Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
44
Дата випуску:
09.11.1857
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
16
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ ЧАСТЬ І О Щ Ш Ь І Я . «л? м . С3735СТА, НОЛ2?Л 9 ДНЯ, I. ОПИСАНІЕ ХАРЬКОВСКОЙ ГУБЕРНІИ. ТОПОГРАФІЯ, (Продолженіе). VI. По Зміевскому уѣзду. Зміевъ. Уѣздный городъ Зміевъ сначала былъ слободою, подвѣдомою Салаклейскому коммиссарству Изюмскаго полка. Во время на­ мѣстничества принадлежалъ къ уѣзду Чугуе- ва и, въ 1797 году, сдѣланъ уѣзднымъ го­ родомъ вмѣсто Чугуева. По народному пре­ данію, названіе оміена произошло отъ змія необыкновенной величины, будто бы живша­ го, при населеніи края, въ сосѣдственной горѣ, нъ которой осталась и разсѣлпна, будто бы бывшая убѣжищемъ змія, или вѣроятнѣе — многихъ змѣй. Онъ расположенъ на черно­ земной и частію иесковатой почвѣ, при впа­ деніи Мжи въ Донепъ, на ихъ правыхъ бе­ регахъ, въ 36 верстахъ отъ Харькова къ югу. Въ немъ 2 церкви, каменная и деревян­ ная, каменное уѣздное училище и содержи­ мое на счетъ благотворителей каменное бо­ гоугодное заведеніе. Городскіе доходы про­ стираются до ^219, а расходы до 3195 руб. сереб. Въ Зміевѣ бываетъ К ярмарки. Жи­ тели торгуютъ разными издѣліями и зани­ маются наиболѣе земледѣліемъ. Бывшій Николаевскій Зміевскіи монастырь. ,— 373 – Въ 8 верстахъ отъ Зміева и въ пяти отъ устья Гомолыни, на правомъ берегу Донца, находился Зміевскіи Николаевскій монастырь, основанный прежде 160« года; но сперва стоялъ повыше въ одной верстѣ отъ этого мѣстоположенія, также на правой сторонѣ Доица, гдѣ еще оставалась при закрытіи мо пастыря каменная церковь Преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ. і>ъ немъ было дьѣ каменныя цец^ви: въ честь Пре­ ображеніи Господня и во имя Чудотворца Святаго Николая, съ трапезою. Пре немъ бы­ ло 17 садовъ изъ яблонныхъ, грушевыхъ, дулевыхъ, сливныхъ, смородпннныхъ и дру­ гихъ плодовыхъ деревъ, п одинъ изъ этихъ садовъ былъ виноградный. Вблизи монастыр­ скаго щебня остается еще нѣсколько одича­ лыхъ деревъ сливъ и грецкихъ орѣховъ.Мо­ настырь закрытъ въ 1788 году. Сороковка. Селеніе, устроенное отъ казны для сорока небогатыхъ помѣщиковъ, кото­ рыхъ участки заняты военнымъ поселеніемъ. VII, По Валковскому уѣзду. Валки, Уѣздный городъ Валки, въ 48 вор­ отахъ отъ Харькова къ юго-западу, располо­ женъ по отлогостямъ горы на лѣвыхъ бере­ гахъ рѣчекъ Межи и Тарушки, посредствомъ которыхъ отдѣляется отъ обширной слободы Подупки. Заливы, пруды, пригорки, отлого­ сти а сады украшаютъ его со всѣхъ сторонъ. Основаиіе города. Валовъ относятся въ пер- аыііъ временамъ населенія Украйны, около 164-6 года. Съ 169/8- года Валки были сотен нымъ.мѣстечкомъ Харьковскаго Слободскаго полка. Съ учрежденіемъ Слободской-Украин ской губерніи (1765) въ, Валкахъ было вом- миссарское правленіе, а, съ. открытіемъ на­ мѣстничества (1780) учрежденъ уѣздный городъ. Въ то время существовалъ тамъ ста;- трый земляный валъ со рвомъ, д было церквей каменныхъ. 2, деревянныхъ.. 3,, давокъ. 6,. частныхъ домозъ 1’»57, жителей 9,286 дупі. обоего пола; диа торга въ недѣлю и четыре ярмарки въ годъ. ІІьшѣ городской доходъ простирается до 2489, а расходъ до 2520 р. сереб. /Кители города Валокъ и его уѣзда полу­ чаютъ доходъ отъ садовъ. Горожане заку­ паютъ іщ селамъ лѣсныя груши и яблока — кис.іицы в, высушивъ, продаютъ оныя (до 100 000 пуд.) пріѣзжимъ русскимъ купцамъ у себя на мѣстѣ иля на харьковскихъ ярмар­ кахъ. Кожевники и шубники также отпу­ скаютъ свои произведенія въ друііе города. Въ прежнее время окрестности Валокъ сла­ вились винокуреніемъ по причинѣ изобилія лѣсовъ. Предметы валковскихъ ярмарокъ со­ стоятъ наиооіѣе въ скотѣ, земледѣльческихъ а вообще крестьянскихъ произведеніяхъ. Замѣчательнѣйшія слободы Налковскаго уѣзда: Ковеги, Одринка, Огульцы, Черемош- ная Люботннъ— по садоводству, Новая Водо- лага-по шелководству, а еще болѣе по про­ изводству глиняной посуды, вафлей, телѣгъ и колесъ; Кодомакъ—по торговлѣ. VIII. ГІо Богодуховскому уѣзду. Богодуховъ. Уѣздный городъ Богодуховъ- находится въ 58 верстахъ отъ Харькова къ сѣверо-западу, на косогорѣ съ правой сто­ роны рѣки Мерла, и окруженъ садами. Съ 1666 года быль онъ сотеннымъ городкомъ или мѣстечкомъ Ахтырсваго полка; съ откры­ тіемъ Слободской-Украинской губервіи (1765 года) было въ немъ коммиссарское правленіе Ахтырсвой провинціи; съ учрежденіемъ на­ мѣстничества (1780) Богодуховъ назначенъ уѣзднымъ городомъ. Тогда въ немъ были: 4 деревянныя церкви, 26 деревянныхъ ла­ вокъ, 1,048 домовъ, 6,749 жителей обоего пола. Въ настоящее время въ немъ 2 камен­ ныя церкви, одна деревянная и одна клад­ бищенская деревянная же. Городскіе дохо- ,- 374 – дм и расходы простираются до 4,480 р. с. Въ городѣ бываетъ 6 ярмарокъ. Въ немъ есть шелковичная плантація. Городскіе жители за­ нимаются садоводствомъ и еще гораздо бо­ лѣе выд ѣлкою овчинъ и сапожныхъ кожъ; ов­ чинъ и ю фть выработываюгъ въ годъ тысячъ по десяти а продаютъ по бляжаіиилмъ горо­ дамъ своей и смежныхъ губерній. Въ Еоголуховскомъ уѣздѣ зыгезаетъ рѣка Мерло я впадаетъ въ Ворсклу на границѣ этого уѣзда съ Полтавскою губерніею. Эта рѣка упоминается въ отечественной исторіи, въ 1638 году, по случаю поиска князя ііиШни- вецкаго надъ малороссійскими казаками, ко­ торые начинали уже уклоняться отъ ІІольщи, я вь 1709 году, когда на правомъ ея берегу, между Городнымъ (Корн ѣевыхъ) и Краснымъ Нутомъ, Карлъ XII потерпѣлъ первое пора­ женіе на пути къ Полтавѣ, Краспокутскъ. (До слѣдующаго вумера). — — міиіі О^» 11 . СТАТЬИ О ВОСПИТАНІИ И ОБУЧЕНІИ. При современномъ внимавіи общества къ вопросамъ о воспитаніи и обученіи, безпо­ лезно было бы объяснять важность такихъ педагогическихъ трудось, которые имѣютъ цѣлію ознакомить читателей съ взглядами на воспитаніе, съ устройствомъ воспитатель­ но-учебныхъ заведеній, съ частными воспи­ тательными а дидактическими пріемами, вы­ работанными другими народами, опередив­ шими насъ на поприщѣ педагогическаго мыш ленія. Мы хлопочемъ о воспитаніи, ищемъ новаго, лучшаго порядка, который бы упро­ чилъ лучшую будущность нашихъ дѣтей, воспитанниковъ, соотечественниковъ, людей, желаемъ открыть, въ чемъ состоитъ истин­ ное воспитаніе. Но истина рѣдко поддается вдохновенію и еще рѣже умозрѣнію, мало знакомому съ дѣйствительною жизнью; она. и въ наукѣ и въ жизни, исходитъ изъ разно­ образія частныхъ явленій, Фактовъ, опытовъ, изъ ихъ сравненія а сведенія къ единству. Чѣмъ шире горизонтъ мысля, то есть, чѣмъ болѣе частныхъ явленій лежитъ въ ея осно­ ваніи, тѣмъ она прочнѣе, тѣмъ ближе под­ ходитъ аъ истинѣ. Мы хлопочемъ о народно­ сти въ воспитаніи, разсуждаемъ о томъ, гдѣ хранится истина, на сторонѣ ли народнаго, или на сторонѣ общечеловѣческаго воспита­ нія, и мало заботимся о тщательномъ изуче­ ніи себя и другихъ, о сравненіи себя съ другими. Узнаемъ себя, узнаемъ другихъ и изъ совокупности того а другаго знанія вы­ работается истина, которая будетъ непоко­ лебимою основою истиннаго воспитанія. Въ Харьковскомъ Университетѣ въ недав­ нее время учреждена каѳедра педагогія. Сту­ денты, независимо отъ слушанія педагоги­ ческихъ лекцій, занимаются, подъ руковод­ ствомъ преподавателя, спеціальнымъ изуче­ ніемъ различныхъ вопросовъ, относящихся къ воспитанію а преимущественно къ обу­ ченію, согласно съ своимъ назначеніемъ. Степень самостоятельности такихъ занятій опредѣляется, конечно, болѣе всего самымъ предметомъ, отчасти условіями, при кото­ рыхъ они совершаются. Нѣкоторыя изъ нихъ, пли по ‘содержанію, пли по обработкѣ пред­ мета, могутъ обратить на себя вниманіе п принести пользу я за предѣлами того круга, для котораго назначаются. Имѣя въ виду эту пользу и съ увѣренностію расчитывая на живое сочувствіе читателей къ скромной а усердной дѣятельности студентовъ, мы рѣ­ шилось помѣстить въ Губернскихъ Вѣдомо­ стяхъ нѣсколько статей, знакомящихъ съ ха– рактеромъ н порядкомъ воспитанія а обуче­ нія въ Западной Европѣ.. О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМЪ–ОБУЧЕНІИ. Подъ именемъ первоначальнаго обученія* обыкновенно разумѣютъ обученіе только чте­ нію и письму, и, несмотря на всю ошж* ,— 375 – Сонность этого понятія, оно развито въ выс шей степени. Никто иѳ станетъ опровергать того, что буква не можетъ служить лучшимъ средствомъ къ обученію дѣтей, потому что дитя привыкаетъ болѣе къ механизму чтенія , а не въ тому, что бы понимать и мыслить: а между тѣмъ эта глубокая о важная истина, кажется, далеко многимъ неизвѣстна; особен­ но, если обратимъ вниманіе на содержаніе и хотъ современнаго намъ первоначальна!’ обученія и на тѣ правила, которыми руко­ водствуются учителя въ народныхъ школахъ. Обученіе чтенію и письму не должно всвлю чительно госполсгвовать въ дѣтскихъ шко­ лахъ, имѣющихъ цѣлью развитіе духовныхъ способностей дѣтей и приготовленіе ихъ къ слѣдующимъ, болѣе серьезнымъ занятіямъ. Въ этомъ смыслѣ обученіе малолѣтнихъ дѣ­ тей представляетъ для учителя очень труд­ ную задачу: кто знаетъ умственное состоя­ ніе дѣтей отъ 5—(і лѣтъ, кто знаетъ недо­ статокъ нхъ вниманія, упражненія въ разго­ ворѣ, ограниченность ихъ понятій, словомъ сказать, всю неразвитость ихъ способностей, тотъ легко согласится, что учитель, посвяща­ ющій себя ихъ обученію, принимаетъ на себя рѣшеніе важной задачи Что бы облег­ чить сколько нибуль рѣшеніе этой задачи, можно пользоваться слѣдующими правилами: 1) Сначала дѣти въ продолженіе сутокъ долж­ ны находиться одинъ пли два часа въ шко­ лѣ, никакъ не болѣе. Съ важностію этого правила согласится всякій, кто понимаетъ му­ ченіе, испытываемое дѣтьми, пригвожденны­ ми, такъ сказать, къ школьной скамьѣ отъ 5 до 6 часовъ въ день, занятыми однимъ изнуряющимъ мысль механическимъ чтеніемъ, и приметъ на себя обязанность подумать о томъ, какъ бы уиичтожить это мученіе, или по крайней мѣрѣ облегчить. 2) Поручить дѣ­ тей исключительно одному учителю. 3) Учи­ тель должепъ примѣнять обученіе къ ихъ точкѣ зрѣнія , примыкать его къ предшество­ вавшей свободной жизни дѣтей и приготов­ лять вхъ къ будущему болѣе правильному обученію. Поручать обученіе дѣтей искус­ нѣйшему, опытнѣйшему и болѣе свѣдущему учителю, а не только что начинающему обу­ чать. 5.) Поставить учителя меньшихъ клас­ совъ школы въ отношеній значенія п уваже­ нія если не выше, то по крайней мѣрѣ на равнѣ съ учителями высшихъ классовъ, при чемъ необходимо дать ему и приличныя сред­ ства къ жизни. Па всѣ эти правила обыкно­ венно мало обращается вниманія, особенно на выборъ учителей: не рѣдкость встрѣ­ тить учителемъ человѣка, не только не чувствующаго призванія къ своей учебной дѣятельности, но и мало понимающаго дѣло; причина этого печальнаго явленія заключает­ ся въ ложномъ убѣжденіи, что научить чи­ тать и писать можетъ всякій, упуская изъ виду необходимость предварительнаго воз­ бужденія и развитія дѣтскихъ способностей вообще посредствомъ элементарнаго обуче­ нія. Въ чемъ же, спрашивается, должно со­ стоять правильное первоначальное обученіе? Вмѣсто самостоятельнаго рѣшенія этого вопроса мы намѣрены представить читате­ лямъ опытъ его рѣшенія, предложенный од­ нимъ изъ замѣчательнѣйшихъ современныхъ нѣмецкихъ педагоговъ, Дпстервегомъ, въ со­ чиненіи: «Осг ШіеггісЬі іп сіе г- кіеіпе Кіп* сіег Зсішіе» 1852 года. Главныя основанія, ко­ торыми руководствуется Дпстервегъ въ вы- борѣ и изложеніи образовательнаго матеріала для первоначальнаго обученія, суть слѣдую­ щія: I) Обученіе должио быть непремѣнно воззрэтельнымъ, нагляднымъ. Приведемъ здѣсь собственныя слова Дистервега, пред­ ставляющія сущность нагляднаго обученія. «Важное различіе для первоначальнаго обу­ ченія между познаніемъ, основаннымъ па словахъ, о нагляднымъ познаніемъ до сихъ поръ еще не ясно понимается многими на­ ставниками. Положимъ, напримѣръ,что идетъ рѣчь объ открытіи Фуко, о возможности до­ казать вращеніе земли вокругъ оси но ко­ лебаніямъ маятника. Самаго опыта нельзя представить въ школѣ, а потому о предметѣ ,должно мыслить Мышленіе же о предметѣ въ настоящемъ случаѣ обыкновенна возбуж­ дается слѣдующимъ образомъ: сказавши во­ обще, что различіе въ колебаніяхъ ыаятнц ка зависитъ отъ широты, что бы опредѣлить это различіе для различныхъ градусовъ ши­ роты, составляютъ Формулу (по синусу ши роты), производятъ посредствомъ ея вычис­ леніе, выводятъ результаты и пріобрѣтаютъ познаніе — математическое, основанное на однихъ понятіяхъ. Но достигается ли этимъ ясность и точность взгляда, внутреннее па гллдное познаніе ? Нисколько! Для послѣдня­ го, кромѣ того, необходимо представленіе о кругообразномъ обращеніи маятника содъ различными градусами широты въ 2гі’, 30, 50, 100 и болѣе часовъ, другими словами — необходимо внутреннее созерцаніе предмета. Только оно можетъ сообщить живо’и взглядъ на любопытное явленіе; только такою обра­ боткою всѣхъ предметовъ обученія произво­ дятъ живую ревность къ ученію, —дѣйстви тельное образованіе; только тотъ, и нѣкто другой, можетъ быть элементарнымъ учите лемъ, кто до тѣхъ норъ не усиоконвается на знаніи, пока не пріобрѣтетъ наглядна!о по­ знанія о предметѣ. Такого учителя нечего пре достерегать отъ отвлеченнаго обученія/ онъ не можетъ обучать отвлеченно, потому что не мыслитъ отвлеченно; въ своемъ нагляд­ номъ познаніи онъ имѣетъ вѣрный масштабъ для опредѣленія того, что принадлежитъ эле­ ментарной школѣ п что нѣтъ; онъ знаетъ, что все, что не можетъ быть предметомъ внѣшняго и внутренняго созерцанія, не при­ надлежитъ школѣ. Наглядное обученіе состо­ итъ не въ показываніи и доказываніи пред­ мета предъ учениками, а въ возбужденіи у- ченпковъ къ тому, что бы оии сами въ са­ михъ себѣ произвели наглядное познаніе. Здѣсь заключается тайна методы первона­ чальнаго обученія и рѣшеніе задачи, какъ изгнать отвлеченное обученіе. Человѣкъ, ко­ торый мыслитъ только отвлеченно, можетъ в обучать только отвлеченно. Изъ этой исти­ ны можно извлечь а вѣрныя правила для опредѣленія качествъ, необходимыхъ для на­ ставниковъ учебныхъ заведеній.» (ІІрпвед. соч, стр. XIV и XV.), Такое обученіе пріу­ чаетъ дѣтей правильно мыслить, помогаетъ обозрѣвать предметы, обогащаетъ ясными чувствами, представленіями, сообщаетъ на­ выкъ въ разговорѣ, охоту къ ученію и рас­ ширяетъ тѣсный кругъ ихъ знаній. 2) Пыба- рать матеріалы для занятій изъ предметовъ, непосредственно окружающихъ учениковъ, а не прибѣгать къ отдаленнымъ и отвлечен­ нымъ. 3) Въ религіозномъ обученіи въ нис- шихъ классахъ народныхъ школъ предла­ гаетъ предпочитать историческую часть дог­ матической. Сочиненіе Дистервега раздѣляется на 8 отдѣленій, и нѣкоторымъ изъ нихъ онъ по­ свящаетъ по-нѣскольку упражненій. Предста­ вимъ здѣсь въ извлеченіи общій ходъ этихъ упражненій. Начальное обученіе. Первоначальныя упраж­ ненія должны состоять въ наименованіи а распознаніи предметовъ, находящихся въ классной комнатѣ. Ходъ этихъ упражненій такой: учитель, указывая на предметы, кото­ рые должны быть называемы, спрашиваетъ учениковъ: что это за вещь? какъ называет­ ся этотъ предметъ? и проч. Ученикъ отвѣ­ чаетъ: это окно, этотъ предметъ называется книгою, и проч. Учитель обыкновенно обра­ щается съ вопросами ко всѣмъ ученикамъ; тотъ изъ учениковъ, который знаетъ отвѣтъ, долженъ быстро поднять вверхъ указатель­ ный паленъ правой руки; учитель даетъ знакъ, и ученикъ отвѣчаетъ. Подъ конецъ упражненія ученики называютъ порознь и по порядку всѣ предметы, которые имъ встрѣчались. При этихъ упражненіяхъ учи­ тель долженъ обращать особенное вниманіе на интонацію вопросовъ и отвѣтовъ, равно какъ п при чтеніи, потому что по интона­ ціи можно заключать, понимаетъ ли читаю­ щій то, что читаетъ, или говорящій, что го­ воритъ. Гдѣ школьные мальчики выучиваютъ 2 ,катихизисъ по старой методѣ, тамъ тотъ часъ можно замѣтить, что они только бол­ таютъ, какъ попугаи, не понимая его содер­ жанія, или покрайней мѣрѣ не обращая на него вниманія. Между тѣмъ всякому учите лю извѣстно, что мысли самыя удобопонят аыя, при недостаткѣ интонаціи, дѣлаются Совершенно непонятными, и наоборотъ, мыс­ ли въ самыхъ труднѣйшихъ періодахъ по­ средствомъ хорошей, характеристической ин­ тонаціи дѣлаются удобопонятными; кромѣ того всѣмъ извѣстно, какъ утомляетъ слуіиа теля неясный выговоръ, растянутый разго­ воръ, однообразные вопросы; и какъ напро­ тивъ хорошій выговоръ словъ, сильно акцен тированные вопросы и воззванія, подобно острымъ игламъ, оживляютъ и возбуждаютъ вниманіе слушателя. Безъ сомнѣнія бываютъ такіе люди, которые говорятъ не ясно и дурно, но правильно мыслятъ; но если цѣ­ лое общество дѣтей дурно говоритъ и чи­ таетъ, то нельзя расчитывать на достаточ ное развитіе ихъ умственныхъ способностей; а потому на учителѣ лежитъ обязанность об­ ратить особенное вниманіе на разговоръ и выраженія дѣтей, для чего нужно требо­ вать, что бы дѣти отвѣчали на вопросы учи­ теля не односложными словами, а цѣлыми Фразами, повторяя слова вопроса въ отвѣтѣ Но прежде всего эти правила интонаціи дол­ женъ усвоить себѣ самъ учитель, особенно тотъ, который посвятилъ себя исключитель­ но обученію малолѣтнихъ дѣтей, потому что онъ долженъ передать дѣтямъ интонацію съ перваго дня посѣщенія ими школы. Въ этихъ упражненіяхъ, при разсмотрѣніи предметовъ, разсматривается Форма, величина, части, матерія и цѣль предметовъ. Напр. Клас­ сная дверь. Она имѣетъ четьфеугольиую Форму; величину въ два съ половиною аршина; части ея суть: рама, креста и Филенки; сна сдѣлана изъ дерева; сдѣ­ лана столяромъ; служитъ для того, что бы входить и выходить изъ класса. Такимъ образомъ разсматриваются учениками всѣ предметы, окружающіе ихъ въ классной ком­ натѣ. Слѣдующее за тѣмъ упражненіе заклю­ чаетъ въ себѣ сравненіе предметовъ. Ходъ этого упражненія такой: учитель беретъ два предмета, которые могутъ сравниваться меж­ ду собою, и заставляетъ учениковъ находить сходные и несходные признаки этихъ пред­ метовъ; и тѣ признаки, которые упущены уче­ никомъ или вовсе имъ незамѣчены, указывают­ ся учителемъ. Напр. Окно и дверь. Приз­ наки сходные: какъ окно, такъ и дверь находят­ ся въ классной комнатѣ; какъ окно, такъ п дверь предметы необходимые въ комнатѣ; какъ окно, такъ о дверь сдѣланы изъ дерева. Признаки несходные: окно служитъ для того, что бы впускать въ комнату свѣжій воздухъ; дзерь—что бы входить п выходить изъ комнаты, и проч. Слѣдующее упражненіе состоитъ въ раз­ смотрѣніи тѣлъ; изъ нихъ здѣсь должны быть представлены тѣла правильныя, искус­ ственно приготовленныя. Эги тѣла можетъ приготовить самъ учитель изъ картона, бу­ маги, дерева, воска, глины и проч. Ходъ этого упражненія такой: учитель, показывая какое нибудь тѣло, спрашиваетъ: что это? Ученикъ отвѣчаетъ: это тѣло. Учи­ тель. Сколько въ немъ угловъ? Ученикъ. Въ немъ 8 угловъ. Учитель. Пересчитайте ихъ! Ученикъ. 3, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, п проч. Раз­ сматривая углы, учитель долженъ дать поня­ тіе ученикамъ объ углахъ прямыхъ, острыхъ и тупыхъ. Такимъ образомъ разсматриваются всѣ тѣла. Основныя начала Естественной Исторіи. Познакомивъ учениковъ съ предметами, ихъ окружающими, съ описаніемъ сход­ ныхъ и несходныхъ признаковъ этихъ предметовъ, учитель можетъ начать знако­ мить учениковъ съ основными началами Естественной Исторіи Переходъ этотъ очень естественъ, какъ переходъ отъ простыхъ предметовъ къ болѣе сложнымъ. Сперва раз­ сматриваются учениками домашнія животныя. Ходъ упражненій такой: учитель заставляетъ ученика назвать какое нибудь ему знакомое ,— 378 Домашнее животное п описывать его харак­ теристическіе признаки, и на то, о чемъ ученикъ забываетъ сказать, учитель наво­ дитъ его вниманіе. Для этихъ упражненій Матеріалы могутъ быть приготовлены учи­ телемъ—куклы или рисованныя картины. Наар. Собака. Главныя части этого живот­ наго: голова, шея, туловище, хвостъ, ноги; части головы: носъ, ротъ, уши, глаза и пр. Употребленіе различныхъ частей: носомъ животное обоняетъ, ртомъ получаетъ чувство вкуса, ушами слышитъ, глазами видитъ и т. п. Точно также учитель обращаетъ вниманіе учениковъ на пользу собакъ, на различные ихъ роды. Описавши большую часть домаш­ нихъ животныхъ такимъ образомъ, учитель беретъ два животныхъ о обращаетъ внима ніе учениковъ на сходные и несходные при­ знаки. Напр. Собака и кошка. Сходные признаки: какъ та, такъ и другая—животное- какъ та, такъ и другая имѣетъ 4- ноги, 2 уха. 2 глаза и пр. Несходные: собака лаетъ, кошка мяукаетъ; собака домъ стережетъ, кош­ ка мышей ловитъ п проч. Послѣ разсмотрѣнія домашнихъ животныхъ, учитель обращаетъ вниманіе учениковъ на человѣческое тѣло, его части и назначеніе этихъ частей, и потомъ переходитъ къ раз­ смотрѣнію растеній домашняго сада, причемъ разсматриваются части растеній, ихъ поло жеиіе, цѣль и пр. ІІапр. Яблоня. Глав ныя части ея: корень, стволъ и верхушка. Корень находится въ землѣ, служитъ для пи­ танія цѣлаго дерева посредствомъ ствола, отъ котораго идутъ вѣтви, въ свою очередь пускающія отъ себя меньшія, которыя обра­ зуютъ цвѣтки, а цвѣтки — плодъ о проч. Описаніе стихій. Переходя постоянно отъ менѣе сложныхъ предметовъ къ болѣе слож­ нымъ, учитель послѣ того можетъ обратить вниманіе учениковъ на описаніе стихій. Стихіи могутъ быть описываемы такимъ об­ разомъ: 1) Оюнь■ Огонь происходитъ тогда, когда зажигаютъ что либо способное горѣть. | Одни тѣла горятъ съ пламенемъ, другія безъ пламени; дерево горитъ съ пламенемъ, а ка­ менный уголь только тлѣетъ. ІІламя имѣетъ цвѣтъ красно-желтый. Огонь доставляетъ свѣтъ и теплоту. Источникъ свѣта и тепла есть солнце, которое свѣтитъ цѣлый день, ночью же являются звѣзды, планеты и мѣсяцъ. Мѣ­ сяцъ даетъ свѣтъ, заимствованный отъ солн­ ца, и не даетъ теплоты. Искусственнымъ образомъ огонь получается изъ кремни я огнива. Свѣтъ и теплота очень важны; безъ теплоты ничто не можетъ жить и расти; безъ свѣта нельзя работать и проч. 2) Воздухъ. Гдѣ мы ни находимся, вездѣ окружены воз­ духомъ. Воздухъ прозраченъ; онъ необхо­ димъ для жизни растеній и животныхъ; гдѣ нѣтъ воздуха, тамъ ничто не можетъ жить и расти. Воздухъ поддерживаетъ горѣніе. Движеніе воздуха называется вѣтромъ; вѣтеръ бываетъ холодный и жаркій. Въ воздухѣ жи­ вутъ птицы и другія животныя и проч. 3) Вода. Вода тѣло жидкое, прозрачное; она находится въ углубленныхъ мѣстахъ зем’и, является въ видѣ ключей, источниковъ, ма­ лыхъ и большихъ рѣкъ, озеръ, морей и оке­ ановъ. Вода содержитъ въ себѣ воздухъ; она испаряется, подымается въ видѣ па­ ровъ, образуетъ облака, составляющія ту­ чи, изъ которыхъ падаетъ дождь. Вода бы­ ваетъ прѣсная, горькая и соленая; въ ней живутъ рыбы и другія животныя, а проч. А) Земля. Наше мѣстожительство называется землею пли земнымъ шаромъ. Земля зани­ маетъ меньшее пространство, чѣмъ вода. На землѣ находятся государства, княжества, города, селенія и проч. Обученіе рисованію и письму. Рисованіе и письмо имѣютъ между собою общимъ то, что какъ рисованіе, такъ и письмо служатъ для упражненія руки и глаза. Рисованіе въ шко­ лахъ сперва должно ограничиваться рисовкою самыхъ простыхъ предметовъ съ натуры, и не должно допускать рисованія головокъ и ландшафтовъ. Конечно, здѣсь берутся во вни- маніе часы, назначенные для рисованія въ ,школахъ; но если ученики оказываютъ охоту п способности къ рисованію, то должно до­ пускать и приватные часы для рисованія го­ ловокъ и ландшафтовъ. Вообще относительно этихъ упражненій можно пользоваться слѣду­ ющими правилами: I) Обученіе рисованію и письму производится съ однимъ отдѣленіемъ учениковъ, болѣе уже развитыхъ. ‘1) Учитель рисуетъ въ присутствіи учениковъ всякій ри сунокъ па доскѣ; это важно въ томъ отно­ шеніи, что ученикъ въ такомъ случаѣ учит­ ся рпсовать изъ того, что видитъ; а это самое лучшее руководство. Если учитель дурно рпсуетъ, то долженъ заблаговременно нарисовать на доскѣ, и потомъ въ присут­ ствіи учениковъ обводить нарисованное. 3) Учитель долженъ разъяснять то, что онъ ри­ суетъ, до тѣхъ поръ, пока ученикъ пойметъ р въ состояніи будетъ повторить. 4) Если учитель занимается съ немногими учениками, то можетъ расчитывать на скорые успѣхт и можетъ заставлять каждаго ученика отдѣльно рисовать; но это можно дѣлать при маломъ числѣ учениковъ; когда же учениковъ много, тогда учитель долженъ требовать, что бы каждый изъ учениковъ рисовалъ на аспидной доскѣ. При этомъ учитель обращаетъ внима­ ніе на положеніе корпуса. 5) Первоначальныя упражненія въ рисованіи происходятъ съ по мощію линейки, а потомъ ученики рисуютъ безъ линейки, 6) Линіи сначала должно про­ водить тонкія, а потому нужно пріучать уче­ ника не налагать на грифель или мѣлъ. 7) Масштабъ, по которому ученики уменьшаютъ линіи, можно сначала предоставлять ихъ про взводу; послѣ чего учитель обращаетъ вни ­ маніе учениковъ на правила, какъ уменьшать линію въ два, три, четыре и проч. раза. Обученіе чтенію. Какъ правильнѣе принять­ ся за обученіе чтенію, споръ между педаго­ гами до сихъ поръ не рѣшенъ. При чтеніи необходимо громкое произношеніе; изъ всѣхъ способовъ этотъ способъ самый лучшій Тотъ учитель ошибается, который полагаетъ, что громкое чтеніе затруднительно для учени­ ковъ; напротивъ, оно полезно тѣмъ, что воз­ буждаетъ вниманіе и укрѣпляетъ грудь. Э* тотъ способъ, обученія имѣетъ еще и ту вы­ году, что учителю легче исправлять дурное произношеніе въ массѣ учениковъ, чѣмъ по одиночкѣ. Конечно, занимаясь однимъ, учи­ тель можетъ болѣе сдѣлать успѣховъ; но только съ однимъ. Для облегченія обученія можно писать предъ глазами слабыхъ уче­ никовъ печатныя буквы, дать имъ время вни­ мательно осмотрѣть и описать ихъ; старать­ ся сравнивать Формы буквъ съ нѣкоторыми предметами, напр. X съ ножницами, О—съ яйцомъ и пр. Но всѣ эти правила вегодятся для тѣхъ учителей, которые соединяютъ чте­ ніе съ письмомъ. Польза этой послѣдней ме­ тоды достигается подъ двумя условіями: а) если мало учениковъ и б) если учитель увѣ­ ренъ въ томъ, что ученики останутся на долгое время въ школѣ; въ противномъ слу­ чаѣ имѣетъ преимущество отдѣльное обуче­ ніе чтенію и письму. Обученіе счисленію. Извѣстно всѣмъ, что дѣти любятъ считать; предметы для счисле­ нія находятся въ той же классной комнатѣ, напр. столы, окна, стулья п проч , и на э- тихь предметахъ первоначально изучается счисленіе. Но лучшимъ средствомъ для счи­ сленія могутъ служить черточки и топки. При счисленіи черточекъ и точекъ учитель долженъ объяснить ученикамъ, что каждая черточка есть одна только, и десятая тоже одна, а не всѣ десять заключаются въ ней, какъ понимаютъ многіе дѣти. Упражненія состоятъ въ томъ, что ученики сперва счи­ таютъ предметы, находящіеся въ классной комнатѣ, и ставятъ на доскѣ черточки для каждаго предмета; потомъ заучиваютъ глав­ ныя цифры отъ 0 до 9, потомъ отъ 10 до 19, отъ 19 до 30, отъ 30 до 100 и т. д. Упраэюненіе памяти. Было время, когда на память почти не обращали никакого вниманія, и только въ позднѣйшія времена педагогами признана важность памяти, И такъ, продол­ жая обученіе дѣтей, нужно обращать внама- ,- 380 – н’.е аа развитіе изъ памяти; а потому учи­ тель долженъ стараться пріучать дѣтей остав­ лять въ памяти что побудь съ первыхъ дней посѣщенія шкоды. Извѣстно, что дѣта лю­ бятъ заучивать отрывки изъ произведеній, отличающіеся благозвучіемъ и пріятнымъ со­ держаніемъ, а потому матеріалами для за­ учиваніи могутъ служить: маленькіе духовна­ го содержанія стихи, басни, нравоучитель­ ные разсказы и пр Заучиваніе этихъ отрыв­ ковъ имѣетъ еще другую цѣль: опо приго­ товляетъ дѣтей къ будущему религіозному ученію. Учителю должно быть извѣстно, какъ лѣта такого возраста егпз не созрѣли для религіознаго ученіи, но понимать доброе, нравоучительное, набожное дитя готово, а потсглу учитель долженъ, при заучиваніи э- Т5г.ъ отрывковъ, обращать вниманіе дѣтей и побуждать съ доброму ц прекрасному, и эти побужденія долины Сыть коротка, ясны, ес- і тзствешіы а живы,- нужно вьіъ ясно и про­ сто излагать ссю прелесть добра, обращать ихъ вниманіе на отношенія къ Творцу, ро­ дителямъ, учителямъ, возбуждать въ ихъ чув­ ствахъ благодарность, повиновеніе и любовь, по сотъ вопросъ: кѣмъ можетъ быть испол­ нена эта еаяая трудная задача? Конечно, первоначально это должно быть лучшимъ и скѵ-ымъ пріятнымъ занятіемъ матери; она должна произносить передъ дѣтьми пѣсни духовнаго содержанія, или краткія молитвы п заставлять ихъ безъ принужденія удержи­ вать въ памяти; потомъ уже обязанъ учитель дополнить въ образованія дитяти то, что было упущено изъ виду родителями. О б уч ен іе п ѣ н ію . Важность и польза пѣнія заключается въ томъ, что I) пѣніе облаго р< живаетъ чувства дитяти, вдыхаетъ въ него нѣжныя чувства, чувства свѣтлыя и веселыя, къторып дѣлаются способными воспринимать ьсе доброе и прекрасное; 2) пѣніемъ въ ди­ тяти укрѣпляются тѣ пріятныя чувства, ко тефыя производятъ на него слова текста; 3) пѣніе съ успѣхомъ продолжаетъ религіозное ученіе, давая возможность заучивать молитвы л пѣенз духовнаго содержанія; оно возвы­ шаетъ и увеселяетъ школьную жизнь; 4) пѣ­ ніе наконецъ побуждаетъ дѣтей къ тихому созерцанію и углубленію въ самыхъ себя. И такъ, если пѣніе приноситъ такъ много поль­ зы, то оно должно обращать на себя осо­ бенное вниманіе, и отнюдь не должно быть исключаемо изъ школы малолѣтнихъ дѣтей. Разумѣется, наибольшей пользы можно ожи­ дать отъ этого обученія только тогда, когда оно будетъ совершаться правильно; а для зтогоиояаю предложить слѣдующія правила: I) учитель долженъ заниматься пѣніемъ серьез­ но, съ достоинствомъ и служить примѣ­ ромъ для учениковъ; 2) ученики должны си­ дѣть въ прямомъ положеніи, вставать прямо съ обращеннымъ лицемъ къ учителю; не должны говорить между собою. Сонливость и невниманіе не должны быть терпимы; 3) содержаніе пѣнія должно быть серьезное, вполнѣ достойное вниманія и понятное для ума и сердца дитяти, напримѣръ молитвы, нравственныя пѣсни и нроч.; 4) пѣніе уче­ никовъ учитель долженъ сопровождать сво­ имъ голосомъ или скрыпкой, и играть дол­ женъ чисто, но не сильно; такимъ образомъ дѣти привыкаютъ къ нѣжному пѣнію; мело- дін должны быть ирілтны и легки; крику отнюдь не должно быть. При заучиваніи пѣсни учитель долженъ произносить ее по строфамъ предъ учениками, которые повто­ ряютъ ее до тѣхъ поръ, пока совершенно заучатъ; затѣмъ учитель можетъ самъ про­ пѣть, а дѣти должны слушать со вниманіемъ, спокойно и тихо; послѣ чего учитель начи­ наетъ г.ѣніе съ нѣсколькими учениками, наконецъ со всѣми вмѣстѣ и продолжаетъ до тѣхъ поръ, пока не пропоютъ дѣти этой пѣсни тихо, ясно и нѣжно. Такимъ образомъ ученики заучиваютъ много прекрасныхъ об­ разцовъ* Н ѣ к о т о р ы я ср ед ст ва , сп о сп ѣ ш ест вую щ ія о б у ч е н ію , и ц ѣ ль учи ли щ ъ во о б щ е. Скажемъ теперь нѣсколько словъ о средствахъ, помо­ щію которыхъ достигается цѣль обученія. 3 ,Ученіе можеѣъ созрѣть 6 првнесіга плоды только тогда, когда учителю удается раЗвйть а усовершенствовать вниманіе дѣтей; а по­ тому возбужденіе п усовершенствованіе вни­ манія составляетъ главную цѣль, на которой учитель долженъ сосредоточить все свое сТа раніе. По общимъ законамъ человѣческой природы, человѣкъ обращаетъ вниманіе толь ко на тѣ предметы, которые его болѣе ин­ тересуютъ, а интересъ возбуждается новымъ п перемѣннымъ представленіемъ предметовъ; и такъ лучшее средство для учителя разви­ вать вниманіе учениковъ заключается, въ раз­ нообразномъ представленіи предметовъ; раз­ нообразіе же предметовъ заключается не во множествѣ самыхъ предметовъ, но во множе ствѣ Формъ, въ которыя способный учитель можетъ одѣть предметы дли изученія. Кромѣ того есть еще другія средства для возбужде­ нія п освѣженія вниманія учениковъ, кото­ рыми можетъ пользоваться всякій учитель, если только захочетъ, именно, тѣлесныя у пражнѳнія. Извѣстно всѣмъ, съ какою неохо­ тою высиживаютъ дѣти нѣсколько времени неподвижно на одномъ мѣстѣ, и какъ онс радуются, когда даютъ пиъ свободу побѣгать, особенно съ товарищами; этимъ можетъ воспользоваться учитель. Учитель можетъ упражнять дѣтей такимъ образомъ: онъ пред лагаетъ дѣтямъ, что бы они дѣлала то, что онъ имъ скажетъ, п дѣлала бы скоро. На­ примѣръ, говоритъ: вставайте! садитесь! йо­ томъ дѣлаетъ знаки рукою вверхъ п внизъ для того, что бы они садилась и вставали, потомъ говоритъ: правую руку вверхъ, внизъ; лѣвую руку вверхъ, внвзт; обѣ руки сверхъ, внизъ; указательный палецъ правой руки вверхъ, внизъ, и т. д. Или самъ дѣлаетъ эта движенія молча, а за нимъ дѣлаютъ и уче­ ники. Цѣль и назначеніе школы—-приготовить дѣтей къ жизни; а если дѣти учатся въ школѣ, какъ жить, то въ Школѣ должна господствовать жизнь; кромѣ Того дѣти долж­ ны выучиться въ школѣ главнымъ добродѣ* телямъ общественной жизни. Чѣмъ болѣе учитель съумѣетъ ввести дѣятельность въ это маленькое общество дѣтей, чѣмъ болѣе жизнь этого общества сдѣлаетъ нераздѣль­ ною съ безпрестанными своими занятія­ ми, тѣмъ совершеннѣе будетъ его школа. Не учитель, но ученики должны развивать ссои силы такъ, что бы послѣднія дѣйство­ вали другъ на друга какъ въ сложной и большой машинѣ. На этомъ основанія можно предложить слѣдующія правила для устрой­ ства школы: всякая скамья должна имѣть своего ученика, который завѣдывалъ бы ас­ пидными досками, грифелями, отбиралъ бы ихъ послѣ уроковъ и пряталъ въ назначен­ ное мѣсто; сверхъ того, учителю необходимо избрать старшихъ учениковъ, которые пов­ торяли бы пройденное съ своими товарища­ ми. ога метода хороша при всякомъ обуче­ нія, особенно превосходна при обученіи чтенію. Если позволяетъ мѣсто въ школѣ, то по звонку ученики сходятся въ небольшихъ отдѣленіяхъ, а помощника учителя начи­ наютъ упражненія; самъ же учитель или за­ нимается съ другемъ отдѣленіемъ, ила пере­ ходитъ отъ одной группы къ другой, помо­ гаетъ а исправляетъ ошибки. Если учитель умѣетъ избрать хорошихъ помощниковъ, то школа достегаетъ такой жизни, которой дру­ гими средствами нельзя достигнуть; и учи­ тель является тогда только, какъ возбуди­ тель, проводникъ н образователъ юношескихъ силъ, и тогда только ученіе въ школахъ об­ ращается въ истинную жизнь Для освѣже­ нія силъ учениковъ необходимо, что бы уче­ ніе было прерываемо на ‘/, или на ‘/2 часа. Отпуская дѣтей на мѣсто игры, учитель долженъ сопровождать ихъ и руководить ихъ дѣятельностію; ученики принадлежатъ ему, пока опи вмѣстѣ; работа и игра должны на­ ходиться подъ руководствомъ учителя; здѣсь также учитель можетъ употреблять помощни­ ковъ. Упражненія въ играхъ могутъ состоять въ томъ, что учитель ставитъ учениковъ въ прямой линіи, командуетъ ими, приказываетъ ,йиъ ходить взадъ я впередъ, разводить рукич вружиться и Т і п Коли учитель истинный другъ дѣтей, онъ можетъ найти мнотѵіе для ихъ развлеченія. Но и здѣсь учитель не дол­ женъ впадай, въ крайности: въ играхъ съ у чепиками онъ также не долженъ забывать своего достоинства. Главное условіе при обученіи дѣѵЫі —послушаніе: дѣти должны смотрѣть на учителя, какъ на взрослаго- му­ жа, воспитателя и нѣжнаго отца. Послушаніе есть высшая добродѣтель дѣтей, источникъ всѣхъ благъ въ ихь жилки; если послушно сердце, то не далеко до лобии. Итакъ, учи теля и наставники юношества должны веу* шаіь ученикамъ сводіііь послушаніе съ пер­ выхъ дней посѣщенія ими школы; она не должны быть покойны до тѣхъ поръ, пола не будетъ достаточно одного слова для уіірав- .ленія каждымъ ученикомъ. Въ заключеніе представимъ расположеніе уроковъ и часоиъ въ школѣ малолѣтнихъ дѣ теіі, по плану Дистервега. П р ед ъ о б ѣ д о м ъ . Ровно въ 8 часовъ—пѣніе и молитва. До У часовъ — наглядное обученіе и библейскіе разсказы. Отъ 9 до 10 часовъ — пѣніе и выслушиваніе выученнаго. часа отдыхъ. Отъ 10 до 1 1—упражненіе ьь письмѣ. П о с л ѣ о б ѣ д а . Отъ 2 до ‘/,3 часа — счисле­ ніе Отъ 3 до 4 часовъ—упражненіе въ письмѣ. ‘ Студентъ Николаи Рощупкинъ. III. КОМПОЗИТОВЪ К. Ф. ФЕЙГЛЪ. Сообщаемъ читателямъ нѣсколько словъ о здѣш­ немъ композиторѣ г. Феіістѣ. Хотя и не безъ осно­ ванія замѣчаютъ, что современный судъ —грѣшпый судъ, потому что «онъ то рѣшаетъ въ пятъ минутъ, на что потребно пять столѣтій », однако на эготъ разь мы не усомнимся послѣдовать лучшему вѣро­ ванію и отдать должную справедливость замѣчатель­ ному музыкальному талаиту, настоящее развитіе ко­ тораго было собственно па харьковской почв^, поч­ ти всегда благопріятноіі для артистомъ. Имя г. Фсйста, какъ композитора, извѣстно не только въ І’оссів, по и за границею, не смотря на то, что оігь болѣе 15 лѣтъ живетъ безотлучно въ Харьковѣ и не отличается разностороннимъ характеромъ своихъ произведеній. Такъ, мы знаемъ, чго пять лѣтъ тому назадъ о немъ упоминала мѣстная Губернская Га­ зета, нс говоря уже о лестныхъ отзывахъ, помѣ­ щенныхъ въ «Киіуег ѴѴагйЬаѵѵзкі», въ В ѣнской газетѣ: ІЮСаІ Хеііип^ И др. — Музыкантъ, который ограничивается лишь отчетливою игрою на какомь побудь инструментѣ, можетъ, безъ сомнѣнія, по­ жизненно составилъ себѣ нѣкотораго рода славу; но такъ какъ онъ часто иичего не завѣщаетъ потом­ ству, то н память о немъ обыкновенно бынаеть но прочна. Такъ, напримѣръ, исторія сохранила намъ самыя смутныя воспоминанія о Габріэлѣ Десмаръ, который, однакожъ, нѣкогда славился, какъ первый Флейтистъ въ оркестрѣ, устроенномъ Дюллп. На­ противъ, къ чести г, Фейста надо отнести, что онъ какъ человѣкъ, вооруженный добрыми музыкальны­ ми способностями, при неослабномъ трудѣ и по­ степенномъ преуспѣяніи, глубоко проникнутъ стрем­ леніемъ къ болѣе продолжительной извѣстности. Онь довольно ясно понимаетъ завидный удѣлъ того, кто старается не слыть, а бытъ, и вотъ почему осторожно и тщательно обработываотъ каждое своо сочиненіе, какъ бы готовя его для какого-то неуло­ вимаго, но свѣтлаго будущаго. И въ самомъ дѣлѣ, грустно видѣть, когда созданія, достойныя примѣ­ чанія, тііжі ! блуждающіе огоньки: они блестятъ, по но грѣютъ и не оставляютъ послѣ себя слѣдовъ. Къ сожалѣнію, этч испитая колея артиста, дѣятель­ ность котораго обращается въ столь тѣсной Сферѣ и нерѣдко борется сь многочисленными препятстві­ ями. Нол учивъ музыкальное образованіе въ Варшав­ ской консерваторіи, г. Фейетъ съ любовію и безко­ рыстно преданъ своимъ литературнымъ трудамъ; онъ неоднократно удостоился, за свои сочиненія, В ысочайшаго одобреніи, и былъ награждаемъ дра­ гоцѣнными подарками. Къ числу музыкальныхъ чіесь, которыя заслуживаютъ особенное вниманіе и ярко характеризуютъ дарованія г. Фейста, при­ надлежатъ: Маршъ «Конная рысь» (нап. 1845 г.), « Ппфапті-ргйскіи маршъ» (нап. въ 1850 г.), «Тріум­ фальный маршъ» (нап. въ 1852 г.), Цецилія, ма­ зурка —большая ніеса; наконецъ сочиненія, появив­ шіяся въ послѣдніе два года: (ігаші ѴаІ8в (НосЬ- сеііз Реиегѵѵаіхег), посвященный В еликом у Князю Н иколаю Н ико лаевичу ио случаю брасосочетаиія Его И м п ераторскаго В ы с о ч е с т в а , и Маршъ въ воспоминаніе Священнаго Коронованія Его И м п ераторскаго Й е л и . ,383 — чкстпа , сочипенпый въ нынѣшнемъ году. Два по­ слѣднія сочиненіи, исполненный несомнѣнныхъ до­ стоинствъ и поднесенныя Царственнымъ Особамъ, приняты блгосклонио съ объявленіемъ композито­ ру М о н а рш а го благоволенія п искрениеіі благодарно­ сти. Вообще, у насъ такъ мало дѣятелей на музы­ кальномъ поприщѣ, трудящихся надъ создавіями болѣе серіезвымп, пишущихъ, такъ называемыя, классическія піссы, что всякимъ произведеніемъ нельзя но дорожить и ие обобщать его сколько возможно, не смотря на всѣ его недостатки. Не беремся сулить о положительной и отрицательной сторонѣ г. Фейста, какъ композитора; замѣтимъ толь­ ко, что въ его музыкѣ есть душа— идел. Музыка, какъ искусство творческое, должна имѣть свои эсте­ тическіе законы и дѣйствовать на душу слушателя іознаіелыю. Въ ніесахъ г. Фейста не накоплено множество в ф ф с к т н ы х ъ и разительиыхъ мѣстъ безъ причины движущей или, какъ выражаются, безъ нравственнаго или Философскаго вывода, безъ плен. Прослушайтесь внимательнѣе къ нѣкоторымъ шв­ еямъ нашего артиста: вы сеіі-часъ почувствуете, діъ чемъ состоитъ вліяіо художника, и что такое идея въ созданіяхъ творчества. Можетъ быть намъ возразятъ, что сочиненія г. Фейста представляютъ очень мало самостоятельности, что они нс произво­ дятъ почти никакого впечатлѣнія, какъ компиляціи, ловкія поддѣлки подъ извѣстный народный мотивъ, или замаскировка его въ свою Форму, такъ что не узнаешь его, хоть обойди со всѣхъ сторопъ. Но въ музыкѣ такъ много уже сдѣлаио великими творцами ’іекушаго и предшествовавшихъ вѣковъ, что совре­ менному намъ композитору достаточно даже изучать великихъ предшественниковъ, и писать, по край­ ней мѣрѣ, по образцамъ, признаннымъ худож­ никами за лучшіе. Г. Фейстъ, какъ мы уже замѣ­ тили,- удачно отдѣлываетъ свои произведенія: у него живое, игривое воображеніе, много разнообразія и, если пе ошибаемся, талантъ гибкій иа перифразу. Музыкальный языкъ, безконечный въ своихъ измѣ­ неніяхъ, языкъ мелодіи и гармоніи, въ значитель­ ной степени доступенъ таланту г. Фейста, хотя и полагаютъ, что сочетаніе двухъ этихъ условій рѣд­ ко встрѣчается въ военно-музыкальныхъ сочинені- нх’ь.—Дѣятельность г. Фейста видимо возрастаетъ. Онъ пользуется репутаціею искуснаго, опытна­ го и добросовѣстнаго учителя на Фортепіано, и во всякомъ случаѣ достоинъ особеннаго вниманія со стороны публики, всегда оцѣнивающей людей по заслугамъ. Можно думать, что чистосердечныя, хо­ тя и нс пышныя похвалы и вѣрная оцѣнка музы­ кальныхъ трудовъ пронесутъ пользу г. Фейсгу и дадутъ сму запасч. свѣжихъ силъ. Голосъ души, го­ ворящій душѣ н вѣрно рисующій положеніе дѣй­ ствующаго лица,—потъ что вужпо нашему артисту. Самъ же г, Фейстъ по-прежнему будетъ помнить, что само собою ничто пе дѣлается на свѣтѣ, что безъ ученія, безъ развитія и образованія всякіё та­ лантъ останется въ первобытномъ своемъ видѣ. Въ заключеніе намъ остается поблагодарить г. фейста, до энтузіазма преданнаго своему искусству, ва минуты пріятнаго удовольствія, доставленныя намъ его мастерской игрою, и вмѣстѣ съ этпмъ ис­ кренно пожелать ему дальнѣйшаго развитіе и блестя­ щихъ усиѣховъ иа его поприщѣ. М. Д. . . . . . ъ. Харьковъ. 3 Ноября 1857 года. БИБЛІОГРАФИЧЕСКІЯ ИЗВѢСТІЯ. і. Н а эт о т ъ р а з ъ н ам ъ и н т ересн о со о б щ и т ь ч и т а т ел я м ъ наш им ъ н ѣ сколько словъ о «Сынѣ Отечества», ж у р н а л ѣ п о л и т и ч еск о м ъ , уч ен ом ъ и л и т е р а т у р н о м ъ . В ъ Л ? Л ? і і и 2 7 н аш и хъ В ѣ д о м о с т е й б ы л о у ж е с о о б щ е н о о л и т е р а ­ т у р н о й дѣ ят ельн ост и 9т ого ж у р н а л а , к о т о ­ р ы й не перест ает ъ и зд а в а т ь с я съ т а к о ю ж е т очн ост ью какъ и п р еж д е. О бъем ъ е ю до н а ст о я щ а го врем ени н и ч ут ь не ум ен ьш а л ся , и ст а т ьи , до нынѣ въ немъ п о м ѣ щ а е м ы я , и м ѣ я со в р е м ен н о е , чи ст о л и т е р а т у р н о е зн ач ен іе, всегда м о ж н о чи т ат ь съ о со б ен н ы м ъ у д о • вольст вгемъ. Н е го во р я у ж е о м н о ги х ъ д р у ­ ги хъ с о т р у д н и к а х ъ эт о го ж ур н а л а ^ м ы у к а ­ ж ем ъ т олько на главны хъ его д ѣ я т ел ей , с т я ­ ж а вш и х ъ себѣ п оч ет н ое м ѣ ст о въ наш ей л и ­ т е р а т у р ѣ , им ена к о т о р ы х ъ извѣ ст н ы ч и т а ю ­ щ ем у м і р у ,— м ы говори м ъ о и Б е н е д и к т о т и Б р а м б е у с ѣ . К т о и зъ р у с с к и х ъ , х о т ь сколь­ ко и и б уд ь ч и т а ю щ и х ъ по — Р у с с к и , пе в о с х и ­ щ а л с я дивны м и с т и х о т в о р е н ія м и г Б е н е д и к ­ т о в а : «Посѣщеніе п Современная молитва.]» Б ъ н и х ъ вполнѣ вы к а зы ва ет ся м о щ н ы й геній н а ­ шего п о эт а ; въ н и х ъ го в о р и т ся о т а к и х ъ п р е д ­ м е т а х ъ , к о т о р ы е со ст а вл яю т ъ ж ивѣ йш ій и н ­ т ересъ д л я чи т а ю щ ей п у б л и к и , а т ѣ м ъ б олѣ е ,- 384 – для истинныхъ сыновъ О т ечест ва. «Листокъ» Б р а м б е у с а п р о н и к н ут ь у м о м ъ и свѣ т лы м ъ взгля дом ъ на п р едм ет ы , сост авл яю щ іе со вр е­ м енны е во п р о сы . Г о в о р и т ь о за с л у га х ъ эт и х ъ т а л а н т л и вы х ъ писат елей въ наш ей л и т е р а т у ­ р ѣ здѣ сь не вр ем я и не м ѣ с т о , м ы слегка т олько к о сн ул и сь эт и х ъ дѣ ят елей «Сына Отечества», ч т о б ъ п о к а за т ь до ст о и н ст во ж у р н а л а при т а к и х ъ его со т р у д н и к а х ъ . С ъ 4 6 С е н т я б р я о т кр ы т а п о д п и ск а н а ж у р ­ налъ «Сынъ Отечества», к о т о р ы й въ б у д у ­ щ ем ъ 4 8 6 8 го д у будет ъ и зд а ва т ься въ т ом ъ ж е видѣ какъ онъ и зд а в а л с я въ эт о м ъ г о д у , п о т о й ж е п р о гр а м м ѣ , подъ т ою ж е р е д а к ­ ц іею и п р и уч а с т іи т ѣ хъ ж е со т р удн и к о въ . О бъем ъ н ум ер о въ увел и ч и т ся , и въ случ а ѣ н а д о б н о ст и будет ъ д о х о д и т ь до 4 х ъ п еч а т ­ н ы х ъ ли ст овъ; печат ь и б ум а га значит ельно у л у ч ш а т с я . П р и л о ж е н ія б у д у т ъ сл ѣ д ую щ ія : 4 2 п а р и ж ск и х ъ м о д н ы х ъ к а р т и н о к ъ , 1 2 п о р ­ т рет овъ соврем ен н ы хъ от ечест венны хъ з н а ­ м ен и т ост ей , 4 2 сним ковъ съ карт и н ъ за м ѣ н а т ел ы т й ш и х ъ р у с с к и х ъ х у д о ж н и к о в ъ и 5 2 по л и т и п а ж а въ т екст ѣ . Н о всѣ с к а за н н ы я п р и л о ж ен ія п о л уч а т ъ т олько т ѣ изъ и н о го р о д н и х ъ п о д п и с ч и ­ ковъ, к о т о р ы е п о д п и ш ут с я на «Сынъ Оте яества» д о 4 -ю Я н в а р я 4 8 6 8 го д а , п о т о м у – чт о всѣ за к а зы д ѣ л а ю т ся р ед а к ц іею за б л а ­ говрем енно и на осн ован іи п ост уп и вш и х ъ т р е ­ б о ван ій . О со б ен н о ж е важ н а р а н н я я п о дп и с к а д л я м о д н ы х ъ к а р т и н о к ъ , к о т о р ы я п р и го ­ т овл я ю т ся въ П а р и ж ѣ , с о о б р а зн о съ чи слом ъ п одп и сч и ковъ , п о ст уп и вш и х ъ до 4 Я н в а р я . Н а б уд ущ ее врем я Р е д а к ц ія «С. От.» обѣ щ ает ъ не у п уск а т ь и зъ ви ду ничего ж и в а ю и соврем ен н аго, а главное т о го , чт о м о ж ет ъ п ри н ест и п о л ь зу и сла ву Р о с с іи . П одп и ска н а «Сынъ Отечества» п ри н и м а ет с я въ С .-П е т е р б у р гѣ , въ главной кон т ор ѣ ж у р н а л а , сост оя щ ей п р и кн и ж н ом ъ м агази н ѣ А . А . С м и р д и н а и К ом ина Н евско м ъ п росп ект ѣ въ д о м ѣ П ет илія; въ М о ск вѣ – въ к о н т о р ѣ «Сына Отечества», п р и кн и ж н ом ъ м агазинѣ И . В . Б а з у н о в а . П одп и сн а я ц ѣ н а : дл я и н о іо р о д н ы х ъ , съ п ер есы л к о ю , 6 р . с .; д л я ст оли ч н ы хъ п о д ­ п и сч и ковъ съ д о ст а вк о ю на дом ъ 6 р с ., безъ д о ст авк и 4 р – 6 0 коп . сер . Р е д а к ц ія ж у р н а л а «С. От.» н а х о д и т с я въ П о ч т а м т ск о й ул и ц а ,, въ д. княгини В я зе м с к о й , б ли зъ И са к іевск а ю с о б о р а . И. В ъ Ж 6 ж у р н а л а « З в ѣ з д о ч к а », з а 4 8 6 7 го д ъ , п ом ѣ щ ен ы сл ѣ д ую щ ія ст ат ьи : С ловесн о ст ь. В ы д у м к а С и сси и ли п р е д а ­ ніе о ш а х м а т н о й и грѣ . (Съ Француз­ скаго Е. Б.) , , , , , 4 4 6 И ст о р ія м оего уч и т ел я . (А. Воронова) , 4 6 9 Ьа регсігіх еі зез реіііз , , , , 4 7 5 Н а у к и . М едвѣ дь. (< ъ Нѣм. Е. Б.) , 4 7 4 С м ѣ сь. О х о т а на слон овъ. (Съ Франц. Марія С.) , , , , , , 4 8 4 В т о р о е п исьм о къ м о ей сест рѣ Н аден ькѣ 4 9 $ Для младшихъ изъ читателей. Б ѣ д н ы й Ѳ е д л . (О. II.) , , , , ‘207 іи . В ъ Ж 6 ж у р н а л а « Л у ч и » , за 4 8 6 7 годъ, пом іьщ ены сл ѣ д ую щ ія ст ат ьи: С ловесн ост ь. Б у р я (К\) , , , 5 6 4 С оверш ен н ая дѣ вуш ка. Иродолж. (А. Во» ронова) , , , , . ., , 5 6 4 Н а у к и . С ло во въ недѣ лю П р а в о с л а в ія и п р и т орж ест вѣ вст уп л ен ія на П рест олъ Г О С У Л А Р Я И М П Е Р А Т О Р А АЛЕК­ С А Н Д Р А Н И К О Л А Е В И Ч А , 2 4 Фев. р а л я 4 8 6 7 го д а , п р о и зн есен н о е въ С .- П ет ер б ургском ъ К а за н с к о м ъ с о б о р ѣ Д . Б . А р х и м а н д р и т о м ъ Іо а н н о м ъ , р е к т о ­ р о м ъ С .-П е т е р б у р гс к о й С ем и н а р іи , 3 8 8 Д а р ф у р ъ , , , , , , 3 9 6 С м ѣ сь. С т о к го л ьм ъ , н равы и о б ы ч а и Ш ведск а го общ ест ва. (Съ Фраицузска* ГО Е. Б.) , , , , , , 404 Г а з ъ , , , , , , ,414 Т р іа н о н ъ . (М. С.) , , , , 41-5 ,- 385 – К и т а й ск ія свадьбы . (М. С.) , , , 4 1 6 п р и к л ю ч ен іе вс ди л и ж ан сѣ . (Августа Во­ ронова) ,,,,,, 4 2 1 О бъясненіе у зо р о в ъ , , , , , 4 5 0 IV. Въ Ж 37-мъ Газеты: М а н у ф а к т у р н ы я и Г о р н о за в о д с к ія И зв ѣ ст ія , за 1857 годъ, помѣ­ щены сдѣдуютія статьи: Г а л ьв а н и зи р о в а н іе ж е л ѣ за .— О бъ ук сусн о к и сл о м ъ гли н озем ѣ . В ъ Л/? 5 8 – м ъ : Г а л ьв а н и зи р о в а н іе ж е л ѣ за ,— О бъ у к сусн о к и сл о м ъ гл и н о зем ѣ .— У с п ѣ х и н а ­ би вн ой ф а б р и к а ц іи по и звѣ ст іям ъ п р о ф е с с о ­ р а П р е с о .— Р а зл и ч іе м е ж д у и ст и н н о — п о с е ­ реб рен н ы м и и п одд ѣ льн о п о сер еб р ен н ы м и т о ­ в а р а м и .— О б р а б о т к а т о р ф а ,— О п ост уп и вш и хъ п р о ш ен ія х ъ на вы дачу п ривилегій . ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. О тъѣзжаютъ за границу : К а н д и д а т ъ И ванъ Л ева к о вск ій — въ Г е р ­ м а н ію , Ф р а н ц ію , А нглію и И т а л ію .— 2. 3 ) П русскій п одд ан н ы й И са а к ъ Н о й — въ Б е р л и н ъ .— 2 . 5 ) Б ельгійскій п о д д а н н ы й , врем енны й 5 -й гильдіи куп ец ъ Я к о в ъ Д О л іа н ъ М о т т е — въ А в ­ ст р ію , П р уссію , Б ел ьгію , Ф рат рію и А н гл ію .— 3 . 4 ) А вст рій скіе п одд ан н ы е В о л ь ф ъ Ф р и д ­ м анъ и В о р у х ъ П а р н есъ —въ А в с т р ію . — 5 . 5 ) П ом ѣ щ икъ С у м с к а го у ѣ з д а В а л ер іа н ъ И вановичъ С а ви ч ъ — въ Г е р м а н ію , Ш в е й ц а р ію и Ф р а н ц ію ,— 3 . 6 ) Т у д а -ж е ■ Ш вей ц а р ск ій п о д д а н н ы й К а р л ъ Ю л ій Матте.-З, ОІІРГВХДВШІІХЪ II ВЫѢХАВШИХЪ. Отъ 31 О ктября по 7 Н оября прибыди : 1 ) Вильгельмъ К р е зе , и зъ С .-П е т е р б у р г а , уп р а вл я вш ій нѣ сколько лѣт ъ карет н ы м ъ за веденіемъ п ри д ворн аго Е Г О И М П Е Р А Т О Р ­ С К А Г О В Е Л И Ч Е С Т В А м а ст ер а И ван а Ф р е- б е л іу с а , сим ъ им ѣ ет ъ чест ь довест и до свѣ ­ дѣ н ія п у б л и к и , чт о онъ р а зд ѣ л и вш и съ сво им ъ к о м п а н іо н о м ъ карет н ое за веден іе, н а х о ­ дивш ееся н а Ж у р а в л е в к ѣ , въ д о м ѣ 1 К у з и н а , ны нѣ от кры лъ н овое кар ет н ое “заведете н а Н и ­ кол ьской у л и ц ѣ , въ д о м ѣ Р у д е н к а , бли зъ х а р ь ­ ковскаго м о с т а , и льст ит ъ себ я н адеж О ою , чт о п у б л и к а не ост ави т ъ его свои м и з а к а з а ­ м и , кот о р ы е он ъ , какъ и преэісде, будет ъ вы п олнят ъ съ величайш ею а к ур а т н о ст гю и о т ­ чет ливост ію . — 2 . 2) І І а К о н т о р с к о й у л и ц ѣ , недалеко отъ К а р п о в ск о й к р ы и и ц ы , въ домѣ Степана Петро­ вича Сѣрика, отдается въ наемъ бельэтажъ «к принадлежащими къ нему с л у ж б а м и — 2. 5 ) О т ъѣ зж аю гцгй изъ Х а р ь к о в а въ О дессу ж елает ъ им ѣ т ь п о п ут ч и к а на п олови н н ы хъ и зд е р ж к а х ъ . С просит ь н а П ескахъ въ дом ѣ ст ат ской совѣ т ниц ы В е л и х о в о й . — 2 . И зъ г. Б ѣ л го р о д а , п редв. двор. кн я зь С а л ­ т ы ковъ; сел. Б а л а к л е и , от . п о о п о л к . Ж и л и н – ск ій ; г С ева ст о п о л я , кол. а с . Б е зс о н о в ъ ; г. И зю м а , от п о д п о л к . Ш и д о к и р с к ій ; сл. Б у р – лукъ, к о л . а с. Г р и ю р о с у л о ; С .-П е т е р б у р г а , кол. а с . А ндреевъ; г. Б о г о д у х о в а , п редв. О вор. Г о м а н о в ъ ; г. З м іе в а , к о л . с о в . И л ь ен к о ; г. З ен ь к о в а , кол. сов. Т и м ч ен к о ; г. К у п я н с к а , о т . п о л к . М е с с а р о ж ъ ; с л . В о д о л а ги , ст а т . сов. граф ъ С и версъ; г. С т а р о б ѣ л ь с к а , к о л , сек р . Ч м ы хо въ . В Ы Ѣ Х А Л И : В ъ г. В о р о ч у , п о д п о л к . А за р ь ев ъ ; г. В о р о • псмсъ, ген.-м агоры : Б р у н н е р ъ и В ей съ ; г. В о л ­ ча н ск ъ, к о л . а с .: гра ф ъ Г е н д р и к о в ъ и б аро н ъ М и л леръ З а к о м ел ь ск ій ; г. Б ѣ л го р о д ъ , п олк. граф ъ Б реи ц ъ и м а іо р ъ К а м е н с к ій ; г. И зю м ъ , ко л . а с. Ш а б ел ьск гй и п о л к . Ш и д о к и р с к ій ; г. Ч угуевъ, м а іо р ы : П р ій м а , С т ессель, п о лк . Б р евер н ь п п о д п о л к . /ін ъ к о -Д а р о в с к ій ; г. Б а х – м ут ъ , ко л . а с . К а р п о в ъ ; г. П о л т а в у , к о л . а с. К а т ер и н и н ъ ; г. С и м ф е р о п о л ь , надв. со в. К а л с р и ; г. Б и р ю ч ъ , м а іо р ъ П уш ковскги. Неч. позвод. 9 Ноября 1857 г. Н . Л а вп овск ій . Р е д а к т о р ъ Щ и т о въ , ,Къ Ж 4¾ Нео®. части Хар. Губ. В ѣ д . 1854 года* ОБЪЯВЛЕНІЕ. Изъ билетовъ розыгрывавшейся въ пользу Харьковскаго Духовнаго дѣвичьяго училища лотереи выигрышными оказались нижеслѣдующіе ц No Л ? і Ж Ж 1 5 0 0 Фарфоровая корзнпка. 2111 Приборъ для письма съ эмалью. 2 /і2 1 Фарфоровая раковина для туалета. 1/1-22 Перламутровая чернильница. 1 1 8 Флаконъ Фарфоровый. 1/1-1 Корзинка Фарфоровая съ бронзой. 1 0 4 6 К руж ка зеленаго хрусталя съ бронзой. 2 9 8 6 Колокольчикъ малиноваго стекла. /0 8 9 Флаконъ Фарфоровый. 93Т Вазочка Фарфоровая для перьевъ. 1 0 1 Я щ икъ металлическій» 213/1- Перламутровая книжечка для билетовъ. 191 1 Серебряны й у ми для дамской работы. 6 Ваза краснаго хрусталя. 2 1 5 6 К руж окъ гарусный подъ лампу, / 6 5 9 Т ѵф . ш , вышитыя гарусомъ. 29 3 ¾ Салфетка Филейная для стола. 81 2 Бѣлый французскій платокъ. 2 0 9 3 Дѣтская кофточка бѣлая. 581 Дорояснш м ѣ ток ъ , вышитый по конвѣ. /1-41 Дѣтскій Фартушекъ вязаный. 8 2 4 Салфетка для чайника. 3// Филейная салФетка для кресла. 2 3 1 9 ( 1 0 9 2 ( ШелкоВЫе п^аточки. 5 0 6 ( 6 8 6 ( Ш итье для четы рехъ дѣтскихъ юбокъ 11¾ ( по одаому на выигрышъ- 2 8 5 0 ( / 5 1 5 Ю бка, вышитая, большая. 2 5 9 ¾ Ю бка большая, выш итая. 18/1 ( 1 6 2 9 ( 2¾ салфетки для чаю, по 6 на выиг- / 8 8 3 ( р ы т ъ . /1 8 5 ( 2 1 П На дѣтскія колошки ш в ть есъ прошвами. 28/1-3 Т ож е. Ж Ж 68 ( 522 ( Пять паръ дѣтскихъ колошекъ по і*ар^ /160 ( /95 ( на выигрышъ. 658 ( / / / Филейные рукава, / 1 8 / Серебряная вызолоченная кружка. 2 8 1 0 Серебряный стаканъ съ чекалыо^ 2 5 6 0 Фарфоровый стаканъ для чаю. 2 6 6 ¾ Картинка: Марія Магдалина. 1 8 5 Портфель, выш итый по шелковой конвѣ* 2 1 0 Золотая табакерка. 669 Портфель, вышитый по серебряной конвѣ. /•■ 21 Подушка, вышитая бисеромъ, 2 6 1 0 Двѣ тарелочки Фар-горовыя. 1655 Деа подсвѣчника бронзовы хъ. /|-59 Коверъ польскій. І16 Тоже. 515 Бронзовая пепельница (въ видѣ жува). 80 Бронзовая пепельница (въ видѣ вазы). 1296 Колокольчикъ бронзовый. /285 Шкатулка мужская большая. і648 Большая бронзовая лампа, • Ш катулка съ приборомъ для чаю. 2/151 Фарфоровый чайникъ съ камФоркой. 1102 ТуФли, шитыя серебромг. ;*92 Бронзовая тарелочка для оплатовъ. 2 0 0 Кусокъ темнозеленаго б ар хату /1-8¾ Кусокъ матеріи дам&. 9 0 3 Чернилпца накладнаго серебра. 1220 Синій стекллиый Флаконъ. 2 2 1 8 Корзинка фарфоровая. 2/92 Корзинка ФярФоровая для дамскихъ вещ ей. /5 0 6 Флаконъ бѣлаго стекла съ змѣйкой. 2 9 3 3 Молошнпкъ матоваго стекла. 2 /і5 б Бронзовый колокольчикъ. 2511 Фарфоровая чайная чашка. ,л гл * 190/ М асдянвца бѣлаго стекла, 1 7 5 6 Стекляная кружка для пива, 2 6 5 7 Приборъ почтовой бумага. £ 8 7 2 Фарфоровая кукла съ гитарой. 2 2 2 6 Термометръ, обдѣланный въ бархатъ. 1 3 3 0 Фарфоровая кукла— мальчикъ съ виногра­ домъ- 2 9 7 5 Фарфоровая кукла— дѣвочка сг цвѣтами. 2 3 7 0 — — — — ——— дѣвочка съ книгой, 11158 К руж евны е рукава. 2 5 8 5 Ф ранцузскій платокъ коричневый. 1 5 8 6 Ш итье бисеромъ. 81¾ Зелены й ящичекъ. 2 6 2 5 Риірііге для ьивгн. 2 0 7 2 Ш итье шелками по бумагѣ, 1 0 6 7 Ш итье по бумагѣ: коиѵепіг, 3 6 1 Ш итье по шелковой конвѣ 5 5 0 Ш итье на экранъ но конвѣ. 2 0 5 6 Фарфоровая пепельница. 2 5 7 Фарфоровая корзиночка съ ручкой. 2 9 2 5 Раковина для туалета- 2 9 2 Бронзовая вещнца для спичекъ. 694- Стаканчикъ для сигаръ. 5 6 6 Фарфоровая пепельница. 6 5 Дорожная чернильница круглая. І 6 8 6 Дорожная чернильвица четы рехъугольная. 7 2 3 Бронзовый лоточекъ. 1 2 2 8 Бронаовая ручка для бумаги, 1і427 П рессъ-папье зелены й, 2 3 5 6 Чернильница духовая. 7 7 3 Рукапа а воротникъ вышитые. 8 1 8 Воротникъ съ узенькой оборкой; 5 9 3 М аслянпца фарфоровая. 8 0 8 Кофточка вышитая. 2 Коврикъ подъ ноги. 2 3 3 5 К руж окъ, въ тамбуръ вышитый. 2981 Стекляпый павлинъ подъ колпакомъ, 16(2 Стекляный крестъ подъ колпакомъ, 2239 Матоваго стекла стаканъ. 2875 Ваза, для цвѣтовъ, краснаго хрусталя. 1533 Вааочкэ для цвѣтовъ» 569 Кружокъ подъ лампу. 9 9 8 Два подсвѣчника маленькихъ бронзовы хъ. 2 9 0 Пеиельница краснаго стекла. 3 0 Молочникъ фарфоровый. 2652 Хрустальная бѣлая сіенелышца. 2086 Пепельница-баш мачекъ. 2^68 | Датскіе гарусные башмаки. 666 Круглый кошелекъ бисерный. 1290 Кошелекъ шелковый длинный, 2*232 Кошелекъ бисерный. 1887 Шитье по шелковой,конвѣ для портфеля- 1554 Салфетка для чайника, бѣлая. 2327 Пепельница бронзовая. 1099 Деревянный кружокъ подъ дампу. 1607 Тоже, 293 ( 1/П6 ( Т ож е 99 ( 1 * 1126 ( 2553 Пальпитра для нотъ. 2661 ( 1159 ( Тоже. 2905 ( 2008 Башмаки, вышитые зеленымъ гарусомъ сь бисеромъ. 280 Пепельница листочкомъ. 159 Кружокъ накладнаго серебра. 2529 Фарфоровая кукла-мальчекъ. 65 8 Д ѣтскій фарту текъ. 2206 Шитье по бумагѣ бисеромъ. Лица, у которы хъ окаж утся выигрышные ‘No IV* могутъ адресоваться за вещами къ Аннѣ Николаевнѣ Безпальчевои, ж ивущ ей въ г. Харьковѣ въ собственномъ домѣ .