Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
48
Дата випуску:
29.05.1859
Дата завантаження:
24.01.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

No 48. Годъ первый 1359 . подносила цѣна : Безъ доставки Съ доставкою и пересы лки, и пересылкою . За годъ 2 руб. сер; 2 р. 50 к. с. —иодгода 1 р. 25 к« 1 р. 60 к.— Выход. три раза въ недѣлю: по //онедѣ льни калъ, Средамъ и П ят­ ницамъ, исключая Свѣтлой не- аЪли,— Губернски я Вѣдомости: Безъ переплета , 3 р. сер. Въ переплетѣ , 3 р. 85 к. За доставку нр домъ пли пере­ сылку по почтѣ въ годъ 50 к. о я т н іа подиисба приним а ется : въ Конторѣ Редакціи, въ ниж * немъ этажѣ дома Губернскихъ Присутственныхъ мѣстъ, а так­ же у всѣхъ Земскихъ Исправни­ ковъ и Становыхъ Приставовъ Харьковской губерніи. Частныя объявленія при­ ним аю т ся: за мелкую букву и цыфру но 1 /у коп сер. за каждый разъ. Статьи для иапечатапія про­ сятъ присылать на имя Редак­ тора. Подписавшіеся на оба изданія вмѣстѣ «латятъ за пересылку пли доставку того и другаго не 1 р., а только 50 к. с. 1 . д & ш в з ш к ъ . 1 го мая, въ 10 часовъ вечера, харь­ ковскій мѣщанинъ Павелъ Порохиевсвій выломалъ <съ улицы окно въ домѣ дьяч­ ка Рыбина, • части 3 го квартала, но проходившимъ въ то рремя по улицѣ ря довымъ полицейской команды отряда разсыльныхъ при помощп хозяина дома пойманъ и п о т о м у воровства не успѣлъ сдѣлать. Ночью подъ 3 мая, у квартирующаго въ домѣ наслѣдниковъ коллежскаго со вѣтпика Мересвулова, отставнаго солда­ та Павла Радченка, уворованъ изъ оа райчока темносѣрый не большаго роста жереб’ ивъ, Л лѣтъ, на лбу не большое бѣлое гіятно,-стоющій 27 р. сереб. Ночью подъ Ч число работникъ харь конскаго мѣщанина ТомоФея Цыгарева, бывши пьянъ, ве доѣзжая до цыгарев- сіСой мойки, на Мосвалевкѣ, , 1 часто Ч квартала, на повозвѣ уснулъ, п когда на разсвѣтѣ проснулся, то увидѣлъ, что.ѵ. него уворована со всею упряжью лошадь, бурый мерпнъ, стоющій 35 р. сереб. 7 числа находящіеся при тюремномъ замвѣ полицейской команды рядовые Ни- виФоръ Алевсенко, Павелъ Сѣренво и содержащійся подъ стражею арестантъ Давидъ Гитченко въ воридорѣ передъ вухнею начали между собою шутить; арестантъ Гитченко хотѣлъ побороть ря- доваго Сѣренва, схватилъ его тавъ неос­ торожно, что Сѣренво, сорвавшись съ его рувъ, упалъ затылкомъ на ваменный полъ и поднятъ въ безчувственномъ сос­ тояніи, а азъ праваго уха открылось кровотеченіе; рядовой Сѣрепко помѣ­ щенъ въ больницу тюремнаго замка, гдѣ подано ему старшимъ городовымъ вра- чемь медицинское пособіе, во однавожъ снъ до такой степени былъ слабъ, что (П р и б . т Х арък. Г у б . В » д .) ,- 387 – на предложенные ему вопросы съ боль томъ трудомъ могъ отвѣчать: «ве помню и не знаю»л Рядовой Сѣренко, какъ увѣдомляетъ старшій городовой врачъ Бергъ, скоро выздоровѣетъ и ушибъ не будетъ имѣть ни какого вліянія на его здоровье. 9-го числа, въ 7 часовъ вечера, харь­ ковскій мѣщанинъ Василій Глуховъ вбѣ­ жалъ во дворъ г. Сокальскаго, 2 части 3 квартала, и у живущей въ томъ дворѣ во Флигелѣ дочери губернскаго секрета» ра С офіи Малеръ схватилъ лежавшіе на растворенномъ овнѣ черепаховый голов­ ной гребень и круглое зеркало, стоющіе Ю р. сереб., и съ оными скрылся. Глу­ ховъ розысванъ, но гдѣ сбыты похи­ щенныя имъ вещи—не сознается. 9 мая, въ 11’/, часовъ по полуночи, въ саду наслѣдниковъ Карповыхъ, 3 й части 3 квартала, найденъ неизвѣстно вѣмъ оставленный младенецъ женскаго пола, который чрезъ нѣсколько часовъ умеръ. Но принятымъ мѣрамъ къ откры­ тію виновныхъ, квартальнымъ ыадзвра телемъ Кульбииквмъ отыскана мать того младенца, государственная крестьянка Валковскаго уѣзда слободы Новой Во- долаги дѣвка Прасковья Кладченкова, которая на допросѣ между прочимъ по казала, что она въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1858 года въ здѣшней клиникѣ родпла дочь С офью , и чрезъ двѣ недѣли по выходѣ пзъ клиники отдала еѳ на воспитаніе слободы Цыркуновъ государственной крестьянкѣ Акилвнѣ Пановой, сама же проживала въ г. Харьковѣ въ услуженіи у разныхъ лицъ.—7 го мая крестьянка Панова оринесла къ ней упомянутую дочь и требовала за воспитаніе ея 4 р., но, получивъ только 2 р. сер., осталась недовольна и оставила ей дита; Клад­ ченкова же, не зная что дѣлать съ до­ черью, іого же дня, въ 4 часа по-по лудни, отнесла ее въ садъ Карпо­ выхъ, гдѣ положила въ кустахъ, а сама ушла. /О числа, въ 8 часовъ утра, ямщикъ харьковской почтовой станціи, Бѣлго­ родскаго уѣзда помѣщицы Рѣдиной крестьянинъ Иванъ ТвмоФѣевъ Цыган­ ковъ, 24 лѣтъ, купавши въ рѣкѣ Харь­ ковѣ противъ бань купца Кузнецова трехъ лошадей,—утонулъ. 10 числа, въ часъ по-полудна, изъ завода купца Рыжова, I-й часта, рабо­ чій Льговскаго уѣзда помѣщика Дани­ лова крестьянинъ Василій Лебедевъ, же­ лая перейти чрезъ рѣку Немышлю выше моста, попалъ на срединѣ рѣки въ яму в сталъ утооать, но находившійся вбли­ зи крестьянинъ помѣщика Римско-Кор- сикова, ао имени и * Фамиліи неизвѣст­ ный, бросался въ воду в спасъ Лебе­ дева. IV. О МЕДЛЕННОСТИ РАЗВИТІЯ МЕ­ ХАНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЪ РОССІИ извлекаемъ изъ «Журнала для Акціонеровъ» слѣдующее: До минувшей войны механическая оро мышлеыность въ Россіи, можно сказать, не существовала, по крайней мѣрѣ, какъ постоянный промыселъ. Хотя были у насъ заводы, в даже очень большіе, хо­ тя ихъ в называли громкимъ именемъ механическихъ заведеній (особенно ими щеголялъ Петербургъ, но было подобныя заведенія и внутри Россіи); но что та­ кое, въ сущности, были эти заводы?— Ни что иное, какъ мастерскія для испра­ вленія случайныхъ в простыхъ работъ, ,- 388 – желѣзныхъ и чугунныхъ издѣлій, неудоб­ но подходящихъ но тарифу подъ статьи машинъ, а слѣдовательно непропускае мыхъ безпошлинно; а собственно маши­ ны привозились исключительно изъ за границы. Отличительный характеръ этой эпохи вашей заводской дѣятельности бы­ ло непостоянство работъ. Дѣло шло урыв ками; послѣдуетъ какое либо В ысочайшее повелѣніе и зашевелится механиви, стро­ ятся машивы; но пройдутъ первый страхъ в выгода—все пойдетъ опять по старо му. Такова, напримѣръ, была участь Александровскаго чугуннаго завода подъ управленіемъ Вайненса. Выстроивъ мно­ жество паровозовъ, заводъ этотъ не про­ должаетъ выдѣлку, но становится какою- то мастерскою для починокъ исключитель­ но одной желѣзной дороги.- Между тѣмъ, развитіе пароходства на Волгѣ шло быст­ рыми шагами, но пароходы выписыва­ лись изъ-за границы, такъ же и маши­ нисты. Однако, скоро почѵвствовали не­ достатокъ такой системы. Убѣдились, что мало только имѣть пароходы, но что на­ до имѣть и средства чинить ихъ. Дѣйствительно, на Волгѣ начала про являться зародыши механическихъ заво­ довъ, но все это въ миніатюрныхъ раз­ мѣрахъ; пароходы же по прежнему при­ возились изъ Швеціи и Бельгіи. Частію строились даже пароходы на Волгѣ, но жалкіе результаты этихъ первыхъ попы токъ не могли пріобрѣсти довѣрія, а, на­ противъ, испугали заказчиковъ, которые, не смотря на огромныя затрудненія, все таки опять обращались въ заграничнымъ Заводамъ. Все это было весьма естественно: па­ роходство развивалось, а постройка ма­ шинъ—ни съ мѣста. Какая же была э тому причина? Неоспоримо—безпошлин ный привозъ машинъ, а еще болѣе за­ претительныя пошлины на привозъ оно странныхъ металловъ. Днѣ крайности, и обѣ вредныя. Первая міра хотя отчасти полезна: ибо она развила мануфавтурную дѣятельность; а вторая, во всѣхъ отно­ шеніяхъ, положительно вредна, ибо дала незаслуженную привилегію отдаленнымъ уральскимъ з»водамъ, которые подъ та­ кой зашитой, п безъ конкуренціи, не полагали нужнымъ совершенствоваться и спокойно отдыхали на своихъ барышахъ и устарѣлой методѣ выдѣлки. Теперь посмотримъ на механическую промышленность Россіи въ другую эпо­ ху ея развитія. Во время войны, съ 1854 года, кар­ тина быстро измѣняется. Настала тяжкая година испытаній, блокада заперла гава­ ни, привоза не было. Но тутъ то Рос­ сія и показала—къвія въ ней таятся си­ лы, и что можно сдѣлать, если только взяться за дѣло надлежащимъ образомъ и съ твердою волею. Достаточно было одного вызова Морскаго Министерства,— и все зашевелилось въ Россіи, особенно въ С.-Петербургѣ. Слесарныя мастер­ скія разомъ превратились въ огромные заводы. Даже уральскіе заводы измѣни­ ли свои вѣковыя привычки; началіГ вы­ дѣлывать котельное желѣзо такихъ ви довъ, вакихъ требовали, а не такихъ, какіе имъ удобнѣе было ватать. Эти лис­ ты и по-нынѣ сохранились въ торговлѣ. Въ это время, конечно, работа и мате­ ріалы вздорожали, но если взять въ со­ ображеніе дороговизну, то общая пѣна произведеній оказалась довольно низкою. Посмотримъ же, что произвела эта дѣятельность? Какой былъ ея результатъ? Вотъ этотъ результатъ: для казны, въ теченіи двухъ лѣтъ, построено машинъ для трехъ линейныхъ вораблей, двухъ фрегатовъ, 14 корветовъ и 100 канонир- ,скахъ лодокъ, всего слишкомъ 18,000 Ла­ риныхъ силъ Кром Ь того были и частные заказы. Въ виду такого Факта можно ли утверждать, чго въ Россіи нельзя стро­ ить машинъ, и что необходима заказы­ вать ихъ за границей? Наступило время мира. Что сталось съ этимъ развитіемъ механической промыш­ ленности? Къ чему послужила пріобрѣ тонная неизбѣжными ошибками опыт ность? Все проаало даромъ; развитіе ос­ тановилось, лишь остатка его подъ вліа віемъ полученнаго толчка- еще бодро бо- рятся съ подавляющею конкуренціей) иностранныхъ государствъ, со старыми предразсудками и тарифными привилегія­ ми, дарованными уральскимъ заводамъ. Но, чтобы объяснить: почему заводы, по заключеніи мира, такъ быстро сокра­ тили свое производство, разберемъ—какъ поступили большая часть промышлен­ ныхъ обществъ, выросшихъ какъ грибы послѣ дождя, при новомъ движеніи въ Россіи. Главное общество Россійскихъ Желѣзныхъ Дорогъ первымъ дѣломъ выговорило себѣ безпошлинный привозъ машинъ Русское Общество Пароходства и Торговли на одного парохода, ни од­ ной /Заржи не заказало въ Россіи. Об­ щества Водопроводовъ и Столичнаго Ос­ вѣщенія сдѣлали въ своихъ уставахъ ус довіе, что отдаютъ русскимъ заводчи­ камъ своп заказы, если они возьмутъ не болѣе 15°/0 дороже иностранныхъ цѣнъ. Но эти і5°/0 еще далеко не покрываютъ расходовъ за пошлины на иностранные сырые металлы, и поэтому никто не можетъ взять на себя иосгавву. Впро­ чемъ, есть похвальный исключеніи. Пер­ вое общество, заказавшее въ Россіи па­ роходы, было общество «Меркуріи», продолжающее этв заказы по-нынѣ, пре­ имущественно въ Россіи, и развивая въ тоже время собственный заводъ, потомъ п Волховское общество заказывало въ Россіи своп пароходы, ы въ этомъ слу­ чаѣ мы много обязаны порогамъ рѣки, которые мѣшала провозу готовыхъ па­ роходовъ. Далѣе, общество Сѣвернаго Пароходства и общество Самолетъ смѣло послѣдовала этому прамѣру. На Волгѣ мы видамъ общество Дружина, которое дѣйствовало въ томъ же духѣ. Конечно, промышленность обязана этимъ обще­ ствамъ за несовершенный упадокъ рус­ скихъ механическихъ заводовъ; но это патріотическое направленіе вышеозна­ ченныхъ обществъ было бы напрасно, если бы не разрѣшали безпошлинный привозъ металлическихъ принадлежностей для постройки судовъ и пароходовъ на русскихъ верфяхъ. Въ этой полезной мѣ­ рѣ правительства таится единственная причина существованія и поддержки на­ шихъ заводовъ. При этихъ условіяхъ можно еще конкурировать съ загранич­ ными заводами и двигаться впередъ. Прежде дальнѣйшихъ объясненій раз­ смотримъ причины дороговизны русска­ го желѣза. Желѣзо наше получается, ио большей части, съ уральскихъ заводовъ. Зав.-ды эти, какъ создалъ ихъ геній Петра Великаго, аочти въ томъ видѣ и остались, и продолжаютъ все въ томъ же порядкѣ, почто тѣ же средства выдѣлки, то же отличное свойство желѣза,—но цѣ­ ны уже не тѣ. Слово конкуренція для нихъ не существуетъ: привозъ иностран­ наго желѣза обложенъ почти запрети­ тельною пошлиною. Извѣстно также съ какими затрудненіями, съ какою потерею времени сопряженъ каждый заказъ на уральскихъ заводахъ. За годъ раиыие надо придумать, что иуааіо заказать, и какихъ размѣровъ; и все-таки нельзя быть увѣреннымъ, что заказанное доста- ,вягъ во-время. Возможно ли при такахъ условіяхъ быстрое развитіе механическихъ промысловъ? Между—тѣмъ изъ Англіи привезутъ асе, что нужно въ ‘2 мѣся ца а гораздо дешевле. Ио, конечно, не того качества, а если и того, то гораздо дороже русскаго. Но, въ са­ момъ дѣлѣ: уральскіе заводы имѣютъ — ли причины опасаться иностранной кон вуренців? Мнѣ кажется, что нисколько. 5а нихъ стоитъ доброкачественность ихъ желѣза. Нзглянемъ теперь на цѣны у насъ и за границей, положимъ котельна­ го и корабельиаго желѣза; оно стоитъ теперь въ Нажнемъ —Новгородѣ 2#руб. 25 коп. за пудъ, въ Петербургѣ отъ 2 руб. 50 коп. до 2 руб. 80 кон., а зимою бо­ лѣе 3-хъ рублей за пудъ Вь Англіи же лѣзо такого же достоинства, именно Лоо- мѵрекое стоитъ на мѣстѣ отъ 2 руб. 30 коп. до 2 руб. 50 кои. и дороже за н., а болѣе простые соргы отъ 80 к. до I руб. 20 воа. за пудъ. Вотъ въ чемъ раз­ ница: мы въ Россіи должны платить за всякое желѣзо дорого и употреблять его безразлично, тамъ же употребляютъ, гдѣ нужио, хорошее желѣзо, а гдѣ его до­ стоинство не имѣетъ значенія берутъ сорты подешевле. Пусть же и у насъ уральское желѣзо будетъ употребляться тамъ, гдѣ слѣдуетъ. Изъ эгого не должно заключать, что оно будетъ расходиться въ меньшей мѣ­ рѣ; напротивъ, требованіе его увеличит­ ся непремѣнно. Очень вено, что деше­ визна прочаго желѣза дастъ возможность строить всякія машины въ Россіи, а въ такомъ слубзѣ и потребность въ хоро­ шемъ и дорогомъ желѣзѣ усилится. Спра­ ведливость этого вывода доказывается'”на самой практикѣ: въ <858 году привезено желѣза для постройки многихъ парохо­ довъ !92,000 пудовъ. Русское желѣзо, не смотря на это, на сколько не пони­ зилось. Цѣна на него стояла необыкно­ венно высокая, и его разбирали нара­ схватъ. Намъ нужны локомотивныя оси и колера, надежные паровые котлы, стальныя пружины, желѣзныя трубки для котловъ, оолзодная часть нашихъ пароходовъ и тысяча подобныхъ пред­ метовъ, отъ которыхъ часто завпеитъ жизнь и невредимость мноікества пасса жировъ, —на все это пригодно желѣзо са маго лучшаго качества, о именно сибир ское. Я знаю случай, гдѣ хотѣли стро­ ить баржи изъ русскаго желѣза, но не­ возможность получить его заставляетъ по неволѣ брать англійское. Вотъ прак­ тическій опытъ, неужели послѣ эгого уральскіе заводчики не убѣдятся въ томъ, что силы ихъ не вь высокихъ пошли* нахъ, а въ качествѣ ихъ матеріаловъ. Наконецъ, имѣлъ ли этотъ длинный рядъ запретительныхъ мѣръ благотворное влія­ ніе на развитіе промышленности на са момъ Уралѣ; сколько видно изъ стати­ стическихъ данныхъ — не особенно. Про­ изводительность заводовъ возрастала весьма умѣренно, и никакъ не въ парал­ лель съ потребностію государства. Между тѣмъ, иольза разрѣшенія при­ воза корабельнаго желѣза для постройки рѣчныхъ судовъ очевидна. Вслѣдствіе эгого къ Петербургѣ, на р. Волховѣ и въ г. Твери началось строиться множе­ ство судовъ; напримѣръ, одинъ только заводъ въ Петербургѣ выстроилъ и стро­ итъ для частныхъ лицъ не менѣе 60 па­ роходовъ въ (400 паровыхъ силъ. Для поднятія и утвержденія механи­ ческой промышленности въ Россіи не­ обходимы двѣ вещи: во-первыхъ, нало­ жить умѣренную пошлину на привозъ машинъ п такую же умѣренную пошли­ ну на привозъ металловъ; во вторыхъ, ,- 391 – оказать пособіе для образованіе рабоча­ го класса. Опасаться, что пошлина ва провозъ машинъ повредитъ мануфактураоп про мышлевности— нечего. Это еще не боль- шой расчетъ, если прядильный ткацкій ставокъ будетъ немного дороже; заводы, дѣйствующіе при помощи таковыхъ сна рядовъ, даютъ огромныя выгоды п о граждены высокими тарифами отъ ино­ странной конкуренціи. Расчвтавъ пошлины на машины и металлы, можно найти такое число, ко­ торое заводамъ всѣхъ родовъ промыш­ ленностей будетъ неубыточно, примѣр­ но то, что теперь платится за желѣзо, т. е. 1 руб. сер. за пудъ, и казна въ свою очередь не.тольво не потеряетъ, во напротивъ того скорѣе выиграетъ, такъ какъ число ввозимыхъ товаровъ платящихъ пошлину будетъ больше. При назначеніи пошлины надобно и- мѣть въ виду опредѣленную послѣдова­ тельность; необходимо не увлекаться одной стороной, иначе легко получится совершенно неожиданный результатъ. Въ настоящемъ случаѣ желали покрови тельствовать заводамъ. Дѣйствительно, мануфактурная дѣятельность развилась до того, что удивила даже тавого име­ нитаго англичанина какъ Кобденъ; но машинная часть и выдѣлка металловъ отстали, не смотря на то, что именно выдѣлкѣ желѣза о хотѣли покровитель­ ствовать. Выдѣлка машинъ тѣсно связа­ на съ добываніемъ металловъ. Отъ мас­ сы и дешевизны металловъ, конечно, зависитъ возможность дешевой построй­ ки машинъ, но, никакъ нельзя изъ это­ го вывести заключенія, чтобы большое количество металловъ въ государствѣ не­ премѣнно влекло за собой развитіе ме­ ханической части; наоборотъ, потреб ность въ машинахъ вызываетъ усилен­ ную выдѣлку металловъ. іірв разрѣшеніи вопроса: какъ дѣй­ ствовать въ этомъ отношеніи въ Россіи, мы можемъ пользоваться примѣромъ двухъ государствъ, именно Сѣверо-Аме­ риканскихъ Штатовъ и Швейцаріи. Въ обѣихъ изъ этихъ странъ, для покрови­ тельства внутренняго развитія промыш­ ленности, на машины существовали вы­ сокіе тарифы. Оба государства теперь понизили ихъ. Промышленность Швеціи, оврѣпнувъ нынѣ, не боится иностранной конкуген- ціп. и тамъ уничтожена пошлина на привозныя машины. Но, повторяю, что пошлина должна быть умѣренная, от­ нюдь не запретительнаго характера, и въ представленномъ нами случаѣ —для желѣза 50 коп., а для чугуна 1Ъ коп. за пудъ. Теперь остается свазать: какъ добыть Россіи знающихъ работниковъ. По моему мнѣнію недостатковъ въ матеріалахъ не будетъ. Но чьи руки ихъ станутъ раз- работывать? Если дѣло шло бы только о такъ называемыхъ чернорабочихъ,—оно бы нашлись. Русскій мужикъ смѣтливъ, любитъ копѣйку и скоро пойметъ свою выгоду. Но этого мало; надо людей, ко­ торые могли бы руководить ими, а охъ то именно у насъ нѣтъ. Ьольшая часть мастеровъ нѣмцы, шкеды и ф и н л я н д ц ы ; но собственно русскихъ не видать. Есть нѣкоторые, такъ называемые, машинис­ ты, но это люди безъ всякаго образова нін. дѣйствующіе только по наглядному навыку, не понимая само, что они дѣ­ лаютъ. Однако, они управляютъ маши­ нами? скажутъ мнѣ нѣкоторые Да; но. что день—то починка; это не значитъ управлять. Этому горю пособить есть средство; ,- 392 — но оно тѣсно связано съ другимъ важ­ нымъ вопросомъ въ Россіи: съ уничто женіемъ обязательнаго труда. Правитель­ ство постановило освободить крестьянъ отъ обязательнаго труда, и эта великая мѣра, конечно, будетъ приведена въ ис­ полненіе. Освобожденіе крестьянъ, въ указанномъ нами случаѣ, важнѣе, чѣмъ то кажется съ перваго взгляда. Только пзъ этого сословіе мы можемъ образо вать дѣльныхъ мастеровъ. Дворянинъ у насъ не пойдетъ учиться на практикѣ механикѣ: онъ бѣлоручка, и какъ бы онъ бѣденъ ни былъ, пред разсудокъ касты удержатъ его. Мелый торговецъ, пожалуй, денегъ ради, и не прочь работать, но онъ торговлей легче хлѣбъ наживетъ. Остаютса мужики. Они дѣйствительно вдутъ въ работники, но выше подмастерья не могутъ подняться. Это не ихъ вина. Въ нихъ нѣтъ еще даже зародыша образованія, нѣтъ основ­ ныхъ понятій о наукѣ. Онъ говоритъ, о совершенно правъ: «какъ я ни бейся, все меня мастеромъ не сдѣлаютъ, возь­ мутъ нѣмца». Да и правъ онъ, непре­ мѣнно возьмутъ нѣмца. Нѣмецъ умѣетъ читать, имѣетъ поиятія объ ариѳметикѣ и геометріи, а для русскаго мувдка да­ же возможности нѣтъ пріобрѣсти эгв простыя сокровища промышленнаго зна нія. За чѣмъ же дѣло стало?—За тѣмъ, что надо дать нашамъ молодымъ пар­ нямъ возможность элементарнаго образо­ ванія, надо для нихъ устроить школы. Я полагаю, что эти элементарныя шко­ лы слѣдуетъ учредить вблизи уже суще­ ствующихъ заводовъ; никого не принуж дать въ посѣщенію ахъ, но эаводчйковъ обязать: назначать молодымъ людямъ, желающимъ учиться, извѣстное для того число свободныхъ отъ работы часовъ. Для заводчиковъ это небольшая потеря, а, между тѣмъ, эта мѣра завлечетъ мно­ гихъ въ школу. Изъ такихъ училищъ выйдутъ современемъ русскіе мастера; у нихъ будетъ и практическій навыкъ а нѣкоторое теоретическое образованіе. Будемъ же надѣяться, что, прорабо­ тавъ еще нѣкоторое время отчасти ино­ странными матеріалами * и мастерами, Россіі? получитъ, наконецъ, возможность собственными средствами удовлетворять большую часть своихъ экономическихъ потребностей, по мѣрѣ ея естественныхъ силъ. Имѣя 60 милліоновъ жителей и громадныя разстоянія, которыя слѣдуетъ совратить желѣзными дорогами, Россія болѣе другихъ государствъ въ Европѣ нуждается въ развитіи горной промыш. левноств и огромныхъ заводовъ для ло­ комотивовъ и пароходовъ. Дайте же ыамъ для этого матеріалы по доступнымъ цѣнамъ; рабочихъ мы сами образуемъ, и вскорѣ во всей Россіи не будетъ рѣки или озера безъ парохода, о губернскаго города безъ желѣзной доро ги. Если не вѣрите, что это исполнимо,— взгляните на подробную карту Сѣверо- Американскпхъ Штатовъ. Докторъ Бальяръ нашелъ самое ско рое и вѣрное средство отъ крупа, кото­ рымъ такъ часто страдаютъ дѣти. Толь­ ко что покажутся первые признаки этой болѣзни, надобно сбить яичный бѣлокъ въ стаканѣ сахарной воды, и каждый часъ днемъ и ночью давать больному по столовой ложкѣ этого оростаго лекарства. Для питья надобно взять сырое яйцо и развести желтокъ и бѣлокъ въ литрѣ теп­ лой воды, которую можно насахарить. Черезъ два или три дни этого лечеиья ,— 303 – врунъ исчезаетъ совершенно. — Задача воздухоплаванія продолжаетъ занимать серьезные умы, а особенно аме­ риканцевъ. Житель города Троа, Джонъ Ламовтонъ, строитъ воздушный шаръ, который будто бы перелетитъ черезъ Атлантическій океанъ. 11а веревочной Фа­ брикѣ Дютчера * особенная машвиа вы дѣлываетъ веревки, которыми лсГдочка будетъ привязана въ шару. Шелковая матерія для шара вывезена изъ Ост-Ин­ діи и отличается прочностію и легкостію. Шаръ строится въ Ланкастерѣ по моде­ лямъ Бейза, извѣстнаго аэронавта и бу­ детъ оконченъ въ началѣ мая. Первый опытъ произойдетъ въ Чикаго въ концѣ май. Сначала Ламонтенъ намѣренъ пе релеіѣть надъ огромнымъ озеромъ. Онъ совершенно увѣренъ въ успѣхѣ своего предпріятія. Нъ нашемъ вѣкѣ нельзя смѣяться нэдѣ подобными прозагами, а надобно ждать результата. Если Ламоп- тенъ перелетитъ черезъ Атлантическій океанъ, имя его перейдетъ къ потомству, если же нѣтъ, вадобио ожидать слѣдую­ щихъ опытовъ, а все таки не отчаявать сл въ успѣхѣ предпріятіи, которое рано илв поздно осуществится. Ил. VI. ЧАСТНЫЙ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Нъ аптекѣ братьевъ РОШЕ, про • тивъ магазина II. А Павлова, получены настоящія заграничныя минеральныя во ды разлива і859 года. Тамъ же, при аптекѣ, продается за сходную цѣну хо­ рошій тарантасъ. ^158^— 1. 2) Продается новая вѣнская карета (Брандмейера ) , новая нейтычанка и но вый рояль ни Екатеринославской улицѣ въ домѣ Любарскаю. 04)—1. -V Желающіе имѣть для дѣтей своихъ наставницу, преподающую языки : русскій, нѣмецкій, французскій и музыку, могутъ адресоваться въ домъ Косенко, на Дво рянской улий,ѣ, противъ квартиры Г■ на Вице-Губернатора . (109)-1. \) ВОСПИТАННИЦА С.-Петербург­ скаго института благородныхъ дѣвицъ, Желтовская, открываетъ въ г, Харьковѣ частное учебное заведеніе для дѣтей женскаго пола,—о чемъ объявляя, по­ корнѣйше проситъ гг. желающихъ вру нить ей дѣтей на воспитаніе адресо ♦ виться къ ней въ домъ священника Во лобуева, па Подгорной улицѣ, за пан сгономъ г жи Черняевой . (283;— 1. V ПРОДАЕТСЯ, по случаю отъѣзда, інтуцфлигель, хорошей работы мало-по- Оержанпый,— въ домѣ Лютеранской церкви въ верхнемъ этажѣ. (‘\0\)—\. 3) 20000 аріи жакона, муслинъ и газъба • режа, выборъ изъ 5ІЮ новыхъ рисунковъ,- продается отъ іп до 73 к. сереб., въ глав­ номъ депо заграничныхъ мануфактур­ ныхъ товаровъ въ аомѣ Пащенкова , и въ Голландскомъ базарѣ, на Московской ули­ цѣ, въ домѣ Губина (200) 2. Ь) Въ 3 й части, по<)ъ Холодной горою, предъ садомъ *. Верховскаго подъ Л? 733, у вдовы Орловой продаюпіея: 1) форте • піано въ 6‘3/ 4 октавъ за 73 руб. сереб,, 2) 9 скрипокъ, изъ коихъ одна была цѣ­ нима до 1000 р.сер , м 3) I пунитръ. О цѣнѣ можно узнать у г-жи ілрло- 6 ой (202)-2. Печатать иозволаетса: Ценсоръ А . ЗЕРНИНЪ. Редакторъ М . ЩіІТОВЪ.