Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
4
Дата випуску:
25.01.1858
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
13
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ ЧАСТЬ ВЕОФВШАЛЬОАЯ. Л ? 4 . СУЗВС’ГА, ГВЕЗА.7Л 25 ^ЕЯ, 5858 ГОДА, о аюотоякік ОБУЧЕНІЯ ВЪ ГОЛЛАНДІИ. Статья Михаила Митровпча. (Посвящается А. Л. Шаманову). (Окончаніе.) Кромѣ вышеупомянутыхъ школъ, попмо вуемъ слѣдующія. Французскія школы , подобно школамъ для бѣдныхъ, наиболѣе встрѣчаются въ Амстер­ дамѣ. Они устровЬаются частными предпри­ нимателями и находятся въ полномъ ихъ рас­ поряженіи. Названіе свое они полупили отъ Французскаго языка, который въ нихъ преподается по превосходству. Но въ составъ преподаванія включаются и другіе пред­ меты, какъ-то: низшіе-нѣмецкій 1 языкъ, а для желающихъ верхне нѣмецкій, географія , исторія . ариѳметика и алгебра, чистописа­ ніе , пѣніе и рисовальное искусство . Прохож­ деніе всѣхъ этихъ предметовъ соотвѣтствуетъ программѣ, предварительно составляемой со­ держателемъ школы и утверждаемой высшимъ училищнымъ начальствомъ. Была пора, и не такъ давно, когда Французскія школь: въ Голландія, по замѣчанію Тирша, являлись во многомъ сходными съ гостинницами, въ которыхъ кушаютъ ао настольной карточкѣ или билету. Впослѣдствіи жалкая участь этихъ школъ склонилась къ перемѣнѣ или, по крайней мѣрѣ, ихъ окончательное па­ деніе временно отклонено. Наравнѣ съ шко­ лами для бѣдныхъ стоятъ городскія (сііевіаеіі* ІіясЬеп 8 сЬиІеп), посредствующія или проме­ жуточныя (2\уІ8сЬепзсЬи1еп) и мѣщанскія (Вйг§егзсЬи1еп) школы. Всѣ она подчинены ,- 36 – особенному управленію. Городскія школы устроены для дѣтей тѣхъ гражданъ, которые отчасти ила даже вовсе не могутъ платить за ихъ выучку. Плата за ученіе восходитъ отъ 4 до 12 Флориновъ въ годъ. Посред­ ствующія школы такъ называются потому, что они, въ отношеніи платы за ученіе, со­ ставляютъ средину между школами для бѣд­ ныхъ, гдѣ иѣтъ денежнаго вознагражденія за обученіе, н мѣщанскими училищами, куда ежегодно взносится по 12 Флориновъ. Учеб­ ныя книги, которыми руководствуются во всѣхъ этихъ школахъ, при сжатости объема, имѣютъ Форматъ іп Гоііо; они многочислен­ ны и, по понятливости, краткости и нази дательностп содержанія, вполнѣ оправды­ ваютъ свое назначеніе. Эга руководства из­ даются частію обществомъ ревнителей общей пользы, частію же, по благородному примѣру этого общества, посторонними лицами и при­ томъ въ духѣ образцовыхъ произведеній дѣт ской литературы нашего времени. Въ озна- чепиыхъ школахъ у потребляются буквари для чтенія п письма, большія и небольшія отрывочныя упражненія въ чтеніи, довольно пространныя поучительныя повѣсти, Пѣсен ! ныя книжки, церковныя и свѣтскія; сверхъ того, здѣсь находимъ практическое препода­ вай Іе свлщсішо’а исторіи вообще и исторіи благообразнаго Іосифа въ особенности, гео графіи а отечественной исторіи до нашихъ временъ. Историческіе учебника составлены по вопросамъ и отвѣтамъ. Они такъ несложны и непритязательны, что большая часть мѣстъ, въ нихъ содержащихся, легко ыогръ слу­ жить для естественнаго, занимательнаго и наставительнаго собесѣдованія между отцемъ д его дѣтьми. Рисованія совсѣмъ нѣтъ на въ городскихъ, на въ посредствующихъ, ни въ мѣщанскихъ школахъ. Въ пѣсняхъ, ис­ полняемыхъ учениками, ярче всего отра­ жаются вѣчао-свѣжія а неизгладимыя воспо­ минанія о славныхъ событіяхъ отечествен­ ной-^торіи, завѣтныя думы о мужествѣ и добдлістяді’ь■ незабвенныхъ героевъ подвижни­ ковъ родной славы, не говоря уже о другихъ второстепенныхъ предметахъ школьнаго пѣс­ нопѣнія. Преподаваніе религія, какъ мы уже сказали выше, предоставлено церкви, которая является подъ самыми разнообразными Фор­ мами въ Голландіи. Воспитанники въ урочные часы (по два раза еженедѣльно) посѣщаютъ, каждый свою церковь, гдѣ духовные, извѣст­ ные подъ именемъ Каіесііізтеізіег (препода­ вателей катехизиса), наставляютъ ихъ въ ка­ техизисѣ. Многіе изъ церковнослужителей, по увѣренію Тирша, совершаютъ это высокое занятіе весьма механически, небрежно а какъ бы болѣе для изощренія способнос­ ти памяти. Не смотря на то, попадают­ ся законоучители, не лишенные хороша­ го богословскою образованія а имѣющіе право на і звЬстн’осгь въ области богосло­ вія. Прежде нежели набросаемъ харак­ теристику -высшаго обученія, прослѣдимъ еще нѣкоторыя учебныя заведенія въ Гол­ ландія. Между различными установленіями лія общественнаго обученія важное мѣсто занимаютъ училища торговаго .мореплаванія (ЯсЬірр-Оиеск-ЙсІіооІ), не рѣдко содержимыя и не на казенный счетъ. Цѣль, сь ко Горою открыты эти училища, состоитъ въ воспитаніи и -обученіи сыновей вольныхъ мореплавате­ лей, корабельщиковъ, лоцмановъ и ороч. Дь. теіі разныхъ состояній, отдаваемыхъ въ эти училища, стараются приближать, сколько воз­ можно, въ ихъ будущему назначенію, т. е. къ морской службѣ, глубоко поселяя въ ихъ разнохарактерной средѣ духъ общенія. Пи­ томцы училищъ торговаго мореплаванія но­ сятъ однообразную одежду, эмблематически напоминающую экипировку, присвоенную мо­ рякамъ; кормятъ ихъ почти постоянно соле­ нымъ мясомъ да сухарями, что бы тѣмъ смягчать для нихъ рѣзкость перехода къ об­ наженной дѣйствительности морской дпепопли- іны. Гимнастическія упражненія въ-частую производятся въ учвдшцахъ торговаго море­ плаванія. Паю создаться, что воспитанники шкодъ цореа.лдвзціа едона.кев.)-:хор рдіци- ,— 37 — ваются тѣіесво и духовно. По усвоеніи ими до­ статочныхъ познаній въ алгебрѣ, геометріи, математической географіи, морской картѣ и морской наукѣ, ихъ отдаютъ на накой ни- будь остъ-индскій корабль съ обращеніемъ ихъ въ юнговъ (учениковъ) корабли, направ­ ляющаго свой путь въ Остъ-Индію Мослѣ нѣсколькихъ лѣтъ практическихъ занятіи и опытности, мореплаватели-новобранцы снова возвращаются въ училище на одинъ годъ, что бы заключить теоретическое ученіе, ко торое для нихъ тѣмъ полезнѣе, что они на самой практикѣ пріобрѣли себѣ запасъ знанія и ловкости.—Далѣе ламъ слѣдуетъ указать на гиколу для предназначающихся къ ученому зва­ нію ( 8 сЫе (іег 2 ое§Ііп§е Гііг сіаз ЬеЬгапіІ). Ассистенты различныхъ школъ по нѣсколь­ ку разъ въ недѣлю сходятся сюда для обу­ ченія дѣтей, приготовляемыхъ къ преподава­ нію какой ипбудь начальной отрасли наукъ. Въ Голландіи существуютъ, такъ называемыя, Тиіззепзсішіеп, близко подходящія, хотя и несовершенно соотвѣтствующія школамъ для бѣдныхъ. Онн-основанм для 13—14 лѣтнихъ мальчиковъ и дѣвочекъ. Чистота, наблюдаемая ®ъ этихъ учплпщахъ, искусство п успѣшность обученія, вмъ принадлежащаго, поразительны н заслуживаютъ полное одобреніе.Способъ вос­ питанія, въ нѣкоторой степени примѣняемый въ этихъ школахъ, скорѣе естественный чѣмъ искусственный. Значительное число дѣ­ вочекъ, находящихся въ классной комнатѣ, смежной съ залою, заннмаемою мальчиками, большую часть времени посвящаютъ шитыо, вязанію и другимъ рукодѣльнымъ работамъ. Къ духовнымъ учетнымъ заведеніямъ глав­ нымъ образомъ относятся: }Чнсенистско-ка – толическал коллегія (С.оІІе^іипі Саііюіісига) и ѴіКОчІЫ ТІврбКрбЩСІІЦСвЪ . ИЗВѢСТНО, ЧТО ДНС6- нвстско-катоіичсская сектаѵ не исповѣдуя пап- свой буллы Ііпі^ешіиз, объявила римско ка­ толической куріи разрывъ, при всемъ томъ, Что она непреложно сохраняетъ основные дог­ маты ученія Западной церкви,Отсюда янсенис- та.мъ-католикамъ проистекла цасущНая цотреб ность завести, въ своей общинѣ коллегію, въ которой образуется ихъ духовенство. Основаніе этой коллегіи послѣдовало около 1725 г. Про­ визоры, избираемые и назначаемые самимъ архіепископомъ, соединяютъ въ своихъ ру­ кахъ начальство надъ коллегіею, не исключая и учебной стороны ея; на президентѣ же и прокуращорахъ лежитъ вся экономическая часть заведенія. Здѣсь учатъ слѣдующимъ предметами: философіи, догматикѣ, истол­ кованію библіи, древне-кл а с сич е ск и м ъ языкамъ, еврейскому и французскому языкамъ, оте­ чественной и церковной исторіи и ариѳме• тикѣ. — Нельзя пройдти молчаніемъ школъ перекрещенцевъ:— меионитовъ и анабап­ тистовъ. Эго родъ духовныхъ семинарій для приготовленія молодыхъ людей къ мно­ готрудному поприщу церковныхъ наставни­ ковъ и проповѣдниковъ. Ученики, посвящаю­ щіе себя на служеніе церкви, тѣмъ не ме­ нѣе посѣщаютъ общественныя школы, семи­ нарія же довершаетъ образованіе только тѣхъ изъ нихъ, кому не отказано въ этомъ отъ аге-. нея. Средства, постоянно остающіяся въ рас­ поряженіи перекрещенскихъ школъ, споспѣше­ ствуютъ ихъ независимому о прочному сущест­ вованію. Эгя школы могутъ смѣло опираться на миогихъ молодыхъ богослововъ, одолжен­ ныхъ имъ своимъ развитіемъ и пользующих- ся блестящею извѣстностію въ церковномъ писательствѣ. Вся янсенисуская община жи­ ветъ, управляется и движется поступатель­ но впередъ внѣ всякаго вмѣшательства и кон­ троля ея дѣйствій со стороны государства.’ С) Общій очеркъ высшаго обученія.— Охъ болѣе подробной характеристики двухъ пре­ дыдущихъ сферъ голландскаго обученія мы переходимъ къ его заключительному отдѣлу, объемлющему собою троякій видъ училищъ: латинскія шко.щі , атенеи и университеты. Со времена возрожденія наукъ, латинскія гцкольі, какъ явленіе общиннаго устройства, носили на себѣ печать простоты и своеобраз­ ности, Обыкновенно они были подъ управ« лешемъ одного учителя, который, въ случаѣ ,- 38 ѴВРЛЯ’ІІ’ШЯ ШКОЛЫ, п’рІоГірІтал’Ь СРбѣ одного или аЛоліе помощниковъ. Что касается до пред­ метовъ учебнаго курса, тоннъ ограничивался теоретическимъ изученіемъ въ строгомъ смыс­ лѣ латинскаго языка и начальныхъ основаній іреческнго. Чтеніе классиковъ начиналось въ университетѣ. Латинскія школы, — эта первая ступень высшаго образованія, существу­ ютъ для тѣхъ, кто, пронылъ низшее обу­ ченіе, хочетъ достигнуть ученаго положенія ръ обществѣ. Слѣдующія знанія требуются при вступленіи въ этн школы: чтеніе, пись • мо, счисленіе, начала отсчественгшіо языка, начальныя основанія географіи и историчес нихъ наукъ. Способности поступающихъ так­ же опредѣляются испытаніемъ, которое бы­ ваетъ въ началѣ каждаго полугодичнаго курса, въ присутствіи особо-снаряжаемой прави­ тельствомъ коммиссіи. Въ латинскихъ шко­ лахъ, какъ видно изъ самаго ихъ названія, главнѣнпіе преподается латпискій языкъ п по­ томъ греческій преуспѣвающимъ ученикамъ; ло здѣсь не упускается изъ виду и то. чтобы воспитанники ничего не теряли въ другихъ полезныхъ предметахъ ученія. Поэтому, не­ зависимо отъ древняго языкознанія, должны быть преподаваемы, въ продолженіе учебнаго дня, и реальныя пауки, какъ то: общія осно­ ваніи математики’, древняя и новая географія, древняя и новая исторія , греческая п латин­ ская миѳологія Но многихъ латинскихъ шво­ лахъ имѣютъ мѣсто еще и древности Располо­ женіе у [швовъ и часовъ въ этихъ школахъ таково: утромъ ученіе продолжается отъ 9 до 12 часовъ, послѣ обѣда, въ три зимніе мѣсяца, отъ 2 — 4, въ остальное же время отъ У до 5-ти, за исключеніемъ двухъ послѣобѣ­ денныхъ промежутковъ въ недѣлю. Обученіе древнимъ языкамъ ежедневно поглощаетъ утромъ два первые часа, послѣ обѣда — все урочное время — въ теченіе зимы; въ прочіе мѣсяцы оно также сводится къ двумъ часамъ. Вся остальная часть времени употребляется на преподаваніе реальныхъ знаній. Каждая латинская школа раздѣляется на шесть клас­ совъ и находится подъ начальствомъ рекгпорсі, конргктора п одного пли болѣе преподавате­ лей. Ьообще, эти школы имѣютъ неотъем* лемое право готовить своихъ воспитанна* ковъ въ университетъ. Отъ преподавателя требуется, чтобы онъ напередъ получилъ сте­ пень кандидата философіи (сапбісіаіиз іп Іііе» гі$) при университетѣ, которая дается тѣмъ, кто выслушалъ двухлѣтній академическій курсъ; ректоръ и коиректоръ въ городахъ, которыхъ населеніе превышаетъ 20,000 жи­ телей, должны имѣть степень доктора фило ­ софіи ( сіосіог іп Іііегіз). Въ малолюдныхъ го­ родахъ эга ученая степень присвоена одно­ му ректору. Наставники латинскихъ школъ обязательно преподаютъ одни древніе языки; за обученіе другимъ предметамъ имъ пола­ гается особая плата, называемая гонораромъ. Окончившій курсъ въ латинской шкодѣ снабжается аттестатомъ на латинскомъ язы­ кѣ; но поступить прямо въ университетъ онъ можетъ не иначе, какъ пробывъ еще одинъ годъ въ послѣднемъ классѣ школы, кромѣ впрочемъ чрезвычайныхъ слу­ чаевъ возраста пли дарованій. Пріемъ въ ка­ кой нибудь изъ высшихъ классовъ латинской школы зависитъ отъ экзамена, Въ латинскихъ школахъ мы встрѣчаемъ извѣстныя репза — срочныя задачи. ІЗъ каждомъ классѣ раздают­ ся преуспѣвающимъ награды, которыя, смо­ тря по средствамъ, бываютъ большей или меньшей цѣнности. Такъ, награждаютъ изда­ ніями классиковъ во многихъ томахъ: собра­ ніемъ сочиненій Цицерона, изданія Орелли, огромнымъ изданіемъ твореній Виргилія, Гейне и т. д Отбытіе въ университетъ тѣхъ изъ учениковъ, которые удостоились первой ияграды, ознаменовывается торжествомъ. На этихъ торжественныхъ проводахъ, воздавае­ мыхъ по заслугамъ, виновники ихъ произно­ сятъ латинскія рѣчи п оригинальныя стихо­ творенія. Вакаціи продолжаются шесть не­ дѣль, хотя учащіеся бываютъ свободны отъ своихъ занятій во время святокъ и послѣ по­ лугодичныхъ экзаменовъ. Про министерствѣ ,- 38 – внутреннихъ дѣлъ есть чиновникъ съ титуломъ коммиссара латинскихъ школъ. Для каждой школы учреждена городская воммиссія, со стоящая, по крайней мѣрѣ, изъ трехъ чле­ новъ—кураторовъ. Сіи послѣдніе дважды въ годъ доводятъ до свѣдѣнія министерства от­ четъ о состояніи в ходѣ подвѣдомыхъ имъ школъ. Атенеи. Сообщимъ нѣсколько словъ объ атенеяхъ, чтобы дать приблизительно—вѣр­ ное понятіе о нихъ. Эти учебныя заведенія суть не что иное, какъ университеты въ ма­ ломъ размѣрѣ. Атеней, разсматриваемый въ отдѣльности, составляютъ пять профессоровъ: одинъ профессоръ богословія; другой — гори- доческахъ наукъ; третій спекулятивной фи ­ лософіи , математики и естествовѣдѣнія; че­ твертый—греческой и римской литературы; Пятый —восточныхъ языковъ. Медицина и тѣсно связанныя съ нею естественныя нау­ ки’ и химія, по дороговизнѣ необходи­ мыхъ для того аппаратовъ, неудобству собраній и кабинетовъ и несовершенству самаго преподаванія, окончательно исклю­ чены изъ учебнаго плана атенеевъ. Сюда не принадлежатъ только тѣ города, въ кото­ рыхъ есть заведенія для хирурговъ, аптека­ рей и акушеровъ. Правда, въ Гардервпкскомъ о Франекерскомъ атенеяхъ, по уваженію къ ихъ прежнему положенію, какъ академій, бы ли оставлены дна профессора, изъ которыхъ одинъ обязывался читать анатомію и физіо ­ логіи ), другой—ботанику, химію и Фармацію. И потому, слушателямъ, выходившимъ изъ этихъ атенеевъ, приходилось оставаться въ уни­ верситетѣ не болѣе двухъ лѣтъ. Гдѣ старин­ ное полномочіе пли средства позволяютъ, тамъ можетъ быть допускаемо удвоенное чи­ сло преподавателей но отдѣльнымъ профес­ сурамъ. Воспитанники атенея, по окончаніи курса, если вознамѣрятся получить докторатъ, должны посѣщать университетскія лекціи: бо­ гословы и медики четыре полугодія, слуша­ тели прочихъ отдѣленій, ао крайней мѣрѣ, одйаѣ Годъ. Изложеніе чисто-ученыхъ пред­ метовъ имѣетъ своимъ органомъ латинскій языкъ; что же касается до наукъ, свойствен­ ныхъ новому времени, какъ наор. естествен­ ной исторіи, отечественной исторіи и лите­ ратуры, то всѣ они излагаются на нижне-нѣ­ мецкомъ (голландскомъ) нарѣчіи. Надобно за­ мѣтить, что въ обществѣ неоднократно выказывалось мнѣніе о необходимости закрыть атенеи, какъ такія учрежденія, которыя под­ лѣ университетовъ оказываются неумѣстны­ ми. Однако перевѣсъ склонился на сторону противниковъ этого голословнаго мнѣнія.— Университеты. Самые замѣчательные уни­ верситеты находятся въ Лейденѣ, Утрехтѣ и Гренингенѣ. Они раздѣляются на пять Факультетовъ; пятый — философскій Факультетъ распадается на дна разряда: разрядъ мате­ матическихъ и физическихъ наукъ и разрядъ спекулятивной философіи н литературы. Для сохраненія равенства между Факультетами, они каждогодно «чередуются въ своемъ по­ рядкѣ, и ректоръ избирается, по истеченіи го­ да, изъ числа членовъ того Факультета, который стоитъ па очереди. ІІроФессоры представ­ ляютъ на предварительное обсужденіе попе* чителей, составляющихъ вураторію, програм­ мы, которыхъ она будутъ держаться въ пре­ подаваніи. Измѣненія или дополненія въ программахъ допускаются не иначе, какъ съ разрѣшенія комитета попечителей. Лек­ ціи но большей части читаются на латин­ скомъ языкѣ, выключая голландскую ла- тррэтуру и тѣ предметы, которые, по присужденію кураторіи, окажется нужнымъ излагать на отечественномъ языкѣ. За­ говоривъ о голландскихъ университетахъ, мы не мржемъ оставить безъ вниманія хода академическаго ученія, академическичъ сте­ пеней, профессоровъ ц отчасти студентовъ опуская при этомъ другіе, если не,менѣе сут, щестненпыё, то не столько интересные вопро­ сы о наградахъ, ученыхъ собраніяхъ, академи- ческихъ актахъ, корпораціи университетовъ и т, а. Все это удовлетворительно рззьяс- ,- 39 – вяѳтся свѣдѣніями, разбросанными въ сочи­ ненія Тирша.—Чтеніе важдаго отдѣльнаго предмета обыкновеннно продолжается но болѣе года. На каждой лекціи слушатели долж­ ны отвѣчать, т. е. разсказывать содержаніе предшествовавшаго чтенія. Всѣ лекціи суть частныя (ргіѵаіа); имъ соотвѣтствуетъ опре­ дѣленная плата, или гонораръ. Что бы при­ ступить къ спеціальному изученію богослов­ скихъ о юридическихъ наукъ, необходимо удостоиться степени кандидата философіи ; для будущаго медика нужно имѣть кандида­ та математическихъ и естественныхъ наукъ. Затѣмъ, по истеченіи трохлѣтняго спеціаль­ наго ученія, дается право на окончательный экзаменъ, открывающій свободный путь къ тому пли другому званію. Объ успѣшномъ совершеніи обученія новымъ языкамъ, рисо­ ванію и другимъ предметамъ прилагается не­ ослабное стараніе со стороны попечителей. Каждый Факультетъ имѣетъ степева кандида­ та и доктора. Кандидатура достигается не прежде одного года по началѣ академиче­ скихъ заиятій. Студентъ, получившій эту степень, можетъ быть допущенъ къ заклю­ чительному экзамеиу, который наступаетъ чрезъ три года въ богословскомъ и юриди­ ческомъ Факультетахъ, чрезъ четыре въ ме- дициискомъ. Кандидатскій экзаменъ предпо­ лагаетъ три часта: а) словесное испытаніе въ главныхъ предметахъ; Ь) объясненіе дан­ ныхъ мѣстъ и отрывковъ изъ письменныхъ памятниковъ ((ЗиеІІепзсІшГіеп) библіи у бого­ слововъ, книгъ римскаго права у юристовъ, сочиненій Гиппократа у медиковъ; с) удосто­ вѣреніе въ томъ, что лекціи о наукахъ, ве входящихъ въ экзаменъ, дѣйствительно были посѣщаемы испытуемымъ. Экзаменъ произ­ водится со всѣми Формальностями, въ при­ сутствіи Факультета и въ добавокъ на латин­ скомъ языкѣ. Объявленіе о срокѣ экзамена выставляется агі ѵаіѵаз асасіешісаз — на уни­ верситетскихъ дверяхъ. По надлежащемъ окончаніи экзамена, слѣдуетъ повышеніе въ степень (сііе рготоііоп), которая окончатель­ но утверждается за испытуемымъ лишь тогда, когда имъ подано въ Факультетъ для печати разсужденіе на латинскомъ языкѣ, одобрен* ное совѣтомъ профессоровъ. Самый обрядъ возвышенія въ сказанную степень совершает­ ся али публично, въ присутствіи всего уче­ наго сената и въ сопровожденіи особеннаго академическаго торжества, или же часто въ аудиторіи Факультета, гдѣ присутствуютъ ректоръ и секретарь совѣта, и двери кото­ рой бываютъ открыты настежъ. Въ одномъ случаѣ всѣ и каждый можетъ дѣлать возра­ женія и вступать въ споръ съ деФендентомъ, въ другомъ —возражаютъ одни проФессоры. Докторатъ уполномочиваетъ на всѣ права, выраженныя въ дипломѣ, и доставляетъ ве­ личайшую честь а преимущества (*). ІІроФзс- еоры трехъ помянутыхъ университетовъ считаются государственными чиновниками (8іааІв — ЬаінІзЬеашІег); ихъ дѣятельность неограначена тЬсиымъ кругомъ педагогіи, но она простирается на государственную администрацію и на гражданское управ­ леніе. Освобожденіе профессоровъ, равно какъ и студентовъ, отъ, такъ называ­ емой, ЗсЬиІегу, ила національнаго ополченія, ограждено силою закона, (‘ловомъ сказать, она освобождены отъ всякихъ повинностей, несомыхъ гражданами. Окладъ ороФессорска- го жалованья очень значителенъ и состав­ ляется изъ Факультетской платы, подписныхъ денегъ, гонораровъ. Етегіінз, или выслужен­ ный пенсіонъ, равнымъ образомъ достаточ­ но обезпечиваетъ старость труженваковъ на пользу науки и народнаго просвѣщенія. Без­ помощныя вдовы и сироты покойныхъ пре­ подавателей не остаются безъ должнаго вспо­ моженія со стороны правительства. Правила для студентовъ проникнуты ясностію, не­ сложностію и опредѣлительностію. Они пре­ имущественно касаются того положенія, по (*) Ближе ознакомиться съ втпмъ вопросомъ мож­ но изъ сочииевія Тирша отъ 37 до 41 стр. включи- тельио. ,— 40 которому иностранцы или получившіе домаш­ нее воспитаніе подвергаются вступительному экзамену при Гасиііаз Ііііегагит, безъ чего не удосюиваются пріема въ университетъ. Академическая присяга и ежегодное напоми­ наніе закона касательно студентовъ уничто­ жены. Въ давнія времена желающіе очень рано поступала въ университетъ, часто 15 дѣтъ, безъ повѣрки степени илъ првго товленія о съ неограниченною свободою въ выборѣ учебныхъ предметовъ. Тогда же господствовалъ обычай, по которому слушате­ ли, въ первый годъ ихъ нахожденія въ университетѣ, были исключительно пре­ даны изученію твореній классической древ­ ности. Тогдашній университетъ мало разнил­ ся отъ нынѣшнихъ гимназій. Срокъ продол­ женія университетскаго ученія не былъ точно обозначенъ; но за то крѣпко поддерживалось веіюгрѣшительаое убѣжденіе, что исходъ академическаго курса долженъ совпадать съ моментомъ зрѣлостц и полноты ду­ ха, знаній а возраста. Для занятія знатныхъ государственныхъ должностей требовался в требуется докторатъ,—степень, съ достиже темъ которой сопряжена литературная ра- бота, появляющаяся въ печати. Въ этомъ отношеніи Голландія сдѣлала великіе успѣ­ ха въ XVI и XVII ст. въ области высшихъ наукъ, въ особенности богословія и филоло гіи, медицины и юриспруденціи. Вообще не­ мудрено понять, что высшее обученіе, быв шеѳ въ тѣ времена, еще продолжало скры­ вать въ себѣ безплодные остатки умирающа­ го педантизма, когорый, однако, и впослѣд сггвіи довольно отличалъ европейскія школы. Отсылая любознательнаго читателя къ труду Тирша (отъ 48 до 51 стр. включительно) для узнанія обстоятельнѣйшихъ данныхъ о гол­ ландскихъ университетахъ, особенно объ Ут­ рехтскомъ, окинемъ самымъ скользкимъ взглядомъ ученый духъ, который незыбле­ мо царитъ въ Лейденскомъ университе­ тѣ. Лейденскій университетъ, котораго дѣя­ тельность издревле отличалась заботами объ отечественномъ образованіи п оживленіи родныхъ историческихъ воспоминаній, и въ новыя времена является представителемъ вы­ сокой гармоніи ученыхъ стремленій и прак­ тическаго патріотизма, какъ яапр. иъ до­ стопамятныхъ войнахъ съ Франціей) и Бель­ гіей). Что бы составить себѣ понятіе о на­ правленіи лейденскихъ студентовъ, стоитъ только вспомнить, что въ галлереѣ универ­ ситетской библіотеки доселѣ еще хранится, какъ святыня, знамя, предшествовавшее юной академической рати въ сраженіяхъ. Надпись въ латинскихъ стихахъ гласитъ, что это зна­ мя есть произведеніе дѣвственныхъ рукъ, и что юношество, вѣрное незримо присущему духу своихъ праотцевъ, пламенѣетъ рвеніемъ снова подняться въ походъ по первому при­ зыву отечества и народной славы. Вотъ эта стихи, помѣшенные у Тирша па 65 стра­ ницѣ: Ьеісіапае ѵехіііа ѵісіез ѵісіига іиѵепіае Восіае, 8 І§па ѵісіез агшіз іпаецие І)еае. Ѵігфпеае Гесеге шапиз: ^иае сопзрісіз ізіа ч АІипега “гасііѵо Гете СуіЬегеа Вео. Дпѵісіаз (ІиЬіІез асриіаз, зі раігіа Іюпозсрш РаІІасІіоя ііегит р<-зсіЬ асі агта СЬогоз? АѴегѵіаіІае тапез Пои/.ае Іезіапіиг еі итЬга, Расіа зесцлліигоз зе §епегоза раігит. И такъ, даже поверхностно прослѣдивъ состояніе общественнаго обученія въ Гол­ ландіи, едва-ля можно отвергать, что это государство не остановилось неподвижно на одной точкѣ, но дѣлаетъ глубоко расчитанные успѣхи на пути своей образованности. Это государство не отступаетъ отъ послѣдова­ тельно-историческаго развитія и не вѣруетъ слѣпо и безгранично во всѣ теоріи, давно уже миновавшія и утратившія всѣ признаки ихъ органической жизни. Харьковъ. 22 Декабря 1857 г. ,— 41 — о новомъ сѣрномъ ключѣ , открытомъ въ Сла влпосербскомъ уѣздѣ, Екатеринославской гу­ берніи , мѣщаниномъ Давидовичемъ. Ключъ этотъ лежитъ около деревни Ми­ хайловки, отстоящей отъ Слевиносербска на 40 верстъ. Деревня принадлежитъ помѣщику Ро.іе. Разстояніе ключа отъ Михайловки не­ значительное, приблизительно около верс­ ты. Ключъ лежитъ въ низменномъ мѣстѣ и окруженъ съ юго-запада и сѣверо-запада не большими холмами, состоящими, по на­ блюденію врача ( тиоельскаго, изъ мергеля по преимуществу. Почва, окружающая источ­ никъ. по наблюденію того же врача, глинис­ тая Но время лѣта замѣчается на поверхно. ста еа вьівѣтрелость бѣлаго цвѣта, о соста вѣ которой я не могу судить за неимѣніемъ данныхъ. Роздухъ вокругъ ключа пропитанъ, на разстояніи около 50 саженей, запахомъ сѣрнистаго водорода. Этотъ запахъ бываетъ болѣе или менѣе силенъ, смотря по темпера­ турѣ окружающаго воздуха и по степени су хости или влажности его. Ключъ до времени его разработки представлялъ видъ источника, вода котораго очень часто употреблялась окружными жителями съ большого пользою противъ золотухи, ревматизма, различныхъ хроническихъ сыпей и нѣкоторыхъ другихъ болѣзней, о чемъ сообщилъ мнѣ врачъ Сти- бельскій. Но въ настоящее время этотъ источ­ никъ разработанъ въ ключъ. Самый бас­ сейнъ, имѣющій 15 аршинъ въ ширину и столь­ ко же въ длину, наполняется водою въ 24 часа. Впрочемъ, какъ онъ въ настоящее вре­ мя несовершенно обдѣланъ, то и количе­ ство воды, доставляемое ключемъ, не могло быть опредѣлено съ большою точностію. Температура источника въ лѣтнее время, по наблюденіямъ Стабельскаго, оказывается отъ 15°—16° Реомюра. Эта температура ос­ тается болѣе или менѣе постоянною. Бу­ тылки съ водою, доставленныя мнѣ бахмут* скпмъ жителемъ Давидовичемъ, были напол­ нены подъ руководствомъ Стибельскаго. Оні были хорошо закупореипы, такъ что никакой потери въ газѣ быть не могло. Вода, полу- ченная мвою. имѣла слѣдующія свойства: она была совершенно прозрачна, имѣла за* пахь сѣрнистаго водорода, довольно сильный, который усиливается про болтаніи; вкусъ горьковато-соленоватый. Будучи оставлена въ стаканѣ, она понемногу мутится; при этомъ замѣчено выдѣленіе пузырьковъ сѣр­ нистаго водорода. Серебрянная пластинка отъ соприкосновенія съ этою водою чернѣетъ. Реакція воды слабо-щелочная, едва видная. Удѣльный вѣсъ воды , 1 , 0010 . На 100. Количество твердыхъ веществъ , , , , 0,148. Хлористаго натрія , , 0,027. I Углекислой извести , 0,006. Сѣрнистаго водорода , 0 , 001 . Сѣрнокислаго натра , 0,061. Угольной кислоты , , 0,064. Углекислаго натра , , 0.038. Углекислой магнезіи , 0 , 001 . Бромѣ того замѣтны слѣды желѣза, окисп алюминія, органическихъ в’еществъ и кала. Сравнивая составъ этой воды съ другими сѣрными минеральными водами, я нахожу, что опа, хотя и слабо минерализована, но все же можетъ быть отнесена къ классу сѣр­ ныхъ минеральныхъ водъ. Такъ какъ поло­ женіе источника сдѣлалось мнѣ извѣстнымъ только по разсказамъ, то, въ сожалѣнію, я и не- могу представить болѣе полнаго описанія его. При ходѣ анализа я придерживался со­ чиненій Розе и Фрезеніуса. Количество сѣрнистаго водорода и уголь» ной кислоты было опредѣлено но вѣсу, но ,42 – ««особамъ, описаннымъ Розе {‘) и Фрезеніу­ сомъ (**) въ вхъ аналитическихъ сочиненіяхъ. Изслѣдованія свои я производилъ въ Фар­ мацевтической лабораторіи. Лаборантъ Тихоновичъ. Карьковъ. 17 Геивара 1858 г. ‘Н Ѣ С К О Л Ь К О с л о з ъ по поводу статьи: Студентекіе спектакли, помѣщенной въ Хар. Губ. Вѣдомостяхъ . ‘Письмо къ Редактору.) йъ Л? 1 вашихъ, милостивый государь, вѣдомостей за настоящій годъ помѣщена Статейка, подъ заглавіемъ «Студентекіе спек­ такли», какого-то временнаго посѣтителя оіеи- піейскаго театра. Приступомъ замысловатой статья времен­ наго феномена на нашемъ полушаріи слу­ житъ упрекъ вашимъ вѣдомостямъ, что оно яко бы весьма молчаливы. Читая ваши вѣ­ домости постоянно, и не соглашаясь въ этомъ случаѣ съ мнѣніемъ о нихъ автора статьи «і’тудентсвіе спектакли», а рѣшился посред ствомъ вашихъ же вѣдомостей побесѣдовать оъ временнымъ посѣтителемъ житейскаго театра, вполнѣ надѣясь, что вы, милостивый государь, не откажете въ моей покорнѣйшей просьбѣ помѣстить это письмо въ Губерн­ скихъ вѣдомостяхъ. Позвольте, г. временное явленіе, остано­ виться пока на этой Фразѣ: «вз Губернскихъ вѣдомостяхъ , обыкновенно молчаливыхъ». Не станемъ указывать на многія и даже очень многія причины, заставляющія Губернскія (*) АиеГиІіг. НапіІЬ. йег апаіііізсіі сЬеш, ѵ. Н, Ко.че 2\ѵеіІ. Вапсі. 1851 г. Статья Веьііпі сі. КоЫепзаиге. 8. 792—902. (**) Апаіізе сіез еаих тіпегаіез 452 р. раг. Ггезепіиз. вѣдомости быть иногда молчаливыми, ска­ жемъ только о средствахъ. Средства, предоставляемыя вѣдомостямъ не позволя­ ютъ представителямъ ихъ покупать статьи, слѣдовательно редакторы должны ждать пока найдетса какой-нибудь великодуш­ ный сотрудникъ, который пишетъ не ра­ ди интереса, а единственно съ благородною цѣлью—быть полезнымъ хоть чѣмъ нибудь. (Мы разумѣется не говоримъ здѣсь о трудахъ самихъ редакторовъ. При всемъ разнообразіи п многосложности ихъ занятій, «пи всегда часы досуга удѣляютъ на статьи.) По много ли такихъ людей, которые захотятъ писать за спасибо?… Слѣдовательно, г временный посѣ­ титель суеты міра сего, появившійся къ намъ для пропитанія вычурной нотаціи и проповѣ­ ди а Іа Тредьяковскій, вы изволите ошибочно обвинять Губернскія вѣдомости. Если, говоря вообще о Губернскихъ вѣдомостяхъ, ихъ мож­ но иной разъ обвинять въ молчаливости, то причину эт<>го молчанія нужно искать не въ представителѣ ихъ, который, какъ извѣст­ но, ни издатель частной газеты, а лицо пас­ сивной, исполнительное,—а въ сотрудникахъ, которые, во первыхъ, по какому-то предубѣж­ денію или по врожденному стремленію къ столичнымъ журналамъ, не хотятъ помѣщать свои статьи въ Губернскихъ вѣдомостяхъ; во вторыхъ, ЭТИ гг. сотру ДНИ 8 И слишкомъ матеріальны: они желаютъ получать плату за статьи, а Редакція Губернскихъ вѣдомостей, къ сожалѣнію, не имѣетъ на то средствъ. Есть еще многое—множество другихъ при­ чинъ, но на первый случай ограничимся этими, тѣмъ болѣе, что всего до сихъ поръ сказаннаго, кажется, уже достаточно, чтобъ оправдывать Губернскія вѣдомости, если бы онѣ а на самомъ дѣлѣ была молча­ ливы. Поспѣшимте лучше перелистывать вмѣстѣ съ вами, г. существо неземное, Харьковскія вѣдомоста за 1857 годъ и повѣримъ, мож но­ ли ахъ обвинять въ молчаливости? На дѣлѣ ока­ жется, что нѣтъ; что обыкновенный смертный ,- <13 – желалъ бы, 4106 ¾ а въ другихъ Губернскихъ вѣдомостяхъ нашей обширной Россіи помѣ щалось бы столько полезныхъ статей, сколь во въ Харьковскихъ вѣдомостяхъ (правда, для временныхъ посѣтителей житейскаго теат ра все го этого можетъ быть недостаточно). Не станемъ вычислять названія всѣхъ статер, по­ мѣщенныхъ въ Харьковскихъ вѣдомостяхъ за прошлый годъ, здѣсь не время и не мѣсто; но скажемъ, что ихъ было довольно много, и нѣкоторыя изъ нихъ были такого рода и со­ держанія, что могли бы собою украсить не только Губернскія вѣдомости, но и любой сто­ личный журналъ. Заброшенный’ по разнымъ обстоятельствамъ въ г. Харьковъ, гдѣ изъ мѣстныхъ изданій нѣтъ ничего, кромѣ вѣдо мостеп, я слѣдилъ за нами, и скажу по чис­ той совѣсти, что никогда не скучалъ, читая Неофиціальную ихъ часть. Если вы, г. времен­ ный посѣтитель житейскаго театра , оовиняе те Вѣдомости въ молчаніи, то, по моему мнѣ­ нію, причина вашего неудовольствія та, что вѣдомости были не такъ любезны, не такъ предупредительны, что не возвѣстили офиціаль­ но: въ скоромъ, дескать, времени къ харь­ ковскимъ смертнымъ появится временный метеоръ, который удостоитъ лучами своей неземной, слабымъ смертнымъ недоступной учености Харьковскія вѣдомости, и въ этомъ случаѣ я вполнѣ раздѣляю ваше обвиненіе, въ этомъ случаѣ вы совершенно справедливы Теперь, г. временный посѣтитель житей скаго театра , позвольте мнѣ грѣшному смерт­ ному предложить вамъ вопросъ: на какомъ основаніи вы называете свою статью Сту• дентскіе спектакли? Неужели статья, въ ко- торой находится только перечень игранныхъ гг. студентами Тііесъ, и нѣсколько сухихъ, избитыхъ, извѣстныхъ каждому гимназисту Фразъ о безсмертномъ комикѣ Гоголѣ , безъ всякой критической оцѣнки игры гг, студен­ товъ, можетъ называться статьей: Студент сісге спектакли’! Если мы не ошибаемся, то вы, г. временный посѣтитель оюитейокцю театра , не только не понимаете и не уадѣек Ню­ нить игры обыкновенныхъ смертныхъ, но да­ же не знаете названіи самыхъ гмесъ. Напри­ мѣръ, вы изволили писать: Парикмахеръ сі Невскаго проспекта или цирульникъ па Пес­ кахъ, а у насъ обыкновенныхъ смертныхъ эта піеса называется: Парикмахеръ сй Невскаго проспекта и цирульникъ па Пес- пахъ. Можетъ быть заглавіе вашей статьи было только хитрою уловкой,, чтобъ В03бу->- дить вящшій интересъ въ читателяхъ, а цѣлью у васъ было показать, что н въ XIX вѣкѣ можно писать не хуже Тредьяковскаго, и что «ременные посѣтители житейскаго театра даже могутъ перещеголять- его своею без­ дарностью и голословными Фразами? Но, пз» винпте! скажу вамъ откровенно, что вы оши­ баетесь. Чтобы въ XIX вѣкѣ писать статью, нужно умѣть писать на языкѣ доступ­ номъ всѣмъ и каждому; нужно браться за перо, понимая вполнѣ предметъ, о кото­ ромъ говорите; а говорить свысока и безъ толву языкомъ не земнымъ, составить пред­ ложенія изъ набора разительныхъ глаголовъ, -какъ напр. «сколько въ потребности развивать, разрабатывать и выказывать, проявлять или обнаруживать» и т. д., и, вмѣсто дѣла, читать давнымъ-давно извѣстную, избитую мораль молодымъ людямъ,—это давньшъ-давно уже вышло изъ моды, да нрядъ-ли оно когда вы­ будь и было въ модѣ!… Для того только, чтобъ написать подобнаго род» статью, пра­ во, не стоило времённо появиться на житей­ скій театръ. Въ одномъ мѣстѣ Своей статьи, г. феноменъ, вы говорите: (іосепскл сіізеіиішз- Памъ, право, не мѣшало бы приложить къ с^- бѣ это правило. Желая учить другихъ, вамъ бы слѣдовало самому сперва научиться пи­ сать, логическія дѣльныя статьи… Да, г. вре­ менный посѣтитель житейскаго гпеатра , вы сильно отстали отъ нашего вѣка, поэтому вамъ лучше бы было витать въ покоѣ в-ъ высшихъ слояхъ, и не вмѣшиваться въ дѣла грѣшныхъ смертныхъ: оно было бы почетнѣе для васъ, и лучше для насъ!…» Дальше вы. говорите, что ничего лучшаго не можете вамъ’ смер- ,* – и — тнымъ совѣтовать, какъ только то, чтобъ мы были, какъ дѣти (?!) Оно правда, это было бы единственнымъ для васъ спасеніемъ, если бы мы были, какъ дѣти; мы бы не могли по нимагь, что пы околесицу, д.ічь, а не дііло говорите,,. Но не видаишіе студентскпхъ спек­ таклей не знаютъ, какъ, напримѣръ, сыграны была піесы гг. студентами; объ этомъ то- и слѣдовало кое-что сказать въ статьѣ, которая называется: студентскіе спектакли. Поэтому, м. г , да позволено мнѣ будетъ сказать нѣсколько словъ языкомъ обыквовен ныхъ смертныхъ о выполненіи ролей гг. сту­ дентами. Мы изъ скромности не будемъ вы­ ставлять именъ гг. студентовъ, участвовав шихъ въ обоихъ представленіяхъ. Хотя въ подобныхъ случаяхъ очень трудно критически разобрать игру каждаго, тѣмъ бо­ лѣе, что иные недостатки окупаются той бла­ городною цѣлью, которая служатъ основаніемъ ЭТихъ представленій; но во всякомъ случаѣ Мы попытаемся сказать хоть что нибудь о выполненіи ролей. Мы далеки отъ того мнѣ . нія, что студенты играли для того только, чтобъ выказать свои сценическіе таланты; ихъ цѣль была благородная, высокая — помо гать своимъ бѣднымъ сотоварищамъ, и въ этомъ случаѣ цѣль ихъ была достигнута: сборы во время обоихъ спектаклей были пре красны. При этомъ надобно отдать полную справедливость харьковской публикѣ, которая, какъ я замѣтилъ, всегда выказываетъ свое благородное сочувствіе къ иодобнымь преД‘ оріятіямъ. Въ піесѣ Жепидьба’ отчетливѣе другихъ были Подволеспнъ, Кочкаревъ, Жевакинъ и Онучкинъ. Памъ только показалось, что въ сценѣ, гдѣ Подаолесинъ не соглашается по просьбѣ Бочкарева оставаться въ домѣ не­ вѣсты, второй ужь слишкомъ горячился. Жевакинъ былъ превосходенъ въ своей ро ли;: онъ типически-вѣрно представлялъ от- ставнаго лейтенанта, любящаго прихвастнуть и солгать передъ кѣмъ бы то ни было. Въ женскихъ роляхъ въ этой піесѣ мы укажемъ на Арину Пантелеймоновну; роль эта была Выполнена очень мило. Водевиль Трудно быть слугою двухъ господъ розыгранъ очень друж­ но, Жонатасъ, Бернаръ а горничная Луиза играли безукоризненно. Въ водевилѣ Петер­ бургскій анекдотъ мастерски бойко сыгралъ Левка—слуга. Онъ обнаружилъ въ этой роли, что вполнѣ понимаетъ сценическое искусство. Второй сиевталь составленъ былъ, если сказать откровенно, не такъ удачно. Ллегри принадлежитъ къ числу такихъ піесъ, кото­ рыя никогда, кажется, не имѣютъ притяза­ нія на то, чтобъ заинтересовать собою пубч лику. Эго піеса, что называется, такъ-себѣ. Чтобы ею заинтересовать публику, нужно’ большое умѣнье со стороны исполнителей. Лучше и отчетливѣе другихъ во второмъ спектаклѣ розыі рана была теска: Путаница „ Въ ней особенно отличалась старуха. Роль эта выполнена такъ рельефно, голосъ былъ до того мастерски поддѣланъ, что совершен­ но можно было забыть, что видишь передъ собою студента, переодѣтаго въ женщнну; передъ вами была старая, глухая, старинна­ го покроя помѣщица, взятая прямо съ на­ туры Прочія лица, участвовавшія въ обоихъ спектакляхъ, была болѣе или менѣе удовле­ творительны. Извините, милостивый государь, что я за­ говорился. Для перваго знакомства не слѣдо­ вало бы такъ много говорить; но предметъ, о которомъ я къ вамъ пишу,, меня до того заинтересовалъ, что я готовъ бы былъ еще многое, многое о немъ сказать. Въ слѣд)Ю- щій разъ, если позволите, мы продолжимъ нашу корреспонденцію, а теперь позвольте мнѣ поставить точку. Примите увѣреніе а проч. Постоянный посѣтитель житейскаго театра. Р5і При напечатаніи конверта мнѣ пришла въ голову слѣдующая мысль: Безсмертная Им­ ператрица Екатерина 2 провинившихся на– ,45 — жей и Фрейлинъ заставляла выучивать на изустъ по вѣскольку стиховъ изъ Телемаха- ды Тредьяковскаго; отчего бы не заставлять провинившихся гг. студентовъ и гимнази­ стовъ выучивать по нѣскольку строчекъ изъ велерѣчивой статьи временнаго посѣтителя житейскаго театра вмѣсто того, чтобъ ихъ наказывать карцеромъ? И- чѵ – ‘ Харьковъ. < ■ 17 Генваря 1858 г. шзык / уьдыд цаиш Если всякаго рода игру на какомъ-бы то ни было инструментѣ можно назвать музыкой, а каждаго, кое-какъ играющаго, музыкантомъ,. не говорю уже артистомъ, то при такахъ условіяхъ наша статья бу­ детъ имѣть совершенно правильное названіе: музы ­ кальныя, извѣстія. На отитъ же самыхъ основаніяхъ и утро, 17 Генваря, въ залѣ петербургской гостин­ ницы можно назвать также музыкальнымъ, какъ оно” » названо было въ афишахъ, приглашавшихъ поч­ теннѣйшую публику усладить свой слухъ мелодиче­ скими звуками, которые гг. (Іродсешь р Бауэръ, въ то незабвенное утро, имѣли честь вознамѣриться извлекать изъ мало-знакомыхъ вмъ инструментовъ: Фортепіано, цитры, мандолины в горнъ-мелодики. Слѣдовательно 17 Генваря въ залѣ петербургской гостинницы было утро, и притомъ музыкальное? Что 17 Генваря въ извѣстный «періодъ времени иа па темъ полушарія, равно какъ и въ петербургской гостинницѣ,, было утро, въ томъ нѣть никакого сомнѣнія; но чтобъ оно именно въ петербургской гостинницѣ м> тотъ день было музыкальнымъ, пѣтъ никакого вѣроятія! Напротивъ, это утро было не музыкальное, а раздирающее слухъ, конечно у тѣхъ только, кто имѣлъ пріятное удовольствіе быть въ то время въ залѣ петербургской гостинницы, ряз- строиваюіцее нервы (за извѣстную въ пользу артис­ товъ плату), наводящее душевное уныніе, сер­ дечную тоску, возбуждающее сожалѣніе объ утра­ ченномъ времени и даже объ издержанныхъ хотя не большихъ деньгахъ! Гг. Проведи» я Бауэръ вѣроят­ но были слишкомъ неяыгоднаго мнѣніе о понятіяхъ харьковской публики въ музыкальномъ дѣлѣ, если рѣшились приглашать ее (да еще за 2 р. сер!) въ заду петербургскьй гостинницы слушать такую пре» лестную музыку?! Но въ этомъ-то они и ошиблись, равно какъ и въ томъ, что могутъ имѣть честь дать музыкальное утро! Нѣтъ-съ, нужно прежде если не совершенно подчинить себѣ инструментъ., то но крайней мѣрѣ получше п поближе съ нимъ познакомиться; тогда будетъ совсѣмъ иное, и вотъ именно тогда только можно имѣть ту честь, чтобъ дать въ Харьковѣ музыкальное утро! . Очень кстати иа ту пору петербургская гостввпв- ца имѣла въ резервѣ еще другую музыку подъ управленіемъ какого-то самоучки-артиста Моисея, который, если правду сказать, имѣетъ большой му­ зыкальный талантъ, но, къ сожалѣнію, мало обра­ ботанный…. Нужно удивляться, почему онъ до сихъ поръ не далъ музыкальнаго утра; его можно слу­ шать гораздо съ большимъ удоарльствіеыь, нежели гг. Прокешъ и Бауэръ. Это музыкальное утро произвело тѣмъ болѣе не­ пріятныя впечатлѣнія, что оно было черезъ день послѣ вокальнаго концерта л-цы Настасьи Иванов­ ны Т имоф Ѣ овоіі , которая слушателямъ своимъ ус­ пѣла доставить истинное удовольствіе. Это не евро­ пейская знаменитость, не заграничная пѣвица, а наша русская, доморощенная, получившая воспита­ ніе въ г. Одессѣ, и, кажется, въ первый разъ рыскнувшая пѣтъ для пуѵблнкп въ той же еамой за­ лѣ петербургской гостинницы, гдѣ потомъ такъ доблестно подвизались гг Прокешъ п Бауэръ. Бъ особенною пріятностію и замѣчательнымъ совершен­ ствомъ опа исполнила пять піесъ. Гя высокій, сильный, полный нѣги и выразительности симпа­ тичный сопрано, свободно переливаясь въ контръ- адьто, производилъ пріятнѣйшее впечатлѣніе на слушателей и невольно вызывалъ восторженныя ихъ рукоплесканія, Не входа въ подробный разборъ концерта г жи Тпмофѣевціі, скажемъ .вообще, что ея пѣніе хюжно слушать съ особеннымъ удовольст­ віемъ, и лѣтъ еомнѣнія, что нъ скоромъ времени мы и о будемъ лишены итого пріятнѣйшаго наслажденіи. д ю , Харьковъ. ЯО Генваря 1858 г. ѲТЪ РЕДАКЦІЙ. Въ Р ед а к ц іи Х а р ь к . Г у б . Віъд. полученъ 4 экзем пляръ т абели вышедшихъ въ т и раж а. ,бывшемъ “/ 88 Ноября 4867 г , номеровъ цер – тификатовъ лит. Б п о которымъ, въ слѣд­ ствіе выхода ихъ въ тиражѣ, платимы бу дутъ ежегодно, наминая, съ 20 Декабря (4 Генваря] 4867/% г , 6°/0 (процентовъ), т. е. за каждые полгода по 76 коп. сер. Первая упла­ та этихъ процентовъ начнется 49 Іюня ( 4 Іюля) 4868 года. ТОІІЫЯ (ШВ.ІЕІІІЯ. 4) МЕБЕЛЬНЫЙ МАСТЕРЪ Иванѣ Ральфъ честь имѣетъ довести до свѣдѣнія здѣшней публики и господъ по­ мѣщиковъ, что онъ вновь открылъ въ г. Харьковѣ,” на Сумской улицѣ, въ домѣ Доберта, мастерскую для приготовленія, по новѣйшимъ (фасонамъ и по сходнымъ цѣнамъ, мебели, и всѣхъ желающихъ отдать своихъ мальчиковъ для обу ченгл мебельному мастерству проситъ обращаться къ нему. — З. Ив. Раль-въ. О тъѣзжаютъ за границу : 4) Сынъ отставною чиновника /0 класса Ѳедоръ Александровичъ Ландезенъ— въ Саксо­ нію. — 2. 2) Вильгельмъ Дриве—во Францію,—о. о п ріш ш ш іхъ и в ы ш н и х ъ . Отъ 16 по 23 Г енваря прибыли : Изъ і. Воронежа, надв. сов. Путегиниковъ; г. Чугуева, ген -маіоръ Беклемишевъ; г. Изю­ ма, от магоръ Горпинченковъ, от поле. Максимовичъ ,предв двор Ковалевскій и магоръ Горпинченко; г. Павлограда, от маіоръ Свѣт- ловскіи; г. Ново-Екатеринослава, ген. магоръ Горбачевъ; г. Лебедина, от магоръ Третп-т ковскій; г. Сумъ, предъ двор Савичъ; г. Ку- плнска, предв. двор. Клепацкги; г. Кремепчу- іа, полк Цимбалистовъ; г. Воронежа, от. магоръ Кефала; г, Волчанска, предв. двор. Бекарюковъ. 2) Одесскій фабрикантъ Фридрихъ Лоберъ, имѣетъ честь извгьстить почтеннѣйшую пуб­ лику и и покупателей, что складъ космети­ ческихъ его товаровъ, продававшихся донынѣ по ярмаркамъ, теперь открытъ постоянно на Николаевской площади, въ домѣ Гранов­ скаго, рядомъ съ магазиномъ Пономаревыхъ, при чемъ особенно рекомендуетъ рисовое мы­ ло и помалу изъ гусинаго жира Рыспвое мы­ ло—3 р. 60 коп за дюжину, помада изъ гу синаю жира за дюжину-42 руб. При этомъ же находится большой складъ золотыхъ ве щей, серебрянныхъ, золотыхъ и стѣнныхъ часовъ. ВЫѢХАЛИ : Въ г. Чугуевъ, ген. маіоръ Багикирцовъ, магоры: Гумилевскій, Телятниковъ, подполк. Дженѣевъ, полк. Бонтанъ и надв сов. Гер• ценвичъ; г Зміевъ, подполк : Доброхотовъ и Фонъ Цеймернъ; і. Полтаву, от. ген маіоръ Роттъ. ген маіоръ ШрейПеръ, полк Имгофъ, подполк. Яковлевъ и надв сов Кусовъ; г . Ново Екатерипосмгв*. поаполк Переясловцовъ, ген маіоръ Струковъ; г. Грайворонъ, магоръ Мячковъ; г. Херсонъ, ген. маіоръ Горбачевъ; г. Бѣлгородъ. предв двор князь Салтыковъ. Редакторъ Щитовъ. Ііеч. позвол. 25 Генваря ІЪ58 г. И. Лавровскій.