Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
45
Дата випуску:
15.11.1852
Дата завантаження:
04.02.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

No і5. Х А Р Ь К О В С К І Я Г У Б Е Р Н С К І Я В Щ 0 1 І 0 Ш . ЧАСТЬ Н Е О Ф И Ц I А Л Ь II А Я. НОЯБРЯ 15-го. (‘одержаніе: ІІі.іс.ін о же.ііізноіі дорогѣ. А. І’ослаискаго.—О пріѣздѣ І’аппо.—Частныя объявленія. О пріѣханш. и выѣхавшихъ.— Мысли объ устройствъ желтъзноіі дорош изъ Харькова къ Черному морю. (Рѣчь, читанная Пр. А. Рославскпмъ па актѣ въ ИМПЕРАТОРСКОМЪ Харьковскомъ Университетѣ 30 августа 1852 г.) Утѣшительно, что убѣжденіе въ пользѣ же­ лѣзныхъ дорогъ съ нѣкотораго времени рас­ пространяется болѣе н болЬе между нросиѣ піенными сословіями русскаго царства. У насъ не только появляются въ періодическихъ изданіяхъ статьи, указывающія на необхо­ димость соединенія съ моремъ того или дру­ гаго пункта имперіи, но и составляются ком­ паніи,, охотно жертвующія капиталами для предпріятій, столь же выгодныхъ для госу­ дарства, сколько н для самыхъ учредителей. Нѣтъ сомнѣнія, что желѣзная дорога всегда принесетъ пользу тому краю, гдѣ она будетъ проходить; а потому , чѣмъ значительнѣе бы­ ло бы число желѣзныхъ дорогъ въ Россіи, тѣмъ болѣе выиграло бы наше отечество. Но такъ какъ устроеніе сихъ могучихъ двигате­ лей новѣйшей цивилизаціи сопряжено съ о- громными издержками, а пространство Рос­ сіи весьма обширно, то, естественно, что всѣ предначертанія по сему предмету не могутъ быть выполнены вдругъ и за однимъ разомъ и что постепенное осуществленіе ихъ надоб- # но предоставить времени и обстоятельствамъ. Отсюда явствуетъ необходимость выбора, ко­ торый долженъ быть основанъ па вѣрной и безпристрастной оцѣнкѣ выгодъ, обѣщаемыхъ каждымъ новымъ предпріятіемъ. Нс припи­ сывая особенной важности нижеслѣдующимъ замѣчаніямъ, я почту себя счастливымъ, если мнѣ удается высказать хоть одну мысль, мо­ гущую споспѣшествовать общеполезному дѣ­ лу, а между тѣмъ нахожу не лишнимъ напом­ нить Вамъ, Мм. Гг., что я буду смотрѣть на вопросъ исключительно съ экономической точки зрѣнія, не касаясь прочихъ сторонъ его: какъ напр. политической, юридической и административно-финансовой, тѣмъ болѣе, что нѣкоторыя изъ нихъ н не подлежатъ су ж- денію частнаго лица. Изъ извѣстныхъ доселѣ мнѣній объ уст­ ройствъ желѣзныхъ дорогъ въ Россіи, по важности для здѣшняго края, особеннаго вни­ манія заслуживаютъ тѣ, кои предлагаютъ со­ единить Малороссію и Украйну съ морями, омывающими имперію. О.шп изъ эгпхъ мнѣ­ ній отдаютъ преимущество морю Балтій­ скому, а другіе южнымъ нашимъ морямъ. Рекомендующіе послѣдній путь не совсѣмъ согласны въ выборѣ пунктовъ, указывая то на Одессѵ, то на Таганрогъ н Бердянскъ, то, наконецт, на Ѳеодосію. Мысль провести желѣзную дорогу отъ Харь­ кова до Ѳеодосіи, по мнѣнію моему, есть одна изъ счастливѣйшихъ а наиболѣе полез пыхъ для государства, ибо она вполнѣ со- ,— 407 — * “ ‘ 4 . « і •• отвѣтствуетъ настоящимъ требованіямъ на­ ціей торговли п вѣроятному ходу ея въ бу­ дущемъ. Вотъ обстоятельства, дающія мнѣ право думать такимъ образомъ. Если мы ста­ немъ обозрѣвать ходъ коммерческихъ оборо­ товъ Россіи съ иностранными государствами, въ теченіе двадцати пятилѣтія (І82І-1848), то окажется, что сбытъ нашихъ товаровъ сдѣлалъ наибольшіе успѣхи чрезъ порты мо­ рей Чернаго п Азовскаго (’) и что загранич­ ныя требованія усилились преимущественно на тѣ изъ нашихъ продуктовъ, которыми изо­ билуетъ Южная Россія, какъ-то: на шерсть, пшеницу н льняное сѣмя. Вывозъ шерсти, въ періодъ съ 1824-28 годъ не превышав­ шій 75,500 пудъ, нынѣ составляетъ около 507,000 пудъ (’*), т. е. увеличился болѣе, чѣмъ въ семь разъ, а пшеницы, въ послѣд­ нее время, по средней сложности, отпускалось не менѣе 2,800,000 (***) четвертей, почти втрое болѣе, чѣмъ двадцать лѣгь тому на­ задъ. Приращеніе въ вывозѣ льняного сѣме­ ни доходитъ тоже до 200 процентовъ и тор­ говля симъ капитальнымъ предметомъ паи:, го земледѣлія чрезъ южные порты съ каж- дымъ годомъ пріобрѣтаетъ болѣе и болѣе важности. Достойно замѣчанія, что, кромѣ усиленія отпуска, возвысились и цѣны на всѣ означенные продукты, въ особенности жена пшеницу, которой стоимость отъ 3 р. 10 к. за четверть возраста до 5 р. 40 к. (‘) Съ 1824 по 1848 отпускная торговля чрезъ эти парты увеличилась на 444 процента, моя;лѵ тѣмъ как і. вт. балтійскихъ приращеніе не превышаетъ 12 процентовъ. Ср. Обозрѣніе внѣшней торгоіічі І’ос сіи за послѣдніе ‘25 лѣтъ, Г. Заблоцыно, въ і-іі ко. Сборника Статнет. Снѣд. о Россіи, стр. 144. (“> Тамъ же стр. 100-163. (‘■*) Не считая, по примѣру г. Гагемейстера, 1847 ѵ., который, при общемъ въ Европѣ неурожаѣ, при­ надлежитъ къ числу необыкновенныхъ, но чрезвы­ чайному отпуску хлѣба изъ Россіи См. объ увели ченіи сбыта русскихъ произведеній за граиицу въ въ Жур. М. Госуд. Ныущ. за 1852 годъ, мартъ, стр. 280. (’), между тѣмъ какъ Денъ и пенька, въ теченіи двадцатп-пятилѣтія, не только не воз- дорожали {’*), но, напротивъ, сдѣлались де­ шевле. Слѣдовательно, при настоящемъ по­ ложеніи нашей торговли, надлежитъ обратить особенное вниманіе на облегченіе вывоза пше­ ницы, шерсти и сѣмени, какъ самыхъ вы­ годныхъ статей нашего сбыта; но главной житницею всѣхъ этихъ продуктовъ есть Юж­ ная Россія, въ особенности та часть ея, ко­ торая лежитъ на пути изъ Харькова ьъ Крымъ; ибо, что касается до Екатеринославской гу­ берніи, то она, и въ настоящее время, за­ нимаетъ въ имперіи 1-е мѣсто по ч слу ме­ риносовъ (‘“), и производитъ около У5 всей пшеницы, п жупаемой иностранцами въ на- шпх’ь портахъ, имѣя полную возможность еще болѣе распространить свое земледѣліе и ско­ товодство, суля по обширнымъ средствамъ ея, заключающимся въ 6,780,000 десятинъ земли (**“), большею частію удобной, при народонаселеніи, нс превышающемъ 900,000 душъ обоего пола. Южная часть Харьков­ ской губерніи и прилегающій къ ней съ за­ пада Коистаптинсградскін уѣздъ Полтавской губерніи”*“ ■) замѣчательны по своему об­ ширному овцеводству и, ьъ случаѣ постоян­ наго спроса, могутъ производить значитель­ ные отпуски пшеницы, правда, не лучшаго качества, но которая, по своей дешевизнѣ, найдетъ сбытъ за границей, куда требуются (‘) См. вышепрпведеішую статью г. Заб.юцкаго, с і р . і з і. (**) Тамъ же, стр. 134. (‘” ) Которыхъ въ Хозяйственно-статистическомъ Атласѣ Евр. Россіи показано 1,404,()10 (см. 1 іпл.). (“ **) Е ішісй §иг 1е$ Гогсез ргосіисііѵея (1е Іа Ііиййіе раг ТепеоЬогйкі, Іоше ргеш іег, ра^е 61 — 66 . ,….«) 662,707 топкорунпыхъ овецъ Полтавской губерніи, приходится на Константиііосралскііі уѣздъ 181,460, т. е. болѣе ’/ 4 (см. Приложеніе подъ „4/” 19 къ Всеподданнѣйшему Отчету г Полтавскаго граж­ данскаго губернатора за 1851 годъ). ,- 108 – какъ высшіе, такъ □ низшіе сорты хлѣба. Поборники проведенія желѣзной дорогп къ Балтійскому морю указываютъ на важность Англіи для нашей хлѣбной торговли; но они забываютъ, во 1-хъ, что привозъ русской пше­ ницы въ это государство, въ послѣднее вре­ мя, дѣйствительно усилившійся, вообще не­ многимъ превышаетъ мѣру потребленія ея во Франціи; во 2-хъ, что, пр;: отдаленности Балтійскаго моря отъ губерній, изобилующихъ пшеницею, Англичанамъ пришлось бы поку­ пать ее дороже въ самыхъ портахъ и, слѣдо­ вательно, выгода, которую они должны имѣть отъ платежа меньшаго Фрахта, поглотилась бы большими издержками сухопутнаго про­ воза, соразмѣрно величинѣ капитала, употреб­ леннаго на устройство желѣзной дорогп, п, наконецъ, въ 3-хъ, что, при самыхъ благопрі­ ятныхъ условіяхъ со стороны британскаго тарифа, едва ли мы когда побудь успѣемъ вытѣснить совершенно съ англійскихъ рын­ ковъ Американцевъ, коихъ совмѣстничестно нисколько не опасно для насъ въ торговлѣ съ ю го восточною и южною Европою. А такъ какъ, кромѣ Англіи и Франціи (*), главными н притомъ постоянными потребителями рус­ ской пшеницы суть нталіяпскія государства и Турція, то едва ли было бы выгодно из­ мѣнять теперешнее направленіе пашей хдѣб ной торговли, обративъ ее кт. Балтійскому морю, имѣющему важность для сбыта не хлѣба, н > „русихъ русскихъ продуктовъ, въ особенности льну и пеньки, на долю кото рыхъ приходится около половины всего от пуска, производимаго нами чрезъ порты это­ го моря. Въ устройствѣ желѣзной дороги дли того, чтобы облегчить вывозъ льну и пень­ ки, кажется, не настоитъ такой крайней не­ обходимости, какъ въ поощреніи отпуска хлѣ­ ба, потому что страны Россіи, отличающіяся развитіемъ льняной и пеньковой промышлен­ ности, или находятся въ близкомъ разстояніи отъ портовъ, или, пользуясь выгодами рѣч- наго судоходства, могутъ безъ затрудненія посылать туда свои избытки; да и притомъ торговля льномъ и пенькою представляетъ не со всѣмъ удовлетворительные результаты, по упадку стоимости ихъ волокна, не говоря уже о вѣроятности уменьшенія въ будущемъ тре­ бованіи на ленъ, предсказываемаго свѣдущи­ ми людьми (*). Такимъ образомъ, въ пользу соединенія здѣшняго края предпочтительно съ Чернымъ моремъ говорятъ слѣду ющія об­ стоятельства: быстрые успѣхи отпускной тор­ говли Россіи чрезъ южные порты, увеличе­ ніе заграничныхъ требованій преимуществен­ но на тѣ продукты, которыми изобилуютъ губерніи, лежащія ближе къ симъ портамъ, нежели къ балтійскимъ и, наконецъ, отсут­ ствіе опаснаго соперничества въ нашихъ ком­ мерческихъ сношеніяхъ съ южною Европою, куда главнымъ образомъ требуется наша пше­ ница. Полагая, что мнѣніе мое достаточно подкрѣплено приведенными выше Фактами, я перехожу къ разсмотрѣнію вопроса, въ какой мѣрѣ должно быть отдано преимущество предъ прочими направленіями той линіи желѣзной Дороги, которой крайними предѣлами служи­ ли бы: съ одной стороны Ѳеодосія, а съ лру гой—Харьковъ. Къ числу портовыхъ городовъ, могущихъ (*] Въ теченіи 24 лѣтъ (1827—1850 годъ) отпущено Л ъ Россіи пшеницы Въ италіапскіл государства . . 13,743,456 четвер — Турцію п ‘ рецію ….. 12,635,489 — — Ге.і нкобрнтанію …………….. 8,108,638 — — Ф ранцію ………….. … 7,506,-307 — Ср. Статист. Обозрѣніе внѣшней торговли Россіи г. Небольсина, часть I. стр 121 123 и Виды госу- дарствсииоіі виѣшиеіі тортовдц съ 1847-1850 годъ. (’ ) Преимущественно отъ распространеніи льновод­ ства въ Ирландіи, гдѣ со времени пониженія бри. ганскимъ правительствомъ пошлинъ на иностранный хлѣбъ, въ теченіи 3 хъ лѣтъ (1849-51) посѣвы іыіа усилилась на 236,059 акровъ. См. статью г. Гагей. местера: объ увеличеніи сбыта русскихъ произведе­ ній за границу, въ Жур. Мни. Іосуд. Имущ за 1852 іодъ, апрѣд. кп. стр. 8. ,- т – съ большимъ илп меныппмъ основаніемъ о- снарпвать у Ѳеодосіи выгоды, сопряженныя съ устройствомъ желѣзной дороги, принадле­ жатъ Таганрогъ, [Бердянскъ п Одессл. Раз­ смотримъ права каждаго изъ нихъ на пред почтительное соединеніе съ центромъ Россіи. Всѣмъ извѣстны неудобства плаванія по Азов­ скому морю, заключающіяся въ бурливости этого моря, въ препятствіяхъ, встрѣчаемыхъ судами при входѣ въ Керченскій проливъ, въ томъ, что иагрузка кораблей въ большей ча­ сти азовскихъ пристаней производится на значительномъ разстояніи отъ берега и, на­ конецъ, въ совершенномъ прекращеніи нави­ гаціи, въ теченіи четырехъ мѣсяцевъ, по кли­ матическимъ условіямъ, именно вт такое вре­ мя, когда заграницею обыкновенно бываютъ значительныя требованія на предметы сель­ ской промышленности. Защитники азовскихъ портовъ, не скрывая этихъ неудобствъ, про­ тивопоставляютъ имъ два преимущества, ко­ торымъ приписываютъ большую важность: 1-е, что азовскіе порты менѣе крымскихъ удалены отъ главныхъ средоточій нашей тор­ говли: Москвы и Харькова; а во 2-хъ, что они лежатъ въ краѣ богатомъ производитель­ ностію, между тѣмъ какъ Ѳеодосія окружена съ сѣвера безплодною пустыней. Но преиму­ щества эти, разсматриваемыя съ экономиче­ ской точки зрѣнія, едва ли имѣютъ какую ннбудь цѣну. По проведеніи прямой желѣз­ ной дороги отсюда въ Ѳеодосію, вся разница въ разстояніи Москвы и Харькова отъ морей: съ одной стороны Чернаго, а съ другой А- Зовсгаго, составила бы отъ 150 до 170 верстъ. За провозъ товаровъ по желѣзной дорогѣ чрезъ такое пространство, вѣроятно, прпдется платить около 5 коп. съ пуда, т. е. не болѣе того, что стоитъ і-рахтъ изъ Азовскаго моря къ ближайшимъ черноморскимъ портамъ (*); (*) Отъ Ростова провозъ моремъ стоитъ: до Кер­ чи 5 к., а до Севастополя около 7 к. сер. (см. 1-ю ки. Сборника Стат. Свѣдѣніи о Россіи стр. 217). слѣдовательно, московскимъ и харьковскимъ купцамъ, въ случаѣ проведенія двухъ желѣз­ ныхъ дорогъ: одной къ Ѳеодосіи, а другой къ Таганрогу или Бердянску, не было бы никакого расчета предпочитать послѣдній путь; ибо небольшое сбереженіе, сдѣланное ими въ семъ случаѣ, поглотилось бы значи­ тельнѣйшими издержками Фрахта, не говоря уже о потерѣ лишняго времени и препятст­ віяхъ, встрѣчаемыхъ доставкою товаровъ при перевозѣ ихъ изъ Азовскаго моря въ Черное, въ случаѣ недостатка попутныхъ вѣтровъ. Что касается до втораго обстоятельства, то оно скорѣе говоритъ въ пользу предпріятія, нежели противъ него. Желѣзная дорога сбли­ зила бы Ѳеодосію съ плодороднымъ краемъ, отъ котораго она отдѣлена теперь пустыней, простирающеюся съ небольшимъ верстъ на сто; назначеніе же искуственныхъ путей со­ общенія и состоитъ именно въ томъ, чтобы облегчить человѣку побѣду надъ препятстві­ ями, противопоставляемыми ему пространст­ вомъ и временемъ, избирая преимущественно такіе пункты, гдѣ вліяніе этихъ враговъ про- мышленности оказывается особенно чувстви­ тельнымъ, какъ напр , въ настоящемъ слу­ чаѣ, тѣмъ болѣе, что безплодное простран­ ство, извѣстное подъ именемъ Арбатской стрѣлки, по своему ровному положенію, впол­ нѣ благопріятствуетъ устройству желѣзной дороги. Разсуждая объ удобствахъ для море­ ходства, конечно, нельзя поставить на ряду съ азовскими портами Одессы, которая про- 1 цвѣтеніемъ своимъ столько же обязана счаст­ ливымъ мѣстнымъ условіямъ, какъ и поощ- I реніямъ правительства. При всемъ томъ, срав- I нательная оцѣнка выгодъ, представляемыхъ В въ коммерческомъ отношеніи Одессою и Ѳе- одосіею, заставляетъ насъ отдать преимуще­ ство послѣдней. Ѳеодосійскій рейдъ имѣетъ достаточную глубину, защищенъ отъ вѣтровъ и почти никогда не запирается льдами, меж­ ду тѣмъ какъ одесскій замерзаетъ, хотя и на короткое время, менѣе глубокъ пиритомъ подверженъ бываетъ сильнымъ волненіямъ ,- 410 – (*). Географическое положеніе Ѳеодосіи чрез­ вычайно благопріятно для производства тор­ говли въ обширныхъ размѣрахъ. Изъ всѣхъ нашихъ Черноморскихъ портовъ, она есть ближайшій къ Константинополю (**) и къ бе­ регамъ анатолійскимъ и болгарскимъ (гдѣ теперь сильно развелась земледѣльческая про­ мышленность), а съ другой стороны, будучи расположена въ самомъ центрѣ нашего юга и пользуясь выгодами водянаго сообщенія съ Кавказомъ, представляетъ всѣ удобства къ усиленію сбыта русскихъ товаровъ между горскими пародами и въ Закавказьѣ. Нако­ нецъ, есть еще одно важное обстоятельство въ пользу проведенія желѣзной дороги изъ здѣшняго края въ Крымъ, предпочтительно предъ Одессою. Это-богатство естественныхъ произведеній Тавриды и огромный сбытъ ихъ внутри Россіи. Одной крымской соли расходится ежегодно не менѣе 8,500,000 пудъ.- Потребленіе крымскихъ винъ внѣ Тавриче­ ской губерніи, по показанію отчета Департа­ мента Сельскаго Хозяйства, простирается до 300,000 ведеръ (***). Вывозъ крымскихъ Фрук­ товъ въ разныя мѣста имперіи полагаютъ около 375,000 пудъ; однихъ яблокъ отправ­ ляется въ Москву 1,000 возовъ (****), но мо­ гло бы требоваться гораздо болѣе, если бы средства доставки сдѣлались удобнѣе и де­ шевле. Не менѣе важную статью отпускной торговли Крыма составляютъ произведенія керчь-энпкольской рыбной ловли, которыя снабжаютъ Россію извѣстными, по превос­ ходному качеству, керченскими балыками п лучшими сельдями и которыхъ ежегодное сбы­ (*) См. статью г. Скальковскаго: тортовые рынки Новор. края въ Жур. М. Биутр. Дклъ, за 1851 годъ, январь, стр. 8. (**) Тамъ же, стр. 11. (***) Обзоръ дѣИствііі Депар. Сельск. Хозяйства въ Жур. М. Госуд. Имущ. за 1849 г. Ч. ХХХІІстр. 165. (***’) Т ам ъ ж е, с т р . 1 4 9 — 1 5 0 . вается до 50,000 пудъ(*). Притомъ же край, лежащій на пути изъ центра имперіи въ Крымъ, по обилію въ ней предметовъ, тре­ буемыхъ за границу, гораздо важнѣе для внѣшней государственной торговли Россіи, нежели пространство между Харьковомъ и Одессою, ибо хотя, по отпускамъ хлѣба, О- десса занимаетъ одно изъ первыхъ мѣстъ въ цѣломъ мірѣ, но не должно забывать, что благостояніе этаго порта опирается преиму­ щественно на естественныя богатства юго- западныхъ губерній, въ особенности Каме- вецъ-Подольской, доставляющей огромные запасы превосходнѣйшей пшеницы; а пото­ му выгоды Одессы требуютъ прежде всего соединенія ея съ этой частью имперіи. Те­ перь обратимся ко второму пункту изслѣду­ емаго нами плана желѣзной дороги. (Продолж. въ слѣд. ДТ). О ПРІѢЗДѢ КАРДА РАППО. Харьковцы, безъ сомнѣнія, помнятъ то вре­ мя, когда, лѣтъ семь тому назадъ, она вос­ хищались изящными и изумительными пред­ ставленіями труппы Карла Раппо, необычай­ ною сплою самаго содержателя труппы, лов­ костью, граціею и красотою его сына. Те­ перь этотъ Геркулесъ нашего времени опять пріѣхалъ къ намъ съ огромною труппою са­ мыхъ отборныхъ артистовъ. Путешествуя по лучшимъ городамъ Европы, Азіи е Афри- (*) См. статью Скальковскаго о древнемъ я нынѣш­ немъ рыболовстві» въ Новороссійскомъ краѣ, въ Жур. Мни. Внут. Дѣлъ, за 1846 годъ. Часть 15, стр. 461. Въ послѣднее время количество это долж­ но увеличиться, въ слѣдствіе усиленія ловли сель­ дей, которыхъ на одной Крещенской ярмаркѣ, въ нынѣпіпемъ году, продано 1,000,000 штукъ, т. е. около 12,000 пудъ. ,- 411 — кп и вездѣ встрѣчая восторженный прі­ ема, онъ, въ послѣднее время, избралъ сноим.ъ постояннымъ мѣстопребываніемъ Москву. Тамъ устроилъ онъ Тиволи, — гдѣ, продолженіе всего лѣта , несчет­ ная публика наслаждалась разнообразными до безконечности представленіями. Вотъ что гово­ ритъ Фельетонъ Вѣдомостей Моск. Гор. Пол. объ этомъ: «.Нѣкоторые практическіелюдивесь- «ма справедливо упрекаютъ К. Рапповъ томъ, «что онъ рѣшительно не щадитъ капитала и ни- «сколько не думаетъ о собственныхъ пользахъ «и выгодахъ. Дѣйствительно, устроить такія «разнообразныя увеселенія и праздники, ка- «кіе онъ устроилъ въ Тиволи, можетъ только «человѣкъ съ значительнымъ капиталомъ и «притомъ съ однимъ убѣжденіемъ—доставить «публикѣ удовольствіе, во что-бы ни стало. «Хотя публика начинаетъ оцѣнивать его «готовность, потому что на большомъ его «праздникѣ, въ воскресенье, было около «трехъ тысячъ посѣтителей, но и это число «даже п въ половину не окупаетъ всѣхъ «хлопотъ и издержекъ. Сообразите, чего «стоитъ одно содержаніе труппы, въ которой «каждый отдѣльный персонажъ является пре- «краснымъ артистомъ; потомъ, костюмы поч- «ти всегда новые, устройство театровъ, на- «емъ постороннихъ участниковъ: маріонетокъ, «Фокусниковъ, музыки, неумолкающей во все «представленіе, т. е. въ теченіе семи часовъ «сряду, и разочтите, можно-лп при такихъ «издержкахъ имѣть въ виду какую-нибудь «выгоду? Разсказать подробности всего «устроеннаго К. Ранно въ своемъ Тиво- «ли невозможно, потому-что, какъ мы у- «же сказали , представленія продо.гжают- «ся здѣсь сряду семь часовъ»: (’)—Въ магазинахъ обѣихъ нашихъ столицъ мож­ но встрѣтить продающіеся портреты К. Рай­ по; въ С.-Петербургской И мператорской ака­ деміи художествъ хранится слѣпокъ съ его правой руки, какъ образцовой въ отношеніи Формы и дивнаго развитія мускуловъ. Все это какъ нельзя болѣе убѣждаетъ въ томъ, что представленія К. Ранно доставятъ намъ бездну наслажденія. (*) (*) Вѣд. М. Г. П. 127 Л ? 1852 г. ,ЧАС’ЖЧІШІ^ ОЕЪЯВЛЁіЁіХЯв 1) О пъ харьковской театральной дирекціи. Харьковская театральная дирекція считаетъ обязанностію увѣдомить почтеннѣйшую пуб­ лику, что сюда прибылъ извѣстный во исеіі Европѣ Карлъ Ранпо (изъ московскаго Т иво ­ ли ) съ своимъ сыномъ Франсоа Ранпо п мно­ гочисленною труппою артистовъ. Онъ намѣ­ ренъ показать здѣсь рядъ представленіи мно­ горазличныхъ родовъ, какъ-то: атлетическія, гимнастическія, акробатическія, гротесковыя, жонглерства, арлекинады, арабскіе скачки, комическія пантомимы, также вездѣ съ одоб­ реніемъ принятыя большія военныя эволю­ ціи, пантомимы п пр. и пр. I’. директоръ труппы, К. Раино, намѣревается пробыть здѣсь съ своею труппою три недѣли. Первое представленіе будетъ въ понедѣльникъ , 24 ноября. Представленія будутъ даваться три раза въ недѣлю: по понедѣльникамъ, средамъ и пят­ ницамъ. Цѣна мѣстамъ—какъ въ бенефисахъ. 2) С.-ПЕТЕРБУРГСКІЙ МАГАЗИНЪ. имѣетъ честь предложить почтеннѣйшей публикѣ вновь полученные въ большомъ ко­ личествѣ разные новые и модные товары, продающіеся какъ оптомъ, такъ и вразннцу, съ значительною убавкою цѣны. При семъ прилагаются особые книжки въ которыхъ находятся подробное званіе вещей съ обозначеніемъ нѣкоторымъ цѣны. Іакъ какъ въ прейскурантѣ невозможно исчислить всего, въ чемъ встрѣчается пот­ ребность и притомъ много предметовъ по измѣнчивости моды и цѣнъ вовсе не могутъ входить въ составъ прейскуранта, то гг. пно- горолные могутъ относиться съ требованіями своими въ означенный магазинъ, и всякое требованіе будетъ исполнено немедленно ак­ куратно и съ возможнымъ соблюденіемъ вы годъ покупщика, для поддержанія кредита магазина. Адресъ: Въ С. Петербургскій магазинъ на Никольской площади, въ домѣ купца Гранов­ скаго, въ г. Харьковѣ. 3) Продается за весьма умѣренную цѣну, съ разсрочкою платежа денегъ, или отдается въ аренду, доставшаяся коллежской совѣтни­ цѣ Дьяченко вольная аптека въ г. Екатери­ нославѣ, съ привнллегіею, правомъ на содер­ жаніе, многими медикаментами. Фарфоровою, каменною и стеклянною посудою п прочими принадлежностями. О подробности условій продажи можно узнать отъ инженеръ штабсъ- капитана В. А. Дьяченко, въ г. Харьковѣ, въ 1-й части, въ собственномъ домѣ.—2. Б-ЬДОІЛООІТЬ о пріѣхавшихъ и выѣхавшихъ. отъ 8 по 15 ноября прибыли : Изъ Бѣлгорода, геп.-маіоръ ГастФеръ; г. С іімфс ропо.іл, гон.-іиаіорь князь ЛІещсрскіи; г. Изюма, кол. асс. Любоискііі. В ыѣхали . Въ Купянскъ. от. полк. Шаповаловъ; г. Изюма., кол. асс. Любовскііі; г. Миргородъ, прсдв. двор Лукьяновичъ; С.-Петербурга., ыадвор. сов. Берда пикъ, г. Курскъ, кол. асс. Авчерпно. ____________ Печ. дозвол. 15 ноября 1852 г. Цензоръ Н. Костырь. ,Къ Л/4 4 5 оф . ч. 1 отд. Хар. Губ. Вѣд. 1 8 5 2 г. О ТОРГАХЪ. 1-е.) При Сумскомъ Волостномъ Правленіи 12 Декабря будутъ торги, на отдачу въ оброчосе содержаніе на 1 8 5 3 годъ, 6 ти се- лнтреныыхъ буртъ, на пространствѣ въ длину 2 0 , а въ ширину 3 саж , въ селеніи Токаряхъ. 2 е.) Вь Присутствіи Харьковской Губернской Строительной и Д -ножной Коммассіо, 11 Декабря 1 8 5 2 года, назначены торги съ узаконенною чрезъ три дня переторжкою, на отдачу съ подряда: 1, постройки 4 мостовъ, по вновь проложенной почтовой дорогѣ, отъ станцій Двухъ рукъ, къ сл. Олыпаной, п перевозки 9 версто­ выхъ столбовъ, съ стараго тракта на новый; на производство згихъ работъ пг> смѣтамъ исчислено 2 3 4 2 руб. 4 7 к. с е р ; и 2, перест­ ройки Волохонскаго станціоннаго дома, въ'[І.цомскомъ уѣздѣ, Харь­ ковской губерніи; по смѣтамъ на эти работы исчислено 2 8 3 9 р. 13 одна чег. к, с е р ; ироэкть же и смѣту на нихъ можно видѣть въ канцеляріи упомянуто» к«ѵмиссіи. З е ) Совѣтъ .Чар ковской Губернской Городской больницы, на­ значивъ 27 Н >ября, въ 1 I часовъ утра, торги на поставку для Харьковскихъ Б гоугодныхъ заведеиій до 3 5 0 саж. 1 сорта дубо­ выхъ трехъ -политы хъ др-иъ, вызываетъ желающихъ. 4 -е ) Совѣтъ Института Благородныхъ дѣвицъ,, вызываетъ ж е­ лающихъ взять па себя поставки: оъѣстпыхъ припасовъ, какіе Потребуются для сего завсд-иія, въ будущемъ 1 8 5 3 году, на сум­ му до б т. р., дровъ 1 и 2 сорта до 2 5 0 саж., и башмаковъ для воспитанницъ, на сумму до 7 0 0 р. сер.; торгъ въ Совѣтѣ Инсти­ тута 8 Декабря. 5 е ) Сумская Градская Дума на отдачу желающимъ съ подря­ да поставки, потребныхъ на 1 8 5 3 годъ, для пр >довольотвія по­ жарныхъ лошадей, овса 2 3 4 чет. 4 м. 2 гар., сѣна 3 8 3 2 п. 2 0 ф . и для отопленія н освѣщенія городскихъ заведеній, др. въ 96 саж ,8 вер , сальныхъ свѣчей Зо п. 15 ф , коноплянаго масла 2 5 |і. 20 ф „ 2 8 зо.і. и «отелей 17 п. 2 ф . и 4 8 з л , назначила въ Присутствіи своемъ, торги 28 Н >ября.