Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край
Регіон:
Харків
Номер видання:
402
Дата випуску:
25.02.1882
Дата завантаження:
02.11.2018
Сторінок:
4
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2017-2018
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Газета громадська, літературна і політична. Щоденне видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ГОДЪ II. ХАРЬКОВЪ, ЧЕТВЕРГЪ 25 ФЕВРАЛЯ (9 МАРТА) 1882 ГОДА. No 402. Отдѣльные NoNo „Южнаго Края” продаются по 6 к. СОДЕРЖАНІЕ: Харьковъ, 24 февраля .1882 года. Обозрѣніе газетъ и журналовъ. Маленькій фельетонъ. Мѣстная хроника: Энтомологическій съѣздъ.— Городская дума.—Изъ городской жизни. Телегражшы (отъ спеціальн. корреспондент „Южнаго Края”, отъ „Международн. телеграфн агентства” н другихъ газетъ). О И Ш Ч Е Н І Е СЛАВЯНЪ. Постоянное стремленіе нѣмцевъ под­ чинить себѣ славянскіе народы въ по­ литическомъ и экономическомъ отно­ шеніяхъ, внести въ ихъ среду раздоръ,  вытѣснить изъ употребленія языкъ пред­ ковъ,— явленіе настолько всѣмъ извѣст­ ное и общепризнанное, что о немъ го­ ворятъ даже элементарные учебники  исторіи, русскіе и иностранные. Стро­ го говоря, нѣтъ никакого разумнаго  основанія проклинать Германію, бро­ сать гнѣвные перуны въ Бисмарка,  предаваться ламентаціямъ. Нѣмцы дѣй­ ствуютъ такъ, какъ имъ выгодно. Сдав­ ленные съ одной стороны морями, съ  другой густо-населенными, вполнѣ раз­ вившимися въ культурномъ отношеніи  французскими и италіанскими землями,  нѣмцы естественно ищутъ новыхъ странъ  для своей дѣятельности и наживы и  отправляютъ избытокъ населенія или  въ .Америку, или въ .славянскія стра­ ны, обильныя природными богатствами  и бѣдныя культурными силами. Славяне  должны трезво смотрѣть въ глаза опас­ ности и спѣшить исправленіемъ тѣхъ  слабыхъ сторонъ своего духовнаго и  матеріальнаго быта, которыя на-руку  германизаторамъ. Если бы славянскіе  государственные и общественные дѣя­ тели съ большимъ уваженіемъ относи­ лись другъ къ другу, болѣе старались  о взаимномъ ознакомленіи и сближе­ ніи, усердно развивали кроющіяся въ  народѣ громадныя духовныя силы и  посвящали свои заботы подъему эконо­ мическаго благосостоянія крестьянъ,—  то нѣмцамъ было бы крайне трудно  внѣдряться въ славянское племенное  тѣло и онѣмеченіе мало-по-малу]прекра-  тилось бы совсѣмъ. Нѣмцы волей-нево­ лей должны были бы признать въ сла­ вянахъ равносильнаго себѣ культур­ наго дѣятеля, котораго не собьешь съ  пути всемірнаго прогресса ни мечомъ,  ни книгой. Сравнительное изученіе нѣмецкаго  и славянскаго прошлаго открываетъ не- йэслѣдшя кззѣетія. Внутреннія извѣстія:  Корреспонд. „Южнаго Края “ изъ  Старобѣлъскаіо уѣзда ,  Ялты  н  М а­ ріуполя .—Извѣстія другихъ газетъ: изъ  Одессы. Внѣшняя корреспонденція: изъ  Женевы. Сшѣсь. Биржевая хроника и торговый отдѣлъ. Календарь. Ѳнравачныя свѣдѣнія. Фельетонъ:  Онѣмеченіе славянъ,  Н. Ф. Сун­ цова. Объявленія. чальную картину насильственнаго подав­ ленія славянскихъ народовъ нѣмцами. Онѣмеченіе славянъ началось во вре­ мена незапамятной древности, развива­ лось послѣдовательно и непрерывно, и  въ настоящее время совершается съ та­ кимъ напряженіемъ силъ, какого не  было никогда прежде. Въ многовѣко­ вой всемірно-исторической трагедіи по­ рабощенія славянъ нѣмцами выдается  нѣсколько крупныхъ актовъ. Первый актъ относится къ среднимъ  вѣкамъ, преимущественно къ IX — X II  стол. Мѣсто дѣйствія— преимуществен­ но пространство между Эльбой и Оде­ ромъ. Главные дѣйствующія лнца—  германскіе императоры Карловингскаго  и Саксонскаго домовъ и баварскіе гер­ цоги Гвельфы. Народы, заживо похо­ роненные— балтійскіе славяне, лютичи,  бодричи и поморяне. Балтійскіе сла­ вяне занимались земледѣліемъ и тор­ говлей и имѣли много городовъ. Древ­ ніе иностранные писатели хвалятъ ихъ  добродушіе, гостепріимство, честность,  воинственность и храбрость *). Къ не­ счастію, балтійскіе славяне дѣлились  на множество мелкихъ нлеменъ, враж­ довавшихъ между собою. Нѣмцы поко­ рили ихъ по частямъ и частью истре­ били, частью онѣмечили. На мѣстѣ  жительства балтійскихъ славянъ воз­ никла прусская монархія, имѣвшая  первоначально болѣе, чѣмъ на полови­ ну, славянское населеніе. Въ настоящее  время память о балтійскихъ славянахъ  сохранилась въ названіяхъ городовъ и  мѣстечекъ въ Ганноверѣ и Бранден­ бургѣ. Въ Галле, на соловарняхъ ра­ ботаетъ около сотни потомковъ древ­ нихъ вендовъ, сохранившихъ прадѣ­ довскіе нравы и обычаи. Второй актъ относится къ началу  X V II ст. ко времени Бѣлогорской бит­ вы (1620 г.). Мѣсто дѣйствія— Чехія.  Жертва нѣмецкаго аппетита — чехи. Уг­ нетатели славянской національности —  германскіе императоры габсбургскаго  дома. Съ древнихъ временъ въ Чехіи *) „Архивъ юрнд. и иракт. свѣд.“ Калачо- , ва, 1862, III, 8 и друг. Статья Гидьфердіінга I „Борьба елав. съ нѣмцами на Балт. поморьѣ11. ХАРЬКОВЪ, 24-го февраля 1882 г. Въ послѣднее время французская па­ лата депутатовъ встревожилась слуха­ ми, что духовные ордена, недавно уда­ ленные изъ Франціи, снова возвраща­ ются въ страну и занимаютъ монасты­ ри и другія зданія, имъ принадлежа­ щія. Одинъ изъ депутатовъ, ІІрадонъ,  сдѣлалъ запросъ министерству по это­ му поводу и указалъ на то, что трап­ писты утвердились въ Треву, а іезуи­ ты въ Тулузѣ. Министръ внутреннихъ  дѣлъ отвѣчалъ, что нынѣшній каби­ нетъ не отступитъ отъ прежней поли­ тики и не допуститъ, чтобы законы о  подчиненіи церкви государству были  нарушены духовными орденами. На  этотъ разъ палата удовольствовалась  отвѣтомъ министерства Фрейсине. Но,  быть можетъ, опасенія нѣкоторыхъ чле­ новъ палаты, чтобы клерикалы не под­ няли снова голову’ so Франціи и не  вступили въ борьбу съ закономъ, имѣ­ ютъ основаніе. Очевидно, клерикалы  не теряютъ  надежды снова заво­ евать себѣ потерянныя временно пра­ ва. По крайней мѣрѣ, такъ можно ду­ мать, судя по послѣдней энцикликѣ,,  съ которою папа Леонъ X III обратил­ ся къ духовенству Италіи. Пана вы­ разилъ желаніе, чтобы духовенство,  которое до сихъ норъ не принимало  участія въ избирательной борьбѣ, выш­ ло изъ своего бездѣйствія и восполь-‘  зовалось нравами, которыя предостав­ ляются ему новымъ избирательнымъ  закономъ въ Италіи. Кто знаетъ духъ  католическаго духовенства и ту стро­ гую дисциплину, къ какой оно при­ выкло въ теченіи вѣковъ, тотъ пой­ метъ, что возваніе папы касается не  одной Италіи. Намъ кажется, что по­ бѣда надъ клерикализмомъ не обойдется  правительству Франціи такъ легко,  какъ думаютъ Жюль Ферри и Гам-  бетта. Употребленіе крайнихъ средствъ,  полицейскихъ мѣръ и даже военной  силы противъ духовныхъ орденовъ во  Франціи, какъ было это въ прошломъ  году, могутъ повториться еще не разъ  въ этой странѣ. Для успѣшной борьбы  съ клерикалами французскому прави­ тельству потребуется еще много вре­ мени. А какъ трудна эта борьба— по­ казываетъ примѣръ Германіи. Много  лѣтъ прошло со времени изданія май­ скихъ законовъ въ Пруссіи, направлен­ ныхъ противъ католическаго духовен­ ства— и въ концѣ концовъ князь Бис­ маркъ долженъ былъ сдѣлать ему уступ­ ки и ограничить примѣненіе этихъ за­ славяне боролись съ нѣмцами. Въ по­ ловинѣ XV вѣка гуеситы истребили  многихъ нѣмцевъ и, такимъ образомъ,  нѣсколько очистили родную страну отъ  иноземцевъ. Но въ началѣ тридцати­ лѣтней войны (1618 — 1648 гг.) нѣм­ цамъ удалось нанести чехамъ рѣшитель­ ное пораженіе на Бѣлой горѣ. Чеш­ скій народъ, въ нѣсколькихъ поколѣ­ ніяхъ, былъ подвергнутъ кровавому пре­ слѣдованію. Тысячи селъ были сожже­ ны и опустошены такъ, что многія изъ  нихъ никогда уже болѣе не возстанов-  лялись.’М асса народа погибла отъ го­ лода, нужды и непріятельскаго меча.  Изъ трехъ милліоновъ жителей послѣ  тридцатилѣтней войны осталось около  8 0 0 ,0 0 0 душъ. Католичество сдѣлалось  обязательнымъ вѣроисповѣданіемъ, и  многіе протестанты были выселены на­ сильно. Торговля упала. Промышлен­ ная дѣятельность почти прекратилась.  Крестьянинъ былъ лишонъ земледѣль­ ческихъ орудій, Во многихъ мѣстахъ  земледѣльцы должны были запрягать въ  плугъ самихъ себя *). Нужно было  200 лѣтъ, чтобы чехи пришли въ се­ бя, вспомнили о своихъ старыхъ націо­ нальныхъ правахъ и потребовали у нѣм­ цевъ ихъ возвращенія. Тажолыя бѣд­ ствія закалили ихъ энергію, и, какъ из­ вѣстно, имъ удалось кое-что вырвать  изъ рукъ надменнаго завоевателя. Третій актъ относится ко второй по­ ловинѣ X V III ст., ко времени раздѣ­ ловъ Польши. Старый Фрицъ, прототипъ  истаго пруссачества и духовный пра­ отецъ всѣхъ современныхъ Бисмарковъ,  включилъ нѣсколько польскихъ обла­ стей въ составъ нѣмецкихъ земель и  приступилъ къ онѣмеченію подвласт­ ныхъ ему поляковъ. Колыбель Польши,  Познанская область, въ 1793 г. иере-  шла во владѣніе Пруссіи и окончатель­ но была закрѣплена въ 1815 г. Съ  этого времени она подверглась напору  нѣмецкой стихіи. Въ настоящее время  въ Познани господствуетъ нѣмецкій  языкъ. Большая часть польскихъ зе­ мель перешла въ руки помѣщиковъ нѣм- *) Томка, чешская исторія. Стр. 722. коновъ на практикѣ. Вотъ почему намъ  кажется, что во Франціи борьба съ  клерикализмомъ еще не кончена, что  правительство этой страны должно стро­ го слѣдить за малѣйшимъ нарушені­ емъ вновь изданныхъ законовъ о секу­ ляризаціи школъ и другихъ мѣрахъ,  принятыхъ въ послѣднее время противъ  недозволеннаго вмѣшательства церкви  въ дѣла свѣтскія, въ дѣла государства.  Напоминанія объ этомъ со стороны ли­ беральныхъ членовъ палаты депутатовъ  никогда не будутъ лишними. Противъ  такого врага, какъ клерикалы во Фран­ ціи, надо быть постоянно на-сторожѣ. „Русскія Вѣдомости”, доказывая не­ обходимость измѣненія существующаго  бракоразводнаго законодательства, у ка­ зываютъ на то, что вообще далеко не  всѣ изъ дѣйствующихъ теперь законовъ  о разводѣ имѣютъ происхожденіе ка­ ноническое, установленное вселенскими  соборами. Большинство ихъ перешло въ  консисторскую книгу 1874 г., служа­ щую и по сіе время сводомъ законо­ дательныхъ постановленій но этому пред­ мету изъ кормчей книги. Мало того,  оказывается, что въ до-ІІетровекой Р у ­ си разводъ допускался гораздо чаще,  чѣмъ въ настоящее время. Такимъ об­ разомъ, возможенъ былъ разводъ вслѣд­ ствіе тяжкой болѣзни, или жестокаго  обращенія одного изъ супруговъ. Петръ  Великій, стремясь уменьшить значеніе  духовенства, старался по возможности  Ограничить предѣлы юрисдикціи цер­ ковныхъ судовъ, а потому воспретилъ  разводъ въ двухъ указанныхъ случаяхъ,  такъ какъ они предоставляли духов­ нымъ лицамъ слишкомъ широкое влія­ ніе. Желательно было бы, чтобы наши  самобытники и поклонники старины  заимствовали изъ жизни до-Петровской  Руси не одни только недостатки: не­ вѣжество, грубость нравовъ, суевѣрія,  мѣстничество и нроч., ио также и тѣ  немногія хорошія стороны, къ числу  которыхъ несомнѣнно принадлежитъ  до-Нетровекое бракоразводное законо­ дательство. Сторонники существующихъ поста­ новленій о разводѣ указываютъ на то,  что затруднительность развода дѣлаетъ  болѣе прочь ми брачныя и семейныя  узы. Однако, въ дѣйствительности наб­ людается обратное: тамъ, гдѣ разводъ  допускается и практикуется въ широ­ кихъ размѣрахъ, семейная жизнь от­ личается строгостью и чистотою нра­ вовъ. Такова напримѣръ Англія. Французское законодательство почти  безусловно воспрещаетъ разводы, до- цевъ. Германское правительство содѣй­ ствовало этому переходу устройствомъ  земельныхъ банковъ, благодаря кото­ рымъ польское дворянство быстро впа­ ло въ долги и спустило свои земли въ  нѣмецкія руки. На дняхъ въ газетахъ  напечатано было извѣстіе, что многіе  польскіе крестьяне переселяются изъ:  Познани въ Америку, іітакъ какъ на  родинѣ сдѣлалось тяжело жить отъ но­ выхъ пришельцевъ иноземцевъ. Еще  ранѣе 1793 г., со времени вестфаль­ скаго мира, восточная Померанія вош­ ла въ составъ бранденбургскаго государ­ ства, нозднѣе Пруссіи. Въ этой стра­ нѣ живетъ польское племя кашубы.  Они скрываются въ песчаныхъ и бо­ лотистыхъ захолустьяхъ, куда рѣдко  заглядываетъ путешественникъ. Слабое,  затерянное славянское племя всецѣло  нодчиншюсь нѣмецкой образованности  и нѣмецкому языку. Русскій учоный  Гильфердингъ въ 1856 г. посѣтилъ  кашубскій край. Одъ нашолъ, что по  славянски говорили только старики, со  смертью которыхъ должна окончательно  погаснуть славянская народность кашу­ бовъ. Хотя стариканъ грустно видѣть  исчезаніе родной рѣчи, хотя они зна­ ютъ и говорятъ, что берлинское пра­ вительство сильно участвуетъ въ истреб­ леніи у нихъ славянскаго языка, од­ нако оеи не ропщутъ. Германизація  приняла такіе размѣры, что народъ  покорился ей, какъ судьбѣ неотврати­ мой. „Родители наши плакали и жало­ вались, съ грустью говорилъ кашубъ  Гильфердингу, что дѣти ихъ должны  были учиться по нѣмецки, но это не  помогло. Теперь мы всѣ должны быть  нѣмцами” *). Четвертый актъ разыгрывается въ  настоящее время. Во главѣ объединен­ ной Германіи стоитъ Бисмаркъ—гені­ альное воплощеніе всей нѣмецкой исто­ ріи съ ея, преимущественно, хищниче­ ской стороны. Большая часть славян­ скихъ земель находится въ состояніи  реакціоннаго застоя. Внутри славян­ *) Этнографнч. Сборникъ 1862. V. Ст. Гнльфер- диига „Остатки славянъ11 стр. 16. пуская лишь, такъ назыв., separation  des corps et des biens. А между  тѣмъ французская литература взять)  хотя бы послѣдніе романы Эм. Зо­ ла) достаточно ярко рисуетъ ту глу­ бокую распущенность, испорченность  нравовъ, которая охватила семейную  жизнь во всѣхъ слояхъ французскаго  общества, начиная съ низшихъ клас­ совъ и буржуазіи и кончая высшими  представителями родовитой аристокра­ тіи. Правда, могутъ указать на при­ мѣръ Россіи, гдѣ въ 1858 г. было 7  случаевъ развода, а въ 1860 г. — 21.  Но, вѣдь, всѣмъ извѣстно, что наши  супружескіе нравы у насъ особенною  чистотою не отличаются. Въ жизни  простонародья de facto существуетъ  разводъ, который санкціонируется во­ лостнымъ сходомъ, выдающимъ отдѣль­ ные виды на жительство расходящимся  супругамъ. Еще печальнѣе картина  семейныхъ нравовъ въ среднихъ и выс­ шихъ классахъ. Здѣсь обычай не санк­ ціонируетъ факта дѣйствительнаго раз­ вода; но жизнь сильнѣе закона и не­ возможность удовлетворить его требо­ ваніямъ ведетъ лишь къ адюльтеру,  прикрываемому фиктивнымъ продолже­ ніемъ супружескихъ отношеній. МАЛЕНЬКІЙ ФЕЛЬЕТОНЪ. СЕРЕНАДА ЧАЙКОВСКАГО. (Седьмое музыкальное собраніе харьковскаго отдѣленія Импер. русск. музык. общества). Непостижимо!… Ничего, кромѣ мас­ сы звуковъ, струящихся шумнымъ во­ допадомъ, разсыпающихся, замираю­ щихъ и снова собирающихся въ жи­ вые аккорды… Между тѣмъ, слуша­ тель совершенно исторгнутъ изъ сфе­ ры мыслей, которыми онъ только что  былъ занятъ, изъ сферы чувствъ, хо­ лодныхъ и апатичныхъ, которыми онъ  только что былъ нреисполнеиъ. Онъ  невольно впадаетъ въ какой-то полу­ сонъ, полу-грезу. Сначала, при пер­ выхъ взмахахъ смычковъ, онъ еще рав­ нодушенъ, проза дѣйствительности еще  владѣетъ имъ; однако же, мало по ма-  лу, веселый пѣвучій мотивъ („Pezzo  in forma di Sonatino”) врывается въ ду­ шу, вступаетъ въ борьбу съ ея содер­ жимымъ и быстро одерживаетъ верхъ.  Все, бывшее только что въ душѣ, ис­ чезаетъ, какъ клубы сѣрыхъ облаковъ  предъ радостнымъ солнечнымъ свѣ­ томъ; сердце, только что тоскливо рав­ нодушное, освобождается отъ всѣхъ  житейскихъ осадковъ, оживаетъ и на- скихъ народовъ происходитъ броженіе  неустановивщихся общественныхъ эле­ ментовъ. Нѣмцы очевидно спѣшатъ во­ спользоваться удобнымъ моментомъ для  проведенія своихъ германизаторскихъ  плановъ. Ихъ рука протягивается даже  въ предѣлы русскаго народа. Въ ІІри-  вислянскомъ краѣ и въ ковенской гу­ берніи нѣмецкіе поселки растутъ и  множатся. Въ Болгаріи разрушена та­ кая форма государственнаго правленія,  которая гарантировала страну отъ вред­ ныхъ для нея вліяній иноплеменниковъ.  Въ Сербіи низложенъ митрополитъ Ми­ хаилъ, свѣтлая и благородная личность,  извѣстный сербскій патріотъ. Въ Гер­ цеговинѣ, Босніи и Далмаціи славянъ  давятъ вооружонной рукой. Правда, славяне въ настоящее вре­ мя разрозненны, слабосильны и бѣдны,  но уже зародилась та свѣтлая искра  духовнаго братства, которая не дастъ  имъ погибнуть. Прошло время, когда  въ Москвѣ не знали того, что дѣлает­ ся въ Бѣлградѣ, и въ Прагѣ не знали  о Кіевѣ. Сами нѣмцы своимъ націона­ лизмомъ указали славянамъ путь ко  спасенію. Спасеніе это—духовное еди­ неніе славянскихъ народовъ на взаим­ номъ довѣріи, уваженіи и изученіи.  Очень важно держать на готовѣ хоро­ шо отточенный мечъ, но однимъ ме­ чомъ славянство не достигнетъ проч­ наго освобожденія отъ нѣмецкаго ига.  Важнѣе умственный и экономическій  прогрессъ. Стоитъ только выдвинуть  (какъ бы это ни было трудно) на сце­ ну исторіи грамотную и матеріально  обезпеченную народную массу славян­ ства, какъ онѣмеченіе славянъ отой­ детъ въ область исторіи, сдѣлается не­ возможнымъ и немыслимымъ, и даро­ витое германское нлемя, мното потру­ дившееся въ области наукъ и искусгвъ,  откажется отъ бисмарковщины и мили­ таризма, и въ дальнѣйшемъ прогрессѣ  пойдетъ съ свободнымъ славянствомъ  рука объ руку, какъ ближайшій со­ трудникъ. Около тридцати лѣтъ назадъ, въ  началѣ крымской войны, Хомяковъ об- чинаетъ акомпанировать веселымъ пе­ реливамъ пѣсни… Между тѣмъ звуки  собираются, сгущаются, переходятъ въ  другой темпъ („вальсъ”), разливаются  широкимъ моремъ, и слушатель чув­ ствуетъ себя подхваченнымъ волнами  этого моря, и, замерѣвъ въ плѣнитель­ ной нѣгѣ, отдается мѣрнымъ и плав­ нымъ размаханъ этихъ волнъ. Это не  сонъ, съ тяжолыми, безобразными сно-  видѣніями, это— истинный „отдыхъ”,  это дремота человѣка, котораго не без­ покоятъ укоры совѣсти, это мирное  покачиваніе въ гамакѣ, высоко подвѣ­ шенномъ надъ землею, въ тѣни раз­ вѣсистыхъ кленовъ, вторящихъ легкимъ  шумомъ своей листвы безмятежно­ му покою природы… Но вотъ заслы­ шалось нѣчто новое („элегія”). Дрем­ лющій открываетъ глаза, прислуши­ вается… Странно, — что это значитъ?…  Скорбитъ-ли это чья-нибудь душа о  потерянныхъ даромъ минутахъ земного  существованія? Тоска-ли то человѣка,  которому скованныя руки мѣшаютъ  развернуться во всю ширь? Доносится  ди это издалека безутѣшный жен­ скій плачъ,— плачъ невѣсты или ма­ тери надъ свѣжей, еще чернѣющей,  могилой безвременно погибшаго доро­ гого человѣка? Или это просто лету­ чій вѣтерокъ запутался въ тростникѣ  и, случайно, но кстати, вздохнулъ  надъ участью живущихъ на землѣ, гдѣ  такъ много добра въ возможности и  такъ мало его въ дѣйствительности?…  Какъ бы то ни было, но слушатель  счастливъ,— въ глубинѣ его души ше­ вельнулось сознаніе, что голосъ чело­ вѣческаго страданія ему не чуждъ, что  онъ въ состояніи понять чужое горе  и пойти ему на помощь, что онъ не  одинокъ па свѣтѣ, а живетъ среди  существъ, ему подобныхъ и близкихъ…  Наконецъ, въ громкихъ аккордахъ „фи­ нала” послышалось нѣчто русское, род­ ное, послышались отголоски русской,  испытанной удали, которая устоитъ въ  бѣдѣ и поборется съ врагами. Послѣдній взмахъ дирижерской па­ лочки, послѣдній звукъ оркестра — и  концертъ окончился… „Прекрасно!”  „Восхитительно!” проносится по груп­ памъ расходящейся публики. Бѣдный,  слабый человѣческій языкъі Пока дѣло  идетъ о повседневномъ, мелкомъ, обы­ денномъ, у него достаточно словъ и  выраженій, но когда душа всколыхну­ лась до дна, когда сердце томится подъ  бременемъ глубокихъ чувствъ,— тогда  въ его распоряженіи оказываются лишь  отрывочныя, такъ мало выразительныя  восклицанія… ратился къ Россіи съ такими вдохно­ венными истинно патріотическими сло­ вами: Тебя призвалъ на брань святую, Тебя Господь нашъ полюбилъ, Тебѣ далъ силу роковую, Да сокрушишь ты волю злую Слѣпыхъ, безумныхъ, буйныхъ силъ. Но помни: быть орудьемъ Бога Земнымъ созданьямъ тяжело; Свопхъ дѣтей онъ судитъ строго, А па тебя, увы, какъ много Грѣховъ ужасныхъ налегло! Въ судахъ черна неправдой чорнон И игомъ рабства клеймена; Безбожной лести, лжи тлетворной И лѣни мертвой н позорной, И всякой мерзости нолна! О, недостойная избранья, Ты избрана! Скорѣй омой Себя водою иокаянья— Да громъ двойнаго наказанья Не грянетъ надъ твоей главой!. Мерзости въ родѣ лести, лжи и лѣни  и теперь еще слишкомъ много. . Въ другомъ стихотвореніи Хомяковъ  говоритъ; Не терпитъ Богъ людской гордыни, Не съ тѣми Онъ, кто говоритъ: „Мы—соль землн, ыы—столбъ святыни, Мы— Б ожій мечъ, мы —Божіи щитъ11! Оат> съ тѣмъ, что гордости лукавой Вт. словахъ смиренья не рядилъ, Людскою не хвалился славой, Себя кумиромъ не творилъ. Онъ съ тѣмъ, кто  духа и свободы Ему возноситъ ѳиміамъ: Онъ съ тѣмъ, что всѣ зоветъ народы Въ духовный міръ, въ Господенъ храмъ. Поэтъ окрыляетъ сердце славянина  надеждою на свѣтлую будущность. Пронесется мракъ ненастный — И, ожиданпый давно, Возсіяетъ день прекрасный, Братья станутъ за одно: Всѣ велики, всѣ свободны…………….. ….  . Е. Сунцовъ. ✓ ЮЖНЫЙ КРАЙ ” Ю Ж Н Ы Й  К Р А Й ” 1 8 8 2 г о д а . . ГАЗЕТА  ОБЩЕСТВЕННАЯ, ЛИТЕРАТУРНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ В Ы  ХОДИТЪ ЕЖЕДНЕВНО. Редакція газеты  помѣщается въ г. Харьковѣ, въ Петровскомъ переулкѣ, А» 1-й; для личныхъ объ­ ясненій по дѣламъ газеты открыта ежедневно, кромі; воскресныхъ и нраздндтныхъ дней, отъ 2-хъ до 3-хъ часовъ дня.—Статьи, доставляемыя въ редакцію, должны быть непремѣнно за подписью іи съ адресомъ автора. Статьи, доставленныя безъ обозначенія условій, признаются безплатными. Статьи, признанныя удобными для печати, подлежатъ, въ случаѣ надобности, исправленію и сокращенію. Мел­ кія статьи, замѣтки и корреспонденціи, неудобныя для печати, уничтожаются. Главная’контора редакціи  въ Харьковѣ, на Московской ул., въ д. Харьковскаго Универ­ ситета, No 7-й, при „Публичной Библіотекѣ11 А. А. Іозефовяча, принимаетъ подписку и объяв- явленіл; открыта въ будни отъ 8 час. утра до 7 час. вечера, а въ воскресные и праздничные дни оть 11 до 4 час. дня. Кромѣ того, ПОДПИСКА и ОБЪЯВЛЕНІЯ ПРИНИМАЮТСЯ;  въ Петербургѣ —въ Центральной конторѣ объявленій для всѣхъ европейскихъ языковъ, на Невскомъ проспектѣ, въ домѣ Стру- бннскаго и въ книжномъ магазинѣ  Э мііля  Гартье, на Невскомъ проспектѣ, No 27;  въ Москвѣ — въ Центральной конторѣ объявленій для всѣхъ европейскихъ языковъ, на Петровкѣ, въ домѣ Оолодовникова и въ конторѣ подписки и объявленій II. Пе нео веной;  въ Варш авѣ —нт. вар­ шавскомъ агентствѣ объявленіи Рейхманъ ц Френдлеръ, на бенаторской улицѣ, No 22;  въ Кіе­ вѣ—въ  книжномъ магазинѣ Е. Я. Федорова;  въ Одессѣ—  въ книжныхъ магазинахъ В. И. Бѣла­ го и Е. II. Раснонова;  въ Полтавѣ— въ книжномъ магазинѣ Г. И. Бойпо-Родзевнча іг  въ Кре­ менчугѣ—  у нотаріуса И. Ф. Бильберберга. Изъ Франціи объявленія принимаются исключительно въ Парижѣ—у  Havas, Lafite et С°, Place de la Bourse. ПОДПИСНАЯ  ЦѢНА. Безъ дост. Съ дост. Съ перес.і  Безъ дост. Съ дост. Съ перес. На годъ . \ . 10 50 12. – 12 50  \  На 6 мѣс. . . 6 —  1  — 7 ‘ 50 „ 11 мѣс. . . 10 — 11 50 12 — 5 „ . . . 5 40 6 30 6 60 „ Ю „ . . 9 25 10 75 11 23 „ 4 „ . . . 4 50 5 20 5 60 „ 9 „ . . 8 50 10 — . 10 25  3 „ . . . 3 50 4 — 4 50 „ 8 „ . . 7 75 9 10 9 50 і. „ 2 „ . . . 2 40 2 80 3 20 „ 7 „ . . 7 — 8 20 8 50 > „ 1 „ . . . 1 20 1 40 1 60 Допускается разсрочка платежа за годовой экземпляръ, но соглашенію съ редакціей. Подписка нрншшается только съ 1-го числа каждаго мѣсяца. В Ы Ш Л А Н О В А Я К Н И Г А „ОБО ВСЕМЪ ПО СИЛѢ РАЗУМѢНІЯ” ЛИТЕРАТУРНО ОБЩ ЕСТВЕННЫ Е ОЧЕРКИ К. Н. ЯРОША. Цѣна 5 0 коп., съ пересылкою 75 коп., книгопродавцамъ уступка. ПРОДАЕТСЯ: въ Харьковѣ — въ типографіи М. Зильберберга, Рыбная  улица, домъ No 25-й; въ Кіевѣ— въ книжномъ магазинѣ Оглоблина, на  Крещатикѣ; въ С.-Петербургѣ— въ книжныхъ магазинахъ М. Стасюлевича  л  газеты „Новостей”, Невскій проспектъ. Прикажи торговыхъ заведеній г. Харькова, желая торжественно отпраздновать начало закрытія торговли по воскреснымъ  и праздничнымъ днямъ, намѣрены отслужить въ Кафедральномъ Соборѣ, въ  воскресенье, 28 февраля, въ часъ 1 дня, благодарственный молебенъ, и почти­ тельнѣйше просятъ гг. хозяевъ торговыхъ заведеній раздѣлить съ ними такое  торжество, пожаловавъ къ названному молебствію, совершить которое, по прось­ бѣ гг. прикащиковъ, изъявилъ свое согласіе высокопреосвященный архіепископъ харьковскій и ахтырскій Іустинъ.