Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
46
Дата випуску:
22.11.1852
Дата завантаження:
04.02.2022
Сторінок:
6
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

Л? 46. Х А Р Ь К О В С К ІЯ Г У Б Е Р Н С К ІЯ В Щ І О С Т Н , ЧАСТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. НОЯБРЯ 22-го. (одержаніи: ѴІыс.іи о „желѣзной дорогѣ. А. Росланскаго.—Частный объявленія.—О пріѣхавш. и вы- ѣхавшнхъ.— Мысли объ устройствъ желіъзной дороги изъ Харькова къ Черному м орю. (ГІ р о д о д ж е ц і с.) Пажность Харькова, какъ вііутремнаго рын­ ка, не подлежитъ сомнѣнію. Быть можетъ, не всѣмъ извѣстно, что этотъ, лѣтъ сорокъ тому назадъ, незначительный городъ, наружнымъ видомъ уступавшій Бѣлгороду, Сумамъ н дру­ гимъ своимъ сосѣдямъ, въ настоящее время соперничаетъ съ Москвой но числу ежегодно строящихся въ немъ новыхъ каменныхъ до­ мовъ, которое никогда не бываетъ менѣе 20, а въ иные годы доходитъ до 29 (*). Бъ ряду (‘) Нъ теченіи послѣднихъ п*тв лѣтъ (1847-51) построено въ Харьковѣ 122 каменныхъ дома, въ том ь числѣ: Еъ 1847 г о д у ……………………………..21 домъ. — 1818 — …………………………… 2-> — — 1849 — …………………………… 22 — — 1850 — …………………………… 28 ____ — 1851 — …………………………….. 29 — (Заимствовано изъ всеподданнѣйшихъ отчетовъ г. начальника Харькивскоіі губерніи.) Въ Москвѣ въ 1840 году выстроено 20 каменныхъ домоиъ (см. извлеченіе изъ отчета г. Московскаго оберъ-полицмейстера, въ Жѵр. Мин. Впут. Дѣдъ, часть 20, стр. 259.) причинъ, способствовавшихъ необыкновенно быстрому возвышенію Харькова, главную роль, безъ сомнѣнія, играетъ самое положе­ ніе его, на перепутьѣ между центромъ и ю- гомъ Россіи, навсегда упрочивающее за нимъ почетное мѣсто въ общемъ кругобращеніи торі овой дѣятельности ипмеріп. Харьковъ есть, можно сказать, гостинный дворъ, куда сте­ каются съ одной стороны произведенія Фаб­ рикъ Москвы и окружающихъ этѵ столицу промышленныхъ губерній, а съ другой есте­ ственныя богатства Южной Россіи и достав-. ляемые къ одесскому н таганрогскому пор­ тамъ иностранные товары, для того, чтобы отсюда разливаться по разнымъ направлені­ ямъ. (Ціивозную торговлю Харькова, на основа­ ніе географическаго положенія тѣхъ мѣстъ, съікоторыми онъ находится въ сношеніяхъ, мшкпо раздѣлить на трн отрасли: сѣверную, южную и западную. Что касается до восто- кЯррссіп, то хотя сюда поступаютъ многія произведенія изъ этого края, въ особенно­ сти изъ Сибири и Нижегородской ярмарки, но они получаются обыкновенно чрезъ Мо­ скву, а частію чрезъ Мненскъ (наприм. же­ лѣзо), или же чрезъ Дубовку, а потомъ Ро­ стовъ; слѣдовательно, входятъ въ рубрику то­ варовъ, привозимыхъ съ сѣвера и юга Рос­ сіи. ,Если мы попытаемся опредѣлить прибли­ зительною степень движенія провозной про­ мышленности въ Харьковъ, по каждому пзъ трехъ направленій, то получимъ такой выводъ. пуды. цѣнность. 1) Па сѣверную отрасль прихо­ дится …. 1,310,000 на 10,900,000 р. с. 2) « южную . 1,100,000 « 4,070,000 3) « западную і85,000 « 2,080,000 Сверхъ того,при­ возится изъ у- ѣздовъ …. 1.219,000 « 2,4.70,000 Да городская промышленность прибавляетъ къ цѣнности при­ вознаго матеріа­ ла около………………………….. 700,000 3,8Ц,000 п. на 2б,0Ш)00. Отсюда явствуетъ, что въ привозной тор­ говлѣ Харькова, по обширности оборотовъ, первое мѣсто занимаетъ сѣверная отрасль ея, но по количеству доставляемыхъ товаровъ, югъ почти равняется съ сѣверомъ. А такъ какъ произведенія, идущія послѣднимъ путемъ, имѣютъ гораздо низшую цѣнность въ срав­ неніи съ тѣми товарами, кои получаются изъ столицъ, а съ другой стороны транспони­ ровка на конныхъ подводахъ въ Крымъ^Д- дессу и Таганрогъ обходится дороже протівъ извоза по московскому тракту, по ирпчшіѣ частаго бездорожья и высшихъ цѣнъ на <^- ражъ, то, слѣдовательно, настоящее сос^ы- ніе путей сообщенія наиболѣе вредитъ вптію здѣшней торговли съ южною Россісю. А потому, для выгодъ промышленности, не­ обходимо прежде всего позаботиться объ об­ легченіи сношеній Харькова съ этою частію имперіи, тѣмъ болѣе, что пзъ числа това­ ровъ, поступающихъ сюда пзъ сѣверныхъ и внутреннихъ губерній, по крайней мѣрѣ г/3 (900,000 пудъ) расходятся на югѣ Россіи. Впрочемъ, желѣзная дорога не только про­ несетъ пользу торговлѣ Харькова, но и бу­ детъ имѣть благодѣтельное вліяніе на судьбу обширнаго края, которому предназначено играть важную роль въ будущемъ раззУіпі промышленныхъ силъ нашего отечества. По­ стараемся обозначить въ главныхъ чертахъ характеръ и мѣру этого вліянія. Богатая производительность южной Рос­ сіи, при юстоянно возрастающихъ за грани­ цею требованіяхъ на предметы сельской про­ мышленности, составляетъ важное преимуще­ ство этой части имперіи, но къ сожалѣнію дороговизна и медленность доставокъ доселѣ препятствовали еіі вполнѣ пользоваться вы­ годами своего положенія. Извѣстно, что го­ дами рожь требуется иъ значительномъ ко­ личествѣ за границу, въ Новороссійскій край н въ особенности въ западныя губерніи, под­ вергающіяся довольно часто бѣдствіямъ неу­ рожаевъ и Малороссія, гдѣ хлѣбъ этотъ про­ дается обыкновенно за безцѣнокъ (*), неп- мѣетъ никакой возможности посылать іуда своихъ избытковъ, единственно по причинѣ огромныхъ издержекъ провоза, не вознаграж­ даемыхъ высокими цѣнами при портахъ, ііа затруднительности сообщеній основывается главнымъ образомъ возможность соперниче­ ства съ нами иностранныхъ производителей, І въ особенности Сѣпоро- Л мернканцовъ, въ снаб­ женіи западной Европы предметами сельской промышленности, не смотря на то, что у насъ нроизаодегоо этіиъ предметовъ гораздо дешевле нежели у нихъ. Четверть пшеницы, егоющая о >ыкіювенно отъ 41/, до 5 р. сер. въ окрестностяхъ Новаго—Омлеанэ, уда іон­ наго болѣе чѣмъ на 1,090 верстъ отъ Атлан- (*) Профессора. 15. Л. Кочетовъ, въ статьѣ о та­ баководствѣ Полтавской губерніи ѵсм, *Л/ 16 ларьк. Губ. Вѣдомостей, та ін.ш ішіііііі годъ, стр. 128), го воритъ, что въ бытность его въ Мрилуцкомъ іі . іох – вин,комъ уѣздахъ, въ августѣ 1851 іода, крестьяне продавали рожь на сельскихъ базарахъ но 5 и даже но 3 к. сереб. за пудъ. ,— 410 — тичоскаго моря, благодаря умѣреннымъ из­ держкамъ транспортировки, продается въ Ан- глинскихъ портахъ, по средней сложности, по 9, 90 к. сер. (*). Помѣщики губерній Пол­ тавской и западныхъ уѣздовъ Харьковской были бы рады постоянно брать за четверть но :Г/4 р. еер. но не находятъ покупателей, потому что пшеница, отправленная изъ Ма­ лороссіи въ Англію, обошлась бы тамошнимъ потребителямъ дороже американской, кото­ рая качествомъ лучше здѣшней, не говоря уже о томъ, что прп нынѣшнемъ состояніи нашихъ путей сообщенія, нѣтъ никакой воз­ можности удовлетворять своевременно загра­ ничнымъ требованіямъ и что это обстоятель­ ство иобуж іаетъ торговцевъ платить иностран­ нымъ производителямъ высшія цѣны за то­ варъ одинаково качества съ нашимъ, лишь бы имѣть у-ѣрепность, что заказанное коли­ чество произведеній въ опредѣленное время дойдетъ до мѣста назначенія. Вредъ, прои­ стекающій отъ такого положенія дѣлъ, оче­ виденъ.. Производители, получая скудные до­ ходы съ земли, не заботятся объ улучшеніи си. ихъ хозяйствъ и не въ состояніи выно­ сить прямыхъ и косвенныхъ налоговъ, со­ образныхъ съ настоящимъ развитіемъ силъ Россіи. Выгода, которую, казалось бы, дол­ жны имѣть торговцы, покупая дешево товаръ на мѣстахъ нр< изводства, поглощается огром­ ными издержками доставки и, кромѣ того, медленность п неаккуратность въ удовлетво­ реніи заказовъ, нерѣдко доводитъ до разоре­ нія самыхъ расчетливыхъ спекулянтовъ, со­ общая торговлѣ совершенно рисковый харак­ теръ. Наконецъ, извощики, хотя получаютъ высокую плату за провозъ, но имѣютъ отъ своей промышленности весьма не значитель­ ные заработки н очень часто остаются въ убыткѣ отъ іют • ргі времени и скота, въ слѣд­ ствіе усиленныхъ переѣздовъ и, мѣстами, не­ Г) Статистическое Оботрѣпіе Внѣшней торговли Россіи, г. Небольсина, часть 1, стр. 1(36, достатка въ подножномъ кормѣ п въ водѣ. Такимъ образомъ, терпятъ безъ исключенія всѣ стороны, участвующія въ торговлѣ П І1П одна изъ нихъ не выигрываетъ. Устройство желѣзной дорого устранило бы всѣ эти неу­ добства. Оно будетъ имѣть тѣ послѣдствія, что покупатели, увѣренные въ скоромъ п точномъ исполненіи охъ требованій, станутъ дѣлать значительные заказы преимуществен – по на мѣстахъ производства, не прибѣгая къ посредству спекулянтовъ, а сокращеніе издер­ жекъ провоза дастъ имъ возможность платить высшія цѣны производителямъ, которые, по­ лучая выгоды отъ занятія сельскою промы­ шленностію, охотно будутъ жертвовать тру­ домъ и капиталами для приведенія въ возмо­ жно лучшее состояніе владѣемыхъ ими уча­ стковъ. Положимъ, наприм., что плата за до­ ставку хлѣбныхъ припасовъ отъ Харькова до Ѳеодосія будетъ стоить 12 к. сер. съ пуда. Въ такомъ случаѣ торговецъ, покупающій хлѣбъ для заграничнаго сбыта, не останется въ убыткѣ, предложивъ па мѣстѣ за четверть пшеницы, собранной въ окрестностяхъ Харь­ кова. по 3 р. 75 к. сер., ибо съ издержками провоза къ Ѳеодосійскому порту, опа обой­ дется нѣсколькими процентами дешевле обы­ кновенной цѣпы на пшеницу въ нашихъ юж­ ныхъ портахъ, составляющей, по вычисле­ ніямъ г. Небольсина, 0 р. 33 к. сер., хотя, впрочемъ, Новороссійскій край нисколько по потерпитъ отъ сонмѣстничества Малороссіи по превосходному качеству тамошней пшени­ цы, которая для нѣкоторыхъ приготовленій считается единственною въ свѣтѣ. Слѣдова­ тельно, устройство желѣзной дороги прине­ сетъ пользу, какъ производителямъ, такъ и покупателямъ. Извощики также не будутъ имѣть причины роптать на перемѣну і і х ъ по­ ложенія, ибо найдутъ для себя выгоднѣйшій и болѣе вѣрный способъ пропитанія частію въ перевозкѣ товаровъ по сокращенными, раз­ стояніямъ, а частію въ занятіи земледѣліемъ, которое, прп увѣренности въ вознагражденіи, распространитъ кругъ своихъ дѣйствіи и предъ ,- т – которымъ откроется блистательная будущ­ ность, судя но настоящей обширности за­ граничныхъ требованій на предметы сельской промышленности и по вѣроятному усиленію сихъ требованій въ будущемъ. Обстоятель­ ство это, находящееся въ тѣсной связи съ процвѣтаніемъ нашего края, заслуживаетъ нѣсколько подробнѣйшаго разсмотрѣнія. Какъ ни удовлетворительны результаты, представляемые внѣшнею торговлею Россіи, но они далеко не соотвѣтствуютъ потребле­ нію въ Европѣ тѣхъ произведеній, которыми изобилуетъ наше Отечество. Такъ наприм., въ одну Англію ежегодно ввозится иностранной пшеницы болѣе 3 мнл. квартеровъ (’) (4’/8 мил. четверт.), да Франція получаетъ этого хлѣба въсредней сложности неменѣе 1,600,000 четвертей; (*’) между тѣмъ у частіе Россіи въ снабженіи сихъ государствъ пшеницею вооб­ ще незначительно, составляя для Франціи, по свидѣтельству г. Небольсина, только одну треть, а для Англіи Ѵ)0 (***) всего привоза, и хотя въ послѣдніе годы сбытъ Русскоіі пшеницы въ Англію усилился, но случаю уменьшенія британскимъ правительствомъ пошлинъ на иностранный хлѣбъ и болѣзни картофеля въ Ирландіи, но не смотря на столь благопріятную для насъ перемѣну, Ан­ глія и теперь получаетъ изъ Россіи меньшую долю кодоваго запаса ея продовольствія, за­ имствуя остальное количество изъ другихъ странъ. Потребленіе иностранной мериносовой шер­ сти въ европейскихъ государствахъ и Сѣве­ ро-Американскихъ штатахъ новѣйшіе стати­ стики полагаютъ въ 3,430,000 (’***) пудовъ; слѣдовательно, оно превосходитъ впятеро от­ пускъ сего проду кта изъ Россіи. Сбытъ рус­ (*) См. Объ уве.іичеиін сбыта руск. произведеніи за границу, въ Жури. Мни. Госуд. Ииущ. за 1852 г., мртъ, стр. 292. (“) См. Небольсинъ, Ч. 1-я, стр, 91. (*’*) Тамъ же, стр. 77. (“***) Тамъ же, Ч. 2-я, стр. 55. скаго сала во Францію, простирающійся до 239,580 иудь, (*) судя по потребностямъ этой державы, могъ бы увеличиться по край­ ней мѣрѣ втрое. Наконецъ, въ привозной тор­ говлѣ европенскнхъ государствъ есть весьма важная статья, которая до сихъ поръ не до­ ставляла намъ ни какихъ почти выгодъ, хотя южная Россія, изобилуя скотомъ и обладая богатыми соляными озерами, находящимися вблизи крымскихъ портовъ, имѣетъ всѣ сред­ ства къ удовлетворенію въ семъ отношеніи требованіямъ иностранцевъ. Мы разумѣемъ мясо, котораго въ Англію привозится 471,000 центнеровъ, (**) на 9 мил. р. сер., преимуще­ ственно изъ Сѣверной Америки и, отчасти, изъ Данцига, куда въ новѣйшее время вы­ званы англійскіе мастера для битья скота, соленія мяса и приготовленія потребныхъ на то бочекъ, Полагаемъ, что приведенныхъ на­ ми здѣсь Фактовъ достаточно, чтобы убѣдить­ ся въ возможности усиленія отпуска русскихъ произведеніи за границу, который, конечно, не встрѣтитъ препятствій въ производитель­ ныхъ силахъ нашего Отечества, ибо, одна южная Россія, по словамъ свѣдущихъ людей, въ случаѣ постоянно значительныхъ требова­ ній на нашъ хлѣбъ, была бы въ состояніи чрезъ два, три года, отпускать отъ 10 до 15 мил. (’“) четверт. пшеницы и наводнить ею Европу, въ чемъ едвали можно усомниться, принявъ во вниманіе обширность земледѣль­ ческихъ источниковъ этой части имперіи, осо­ бенно, когда съ устройствомъ желѣзной доро­ ги, облегчится для многоземельныхъ губерніи пріобрѣтеніе потребнаго числа работниковъ, которые и теперь отправляются во множествѣ на югъ Россіи, употребляя не рѣдко по три недѣли и болѣе для того только, чтобы дой- (*) Тамъ же, стр. 125. (**) См. Статистич. Обозр. внѣшней торговли Рос­ сіи Небольсина, Ч. 1 -я, стр. І2И4. (***) См. въ ’27 и ’28 А ? Одесскаго Вѣстника за 1848 г., сгатыо г. Гсрсеванова, «О количествѣ хлѣ­ ба, которое можетъ отпускать южиаа Россіи.« ,ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ 1) Обучавшійся въ придворномъ Его іімпе – 1 раторскаго В еличества экипажномъ заведеніи [ ьъ С.-Петербургѣ Иванъ Карпъ, сынъ умер- I шаго купца Мартына Карпъ, посвятивъ себя | изученію экипажнаго искусства, дал поддер­ жанія п усовершенствованія существующаго уже болѣе 30 дѣтъ въ г. Харьковѣ каретнаго заведенія покойнаго отца его, льститъ себя надеждой, что, подучивъ нынѣ въ йодное распоряженіе упомянутое заведеніе, своимъ стараніемъ, трудолюбіемъ, добросовѣстностію, достаточными свѣдѣніями, современнымъ вку­ сомъ и умѣренностію цѣнъ оправдаетъ довѣ­ ріе къ себѣ каждаго. Почему честь имѣетъ извѣстить, что онъ принимаетъ заказы разныхъ экипажей но ри­ сункамъ и моделямъ, находящимся въ его заведеніи, во вкусѣ новѣйшемъ и изящномъ; починки, поправки и передѣлки будутъ испол­ няемы имъ со всею тщательностію, прочно­ стію и умѣренностію въ цѣнахъ. Заведеніе находится за Харьковскимъ мо­ стомъ, въ собственномъ его домѣ.— 1, 2) Кардъ *>онъ-Моцъ, арендаторъ на дачѣ г, Тюрина, вблизи Харькова, продаетъ свѣ­ жія разныхъ родовъ овощныя и цвѣточныя сѣмена и принимаетъ мальчиковъ въ обуче­ ніе касательно табачной плантаціи и огород­ наго искусства. Весною у негоможно получать молодые то­ поли и другихъ сортовъ деревья и кустарники для украшенія сада.—1. 3) Продаются двѣ коляски, двое дрожекъ, разнаго рода мебель, почти совершенно но­ выя; отдается въ наймы земля съ сѣнокосомъ и рыбною ловлею, лежащая подъ самымъ Харьковомъ.—Обо всемъ этомъ можно узнать въ домѣ купчихи Матузковой, живущей въ Подгорной улицѣ, за Дѣтскимъ пріютомъ, на­ противъ дома Лабинскаго. — 1. 4) Продается за весьма умѣренную цѣну, съ разсрочкою платежа денегъ, пли отдается въ аренду, доставшаяся коллежской совѣтни­ цѣ Дьяченко вольная аптека въ г. Екатери­ нославѣ, съ привиллегіею, правомъ на содер­ жаніе, многими медикаментами, Фарфоровою, каменною и стеклянною посудою и прочими принадлежностями. О подробности условій продажи можно узнать отъ инженеръ штабсъ- капитана В. А. Дьяченко, въ г. Харьковѣ, въ 1-й части, въ собственномъ домѣ.—3. ВѢДОМОСТЬ о пріѣхавшихъ и выѣхавшихъ. отъ 16 по 22 ноября прибыли : Ихъ г. Екатеринослава, от. ген.-маіоръ Мочуль- скій; г. Сумъ, ген.-маіоръ Арнольдп; г. Чугуева, полк. Зегелевь; сл. Ольшаны, иред. двор. Ковалев­ скій; г. Копстантинограда, от. полк. Хапыковъ. В ыѣхали . Въ г. Кременчугъ, кол. асс. Бичь.Лубенскій; г. Чугусвъ, кол. асс. Алексѣевъ и маіоръ Енько; г. Изюмъ, маіоръ Ковалевскій; г. Бѣлгородъ, надв. сов. Хотянпцовъ; сл. Водяную, кол. асс. Каратасовь; г. Волчанскъ, стат. сов. Скаломъ; Сват Лучку, ген.- маіоръ Арнольдп. Въ НеоФ. ч. Хар. Гу б. Вѣд. 42 Л і\ въ частныхъ объявленіяхъ, напечатано, что про­ дается дворовое мѣсто съ садомъ на Благовѣщенской улицѣ, противъ дома Хрущова; дол­ жно читать: близь дома Хрущова, Печ. дозвол. 22 ноября 1852 г. Цензоръ Н. Костыръ . ,- 418 – тн до мѣста, гдѣ требуется работа, и остав­ ляя на возвратномъ пути, во время продол­ жительнаго странствованія, значительную часть полученной ими платы. Еще большими сред­ ствами обладаетъ южная Россія къ размно­ женію скотоводства, въ особенности овецъ улучшеной породы. Одинъ Павлоградскій у- ѣздъ (гдѣ должна пройти предполагаемая до­ рога), можетъ безъ труда содержать милліонъ мериносовъ. (Окончаніе въ слѣд. No.)