Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
51
Дата випуску:
28.12.1857
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
11
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ «Л? о!» С У З В С Т А , Д Ш Х А . 2 Р Я 2 3 Д Н Я , ОБУЧЕНІЕ СЪ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХЪ ШКОЛАХЪ. (Окончаніе). Б. П рописныя буквы . Ч то касается до начертанія первоначалъ н ы ѵ ь Формъ въ этой четверти года, то здѣсь учптель приступаетъ къ объясненію пропис н ы х ъ буквъ такимъ же образомъ, какъ и стр о чн ы х ъ , т . е. дѣти сначала пи ш утъ по диктовкѣ учителя, который диктуетъ имъ направленіе всѣхъ чертъ, составляющихъ букву. Надобно замѣтить, что учитель не долженъ е т е требовать въ этой главѣ вра сиваго чи сто пи санія, но долженъ довольство­ ваться пока правильностію Формъ. Е . О бученіе по картинамъ . О бученіе по картинамъ продолжается так­ же, какъ и въ первой четверти года. Вооб­ ще учитель долженъ представлять такія кар­ т и н ы , содержаніе которыхъ имѣетъ о тно ш е ­ ніе къ жизни дѣйствительной и совершенно съ нею согласуется. Кромѣ того учитель но долженъ увлекаться послѣдовательностію въ выборѣ картинъ, какъ иапр. въ Ест. И с т ., но долженъ представлять различные случаи изъ жизни такъ, какъ они въ ыей со­ вершаются. Г . Гим настика. Какъ предшествовавшія за н я тія , такъ и гим настическія упраж ненія въ эту четверть года должны состоять почти только въ п о в – ,- 1 0 3 — торѳніи пройденнаго, ото би» дѣта не забы­ вали выпоеннаго а болѣе въ йенъ укрѣпля­ лись. Отсюда можетъ родиться вопросъ: почему въ этой части года почти одно повтореніе, между тѣмъ какъ первая представляетъ такое разнообразное изученіе предметовъ? О твѣтъ простой: хотя дѣти бываю тъ сначала разсѣя­ н ы и непостоянны, но ы е лаки ихъ способ­ ности утомляются, если м ы будетъ прохо­ дить множество предметовъ, не останавли­ ваясь ни на одномъ. Третьи четверть года. Предметы: 1) упраж ненія въ выговарпва н іи , письмѣ, чтеніи и вы учиваніи наизусть названій предметовъ, и въ различіи ихъ по родамъ; 2) счисленіе и означеніе чиселъ цифра­ ми; 3) упражненія по картинамъ, и \) гимна стика. Первый отдѣлъ самый важ ны й, и па него должно обращать иск лючи тельное вни м аніе, за нимъ но важности слѣдуетъ счи сленіе, и всѣ согласны въ томъ, что чте н іе , письмо и счисленіе составляютъ важ и ѣ ііи п е предметы первоначальнаго обученія. Содержаніе картинъ должно быть заомстоо нано изъ нравственной и религіозной жиз­ н и , гимнастическія упражненія состоятъ въ тѣле сны хъ движеніяхъ и въ пр іученіи дѣтей въ быстрому послуш анію . А . Выговариваніе, чте н іе , письмо и зау чиваніе наизуетъ названіи предметовъ и раз личіе ихъ по родамъ. У праж неніе, Учитель. Смотрите, дѣти, внимательно на предметы, находящіеся въ школѣ! Вы должны маѣ показать, какіе предметы упо т­ ребляются въ школѣ. Иванъ,, что употреб­ ляется для чтенія? Иванъ. К ни га. Учитель. Да, книга. Повторите это слово всѣ! Но что б ы вы на забыли, я напиш у э .о слово на доскѣ. теперь, П етръ, какъ называется та вещ ь, которая, у потребляется для письма? П етръ, Перо.. У читель. Д а. Повторите это слово псѣ! II это слово я напиш у ня лоскѣ Прочтите оба! Гакимъ образомъ онъ объясняетъ другіе пред­ меты: доску, грифель, бумагу и пр. С ю в а эта пиш утъ дѣти на аспидной доскѣ до іѣ х ъ поръ, пока совершенно охъ не замѣтятъ. Во­ обще упраж ненія эти важны, а потому т р е ­ буется, чтобы они была т о ч н ы , чтобы слова были напи саны иа доскѣ а была объясняемы въ томъ порядкѣ, въ какомъ о н и напи саны . Э г а упраж ненія происходятъ различнымъ образомъ: ила учитель диктуетъ ученикамъ слова, или же читаетъ съ ними по таблицамъ. Касательно чтенія должно зам ѣгвть, что оно не должно быть поспѣш но, поверхностно и ошибочно. Послѣ этого учитель объясняетъ различіе предметовъ по роду ихъ. Учитель Теперь вы умѣете говорить, п и ­ сать и читать названія предметовъ, находя­ щихся въ школь. Э ги прелиеты назовемъ ш кольными, потому что оои употребляются 1 въ школѣ. Повторите: кип а есть школьная вещь. Яковъ, почему книга называется ш к о л ь ­ ною вещ ью? Перо? и пр ‘Теперь перейдемъ въ предметамъ пли ве­ щамъ, у Потребляющимся въ домѣ. Яковъ, какая вещь употребляется для того, чтобы сидѣть? Стулъ. Хороіи ! А еще какая пещь, для той же цѣли? Кресло. Такъ! П .сто- рите! И еще? Скамья. Какъ называется та вещь, на которой ставятъ блюдо съ куш ань­ емъ? Столъ. И такъ: стулъ, кресло, скамья, столъ. Правильно. Эго вещи, когорын у п о т ­ ребляются въ домѣ, и нхъ можно переносить съ одного мѣста на другое. Т ак ія вещи на­ зываются мебелью. Слѣд. что такое стулъ? кресло? скамья? столъ? Почему стулъ н а з ы ­ вается мебелью? Кто еще знаетъ какую н ц – будь мебедь?^ _ • ’ ” * ,- ш – У читель. М ы хотимъ теперь отыскать т а ­ кія вещ и, которыми можно, что нибудь д ѣ ­ лать. Что употребляетъ магь, чтобы рѣзать х-лѣбъ? Ножъ. И такѣ, ножъ употребляется для рѣзанія. Кто знаетъ еще такія вещи, которыя употребляются для этого, же? Нож ни ц ы . Э ги вещи называю тся инструмента» ми. Какой инструментъ употребляется для ш и іь я ? Игла и т. д. Знакомя дѣтей съ мебелью, внструм ента- м », устройствомъ комнатъ и лр. предметами, учитель для облегченія дѣтей предлагаетъ таблицы, въ которыхъ собраны названія пред­ метовъ, наиболѣе употребительныхъ. Для образца представимъ одну таблицу. Ш к о л . вещи: Мебель: ІІн с г р .: Части коми книга. стулъ, ножъ, дверь. перо. С Т О Л Ъ , игла, окно, карандашъ, кресло, топоръ, стѣ н а , Грифель, зеркало, ножницы , потолокъ. доска, и пр и пр. и пр. и пр. Примѣчаніе. Слова этп не должны быть пе чатны я , ио пи санны я ясно, отчетливо и по возможности просто, безь всякихъ кали Графическихъ украшеніи.. Таб лиц ы эти служатъ для упраж ненія въ чте н іи , письмѣ п заучиваніи наизусть. У ч и тель долженъ при этомъ обращать вниманіе на усовершенствонапій выговора и памяти дѣтео съ развитіемъ разсудка; д<я этого онъ долженъ предлагать вопросы; что такое то­ по ръ ? грифель? кресло?и т. д , безпрестанно смѣшивая разнородные предметы, а іа н а ­ оборотъ: назови мнѣ и нструм енты , мебель, в проч.; и тогда названія предметовъ долж ньг быть представляемы въ означенномъ въ таблицѣ порядкѣ. Потомъ учитель даетъ по вятіе о платьѣ, о пищ ѣ, и пр ; хотя дѣти е т е дома знаютъ эти предметы, но они мо гуѵгъ называть ахъ неправильно, а потому въ школѣ повторяютъ названія ихъ, что бы у ч и ­ тель йогъ исправить ошибки. Упр аж не ніе ; У ч и т е л ь / Перейдемъ теперь къ различію свойствъ предметовъ. Какъ вы думаете* роо- т е гъ -л и столъ или п ѣ гъ ? Пѣтъ, опъ дѣвает­ ся. Кто жъ его дѣлаетъ? II какъ называется тотъ человѣкъ? Столярь. Какъ называется тотъ, кто дѣлаетъ платье? Портной Кто дѣ­ лаетъ башмаки? Баш м ачникъ Правильно. Слѣд. м но іія вещи дѣлаются людьми. Но мы желаемъ знать, какое различіе между ч е ­ ловѣкомъ и вещью? Вещ и стоятъ, лежатъ, висятъ; кромѣ того опа неподвижны и без­ чув ств е н н ы , не растутъ, не ѣдятъ, не пьютъ, однимъ словомъ мертвы. Но человѣкъ хо­ д и ть , бѣгаетъ, сидитъ, движется, пьетъ, ѣ стъ , спитъ и бодрствуетъ; онъ смотритъ глазами, слушаетъ уш ами, имѣетъ обоняніе, чувствуетъ боль; опъ можетъ говорить, чи ­ тать, писать, считать п нр., онъ разговари­ ваетъ, думаетъ й разсуждаетъ. Теперь наз­ ванія возрастовъ. Какъ называется тотъ ч е ­ ловѣкъ, который еще мала? Дитя. А тотъ, который уже ходитъ въ школу и дѣлается большимъ? Мальчикъ или дѣвочка. Когда же онъ перестаетъ ходить въ школу я дѣлается взрослымъ, тогда называется юношею ила дѣвицею. Ещ е старѣе—называется мужчиной или женщиной. Потомъ старикомъ или с т а ­ рухой. Повторите эго слова! Учитель. Глѣ вы обѣдаете и вообще п р о ­ нимаете пищ у? Дома. О тъ кого вы получае­ те пищу и платье? О тъ родителей. Д а, отъ отца н матери. Отецъ и м аіь для насъ наи – лучш іѳ люда на землѣ; они васъ любятъ, а вы обязаны также ихъ любить. — В ы -г-д ѣ т а , а отецъ и м а т ь -в а ш и родители. Дѣти и роди­ тели живутъ ио большей части вмѣстѣ, и при­ надлежатъ другъ другу. Родители п дѣти с о ­ ставляютъ семейство. Т о т ъ , кто относится къ семейству, есть членъ семейства. Теперь скажу о членахъ семейства. Говорите: отецъ, мать, с ы н ъ , дочь, дѣдушка, бабушка, внукъ , внучка, братъ., сестра. Знаете лв кто такой дѣдуш ка? Дѣдули да есть отецъ вашего отца ,— 465 или матери. Бабушка есть мать вашего отца или матери. Кто имѣетъ дѣдуш ку? Какъ зовутъ его? Т ы его внукъ. Кто имѣетъ ба б уш к у? Д ѣдуш ку и бабушку должно лобвть и уважать. Сколько дѣтей имѣютъ твои родители? Д а, это много, слѣд. т ы имѣешь много братьевъ и сестеръ. Сколько т ы имѣешь братьевъ? А т ы , сколько сестеръ? Братья и сестры долж­ н ы любить другъ друга, и старшіе должны помогать меньшимъ. За этимъ слѣдуютъ упраж ненія, въ кото р ы к ъ у ‘1 отель говоритъ о должностяхъ, зва­ н ія х ъ ; о ж ивотны хъ, о разныхъ родахъ его н различіяхъ, о растеніяхъ, напр. о деревѣ, И о вещ ахъ, которыя дѣлаются изъ него. Всѣ эти роды вещей должны быть представ­ лены на отдѣльныхъ таблицахъ, по образцу приведенной уже. Такимъ образомъ ученики познакомятся и заучатъ нѣсколько названій различны хъ предметовъ; впрочемъ это за­ нятіе для третьей четверги года пока жется слишкомъ недостаточнымъ, но въ то м ъ -то и дѣло, что бы учитель долго оста навливался на одномъ и томъ же, покгі дѣти не усвоятъ этого совершенно. Къ этимъ занятіямъ можно отнести егпе и то , что бы дѣти читали по таблицамъ назва­ нія предметовъ, кромѣ заучиванія нхъ. В. С численіе . Р.ъ этомъ отдѣленіи дѣти начинаю тъ пи- сйті . цифры, кромѣ продолженія начаты хъ уже упражненій въ счисленіи. Что бы дать вѣрное понятіе объ этихъ занятіяхъ, пред­ ставимъ упражненіе. У чи т е л ь . Котъ у меня въ одной рукѣ 2 палочки, и въ другой 2. Сколько всѣхъ? Такъ. Слѣд. 2 и 2 четыре. Но если еще прибавлю двѣ, то сколько? Ш е с т ь . И т. д. Такимъ образомъ происходятъ слѣд. таб­ лицы: 2 + 2 = 4 1 0 – 2 = 8 4 + 2 = 6 8 – 2 = 0 6 -1 -9 = 8 6 – 2 = 4 8 + 2 = 1 0 4 — * = 2 . Но эти самыя таблицы” они пи ш утъ чер­ та м и : 11 + 11 = 1 1 1 1 1 ІІ 1 ПІ 1 І 1 — 11=11111111 1111 + 11= 111111 11111111 – 11= 111111 111111 + 11=11111111 1 1 1 0 1 – 1 1= 1 111 11111111 + 11=1111111111 1111 – 1 1 = 1 1 Представивши дѣтямь таблицы сложенія и в ы чи тан ія чиселъ до 10 или ѵО, учитель спрашиваетъ ихъ эта таблицы . Но такъ какъ большія числа, особенно начиная сь 20, трудно выражать чертами, то здѣсь учитель и показываетъ изображеніе чиселъ цифрами. Учитель. Д ѣти, видѣла-лв в ы , какъ с ч и ­ таю тъ на доскѣ старшіе у ч и а и к ь ? Да Н у , какъ же она считаю тъ, т а к ъ -л и , какъ м ы , посредствомъ черточекъ? Нѣтъ. Они изобра­ жаютъ числа цифрами. Замѣтьте это слово! Теперь смотрите, (онъ пиш етъ I) я напишу первую цифру, которая означаетъ одну еди­ ницу. Яковъ, напиш и этотъ знакъ! Этотъ знакъ означаетъ одну палочку, или одну чер­ т у , иля одну единицу. С )ѣ дующая цифра есть У. Пишите ее танъ: кривую линію н а ­ лѣво. и маленькую внизу! Что означаетъ эта цифра? Потомъ цирфа 3: кривую налѣво я егпе кривую налѣво. Послѣ б: наклонную внизъ, горизонтальную и стоящ ую линію . 11 еще 5. Эта 5 цифръ учитель выражаетъ черто ч­ ками, подъ которыми подписываетъ самыя ЦИФры. і н ш ші ши 1 2 3 4 5 Учитель. Сколько я палочекъ держу въ рукѣ? Т р и . Покажи мнѣ цифру 3! Сколько теперь? 5. Покажи мнѣ эту цифру! Въ слѣдующемъ упраж неніи учитель объя­ сняетъ цифры 0, 7 , 8, 9; дошедши до 10, онъ показываетъ сложныя. Учитель. (Кладетъ десятокъ падочекъ и ,— 466 – д вѣ). Ч то я положилъ? Н а какой сторонѣ сто- отъ десятокъ? На дѣвой. А е д и н и ц ы ? На ора­ вой. С воіько въ десяткѣ палочекъ? 10 . Сколько е д и ни ц ъ на правой сторонѣ? Двѣ. Сколько единицъ въ 1 десяткѣ и 2 единицахъ? 1 2 . Теперь на лѣвой сторонѣ я поставлю 1, а на правой 2. Ч то значи тъ цифра 1 на лѣвой сторонѣ? О динъ десятокъ. А что значитъ цифра 2 на оравой? Двѣ единицы . Ч т о зна чатъ эти циф ры , н а п и са н н ы я одна возлѣ д р уго й ? 12 . Теперь ноставлю на лѣвой сто­ ронѣ I , а на правой 3 , то произойдетъ число 1 3 , и т. д. У читель (Кладетъ 1 десятокъ палочекъ на лѣво). 11а какой сторонѣ должна стоять циф­ ра для выраженія десятка? На лѣвой. ( С т а ­ витъ 1). Но на правой сторонѣ нѣтъ пало­ чекъ, то что слѣдуетъ поставить? Н и че го . И эго ничего должно обозначать 0 , нулемъ. Потомъ переходитъ въ дальнѣйшему счи сленію до 2 5 ; но когда дѣти вы учи лась пр а­ вильно считать и писать циф ры , то учитель требуетъ отъ нихъ изображенія чиселъ и цифрами и чертами, какъ прежде. С. О бученіе по картинамъ . Въ этомъ отдѣлѣ года содержаніе картинъ должно бы ть заимствовано изъ нравственной жизни человѣка; опрятность, послуш аніе, прилѣжаніе, благодарность, умѣренность а другія нравственныя качества должны бы ть рекомендованы дѣтямъ. К артина 1. У ч и т е л ь Эта картина представляетъ доро­ г у , по которой тянется нѣсколько обозовъ. Сколько тамъ лошадей? На какой сторонѣ идетъ извогцивъ? Повозки устлан ы соломою и по­ к р ы т ы рогожами для того, что бы товаръ не испортился. Там ъ ѣдетъ карета. По посмот­ рите, что дѣлается позади кареты! Леж итъ мальчикъ на землѣ, и, я думаю, онъ плачетъ и кричитъ. О тъ чего? Посмотрите, онъ окро вавленъ. О тъ чего? О н ъ хотѣлъ помѣститься сзади ыа каретЬ, но упалъ п разбилъ голо­ ву. Е м у очень больно. Вотъ влетъ человѣкъ, который хочетъ его поднять, и это, вѣрно, его отецъ. О н ъ и спугался, увидѣвши рану своего с ы и а . Но отецъ еще прежде говорилъ ему, что. б ы онъ ве дѣлалъ этого, потому что это опасно, а с ы н ъ не послушалъ о тц а— и вотъ это есть непослушаніе. К ар ти на 2. У чи те ль . На этой картинѣ вы видите пло­ щадь предъ школою; ыа ней играю тъ много дѣтей. Н ѣкоторыя дѣти гуляю тъ, д ругія идутъ въ школу. Въ школѣ стоитъ дѣвочка. Но весела-ли о на? Н ѣ тъ , она плачетъ. П о ­ чему же она плачетъ? М ы не знаемъ. А я зыаю: она плачетъ отъ того, что потеряла свой грифель, который вчера купилъ ей отепъ. Теперь же она не имѣетъ ни грифеля, ни денегъ, что бы купить другой. Кто сто­ итъ возлѣ дитяти? Дѣвица. Сестра*ли это ея? Н ѣ тъ . Почему же вы это знаете? Потому что у ней платье гораздо богаче, чѣмъ у д и ­ тя т и . Что дЬлаетъ эта дѣвица? Она держитъ въ рукѣ гриФель. Д а , это добрая дѣвица. Она говоритъ дитяти: не плачь, возьми гр и ­ фель такой же, какой т ы потеряла! Д итя пе­ рестало плакать и радуется. Не п р а в д а -л и , что эта дѣвица добра? Д а, она благодѣтель­ ни ц а: она утѣш ила и успокоила маленькое дитя. Э. Г имнастика . Гим настическія упраж ненія состоятъ въ продолженіи и повтореніи пре д ы д ущ и х ъ . Но командѣ учителя ученики поднимаютъ руки, выставляютъ ихъ впередъ, опускаютъ и проч. Четвертая четверть года. Предметы обученія: 1 ) продолженіе упраж ­ ненія въ вы говариваніи, ч т е н іи , письмѣ и вы учи ваніи наизустъ р азны х ъ названій. 2) У пр аж не нія въ счисленіи и цифры. 3) Обу­ ченіе по картинамъ. А) Гим настика, о) Н а ­ чало чтенія п е чатн ы х ъ буквъ, б) Начало ч т е ­ н ія книгъ. ,А. Упр. въ выгов., чтен., письмѣ и заучав. ; – У пр а ж н е н ія эти состоятъ въ томъ, что учитель знакомитъ Дѣтей съ значительны м ъ количествомъ предѵіеговъ, и притомъ подроб­ н о . Здѣсь онъ говоритъ о человѣкѣ, о ре- меслахъ, которыми онъ занимается, о час тях ъ тѣла человѣческаго, о частяхъ головы, туловищ а, о членахъ; о ж ивотныхъ, с н а ­ чала домаш нихъ, потомъ х и щ н ы х ъ , о п т и ­ цахъ , о земноводныхъ, о рыбахъ, о насѣко­ м ы х ъ , о частяхъ тѣла ж и в о тны хъ ; о р а с те ­ н ія х ъ , л ѣ с н ы х ъ , плодовыхъ, садовыхъ, ого­ родны хъ, о деревьяхъ плодовыхъ, о ц в ѣ ­ т а х ъ , о частяхъ растенія; о частяхъ дома, о мебели, инструм ентахъ; о частяхъ земли, о частяхъ вселенной, о сти х іях ъ и о явле­ н ія х ъ природы. Псѣ эти многообразныя по­ зн а н ія сообщаются ученикамъ во множествѣ упр аж н е н ій , изъ которыхъ для-примѣра пред­ ставимъ дна. У п р аж н е н іе . У читель. Между животными есть такія, которыя очень злы и пожираютъ другихъ ж ивотны хъ . Эги животныя называю тся х и щ ­ н ы м и . Какъ называется тотъ звѣрь, который похожъ на собаку, но только имѣетъ б о л ь ­ шой хвостъ, а похищаетъ куръ, гусей и у – то къ ? Это лисица, одно изъ х и щ н ы х ъ и х и т­ рѣ й ш их ъ ж ивотныхъ. Есть и меньшія х и щ ­ н ы я ж ивотны я, напр хорекъ, который м но­ го причиняетъ вреда въ курятникахъ . Волкъ также есть хищное животное: онъ величиною съ большую собаку. О нъ похищаетъ овецъ, телятъ и вообще молодыхъ ж ивотныхъ; но если голоденъ, то нападаетъ и на человѣка. Левъ есть сильнѣйшее изъ всѣхъ х и щ н ы х ъ ж ивотныхъ; онъ живетъ только въ жаркахъ странахъ, гдѣ зимы п о б ы в а е тъ . Посмотрите, какой у него сердитый видъ, красивая грива и длинный хвостъ! О нъ очень силенъ и б ы ­ стро прыгаетъ. Упражненіе. Учитель. Слышалн-ла вы слово «вселенная»? Подъ этимъ словомъ разумѣется все еугцест*, пуюіцѳе: небо, земля и пр. И такъ земля есть часть вселенной. Земля очень велика и по ней можно путешествовать цѣлыя сотни дней. Солнце также часть вселенной, и т а к ­ же очень велика; безъ него было бы темно и холодно во всей вселенной, потому чго оно освѣщаетъ и грѣетъ. И т. д. Эти названія учитель также представляетъ въ таблицахъ. Кромѣ этпхъ упраж неній дѣти въ эгу четверть года должны заниматься по­ втореніемъ, которое можетъ б ы ть изустное и письменное Для облегченія при повтореніи употребляются таб лицы . Что касается до ч т е ­ нія и письма, то учитель долженъ строго н а ­ блюдать, чтобы дѣти читала слова т а к ъ ,к а к ъ она произносятся въ разговорѣ, и чтобы пи­ сали правильно. И з у стн ы я повторенія должны происходить какъ можно чащ е, потому что они много содѣйствуютъ развитію дѣтскихъ способностей. В. Счисленіе. Въ этихъ упраж неніяхъ учитель п о к а з ы ­ ваетъ разныя сочетанія цифръ, и считаетъ съ дѣтьми далѣе до 30, 40, 50, 60, 7 0 , 80, 90, 100 и далѣе. Въ счисленіи отъ 10 0 — 900 должно ограничиваться одними только со тн я­ ми, а не входить въ подробный счетъ десят­ ковъ и единицъ, но еще лучш е поступаетъ тотъ учитель, который не идетъ далѣе 100, тѣмъ болѣе, что въ эгу четверть года ^долж­ но повторить пройденное. Упр аж не ніе . У читель. На лѣвой сторонѣ 2 десятка па­ лочекъ, а на правой 5 палочекъ. Сколько всѣхъ? 2 5 . Я ковъ, напиш и число 2 5 на до­ скѣ! Теперь къ 5 единицамъ прибавлю еще 1 единицу, и будетъ І?б. Повторите это! Яковъ, напиш и это число на доскѣ! (Такъ до 29). Если къ 9 единицамъ прибавлю I единицу, то выйдетъ 10 единицъ или 1 д«’ ,— 468 — сятокъ. Слѣд. у насъ теперь 2 десятка н 1 десятокъ, т. е. 3 десятка или тридцать. Б у ­ демъ счи тать, сколько мы можемъ. 1,2, 3 , 4, 5, 6, 7 , н , 9, 1,0. Вмѣсто 10 единицъ я «оставлю I десятокъ. Потомъ далѣе: 1 0 —20; опять поставлю другой десятокъ. Далѣе 21 — 30 Е щ е 1 десятокъ. Сколько мы пересчита ли? 30. Сколько десятковъ въ эгомъ числѣ? 3. И в а н ъ , на какой сторонѣ т ы напиш еш ь десятки? Па лѣвой. Сколько десятковъ въ 30 ? Три. Пиш и три десятка! Сколько единицъ на- доГжо написать при 3 десяткахъ? Ниодной. Что должно стоять на мѣстѣ единицъ, если ихъ н ѣ тъ ? Н уль. Напиш и его! И такъ мы имѣемъ теперь число 30. Потомъ далѣе: 40, 50, 00, 70, 80, 90. Дошедши до 9 0 , учитель прибавляетъ 3, 2 , 3, 4 и т. д ., такъ что выходитъ 9 1 , 9 2 , 9 3, 9 і , 95, 90, 9 7, 98, 99, и наконецъ 10. Что это з н а ч и т ь ? Здѣсь 9 десятковъ и 10 еди­ н и ц ъ . Я ихъ сложу и выйдетъ 10 десятковъ. Сколько единицъ въ 5 десяткахъ? 50. Въ 9 десяткахъ? 90. Въ 10 десяткахъ? 10 0 И в а н ъ , напиш и слѣдующ ія числа на доскѣ: 91,9 2… …9 9 ! Но какъ выразить сто? В ы еще не можете этого дѣлать. Яковъ, пиши і десятокъ ИЛИ ю единицъ 2 — — — 20 —•— і – 3 — — — . 30 ——- — 4 —- —ѵ. — 40 « 5 — — — 50 — 6 ___ _____ — 60 .— 7 — — — 70 — 8 _ — — 80 — 9 — — — 90 —— 10 — — — сто. 10 десятковъ составляютъ сотню . Положимъ сотню налѣво, посреди десятокъ, направо— единицу, Т акъ мы можемъ писать и на дос­ кѣ. Здѣсь налѣво 1 единица означаетъ сот­ ню , посрединѣ 1 означаетъ десятокъ, на концѣ 1 означаетъ 1 единицу. И такъ мы имѣемъ: 1 единицу на трехъ мѣстахъ: еди нина иа первомъ мѣстѣ (отъ правой рука въ лѣвой) выражаетъ единицы, на второмъ м ѣстѣ—десятки, на третьемъ—сотни, Теперь наоишемъ другія цифры на трехъ мѣстахъ. Смотрите, я поставлю: одну сотню , два де* сятка, пять единицъ. Н а п а ш и , И в а н ъ , на мѣстѣ сотень цифру і ! П очем у? Потому что тамъ 1 сотня. Н а м ѣ с т Ь десятковъ—цифру 2 , потому что тамъ 2 десятка, а на мѣстѣ еди* ницъ 5, потому что тамъ 5 единицъ. И такъ число 12 5 выговаривается: сто двадцать пять. С . О бученіе по картинамъ. Въ этой четверти года содержаніе к ар ­ ти нъ должно бы ть религіозное по преиму­ щ еству. Упр аж не ніе . Учитель. Н а этой картинѣ мы видимъ м но ­ го людей, которые жали за — долго до н а съ ; тогда они носили еще бороды и длинное и широкое платье Посреди ихъ стоитъ М уж ъ , который ихъ учи тъ . Смотрите, какой у него п р ія т н ы й и свѣтлый образъ! Это Іи с у с ъ Христосъ, наш ъ Спаситель, приш ед ш ій съ неба на землю, что бы спасти людей и избавить ихъ отъ грѣха и всякаго зла; по­ тому О н ъ и называется Спасителемъ. (). ъ есть С ы н ъ Бож ій, посланный на землю Б о ­ гомъ Отцемъ. Народъ внимательно слуш аетъ Его проповѣдь. Онъ учи тъ такъ: на небѣ есть Б о гъ , который любитъ людей, какъ сво­ ихъ дѣтей, и слѣд. всѣ люди суть Его дѣти. Богъ сотворилъ солнце, л ун у, небо, землю и звѣзды; О нъ повелѣлъ свѣтать солнцу и идти дождю, повелѣлъ также землѣ произвести растенія и плоды на пользу человѣку и жи­ вотнымъ. Богъ даетъ людямъ здоровье и всЬ блага. Т акъ какъ Богъ любитъ людей, какъ дѣтей своихъ, то и мы должны любить другъ друга, какъ братья. Л ю д и, которые п о сту­ паютъ по прандѣ, идутъ въ Богу на небо, гдѣ несравненно лучш е, чѣмъ на землѣ. Н а землѣ умираю тъ, а на небѣ нѣтъ. Т а к ъ учи тъ Іи с у с ъ Христосъ. Послѣ этого учитель предлагаетъ дѣтямъ вопросы изъ этого же упр аж не нія. ,— 469 — У чи т е л ь . Кто этотъ М у ж ъ ? У ч е н . Іи сусъ Х р и сто съ . У ч и т . Откуда О н ъ приш елъ? У ч е н . С ъ небеса. У ч и т . Кто Е г о послалъ на землю? У ч е н . Б о г ъ , наш ъ небесный О тецъ. У ч и т . Почему онъ называется Спасителемъ? У ч е н . Потому что О н ъ спасъ людей отъ всякаго зла. У ч и т . Что дѣлаетъ народъ? У ч е н . Слушаетъ Е г о проповѣдь. У ч и т . Чем у учи тъ Іи с у с ъ Х ри сто съ? У ч е н . Что на небѣ Б о г ъ .— Что О н ъ сотво­ рилъ все.—Что на небѣ все прекрасно.—Что добрые люди идутъ на небо. И т. д. Слѣдую щ ія картины заимствованы изъ Св. п и с а н ія , и представляютъ различныя чудеса Х р и сто в ы . У ч и т е л ь . Здѣсь мы видимъ Спасителя и множество людей, окружающихъ Е го . И вотъ несутъ умершаго ю но ш у. Здѣсь видите также и мать этого ю но ш и, которая плачетъ. И вотъ подходитъ Спаситель и приказываетъ остановиться. О н ъ взываетъ къ Богу и вос­ креш аетъ мертваго. Ю н о ш а пробуждается и встаетъ. Народъ приходитъ въ ужасъ и удпв ляется. М ать торжествуетъ и радуется, что умерш ій с ы н ъ ея ожилъ. (И послѣ этого учитель предлагаетъ вопросы). У ч и т е л ь . Эта картина очень печальна; она представляетъ распятіе I. Христа на крестѣ. О , О н ъ терпитъ величайш ія м ученія! изъ рукъ и ногъ идетъ кровь. О н ъ скоро ум­ ретъ. Злые люди пригвоздили Е го въ кресту. Э то жестоко и ужасно! Подлѣ креста стоитъ М ать Іисусова и Евангелистъ Іо а н н ъ . М ать плачетъ о страданіяхъ своего С ы н а , а Ев. Іо а н н ъ очень печаленъ о м ученіяхъ своего У ч и т е л я . О нъ опускаетъ голову и умираетъ. О. Гим настика. К ъ прежнимъ упраж неніям ъ здѣсь прибав­ ляется еще упражненіе пальцевъ: ихъ сгиб а­ н іе , отдѣленіе одного отъ другаго, сжиманіе ц ироч. Е . Переходъ отъ ч те н ія письменнаго къ иечатному. Этотъ переходъ происходитъ слѣдующ имъ образомъ: берутъ таб ли цы , на которыхъ представлены буквы п и са н н ы я , а подъ ними печатны я . У че н и к и списы ваю тъ эти таблицы , но не печатны м и, а пи санны м и буквами, при чемъ они сравниваютъ звуки печатные съ писанны м и и учатся ихъ читать по этанъ же таблицамъ. Г . Ч те н іе к нигъ . Для дѣтей очень непріятно о граничиваться одною азбукою и слогами, не имѣющими н и ­ какого з н аче н ія , а потому первоначальныя книги для чте нія должны представлять р а з ­ ли чн ы я предложенія и ихъ всевозможныя о тн о ­ ш е н ія . При чте н іи должно наблюдать п р а ­ вильное выговариваніе слонъ. Вообще при чте ніи можно принять слѣдую щ ія правила: I) все, что дѣти сначала чи таю тъ , должны правильно выговаривать и писать, и 2) такъ какъ правильное выговариваніе зависитъ оі ь пониманія значе нія словъ, то необходимо, что бы дѣти читали и писали только тѣ сло­ ва, значеніе которыхъ она понимаютъ. У п р а ж н е н іе . Ножъ есть инструм ентъ. ( тулъ есть мебель. С тѣ на есть часть комнаты. Хлѣбъ есть пищ а. Вино есть напитокъ. Пальто есть одежда. Дерево есть растеніе. С ы н ъ есть членъ семейства. Лош адь есть четвероногое животное. У т к а есть домашняя птица. Д омаш нее-ли животное собака? Да. Дерево имѣетъ стволъ. Стволъ имѣетъ вѣт­ ви. Вѣтви имѣютъ листья. ( I I много другихъ примѣровъ.) ,470 Этим ъ оканчивается первый годъ первона­ чальнаго обученія. Студентъ Африканъ Лееапдовскгй. О КОНЦЕРТАХЪ, ДАННЫХЪ ГГ. СТУДЕНТАМИ ИМПЕ­ РАТОРСКАГО ХАРЬКОВСКАГО УНИВЕРСИТЕТА, ВЪ ПОЛЬЗУ БѢДНЫХЪ ТОВАРИЩЕЙ. 21 Ноября и 8 Декабря 1857 года, въ часъ по по­ лудни, въ задѣ второй Гимназіи, даны были гг. студентами здѣшняго Университета два концерта, въ пользу бѣдиыхъ товарищей Отъ всей души поз­ дравляемъ и благодаримъ гг. студентовъ и всѣхъ участвовавшихъ въ этихъ концертахъ: поздравляемъ мхъ съ тѣмъ, что прекрасная, благородная цѣль нхъ была достигнута; благодаримъ за удовольствіе, до­ ставленное посѣтителямъ художественнымъ выпол­ неніемъ нѣкоторыхъ піесъ программъ обоихъ коп- цертовъ. Съ особеннымъ сочувствіемъ харьковское общество привѣтствовало мысль гг. студентовъ: искусствомъ своимъ притти на помощь бѣднѣйшимъ изъ снонхь товарищей, переносящихъ мужественно разнаго рода лишенія на пути своемъ къ образова­ нію, Въ самомъ дѣлѣ, концерты, данные гг. сту­ дентами, можно назвать явленіемъ вдвойнѣ утѣши­ тельнымъ. Въ нпхъ выразилось, съ одной стороны, прекрасное чувство—чувство товарищества и брат­ ской любнп между молодыми людьми, различными по происхожденію и состоянію, но объединенными общностью пѣли п стремленій; съ другой—оно вви­ лись какъ доказательство весьма отрадное, что меж­ ду гг. студентами, посвящающими себя спеціально­ му изученію той пли другой отрасли наукъ, есть доводило много п такихъ, которые мвиутм своего досуга обращаютъ на пользу одного изъ благород нѣіішпхъ искусствъ—музыки, и при томъ нѣкоторые съ замѣчательнымъ успѣхомъ. Мы всегда были та кого убѣжденіе: что въ каждую науку, какова бы опа пн была, слѣдуетъ примѣшивать хоть каплю животворнаго духа поэзіи, подъ видомъ того или другаго искусства. Наука и искусство—это умъ и чув- ство, возведенныя на степень сознанія и осуществлен­ ныя, Какъ не можемъ мы представить себѣ вполнѣ образованнаго человѣка, въ которомъ умъ и чувство не были бы гармопичеенп развиты; такз. не понят­ на для насъ паука безъ искусства и искусство безз, науки, И такъ, да здравствуетъ ихъ блаіотпорный союзъ — ла здравствуютъ всѣ подвизающіеся подъ его знаменемъ! Читателямъ Харьковскихъ Вѣдомостей вѣроятно любопытно звать: откуда вышла мысль объ устрой­ ствѣ концертовъ,« какъ опа приведена была въ нс* волненіе? Удовлетворяя весьма понятному ихъ лю* боііытст-ву, передаемъ здѣсь «акты п подробности» частью собранные нами лично, частью сообщенные намъ отъ Инспекціи Университета, которой считаемъ долгомъ изъявить здѣсь нашу благодарность за го- томность подѣлиться съ мамн свѣдѣніями, безъ ко­ торыхъ отчетъ нашъ о концертахъ былъ бы ли- шенъ полноты, н сл. интереснѣйшей части. Первая мысль объ устройствѣ концертовъ, въ пользу бѣднѣйшихъ изъ товарищей, принадлежитъ самимъ студентамъ. Но едва только мысль эта бы­ ла высказана, какъ всѣ почти студенты занимаю­ щіеся музыкою, съ увле’деніемъ свойственнымъ юно­ шескому возрасту, изъявили готовность содѣйство­ вать посильно ея выполненію. Надобно было испро­ сить предварительно на это разрѣшеніе начальства, которое не только одобрило мысль эту, но, принявъ се близко къ сердцу, само озаботилось ея осуще­ ствленіемъ. Предположено было дать, на первый разъ, два концерта, и для того, чтобы ихъ, по воз­ можности, уразнообразить, приглашены были нѣко­ торые изъ гг. артистовъ и любителей принять учас­ тіе въ студентскихъ концертахъ. Съ радушіемъ, за которое ихъ благодарятъ не только гг. студен­ ты, но в все харьковское общество, изъявили го­ товность играть въ концертахъ: пьянлетъ, недавно переселившійся сюда изъ Москвы, г. Дмитріевъ, быв­ шій учитель музыки при 2-й Харьковской гимназіи, г. Беноа, н учитель музыки при Харьковскомъ Ин­ ститутѣ благородныхъ дѣвицъ, г. Гильдебрандъ Кро­ мѣ того принимали участіе въ концертахъ нѣкото­ рые изъ воспитанниковъ 2-й Харьковской гимназіи и одинъ воспитанникъ пансіона г. Сливнцкаго, го­ товящійся поступить въ университетъ. Первый концертъ данъ былъ 21 Ноября 1857 г., въ слѣдующемъ порядкѣ: 1) Гг. студенты Краше­ нинниковъ, Штрогоферъ, Герценвнцъ п Гинцбуріъ ис­ полнили на двухъ рояляхъ Финлалову пеш,еру Меп- лсльсома-Бертольди. 2) Слушатель университета г. Илловайскій сыгралъ па скрмпкѣ Элегію Эрнста и Тремоло Беріо; акомпаиировалъ ему г Крашенин никовъ. 3) Тотъ же г. Крашенинниковъ исполнилъ на роллѣ Соловья, сочпн Листа. 4) Затѣмъ хоръ, составленный изъ учениковъ гимназіи, подъ управ­ леніемъ 1 ’ студента Баженова, пропѣлъ двѣ пѣсни: На бережку у ставка и Мы живемъ среди полей 5) Г. Дмитріевъ сыгралъ чудную балладу Шопена 6) Наконецъ гг студенты Крашенинниковъ и Герцен­ вицъ исполнили въ четыре руки свадебный маршъ Мендельсона Пертольди Составъ второю концерта, данпаго8 Декабря 1857 г., былъ слѣдующій I) Іг студенты Крашенинниковъ и Гинцбуріъ, военнтаииикъ пансіона г. Сляиицкаго ,- ш – Кѵссюра ■ ученикъ гвмпазіп Лисенко исполнили нй двухъ рояляхъ увертюру изъ Донъ Жуана Моцарта. 2) Слушатель университета г. Ил.говаііскій и г шенннниковъ сыграли дуэтъ Осборна и Ьеріо на мо- Тивы изъ оперы: Вильгельмъ Телль 3) Г. студентъ Жаворонковъ пропѣлъ романсъ Варламова, Ангелъ. 4) Исполнено было тріо Нетигера для Фортепіано, скрыпки и віолончели гг. Беноа (оіолончель), Илло байскимъ (скрыпка) и Штроюферомъ (Фортепіано). 5 ) 1′. Гильдебрандъ пропѣлъ балладу Шуберта Лѣсной царь (Е ѵІк о п і§). 6) у ченикъ 2-И гимназіи Ли­ сенко сыгралъ вальсъ своего сочиненія. 7) Нако* нецъ гг. Шгпрогоферъ и Коссюра исполнили въ 4 ру­ ки С а р гіс с іо Ь гііін п і Мендельсона-Ііертольли. Изъ этого перечня и іось, исполненныхъ въ обоихъ концертахъ, ыы видимъ, что гг. студенты, устраивав­ шіе ихъ, заботилось не напрасно о томъ, чтобы сдѣ­ лать ихъ разнообразными. Мы не намѣрены разби­ рать н оцѣнннагь игру или искусство гг. исполни­ телей, и считаемъ это неумѣстнымъ; но иамъ очень пріятно передалъ н имъ, и публикѣ мнѣніе олиого образованнаго музыканта, недавно пріѣхавшаго изъ Лейпцига, гдѣ онъ въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ изучалъ свое искусство подъ руководствомъ знаме­ нитаго Мотелеса н др.—На вопросъ вашъ: какъ онь находитъ игру гг. студентовъ о воспитанни­ ковъ? иностранецъ—музыкантъ отвѣчалъ: «Я удив­ ляюсь, когда этн господа успѣли пріобрѣсти столько искусства и бѣглости».— Посмотримъ теперь каковъ былъ депежный ре вультатъ концертовъ—Цѣна за входъ назначена бы ла такимъ образомъ, что желающій получать билетъ •ы оба концерта идатпдъ 3 р , а на одинъ изъ нихъ ‘2 р сер,- Кромѣ того, для лицъ, желающихъ по­ жертвовать за билеты болѣе означенной цѣны, от­ крыта была по шнека. Нѣкоторые изъ гг. -студен­ товъ, избранные ,и уполномоченные для эгого на ча.іьствомь университета, приняли иа себя трудъ развезти билеты къ почетнѣйшимъ лицамъ города. Многія изъ нихъ, вмѣсто опредѣленной платы, по жертвовали по 10, 25, 50 и даже по 100 руб. сер. Мы не имѣемъ права назвать имена жертвователей; но этн имена внесены въ особую книгу и записа­ ны въ сердцахъ тѣхъ, которые, благодаря ихъ щедрости, воспользовались уже пособіемъ. Между тѣмъ, справедливо замѣтилъ бывшій сту овитъ Харьковскаго Университета (*), что въ нер­ вомъ концертѣ публика была не столь многочислен­ на, какъ слѣдовало бы ожидать. Тоже самое, къ сожалѣнію, сказать должно а о второмъ коицертѣ; (*; Въ статьѣ св.існ о нервомъ концертѣ въ пользу студептовт. 24 Ноября 18 Ѵ 7 г, иі мѣшенной вь 40 А«” Харьковскихъ Губернскихъ Вѣдомостей, 1857 г. Сколько намъ извѣстно, это произошло не отъ того (какъ думаетъ бывшій студентъ), что нс позаботи­ лись заблаговременно оповѣстить публику о пред­ стоявшихъ концертахъ, а отъ того, что служители университета, которымъ приказано было разнести программы, ие умѣли, по своей неопытности, взять­ ся за это дѣло. Несмотря однако на то, что въ обоихъ концер­ тахъ было не болѣе какъ по сту посѣтителей, сбиръ, благодаря усердію жертвователей, оказался довольно значительнымъ, а именно: 787 руб. сер.—Изъ этой суммы, по предположенію самихъ же гг студентовъ, участвовавшихъ въ концертахъ-предположенію, одоб­ ренному начальствомъ университета, сдѣлаво слѣ­ дующее употребленіе: 1) Внесено въ Правленіе Университета, для храненія до будущаго академическаго года 200 р. с. 2) Внссеио туда жо на медикаменты для бѣдныхъ студентовъ ,,,,,,, 25 р. с. 3) Унлачсио за право слушанія лекцій за 13 студентовъ 250 р. с. 4) Выдано на руки иособіа 13 студен- там ь , 200 р с, 5) Выдано на руки заимообразно 5 сту­ дентамъ …………………… ,,,,,,, 79 р с, 0) Покрытъ расходъ по устройству 2-хъ концертовъ 33 р с. Всего израсходовано . . 787 р. с. Надобно притомъ замѣтить, что выдача пособій производилась не иначе, какъ по засвидѣтельствова­ ніи дѣйствительной бѣдности просящаго о пособіи по крайней мѣрѣ двумя изъ гг. студентовъ, и сооб. ражаясь со Свѣдѣнія ми, собираемыми инспекціею. Каждый получившій пособіе долженъ былъ в ь томъ росписаться въ особо заведенной для этого шпу­ ровой книгѣ, находящейся въ дежурной комнатѣ университета. Такимъ образомъ каждый изъ гг жер­ твователей имѣетъ всегда возможность лично убѣ­ диться въ употребленіи собранныхъ за коицерты денегъ, соотвѣтственно ихъ назначенію. Но оставимъ счеты. — Въ заключеніе, еще разъ « оть всей души поздравляемъ гг. студентовъ съ пре­ красною мыслію, съ художественнымъ ея выполне­ ніемъ и, наконецъ, съ хорошимъ результатомъ ихъ благородныхъ трудовъ и намѣреній. Остается поже­ лать только (и надѣемся, что желаніе раздѣлаетъ сь иамн большинство харьковской публики), чтобы гг. студенты не ограничились данными двумя концертами и постаралось бы эго частное явленіе преобразовать въ постоянное учрежденіе. Два эти концерта доказали, что въ Харьковскомъ Университетѣ есть довольно молодыхъ людей, облв* ,- 472 – дающихъ замѣчательнымъ музыкальнымъ талантомъ м искусствомъ; очень вѣроятно есть еще и другіе, которыхъ мы пе имѣли удовольствіе слышать. Есть слѣдовательно возможность учредить постоянныя му- зыкаяыіыя собранія, въ которыхъ конечно пе отка жутса принять участіе нѣкоторые любители и лю­ бительницы музыки изъ нашего общества Эти му­ зыкальныя собранія могли бы повести къ учрежде­ нію Филармоническаго общества и такимъ образомъ содѣйствовать развитію музыкальнаго вкуса и любви къ искусству, достигая притомъ и другой цѣли— приносить постоянную помощь бѣднымъ труженпа- ваяъ науки.—Ііодумаііте объ этомъ, господа’ — ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Фабрикантъ II. А. Боргманъ предла­ гаетъ приготовленныя у нею на фабрикѣ, по Высочайше утвержденнымъ образцамъ, для обмундированія полицейскихъ и пожарныхъ нижнихъ чиновъ,— вещи по слѣдующимъ цѣ­ намъ (съ доставкою): металлическая каска пожарная съ чешуями 7 р сер., поясъ для топора съ чехломъ и пряжкою 2 р. 16 коп., каска коженная съ полнымъ приборомъ 6 р ., тесакъ съ лакированными ножнами Зр.бОк., портупея п о я с н а я изъ лаковой кожи 1 р . 16 кпуговицы за дюжину 12 коп. Адресъ: въ С -Петербургъ , Московск. ч. 1-го кввъ домѣ Тимошенки 15/ б2, на Владимірской ули ­ цѣ .— 1 2) Казанскій купецъ С. Саченъ объявляетъ, что въ шорной ею лавкѣ находящейся на Ни колаевской площади, возлѣ лавокъ купцовъ Яковлева и Богомолова , на сихъ дняхъ по­ лучены изъ г Казани разные хомуты со вегъ ми принадлежащими къ нимъ приборами на­ кладнаго серебра и томпаковые самой луч шей работы Л новѣйшаго фасона и изъ луч шихъ матеріаловъ— Надѣясь вполнѣ заслу жить одобреніе и■ покупателей за прочность товара, достоинство его и чистоту отдѣл ки , С Сачевъ имѣетъ честь покорнѣйше про ■ еить обращаться за оными въ ею лавку . 3) Филиповскал экономическая контора объявляетъ , что въ имѣніи титулярнаго со­ вѣтника Павла Петровича Щ ербинина, селѣ Филиповомъ, въ 6 верстахъ отъ і. Харькова, продается четыреста тысячъ лучшаго сорта кирпича съ доставкою отъ экономіи е$ теченіи зимняго пути. Такъ какъ зимняя дорога представляетъ большее удобство и об­ легченіе при перевозкѣ кирпича, то при про­ дажѣ онаго сдѣлана будетъ для гг. покупа­ телей, сравнительно съ цѣнами существующи­ ми, значительная уступка. Желающіе ку­ пить кирпичъ имѣютъ явиться въ село Бабаи, въ экономическую контору.—3 . О тъѣзжаютъ за границу : 1) Швейцарская подданная Эмилія Морье— въ Австрію и Швейцарію. — 1. 2′) Австрійская подданная Аделаида Кле­ беръ—въ Австрію— 1. 3 ) Французскій подданный Луи Кулюрю— во Францію. — 1, і ) Профессоръ Харьковскаго Университета Дмитріи Каченовскій—въ Германію, Францію и Англію,—3. О Л И Ш Н И Х Ъ Іі ВЫДАВШИХЪ. Отъ І9 по 26 Д екабря прибыли : Изъ г. Лцбснъ, геи. лейт Ушаковъ; г Пол­ тавы, отст гея -маіоръ Роттъ; г. Изюма, надо, сов. Шабельскій; С–Петербурга, дѣітпв. стат. сов Жидовскій и надо . сов. Хрото- вицкій; г. Бахмута, поли. Шабельскій ; і. Ьо- ронежа, отст. геп.-маіоръ Больманъ. ВЫѢХАЛИ: Въ г Копстантиноградъ, полк.: Ханыковъ и Долюво-Сабуровъ; г Печенеіи, подполк. Апостолъ – Кегичъ; г. Валки, полк, Овсянни­ ковъ; г. Изюмъ подполк. Фридъ; г. Повогеор – гіевскъ, полк. Жапдръ; г. Чугуевъ, полк. Б оп- танъ; г. Херсонъ, полк. Ивановъ. Редакторъ Щитовъ . ііе ч . иозьод. 28 Декабря 1557 г. И . Лавровскій.