Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
50
Дата випуску:
21.12.1857
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
14
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ ЧАСТЬ 1Ё0Ш1ЩАЛЫАЯ. Л 80 . СУББОТА, ДЕКАБРЯ 21 ДНЯ, (‘Статья 2-л о воспитаніи) (*) ОБУЧЕНІЕ ВЪ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХЪ ШКОЛАХЪ. Первоначальное обученіе занимаетъ важное мѣсто въ образованіи вообще; оно есть осію ваніе, на которомъ строится образованіе цѣ­ лаго народа, и слѣдовательно его благосостоя ніе; поэтому должно было бы ожидать боль­ шаго вниманія и большей заботливости объ усовершенствованіи первоначальнаго обученія, чѣмъ какое мы обыкновенно находимъ. Мы привыкли легко смотрѣть на это трудное и важное дѣло и думаемъ, что учитель элемен­ тарной школы можетъ д мюльствоваться весь­ ма ограниченными познаніями: здѣсь закло* (*) Си. НеоФ. ч. 44 Харьк. Губ. Вѣд. за 1857 г. чается одна изъ причинъ неразвитости п неѵспѣшности нашего первоначальнаго обу­ ченія. Поручая дитя неопытному и несвѣду­ щему учителю, мы тѣмъ самымъ замедляемъ, а иногда и отвращаемъ развитіе умствен­ ныхъ способностей дѣтей. Сознавая важность первоначальнаго обу­ ченія, очень полезно обращать вниманіе на успѣхи въ его методахъ, выработанные за­ падными учеными, и, такимъ образомъ, обогащая себя полезными познаніями въ этомъ родѣ, тѣмъ самымъ болѣе и болѣе со­ дѣйствовать развитію и успѣхамъ этогЪ обу­ ченія въ нашемъ отечествѣ, разумѣется, со­ гласно съ мѣстными условіями и потребностя­ ми послѣдняго. Въ этомъ отношеніи первое мѣсто принадлежитъ германскимъ ученымъ, обладающимъ обширною педагогическою ли­ тературою, объясняющею намъ многіе во- ,ш — просы педагогіи, и богатою такими сочине­ ніями, въ которыхъ изложены методы пер­ воначальнаго обученія. Изъ этихъ сочиненій я избралъ одно, отличающееся замѣчательною основательностію взгляда, именно с<>ч. Шерра «Оег ШіеггісЬі іп (іег Ргітагвсішіе.—ХіігісЬ 1857», съ которымъ и намѣренъ теперь по­ знакомить читателей. ОБУЧЕНІЕ ВЪ ПЕРВЫЕ ДНИ. Дѣти обыкновенно поступаютъ въ школы въ возрастѣ отъ 5 — 7 лѣтъ. До этого време ни развитіе ихъ тѣлесныхъ и душевныхъ силъ, происходитъ исключительно въ семей стнѣ, лома, гдѣ оно обусловливается образо­ ваніемъ и обстоятельствами родителей дитя тв. Должно замѣтить, что въ школу посту­ паютъ дѣти или несвоевременно, или съ раз­ личнымъ образованіемъ и различнымъ раз віпіемъ способностей; а эго заключаетъ въ себѣ немаловажное затрудненіе для правилъ наго и полезнаго обученія дѣтой. Поэтому для устраненія безпорядковъ, воторые мо гутъ произойти отъ несвоевременнаго, не опредѣленнаго пост)Плешя дѣтей въ школу, или отъ различія ихъ возраста, должно дѣ­ тей принимать въ школу одинъ разъ въ годъ, я притомъ слѣдуетъ наблюдать, что бы вновь поступающія дѣтр. были почти одинаковаго возраста п образовали одинъ классъ. По еще важнѣе и выгоднѣе для организаціи школъ п развитія дѣтей, что бы обученіе школь ныѵіъ предметамъ начиналось собственно въ школѣ, потому что; 1) очень немногіе роди­ тели знакомы съ современными успѣхами ли дактоки, а слѣдовательно они, занимаясь обу ченіемъ дѣтей только затрудняютъ задачу учи­ теля, и ‘2) преподаваніе школьныхъ предме товъ не требуетъ никакой поспѣшности, такъ что начинать его достаточно между 5 —7 готами. Выгоды же. на которыя обыкновен­ но расчитываютъ отъ обученія дѣтей дома, до поступленія ихъ въ школу, весьма незна­ чительны, да п не всѣмъ дѣтямъ доступно, д потому учитель долженъ принять за пра­ вило: съ вновь поступившими учениками на* чннэть обученіе съ начала. Что касается до вступленія дѣтей въ шко­ лу, то оно обыкновенно бывае.тъ торжествен­ но (Шерръ говоритъ о Германіи): началь­ никъ заведенія привѣтствуетъ ихъ велико­ лѣпною рѣчью, изъ которой, конечно, они ничего не понимаютъ. Эга торжественность совершенно безполезна и даже вредна, пото­ му что она только возбуждаетъ дѣтское; са­ молюбіе, гораздо полезнѣе, если дѣти вво­ дятся въ школу просто, самыми учителями и притомъ съ извѣстными пріемами дисципли­ ны и дидактики. Обученіе должно начинать съ того, что учитель обращается къ ученикамъ, и это обращеніе, разутлѣется, происходитъ въ нолѣ разговора. Содержаніе о характеръ разгово­ ра должны быть строго соображены съ сте­ пенью умственнаго и нравственнаго развитія дѣтей Представимъ себѣ, что учитель занимается съ небольшимъ числомъ учениковъ, напр. 15 — 20. Онъ ставитъ пхъ въ полукругъ предъ собою и обращается сначала къ спо­ собнѣйшимъ и смѣлымъ дѣтямъ съ вопросами: Какъ тебя зовутъ? Дитя, Иванъ. Учитель. Какъ твоя Фамилія? Дитя Андреевъ. Учит. Слѣд какъ твое имя и Фамилія? Днгя. Иванъ Андреевъ. Учиг. Какъ Зовутъ твоего отца? М ать? Имѣешь-ли ты братьевъ? Какъ ихъ зонхтъ? Какъ Зовутъ сестеръ? Что дѣлаетъ твой отецъ? А] ам.? Такимъ образомъ онъ говоритъ съ ними о вещахъ самыхъ извѣстныхъ, что бы затѣмъ перейти къ другимъ вопросамъ. Потомъ обра­ щается къ робкимъ, несмѣлымъ дѣтямъ, ко торыя уже нѣсколько ободрены отвѣтами своихъ товарищей. Онъ продолжаетъ свой разговоръ. Кто ты теперь? Что дѣлается въ школѣ? Что тамъ учатъ? Хочешь-ли учиться? Кто учить дѣтей? Какъ зовугь учителя? Но- ,- 450 – смотрите, какіе предметы находятся въ шко- лѣ! Что это такое? Эго? Это? (Здѣсь онъ по­ казываетъ имъ разные предметы) Знаешь- ли ты, когда должно приходить въ школу? Что ты дѣлаешь дома? Еще? И еще? Ну, дѣти, когда приходите въ школу, то привѣт­ ствуйте учителяі Потомъ садитесь на скамьи и кладите свои вещи въ порядкѣ! Такъ и дѣлайте! (Онъ назначаетъ каждому мѣсто на скамьѣ). Яы должны дѣлать все, что только учитель прикажетъ! Слушайте, что я вамъ буду приказывать! Встаньте! Положите руки на столъ! Возьмите грифель! Покажите мнѣ его! Положите грифель на столъ! Покажите мнѣ аспидную доску! Положите се на столъ! Садитесь! Встаньте! Пойдите сюда! Станьте въ рядъ! Теперь я хочу показать вамъ что то новенькое. Идите къ доскѣ! Станьте такъ, чтобъ всѣ могли видѣть! (Онъ показываетъ имъ картины, которыя содержаніемъ имѣютъ или явленія природы пли сцены обществен­ ной жизни; потомъ показываетъ разные пред­ меты, спрашиваетъ ихь названія, употребле­ ніе и мроч.) Разумѣется, учитель не можетъ долго заниматься съ новичками, а долженъ переходить и къ другимъ классамъ, ученики которыхъ до этого времени учили заданные уроки; но чтобы новички не оставались безъ всякаго занятія, учитель назначаетъ одного ученика изъ высшаго класса для просмотра за ихъ занятіями и поведеніемъ. По пи въ какомъ случаѣ бездѣятельное состояніе уче­ никовъ въ школѣ не должно быть допускаемо, и для этого учитель можетъ сокращать часы занятій въ первые дно съ вновь поступивши­ ми, именно утромъ не болѣе 2 часовъ и столько же послѣ обѣда. Здѣсь нельзя не упо­ мянуть о старыхъ школахъ, въ которыхъ дѣ­ ти выучивались только смирно сидѣть въ классѣ. Вредныя послѣдствія такого направ­ ленія очевидны: чрезъ это понятія дѣтей притуплялись и дѣти привыкали къ какому-то безчувственному состоянію; кромѣ того сла­ бѣйшіе и бездарные ученики нерѣдко счита­ лась лучшими. На второй день учитель опять собираетъ учениковъ въ полукругъ и предлагаетъ вопро­ сы. Учит. Яковъ, какою рукою берутъ грифель, если хотятъ писать? Яковъ. Этою (указываетъ на правую). Учиг. Какою рукою берутъ ложку, если начинаютъ ѣсть? Яковъ. Эгою-же. Учит. Хорошо! Эта рука называется пра­ вою. Протяните правыя руки впередъ! Такъ. Другая рука называется лѣвою. Протяните лѣвыя руки! Потомъ ученики по командѣ учителя то поднимаютъ, то опускаютъ поперемѣнно обѣ руки. Теперь дальше: правую ногу впередъ! лѣвую йогу впередъ! и проч. Послѣ этихъ упражненій дѣтскаго вниманія и послушанія, учитель приступаетъ къ такъ называемымъ картиннымъ упражненіямъ. Онъ рисуетъ папр. лошадь, и спрашиваетъ уче­ никовъ: видѣли-ли вы живую лошадь? Како­ го она цвѣта? Сколько имѣетъ ногъ? Глазъ? Ушей? Для чего )потребляется лошадь? Что она ѣстъ? Гдѣ она стоитъ ночью? и т. д. Послѣ представляетъ другое какое нибудь жи­ вотное и разбираетъ его подобнымъ образомъ. На третій день учитель ставитъ учениковъ въ полукругъ предъ большою доскою, и гово­ ритъ: Сегодня, дѣти, мы будемъ заниматься на доскѣ, Смотрше, я держу въ рукѣ мѣлъ. Я его держу пальцами. Ну, Яковъ, возьми и ты мѣлъ! И ты! и ты! и т. д. Теперь за­ мѣчайте, что я буду дѣлать на доскѣ! (Онъ ставитъ точку). Это точка. Что это такое? Гы, Иванъ, дѣлай тоже! Хорошо. (Эго дѣ­ лаетъ каждый). Смотрите, уже много точекъ! По я ихъ сотру. Теперь сколько опять поставилъ я точекъ? Дитя. Двѣ. Учит Сколько точекъ? Дѣти. Двѣ. Учит. Да. и эта точка стоитъ вверху, а эта внизу. Ты, Ивинъ, покажи мнѣ верхнюю точку! А гдѣ другая? (Гакъ упражняются а ,- 451 – другіе ученики). Теперь яѴше прибавлю одну точку. Сколько всѣхъ? Ьто знаетъ? Л пт я. Три. Учит. И такъ сколько? Дѣти. Три. Учит. Такъ. Одна, двѣ, три. И такъ три точки. Одна вверху, другая внизу, и третья посрединѣ. Петръ, считай точки! Такъ. По­ кажи мнѣ верхнюю, среднюю, нижнюю! (Это продолжается со всѣии учениками). Учиг. Поднимайте правую руку! Гакъ. Пра­ вая рѵка па правой сторонѣ. Я поставлю еще одну точку на правой сторонѣ доски. Смотри те! Теперь поднимайте лѣвую руку! Л я по ставлю точку на лѣвой сторонѣ. И еще одну въ срединѣ. Сколько всѣхъ точекъ? Какая на правой сторонѣ? Какая на лѣвой? Какая въ срединѣ? Учит. У насъ двѣ точки: одна направо, другая налѣво. И вотъ подъ каждой изъ нихъ поставлю еще по одной. Сколько всѣхъ точекъ? Одна, двѣ, три, четыре. Покажи мнѣ верхнюю, нижнюю, нижнюю направо, ниж нюю налѣво! и т. д. Учит. Смотрите, что я дѣлаю! Поставлю одну точку вверху, одну внизу, и третью въ срединѣ. Теперь еще: одну налѣво отъ сред ней, другую направо отъ средней. • • • Одна, двѣ три, четыре, пять Сколько точекъ? Покажи верхнюю, иа правой сторонѣ, ниж нюю, среднюю! и т. д. Это различіе положенія точекъ и ихъ ко­ пированіе составляетъ весьма полезное заня тіе для дѣтей. Послѣ этого учитель показы ваетъ употребленіе грифеля, положеніе лѣвой руки во время писанія, положеніе вообще всего тѣла, на что ученики должны обращать особенное вниманіе, потому что неисполненіе извѣстныхъ предписаній касательно напр положенія тѣла влекло нерѣдко за собою па­ губныя послѣдствія. И такъ сначала ученики копируютъ на аспидныхъ доскахъ точки, пос тавленныя учителемъ на большой доскѣ, а потомъ ставятъ ихъ подъ диктовку учителя: двѣ точки: одну вверху, другую внизу! ір* точки : вверху, внизу, по срединѣ! Двѣ: одн; направо, другую налѣво! и т. д. Эти указанія и наставленія имѣютъ своь важность, потому что они занимаютъ дѣ тей и пріучаютъ ихъ смотрѣть на шволу какъ на пріятное, занимательное и поучи тельное мѣсто; она стараются посѣщать ее аккуратно и довѣрчиво сближаются съ учи­ телемъ. Они особенно радуются тому, что въ состояніи уже что-нибудь отвѣчать, и еще болѣе, что имѣютъ позволеніе что-нибудь дѣлать, а потому бездѣятельное препровож­ деніе времени для нихъ невыносимо. Къ этому еще нужно прибавить, что учитель долженъ внушать ученикамъ благоговѣніе во время молитвы, дѣлать имъ наставленія от­ носительно порядка, опрятности и поведенія какъ въ школѣ, такъ и внѣ ея, и при томъ въ немногихъ словахъ, потому что длинныя краснорѣчивыя увѣщанія дѣтьми не легко при­ нимаются. Первая четверть іода. Занятія въ эту четверть года слѣдующія: 1) упражненіе органа слуха и органа слова чрезъ чистое произношеніе звуковъ, но безъ обозначенія ихъ буквами. 2) Упражненіе зрѣ­ нія и упражненіе въ письмѣ чрезъ начерта­ ніе первоначальныхъ Формъ. 3) Упражненіе въ счисленіи. 4) Обученіе по картинамъ, і 5) Элементарная гимнастика. Безъ сомнѣнія, многимъ покажется эт число предметовъ занятій слишкомъ слож нымъ и обширнымъ. Старыя школы ограни­ чивались однимъ только изученіемъ азбуки, н< это одностороннее занятіе для дѣтей был< очень тягостно, принуждая ихъ нѣсколько ча совъ оставаться безъ всякаго движенія; а кт< знаетъ натуру дитяти, тотъ легко допуститъ такое разнообразіе предметовъ, которое сколь ко-нвбудь могло бы удовлетворять любознаэ тельности дѣтей. Должно замѣтить, что всѣ эти упражненія должны происходить каждый день, вонреки заблужденію нѣкоторыхъ учи- ,— 4 5 2 — телев, которые думаютъ, что изученіе пред­ метовъ должно б ы ть послѣдовательное о что, не изучивъ одного предмета, не должно п е ­ реходить къ другому. А . Ч истое произношеніе звуковъ . Сначала учитель произноситъ ясно отдѣль­ ны е звуки, а потомъ заставляетъ учениковъ повторять ихъ. Упражненіе. У ч и т . С л у ш а й т е , дѣти, я произнош у і. Т ак ъ вы всѣ можете произносить. Т ы , Яколъ! Т ы ! и т. д. II такъ мы произиесли звукъ г. Ч то мы сдѣлали? Ну, слуш айте опять: к произношу звукт е. Какой мы теперь произнесли звукъ? Д итя. Звукъ е. У ч и т . И ванъ , произнеси звукъ е! (Такъ обращается къ каждому). Теперь мы знаемъ дна звука: е и г. Т ы скажи г, т ы е, т ы оба! и т. д. Сколько звуковъ мы произнесли? Какой п е р в ы й ? Второй? Произнеси оба! Хорошо. Но хотите ли вы еще знать какіе аибудь звуки? Му, слуш айте: а. Сколько теперь звуковъ вы можете провз нести? Какой пе р вы й? Второй? Т р е т ій ? Мро износите всѣ! Яковъ, произнеси третій! Иванъ, первый! Андрей, второй! Метръ, всѣ три! Но я еще знаю нѣсколько звуковъ. Хотите ли вы ихъ знать? Н у , слуш айте: о. (Съ этимъ звукомъ у ч и ­ тель поступаетъ также). И такъ положимъ, что дѣто замѣтили уже 5 звуковъ. У ч я т . обращаясь къ ученикам ъ, которые по его кома а,і В ііо . і ня ли руки). Считайте на и. п ы ! Ихъ 5 А сколько мы звуковъ в ы учи ли ? Тоже пять И такъ пять звуковъ п пять паль девъ Вотъ это большой палецъ; а какой ш-р вый звукъ? Это второй палецъ, а какой вто рой Звукъ? и т. д. Когда я поднимаю первый палецъ, вы должны произносить первый звукъ! (Онъ поднимаетъ первый палецъ, а уче ни ка произносятъ первый звукъ). Мотомъ представивши цѣлый рядъ звуковъ, учитель заставляетъ учениковъ произносить ихъ до тѣхъ поръ, пока они неутвердятъ ихъ въ своей памяти. Вообще произношеніе звуковъ очень важно для выговора и ч т е н ія , а потому учитель долженъ обращать вниманіе на подобные упраж ненія, число которыхъ, смотря по не­ обходимости, онъ можетъ увеличивать. Долж­ но замѣтить, что дЬти должны упражняться въ произношеніи звукомъ безъ всякой азбу­ ки, какъ печатной, такъ п писанной; это относится къ послѣдующему обученію , Ме должно также предлаіать дѣтямъ разныя н а ­ званія звуковъ, для нихъ довольно слова «звукъ », и только, ибо цѣль учителя въ этомъ случаѣ есть возбужденіе вниманія у ч е ­ ника и въ особенности упраж неніе органовъ слуха и с.юва. У п р а ж н е н іе . У ч и т е л ь . Скажите рядъ звуковъ, начиная съ г! І і у , теперь замѣчайте: іб, аб , об, у б и т. д. (Повторяетъ еще разъ). Повторы ГЫ, Я нонъ! Т ы , Иванъ! Всѣ! Это мы в ы го ­ вариваемъ радъ слоговъ, а не звуковъ. З а ­ мѣчайте, какъ я произношу первый слогъ: гб, г… . б , і ……. 6.щ і ……. 6. И такъ вы с л ы ­ шите сначала звукъ г, а потомъ звукъ 6. Слѣ л слогъ Іб СОСТОИТЪ изъ двухъ звуковъ.’ Такимъ (.’.разомъ дѣти изустно п р іу ч а ю т ­ ся составдніь сл, г и . Здѣсь также повторяемъ, что не должно «ходить въ разсужденіе о различныхъ названіяхъ слоговъ, какъ это дѣлили м поііе учители, которые съ одной стороны забывали, что имйли дѣло съ т а ­ кимъ возрастомъ, а съ другой—смѣшивали уче н ы я изы сканія съ э еменгарнымъ обуче­ ніемъ. Совершенно достаточно, если дѣти отдѣляютъ Правильно КВЖДЫІІ ЗВуКЪ И ЯСНО его произносить. ,- 4 53 – Потомъ учитель представляетъ дѣтямъ таб ­ лицу слоговъ, берегъ вакой нибудь слогъ а объясняетъ имъ составъ его Напр. Учитель. Возьмемъ слогъ оф. Какой здѣсь верпы и звукъ? Какой второй? Слогъ им На ко» первый зв )в ъ ? Какой второй? Или: Какой слогъ составляютъ звуки а и и? а и л л? е и к ? и т. д. Или: скажите рядъ слоговъ съ с)? Дѣти: ід, ед , ад .. . . . Далѣе учитель долженъ обратить вниманіе учениковъ на особенность звуковъ: п и б, д и т, к и г, изъ которыхъ первые произно­ сятся тверже послѣднихъ. Когда дѣти доста точно познакомились съ слогами, на чи н а ю ­ щимися съ гласной, то учитель предлагаетъ имъ примѣры слоговъ, начи наю щ и хся съ с о ­ гласной: би, бе, бо , ба. послѣ этого приступаетъ къ разбору словъ. Учитель В ы , дЬгіч, уже правильно вы го ­ вариваете звуки и слоги, и можете различать ихъ между собою. Теперь я скажу вамъ нѣ сколько словъ: рыба, по га, к устъ , ручей и проч. Яковъ, что, разумѣется подъ именемъ р ы б а ? Яковъ. Ж иво тно е, которое плаваетъ въ водѣ. Учитель. Да Замѣчайте, я произнесу про­ тяж но: р ы — ба. Сколько здѣсь слоговъ? Сколь­ ко звуковъ въ каждомъ слогѣ? Какой первы й? Какой второй? и т. д. И такъ далѣе онъ представляетъ имъ мно­ жество гірам Кровъ для упраж ненія. Когда ученики совершенно вы учатся различать зву­ ки и слоги, и составлять изъ слоговъ слова, тогда учитель для упраж ненія можетъ при пять два способа: синтетическій и аналити­ ческій. Аналитическій: учитель произноситъ слово рыба, и спрашиваетъ сколько звуковъ? Какой первый? и т, д. Синтетическій: учи­ тель произноситъ звуки: р, ы , б , а, и спра­ ш иваетъ, что эти звука составляютъ вмѣстѣ? в проч. к ^ і В. ОбъЯСНЕНІЕ И НАЧЕРТАНІЕ ПЕРВОНАЧ. ФОРМЪ. __ . і> . .., У читель. (Ставитъ одну точку на верху доски, а другую внизу). Смотрите, дѣти, я проведу черту отъ одной точки къ другой; а эга черта называется линіею Яковъ, мо- ж е ш ь-ли т ы это дѣлать? Поставь точки и проведи линію ! Правильно. (Такъ обращ. ко всѣмъ). Но еще. Т ак ъ какъ одна точка вверху, а другая внизу прямо подъ нею , то и линія происходитъ прямая. И такъ , что такое ли­ н ія ? Смотрите, опа стоить прямо, какъ эга палка, и потому ее можно назвать прямо стоящею (перпендикулярною) линіею . Теперь иначе. Я поставлю одну точку н а ­ право, другую налѣво, и проведу между н и ­ ми ли нію , то эта линія будетъ прямо лежа­ щая (горизонтальная). Ч то такое линія прямо стоящ ая? Что такое прямо лежащая? И такъ мы имѣемъ линіи двухъ родовъ. Сколько л и н ій ? И какого рода? Теперь, дѣти, ступайте на мѣста, и пр о ­ водите подобныя линіи на аспид ны хъ доскахъ. Учитель. Теперь посмогриѵіъ, что можно сдѣлать изъ этихъ двухъ линій. Смотрите! Вотъ линія прямо стоящ ая, и присоединимъ къ ыей виизу справа прямо лежащ ую , то выйдетъ слѣдующая Фигура: 1_ _ . п отомъ на оборотъ ___1, и въ р азны хъ видахъ. Проведемъ линію прямо леж ащ ую , а изъ средины ея возставимъ прям о сто ящ ую I . Потомъ представимъ прямо стоящ ую и прямо лежащую такъ, чтобъ они пересѣкали другъ друга въ срединѣ У праж неній въ этомъ родѣ можно пред- ставить безчисленное множество, но мы о гра­ ничимся самыми главным и. У читель (ставитъ на доскѣ четыре т о ч ­ ки • •). Сколько то че къ ? Какъ онѣ стоятъ? Если я соединю ахъ линіями, то произой­ детъ Фигура Поставимъ точку на оравой ,сторонѣ вверху: + , Гд ѣ опа сто итъ? Вверху В іи внизу, на правой сторонѣ ила на лѣвоіи В ъ какомъ положеніи поставлены точки: Проведемъ ли нію , и получимъ Фигуру 7 ^ Тейерь поставимъ точки на лѣвой сто ронѣ ¾ , соединимъ точки линіею,, и п о ­ лучимъ Фигуру . Сколько здѣсь ЛИНІЙг Какъ называется первая? Вторая? и т . д. Яковъ, проведи наклонную линію напра во! Наклонную налѣво! ІІерчедивуляриу ю! и т. д. Э га диктовка линій происходитъ также и на аснидиой доскѣ, при чемъ надо замѣтить, что дѣти должны упражняться въ этомъ такъ часто, чтобы въ одно мгновеніе по слову учителя они проводили линіи безоши бочно. Чрезъ эго развиваются слухъ, зрѣніе и способность въ письму. У читель. Д ѣ т и , вотъ а держу прямой сеѣ жій орутъ, который можно гнуть ВО всѣ стороны. Смотрите, я его гну направо, и представлю такую линію . Потомъ наоборотъ, и въ разны хъ направленіяхъ. При этомъ учитель объясняетъ еще разныя Фи тур ы , которыя можно составить изъ кривыхъ линій. Н апр. эту линію ^ онъ передаетъ такъ.- наклонную внизъ загнуть внизу на лѣво и провести направо вверхъ чрезъ ли­ н ію . Такимъ образомъ дѣта знакомятся съ основаніями шрифта, что и составляетъ прак тическую пользу этихъ упраж не ній, и и м и – то дѣти приготовляются къ чте н ію и апсьму. . С, С численіе . Безъ сомнѣнія трудно предположить, что б ы дѣти до вступленія въ школу не пріобрѣ- ли никакихъ понятій о счетѣ; вапротивъ цы замѣчаемъ, что многія дѣти считаютъ уже до 10 , другія до 100 и т. д , и могутъ различать величину предмета. Но этого въ школѣ не принимаютъ во вниманіе, и н ачи ­ наютъ упраж ненія въ счисленіи съ сам ыхъ основныхъ началъ, при чемъ, конечно, нель­ зя и думать объ ариѳметическихъ основа­ ніях ъ а правилахъ; все же дѣло о гр а н и ч и ­ вается только пониманіемъ и обозначеніемъ простѣйш ихъ отнош еній чиселъ. У пр аж н е н іе . Учитель. Вотъ у меня япіпвъ, въ которомъ лежатъ палочви, какъ сѣрныя спички. Сколько же ихъ ьъ ящ икѣ, много или мало? Д ѣ ти . М ного. У читель. По сколько жъ именно? Дѣти. М ы не знаемъ. Учитель. Н у , будемъ считать! (Онъ беретъ одну оалочву и показываетъ). Сколько держу я надоченъ, Яковъ? Яковъ О дну. У читель (беретъ другую ). А теперь сколь* ко, Паанъ? Иванъ. Днѣ, Такъ продолжается до 5. Учитель. (Положивши палочки въ ящ икъ). Говорите за мною! (Вы ним аетъ двѣ палочки). Одинъ и одинъ два. Д ѣ ти . Одинъ и одинъ два. У читель (прибавляетъ по одной). Дна да одинъ три; три да одинъ четы ре; четыре да одинъ пять. Когда всѣми учениками вмѣстѣ повторено это счисленіе, тогда учитель подзываетъ каждаго по одиначкѣ и заставляетъ ихъ с ч и ­ тать палочки, показывая ихъ другимъ. По­ томъ дѣти считаю тъ предметы, въ школѣ н а ­ ходящіеся: скамьи, окна и проч. Учитель. С читай, И ванъ , палочки! Я буду означать каждую палочку чертою на доскѣ. Что значитъ эта черта? Д ѣ ти . Пало чку. Учитель. Яковъ, сколько у меня палочекъ? Двѣ. Проведн двѣ черты на доскѣ! Теперь ,— 455 — сколько? Три. Проведи три черты на доскѣ! и т. д. И ли: Т ы , И в анъ , покажи три палочки, а т ы , Яковъ, и аанш а столько черточекъ на доскѣ! Учитель. Смотрите! Я раскладываю пять па дочекъ одну возлѣ другой: 1,2, 3, 4, 5. Потомъ еще одну приложу къ нимъ, по лучится пять палочекъ и одна; пять да одинъ шесть. И т. д. съ слѣдующими цифрами: 7 , 8, 9 , 10. У читель, Андрей, считай палочки! a) Станьте по порядку. Т ы говори— одинъ, т ы два, т ы три и т. д. b ) Т ы , Иванъ, говори: 1 и 1 = 2 . Т ы , Яковъ, 2 и 1—3 и т. д. Иванъ, повтори все! c) Иванъ, говора 1 п 1 = 2 , и потомъ спра­ шивай своего сосѣда: сколько 2 и I ? О т ­ вѣчай, Андрей! Андрей. 2 и 1 = 3 . — Сколько 3 и 1, П е тр ъ ? Петръ. 3 и ! = і . — Сколько 4 и 1 ? и т. д. до 10. Учитель (отдаетъ одному уче ни ку 2 па ломки, а другому 3). Сколько палочекъ у пер­ ваго? Сколько у втораго? У кого больше? Ч іімъ у перваго меньше, въ сравненіи съ вторымъ? Здѣсь учитель наглядным ъ образомъ, с ч и ­ тая палочки, представляетъ таблицы въ умѣ: 2 болѣе 1 — 1 І и 1 = 2 10 безъ 1 = 9 . 3 ——— 1 = 2 2 и 1 = 3 9 — 1 = 8 . А ——– 1 = 3 3 и 1 = 1 8 — 1 = 7 . 5 ——— 1 = і А и 1 = 5 и т. д. и т . д. и т. д. Пообще эти упраж ненія очень полезны, потому что они требуютъ большаго вниманія Учитель. Я положу теперь на столь А н а – ломки вмѣстѣ. Смотрите, какъ ихъ можно раздѣлить. Положу я ихъ на двѣ стороны: 2 направо, и 2 налѣво. Слѣ.юв. А можно разложить па ‘2 и 2. Теперь можно еще разложить такъ: 1 направо, 3 налѣво; слѣд. А состоитъ изъ 3 и 1. Потомъ разложимъ такъ: 1 + Ц “1″Н* (Такъ разлагаетъ онъ каж­ дое число). Прежде учитель употреблялъ слова для выраженія отнош енія чиселъ, но теперь эти отнош енія выражаетъ знаками, напр. 5 а 1 выражаетъ 5 – } – і , 5 — 1 вмѣсто 5 безъ I и про ч., но еще не начинаетъ сам ыхъ цифръ, а изображаетъ ихъ чертами. 1 + 1 = 1 1 1111111111 – 1= 111111111 1 1 = 1 + 1 11 + 1 = 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 – 1 = 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 = 1 1 + 1 1 1 1 -,-1 = 1 1 1 1 1ІІ11І11 – 1 = 1 1 1 1 1 1 1 1111=111 + 1 1 1 1 1 + 1 = 1 1 1 1 1 1ІІІ1І1 – 1 = 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 = 1 1 1 1 4 -1 111 1 1 + 1 = 1 1 1 1 1 1 111111 – 1 = 1 1 1 1 1 111111 = 1 1 1 1 1 + 1 11111 — 1 = 1 1 1 1 И Т. Д, И Т. Д. И т. д. Э ти упраж ненія должны бы ть представле­ н ы сначала на большой доскѣ, а потомъ на аспидной. При этомъ учитель нисколько не долженъ спѣш и ть, но медленно и иослЬдова- тельно представлять выш еприведенныя т а б ­ ли ц ы . Нѣкоторые учители распространяла уже слишкомъ эти упр аж не нія, при чемь они впадали въ значительную ошибку, ибо, съ одной сто ро ны , желая преіставить это дѣло въ м ногоразличныхъ видахъ, они запу­ тывала дѣтей, а съ другой, желая исчерпать этотъ предметъ основательно, они наводили на дѣтей скуку и утомляла ихъ вниманіе. И. О бученіе по картинамъ . Для этой пѣли учителю слѣдовало бы в ы ­ водить учениковъ въ поле и тамъ, поставивъ ихъ на возвыш еніи, показывать имъ разли ч­ ны е виды. Но эти прогулки не могуть пр о ­ исходить часто, и большею частію сопряже­ ны съ нѣкоторыми затрудненіям и, а потому обученіе эгого рода должно происходить нь классѣ; для классныхъ же занятій вспомога­ тельным ъ средствомъ могутъ служить к а р т а – ! и ы , изображающія ясно п отчетливо явленія пряроты или сцены изъ общественной ж из­ ни. К а р ти н ы , заимствующія содержаніе свое ,456 — изъ природы , облегчаютъ ясное пониманіе предметовъ Географіи и Кст. И с то р іи ; кар­ т и н ы втораго рода могутъ изображать или предметы нравственные и религіозные или явленія изъ обыденной жизни людей. Для классны хъ занятій учитель долженъ имѣть по крайней мѣрѣ двѣ картины : одну изъ природы, д р угую изъ общественной жизни. Картина I. « Э гэ картина представляетъ нѣсколько лицъ. Вотъ на креслѣ сидитъ ста­ рая ж енщ ина, бабушка. К ъ ней приходятъ молоіая женщ ина и молодой муж чина: это жена и мужъ; они ведутъ двоихъ дѣтей, сына и дочь. Нсѣ эги лица составляютъ семейство. Э го происходитъ утромъ на Новый годъ. Мать дѣтей, ея мужъ н дѣти ихъ (внуки бабушки) приходятъ пожелать бабушкѣ вся­ каго счастіи. Посмотрите, маленькая дочь держитъ въ рукѣ букетъ цвѣтовъ, который хочетъ подиесть бабушкѣ; цвѣты же она для этого случая тщательно берегла и в о спи ты ­ вала въ комнатб. М альчикъ держитъ въ рукѣ бум агу, въ которой содержится поздравленіе бабушкѣ. Я думаю, говоритъ учитель, дѣти привѣтствую тъ бабушку такъ: любезная б а ­ буш ка! Ж елаем ъ, что бы Богъ послалъ вамъ здоровье, радость и избавилъ бы васъ отъ ПСякихъ несчастій! Бабуш ка очень радуется п осѣщ енію своихъ дѣтей и внуковъ, и еще болѣе радуется, когда привѣтствую тъ ее внуки». Картина 2 «Посмотрите на эту картину! О на представляетъ намъ направо и налѣво го р ы , а въ срединѣ между горами долину, въ которой находятся прекрасные луга. П о ­ среди этой долины протекаетъ прекрасная рѣка, изобилующая вкусною рыбою. Смотри­ те, вонъ тамъ два мальчика удятъ рыбу. У подошвы горы хлѣбопашецъ идетъ за плу ромъ, а мальчики гонятъ воловъ. На верху горы растетъ огромный лѣсъ, въ которомъ встрѣчается много елей. На концѣ долины і е житъ деревенька съ церковью и со многими крестьянскими избами. Там ъ на возвыш ен­ ности зам ѣтны еще остатки замка; это раз­ валины, въ которыхъ никто не живетъ. На горизонтѣ показываются т у ч и , и , я дума кг, скоро будетъ дождь На возвыш енностяхъ виднѣются стада овенъ, пастухъ сидитъ подъ деревомъ п возлѣ него собака». Объяснивш и такимъ образомъ к а р ти н ы , учитель предлагаетъ ученикамъ различны е вопросы, вы текаю щ іе изъ содержанія карти­ н ы ; папр. что представляетъ это мѣстополо­ женіе? Сколько тамъ лицъ? и т. д. Е Г имнастика . Д Ьти становятся въ классѣ въ порядокъ, въ прямую л и н ію , и притомъ такъ, что б ы каждый стоялъ отдѣльно и не касался д ру­ гаго. О ни пріучаю тся держать голову вверхъ, руки по швамъ, ноги приставленными одна къ другой, каблуки вмѣстѣ, поски врозь. У читель долженъ м ало-по-м алу пріучать и хъ , что бы они по командѣ: «становись!» с т а ­ новились въ рядъ, а по вочандѣ: « с т о й !» останавливались; по командѣ: «правую ногу впередъ!» дѣлали маленькій ш агъ, а потомъ опять команда «сто й » останавливала ихъ. Также: правую ногу назалъ! Стой! Л ѣвую ногу впередъ! Л ѣ вую назадъ! Стой! У чи т е л ь (протягиваетъ правую руку). Когда я командую «правую руку впередъ!», то вы дѣлайте, какъ я. И такъ: правую руку в п е ­ редъ! И когда командую «правую ру ку внизъ», то вы также дЬлаііте, какъ я. Тоже самое и съ лѣвою рукою. У читель (подымаетъ правую руку вверхъ). Дѣлайте такъ, когда я буду командовать: «правую руку вверхъ!» Тоже самое и съ лѣ­ вою рукою. Потомъ с л ѣ іу е гъ команда: Стой! правую руку впередъ! вверхъ! внизъ! лѣвую руку вверхъ! внизъ! впередъ! и проч. Т акъ просты эти упраж ненія, и достаточ­ но, если дѣти въ первые три мѣсяца п р іу ­ чатся къ подобнаго рода ловкости. Кажности и пользы этихъ упраж неній не должно о сп а­ ривать, ибо они внуш аю тъ дѣтямъ понятіе ,О* порядкѣ и послушаніи ІИ к о іа безъ этихъ упраж неній нѳ можетъ бы ть хорошею ш к о ­ лою, потому что истинное воспитаніе тре буетъ развитія какъ д уш е вны хъ , такъ и тѣ ■ десвыхъ сизъ. В т орая четверть года. Пъ этой четверти года къ прежнимъ пред­ метамъ прибавляются письмо п чте ніе , и на эти послѣдніе два предмета должно обращать преимущественное вниманіе, даже въ ущербъ прежнимъ занятіям ъ, которыя теперь з н а ч и ­ тельно сокращаются И такъ предметы о б у­ ченія слѣдую щ іе: 1) Письменное обозначеніе звуковъ, слоговъ и словъ, и произношеніе ихъ (чтеніе). 2) Счисленіе до 25 и понятіе о единицѣ и десяткѣ 3) Ч исто е произношеніе слоговъ и разрѣшеніе многосложныхъ словъ. 4) П ро писны я буквы 5) Занятія по карти­ намъ, и 0) Элементарная гимнастика. А. П исьменное обозначеніе звуковъ и чтеніе . Сначала учитель предлагаетъ ученикамъ цѣлый рядъ звуковъ, и спрашиваетъ: какой нериый? второй? и т. д ; потомъ объясняетъ вцъ начертаніе на доскѣ. Упраж неніе. У читель .(возьмемъ для примѣра букву в’. Для эгого звука есть особенный знакъ. См от­ рите! (начала проводится наклонная линія направо, потомъ загибается налѣво и про­ водится наклонно внизъ, гдѣ опять загибаег се направо и идетъ вверхъ. II такъ изъ ка квхъ линій состоитъ знакъ, изображающій эту букву? Эготъ знакъ и называется б ук ­ вою. Изображать буквы значитъ писать, слѣд. я написалъ одну букву. И такъ что я сдѣлалъ? Дѣти В ы написали. У ч а т . Ч то я напасалъ ? Д ѣти. Букву. Подобнымъ образомъ онъ объясняетъ всѣ буквы. У читель. И такъ замѣтьте, дѣти, что мож­ но писать буквы. Но въ школѣ не только п и ш утъ , но и читаю тъ. Х о ти те -ли вы у ч и т ь ­ ся читать? Д а, я увѣренъ; и ваши родители очень будутъ рады, когда вы будете писать и читать. Я напиш у одну букву. Какой звукъ она выражаетъ? Я буду писать буквы, а вы произносите ихъ. Т а к ъ . З н а е те -л и , что вы теперь дѣлаете? В ы произносите буквы или читаете. И такъ вы теперь можете ч и ­ тать буквы. Яковъ, я буду писать б укв ы , а т ы ихъ читай! (Эго продолж. со всѣми). Въ этомъ родѣ учитель прою лжаетъ учить дѣтей писать всю азбуку, потомъ уже слоги. (Для этого онъ пиш етъ буквы на доскѣ, а потомъ диктуетъ). Когда ученики умѣютъ правильно писать слоги, состоящіе изъ двухъ или трехъ буквъ, тогда учитель занимается съ ними повтореніемъ, состоящимъ въ трехъ видахъ: въ простомъ спи сы ваніи слоговъ въ письмѣ подъ диктовку п въ чтеніи. Для облегченія дѣтей въ послѣднемъ случаѣ с л у ­ жатъ особенныя таб ли цы , на которыхъ пред­ ставлены ряды слоговъ. Учитель долженъ заботиться о томъ, что бы чтеніе дѣтей не было механическимъ заучиваніемъ, для у с т р а ­ ненія чего онъ долженъ заставлять каждаго ученика отдѣльно читать слоги въ разномъ порядкѣ. Притомъ учитель не долженъ про­ износить слоги отдѣльно, но читать, какъ они произносятся вмѣстѣ, и только впослѣд­ ствіи онъ можетъ заставлять дѣтеіі раздѣлять слоги; тогда онъ имъ диктуетъ слоги и раз­ бираетъ составныя ихъ части. Или же дѣти становятся предъ таблицами, и учитель по­ казываетъ палочкою на отдѣльные слоги. У п р а ж н е н іе . Учитель Теперь вы уже умѣете читать и писать слоги; но вы также можете писать и слова Яковъ, писалъ ли т ы когда нибудь слова? . ,- 458 – В. ГІРДВЗНОШЕНШ звуковъ . Ч то касается до упраж неній въ произно­ ш еніи звуковъ, то хотя въ этой четверти го ­ да для нихъ посвящается весьма мало време­ ни, потому что они въ первой четверти года составляли главнѣйш ій предметъ, но все таки нельзя его оставить совершенно, а п о ­ тому учитель предлагаетъ нѣсколько прим ѣ­ ровъ для произнош енія. У иражненіе. Учитель Говорите за мною: перо\ Теперь та к ь : пе — ро\ Вь этомъ послѣднемъ случаѣ я произнесъ части слова отдѣльио, сначала нс, а потомъ ро. Какъ я произносилъ снача ла? А потомъ? Первый слогъ есть пе , а вто­ рой ро. Сколько слоговъ въ слонѣ перо? Какъ произносится первы й? Второй? Сколько зву­ ковъ въ первомъ слогѣ? Какіе о ни? Сколько звуковъ во второмъ слогѣ? П ервы й? Второй? Ііо этому образцу онъ разбираетъ слова двухсложныя, и притомъ такія , которыя состоятъ изъ четырехъ буквъ, потомъ тр е х ­ сложныя и многосложныя. С. С численіе У пр аж не нія въ счисленіи состоятъ въ томъ, что учитель объясняетъ счетъ нагляднымъ образомъ, посредствомъ палочекъ, выражаетъ палочки на доскѣ чертами, считаетъ ихъ и потомъ заставляетъ дѣтей ставить черты на дискѣ. Яковъ. Нѣтъ. У читель. Д Іу, пойди сюда къ доскѣ! Я го­ ворю слово: нога Сколько звуковъ въ этомъ словѣ? Хорошо. Какой же пе р в ы й? ІІаси ш и его! Какой второй? Напиш и е ю ! и т . д. С м о ­ три, т ы уже написалъ слово. Ч итай его! Не правда ли, дѣти, Яковъ можетъ уже писать слова? Кто изъ васъ хочетъ попробовать? Н у , пойди сюда! (Его заставляетъ писать слова). 1-е упр. 2 -е упр. 1 + 1 = 2 1 0 – 2 = 8 2 + 2 = і 9 — 2 = 7 3 + 2 = ‘ ) 8 — 2 = 8 4 + 2 = 5 7 – 2 = 5 и т. д. и г. д. Іак в м ъ образомъ онъ пре істанлаегъ с ч и ­ сленіе въ разнообразномъ видѣ, но еще не приступаетъ къ сложенію и в ы чи та н ію . 1-е упражненіе. Учитель Яковъ, пересчитай мнѣ ІО пало­ чекъ! Положи ихъ вмѣстѣ! Теперь смотри, я приложу еще нѣсколько. (Здѣсь учитель прикладываетъ еще ІО). Сколько теперь всѣхъ, болѣе и іи менѣе ІО? К о н е ін о болѣе; но мы желаемъ знать, сколько именно. П е р е с чи ­ таемъ: і , 2 , 3, 4, 5 , 6, 7 , 8, 9, ІО П о э т а вѣдь не всѣ, потому что мы приложили къ Ю еще нѣсколько. Ну, будемъ считать даль­ ше: іО и 1 , 1 0 и 2 . Ю и І = і I , іО и 2 = ; 2. Сколько ІО да I ? ІО да 2 ? И такъ мы мо­ жемъ считать такъ: I , 2 , 3 , 4, 5 , 6, 7 , У, 9, Ю , I I , І 2 . Андрей, пересчитай 1І палочекъ! Иванъ, пересчитай I ? ! Яковъ, напиш и па доскѣ I I черти іекъ! П етръ, напиш и І 2 чер точекъ! (Такъ дѣлаютъ нѣсколько учениковъ). Но мы должны еще далѣе считать. И такъ ІО и І = ! І , ІО и 2 = ! 2 , ІО и 3 = г р и н а д – цать, ІО ц 4 четы рнадцать, ІО и 5 пягнад ‘ цагь. <5 палочекъ должно считать такь: I , 2. 3 , 4, 5, 6, 7 , 8, 9, И), 1 і , Г2, 13, і4 , 15. Н у , считайте псѣ за мною: 1, 2, 3 . . …….. 14, 15. И чанъ пересчитай 13 палочекъ! Негръ, 12 палочекъ! Я ковъ, I I палочекъ! и т. л, Учитель. Сколько мы пересчитали палочекъ? У че н и к и . 15 . У читель. Да. По ихъ тамъ больше Я буду Считать^ И такъ 15 . Далѣе 15 и 1 ш естнад ­ цать, 16 п 1 семыгадцать, 17 и 1 восемьнад- иать, 18 и I девятнадцать, 19 п I двалцать. Теперь мы пересчитали всѣ палочки. II такъ сколько ихъ всѣхъ? Пудомъ считать: I , 2, 3* ………….. 19, 20 . (Дѣти считаю тъ по одинбскѣ этотъ радъ чиселъ). / ,Потомъ учитель считаетъ, а за нимъ уче . ьиеи : 1 и I два, 2 и 1 три, 3 и I четыре — до 20 Или такъ: 1 и 1 два, 1 и 2 три, I и 3 четыре — до 20 . Послѣ кладетъ 10 пало* чекъ и продолжаетъ: 10 и 1 = 1 1 , 10 и 2 = 1 2 и т. д. до 20. 2 -с упражненіе У читель. Вотъ у мена 10 палочекъ, кото­ ры я я свяжу сиурвомъ. (И нъ эго дѣлаетъ предъ дѣтьми). Сколько палоіокъ въ этой связкѣ? Э ту связку будемъ называть десят комъ. Почему она называется десяткомъ? Потому что содержатъ въ е<бѣ 10 палочекъ. Каждая палочка называется о іи н о п е ю . С к о л ь ­ ко единицъ въ десяткѣ? Хорош о, 10 еди­ н и ц ъ . Смотрите! Я на лѣвой сторонѣ поло- жу десятокъ, а на правой 1 единицу 1 де­ сятокъ и 1 единица, сколько единицъ? I 1 единицъ Теперь прибавлю еще одну еди ни ­ ц у . » десятокъ и 2 е д и н и ц ы , сколько еди­ ницъ? 1 2 единицъ. (Такъ продолж. до 20). И такъ у насъ еще есть 10 единицъ пли I десятокъ; я свяжу ихъ вмѣстѣ, Слѣд. у насъ будетъ 2 десятка. Сколько единицъ въ двухъ десяткахъ? 20 единицъ. Яковъ, подай мнѣ 13 палочекъ! Сколько здѣсь десятковъ и сколько единицъ? И в а н ъ , 17 палочекъ! Сколько д е ­ сятковъ и единицъ въ этомъ числѣ? 3 -с упражненіе. Учитель. Считайте громко отъ 1 до 20! (ДЬтв считаю тъ). П е тр ъ , полай мнѣ 20 пало чекъ, а т ы , Яковъ, 2 десятка пало евъ! Т а к ъ . 20 единицъ и 2 десятка содержатъ одно и тоже число палочекъ. Ву демъ считать дальніе! 2 десятка положу налѣво, а напра­ во 1 единицу. Сколько единицъ въ 2 десяткахъ? Д ѣ ти . 20. У читель. И еще I единица! Говорите: 20 И 1 двадцать одна, потомъ дзлѣо 20 и 2 двадцать двѣ, н т. д. ( Сколько единицъ составляютъ 2 десятка и 3 е д и н и ц ы ? I десятокъ п (> единицъ? и т. Д. Т>. П рописныя буквы . (До слѣдующаго вунера). НѢСКОЛЬКО СЛОВЪ О БЛАГОРОДНЫХЪ СПЕКТАКЛЯХЪ ВЪ Г. ХАРЬКОВѢ, 10 II 13 ДЕКАБРЯ. Спѣш им ъ подѣлаться съ нашими чи тате ­ лями тѣмъ пріятны м ъ впечатлѣніемъ, которое произвели на насъ благородные спектакли 1 0 и 13 Декабря, данные въ пользу здѣш няго 6 іаготворительнаго общества. М ы сль объ устройствѣ этихъ спектаклей принадлежитъ су пругѣ г. Губернскаго Прокурора Александрѣ Ьасильсинѣ Ф л у к и , встрѣтившей живѣйшее сочувствіе въ любителяхъ сценическаго ис­ кусства къ осуществленію этого благородна­ го предпріятія, увѣнчавш агося полнымъ во всѣхъ отношеніяхъ успѣхомъ. При дѣятель­ номъ сотрудничествѣ князя Григор ія Б о р и ­ совича Волконскаго, Александра Васильевна приняла иа себя всѣ труд ы п заботы по устройству и исполненію этого благотвори­ тельнаго дѣла, къ которому жители города Харькова съ своей стороны и на этотъ разъ выказали обычное свое сочувствіе съ совер­ ш енны м ъ притомъ убѣжденіемъ провести эти два вечера въ театрѣ съ исти нны м ъ удоволь­ ствіемъ, въ чемъ они и не ошиблись. — Выборъ піесь вполнѣ соотвѣтствовалъ лицамъ, у ч а ­ ствовавшимъ въ ихъ исполненіи, которое, не прибѣгая къ п ы ш н ы м ъ фразамъ, скажемъ, было до того живо и естественно, что по оставалось ничего болѣе желать, какъ только отъ искренняго еррдца принести чувствитель­ ную благодарность за истинное удовольствіе, доставленное прекрасною игрою. Замѣча­ тельно, что въ піесѣ: Картинка съ натуры участвовалъ самъ авторъ въ роля деныцика. О стальныя піесы перваго спектакля были; Окно во второмъ этаж ѣ , драма въ 3 кар­ ти нах ъ , соч. г. Корженевскаго и М оскаль- ,— 460 — чаривникѵ, малороссійская опера-водевиль въ одномъ дѣйствій, соч. Котляревскаго. Вь этомъ спектаклѣ намъ въ первый разъ уда Дось видѣть прекрасно выполненное второе дѣйствіе драмы; Окно во второмъ эт аж ѣ— «П олѣсовщ икъ». Драма эта нѣсколько разъ исполняема была на нашей сц е н ѣ , но всегда безъ 2-го д ѣ йствія , что много вредило до­ стоинству этой прекрасной піесы Второй Спектакль состоялъ изъ слѣду іоніи хъ п іе с г: Г олубой токъ, комедія въ одномъ дѣйствіи, /К ена, какихъ м н ою , или муж ъ , какихъ м а ­ ло, ком.-вод въ одномъ дѣйствій, Хороша и дурна , глупа и ум на, вод. въ одномъ дѣйст­ віи и водевиль М отя. Въ исполненіи этикъ ш есъ участвовали: А . В. Ф л у к и , Н . В. Г р и ­ нева, С. В. П а н ю т н н а , 0. В. Ф о н ъ Галлеръ, А . К . Г и р ш ъ и А II. Лаптева; Кн Г. Б. Волконской, К н В. Д Ш и р и н с к ій Ш а х м а ­ товъ, С . И. Т ур б и н ъ , Л А. I рпневъ, Ф А. Ш и д л о в с к ій , II. А. Грнгоровскій, II. II. Аль ховскій, И. А Щ е р б и н а , И. М. Батезатулъ и А . Т..Велиховъ. Сумма, выручениая за оба спектакля, превыш аетъ 2000 р. сер. X а р ь к о въ. 16 Декабря 1857 гола, ВІІВ ЛІО ГРАФІІЧЕСКІЯ ІІЗВЪСТІЯ. Объ изданіи ж урналовъ: З В Ф З Д О Ч К А И Л У Ч И въ 1868 году Въ послѣднее время въ отечествѣ на шемъ воспитаніе дѣтей и нравственное обра – зованіе молодого поколѣнія стали пред метомъ особенной заботливости Правы тельства и дѣятельнаго попеченія лицъ, поставленныхъ на среду воспитателей. Д ва « жепіе въ жизни отразилось и въ литературѣ : кромѣ отдѣльныхъ книгъ и частныхъ статей, время отъ времена появлявшихся въ ж урча лахъ съ разсуж деніями о правилахъ истин­ наго воспитанія, у пасъ образовались даже періодическія изданія , исключительно посвя­ щенныя педагогической цѣли. Вполнѣ сочувствуя предмету абіцаго вни­ манія, Редакція ж урналовъ: Звѣздочка и Л у ­ чи не только не отставала отъ общаго на­ правленія , но старались по возмож ности с о ­ дѣйствовать успѣху въ достиженіи искренно желаемой всѣми цѣли. Р1 труды ея не были напрасны: годъ отъ іоду увеличивающійся кругъ подписчиковъ на оба ж урнала служитъ я в ­ нымъ знакомъ того, что они приносятъ не­ сомнѣнную пользу и истинное удовольствіе О ля читателей, а нѣкоторыя изъ статей, по- мѣщенныхъ съ настоящемъ году, по отзывамъ родителей и воспитателей, прочитаны были съ живѣйшимъ интересомъ и видимо оставили по себѣ добрые слѣды в>, душахъ читавшихъ. Въ будущемъ 1868 году оба ж урнала: Знѣз- дочиа для дѣтей и Лучи д ля дѣвицъ будутъ издаваться съ сохраненіемъ того же х а р а к ­ тера, ка/.ъ въ нынѣшнемъ составѣ своемъ, такъ и въ содержаніи. Вообще Редакція воспользуется всѣми з а ­ висящими отъ нея средствами къ т ом у, чт о­ бы сдѣлать тотъ и другой ж урналъ полез­ ными и занимательными для м олодаю п о к о ­ лѣнія. Подписка на ж урналы «Звѣздочка» и « Л у ­ чи» принимается: Въ С . Петербургѣ: 1) у издательницы Александры Осиповны Игиимо- вои , у Владимірской въ Болотной улицѣ, въ собственномъ домѣ;—2 ] въ Газетной Экспе­ диціи С. Петербургскаго Почтамта, и 3у) въ Конторѣ Звѣздочки, на Невскомъ проспектѣ у Казанскаго мост а, въ домѣ г жи Энгель­ гардтъ , при книжномъ магазинѣ Базунова. Въ Москвѣ: у книгопродавца И. В . Б а з у ­ нова. Подписываться мож но отдѣльно на каж ­ дый журналъ и оба вмѣстѣ. Цѣна за Звѣ з­ дочку пять руб. сер , за Дучи шесть р сер. За пересылку , или доставку на домъ, прила­ гается къ каж дому ж урналу полтора р уб . сер , если они выписываются порознь; но под­ писавшіеся на оба вмѣстѣ платятъ одинад- ,- 1()1 цгт ‘ р уб ’, сгр. за ж урналы и только полто­ р а р у б сер. за пересылку. Въ Редакціи ^журналовъ «Звѣздочка» г* « Л у ч и » продаются еще слѣдующія сочиненія и псревоОы А О Ншимовой: л) Исторія Россіи въ разсказахъ для дѣтей: И зданіе четвертое, исправленное и пополнен­ ное Три части. Цѣна 4 рп ерес. за 5 ф. 2^ Свящ енная исторія въ рнзг. ворахъ для мале»ькчхъ дѣтей. Съ гравюрами. Нзд. пятое Ц 1 р . сер. и съ перес для тѣхъ , кто вы ппсываетъ прямо изъ Редакціи журналовъ Звѣзяечка и А учи. Оу1 Эліасъ, маленькое путешествіе на востокъ. Съ карт. Цѣна 1 р. с , перес за 1 ф. 4) Рисованье безъ у<»ите.»я, по способу, изобрѣтенному Маріею Елисаветою Каве Ц ѣ­ на 76 к , съ і.ерес. 1 руб. 6 ) Первое чтеніе и первые уроки для ма ленскихъ дѣтей. Съ картинками Ц. 1 р у б 7 6 к сер , съ пересылкою 2 р у б 6) Б аб уш ки ны уроки или русская исторія въ разговорахъ для маленькихъ дѣтей В ы ­ пускъ III. Цѣна 2 р 50 к съ перес. 2 руб. Въ непродолжительномъ времени поступитъ въ продаж у вторая часть книги: Первое чте ніе и первые уроки для маленькихъ дѣтей. Съ картинками. ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Казанскій купецъ С. Сачевъ объявляетъ, ».тио въ шорной его лавкѣ находящейся на Ни ко.іаевскоі* площади, возлѣ лавокъ купцовъ Яковлева и Богомолова , на сихъ дняхъ п о• лучены изъ г Казани разные хомут ы со всѣ ми принадлежащими къ нимъ приборами на­ кладнаго серебра и томпаковые самой луч шеи работ ы, новѣйшаго фасона и изъ луч иіихъ матеріаловъ — Надѣясь вполнѣ заслу агентъ одобреніе и■ покупателей за прочность т овара, достоинство его и чистоту отдѣл ки* ѵ – С ачевъ имѣетъ честь покорнѣйше про- ситцобращаться за оными въ его лавку – 1. 2 ) Съ разрѣшенія Харьковскаго Горпдоваю Сиротскаго ( уча, прод .ется по вольнымъ цѣ • нимъ разное движимое имущество , принадле­ жащее умершему купцу Харлампію Набито – ву. Продаж а будетъ производиться еже ліевно опекуномъ, 5 -й гильдіи купцомъ Иваномъ Н а­ сѣдкинымъ, въ квартирѣ его, за Нетечью, въ домгь купеческаго сына Сысоева. — 3 . 5) 7000 руб. отдаются подъ залогъ домовъ; а также желаютъ купитъ домъ въ Харьковѣ, цѣною въ 4 или 6 тысячъ р.; спроситъ обо всемъ на Вождест^епской улицѣ [5 й части) у самаго хозяина дома подъ Л- 5 06, ежеднев­ но отъ 8 до 10 час. ут ра , и отъ 4 до 7 часовъ вечера, — 3 . ОгъѣЗждетъ за границу : 1) Профессоръ Харьковскаго Университета Дмит рій Каченовскіи—въ Герм анію , Францію и Англію.—2. 2 ) Дѣйствительный студентъ Николай Р а ­ евскій—въ Германію, Италію , Ф ранцію , А н­ глію и Бельгію. — 3 . О ПРИДАВШ ИХЪ IIВ Ы Ш М Ш ІХ Ъ . О тъ І 2 но 19 Д екабря прибыли : Изъ С -Петербурга, Его Превосходительство Г Начальникъ Харьковской губерніи и Воен­ ный Губернат оръ г Х арькова, Генералъ Дей – тенаптъ Иванъ Дмитріевичъ Дуж инъ Изъ і Купянска, магоръ Календа; г Пол­ тавы, кол■ ас Грибовичъ; *. Повогеорііевска, полк Ж андръ; г Константиноірада, отст, полк Ханы ковъ; г. Н ово-Екат еринослава, маіоръ )Іпышевскій ; г Валокъ, полк Овсянни­ ковъ; г. Павлограда, полк. Долгово-Сабуровѵ- ВЫѢХАДИ: Въ М оскву. магоръ Стессель’; С.-Петер­ бургъ, стат сов Нагель; г Изюмъ, ген- маіоръ Пуло; г Зміевъ, полк. Замятинъ и подполи. Фонъ Цеймернъ: г. Ч ууевъ, ген -м аіоръ Арі- польди и стат сов Д ободо; г Бѣлгородъ, полк графъ Крейцъ ; г Полтаву<, маіоры: С у ­ лима и Дабичъ. Редакт оръ Щ итовъ Ііе ч . позвод. 2 1 Декабря 1057 г. И . Давровскіи.