ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ ХАРЬКОВСКИМЪ ГУБЕРНСКИМЪ ВѢДОМОСТЯМЪ. N. 3 1. I. ИЗВѢСТІЯ. 1.) Свѣдѣнія о харьковской губерніи. (Продолженіе.) Одежда. Одежда, всѣхъ вообще жителей гу- берніи, противъ первоначальнаго, совер- шенно измѣнилась. Мущины, служившіе въ полкахъ, имѣли платье казацкое или національное малороссійское: широкіе шаровары, полукафтанье, подпоясанное но таліи поясомъ, сверху черкеска съ откидными рукавами, шапка высокая изъ бараньихъ смушковъ съ суконнымъ цвѣтнымъ верхомъ, за поясомъ на цѣ- почкѣ ножъ, и при поясѣ же, на пор- тупеѣ, кривая сабля, опоясуемая толь- ко въ походѣ или и на мѣстѣ предъ собравшимся полкомъ. Полковники и ст а ршины, по состоянію и вкусу сво- ему, окладывали черкески галунами или снуркама по борту, а также иногда и мѣхомъ. На портретахъ первоначаль- ныхъ полковниковъ, видимъ еще, сверхъ- всего, накинутую суконную мантію, съ аграфомь или пряжкою на груди, изъ драгоцѣнныхъ камней; но какъ въ рунѣ его видимъ т у т же перначъ, знакъ его достоинства, то и полагать должно, что сія мантія вздѣваема имъ была только предъ полкомъ или въ большой парадъ, для отличія отъ всѣхъ подчи- ненныхъ ему. Съ переформированіемъ казаковъ въ гусары, измѣнились въ пол- кахъ мундиры, а молодые дворяне, по склонности своей къ военной службѣ, не попавъ въ гусарскіе свои полки, опредѣлялись въ армію, и выходя въ о т – ставку, не обращались къ первоначаль- ной своей одеждѣ, которая сходство- вала съ служащими чиновниками, кромѣ сабли и, можетъ быть, цвѣта, а прини- мали общеупотребляемую одежду и продолжали слѣдовать обычаю въ неи до сего времени. Въ простомъ народѣ мущины сохра- нили прежнее одѣяніе: суконная спита или зипунъ, безъ перемѣны, до сего времени, искючая живущихъ въ Харь- ковѣ и вышедшихъ, по состоянію сво- ему, въ купцы или мѣщане. Первые, тогда же надѣваютъ сюртуки, жилеты, круглую шляпу, и въ домашней жизни стараются приспособляться къ тому состоянію, въ которое они вновь всту- пали. Мѣщане же, вздуваютъ плисовое полукафтанье, отличный поясъ и сверху носятъ ту же свиту, но уже добраго сукна, темнаго цвѣта, и не подпоясы- ваютъ ее. Какъ мущины высшаго сословія но- сили національную одежду, такъ равно 1 ,284 жены ихъ и дочери сохраняли долго ее. Ж ены полковниковъ и старшинъ но- сили такъ называемый кунтушъ изъ штофа, парчи, люстрина, объяри, гранитуру и другихъ плотныхъ мате- рій, по состоянію и вкусу каждой. Покрой кунтуша былъ, на подобіе танъ называвшихся русскихъ шубокъ; талія и рукава въ обтяжку, безъ вся- кихъ сборокъ, только назади въ таліи были маленькія сборы, покрывавшіяся сверху широкимъ, золотымъ или сереб- ренымъ гасомъ. Кунт ушъ это т ъ имѣлъ лежачій воротникъ, на груди откидные клапаны, а на рукавахъ такіе же обшлага, чт о все должно было быть изъ бога- тѣйшей и отличнаго цвѣта матеріи, нежели кунтушъ. На груди онъ былъ Открытъ и только на т аліи схваты- вался, пола на полу, крючкомъ, безъ всякаго пояса. На груди виденъ былъ парчевый, или другой какой, корсетъ, подъ душу; полы были распашные и видна была юбка, называвшаяся спид- ницею, богатѣйшей предъ прочимъ парчи или матеріи и по ней сверху, на переди запаска (передникъ), яр ваго цвѣта матеріи. Б ашмаки вообще красные, сафьянные на коркахъ или высокихъ колодочкахъ; на шеѣ, чѣмъ болѣе нитокъ красныхъ, крупныхъ коралловъ, янтарей, гранатъ, жемчугу, перенизанныхъ свернутыми въ трубку голландскими червонцами и еще особо, на черной бархаткѣ, висящихъ золотыхъ или серебреныхъ крестовъ, медалей (еднусовъ) и тому подобныхъ украшеній; тѣмъ считалось наряднѣе. Головные уборы были различны: старушки но- сили особаго рода шапочки, темныхъ цвѣтовъ и, по времени, съ мѣхомъ; молодыя же и франтихи носили кораблики, шапочки изъ чорнаго бар- хата, съ маленькими напусками, для прикрытія верхушки ушей и двумя, на переди и напади, рожками. Верхушка кораблика и подзатыльникъ были или изъ богатой парчи. или вышивались блестками, канителью, цвѣтными фоль- гами и т. п. Другой уборъ былъ, называемый очипокъ, только по го- ловѣ шапочка, безъ рожковъ, изъ золо- той парчи и по борту обложенъ га- сомъ. Дѣвушки высшаго сословія но- сили кунт уши со всѣми принадлежно- стями. только на головѣ положены были, по лбу, золотыя и серебреныя сѣ тки, гасы, позументы яркихъ цвѣ- товъ, пестрые и съ букетами, широ- кія ленты въ нѣсколько рядовъ, одна сверхъ другой, и съ длинными отъ всѣхъ концами, назади высящими, вмѣстѣ съ длинными (что почиталось красою), косами, искусно заплетенными и т акже съ длинными, яркими, вплетенными лентами, мѣлко сплетенными ко- сичками (дрибутки). покладались на го- лову вѣнкомъ и сверху, по времени, украшались цвѣтами. Домашній уборъ дѣвушекъ былъ: корсетъ длинный (назы- ваемый юбка) безъ рукавовъ, при обык- новенной юбкѣ и запаскѣ, изъ за кото- рыхъ видна была рубашка внизу, и рукава коей, пышные, кисейные, мет- калевые и т . п вышиты были золо- томъ, серебромъ, цвѣтными нитками, все смотря по достатку родителей. Голова и шея убирались также, но ,285 вещи къ тому употреблялись уже не такъ цѣнныя, какъ въ большой нарядъ. Платья, бывъ изъ богатѣйшихъ парчей и другихъ прочныхъ матерій, перехо- дили от ъ матери къ дочери, внукамъ и далѣе, во всей цѣлости и въ неизмѣн- ности фасона. Теперь въ церквахъ помѣщичьихъ селеній, много есть наряд- ныхъ ризъ и другихъ церковныхъ укра- шеній, изъ прежнихъ платьевъ прапра- бабушекъ нашихъ. Отцы семействъ, бывъ въ военной службѣ и прилѣпив- шись къ общимъ обычаямъ, возвращаясь въ домы, требовали отъ женъ и доче- рей своихъ, преобразованія въ одеждѣ, сходно съ общимъ обычаемъ; а съ о т – крытіемъ намѣстничества, рѣшит ель но уже всѣ женщины, безъ изсключе- нія, приняли и подражаютъ въ одеж- дахъ и уборахъ своихъ, употребляемому петербургскимъ высшимъ обществомъ. (Окончаніе слѣдуетъ.) 2.) Иcmopичecкo- ст атистическій обзоръ Коренной ярмарки. (Продолженіе.) Настаетъ вожделѣнный день— 9й п ят- ницы, раздается усладительный при- зывъ къ обѣднѣ, и весь народъ въ дви- женіи! Каждый спѣшитъ занять мѣсто, съ котораго могъ бы узрѣть святой ликъ Богоматери и сопутствовать ему въ шествіи въ пустынь. Наконецъ по отслуженіи литургіи и молебствія, появляются хоругви и кіоты, богато украшенные, съ огромными фонарями представленные отъ каждаго цѣха го- рода. Народъ произноситъ моленіе; хоръ пѣвчихъ возноситъ хвалы Господу Богу; со всѣхъ сторонъ раздается звонъ колоколовъ и преосвященный епи- скопъ епархіальный, предшествуемый монашествующими и бѣлымъ духовен- ствомъ, выноситъ Икону изъ Знамен- ской при архіерейскомъ домѣ церкви, донеся ея до средины красной площади, онъ осѣняетъ ею правовѣрный народъ и потомъ передаетъ въ руки началь- ника губерніи и другихъ старшихъ чи- новниковъ, которые доносятъ ее до градскаго Воскресенскаго собора. Здѣсь принимаетъ ее архимандритъ Корен- скаго монастыря и устанавливаетъ въ особый богатый кіот ъ; чиновники и купечество удерживают ъ его на рукахъ, и вся процессія двигается къ Москов- скимъ воротамъ, по пути къ Коренной ярмаркѣ. Э ти великолѣпно украшенные кіоты и впереди ихъ красиво развѣваю- щіяся хоругви, пылающіе неизчислимые огни въ стекляныхъ огромныхъ ф она- ряхъ, масса поклонниковъ, около 120 т., всѣхъ сословій, половъ и возрастовъ, въ праздничныхъ своихъ нарядахъ, съ под- питыми вверхъ посохами, имѣющими на себя условные значки каждаго селенія и семейства (дабы непот ерять другъ друга изъ виду), огромные обозы помѣ- щичьихъ экипажей и крестьянскихъ по- возокъ, поля прилегающія къ дорогѣ, усѣянныя ожидающими шествія, т о л пы поселянъ бѣгущихъ изъ окрестныхъ селеній навстрѣчу Иконѣ— все это со- ставляетъ живописную въ своемъ родѣ картину. Трудно представить себѣ что либо оригинальнѣе и возвышеннѣе! ,286 Издали не видно ни Иконы, ни на- рода, одни пыльные столбы волнуются по горизонту, и только по временами мелькаютъ хоругви, огни въ ф она- ряхъ и позолоченный кіотъ Образа Удивительное благоговѣніе и тишина царствуютъ во время шествія, лишь слышенъ гулъ шаговъ идущаго народа, занимающаго, по-крайней мѣрѣ, пят и- верстное пространство; лишь изрѣдка отзываются сопровождающіе Икону гимны, прерываемые громкими воскли- цаніями народа, падающаго большими толпами съ поднятыми руками къ небу Почти вся сія огромная масса на рода, съ пресоединявшимися толпами скрестныхъ поселять, сопутствѵютъ Икону до самой пустыни. Ни зной лѣтняго жара, ни проливные дожди, ни что не въ силахъ удержать богомоль- цевъ; всякій стремится сподобиться счастія пронесть хотя нѣсколько са- женъ “Чудотворную Икону.— Такимъ об- разомь процессія, послѣ кратковремен- наго от дохновенія въ с. Каменевъ ле- жащемъ почти на половинѣ дороги отъ Курска къ Коренной, къ 6 или 7 часамъ по полудни достигаетъ ярмарки. Здѣсь духовенство Коренной пустыни, съѣхав- шееся купечест во и поселяне прибли- женныхъ деревень встрѣчаютъ Икону у заставы,— дворянство же съ полудня располагается въ обширныхъ галле- реяхъ гостиннаго двора. Архимандритъ, принявъ Икону отъ народа, вынимаетъ ее изъ кіота и передаетъ начальнику- губерніи и губернскому предводителю дворянства, которые несутъ оную къ амвону, сооруженному на главной Ко- ренской площади, противъ гостиннаго двора и тамъ принимаетъ ее отъ нихъ преосвященный Въ эту минуту вноса Иконы на площадь, народъ стремится къ колоколамъ, привезеннымъ для про- дажи и во множествѣ развѣшаннымъ на площади, и производитъ торжествен- ный звонъ, которой вдругъ утихаетъ когда начинается молебствіе Пресвя- той Богородицѣ о здравіи Император- ской Фамиліи и всего православнаго россійскаго воинства и парода. Э та процессія, переносящая насъ во времена пребыванія Богочеловѣка на землѣ, когда сотни тысячъ стреми- лись за Сп асит елемь, чтобы услышать святое слово изъ устъ его, изумляетъ и поражаетъ чуcт ва. Къ ней столько высокаго, религіознаго, столько жизни, столько восторговъ безмятежныхъ и истинно духовныхъ, что при воззрѣніи только насію величественную картину можно пост игнут ь сколько вѣра Рус- скихъ тверда и непоколебима. Подобно видѣть усердіе э т а го истинно право- славнаго народа, когда по окончаніи шествія въ Коренской Пустынѣ Про- тодіаконъ провозглашаетъ многолѣтіе Великому Государю и Августѣйшему Дому Его, а Преосвященный въ полномъ об- лаченіи на амвонѣ осѣняетъ Иконою богомольцевъ; надобно видѣть благого- вѣйный восторгъ въ многолюднѣйшемъ стеченіи народа разныхъ возрастовъ и состояній, одушевленныхъ однимъ чувствомъ вѣры и составляющихъ одно цѣлое, одну нравственную силу, осно- ванную на чистой, святой вѣрѣ и без- ,287 предѣльной преданности и любви къ своему ГОСУДАРЮ. Э т а процессія заслуживаешь внима- ніе наблюдателя стольно же вь нрав- ственномъ и полит ическомъ отноше- ніяхъ сколько и въ религіозномъ: око ло полутораста тысячъ народа стекаю т- ся въ безлюдную пустынь безъ вся- кихъ видовъ и паспортовъ, и не взирая на т о, что въ числѣ ихъ вѣроятно 1/20 только составляютъ богатые дворяне и промышленники, съ капиталомъ, въ разныхъ видахъ, отъ 50 до 60 мил- ліоновъ рублей, остальные же всѣ не- имущіе поселяне и другихъ низкихъ со- словій бѣдные люди, не взирая на т о, что вся охранная стража ярмарки со- стоитъ изъ 100 человѣкъ инвалидной и полицейской командъ, нѣтъ примѣра важнаго уголовнаго преступленія.— Э т от ъ фактъ характеризуетъ въ пол- ной мѣрѣ русскаго; онъ можетъ нео- провержимо доказать нелѣпость всѣхъ неблагонамѣренныхъ разглашеній нѣко- торыхъ иностранцевъ насчетъ нрав- ственности русскаго народа. Въ про- цессіи сей и въ чувствахъ народа, со- провождающихъ оную, отражается так- же сила и могущество Россіи. Она яв- ляетъ причину постоянныхъ неудачъ завистливыхъ ея враговъ, неоднократно покушавшихся на ея святые храмы и жилища. По окончаніи молебствія, прео- священный провожаетъ Икону съ пѣ- ніемъ гимновъ и моленіемъ во храмъ пустыни, построенный во имя Богома- тери, живоноснаго ея источника, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ обрѣтена Икона (*); всѣ тѣснятся яъ чудотворной Иконѣ, чтобы удостоиться приложится въ святому лику Заступницы своей, и ис- пит ь изъ живоноснаго ис т очника. Но едва наступаетъ утро другаго дня, какъ все приходитъ въ движеніе: пер- вый выѣздъ, первый долгъ есть покло- неніе святой Иконѣ, потомъ настаютъ радостныя свиданія съ близкими сердцу, далѣе визиты, приличія, и наконецъ го- ст инный дворъ. Трудно вообразишь себѣ картину болѣе разнобразную! Весь гост инный дворъ составляетъ обширный паралле- лограмъ, пересѣкаемый въ разныхъ мѣ- стахъ подъ прямымъ угломъ линіями, образующими широкія красивыя галле- реи, освѣщенныя сверху боковымъ свѣ- томъ; въ галлереяхъ сихъ расположены товары въ разныхъ отдѣленіяхъ и ви- дахъ. Здѣсь подъ одною кровлею, на площади 8 ш. квадратныхъ саженей, пред- ставляются взору образцы лучшихъ рос- сійскихъ и иностранныхъ произведеній Продавецъ оптовый имѣетъ покупщи- ковъ изъ разныхъ губерній и областей (*) Въ послѣдніе годы, попеченіемъ и трудами архимандрита Коренскаго монастыря отца П аисіа, сооружена превосходная лѣсница для схода къ источнику, находящемуся внутри храма. О на заслуживаетъ особаго вниманія по трудности построенія своего, на утесѣ кру- той горы, и производитъ великолѣпное зрѣ- лище во время служенія въ нижней церкви, когда всѣ площадки и ступени ея заняты бываютъ тысячами молящихся, и потому справедливо можетъ быть названа предверіемъ того храма, 2 ,288 государства, в если онъ ограничивает- ся умѣренными барышами, то распро- дажа товаровъ его идетъ быстро. Мелочный промышленникъ, пріѣхавшій для закупки т оваровъ, имѣетъ всѣ сред- ства запастись оными сообразно жела- нію и вкусу мѣстныхъ потребителей, и такимъ образомъ, города окрестныхъ губерній снабжаются фабричными, ману- фактурными и иными произведеніями. Дворянству представляются также всѣ средства для удовлетворенія домашнихъ нуждъ его и всѣхъ житейскихъ п о т- ребностей; равномѣрно и поселяне имѣютъ возможность съ выгодою сбы- вать свои продукты и лошадей неболь- шихъ своихъ заводовъ; такимъ обра- зомъ посѣтители всѣхъ сословій бы- ваютъ, большею-част ію, довольны ярмар- кою, въ особенности общему удоволь- ствію способствуетъ пріятность мѣ- ст оположенія и разныя увеселенія, кото- рыми Коренная всегда славилась. Правда, что недостатокъ покойныхъ домовъ и размѣщенія составлялъ въ этой ярмар- кѣ главнѣйшее неудобство. Для сего, въ прежнее время, помѣщики высылали заблаговременно свой дворовый ш татъ, разбивали у рощи, на возвышенномъ берегу Тускари, обширныя палатки и шатры, многіе привозили съ собою огромные оркестры музыки и капели пѣсенниковъ, и вечерами, въ благопріят- ные майскіе дни, дворянство, ут омлен- ное безпрестаннымъ движеніемъ и яр- марочною суетою, наслаждалось въ шатрахъ своихъ, въ кругу друзей и знакомыхъ, увеселеніями кочевой жизни. Но по времени, съ успѣхомъ граждан- скаго и нравственнаго просвѣщенія, об- разъ жизни сей чувствительно измѣ- нился: вмѣсто временныхъ полотня- ныхъ палатокъ, выстроены рубленые и досчат ые домы, въ которыхъ семейное размѣщеніе несравненно удобнѣе и луч- ше обезпечено от ъ непріятныхъ воз- душныхъ перемѣнъ. Огромныя музыки услаждаютъ слухъ публики съ 12 ча- совъ дня и до вечера, въ самыхъ гал- лереяхъ гостиннаго двора. Каждый ве- черъ спектакль вь театрѣ, а чрезъ день редутъ, гдѣ собирается вся луч- шая публика и проводитъ время въ танцахъ; къ этому присовокупляются званые обѣды, лошадиныя скачки, труппы волшижерооь, странствующіе фоку- сники, панорамы, звѣринцы я проч.— Такимъ образомъ сосредоточеніе неиз- числимыхъ предметовъ всѣхъ потреб- ностей человѣческихъ, и предметовъ роскоши и наслажденій душевныхъ, при благорастворит ельности атмосферы, дѣлаетъ Коренную ярмарку однимъ изъ самыхъ веселыхъ и привлекательныхъ мѣстъ, и тѣмъ чувствительно увеличи- ваетъ число посѣтителей. (Продолженіе впредь) 3.) Наблюденія по пчеловодству. Н ынѣшнею весною у меня оказалась значительная убыль пчелъ: изъ 27 пней въ десяти вымерли пчелы зимою, да въ двухъ извелись весною. Еще осенью, ,289 при составленіи пчелъ въ землянку, въ концѣ октября прошлаго 1837 года, я замѣтилъ у нѣкоторыхъ ульевъ на днахъ влажность. Сперва подумалъ я, что соты отлетѣли; раскрываю ульи, у коихъ эт о оказалось, и нахожу, что соты цѣлы, но изъ нихъ текла вода. Причина этого для меня сперва была неизвѣстна. Замазавъ ульи, я оставилъ ихъ на зиму. Прошла зима: 6-го ап- рѣля я принялся выставлять пчелъ. При выставкѣ оказалось 10 роевъ мерт- вихъ, 17 живыхъ. У мертвыхъ, соты рѣшительно промерзли и покрылись льдомъ; пчела умерла иная въ сотахъ, другая упала на дно ульи. Обметя ост о- рожно, я думалъ ее оживить; но при всемъ стараніи ни одной пчелы не уда- лось воскресить. У живыхъ роевъ тоже много сгибло пчелъ, и соты снизу до половины улья промерзли; въ самый верхъ, гдѣ пчела сжалась вь кучу, хо- лодъ не проникъ. От ъ этого многіе рои вышли на весну плохи. Соты об- мерзлые я всѣ вырѣзалъ, и началъ во- обще всѣ рои кормить; не смотря на это пособіе, еще два роя весною вы- мерли. Во время выставки стояли дни прелестные. Нельзя было безъ радости смотрѣть, какъ рада была пчела осво- божденію ея отъ тягостнаго зимняго заключенія: она вышла изъ улья, жуж- жала, вилась по воздуху, и немедленно начала свою работу— чистить соты и бока улья отъ плесени; подставляемый медъ (*) брала съ жадностію: едва ус- (*) Медъ на кормъ пчелы я употреблялъ самый чистый и первой вырѣзка, сдѣланной мною пѣешъ поставить его, она кидалась на него быстро и въ короткое время уно- сила въ соты. Э т о кормленіе продол- жалось до тѣхъ поръ, пока появилса цвѣтъ въ лѣсу, садахъ и на поляхъ. Надобно признаться, что въ октябрѣ, бывши отвлеченъ дѣлами службы, я не успѣлъ хорошенько приготовить для пчелъ землянку, и потому думалъ, что убыль пчелъ произошла у меня от ъ этого нерадѣнія, что землянка была не совсѣмъ хороша. Увидѣвшись съ другими пчеловодами, я спрашивалъ ихъ: какъ пчелы у нихъ вышли на выставку? Вс ѣ жаловались на чрезвычайную убыль ихъ, и говорили, что причина гибели пчелы скрывалась въ качествѣ меда или во вредѣ меда, происшедшемъ, по ихъ сло- вам, отъ какой-то помх и (*). Г Боде, кажется, совершенно постигъ причину нынѣшней гибели пчелы, т. е. она гибла отъ поноса, который получила отъ дурнаго меда. Пометъ въ ульяхъ и на сотахъ былъ такъ великъ, что я ни- когда подобнаго не видывалъ. По вы- ставкѣ, я поступилъ съ моими пчелами точно также, какъ и Г. Боде, т . е. выбралъ изъ ульевъ, только не всѣ, а большую часть заплеснѣвшихъ сотовъ съ медомъ и снабдилъ пчелу медомъ къ іюлѣ, когда пагода стояла благотворная. Я берегъ его собственно на этотъ случаи. (*) Слово: пом ха, въ Саратов, губ., у про- стаго народа, весьма употребительно. Здѣсь этимъ словомъ называютъ засуху, вредоно- сныя росы и проч. ,290 чистымъ, Э то средство имѣло на нее хорошее вліяніе. Апрѣль былъ у насъ теплый, такъ что т еплот а иногда доходила до 20 градусовъ, сады цвѣли, на степи, на лугахъ и въ лѣсу показалось множество цвѣту. Пчела очевидно поправилась; у нѣкоторыхъ ульевъ, въ первыхъ числахъ мая, показалась молодая пчела и тр у т ни. 6-го числа въ Саратовѣ н въ окрест- ности его выпалъ крупный градъ: нахо- дили градины величиною съ грецкій орѣхъ. Онъ много повредилъ садамъ, обивъ цвѣтъ въ садахъ, а въ домахъ овна. Градъ шелъ и въ другихъ мѣстахъ. Слѣдствія его были довольно ощути- тельны какъ для человѣка, такъ и для пчелы. Цвѣту много погибло; потомъ настали холода, отъ которыхъ не только цвѣтъ, но даже и листъ на нѣ- которыхъ деревахъ убитъ. Впрочемъ, скоро опять погода установилась пре- красная: пошло то ясно, то перепадали Дождички, при температурѣ отъ 15 до 22 градусовъ. Пчела, по видимому, хорошо приготовилась къ роенію. (З . Г.) 4.) Ловля сельдей близъ Керчи. Въ окрестностяхъ Ѳеодосіи и у Камышъ-Бу- руна (въ 12 верстахъ отъ Керчи) занимаются ловлею с е льдей, которыя, по своей величинѣ и особенному роду, не только превосходятъ дунай- скихъ, но очень рѣдко попадаются даже между голландскими. Въ числѣ ихъ находились такія, изъ которыхъ каждая вѣсила полтора фунта. Пространная камышъ-бурунская бухта, по мелко- водію и песчаному грунту, къ которому наибо- лѣе пристаютъ сельди, чрезвычайно удобна для ловли; она имѣетъ въ окружности болѣе двухъ верстъ, а глубиною не болѣе 10 футовъ. Ловля сельдей начивается тамъ въ то же время, какъ въ Ѳеодосіи и въ разныхъ мѣстахъ южнаго бе- рега Крыма, около 15-го октября, и продол- жается до 15-го марта; въ другое время сельди попадаются очевь рѣдко. Количество сельдей, ловимыхъ въ одномъ только Камышъ-Бурунѣ, простирается ежедневно до д в у х ъ м и л л іо- н овъ штукъ. Въ Ѳеодосіи бываетъ иногда такое ихъ множество, что женщины собираютъ ихъ руками на берегу моря, и уносятъ домой столько, сколько каждая въ состояніи съ собою взять. Ловля сельдей въ Камышъ-Бурунѣ, по показа- нію тамошнихъ старожиловъ, бываетъ такъ изо- бильна, что за тысячу штукъ платится по 8 и даже по 6 рублей. Обыкновенно же свѣжая сельдь продается отъ 8 до 30 рублей, а солевая отъ 12 до 40 рублей за тысячу, смотря по каче- ству и изобилію лова. Сельдяной промыселъ много терпитъ отъ не- знанія лучшихъ способовъ соленія. П о распоря- женію Правительства, въ 1833 году,-выписанъ изъ Голландіи опытный мастеръ, Николай Вей, которому было поручено осмотрѣть качество черноморскихъ сельдей, мѣстный способъ соле- нія, и показать промышленникамъ лучшее сред- ство приготовленія. Вей нашелъ, что черномор- скія сельди ни въ чемъ не уступаютъ голланд- скимъ; но способъ соленія, употребляемый крым- скими промышленниками, никуда негодитса. Вей, осмотрѣвши различныя соли въ Бессарабіи и Крыму, нашелъ, что онѣ не всѣ годятся для соленія сельдей; сямая лучшая добывается, по его мнѣнію, изъ Чокранскаго озера, подлѣ Керчи. Онъ посолилъ черноморскія сельди по голландскому способу, и онѣ оказались отлич- наго качества. Приготовленная имъ сельдь, вмѣ- стѣ съ купленною посудою и солью, обошлась по 40 рублей за тысячу, слѣдовательно по 4 копѣйки за штуку. При дальнѣйшемъ развитіи сельдянаго промысла, Крымъ вступитъ въ со- перничество съ Голландією, а побѣда вѣроятно останется за Чернымъ моремъ» (С. П.)