Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
34
Дата випуску:
29.08.1859
Дата завантаження:
08.02.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ ЧАСТЬ ВБОФ ІШ УШ . «Д?54. СЯГЗЗСТА, АВГУСТА. 29 ДНЛ> 1859 ГОДА. К раткое настАВДЕніЕ о деяеніи и мѣрахъ ВЪ ПРЕСѢЧЕНІЮ ООВАХЬНО-СВВРѣаСТВУЮЩЕЙ ВЪ НЭСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЧУМЫ РОГАТАГО СКОТА въ Х арьковской губерній . ф Повсемѣстное распространеніе чумы на ро­ гатомъ скотѣ въ Харьковской губерніи, значи­ тельная смертность заболѣвшихъ животныхъ, безуспѣшность предпринимаемыхъ средствъ иди и незнаніе оныхъ къ пресѣченію стодь чув­ ствительнаго бѣдствіе народнаго, особенно въ классѣ простаго народа и другихъ бѣдвыхъ домовладѣльцевъ, побудили мена, съ своей сто­ роны, предложить нѣсколько совѣтовъ, осно­ ванныхъ на опытахъ, почерпнутыхъ изъ вѣр­ ныхъ «актовъ и оказавшихъ болѣе или менѣе значительную пользу при деченіи столь губи­ тельной болѣзни, п такимъ образомъ сдѣлать доступнымъ дда всѣхъ какъ способъ леченів этой болѣзни, такъ а мѣры къ пресѣченію оноіі. Всакій совѣтъ тогда только полезенъ, когда онъ, при ожидаемой отъ него пользѣ, у- добоиримѣнвмъ къ данному случаю. Какъ рас-. пространвюіцаяся въ настоящее время чума охватываетъ безъ различія а многочисленныя стада богатыхъ скотоводовъ, не щадитъ скотъ, и мелкихъ домовладѣльцевъ, и крестьянъ ка­ зенныхъ селеній, и незначительныхъ хуторовъ, лишенныхъ нерѣдко возможности пользоваться совѣтомъ ученой ветеринаріи; то въ наставле­ ніи этомъ и старался передать все просто, у— лобопонатно н изложить мѣры къ прекращенію этоіі болѣзни, лоступыя всѣмъ безъ разлв-. чіа. Опытомъ дознано, что чума есть болѣзнь, заразительная н обнаруживается чрезъ вліяніе’, атмосфернаго воздуха н чрезъ непосредственное соприкосновеніе съ больнымъ животнымъ, или веществомъ, способнымъ оставлять въ себѣ заразу отъ прикосновенія Сольнаго животнаго. Вотъ почему гіерваа » главцаа обязанность въ. ,215 предохраненіи появленія и распространенія зр- разы — разъединять скогъ больной отъ здорова­ го и уладить сообщеніе людей, ухаживающихъ за больнымъ скотомъ, чтобы они въ тоже вре­ мя не имѣли никакого сообщенія съ скотомъ здоровымъ; это есть первая и самая главная мѣра въ прекращеніи полвленія чумы. Другія предохранительныя мѣры, съ подробнымъ ука­ заніемъ касательно карантинныхъ мѣръ, забо­ лѣвшихъ н иавшихъ животныхъ, составляютъ, обязанность мѣстнаго полицейскаго и медицин­ скаго. начальства, частными же лицами отдѣль­ но выполнены быть не могутъ, а потому я и оставляю описаніе ихъ. — Какъ скоро появи­ лась на рогатомъ скотѣ чума, то тотъ часъ слѣдуетъ прибѣгать къ средствамъ лечебнымъ, чтобы по возможности прекратить зло въ иа- -чалѣ, которое, при усиленіи болѣзни, иротиву- .дѣйствуетъ всѣмъ средствамъ медицинскимъ и мѣрамъ полицейскимъ. И такъ, леченіе въ на­ чалѣ болѣзни только и можетъ дать надежду “на желаемый успѣхъ. Сз> самаго начала болѣ- •эпи, если животное заболѣвшее ее худощаво и ■не слишкомъ молодо, слѣдуетъ сдѣлать ие боль­ шое кровопусканіе п потомъ давать мучнистое пойло съ небольшимъ количествамъ уксуса; если же животное слабо и вяло, то, безъ кро­ вопусканія, прибѣгнуть къ употребленію отва­ ра льнянаго сѣмени, отъ 1 до 2 Фунтовъ на пріемъ, разъ 5 или 6 въ день, а если стра­ даетъ запоромъ, то давать масло коноплянноѳ отъ 1 до 3 столовыхъ ложекъ, также разъ 5 или 6 въ день,—что продолжать можно въ те- чевіп нѣсколькихъ дней, заботясь особенно о правильномъ испражненіи низомъ; про чемъ иногда больное жпвотвое начинаетъ поправ­ ляться. Въ теченіи всего этого періода болѣ­ зни надо давать животному самый нѣжный кормъ въ небольшомъ количествѣ, а для питья, вмѣсто воды, отваръ льняныхъ сѣмянъ или отрубей. Если при такомъ лечепіи больное жи­ вотное не поправляется, но болѣзиь все усили­ вается, то слѣдуетъ прибѣгать къ употребле­ нію средствъ возбуждающихъ: давать отвары корней валеріана, д я т ла , ира, зм ѣ евика, прв- тотовляя изъ нихъ крѣпкіе горячіе настои, для чего берется 1 пятая часть Фунта корна, .наливается *2 Фунтами кипячей воды, настаи­ вается въ теченіи примѣрно получаса, и та­ кого настоя дается по небольшой рюмкѣ разъ $ въ день; къ этому настою можно прибавить кам ф орнаго спирт у 2 ила 3 столовыхъ ложки, л давать какъ выше упомянуто. За неимѣніемъ вышеозначенныхъ корней, можно давать настой бузины или обы кновенной ром аш ки, куда при­ бавить полторы столовыхъ ложки спирт у н а ­ ш ат ы рнаго, и давать также по не большой рюмкѣ разъ 7 или 8 въ день. Не худо, одно­ временно съ употребленіемъ внутреннихъ средствъ, при усиленіи болѣзни употреблять растираніе больнаго животнаго смѣсью: изъ чистаго скипидара, перцовки и наш ат ы рнаго спирт а по ровнымъ чветамъ, что дѣлать два раза въ день, стирая животное суконкою. Ког­ да при означенномъ леченіи животное начнетъ поправляться, но дол: > остается слабымъ и не охотно принимаетъ кормъ, который притомъ дурно переваривается, то хорошо давать полы нь, деревей въ видѣ довольно крѣпкаго отвара, раза 4 въ день, по аолуФунту. • Весьма важно обратить вниманіе на нѣкото­ рые припадки болѣзни, довольно упорствующіе леченію н влекущіе своими послѣдствіями ги­ бельный исходъ—это 1 ) упорный запоръ быва­ ющій въ началѣ болѣзни, противъ котораго хорошо употреблять м асло (льняное, коно- нлннаое) внутрь, но 1 , 2 и 3 столовыхъ лож­ ки, и въ видѣ промывательнаго по 5—4 лож­ ки съ тепловатою водою. Устраняя зтотъ при­ падокъ болѣзни и поддерживая правильное ис­ пражненіе, предотвращается въ даАвѣйшеыъ иеріодѣ натужный поносъ, весьма гибельный для животнаго; 2 ) не менѣе опасно осложненіе чумы появленіемъ поноса вз> началѣ болѣзни, противъ котораго также хорошо дѣлать про­ мывательныя изъ м а сла съ наетоемъ ром аш ки или ш а лф ея ; 3) съ появленіемъ молочницы во рту— намазывать во рту растворомъ буры въ медѣ разъ 6 въ день; 4) при медленномъ пере- жевываиів животнаго хорошо давать ему же­ вать липовую кору. Безполезво перечислять нѣкоторыя секретныя и другія хвалимыя средства, частію потому, что всѣ почти ови не оправдываютъ ожиданій, еще же болѣе потому, что они недоступны въ простомъ быту, а потому, и веудобопримѣ- пимы. Нельзя однакожъ не упомянуть объ од­ номъ простомъ, доступномъ всѣмъ средствѣ п весьма успѣшно употребленномъ на И м п е р а ­ т о р с к о й Царско-сельской Фермѣ вовремя сви­ рѣпствовавшей тамъ чумы рогатаго скота въ 1855 году. Средство это есть ж елчь отъ рога- того же скота, по лучше ж елчь свиная, давае­ мая по одной рюмкѣ па пріемъ 2 или 3 раза. Средство это употреблялось влп въ видѣ лепе- шекъ, приготовляемыхъ съ мукою, или въ рас- ,27« — творѣ. Берется рюмка свѣжей свиной желчи, смѣшивается съ достаточнымъ количествомъ овсяной’кіуки, дѣлается ролъ не большихъ ка* тышкбвь и даетса животному за-одинъ разі^ Растворъ приготовляется такимъ образомъ: бе­ рется рЙГСіка желчи, растворяется въ нолштоф Ѣ обыкДтоенной простой водки, и это дается за одй#^‘^азъ, смотря по состоянію больной ско- та^>Ѵ,’—трудно-больнымъ по 3 раза въ день, а которыя были лучше—по ‘1 раза. УспЬхъ лече- нія этимъ средствомъ на И мператорской Царско­ сельской Фермѣ былъ замѣчательный: изъ 18 штукъ зачумленнаго скота, лечимаго желчью, 9 выздоровѣли совершенно, другіе пали, но на 10, 12 и даже 15 день, что также доказываетъ значительное дѣйствіе этого средства. Полага­ ютъ даже, что при повеленіи чумы на рога­ томъ скотѣ, желчь, даваемая здоровому скоту, можетъ предотвратить развитіе у него болѣзни. Во всякомъ случаѣ при безполезности многихъ другихъ средствъ, это средство какъ дешевое, простое и доступное всякому, должно бы быть испытано (*). Совѣтуютъ также, какъ простое предохрани­ тельное средство отъ чумы рогатаго скота, у- потреблять щ елокъ. Взять на ведро чистой рѣч­ ной воды волы, приготовленной изъ крѣпкаго дерена, взболтать и чрезъ нѣсколько времени, когда зола осядетъ, прилить уже очищенную жидкость къ простой водѣ. Приготовленный таки иь образомъ щелокъ прибавлять всякій разъ въ питье животному, которое смѣсь эту пьетъ охотно. Нѣкоторые совѣтуютъ пересы­ пать кормъ золою или небольшимъ количест­ вомъ погаша, что дѣлать всякій день, пока не исчезнуть признаки существованія чумы со­ вершенно. Нѣтъ сомнѣнія, что употребляя ка­ кое бы то нп было средство, не должно отчаи­ ваться отъ безуспѣшности его при первомъ опытѣ, потому что нерѣдко ѳто можетъ зави. сѣть отъ невыполненія какого вибудь изъ дру­ гихъ условій, какъ отъ дурнаго корма, пое- віа животнаго загнившею водою, поздно на­ чатое лечевіе и тому подобное. Терпѣніе, хладвокрощь и упованіе, столь нѳобхидвмыа вездѣ, доЛшы имѣть полную силу въ стрем­ леніи къ противудѣйствію повсемѣстному бѣд- С) Способъ сохраненія желчи: берется стаканъ свѣ­ жей свиной желчп, распускается съ двумя стаканами крѣпкой водкп въ бутылкѣ, взбалтывая; бутылка хоро­ шо закудорпвасд^ѣ и хранится въ прохладномъ п тем­ номъ мѣстѣ, /^ш употребленіи берется 4 столовыхъ ложки этой жидкости, растворяется въ полуштофѣ вод­ кп и дается какъ выше сказано. ствію, развивающемуся часто неожиданно и по- видимому при всѣхъ біагонріятсгвующпхъ здо­ ровью условіяхъ. И справляю щ ій долж ност ь инспект ора врачебной управы А л . К овальчуковъ. К ое-чт о о просвѣщ еніи народа. Одни хотятъ, чтобы народъ былъ грамотевъ и просвѣщаемъ, другіе находятъ то и другое для него вред­ нымъ, иди если безвреднымъ, то съ большими только ограниченіями. Которое изъ двухъ мнѣ­ ній имѣетъ больше послѣдователей, не беремся рѣшать положительно; но предполагаемъ, что, къ стыду нашему, едвалн не преобладаетъ пар­ тія обскурантовъ. Съ ними дѣлать нечего; они не могутъ замѣнить своихъ отжившихъ по­ нятій новыми, ихъ не убѣдить въ томъ, что они отстали. Лучше всего оставить ихъ въ по­ коѣ и дружно соединиться людямъ другаго образа мыслей для образованіе народа. Тутъ могутъ быть соглашены всѣ частныя разногла­ сія, когда обшаа цѣль одна —просвѣщеніе. Но въ чемъ же могутъ сойтись всѣ разномысля­ щіе, когда каждый изъ нихъ желаетъ посвое- му просвѣщать народъ: одинъ школами откры­ тыми, другой закрытыми, третій гонитъ школы, четвертый обязываетъ народъ учиться, пятый стоитъ передъ нимъ на колѣняхъ и говоритъ ему, дѣлай, какъ хочешь и т. д. Въ одномъ могутъ сойт ись всѣ разном ы слениики: д л я просвѣ щ енія народа необходим ы книги; пом огит е ем у и зд а ­ ніемъ полезны хъ и деш евыхъ книгъ. Но нужно условиться въ томъ; какія книги для крестьянъ могутъ быть полезными? Доселѣ сдѣланныя не­ многочисленныя неудачныя попытки изданія книгъ для народиаго чтенія ясно указываютъ, что крестышинъ ие имѣетъ охоты и довѣрія къ тѣм ь книгамъ, въ которыхъ говорится о предметахъ его домашняго обихода. (Іо его мнѣнію, онъ свое крестьянское дѣло знаетъ лучше, чѣмъ всѣ сочинители вмѣстѣ. Самый лучшій ученый трактатъ о земледѣліи, ското – водствѣ и о домоводствѣ не возбудитъ его лю- бооытства, да едва ли принесетъ и пользу, потомучто крестьянинъ ведетъ свое земледѣль­ ческое хозяйство но опыту вѣковъ,, вырабо- тавшѳмуся въ дайной мѣстности, иѴго созна­ нію, что иначе его и вести нельзя. «Что вы, батюшка, считаете васъ ужъ за такихъ дура­ ковъ, что будто бы мы ничего не хотимъ ддя ,277 себя сашиг сдѣлать полезнаго, хоіь бы наор., по обработкѣ земли, какъ вы насъ учитеі Всо перепробовали в не нашло лучше того, чему научили насъ отцы и дѣды; вѣрно они было не глупѣе насъ.» Такой отвѣтъ, мы сами ели- шали, крестьяне давали одному просвѣтителю помѣщику, вачитавшеыуся агрономическихъ со­ чиненіи, по непереварившему ихъ, какъ слѣ­ дуетъ в даже не испытавшему ничего свовмо глазами, не говора уже о рукахъ. Ученые со­ чиненія разсматриваютъ предметъ слишкомъ отвлеченно и обще. Крестьянину нужны кон­ кретныя понятія объ отдѣльныхъ предметахъ. Мужичокъ, пожалуй, прочитаетъ и трактатъ о земледѣліи, во только написанный объ какой ннбудь небольшой мѣстности, такъ же хорошо извѣстной сочинителю, какъ и самому крестьа- нину. Онъ съ удовольствіемъ прочтетъ лекцію о томъ, какъ и когда нужно пахать и сѣять, но лекцію, паписанвую исправнѣйшимъ мужич­ комъ его же околотка, который знаетъ прак­ тически свое дѣло со всѣып мелочами и дока­ зываетъ свое знаніе на самомъ дѣдѣ, своимъ видимымъ бдагостоавіемъ. Но нашихъ поуче­ ній о быкахъ, коровахъ, боронахъ, плугахъ и т. д., написанныхъ изъ книгъ или только изъ весьма поверхностныхъ опытовъ и наблюденій, крестьянинъ или вовсе не будетъ читать, или они возбудятъ въ немъ насмѣшку и недовѣріе къ самой книгѣ и грамотѣ. «Гдѣ вамъ знать, батюшка, наше житье, ваше дѣло барсвое: ввшь у васъ ручки-то кавія маленькія, да бѣленькія», — вотъ что говоритъ мужикъ такимъ просвѣ­ тителямъ не изъ его сословія. Своего же бра» та онъ охотно слушаетъ, когда тотъ ого чему ннбудь учитъ по крестьянскому дѣду, но это бываетъ рѣдко: большая часть деревенскихъ мудрецовъ несообщительна и прячетъ свою му­ дрость про себя. Говорливы только тѣ, кто ма» ло думаетъ и мало знаетъ. Крестьянинъ не о- чень уважаетъ Оолтуиоьъ и книги для народа не должны попадать въ вту категорію. Но за то крестьянинъ съ удовольствіемъ выслуши­ ваетъ отъ человѣка грамотнаго то, чего оиъ самъ не знаетъ, вапр., какія есть другія стра­ ны и какіе народы въ ывхъ живутъ, в какъ живутъ, какія 1 гдѣ ость рѣки, моря, животныя и т. д. Тутъ его любознательный, во вспро» свѣщевиый умъ готовъ принимать даже Фанта­ зію разсМзчвка за остову. Съ удовольствіемъ в жадностью, какъ ребенокъ, слушаетъ кресть­ янинъ, даже иожилой, хорошаго говоруна, хо­ та и молодаго, по бывалаго человѣка. Убѣ­ диться «ъ эгомь легко. Ііосмотрите на дере­ венскихъ праздникахъ, какъ, разинувъ ротъ, внимательно слушаютъ мужики отставнаго сол- дата, бывшаго въ разныхъ странахъ. Мы уже не і^воримъ, съ какимъ благоговѣніемъ слушаетъ народъ жатіа святыхъ (’). Слѣдовательпр, вотъ какого рода квиги могутъ легко расходіЛъся въ народѣ и опытъ дѣйствительно ото-же’ под­ тверждаетъ. Всего болѣе расходатся въ на Гю­ лѣ ж и т ія свят ы хъ, сказки и ист орическія повѣ ст и. О нравственномъ значеніи первыхъ и говорить нечего. Но даже и сказки можно сдѣ­ лать поучительными и нравственными. Вмѣсто того, чтобы нарочно придумывать лая народа новыя сказки и повѣсти, большею частію не­ удачныя, гораздо легче и полезнѣе будетъ сдѣлать хорошій выборъ повѣстей извѣстныхъ писателей; иапр , иовѣстьЗагоскина: Ю рІЛ М и ­ лославскій, и болѣе всѣхъ другихъ хорошихъ произведеній распространена въ народѣ, не смотря на свою дорогую цѣну. Ю р ія М и л о ­ славскаго можно найти не только въ жилищахъ церковныхъ, ііодъачвхъ и мѣшанъ, но и въ избахъ грамотныхъ крестьянъ; его съ жадно­ стію читаютъ въ низшемъ классѣ и мальчики, и дѣвички, и взрослые мужчины и женщины, слѣдовательно можно смѣло разсчитывать, что издаиіе его, чѣмъ будетъ дешевле, тѣмъ боль­ ше разойдется. Такого рода иародныхъ повѣ* стеи можно довольно найти въ нашей литера* турѣ. К апит анская дочка Пушкина, Л едяной домъ Лажечвикова и многія другія произведе­ нія лучшихъ нашихъ писателей не замедлятъ сдѣлаться настольными книгами простаго наро­ да, лишь только сдѣлаются доступными для не­ го по своей цѣнѣ и вытѣснятъ нынѣшнюю не. лѣвую нашу вародвмо литературу, существую­ щую ііо нашей невнимательности къ народу и по милости вашихъ безграмотныхъ книгопро­ давцевъ и издателей, извлекающихъ изъ нее значительную иользу. Надобно издавать такія повѣсти не роскошно, но за то в пустить въ продажу не дороже копѣекъ 30 сер. Пожалуй, ханжи назовутъ ѳто чтеніе суетнымъ, празд> нымъ, но уже никакъ нс назовут^^езнравст- (*) ГІо мѣстамъ являются грамотныя женщины, кото­ рыя, читая ио деревнямъ слово Божіе, привлекаютъ къ себѣ толпы народа, притекающаго ихъ послушать даже съ посильными приношеніями. Этимъ же путемъ рас­ пространяется п расколъ. За отсутствіемъ своихъ тол­ кователей, нарочно для этого призванныхъ, народъ н- детъ слушать толкователей непрнзванАлхъ. Когда онъ весь будетъ грамотенъ, то расколъ уничтожится самъ собою. Авт. ,- 278 веннымъ. Это легкое чтевіе заохотвтъ народъ ■ къ серьезному чтенію в распространитъ охо­ ту учнтьса грамотѣ, а тогда уже издавайте в агрономію, в географію, в исторію, в Физику, а всѣ элементарныя науки, написанныя яснымъ слогомъ. Никто сразу ученымъ не дѣлается. Еслв бы в дѣтей начивали учить не съ грамма­ тикъ и ариѳметикъ, в даже въ самыхъ аз­ букахъ для чтенія помѣшали бы текстъ поза­ нимательнѣе тѣхъ афоризмовъ, которые тамъ обыкновенно обрѣтаются, ванъ, напр., корень ученія горекъ, а плоды его сладки в тому по­ добное, то любознательныхъ и ученыхъ людей у насъ было бы гораздо больше, чѣмъ теперь. Грамота не отвращала бы отъ ученья. Еше одно обстоятельство, о которомъ уже не разъ было говорено, не должно быть упускаемо изъ виду при изданіи книгъ для народнаго чтевіа. Не надобно стараться поддѣлываться подъ крестьянскую рѣчь; крестьяне сами считаютъ ее нехорошею я приписываютъ ее своей необра­ зованности. «Наше дѣло мужицкое, мы не умѣ­ емъ, батюшка, хорошо говорить.» И встрѣчая свою рѣчь въ книгѣ, діа которую крестьянинъ смотритъ, какъ на образецч, мудрости, онъ те­ ряетъ къ ней уваженіе иди довѣріе, считая ее произведеніемъ переодѣтаго барина, который хочетъ погдумитьса надъ простодушными людь­ ми. Имъ давай дѣльную и полезную мысль, хоть въ самой отборной Формѣ, только бы опа не затемняла ее,—онъ все пойметъ. Поэтому книги дла народа должны писаться лучшимъ литературнымъ языкомъ, безъ всякихъ приба­ утокъ, в простонародныхъ словъ, и Фразъ. Ка­ кое вліяніе можетъ вмѣть па аросвѣщеніе на­ рода изданіе дешевыхъ в полезныхъ книгъ, мы видимъ въ Англіи. %І. дл. вс. Р аздѣленіе труда в спеціальноевоспвтаніе . Никакое общество не можетъ существовать безъ раздѣленія труда. Трудъ нераздѣльный могъ бы быть только тогда, когда на свѣтѣ былъ бы всего только одинъ человѣкъ, и если бы люди такъ были разсѣяны по землѣ, что одинъ другому не могъ бы нодать никакой по­ мощи. Какъ скоро нѣсколько человѣкъ соеди­ няются, то есть какъ скоро образуется обще­ ство, какъ бы малочисленно оно ни было, то непремѣнно является раздѣленіе труда. Когда общество еще грубо, бѣдпо, когда потребности его не ипогосдожны и не утончены, то труд“й дѣлится только на нѣсколько главныхъ вѣтвейх каждый набираетъ себѣ то заватіе, въ которо» му болѣе имѣетъ способностей. Но народонаселеніе увеличивается, богатѣетъ,?, вкусы становятся утонченнѣе, а вмѣстѣ съ- тѣмъ являются новыя потребности, дла удои* летвореніа которыхъ являются новые виды: труда. Каждая первоначальная вѣтвь трула раэ* дѣлается на новыя вѣтви, которыя требуютъ новыхъ спеціалистовъ и т< д. Чѣмъ общество^ многочисленнѣе, образованнѣе в богаче, тѣмъ, болѣе трудъ раздѣлается и подраздѣляется на. новыя вѣтви. Назначить мѣру раздѣленія тру­ да невозможно, потому что невозможно поста* вить границъ человѣческимъ потребностямъ, да и предугадать ихъ недьзя. Многихъ изъ нашихъ потребностей не имѣли люди преж­ нихъ вѣковъ, о мы во можемъ знать на вѣр­ но, какія будутъ потребности общества чрезъ, нѣсколько поколѣній. Чѣмъ человѣкъ образо­ ваннѣе, умнѣе,—тѣмъ вкусы его разнообразнѣе и утонченнѣе. Сначала, когда общество еще грубо, оно и-, мѣстъ потребности не мвогосдожвыя, и нуж­ дается только въ необходимомъ, то есть—за­ ботится почти исключительно о пропитаніи и убѣжищѣ отъ холода. Потомъ потребности об­ щества нѣсколько усложняются, но—не выхо­ дятъ изъ постепенности: человѣкъ образовъ!- вается не вдругъ, а потому и потребвости его являются не всѣ разомъ, а въ послѣдователь­ номъ порядкѣ, смотря по успѣхамъ человѣче­ скаго образованія,—однѣ за другими. Такимъ образомъ вслѣдъ за необходимымъ явдяетса потребность въ удобномъ и безопасномъ. Об­ щество крѣпнетъ, матеріальное его благососто­ яніе ростетъ, в ему уже становится мало од­ нихъ матеріальныхъ благъ: возникаетъ потреб» яость развитіе умственнаго и нравственнаго, являются— науки, правосудіе, гражданское ус­ тройство. Съ успѣхами образованія, общество становится все взыскательнѣе, и наконецъ, кромѣ необходимаго и покойнаго, требуетъ- еще изящнаго. Вотъ въ краткихъ словахъ ис­ торія развитія всякаго общества. Каждое но­ вое открытіе въ области наукъ, искусствъ или промышленности увеличиваетъ массу общест­ веннаго образованіе, а слѣдственно и вызы­ ваетъ новые потребности. Спеціэлизмъ, или раздѣленіе труда, идетъ такъ же постепенно, какъ развитіе общества,, и постоянно сообрвзѵется съ потребностями» 2 ,279 – ТИВКогда не опережай і і і ъ , и — когда какаа по­ будь потребность уже ясно высказалась въ об­ ществѣ, рѣдко отстаетъ отъ неа, исключая только тѣхъ случаевъ, когда что вобудь осо­ бенное его удерживаетъ. Каждое общество въ гласныхъ чертахъ развивается одинаково; во жаждая народность имѣетъ свой особенный ха­ рактеръ, свои преданія, и наконецъ не всякій вародъ бываетъ въ одинаковыхъ обсгоатель- ■ствахъ. Очень естественно, что вародъ болѣе Молодой, менѣе образованный, перенимаетъ о заимствуетъ много у народовъ древнѣйшихъ и болѣе образованныхъ. Это само но себѣ не /имѣетъ ничего дурпаго, но и въ этомъ заим­ ствованіи, какъ и во всемъ, должна быть свое- то рода постепенность. Насильственными мѣра­ ми рѣдко можно достигнуть предположенной цѣли. Такъ напримѣръ, въ обществѣ является потребность тѣхъ удобствъ, которыми поль­ зуется другой какой нибудь народъ, но этихъ удобствъ нельзя достигнуть вдругъ, никакими /насильственными мѣрами: желая ускорить раз­ витіе, можно иногда излишнею поспѣшностью его остановить, или попасть на совершенно ложный путь. Все, что можно сдѣлать въ это время, это—не мѣшать, и—если содѣйствовать, тго—не прибѣгая ни къ какимъ крутымъ мѣ­ рамъ. Какъ въ быдыя, давнопрошедшія време­ на, такъ и въ настоящее время, всѣ народы продолжаютъ развиваться, а вмѣстѣ съ этимъ развитіемъ являются и новыя потребности, и новые виды труда. Вездѣ мы видимъ новыя открытія, вездѣ видимъ улучшенія, какъ у чу­ жихъ народовъ, такъ и у насъ, съ увеличені­ емъ нашего образованія, растутъ иаши потреб­ ности, явлаютса новыя спеціальности и новые спеціалисты. Но насильственное образованіе спеціалистовъ изъ малолѣтвыхъ, какъ все насильственное, но ~можетъ принести дѣйствительной пользы. Возь­ мемъ для примѣра нѣкоторыя иотребности, ко­ торыя явились въ недавнія времена, наира- мѣръ, потребность въ образованіи Предки иа- иш мало заботились объ образованіи вообще, а тѣнь болѣе о первоначальномъ образованіи. .Льячекъ, а тѣи ь болѣе священникъ, смѣло брал ь на себа обязанность первоначальнаго о- бученіа молодого поколѣнія; но—времена из­ мѣнились,— явилась потребность большаго обра­ зованія*. познанія дьячка и священника оказа­ лись недостаточными, и—первоначальное вос- иитавіе стали поручать домашним ь учителямъ. Явилась новая потребность,— явились вмѣстѣ съ ней и новые спеціалисты. На воспитаніе женщинъ обратили больше иннманія, а вслѣдъ за тѣмъ явились гувернантка. —Шоссе потре­ бовало болѣе искусныхъ работниковъ, чѣмъ простая дорога; желѣзныя дороги потребовали еще болѣе искусныхъ техниковъ. Кромѣ того желѣзныя дороги потянули за собой множество новыхъ спеціальностей, а слѣдственно и – спе­ ціалистовъ. О днимъ словомъ, съ каждымъ ус­ пѣхомъ цивилизаціи, являются и новые спе­ ціальности и—новые спеціалисты. У васъ бываетъ такъ, что въ обществѣ сначала возникаетъ потребность вь какой ав- будь спеціальности, а потомъ уже являются и спеціалисты Конечно эго можетъ быть проис­ ходитъ оттого, что потребность эта еще не ясно высказалась во всей массѣ народа Что дѣлать, когда потребность уже существуетъ, и спеціалистовъ еще нѣтъ? Естественнно, что должно сдѣлать изъ нѣкоторыхъ людей спеці­ алистовъ для этой новой спеціальности. И вотъ заводятъ спеціальныя школы, училища, кор­ пуса и т. п. заведенія. Общество радуется* что будетъ черезъ нѣсколько времени имѣть хорошихъ спеціалистовъ, а родители этикѣ бу­ дущихъ спеціалистовъ радуются еще болѣе. Въ самомъ дѣлѣ, какъ же имь ае радоваться: дѣ­ ти ихъ будутъ полезными людьми, и въ тоже время будутъ имѣть обезпеченный кусокъ хлѣ­ ба. Для всѣхъ хорошо, казалось бы, одно толь­ ко странно, и въ тоже время непріятно: у насъ очень мало хорошихъ, и очень много — плохихъ спеціалистовъ. Положимъ изъ какого нибудь Вани хотятъ сдѣлать моряка, изъ Васи архи­ тектора, а Вариньку, на всякій случаи, если она не найдетъ себѣ хорошаго жениха, приго­ товить въ гувернавтки. Дѣти поступаютъ въ спеціальные училища, учатся довольно приле­ жно, а между тѣмъ, по окончаніи ихъ курса, оказывается, что Ваяя очень илохой морякъ. Васа такой архитекторъ, которому очень не охотио поручаютъ постройку домовъ, а Ва• ринька,-хотя и занимается съ грѣхомъ попо- ламъ воспитаніемъ дѣтей, по и сама скучаетъ страшиымъ образомъ, л воспитанницы еа дѣ. лають мало успѣховъ. Чтоже могло быть эго- му причиной? Вѣрно училища недовольно хо­ рошо устроены, слѣдственно—должно ихъ у- лучшвгь. Училища улучшаются, коиечво не даромъ: напротивъ, улучшенія эти обходатса чрезвы­ чайно дарого, а число хорошихъ спеціалистовъ почти что не увеличивается. Что же’ дѣлать? ,- 280 – Или мы учить не умѣемъ, ила наши ‘ дѣта слишкомъ тупоумны?—.Ни то, во другое: ви мы, ни нашв дѣти ие глупѣе другихъ; но къ сожалѣнію очень многіе ироникнуты убѣждені- емъ, что — спеціалпстов ь можно образовать. Было бы-де только спеціальное заведеніе, от­ давали бы въ ѳто заведеніе дѣтей, а спеціа­ листы будутъ. Да, дѣйствительно, они будутъ, цо—только очень посредственные, а иногда да­ же просто плохіе; а общество, и родители об­ манулась въ своихъ ожиданіахъ. Дѣти не имѣ­ ютъ того обезпеченнаго куска хлѣба, о кото­ ромъ мечтала родители, потому что идохой спеціалистъ не можетъ много выработать чест­ нымъ образомъ і у него всегда будутъ отби­ вать работу хорошіе спеціалисты; а общество, кромѣ того, что не имѣетъ хорошихъ спеціа • листовъ, но еще терпитъ большіе убытки. Ко­ нечно, это можетъ показаться страннымъ: ка­ кимъ образомъ спеціалистъ, получающій очень умѣренное вознагражденіе, можетъ стоить об­ ществу гораздо дороже, чѣмъ другой спеціа­ листъ, который за свой трудъ получаетъ гро­ мадный суммы? Хотя это и страной, но спра­ ведливо Возьмите, для доказательства, сначала примѣръ изъ частной жизни. Частная н обще­ ственная жизнь такъ тѣсно свазапы, что при­ мѣръ, годный для одной, можетъ быть годенъ и для другой. Предположимъ, что у васъ заболѣла лошадь, которая стоитъ 300 руб. Когда вы потерпите больше убытка: когда вы заплатите 50 р. за леченіе лошади хорошему спеціалисту-ветери­ нару, который вылечпгъ вамъ лошадь, или плохому спеціалисту ветеринару всего только 1 р., но за то плохой спеціалистъ погубитъ вашу лошадь навсегда? — Въ первомъ случаѣ вы издержите 50 р., и имѣете удовольствіе со­ хранить лошадь; во второмъ случаѣ вы теряе­ те 301 р —Къ которому же изъ двухъ спеціа­ листовъ вамъ выгоднѣе обратиться?— Вы хоти­ те построить домъ: одинъ спеціалистъ ороситъ одну сумму, другой требуетъ сумму вдесятеро большую. Вы поручаете постройку дома деше­ вому спеціалисту; но скоро раскаетесь въ э- томъ, потому что въ вашемъ новомъ домѣ о- казывается невозможнымъ жить, и его должно нерестроивать чуть ли не съизнова, такъ что вамъ дешевая постройка обойдется чуть ли не дороже дорогой, уже даже не принимая въ рас­ четъ веаріатиости и хлопотъ. Перенесите эти примѣры изъ частной жизни въ общественную: прикиньте, какъ дорого мо­ гутъ обойтись обществу различные промаха различныхъ спеціалистовъ, — и вы убѣдитесь, что хорошій, хота и очень дорогой спеціалистъ стоитъ обществу дешевле чѣмъ дешевый, да плохой. Нѣтъ! сколько ни улучшайте училища, какъ ни измѣняйте манеру ученья, не будетъ хорошихъ спеціалистовъ до тѣхъ поръ, аока мы не придемъ къ тому убѣжденію, чго нельзя изъ людей дѣ лат ь спеціалистовъ, а—должно дать людямъ возможность сдѣлаться спеціали­ стами. Оставьте излишнія хлопоты объ обра­ зованіи будущихъ спеціалистовъ, которые ду­ маютъ еще только объ однихъ игрушкахъ; но за то дайте возможность юношѣ, который мо­ жетъ уже распознать свое призваніе, сдѣлаться спеціалистомъ, и тогда у насъ будутъ хорошіе спеціалисты, и будутъ дѣйствительно выгоды для всѣхъ, — в для всего общества вообще, н дла каждаго лица отдѣльно. Кромѣ матеріаль­ ныхъ выгодъ, это будетъ имѣть еще ту выго­ ду, что подвинетъ впередъ в науки, и худо­ жества, и ремесла. Человѣкъ, который съ лю­ бовью занимается своимъ дѣломъ, всегда ста­ рается улучшить его сколько возможно. Трудъ дла того, чтобъ быть выгоднымъ, долженъ быть свободенъ, но, кромѣ этого, еще долженъ быть свободенъ и —выборъ труда. На свѣтѣ не­ много людей, лишенныхъ совершенно способ­ ностей, все дѣло только въ томъ, чтобы по­ пасть на настоящее свое призваніе,- а можетъ лн ребенокъ лѣтъ 10 узнать основательно свое призваніе, да и спрашиваютъ ли его совѣта при выборѣ ему спеціальнаго занятія на всю жизнь? Что же удивительнаго послѣ этого, что мы встрѣчаемъ такъ много людей, которые, новидимомому, какъ-будто ни къ чему не спо­ собны? Дайте этимъ же самимъ людямъ хоро­ шее общее образованіе, внушите имъ мысль, что они должны изучать себя, узнать свое при. званіе, что они должны избрать себѣ какое ни- будь занятіе, и быть полезными членами об­ щества, наконецъ—дайте имъ возможность по­ святить себя какому-нибудь отдѣлу труда, уже въ тѣ лѣта, когда разсудокъ окрѣпъ, и—тогда навѣрно будутъ хорошіе спеціалисты, и мень­ ше будетъ горькихъ ошибокъ въ жизни людей. По несчастію подобныхъ ^учебныхъ заведеній почти нѣтъ: ила должно иабирать себѣ спеці­ альность съ младенческаго возраста, или оста­ ваться, какъ говорится, ни при чемъ. Всякому случалось видѣть плохихъ воиновъ, плохихъ ученыхъ, плохихъ артистовъ, пло­ хихъ ремесленниковъ, плохихъ воспитатель­ ,ницъ, плохихъ актрисъ ■ т. д. Эго еще соа- сѣ к ъ не доказываетъ, чтобъ эти люди не соо- собны были быть хорошими спеціалистами: дайте имъ только помѣватьса занятіями,— пусть каждый изберетъ себѣ ту спеціальность, въ которой болѣе имѣетъ склонности,— и тогда каждый станетъ въ ѳтой спеціальности х о ­ рош ъ. Правда, тутъ многихъ перемѣнъ не до­ пустятъ предразсудки, которыми мы находимъ какое-то особенное удовольствіе стѣсвать себа, — въ родѣ того, какъ нѣкоторые люди нахо­ дятъ удовольствіе стѣснять свое дыханіе в м ѣ ­ шать себѣ ходить слишкомъ узкимъ платьемъ влн слишкомъ узкою обувью,— но что же д ѣ ­ лать: всѣхъ предразсудковъ вдругъ нельзя б р о ­ сить; во все же цивилизація возьметъ свое и— уничтожитъ многіе изъ нихъ. Но и теперь, право, пора бы уж ъ отказаться отъ той м ы ­ сли, что по своему произволу можно сдѣлать изъ человѣка, который почему бы-то ни было подвластевъ намъ,— по молодости лѣтъ или по положенію въ свѣтѣ,— все что хочеш ь,— музы- ванта или плотника, агронома или ученаго. Дайте свободу труду, предоставьте свободу вы ­ бора труда, переставьте образовывать, а —дай ­ те возможность образоваться,— в навѣрное бу­ детъ лучше. Тогда можетъ быть и у насъ бу­ дутъ хорошіе спеціалисты. Все насильственное — ложпо, а добро в польза могутъ бы ть— толь­ ко въ истинѣ. Ук. П. Эк. ЧАСТНЫЯ О Б У В Ш І Я . и н о с т р а н е ц ъ , х о р о ш е й ф а м и л іи , кончивш ій к у р с ъ въ П ол и т и х н и ч еск о м ъ И н ст и т ут ѣ въ Д р е з д е н ѣ , и зуч и вш ій п рак т и ч еск и с е л ь ­ ское х о зя й ст во и уп р а вл я вш ій и м ѣ н ія м и въ С а к со н іи и П р у с с іи , ж елает ъ взя т ь и м ѣ н іе въ а р ен д н о е со д ер ж а н іе и ли п о л у ­ чит ь м ѣ ст о уп р а вл я ю щ а го и м ѣ н ія м и . О свои хъ п о зн а н ія х ъ въ сельском ъ х о з я й с т ­ вѣ , скот оводст вѣ и о вц ево д ст вѣ , какъ и о п оведен іи им ѣ ет ъ л у ч ш ія сви д ѣ т ел ь­ с т в а . А д р есо ва т ь ся въ к о н т о р у Г о ф м и ­ на на М о х о в о й , п рот и въ зд а н ія у н и в е р ­ си т ет а въ М о ск вѣ * — 1 . 2^ Н а К о н т о р ск о й ул и ц ѣ въ до м ѣ Б о – р о д а е вс к а го п р о д а ю т с я н о вы я д р о ж к и н а л еж а ч и х ъ р е с с о р а х ъ , и двѣ л о ш а д и х о р о ­ ш ей ѣ зд ы , безъ п о р о к о въ и съ х о м у т а м и * — 1 . Ъ ) Д о вѣ р е н н о ст ь , д а н н у ю м н о ю 1557 з. с е н т я б р я 30 д н я Х а р ь к о в с к о м у Я ги ль­ діи к у п ц у И ва н у Ѳ е д о р о в у сы н у Ж у р а в ­ л е в у , си м ъ ун и ч т о ж а ю и п р о ш у ее с ч и ­ т ат ь недѣ йст вит ельною . В д о в а н а д во р н а го совѣ т ни ­ к а Н адеж да М асл о ви чъ .— I . 4) Г . К а у л и , о т ъ ѣ зж а я въ А нглію съ ц ѣ л ію вы везт и о т т у д а р а зн ы х ъ д о м а ш ­ н и х ъ ж и во т н ы х ъ , какъ – т о б а р ан о в ъ , о в е ц ъ , коровъ, лош адей и сви н ей , п р е д ­ лагает ъ свои у с л у ги ж елаю щ и м ъ и м ѣ т ь о зн а ч е н н ы х ъ ж и вот н ы хъ и п окорнѣ й ш е п р о си т ъ а д р е со ва т ьс я въ его к в а р т и р у , со ст о я щ ую въ *. Х а р ь к о в ѣ , н а М и х а й ­ л о вск о й п л о щ а д и , въ д о м ѣ і. Іо н и н а — Г « К а у л и , уж е болѣ е 2 0 лѣ т ъ а к у р а т н о в ы п о л н я я п о д о б н ы я п о р у ч е н ія д л я м н о ­ ги х ъ и звѣ ст н ы х ъ р у с с к и х ъ владѣ л ьц евъ , п о з в о л я т ъ себѣ н а д ѣ я т ь ся , чт о и въ наст ояг^ ее вр ем я не б уд е т ъ лиш енъ т а ­ к и х ъ ж е п о р у ч е н ій , к о т о р ы я онъ о б я з ы ­ ва ет ся вы п олн ят ь съ всегдаш нею а к у р а т – н о с т ію .-М . О тъѣзжаютъ за границу : I ) А вст р ій ск ій п о д д а н н ы й Д ю д ви іъ Д у – ж ап дъ съ ж ен ою А м а л іе ю ,— въ А в с т р ію , — 1 . % ) А встрій скій п о д д а н н ы й С о л о м о н ъ З и л ьбер ш т ей н ъ , — въ А в с т р ію ,— і ., 3 ) А вст р ій ск іе п о д д а н н ы е В а с и л ій Ф о ­ м и н ъ , С т еп анъ Б о го м о л о въ и В а р ф о л о – ліей М а к а р о в ъ ,— въ М о л д а в ію — 2 . ________ И еч. позвол. 2 9 -го августа 1859 г. Д е н с о р ъ А . З ер н и н ъ , Р е д а к т о р ъ Щ и т о въ .