ме­ нѣе уже юпитерскимъ тономъ: „А чѣмъ  вы можете доказать, что это была не  школа? “ — Тѣмъ, отвѣчала я, чувствуя, что  принимаю вее болѣе и болѣе грозный  видъ, что тутъ не было никакихъ эле­ ментовъ, входящихъ въ составъ поня­ тія о школѣ: школа требуетъ опредѣ­ леннаго помѣщенія—его не было, такъ  какъ мы учили, въ саду и на балконѣ; і,  школа требуетъ учителя, его не было,  такъ какъ я занималась сама съ дѣтьми;  школа требуетъ опредѣленной програм­ мы—ея не было; школа требуетъ законоу­ чителя—его не было. Впрочемъ, поз­ вольте мнѣ подать вамъ заявленіе, изъ  котораго вы вполнѣ ясно увидите весь  ходъ дѣла. Заявленіе это я прошу васъ  пришить къ дѣлу!—И я подала ему  заявленіе, чувствуя, что мы положи­ тельно помѣнялись ролями. Заявленіе  мое было слѣдующаго содержанія: З аявл ен іе. Въ прошломъ 1878 г., пріѣхавши въ  1-й разъ въ имѣніе мужа моего д. Алексѣ­ евку, михайловской волости, я провела въ  ней 3 лѣтнихъ мѣсяца. Работая 16 лѣтъ  на поприщѣ народнаго образованія, я,  естественно, поинтересовалась узнать,  существуютъ ли вблизи насъ школы и  узнала, что въ михайловской волости  нѣтъ ни одной. Это обстоятельство дало мнѣ поводъ  рѣшиться устроить, съ участіемъ зем­ ства, народное училище. Съ этою цѣлью .  я обратилась къ сосѣду моему Н.  Н. П., какъ одному изъ земскихъ дѣ­ ятелей и мировому судьѣ ^-хористу, спо­ собному разъяснить мнѣ порядокъ ве­ денія дѣла и просила его помочь миі,-  Въ сентябрѣ того же года состоялось’  земское собраніе въ .которомъ, по во­ просу о народному образованіи, рѣ­ шено было открывать земскія -шко.ш  и выдавать субсидію въ 400 р. только1  тамъ, гдѣ общество, или частное лицо  обяжется вносить съ своей стороны  200 и покажетъ такимъ образомъ свое  сочувствіе къ школѣ и желаніе содѣй- j  ствовать  ш  интересамъ. Въ это время  я была уже въ Харьковѣ—моемъ по­ стоянномъ мѣстѣ жительства. Пріѣхавши въ этомъ году въ дерев­ ню въ маѣ мѣсяцѣ, я возобновила свои  переговоры по этому дѣлу съ П., при-  чомъ онъ объявилъ мнѣ, что прежде  всего нужно подать прошеніе инспек­ тору народнаго училища П—ву и  обѣщалъ доставить на дняхъ форму  такового прошенія, но какъ человѣкъ  занятый и службой и хозяйствомъ, за­ медлилъ нѣсколько доставкой мнѣ этой  формы, а я, въ свою очередь, полу­ чивъ отъ него прошеніе, замедлила от­ правкой, наводя справки какъ зовутъ  П—ва, гдѣ онъ находится, такъ какъ  въ Бахмутѣ его не оказалось, какую  слѣдуетъ приложить марку и т. и. Въ  этихъ хлопотахъ прошло около мѣся­ ца; между тѣмъ нѣкоторые изъ сосѣ­ дей пугали меня предсказаніемъ, что  получу я разрѣшеніе, выстрою домъ,  но учениковъ не будетъ, что народъ  нашъ не расположенъ  Къ  школѣ, что  ему нужны малолѣтніе работники и т.  п. Напуганная отчасти этими предска­ заніями мѣстныхъ жителей, я задума­ ла сдѣлать опытъ до открытія школы.  Помня очень хорошо объ инспекторѣ  и необходимости просить прежде всего  у него разрѣшенія школы, я въ то же  время знала, что на .основаніи примѣ­ чанія къ статьѣ 2-й Высочайше ут­ вержденнаго положенія о начальныхъ  народныхъ удилищахъ 1864 г. „доз­ воляется простое обученіе грамотѣ на  дому безъ разрѣшенія училищнаго со­ вѣта “. Кромѣ т.ого за неиреступность  этого опыта говорило $ер мое про­ шлое, подкрѣпленное такими фактами: въ 1871 году баронъ Корфъ—извѣст­ ный дѣятель но народному образова­ нію, осматривалъ въ Харьковѣ школу,  въ которой я состою распорядитель­ ницей и далъ о ней самый лестный  печатный отзывъ въ рядѣ газетныхъ  статей подъ заглавіемъ: „Частная ини­ ціатива въ дѣлѣ народнаго образова­ нія”. Въ 1873 году я получила бла­ годарность отъ харьковской городской  думы, во главѣ которой находился тог­ да бывшій профессоръ харьковскаго  университета Е. С. Гордѣенко. Въ  1874 г., по представленію мѣстнаго  начальства, пожалована подаркомъ изъ  кабинета Ея Величества.’ Въ 1878 г.  школу посѣтилъ членъ-ревизоръ Свя­ тѣйшаго Синода С. И. Миропольскій  и, тщательно изучивъ ее, написалъ  исторію школы подъ заглавіемъ:  „Школы и Общество”, въ которой въ  самыхъ лестныхъ выраженіяхъ доказы­ валъ, что это учрежденіе единственное  въ Россіи. Статьи эти напечатаны въ  3-хъ книгахъ педагогическаго журнала  „Семья и Школа” за 1878 годъ. Все это, повторяю я, казалось мнѣ  , достаточнымъ для права произведенія  опыта—дошлютъ ли дѣтей учиться.  Случай помогъ мнѣ; знакомый мужикъ  портной, снимая мѣрку съ младшаго  сына моего, замѣтилъ: „И у меня есть  : такой &іщпчикъ и страсть какъ жела­ етъ учиться, да ,нигдѣ близко нѣтъ  школы!” Я предложила, чтобід маль­ чикъ ходилъ ко мнѣ учиться, а ца 3-й  ; день  ме$Я  просили о томъ же нашъ при-  кащикъ, садовникъ, дворникъ, кучеръ  , и еще нѣсколько матерей изъ сосѣд­ нихъ хатъ. Такимъ образомъ, совер­ шенно неожиданно для меня самой и  въ противорѣчіе мѣстнымъ предсказа­ ніямъ, въ 2 — 3 дня набралось до 30-ти  дѣтей. 1-ю недѣлю я посвятила за­ дачамъ опрятности: роздали по куску  мыла, по частому гребешку, мальчи­ камъ велѣла остричься, дѣвочкамъ—  снять платочки и причесываться каж­ дый день; смотрѣла чисты ли руки,  уши, ногти, головы и объеняла необ­ ходимость чистоты для здоровья. 2-ю  недѣлю мы приступили къ разучиванію  молитвы: „Отче нашъ” съ объясне­ ніемъ и пѣніемъ, а на 3-ю принялись  за подвижную азбуку. Занимались мы  всѣмъ этимъ на балконѣ, въ саду, такъ  какъ другого помѣщенія тогда не имѣ­ лось и мечтали о томъ, что къ откры­ тію школы старшіе ученики окончатъ  азбуку и образуютъ изъ себя 2-ю  группу, какъ вдругъ полиція—становой  приставъ. Разумѣется я показываю ему  всѣ доказательства своей благонадеж­ ности, всѣ свои бумаги, но онъ отвѣ­ чаетъ: „Все это имѣетъ значеніе толь­ ко въ харьковской губерніи, а теперь  вы въ екатеринославской! “ Неспособ­ ная отъ волненія сообразить, что за­ коны въ Россіи повсюду одни и тѣ же,  я покаряюсь требованію полицейскаго  чиновника и пишу росписку, что впредь  до разрѣшенія мѣстнаго начальства пре­ кращаю занятія съ дѣтьми, сохраняя  однако сознаніе настолько, что не пишу  „закрываю школу”, какъ требуетъ онъ,  такъ какъ школы никакой не было, а  было „простое обученіе грамотѣ ца  дому”, и даже менѣе того „на балконѣ”, чиненій профессора В. К. Надлера. Плата за входъ на одну лекцію: крес­ ла 1-го ряда—2 р.; стулья—1 р. 50 к.;  мѣста на скамьѣ 1-го ряда— 1 р., ос­ тальныхъ рядовъ—по 50 к., за входъ  въ аудиторію 30 к.; абонирующіеся  на всѣ 6 лекцій пользуются значитель­ ною уступкою. За сбереженіе платья  по 5 к. съ персоны. Билеты заблаговременно можно по­ лучать въ библіотекѣ А. А. Іозефови-  ча и въ книжномъ магазинѣ В. А.  Сыхры, а въ дни лекцій при входѣ въ  аудиторію съ 11 часовъ дня. Изъ записной книжки репортера. Вчера я внесъ въ свою книжку  фактъ о задержаніи трехъ малолѣт­ нихъ преступниковъ. Сегодня случай  меня снова свелъ съ ними и я разго­ ворился съ Макаровымъ. Отецъ его  былъ становымъ приставомъ, а онъ  воспитывался въ мѣстной 3-й гимна­ зіи и былъ во 2-мъ классѣ. Послѣ  смерти отца, мать, по словамъ задер­ жаннаго Макарова, „пустилась во всѣ  нелегкія, что мнѣ было дѣлать? А  тутъ хозяйка, у которой я жилъ, обви­ нила меня во взломѣ замка, я попалъ  подъ слѣдствіе и нигдѣ нельзя было  найти работы. Жить тоже не на что  было, сталъ я жить въ Свинячемъ гнѣз­ дѣ и…“ мальчикъ замялся. — А родственниковъ у тебя боль­ ше нѣтъ? — Есть дѣдушка, да что хоть онъ  и хозяинъ, а вотъ сестренку гонитъ,  а мнѣ и думать нечего. — Если бы дать тебѣ работу, ты  пересталъ бы воровать? — Ей Богу пересталъ бы. Вотъ вамъ  крестъ и Макаровъ набожно пере­ крестился. — А ты ужъ давно воруешь, спро­ силъ я другого? — Нѣтъ, вотъ только третій разъ,  раньше былъ бондаремъ, потомъ ото-  шолъ отъ хозяина, занимался поденной  работой, сталъ жить въ „ гнѣздѣ “, ѣсть  нечего и сталъ воровать. Не чуя никакой бѣды шли возвра­ щаясь изъ гостей харьковскіе обыва­ тели гг. 3. и К. съ своими жонами по  Заиковской улицѣ: впереди шли жоны,  а на нѣкоторомъ разстояніи слѣдовали,  разговаривая о дѣлахъ, мужья. Когда  женщины поравнялись – съ домомъ По-  ловинченко, въ которомъ расположены  роты 109 тамбовскаго полка, къ нимъ  подошли, стоявшіе подлѣ дневальнаго,  3 солдата и стали приставать къ жен­ щинамъ съ не совсѣмъ приличными  предложеніями. Женщины сперва про­ сили солдатъ, чтобы они отстали, по­ томъ стращали, что за ними сейчасъ  идутъ ихъ мужья, но угрозы оказались  тщетными и солдаты стали тащить жен­ щинъ, насильно въ казармы. Пока на  крики своихъ жонъ подоспѣли мужья,  солдаты уже успѣли дотащить жен­ щинъ до калитки. Началась борьба:  солдаты тащили женщинъ въ одну сто­ рону, мужья въ другую. Мужья уже  начали одолѣвать, но въ это время къ  солдатамъ подоспѣла помощь: изъ ка­ зармъ другой калиткой выбѣжали еще  около 10 солдатъ, и что есть мочи  стали бить К. и 3., къ нимъ присо­ единился дневальный, выхватилъ штыкъ  и нанесъ раны К. и 3., которые окро­ вавленные бросились въ участокъ. По  этому дѣлу, уже начато слѣдствіе. 20 вечеромъ въ домѣ Яковлева (по  Мурмиловскому переулку) сидѣлъ хо­ зяинъ дома и мирно распивалъ чай съ и даже менѣе обученія, такъ какъ  внушеніе правилъ опрятности и пѣніе  нельзя считать за организованныя  школьныя занятія. На другой же день я отправляю проше­ ніе инспектору и въ училищный совѣтъ.  Училищный совѣтъ немедленно разрѣ­ шаетъ открыть земское народное училище  въ д. Алексѣевкѣ и назначаетъ субсидію,  но инспекторъ, не желая понять, что это  школа земская, что учителя въ нее  назначаетъ земство съ его согласія, что  я представляю собою не болѣе какъ  жертвователя 3,000 руб., ставитъ мнѣ  препятствія и требуетъ не разомъ, а  постепенно, затягивая дѣло до моего  отъѣзда! 1) полицейское свидѣтельство  отъ харьковской полиціи; 2) таковое  же отъ славяносербской, затѣмъ 3) свидѣ­ тельство о томъ, что я русская под­ данная, затѣмъ, что православнаго вѣро­ исповѣданія, и, наконецъ, что я закон­ ная ліена моего мужа, Я доставляю  всѣ данныя доказательства и, наконецъ,  за два дня до мрего отъѣзда школа  открьда, но тутъ же я получаю по­ вѣстку отъ г, судебнаго слѣдователя,  какъ посредника дѣла, переходящаго  въ окружной судъ, причомъ сказано,  что я обвиняюсь въ уголовномъ пре­ ступленіи „въ нарушеніи постановле­ ній о воспитаніи юношества”. 7-го сентября 1879 г. д. Алексѣевка. Дочитавши заявленіе, молодой юристъ  совершенно уже сконфуженно пробор­ моталъ: „Да, я долженъ признаться, чтр „зат  явленіе” ваше дѣйствительно сбило ме-