Ж 47.’ Х А Р Ь К О В С К ІЯ Г У Б Е Р Н С К ІЯ В Ѣ Д О М О С Т И . ЧАСТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. НОЯБРЯ 29-го. < одержаніе: Ныс.іи о желѣзной дорогѣ. А. Рослаискаго.—О Харьковскихъ увеселеніяхъ. — Частныя объявленія.—О нрікхааіи. іі выІ.хавшнх ь.— Мысли объ устройствѣ желѣзной дороги изъ Харькова къ Черному морю. (О к о н ч а и і е.) И зложивъ вилы на будущее развитіе зем ледѣлія и скотоводства въ южной Россіи, мы не можемъ оставить безъ вниманія мнѣнія, допускающаго вѣроятность уменьшенія со временемъ заграничныхъ требованій на пред меты сельской промышленности. Лучшимъ опроверженіемъ такой возможности служитъ прошедшій годъ торговли, изъ котораго ока- зывывается, что, не смотря на разницу меж ду отдѣльными годами, потребленіе въ Ев ропѣ жизненныхъ припасовъ каждое десяти лѣтіе восрастало постоянно, хотя и не въ одинаковой пропорціи. Такъ, на гірим., при возъ иностранной пшеницы въ Англію, въ періодъ съ 1821 по 1831 г., не превышав шій 531,990 квартеровъ, въ слѣдующее де сятилѣтіе простираіея до 907,038 кварт., а нынѣ составляетъ 3,054,108 квартеровъ (’). Не должно слишкомъ ослѣпляться надеждами на (*) Ср. статью г. Гагсмеіістсра: Объ увеличеніи сбыта русскихъ произведеній за границу, въ Жур. Мин. Госуд, Имущ. за 1852 годъ, мартъ, стр. 292. будущіе успѣхи агрономіи. Не такъ давно извѣстный Французскій ученый и хозяинъ, графъ Гаспаренъ предлагалъ способъ удво ить добычу отечественныхъ жатвъ, посредс твомъ временнаго сокращенія посѣвовъ хлѣба и обращенія части пахатныхъ полей подъ утучняющія почву кормовыя растенія, для увеличенія производительной силы земли Но проэктъ этотъ, если даже признать его тео ретически вѣрнымъ, безъ сомнѣнія, никогда не приведется въ исполненіе: ибо едвали кто изъ производителей согласится, въ ожиданіи будущихъ благъ, уменьшить добываніе! не обходимаго въ жизни продукта, когда и те перь большая часть Французскихъ поселянъ нуждается въ привозномъ хлѣбѣ для пропи танія себя и своихъ семействъ. При томъ же осуществленіе проэкта графа Гасиарена, по собственному признанію автора, требуетъ многихъ матеріальныхъ и нравственныхъ пре образованій, изъ коихъ нѣкоторыя сопряже жены съ расходами, недоступными бѣдному классу людей, наприм. исправленіе почвы примѣсью минеральныхъ частицъ, или болѣе глубокою распашкою. А потому, довѣряяфак- тамъ болѣе, нежели остроумнымъ теоріямъ, мы думаемъ, что заграничныя требованія на хлѣбъ въ будущемъ не только под держатся, но и увеличатся, если только какія нибудь не предвидимыя и важныя бѣдствія не остано вятъ на долго успѣховъ благосостоянія Евро пы. Тоже должно сказать и о большей части ,— т — другихъ предметовъ, доставіяющихъ одеждѵ и пищу человѣку, въ особенности о шерсти, коей привозъ въ Англію съ начала нынѣшня го столѣтія по 184в годъ увеличился почти вдесятеро и которая со временемъ должна занять одно изт первыхъ мѣстъ въ нашей отпускной торговлѣ., тѣмъ болѣе, что откры тіе бога;ыхъ золотыхъ пріисковъ въ Австра ліи подаетъ основательныя надежды на упа докъ овцеводства въ этой части свѣта, и что, благодаря харьковской шерстяной компаніи, наша шерсть съ нѣкотораго времена сдѣла лась извѣстною съ весьма выгодной стороны англійскимъ Фабрикантамъ. Не менѣе благодѣтельныя и важныя по слѣдствія будетъ имѣть устройство желѣзной дороги для внутренней торговли имперіи, облегчивъ размѣнъ богатствъ между сѣвер ными и южными губерніями. Нѣтъ сомнѣнія, что многіе предметы потребляются у насъ не довольно въ значительномъ количествѣ, единственно по затруднительности доставки. Такъ, наприм , соли расходится въ Россіи втрое менѣе, чѣмъ въ Англіи, если взять во вниманіе относительную величину народона селенія обѣихъ державъ,—и многіе изъ жи телей нашихъ деревень терпятъ большой не достатокъ въ этомъ продуктѣ, играющемъ важную роль въ продовольствіи крестьянина и его скотины. Устройство желѣзной дороги отъ Харькова въ Ѳеодосію облегчило бы сбытъ -крымской соли во внутреннія губерніи имперіи. Тоже самое послѣдовало бы и съ крымскими винами, вкусъ съ которымъ съ нѣкотораго времени распространяется болѣе и болѣе не только между городовымъ, но п сельскимъ народонаселеніемъ, особенно въ сословіи государственныхъ крестьянъ. Въ об мѣнъ за произведенія юга, Малороссія стала бы посылать туда свои избытки. Одной вод ки, которая въ послѣднее время въ значи тельномъ количествѣ требовалась отсюда для Іаврической губерніи и береговой Черномор ской Линіи, могло бы расходиться въ этихъ мѣстахъ отъ 350,000 до 400,000 ведеръ, а со включеніемъ Екатеринославской губерніи вдвое болѣе. Рожь и овесъ, составляющіе за конное достояніе отпускной торговли нашего края, какъ по изобилію ихъ, такъ и по де шевизнѣ, съ открытіемъ желѣзной дороги, найдутъ безпрепятственный сбытъ на югѣ Россіи, жители котораго, имѣя возможность получать потребное количество овса п ржн но сходнымъ для себя цЬнамъ, обратятъ часть пахатныхъ земель, занятыхъ нынѣ подъ эти хлѣба, на обработку пшеницы, лыія- наго сѣмени и другихъ цѣнныхъ продуктовъ. Такимъ образомъ, каждая мѣстность станетъ заниматься тѣмъ, къ чему она предназначе на природою, т. е. что, по указаніямъ расче та и опыта, она можетъ производить съ на ибольшею для себя выгодою, и великое пра вило: сііацие іпсіизігіе а §а Іосаіііе, которому вѣрно слѣдуютъ Англичане, сдѣлается деви зомъ сельскаго хозяйства ивъ нашемъ отече ствѣ. Если принять, что Таврическая губернія и западные уѣзды Екатеринославской станутъ получать на первый разъ изъ здѣшнихъ мѣстъ только 1/з потребляемой имп годовой пропор ціи ржи и овса, то кампаніи можетъ расчи тывать на провозъ 900,000 четвертей хлѣба, не считая пшеницы, которая поступаетъ за границу чрезъ Маріуполь и Бердянскъ изъ уѣздовъ, расположенныхъ вокругъ линіи пред полагаемой желѣзной дороги, п съ которою количество хлѣбныхъ припасовъ дойдетъ до 1,200,000 четвертей (*). Независимо отъ хлѣ ба н водки, составляющихъ одинъ изъ глав ныхъ источниковъ богатства нашего края и другія отрасли его промышленности разовь ются и усилятся съ устройствомъ желѣзной дороги, не говоря уже объ открытіи новыхъ; (*) Одни Модочанскіе колонисты, въ благопріят ные годы (какъ нанр. въ 1-447), продаютъ хлѣба на •ДОО.ООО руб. сер., да сверхъ того выручаютъ около 160,000 руб. за скотъ, масло, сыръ и шерсть (см. описаніе Молочапскаго колонистскаго округа въ Ма- лепдарѣ на 1851 г., стр. 381—396). ,которыхъ теперь нельзя еще п предвидѣть. По словамъ опытнаго харьковскаго торговца И. Н. Богомолова, малороссійскій табакъ охотно покупается на югѣ Россіи, въ особен ности въ Черноморьѣ, гдѣ могло бы расхо диться огромное количество этого табаку, если бы распространеніе его не встрѣчало I препятствіи въ затруднительности сообщеній. | Приготовленіе крестьянскихъ свитъ состав- I ляетъ не маловажную статью промышленно- б стн Харькова, но торговля иѵін почти вовсе не производится зимою и осенью, когда до рогъ бываетъ извозъ, между тѣмъ какъ въ лѣтнее время одинъ г. Скрынникъ продаетъ приготовляемой въ его заведеніи крестьянской одежды въ Одессу и другіе южные города на сумму до 40,000 руб. сереб. Во время крещенской ярмарки въ Харьковѣ дѣлаются значительныя покупки сальныхъ свѣчей для Кавказа, Крыма и Херсонской губерніи, но отправка ихъ обыкновенно производится въ концѣ апрѣля, когда начинается воловый из возъ, а въ случаѣ наступленія раннихъ жа ровъ, откладывается до послѣднихъ чиселъ августа. Легко представить себѣ, сколько эти препятствія стѣсняютъ развитіе здѣшней про мышленности и какъ много выиграетъ она отъ правильной, дешевой и скорой доставки товаровъ! Нынѣшнія высокія цѣны за про возъ вредятъ также, хотя и въ меньшей сте пени, торговлѣ мануфактурными издѣліями, приготовляемыми па Фабрикахъ Москвы и окружающихъ эту столицу промышленныхъ ! губерній, составляя для нѣкоторыхъ изъ сихъ издѣлій отъ 2-хъ до 5-ти процентовъ ихъ сто имости; а потому можно на вѣрное полагать, что съ проведеніемъ желѣзной дороги отъ | Харькова до Ѳеодосіи, усилится отпускъ крас ныхъ товаровъ изъ Моск ы въ южную Россію, которой благосостояніе п населеніе дѣлаютъ такіе быстрые успѣхи и которая еще болѣе процвѣтетъ съ открытіемъ новыхъ истоковъ для сбыта ея произведеній. А между тѣмъ будемъ надѣяться, что наши Фабриканты по слушаются благаго совѣта составителей обо зрѣнія лондонской выставки (‘), изданнаго Министерствомъ Финансовъ и обратятъ вни маніе на доставленіе сбыта ихъ шерстянымъ издѣліямъ въ Анатоліи и Европейской Тур ціи, доселѣ снабжавшихся сукномъ преиму щественно изъ Австріи, гдѣ шерстяная Фаб рикація отнюдь не находится въ условіяхъ выгоднѣйшихъ, сравнительно съ нашею. Желательно, чтобы, независимо отъ глав ной линіи желѣзной дороги, былъ проведенъ рукавъ отъ нея къ Днѣпру. Тогда бы облег чились сношенія между западомъ и югомъ Россіи и жители края, лежащаго въ верхнихъ частяхъ днѣпровскаго бассейна, извлекали бы выгоды отъ усилившейся продажи своихъ про изведеній, въ особенности лѣса, который и теперь довольно въ значительномъ количествѣ сплавляется къ Кременчугу (**) и Екатерино славу, и торговля которымъ, безъ всякаго со- мніпіія, достигнетъ большихъ размѣровъ, ког да сухопутная доставка отъ пристаней сдѣ лается дешевле. Нотъ общій заключительный выводъ пзъ привезенныхъ выше разслждепій и Фактовъ! Пространство между Харьковомъ и Ѳеодосі ей), соединяя съ удобствами для сооруженія желѣзной дорши весьма значительный про возъ товаровъ, идущихъ съ юга Россіи на сѣверъ и обратно, есть такой пунктъ, кото рому, со стороны торговыхъ выгодъ, трудно противопоставить другой, на всемъ огром номъ протяженіи русскаго царства. А потому осу ществленіе плана, изслѣдованнаго нами съ полнымъ безпристрастіемъ, принесло бы не- (’) См. Обозрѣніе лондонской всемірной выставки по главнымъ отраслямъ мануфактурной промышлен ности, С.-Петербургъ, 18.52 г., стр. 10І и 105. (’”) Въ 1851 г. было въ Кременчугѣ 315 плотовъ съ раннымъ лѣсомъ, да мимо прошло въ Херсонъ и Екатеринославъ 327‘/ 2. Число судовъ, прибывшихъ въ эти пристани, простиралось до 482. Сочинитель Статистики Таврической губерніи (и:ід. въ 1850 году, стр 52) исчисляетъ количество груза, сплавляемаго по Днѣпру къ Кременчугу и Екатеринославу, въ 10 миліоновъ пудъ. ,— т — сомнѣнную пользу и вознаградило бы съ избыткомъ капиталъ употребленный на уст ройство желѣзной дороги. Даже въ пер выя времена, по открытіи желѣзной дороги, будетъ проходить по ней клади около 25 мп- ліоновъ пудовъ (*), если только кампанія, въ видахъ споспѣшествованія торговлѣ и для то го, чтобы взять верхъ надъ чумачествомъ, назначитъ, сколько можно, умѣренную плату за провозъ соли, хлѣба и другихъ необходи мыхъ жизненныхъ припасовъ, не выше 10 к. пли 12 коп. сер. съ пуда, предоставивъ себѣ увеличить эту плату отъ 20 до 30 и да же 40 к. сереб. для иностранныхъ товаровъ п тѣхъ изъ отечественныхъ, которые или имѣютъ значительную цѣнность, или тран спортируются исключительно на лошадяхъ (наир. свѣжая рыба и плоды), или, наконецъ, почему нибудь неохотно доставляются чума ками п по цѣнамъ выше обыкновенныхъ. Въ пассажирахъ дорога также не будетъ имѣть недостатка: мы разумѣемъ не только почита толей Крыма и его прекрасной природы, но только больныхъ пользующихся морскими ку паньями, но и множество торговыхъ людей Новороссійскаго края, посѣщающихъ здѣшнія ярмарки (*’) и еще большее число иростаго парода, отправляющагося въ лѣтнее время изъ Харьковской и сосѣднихъ съ нею. губер ній .(,*” ) на -заработки въ разныя мѣста юж ной Россіи. Ротъ, Мм. Гг., тѣ мысли, къ которымъ привело меня изслѣдованіе вопроса, находя щагося въ тѣсной связи съ благосостояніемъ здѣшняго края и всего нашего любезнаго отечества: ибо нѣтъ никакого сомнѣнія, что съ доставленіемъ надлежащей цѣнности есте ственнымъ богатствамъ Россіи, отечество на ше займетъ одно изъ важнѣйшихъ мѣстъ въ Финансовой системѣ европейскихъ государствъ , подобно тому, какъ оно первенствуетъ въ мірѣ политическомъ, благодаря мудрымъ и высокимъ предначертаніямъ Всероссійскаго Самодержца, осу ществляемымъ съ тою истин но исполинскою силою, которая исторгаетъ невольную дань удивленія даже въ противни кахъ и недоброжелателяхъ Россіи и преис полняетъ сердца сыновъ ея чувствами глубо чайшей преданности священной особѣ Огца- Монарха! Замтьткп объ общественныхъ уве селеніяхъ Харькова. (■) Ні. статьѣ «Провозное значеніе Москвы», на печат. въ Жѵр. Мин. Ни. Дѣлъ за 184.) г,, часть 8-я, количество груза, сухомутно отправлявшагося тогда изъ С.-Петербурга въ Москву, исчислено всего въ 4,(100,000 пудъ (см. стр. 60-57.) (*’) По четырехъ харьковскихъ ярмаркахъ ежегод но Сыпаетъ пріѣзжихъ отъ 53,000 до 80,000 душъ (см. дѣло о знач. при. Харьк. гувер., въ канцеляріи г. губернатора, но описи 1850 и 1851 г. ьЛ/ 58 и 42.) (*” ) Нь 1851 году, по тремъ губерніямъ ((Харьков ской, Курской н Полтавской) выдано государствен нымъ крестьянамъ около 109,000 билетовъ. Но въ иные годы число отправляющихся на заработки бы ваетъ гораздо значительнѣе. Какъ ни разнообразны наши обществен ныя увеселенія, но, отдавая о нихъ отчетъ каждый мѣсяцъ, трудно не впасть въ повто реніе одного и того же. О нашемъ театрѣ, какъ о предметѣ, о которомъ говорили мы такъ часто, на этотъ разъ умолчимъ, имен но потому, чтобы избѣжать повтореній. За то мы можемъ теперь разсказать новость по, части нашихъ общественныхъ удовольствій въ другомъ отношеніи, и такую, которая не давно была признана новостью въ Москвѣ и С.-Петербургѣ. Мы говоримъ о спектакляхъ, даваемыхъ у насъ труппою г. К. Ранію. Въ послѣднее время эта труппа исполняла свои представленія въ обѣихъ нашихъ столицахъ, и газеты той и другоіі отозвались, что онѣ, т. е. столицы, никогда еще не видали по добныхъ представленій. Труппа г. :І. Раппо начала играть на на шей сценѣ въ концѣ прошлаго ноября. Не смотря на то, что изъ 64 артистовъ своей ,- 423 – труппы, игравшей въ такъ называемомъ ,,Ти воли,“ въ Москвѣ, К. Раппо привезъ къ намъ только 20 человѣкъ (впрочемъ, по его увѣре нію, отборнѣйшихъ), не смотря на недоста токъ между ними женщинъ (къ большому при скорбію поклонниковъ живыхъ картинъ, ко торыя когда-то показывалъ у насъ К. Ранно), представленія его произвели у насъ рѣши тельный Фуроръ. Даже наши Мельпомена и Комосъ спрятали свои маски и обратились въ смиренныхъ зрителей передъ невиданнымъ до сихъ поръ у насъ искусствомъ гіо части гимнастики, эквилибристики и т. п. Какъ разсказать о всѣхъ чудесахъ, какія видѣли мы въ представленіяхъ труппы К. Раппо, если ихъ трудно иногда даже разсмо трѣть съ такою отчетливостью, съ какою хо тѣлось бы? Но что бы нашимъ читателямъ, не видавшимъ этихъ диковинъ (надѣемся, нс харькоискямъ: вѣроятно, весь нашъ городъ, если не успѣлъ еще, такъ успѣетъ полюбо ваться спектаклями труппы К. Раино), дать хоть малѣйшее понятіе о нихъ, мы скажемъ два три слова объ искусствѣ г. Франсуа Рам по, Гомута, Дидриха, Дикарева…. Красивый какъ Аполлонъ Кельведерскій, г. Ф. Ра нпо равно изумляетъ васъ во всемъ: играетъ ли онъ, какъ мячиками, пудовыми гирями, вскакиваетъ ли онъ, съ лепюсіью бѣлки, на вершину пирамиды, составленное изь графиновъ и Фарфоровыхъ тарелокъ, уса живается на пробкѣ верхняго графина такъ комфортно, какъ бы на подушкѣ, играетъ но жамп, палочками, обстанавливаетъ свой кор пусъ тростинками, на концѣ которыхъ быстро вертятся тарелки, пли когда ложится па спи ну и нпгп его играютъ полновѣснымъ бров номъ таръ, что стоило бы посмотрѣть на эту игру даже и въ такомъ случаѣ, еслибъ она ис полнялась, просто, руками.- Г. і’омутъ на по добной же хрупкой пирамидѣ (которую и уставить взялся бы не всякій) стоитъ вверхъ ногами, кушаетъ, пьетъ, куритъ, вертится и иногда даже не держась ни зачто п имѣя точкою опоры для одной головы—только гра финъ.—Г. Дидрихъ (комикъ) гибокъ, какъ змѣя. Взлетѣть на голову человѣка, стоящаго уже на головѣ другаго и утвердиться на ней, какъ на землѣ-для него, по видимому, тоже, что вскочить на скамейку въ четверть ариіпнаі вышины,- Изум стеленъ г. Дпкаревъ, когда онт» бѣгаетъ по длинной легкой лѣстницѣ, ничѣмъ, кромѣ мола, не поддерживаемой, становится па самой верхней перекладинѣ ея, оставляетъ дер- жаться за продольные брусья н мѣрно, подъ тактъ музыки, расхаживаетъ, пли лучше ска зать, заставляетъ лѣстницу подъ собою рас хаживать. Это искусства, показываемыя каждымъ изъ артистовъ отдѣльно. Но вотъ начинается от дѣленіе подъ названіемъ: Л верху, внизу , па землѣ, на канатѣ, па хрусталѣ и Щ). и пр. Вся сцена наполняется множествомъ лицъ въ самыхъ блестящихъ костюмахъ. Здѣсь гг. Го- мутъ, Вальнеръ п Гирзигъ составляютъ изъ себя непоколебимый столбъ вышиною до по толка сцены; тамъ дѣвица Дюпре образуетъ изъ своихъ гибкихъ, какъ воскъ, членовъ, са мыя Фантастическія Фигуры; далѣе г. Клей- иертъ играетъ маленькимъ Люссе Раппо, какъ перомъ; тотъ вертится со стуломъ, какъ бы сросшись съ нимъ; этотъ, легши на спину, іержптъ на своихъ рукахъ и ногахъ цѣлую полдюжину взрослыхъ людей; третій произво дятъ чудеса на канатѣ; четвертый…. но дол го было бы вычислять все, что за одинъ разъ показывается въ этомъ отдѣленіи. Д о вольно сказать, что вы здѣсь видите около 200 разнообразнѣйшихъ и удивительныхъ штукъ. Глаза зрителя не успѣваютъ слѣдить за нимп. Всѣ артисты труппы г. К. Раппо замѣча тельны рѣдкою стройностью своихъ Формъ н вообще Физическою красотою. Костюмы ихъ разнообразны, свѣжи, богаты и блестящи. Каждый изъ артистовъ, показывая свое искус ство, отличается самыми благородными и изя щными позами, что бываетъ иногда очень труд но соблюсти при подобныхъ представленіяхъ. Самъ директоръ труппы, К. И. Раппо, 2 ,пока еще пе участвовалъ въ даваемыхъ его • труппою спектакляхъ. По мы навѣрное слы шали, что на дняхъ онъ появится у пасъ на сценѣ, и это, безъ сомнѣнія, много увели- ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Отдается въ наемъ каменный двухъ- этажный домъ, о 7 ком. въ верхнемъ и б нижнемъ этажахъ, съ двумя погребами, са раемъ каретнымъ п конюшнями. Спросить на Еватеринославскоіі улицѣ въ І-мъ кварталѣ 3-іі части, домъ наслѣдниковъ Рѣпшткпныхъ, под2-мъ.—2. 2) Обучавшійся въ придворномъ Его И мпе раторскаго В еличества экипажномъ заведеніи въ С.-Петербургѣ Иванъ Карпъ, сынъ умер шаго купца Мартына Карпъ, посвятивъ себя изученію экипажнаго искусства, для поддер жанія и усовершенствованія существующаго уже болѣе 30 лѣтъ въ г. Харьковѣ каретнаго заведенія покойнаго отца его, льститъ себя надеждой, что, получивъ нынѣ въ полное распоряженіе упомянутое заведеніе, своимъ стараніемъ, трудолюбіемъ, добросовѣстностію, достаточными свѣдѣніями, современнымъ вку сомъ и умѣренностію цѣнъ оправдаетъ довѣ ріе къ себѣ каждаго. Почему честь имѣетъ извѣстить, что онъ принимаетъ заказы разныхъ экипажей по ри сункамъ п моделямъ, находящимся въ его заведеніи, во вкусѣ новѣйшемъ и изящномъ; починки, поправки и передѣлки будутъ испол няемы имъ со всею тщательностію, прочно стію н умѣренностію въ цѣнахъ. Заведеніе находится за Харьковскимъ мо стомъ, въ собственномъ его домѣ.—3. 3) Кардъ фѳнъ -М оцъ , арендаторъ на дачѣ г. Тюрина, вблизи Харькова, продаетъ свѣ жія разныхъ родовъ овощныя п цвѣточны я сѣмена п принимаетъ мальчиковъ въ о б у ч е ніе касательно табачной плантаціи и о г о р о д наго искусства. Весною у него можно полу чать молодые то поли и другихъ сортовъ’ деревья и кустарники для украшенія сада.—3. 4-) Продаются двѣ коляски, д в о е ‘д р о ж е к ъ , разнаго рода мебель, почти со в ер ш ен н о н о выя; отдается въ наймы земля съ сѣ н окосом ъ н р-ыбікдо ловлею, лежащая подъ сам ы м ъ Харьковомъ. — Обо всемъ этомъ мож но узн ать въ доуіі , купчихи АІатузков’чі, ж ивущ ей въ Подгорной улицѣ, за і.текпмъ п р ію том ъ , на противъ дома Лабпнскаго.—3. З ‘Ь Д О Х Л О З Т Ь о п р т х а в и і и х ь и в ы ѣ х а в ш и х ъ . отъ 23 по 21) ноября прибыли : II.гь г. Ахтырки, подполк. Маіілевп’гъ; г. Воро~ ножа, по.ік. Чурмлоіп.; г. Кременчуга, кол. асссс» Кнчь Дубенскій; г Пикша, от. подполк. Бушпискііі; см. Дниец’ь, от. по.ік. Карпенко; г. Кунлнска, от» подполк. І’озаліоиъ Сошальскііі. В Ы Ъ X А Л П. Вт. г. Ахтырку, по л; Погданоппчъ; г. Богоду хова., стат сои. Ада монпч’ь; ВодогскіН Кутъ, отст. подполк. Цокніп.; г. Константпноградт., ог. полк. Ханыковт.; г. Купяпскъ, гсп.-маіоръ Сатальгкій; г. Полтаву, гражд. гѵберпат. Ознобишинъ; дер. Шаров. ку, пади. сов. Ольховскій. Ііеч. дозвол. 30 ноября 1852 г. Цензоръ Н. Костыръ. чптъ наслажденіе, доставляемой публикѣ пред ставленіями его артистовъ. Р. 28 ноября.