Годъ первый . 1859. No 46. П Ш Ш П Ѵ подписная пина : Безъ доставки Съ дос7>швкою и пересылки. и пересылкою. За годъ 2 руб. сер. 2 р. 50 к. с. —полгода 1 р. 25 к. 1 р, 6(1 к.— Выход. три раза въ недѣлю: по .Понедѣльникамъ, Средамъ и П ят ницамъ, исключая Свѣтлой не дѣли.— Губернскія Вѣдомости: Везъ переплета , 3 р. сер. Нъ переплетѣ , 3 р. 8 5 .к. За доставку на домъ или пере сылку по почтѣ въ годъ 50 к. ПОДПИСКА принимается : въ Конторѣ Редакціи, въ ниж немъ этажѣ дома Губернскихъ Присутственныхъ мѣстъ, а так же у всѣхъ Земскихъ Исправни ковъ и Становыхъ Приставовъ Харьковской губерніи. Частныя объявленія при нимаются! за мелкую букву и цыору по */7 коп сер. за каждый разъ. Статьи для напечатанія про сятъ присылать на имя Редак тора. Подписавшіеся на оба изданія вмѣстѣ платятъ за пересылку или доставку того и другаго не 1 р., а только 50 к. с. II. ІІС ТО РМ О -Ш ТШ И Ч Е С К О Е ФШИКВІШ&Ш ГОРОДА ХАРЬКОВА. N Сочин. Сем. Иван. Кованы». Харьковъ по переименованіи губерніи изъ С лободской-Украинскои въ Харьковскую. (П родолж еніе). Императоръ Николай I.—Общество,—Съѣзды,—Харак теристика общества.-Театръ.—Пріѣзжая труппа—Забав ныя сцены —Новый деревянный театръ,—Щепкинъ.— Чувствительность публики.—Наставительность пьесъ,— Изящныя искусства,—Сужденія о музыкѣ. Къ 1832-мъ голу, И го сентября въ 6-ть часовъ утра, прибылъ въ Харь ковъ изъ Полтавы .Императоръ ‘Николай Павловичъ, прямо въ царскую квар тиру. въ домъ купца Везходарыаго (бывшій Ломакина). Въ 10 часовъ былъ встрѣченъ въ соборѣ архіереемъ Инно кентіевъ (Александровымъ, который те перь на покоѣ въ Куряжѣ) съ лухо венствомъ, у южныхъ воротъ ограды, потому что тогда отдѣлывался ниж нііі сводъ колокольни и входа въ цер. конь съ запада не было. Но совер шеніи ектеніи и возгласѣ многолѣтія, Государь приложился въ кресту; прео священный поднесъ в вручилъ Ему Ико* ну Спасителя въ сребропозлащенномъ окладѣ. ПослЬ того Царь осмотрѣлъ институтъ, университетъ, гимназію (еще- въ старомъ домѣ), тюремный замовъ я въ і часа отправился въ Чугуевъ. Въ 1835 году, 18 октября, Николай Павловичъ, проѣздомъ въ Вознесенсвъ, прибылъ въ Харьковъ, прямо въ соборъ. (Приб. къ Харък. Губ. Віъд.) ,- 37 1 — Бывшій преосвященный въ августѣ .выѣхалъ въ Иркутскъ, Иркутскій же -архіепископъ Мелетій еще не пріѣз жалъ въ Харьковъ, в потому встрѣчалъ Государя архимандритъ, ректоръ семина ріи Іоаннъ (переведенный потомъ ректо- ромъ въ Казанскую духовную академію) съ градскимъ духовенствомъ. Государь въ числѣ учебныхъ заведе ній осматривалъ в гимназію, въ которой, при подачѣ почетнаго рапорта дирек торомъ въ уланскомъ мундирѣ, спросилъ съ удивленіемъ: ты, братъ, какъ здѣсь? потомъ, замѣтивъ одного ученика въ па жескомъ мундирѣ, спросилъ: чье это ди тя? взявъ его подъ бородку. То былъ сынъ князя Николая Борисовича Голи цына, Юрій, правнукъ тогдашняго по печителя округа граъа Головкина, по женской линіи (впослѣдствіи Тамбовскій предводитель). Послѣ Царь разсматривалъ тетради, чертежи и рисунки гимназистовъ, и сказалъ попечителю гимвазів графу А. И. Гендрикову (впослѣдствіи оберъ- шталмейстеръ): ты вездѣ будешь хо рошъ. Съ Государемъ былъ наслѣдный арвнцъ Шведскій, которому Императоръ сказалъ, съ улыбкой указывая на гим назистовъ: се зопі Іои§ 1е§ §атіпз Не Іа тіііе.—По выѣздѣ въ Чугуевъ, Государь излилъ милости на чиновниковъ, но пред ставленію губернатора П. И. князя Тру- бецкаго. Около семидесяти гражданскихъ чиновниковъ получили ордена, подарки и званія придворныя. Въ то время уже многія семейства изъ ліашей и другихъ губерній пріѣзжали въ Харьковъ для воспитанія дѣтей, для ле- ченія и съ цѣлію пожить въ нашемъ городѣ. Учрежденъ былъ «дворянскій клубъ» въ домѣ Черкесова (послѣ* Сопки, гдѣ Харьковская гостинни ца); содержатель его, бывшій Фехтоваль ный учитель при университетѣ, Ле- дюкъ, одинъ изъ наполеоновскихъ гвар дейцевъ, бился изо всѣхъ силъ, чтобъ поддержать веселость общества; танцо- вали до упаду; главную роль въ экое- сесахъ, полонезахъ и алагрекахъ и- грали студенты; скоро потомъ э- то собраніе назвали «танцевальнымъ клубомъ» и директоромъ его былъ Г. Ѳ. Квитка (’). —Къ тому же здѣсь квартиро вали конные полки, а потомъ (именно съ 1817 г.) близость военнаго поселенія снаб жала харьковское общество военными ка валерами, необходимыми для баловъ и со браній. Чиновника ученые были тогда наперехватъ приглашаемы въ лучшіе до- мы для просвѣщенныхъ бесѣдъ. Чинов ники гражданскіе и просвѣщенное духо венство также еще была членами обще ства, но уже не вездѣ, а изрѣдка, но приличію дней. Такимъ образомъ вре мя шло не дурно. Завтраки, обѣды, чаи, вечера, дѣтскіе праздники, бесѣды—уче ныя, литературныя, семейныя, дѣловыя и другія удовольствія не позволяли ску кѣ вкореняться въ Харьковѣ. Съ нача ломъ осени открывались вечера въ бла городномъ собраніи. Крещенская ярмар ка увеличивала съѣздъ помѣщиковъ съ семействами, которые оставались иногда до поста о увеличивали благородныя со- брангя. Образованное харьковское купе чество также участвовало въ этихъ со браніяхъ, и на вечерахъ здѣсь бывало иногда около 500 особъ. Нѣкоторые изъ такихъ вечеровъ, также масверады, концерты, иногда спектакли давались въ пользу бѣдныхъ. Такъ, тогда, по старой поговоркѣ, соединяли пріятное съ полез- (*) Основьявевко, Г. Дзвилевскаіо. ,- 372 ыьшъ, въ чемъ однако и наша время на отстаетъ ни сколько. Не за долго до переименованія губерніи купеческое собраніе было многочислен нѣѳ дворянскаго, и вотъ причины: въ первое ѣздили въ каретахъ, въ са няхъ, на козырькахъ, даже пѣшкомъ ходили, съ 7 часовъ вечера, и тамъ два раза въ продолженіи танцевъ иоданалась легкая закуска; во второе пріѣзжали только въ лучшихъ экипажахъ, съ 10 часовъ вечера, и силы трудившихся не было подкрѣпляемы безденежною закус кою. Вообще общество, въ первую полови ну этого времени (1815—1825) и далѣе, платило еще дань мистицизму и сенти ментальности в затмѣнало уже латинскія поговорки ученыхъ Французскими Фра замп. Азартныя игры еще свирѣпствова ли, но только .украдкой. Моды, театръ, литература, журналистика, маесонскія ложи, хозяйство, любовь, дружба, отече ственная война, политика, Карамзинъ, Каразинъ, Сковорода, Московскій и Харь ковскій университеты, Сіонсвій Вѣстникъ, магнетизмъ, Жуковскій и Пушкинъ—бы ли обыкновенными предметами бесѣдъ. На французскомъ языкѣ читались—мужчинами болѣе библія, а дамами романы, рэзумѣтся то и другое въ высшемъ обществѣ. Въ послѣдніе десять лѣтъ этого времени (1825 —і835), какъ и двадцать новѣйшаго періода, всякая бесѣда болѣе и болѣе за мѣнялась у молодыхъ танцами, у стари ковъ картами, и наконецъ карты надъ всѣмъ и надъ всѣми одержали рѣшитель ную побѣду….. впрочемъ «Вѣстникъ Ев ропы», а потомъ «Московскій телеграфъ», «Сѣверная Пчела», наконецъ «Библіотека для чтенія» и Гоголь прерывали иногда безмолвіе; Французскія въ ходъ. Моды въ этотъ періодъ и обра щеніе различали еще разные возрасты въ обществѣ. Праздникъ отличался еще отъ будня убранствомъ, пищей, провож деніемъ времени. Театръ шелъ въ параллель и въ союзѣ съ картами, занимая неперемѣнно съ ними об щество серьезныхъ, и съ танцами- об щество молодыхъ людей. Вотъ главныя черты тогдашняго общества, остальныя изображены въ мѣстахъ прогулокъ , въ публичныхъ учрежденіяхъ , учебныхъ за веденіяхъ , а за тѣмъ еще принадлежатъ частію въ предшествовавшему, а частію къ послѣдующему періоду, —слѣдователь но, частію уже опредѣлены, а частію опредѣлятся въ послѣднемъ періодѣ со временнаго Харькова. Вкусъ къ изящ нымъ искусствамъ былъ уже на значи тельной степени развитія: живопись, му зыка, сценическое искусство находили въ обществѣ не только диллетантовъ, но и артистовъ; здѣсь была писатели и пи сательницы^ ч Съ 1813 г. возобновлены представленія въ театрѣ, но только на время ярмарокъ, пріѣзжею труппою Калиновскаго, плоха» го актера а (по словамъ Г Ѳ. Квитки) содержателя себѣ на умѣ. Въ то нремн посѣтители театра безденежно могли на слаждаться зрѣлищемъ первообраза из вѣстной пьесы «Ссора актеровъ», кото рая, искусственно даваемая на сценѣ, ни когда уже не сравнится съ подлин ными казусами своего прототипа. ‘Ге перь мы не умѣемъ веселиться, всѣ об щественныя удовольствія составляютъ должностной обрядъ человѣка, скучаю, щаго дома. То-ли дѣло тогда, въ дѣтствѣ и театра и общества! Иногда студенты ламывали комедіи и трагедіи, по словамъ одного изъ нихъ, бывшаго проФессо- ,373 – ■ромѴ-,’- й^енйо Филомаѳитскаго; ио все таки настоящій театръ бьиъ интереснѣе. Здѣсь часто, предъ началомъ прелставле нія, актеры, одѣвшись, не хотѣли выхо лить безъ полученія слѣдующаго за мѣ сяцъ жалованья. Часа по два публика ожидала окончанія торговъ между акте рамп и содержателемъ театра. Началь ство вмѣшивалось и выходила забавныя сцены. Такъ, напримѣръ, приготовлена опера ‘Земгра и Азоръ. Въ полномъ ко стюмѣ, обшитый мѣхомъ, перьями, съ чудовищной головой. Азорг требуетъ жа лованья; содержатель труппы обѣщаетъ выдать послѣ спектакля, когда приметъ сборъ. Азорг не соглашается; сверхъ своего уродливаго костюма накидываетъ шинель и идетъ на квартиру. Приказы ваютъ привести Азора силою. Его ведутъ полицейскіе солдаты. Вечеръ, будто на рочно, свѣтелъ, какъ день, и народъ бѣжитъ, толпится и кричитъ: «пой-, Мали дикаго человѣка’! поймали дикаго!» За сборомъ наблюдалъ полицейскій чи- вовникъ. По окончаніи спектакля чинов никъ раздѣлялъ жалованье между акте рами; иногда онъ не могъ удовлетворить всѣмъ требованіямъ, и содержатель при ходилъ въ отчаяніе, что ему не за нто будетъ купить румянъ для ак трисъ. Къ счастію любителей театра, нѣкто Штейнъ, учитель танцованія, соб ралъ актеровъ изъ разныхъ вольныхъ странствующихъ труппъ и принялъ те -атръ на свое содержаніе. Между тѣмъ -студенты, подъ его руководствомъ, взду мали составить балетъ у себя на танцъ- зклассѣ, и прекраснымъ исполненіемъ сво его предпріятія на домашнемъ театрѣ, ври публикѣ, положили начало балета въ Харьковѣ. Штейнъ, выпросивъ у помѣ тциковъ мальчиковъ и дѣвочекъ, поста- жилъ на сценѣ, чрезъ нѣсколько мѣся цевъ, «настоящіе» балеты: Принцесса Каррарская, Пигмаліонъ , Волшебная флей та, Выстрѣленный вертопрахг или Цы- ганы вг своихг шатрахг , и оляска пошла, какъ нельзя лучше. Скоро однакожъ Штейнъ поѣхалъ въ Орелъ, къ извѣ стному любителю театра, графу Ка менскому, который купилъ обучен ныхъ Штейномъ -і мальчиковъ и 1 2 дѣ вочекъ у ихъ помѣщиковъ за 25 тысячъ рублей Впрочемъ, Штейнъ успѣлъ утѣ шить публику новымъ балетомъ и скло нить на построеніе новаго театра. Но вый деревянный театръ построенъ въ 18/0 году, гдѣ теперь дѣтскій пріютъ, противъ нынѣшняго каменнаго театра, и существовалъ чуть ли не до /К<41 года Надобно сказать, что послѣ отечествен ной войны, какъ весьма естественно, бы ла долго въ ходу «Встрѣча незванныхъ гостей», патріотическая пьеса, о кото рой Филомаѳатсвій (‘) жалѣетъ—«за чѣмъ она опери ! при таком.ъ (говоритъ) случаѣ пѣть, да еще и распѣвать! Есте ственно, Мельникъ, работая, тянетъ пѣ сенку; извиняю Сбитенщика, который хочетъ продать больше и напѣваетъ… . но о ввусахъ спорить нельзя.» По особен ности своего вкуса онъ и не бывалъ на операхъ, но былъ на пятидесяти пред ставленіяхъ всѣхъ трехъ частей Русал ки, года въ три. Русалку осуждали толь ко за переливъ русскаго, просторнаго и ровнаго, какъ степи, напѣва въ италіян скія рулады и тирольскіе перекаты съ горки на горку. Очень уважались тогда: Семейство Старичковыхг , Спорь до слезъ, а объ закладъ не бейся, Рѣдкая вещь и . Сбитенщикъ . Русское пѣніе восхищало всѣхъ въ театрѣ, хотя публика въ сво емъ кругу была уже на сторонѣ фран (*) (*) Укр. В 1816 г. ,- 374 – цузскихъ разюворовъ. Любимцами всѣхъ посѣтителей театра?были сначала Угаровъ, ГІряженвовсвая, потомъ еще Барсовъ и Щепкинъ. Въ началѣ Штейновсваго театра ди ректоромъ его былъ Г. Ѳ Квитка, нѣ сколько лѣтъ сряду, кажется до /8!7 г., то есть до избранія въ уѣздные пред водители. Про немъ пріѣхалъ изъ Кур ска Щепкинъ, гдѣ театръ подъ это время разстроился. Щепкину (*) не чего было долго думать. Онъ пригла силъ съ собою другаго актера, Барсова, и явился, въ Харьковѣ, когда шла репе тиція Донъ-Жуана. Артистъ, не смотря на усталость отъ дороги, тотчасъ отпра вился въ театръ. Подходя въ театру, онъ совсѣмъ разочаровался въ своихъ ожиданіяхъ, увидѣвши вмѣсто красиваго зданія, какое предполагалъ, какой-то бре венчатый балаганъ и полуразрушенную въ немъ темную лѣстницу. Барсовъ по знакомилъ его съ содержателями театра, Штейномъ и Калиновскимъ, и съ пер вымъ тогда здѣсь комикомъ Угаровымъ, котораго Щепкинъ полюбилъ разъ нав сегда. Угаровъ подвелъ Щепкина въ женѣ Калиновскаго, говоря: «Анна Нва- новиа Калиновская, первая наша автри са — съ огнемъ баба!» Между тѣмъ ар тисты начали прерванную приходомъ Щепкина репетицію. Донъ Жуана иг ралъ Калиновскій, Лепорелло—Угаровъ. Щепкинъ смутился, не узнавая Молье рова Донъ Жуана, переведеннаго съ польскаго языка Петровскимъ. Къ довер шенію всего Калиновскій сбивался всег да на польское произношеніе. Щепкинъ спрашивалъ, какъ устроена послѣдняя сцена, гдѣ являются Фуріи. Каливовсвій сказалъ: «теперь эта сцена будетъ не (*) Разсказъ г. Щепкина. 2 кн. Р. В. 1856. такъ ЭФФектна, какъ прежде. Прежде дѣлалась частая перемѣна , и декорація представляла адъ: Фуріи выбѣгали, вы летали, выскакивали изъ земли и увле кали Донъ-Жуана, теперь же этого не будетъ, потому что декорацію, пред ставлявшую адъ, какъ везла изъ Кремен чуга, смыло дождемъ, а Фурія просто слетитъ сверху, схватитъ Донъ-Жу ана и унесетъ.» —По окончаніи репе тиши, Щепкинъ спросилъ: «не будутъ ли пробовать полета?» Калиновскій от вѣчалъ: «нѣтъ! машина хорошо устроена, пробовать нечего. »—Ботъ настало вре мя представленія; пьеса начинается, и- летъ и приходитъ къ окончанію: Донъ- Жуанъ въ отчаяніи призываетъ Фурій, и вотъ надъ сценою показывается пара красный сапогъ, потомъ бѣлая юбка съ блестками, потомъ вся Фурія. Ее спуска ли съ балки на веревкѣ, и она должна была одною рукою схватить Донъ-Жуана, а другою зацъпиѴь за его поясъ врю- чекъ спущенной веревки для поднятія ихъ обоихъ разомъ, — въ чемъ и состояла вся машина! Пакъ только фурію оаустили уже пиже балки, лежавшей на двухъ своловахъ, то веревка, случайно но вая , отъ тяжести стала вытягиваться и раскручиваться. Фурію спускали мед ленно, и веревка разъ I ‘2 успѣла пере вернуться, до того что у бѣдной ФѴрІИ или, точнѣе сказать, у полупьянаго муж чины, закружилась голова. Ставши на полъ, чудовище ничего не видитъ, ша тается и размахиваньемъ рукъ ищетъ Донъ Жуана тамъ, гдѣ его нѣтъ. Кали новскій кричитъ «сюда! сюда!» Фурія, кое какъ схватываетъ Д о н ъ Жуана и нв_ какъ не нопадетъ зацѣпить крючекъ ве ревви за кольцо пояса. Калиновскій н а пинаетъ браниться, но Фурія ничего не въ состояніи сдѣлать ……. Щепкииъ самъ ,- 375 – не свой.’… выбѣгаетъ изъ ряда креселъ, бросается на сцену, вырываетъ у меха• ника веревку и опускаетъ занавѣсъ …… Невидимо уже для иублрки Донъ Жуанъ бросается ыа Фурію съ остервененіемъ и терзаетъ ее за волосы. … но обратимся къ Щеакину. Онъ игралъ рола принцевъ и графовъ въ драмахъ и трагедіяхъ. Разъ Григорій Ѳедоровичъ сказалъ Щеп кину: «эхъ, братъ, играй въ комедіяхъ, изъ твоихъ фижмъ и министерства посто янно выглядываютъ Мольеровекіе Жо крисы!» Щепкинъ (*) понялъ Квитку, послушался и явился отличнымъ коми комъ Малороссійскій, Полтавскій и Чер ниговскій генералъ-губернаторъ, князь Рѣішпвъ перегналъ труипу Штейна въ Полтаву, подъ свое покровительство; от туда, когда разстроился театръ, Щепкинъ перешелъ въ Москву, а Штейнъ возвра тился въ Харьковъ,—у ѣзжалъ и пріѣзжалъ, разъѣзжалъ по ярмаркамъ и имѣлъ ре зиденцію въ Харьковѣ. Вотъ пріѣхала изъ ііолтавы «па Кре щенскую» (/8 19) труппа Штейна. Пош ла Ябеда, но не имѣла большаго успѣха; казусныя продѣлки и выраженія не сов сѣмъ были понятны харьковцамъ и, по словамъ Фаломаѳитскаго (’*), могли быть пробнымъ камнемъ даже для столичныхъ актеровъ. За то Приключеніе въ жидов ско’іі корчмѣ развесвлило иублику, какъ нельзя больше, содержаніемъ и игрой. Въ Водовозѣ графиню Армандъ пред ставляла Пражеиковская и, по наивно забавному разсказу Фаломаѳитскаго, про стосердечные зрители плакали непри творно, видя, какъ жена не хочетъ раз лучиться съ мужемъ, котораго тащатъ солдаты, и вся публика признала, что Водовозъ наставительнѣе Жидовской * (**) (’) Преданіе очевидцевъ} (**) Ук. В. Г. 1819. корчмы ». Подобный патетическій мо ментъ случилось и мнѣ замѣтить—и ког да? въ тридцатыхъ годахъ; его вызы вали Коварство и любовь (уже однимъ названіемъ), Жизнь игрока , Король Лиръ, Дампа , Гамлетъ , въ которомъ Млот- ковская памятна наивностью и пѣніемъ Офеліи не только въ копцѣ этого, но и въ началѣ слѣдующаго періода. Впро чемъ въ это время наивнаго сочувствія къ главной темѣ пьесъ и снисходитель поста къ выполненію, сколько помню, люди образованные требовали отъ изяш ныхъ искусствъ, особенно же отъ му зыки и пѣнія чего-то понятнаго знато камъ и не знатокамъ, чего-то удовлетво ряющаго общему вчусу. Но въ это же время, по словамъ ахъ, стали вводить въ музыку какую-то мудреность, подоб- ную нѣмецкой философіи, заѵіѣнать чув ство бъглостью смычка, натяжкой голо са, вмѣсто вѣрности тоновъ и соблюде нія мѣры —выражать музыкой совсѣмъ не то, что заключается въ темѣ оперы, соблюдать въ квартетахъ всѣ правила му зыки, кромѣ главнаго – быть понятнымъ , выражать въ пѣсняхъ и романсахъ пе чаль вмѣсто радости, радость вмѣсто печали, даже ничего’.вмѣсто опредѣлитель- но того или другаго чувства,—удивлять въ концертахъ одною быстротою рукъ и гибкостью Солиса; о ноѣ образованные люди того времени не могли ионять, «какъ это дѣлается, имѣя въ виду при мѣры древнихъ, среднихъ и новыхъ вир туозовъ.» (До с.гЬдуюш. лѴ-~)- IV. Книжная торговля въ провинціяхъ. Въ наше вредя нерѣдко приходится слышать ,- 376 объ открытіи въ разныхъ городахъ но выхъ книжныхъ магазиновъ и библіотекъ для чтенія. Какъ не порадоваться такому усиленію книжной торговли, какъ не со чувствовать предпріимчивости нѣкото рыхъ капиталистовъ, желающихъ поста вить этотъ видъ коммерціи въ уровень съ современными потребностями, выска зываемыми литературою? Остается толь* ко пожелать, чтобы провинціальные чи татели поддержали то усердіе, съ какимъ предлагается имъ разнообразный матері алъ для чтенія. Но посмотримъ, какъ въ небольшомъ числѣ примѣровъ удовлетво ряется въ провинціи потребность въ чте* ніи. Конечно, ирежде всего всякій же лаетъ читать новое, отзывающееся всѣми интересами вопросовъ современныхъ, и вотъ съ этою цѣлію выписываются здѣсь нѣсколькими липами газеты и журналы, изъ которыхъ каждый нумеръ непремѣн но перебываетъ въ рукахъ многочислен ныхъ читателей, знакомыхъ съ иодписчи- комъ на то или другое періодическое из даніе. Такимъ образомъ, для многихъ потребность въ чтеніи уже удовлетво ряется этими средствами, нерѣдко исклю чающими необходимость обращаться къ книгопродавцу за какими либо другими книгами, І’амо по себѣ разумѣется, что у него можетъ быть значительное собра ніе ихъ и при томъ самаго разнородна го содержанія; но онъ видитъ, на при мѣръ, что изъ книгъ литературы ученой болѣе всего оказывается запросъ ыа учебники, а изъ отдѣла изящной слове сности отъ времени до времени появляют ся нѣкоторыя требованія на произведе нія легкой беллетристики, пріятно разно образящей досугъ тѣхъ, кто не любитъ затруднять себя серьезнымъ чтеніемъ. Удивительно ли послѣ этого, что провив ціяльный книгопродавецъ, при всемъ же ланіи улучшать составъ своей библіоте ки, часто видитъ въ этомъ предпріятіи невыгодный для себя рискъ? Вотъ самая естественная причина того, что въ рѣд комъ книжномъ магазинѣ въ провинціи найдете вы капитальныя произведенія современной науки даже на языкѣ оте» явственномъ, не говоря уже объ ученыхъ сочиненіяхъ на языкахъ иностранныхъ. Ясно, чго въ книжной торговлѣ, какъ и во всякой коммерческой операціи, на первомъ планѣ у предпринимателя должны стоять вѣроятность не безвыгоднаго воз награжденія за помѣщеніе капитала въ товаръ. Какъ бы ни былъ образованъ книгопродавецъ, но ему никогда нельзя отказать въ справедливомъ желаніи имѣть отъ своей торговли такую же умѣренную прибыль, какой бы онъ могъ всегда ожидать отъ помѣщенія капитала въ дру гихъ отрасляхъ коммерціи. Если же внп- гогіродавецъ въ теченіе цѣлаго года ые слышатъ запроса ни на одно значитель ное ученое сочиненіе’, то съ какой стати ему, какъ коммерсанту, затрачивать ка питалъ въ оборотъ почти непроизводи тельный? Этимъ-то и объясняется, по чему составъ книжныхъ магазиновъ въ провинціи часто бываетъ таковъ, что не удовлетворяетъ апріористическимъ взглядамъ тѣхъ, кто, не обращая внима нія на существенныя обстоятельства, усиливающія расходъ книгъ, предпола гаетъ, что,во всякой порядочной книж ной лавкѣ непремѣнно должны быть произведенія всѣхъ литературныхъ и у- ченыхъ знаменитостей. Если строго смот рѣть на положенія науки о торговлѣ, то во всякомъ случаѣ не должно забывать, что предложеніе идетъ за требованіемъ. Этого начала никакъ нельзя опускать изъ вида о при обсужденіи вопроса о книжной торговлѣ Но нашему мнѣнію, ,- 377 – существенные недостатки ея въ провин ціи зависятъ отъ слабаго запроса на книга вообще или же отъ исключитель наго требованіи двухъ, трехъ разрядовъ внигъ, при которыхъ всѣ остальныя ока зываются для книгопродавца капиталомъ рѣшительно непроизводительнымъ. Но и при удачномъ подборѣ книгъ, сдѣлай номъ въ соотвѣтствіи съ большинствомъ требованій, книгопродавцевъ въ провин ціи часто далеко не получаетъ той умѣ репной прибыли, на которую онъ раз считывалъ, и вотъ по неволѣ онъ окру жаетъ свои книги нѣкоторыми другими товарами, на примѣръ, писчей бумагой, дѣтскими игрушками и нѣкоторыми га лантерейными вещами. Безспорно, что такое состояніе книжной торговли въ провинціи слабо и неудовлетворительно, въ сравненіи съ тѣмъ развитіемъ, како го она достигаетъ въ столицахъ; но, тѣмъ не менѣе, нельзя не видѣть, что главная причина тавого застоя ея лежитъ въ слабомъ требованій на книги. Усиле ніе его было бы достаточнымъ поощре ніемъ для книгопродавцевъ имѣть у себя только однѣ книги и не обставлять ихъ другими товарами. р . Л. VI. ЧАСІІІЫЛ О Б Ш Ш 1 )’20000 арш жакопа, муслинъ и газъба * режа,выборъ изъ 300 новыхъ рисунковъ,- продается отъ И) до Іо к. серсб ., вс глав помъ депо заграничныхъ мапуфактур- ныхъ товаровъ въ оомѣ Пащенкова, и въ Голландскомъ базарѣ, на Московской ули цѣ, въ дома, Губина (2 0 0 )- \ . 2) Въ 3 й части, подъ Холодной горою, предъ садомъ г. Верховскаго подъ Л? 755 , у вдовы Орловой продаются : 4) форте піано въ 6‘3/4 октавъ за 75 руб сереб., 2) 9 скрипокъ, изъ коихъ одна была цѣ нима до 1000 р. сер., и 5) I пупитръ. О цѣнѣ можно узнать у г-жи (ірло- вой (2 0 2 )-1 . ‘•*) Отдается въ содержаніе для снятія плодовъ находящійся во временномъ владѣ ши г Висманъ фруктовый садъ , въ г. Харьковѣ, подъ Холодною горою,-купчихи Крейтлсръ. ■ \7 ‘ . • 1 Уполномоченный довѣренностію титу лярный совѣтникъ Булгаковъ, (190)- 1. 4) По случаю выѣзда, продаются л о шади упряжныя , мебель и разныя хозяй ственныя вещи ; спросить въ домѣ помѣ щицы Ковалевской, на углу Малой Кон торской и Дмитріевской улицы (\ 39 ) —2. французскихъ Ж АКОПЕТОВЪ , шер стянаго и. шелковаго БАРЕЖ А, бѣлаго и цвѣтною Б Р И Д Л А Іі Г ПН А . ПИКЕ, лѣтнихъ Ш ЕРСТЯ НЫ ХЪ матерій , ВЫШ ИВАНІИ- настоящаго голландски – о ПОЛОТНА, ПОЛОТНЯНЫХЪ и КА. ТИСТОВЫ ХЪ платковъ и разныхъ дру . г ихъ товаровъ , ВГІ> Ш Ш ІІІГ В ЯКОБСОНА. на Николаевской площади, въ домѣ по ‘четнаго гражданина Ковалева. (1()0)-2 Печатать позволяется: Ценсоръ А» ЗЕРНИНЪ. Редакторъ Лі» ЩИТОВЪ»