. м 30. Х А Р Ь К О В С К ІЯ Г У Б Е Р Н С К ІЯ В Щ О М О С Т Е , ЧАСТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. АВГУСТА 2-го. Содержаніе: О русско*-!. словечкѣ „с ед и”. II. Цертслсоа 2-го.—Стихотвореніе. Воронова.—Обще- полезныя снѣіѣпі».— Частныя объявленія,—-О пріѣхавшихъ н выѣхавшихъ.— О русскомъ словечктъ ,,с с д к .“ ,,Ес.ш бы пастухъ не былъ пастухомъ, то бы іъ-бы, можетъ быть, царемъ.“ Поговорка. Я смотрю на слово, какъ на портретъ; лексиконъ для меня тоже, что картинная галлерея: въ немъ каждое слово относится къ выражаемому имъ, дѣйствительно суще ствующему предмету или понятію, какънапр: какой нибудь эстампъ относится къ своему оригиналу. Необходимо, по этому, различать въ словахъ смыслъ и образъ или духовную и матеріальную сторону.’ Первая составляетъ достояніе (едва-ли не исключительное) внут ренняго, глубоко-мыслящаго человѣка: если въ умѣ его раждается— какъ выражаются фило софы — сознаніе о какомъ нибудь предметѣ или понятіи, то уже одно это отвлеченное, для всякаго другаго неясное, холодное со знаніе удовлетворяетъ его, потому, что со знавая идею, предметъ,— онъ уже и знаетъ ихъ. Но для человѣка вшьишяго, житейскаго, мыслящаго не алгебраическими знаками от влеченностей, но живыми предметами,— этого недостаточно; онъ требуетъ образа, для того, чтобы отвлеченное ощутить, т. с. сознать въ Формѣ, для него понятной. Этотъ образъ и есть слово въ прямомъ, тѣсномъ его значе ніи. Мы произносимъ, напр., звуки: церковь, могила-, вмѣстѣ съ понятіемъ объ этихъ пред метахъ мы соединяемъ непремѣнно и чувст венное (матеріальное) выраженіе ихъ, иди образъ. Какъ бы ни была безплотна, какъ бы ни была отвлеченна идея— все равно, она должна быть изображена словомъ, потому, что человѣкъ непремѣнно требуетъ чего ни будь вндпмагр— образа. Разница только та, что предметъ, дѣйствительно существующій въ природѣ, каждый изъ пасъ представляетъ себѣ одинаково, сообразно его природнымъ признакамъ и опредѣленной Формѣ, какая ему дана натурою; а идея, не будучи тѣлесною вещью, но только существуя во внѣшнемъ мірѣ, не имѣетъ и одной опредѣленной Фор мы, а проявляется посредствомъ этихъ неу ловимыхъ, идеальныхъ Формъ духа, который разнообразится личностію кааідаго отдѣльна го человѣка, или, какъ говорятъ философы , каждымъ духовнымъ п\ вотъ отчего идея въ душѣ каждаго человѣка принимаетъ п образъ, соотвѣтственно его характеру и личнымъ его* свойствамъ. Что мы сказали о человѣкѣ, то можно отнести къ цѣлому народу; что сказали о словѣ, то смѣло можемъ отнести къ цѣлому язику: природа неизмѣнно вѣрна самой себѣ, какъ въ цѣломъ , такъ и малѣй шей его частичкѣ. і Чтобы доставить читателямъ удовольствіе видѣть, какъ точенъ, какъ вѣренъ самому ,. – 280 – себѣ этотъ всеобщій законъ языка п.іп слова человѣческаго, т. е. связь между словомъ и предметомъ, образомъ и смысломъ— я раз смотрю одно пз^ь тѣхъ словъ языка русскаго, которое скорѣе можетъ быть названо части цею рѣчи, словечкомъ, нежели словомъ, меж ду тѣмъ какъ оно содержитъ въ себѣ цѣлую рѣчь, цѣлый трактатъ о несовершенствѣ че ловѣка, трактатъ, едва ли не философскій !. 1!ъ каждомъ языкѣ есть небольшое число словъ пли частица , которыя, ноиидпмому, не выражаютъ ровно ничего, дѣйствительно су ществующаго, пс обозначаютъ никакого опре дѣленнаго предмета въ мірѣ внѣшнемъ, ни какой идеи въ мірѣ духовномъ. Такія слона, обыкновенно, получаютъ значеніе чрезвы чайно общее, чрезвычайно обширное: они служатъ выраженіемъ то какой нибудь нрав ственной черты, то какой побудь наклонно сти нлп способности, достоинства или недо статка въ цѣломъ народѣ, п потому могутъ быть разсматриваемы какъ историческіе па мятника развитія характера, мысли и разума его.— Замѣчательно, что такое завидное зна ченіе всегда почти достается на долю са мымъ незавиднымъ словамъ— какомъ нибудь: асось, если и т. п., которыя даже у себя, въ грамматикѣ, пользуются только скромнымъ на званіемъ частицъ Не смотря на то, однакоже, образъ, фвзіогііомія такихъ словъ, какъ и самое значеніе ихъ, гораздо обширнѣе: на немъ ле житъ отпечатокъ выражаемыхъ имъ чертъ пли свойствъ человѣка, а иногда даже отпеча токъ народности. Такъ папр., наше чудное, такъ мило воспѣтое поэтомъ авось, — не напо минаетъ ли намъ множества чертъ, мп^же ства свойствъ русскаго человѣк-:? Когда про износятъ авось— такъ, кажется, о видишь это авось въ красной рубахѣ, плисовыхъ тирана- рахъ, съ плечами въ косой сажень. — А если?… Лѣтъ,— наше если не отзывается простони – родно-русскимъ; если—Европеецъ, настоящій космополитъ! Много вѣковъ и народовъ пе режило оно, и до спхъ поръ вездѣ п всегда имѣетъ свободный ходъ, какъ ходячая мо нета въ государствѣ Вь ряду самыхъ мно гозначительныхъ словъ если, занимаетъ пер вое мѣсто. Въ самомъ дѣлѣ., какое огромное значеніе заключаетъ въ себѣ это словечко: о чемъ бы вы ни заговорили, чуть только зай дете немного дальше, за ту черту, до кото рой. . . . сей часа, является па сцену неумо лимое если , какъ ближайшій, непремѣнный блюститель порядка, городовой — является на спѣтъ во всѣхъ мелочныхъ происшествіяхъ улицы. Д попрооуите только отдаться на ію лю этому словечку, — быстрѣе русской тройки п англійскихъ парохоюв’ь умчитъ оно вас/ь въ далекое, въ чудное, чудесное. . . . Логъ знаетъ куда!. . . И кокъ неловко питомъ человѣку, когда одно только легонькое если останется въ чудной дали, а самъ онъ, отя желѣвши, хлопнется о землю,—такъ неловко можетъ быть только чиновнику, которому, вмѣсто полнаго, приходится получить въ на граду полугодичный окладъ единовременно. А если все такп опять себѣ приходитъ, по званное, да безъ него и нс обойдется. Еслн-бы, говоритъ толстякъ-богачъ, духъ котораго утонулъ въ ,,тучныхъ ланитахъ,** которыя давно уже ,,престали граціи тре- пать“ — если-бы мнѣ еще нѣсколько десят ковъ тысячъ. . . . прикѵпплъ-бы я сосѣднія землицы, а тамъ**. . . . П физіономія богача расширяется — въ область возможнаго, о на ланитахъ, давно истрепанныхъ граціями, по является веселая улыбка — человѣческая улыб ка приближающемуся счастію: ш* у дивляіпесі, внезапному выраженію, озарившему лнце тол стяка: міръ возя гжпаго [если) нозѣал ь на его ланиты. . . . , .Ес.лгбъ — мнѣ только добраться вотъ до это го закона пауки** думаетъ ученый, ломая голову въ тишинѣ кабинета, а ужъ тамъ-бы я все вывелъ!1 * Г олодный бѣднякъ засыпаетъ подъ наме томъ неба— другаго нѣтъ емѵ пристанища— и засыпая, думаетъ: „что, если-бъ проснуть ся съ ‘цѣлковеиькпмъ въ рукахъ!** И всс если, если п если— на каждомъ ша- I ,гу человѣческой жизни!. .. Одпа только чуд ная природа, безъ всякаго а во сь п безъ если, творитъ и выводитъ слѣдствія изъ однажды данныхъ еіі законовъ. . . . Но духъ человѣ- ка— что дѣлать!— не можетъ остановиться на этой вѣчной непремѣнное™ природы: кому не случалось, освѣжаясь ночной прохладой, смотрѣть на темно-голубое небо п бездны свѣтящихся въ немъ міровъ; кому не случа лось испытывать, какъ бѣдный духъ въ то время тоскуетъ, мятется, и въ умѣ невольно раждается вопросъ: что-бъ было, е с л и – б ъ ни чего этого не было?— Право, стоитъ того, что-бъ призадуматься надъ этимъ сс.іи и по смотрѣть— откуда возникаетъ его чудное зна ченіе въ языкахъ почтп всѣхъ народовъ? Псѣ мы давно знаемъ, что человѣкъ яв ляется въ міръ съ в о зм о ж н о с т ію развитія всѣхъ способностей, всѣхъ чувствъ, всѣхъ наклонностей. Но міръ даетъ ему въ своемъ просіранствѣ извѣстное мѣсто или прини маетъ его па ж и т ельст во съ условіями : оііъ у вп ередъ уже* съ самымъ рожденіемъ, ограни чиваетъ его духовную природу— тѣлеснымъ характеромъ (темпераментомъ); потомъ, мало но малу, окружаетъ его духовное развитіе о б ст о я т е л ь с т в а м и жизни, разными непредви- діімыміі случаями и т. н. Подъ вліяніемъ такахъ условій человѣкъ р п з ш в а е т с я , слѣдо вательно. первоначальная возможность разви тія почти уничтожается. Условія заглушаютъ въ номъ одно и способствуютъ къ развитію другаго. При окончательномъ сложеніи ду ховнаго человѣка въ немъ соединяются, та кимъ образомъ, какія ни бу дь о д н о р о д н ы ч ено- I сочности преимущественно, и развиваются на I счетъ другихъ. Эго составляетъ, правда, .го-І р и к т е р ъ человѣка, его индивидуальность или [ его л, которымъ онъ отличается огь д р у гихъ; но вмѣстѣ съ тѣмъ, это же раж даетъ въ духѣ о д н о с т о р о н н о с т ь . Но односторон ность есть, вмѣстѣ съ тѣмъ, и о гр а н и ч е н н о с т ь , слѣдовательно, к о н е ч н о с т ь , з а с т о й , — а это противно законамъ духа, вѣчно живаго, вѣч но идущаго впередъ. Нотъ отъ чего каждый | человѣкъ во всякую эпоху евоей жазня дѣй ствуетъ пли развивается на столько, на сколь ко позволяетъ ему доля его развитія; но такъ какъ она слишкомъ ничтожна въ океанѣ нрав ственной жизни человѣчества, то запасъ жи зни духа скоро исчерпывается пли изживает ся, а между тѣмъ духъ все-таки стремится впередъ (къ дурному или хорошему, смотря потому, какъ направленъ) и не находитъ удо влетворенія. . . . Здѣсь то п является е с л и . Слѣдовательно, е с л и есть общее выраженіе, общая Формула ограниченности человѣка, обусловленности, несовершенства всего че ловѣческаго.— А человѣкъ всегда будетъ огра ниченъ: совершенство дан> ему только какъ вѣчная (слѣдовательно,’ никогда не дости жимая) ц ѣ л ь, къ которой онъ жаждетъ бо лѣе или менѣе приблизиться, но которой не достигаетъ и не до.ікень достигать, потому что конецъ развитія —конецъ жизни духа. Эго миражъ въ нраасгвеііішиъ мірѣ, который то показывается, то опаляется, то совер шенію исчезаетъ; и ежели странникъ, утом ленный приманками, на пути жизни своей и набредетъ какъ цибуль па мѣсто, отражені емъ котораго быль миражъ—странникъ прой детъ мимо и не остановится даже мыслью: его занималъ миражъ, который исчезалъ и отдалялся съ приближеніемъ, а не мѣсто, свободное для прохода. Такъ-то далеко отъ пасъ совершенство! —Послѣ этого ясно, что если всегда было н должно быть, и всегда должно являться по всемъ, что только пн за- думаегь человѣкъ. Еще вопросъ. Нельзя ли предположить, какъ исключеніе, какъ Феноменъ, такого человѣка, коиры іі-бы хотя въ эпоху са маго цвѣтущаго развитія духовныхъ силъ своихъ могъ существовать внѣ всякихъ условій, не опираясь на если ? Что-бы могъ означать такой человѣкъ?—Пѣтъ, къ лучніе- му-лн? Вѣроятно, къ лучшему — но и это ш* дано человѣку! и какъ-бы онъ пн бьиъ со вершенъ, какъ-бы глубоко ни пронпкііѵлъ въ природу и самаго себя -о н ъ только с о – ,— 282 — мнительнѣе и полнѣе другихъ видитъ свое не- ччжершенство— несовершенство человѣка!. .. Поэтому, кажется, можно сказать: ,,самый ..совершенный человѣкъ, въ данную эпоху, ,,есть тотъ, который сознательнѣе, разум ѣ н іе п глубже свонхъ современниковъ вн- ,,дигь несовершенство рода человѣческаго п чувствуетъ его недостатки/4 А для этого нуж но слишкомъ много! Это могъ чувствовать Сократъ у Грековъ, могъ чувствовать нашъ всеобъемлющій Ломоносовъ, это могъ чув ствовать великій Гёте, геній котораго, обнявъ все, доступное мысли человѣка, проникнулъ далѣе того, до чего- можно было проникнуть, н все же, наконецъ, долженъ былъ спокойно оаиспоситъся ………… гКелать и надѣяться также свойственно человѣку, какъ и быть несовершеннымъ; а предположить такого, который-бы могъ су ществовать внѣ этого, значитъ—предполо жить или нравственно одичалаго человѣка, или же, пожалуй, человѣка, которой-бы въ этомъ пе нуждался , слѣдовательно, въ которомъ-бы все нравственно человѣческое, кромѣ живот наго, навсегда заглохло.— Скажу однимъ словомъ: если всегда должно существовать, какъ общая Формула несовер шенства человѣка и ограниченности всего человѣческаго.— і “Теперь, какимъ образомъ слово если слу житъ (какъ сказалъ я въ началѣ статьи мо ей) историческимъ памятникомъ развитія характера и мысли человѣку? Подъ человѣ комъ я разумѣю здѣсь разныхъ представите лей человѣчества, т. е. различныя народно сти. Это можно бы видѣть изъ этнографиче скаго и археологическаго изслѣдованія ста ринныхъ ходячихъ выраженій— пословицъ , поговорокъ и другихъ Формъ опытной мудро сти. которыя принадлежатъ не одному лицу, а вырабатываются жизнью народа. У насъ, Русскихъ, есть поговорка: „Если ,,бы пастухъ не былъ пастухомъ, то былъ ,,бы, можетъ быть, царемъ44 (*). Французъ говоритъ, вздыхая: ,,8 і уеипейве еаѵаіі, ві ѵіеіІІевке роиѵаіі!“ ІГь сосѣдствѣ у насъ, въ Германіи, вышла такая поговорка: ,,\Ѵеп с!ег Ваиг пісЬі Ваиг тѵёге, во тѵаге ег еіп Е(1е1шапп.“ А отъ отжившаго Рима осталось: ,,8і пІ8І пои евзеі—регГесІия ^иі1Ше^ е8$еІ; 8ССІ раисі ѵіві, ^иі сагнеге піві.44 Можно бы еще показать, какимъ образомъ выразилась разность народнаго характера въ приведенныхъ нами словахъ у каждаго изъ четырехъ народовъ, но статья наша и безъ того растянулась. . . . ,,И сего довольно**— какъ говоритъ одинъ мой старый знакомый. П . Цертелевъ 2-Й. 1851. Харьковъ. (*) Поговорка замѣчательная; она, мнѣ кажемся, имѣетъ смыслъ: ,,сс.іи-бы такой-то человѣкъ не р о д и я с л пастухомъ, то родился-бы, можетъ быть, царемъ.“ Вотъ памятникъ вѣковой старины того народнаго вѣрованія, что пластъ царская не отъ народа, но свы ш е. Славяне-язычники, поло жимъ, нс могла имѣть такпхъ высшихъ понятій о происхожденіи Власти изъ высшаго источника: по въ этой поговоркѣ, кажется, ясно выражена мысль о врожденности царской власти, мысль сход ная съ мыслью Цицерона о поэтахъ (ОгаІОГСІ Пипі. роеіае пазсипіиг): ,,царсиъ нельзя сдѣ латься—нужно имъ, р о д и т ь с я , слѣд. быть пр ед на значенны м ъ къ тому—вотъ что хотѣлъ выразить народъ, сложившій нашу поговорку. Мнѣ ска жутъ, быть можетъ, что тоже должно разумѣть н о сословіи па ст уш еско м ъ ? . . .’Не только этог* не отвергаю, ио даже принимаю, по нѣкоторымъ основаніямъ, врож денност ь и наслѣ дст венное »» сословій (кастъ) у Славянъ, какъ народа патрі архальнаго, земледѣльческаго. И . К . ,2&3 & А ПУШКА. ( баллада В. Гюго,) (*|нтапо въ собраніи псторпко-Фплодогическаго Фа культета, Февраля.) „Бабушка! Сппшь ты? Пора, пробудпся! „Что твоіі губки, какъ прежде, не шепчутъ, „Нс шевелятся, какт,-бы на молитвы? | „Ты—словно камень въ сегодняшній вечеръ: \ „Устъ не подвинешь н глазъ не раскроешь! „Бабушка! . . Чтожь ты согнулась не въ-мѣру? „Гдѣ твои ласки? Да ты не сердита ль? ,,Видишь ли: лампа блѣднѣетъ, коптится.., . „Е сли не скажешь ты нами, нс отвѣтишь,— „Лампа н оба мы съ нею потухнемъ. „Ты насъ увпдпшь мертвыхъ блпзь лампы. „Что-то намъ скажешь тогда, пробудившись? „Но твои дѣти тебя не услышать. „Долго придется въ горячихъ объятьяхъ „Ихъ воскрешать тсбѣ, Богу моляся! „Дай же намъ руки согрѣть твоп…. Спой намъ „Пѣсню старинную, какъ кавалеры ,,Дамамъ своимъ за букетъ посвящали „Битвы троФсн и, въ сѣчу кидаясь, „Какъ они имя красавицъ твердили. },Илп скажи, чѣмъ пугать приввлѣнья; „Какъ Люцифера увидѣлъ отшельникъ; „Что за корона у князя подземныхъ „Духовъ, и правда-ль, что дьяволъ боятся ,,Больше молитвы, чѣмъ стали Роланда. „Или раскрой ты намъ Библію…. Пальцемъ „Строки слѣдя по ней, мы по-латыни „Скажемъ, что людямъ вѣщаетъ Создатель; „Небо, Ісѵса-младенца съ святыми „Цы въ ней увидимъ въ чудесныхъ картинахъ. „Бабушка! Ахъ, ужъ п лампа не свѣтитъ! „Іірыгал, тѣни очагъ окружаютъ. .. „Духи, быть можетъ, влетаютъ въ избушку, „О, пробудпся! О, кончи молитву: „Ты берегла иасъ, а ныиѣ пугаешь? „Руки какъ ледъ у пзіі… Боже, не смотритъ!.. „Помнишь, когда-то о мірф н небѣ „Ты говорила, о жизни за гробомъ „Ты говорила, о смерти,.. Но что же? „Бабушка, смерть это?.. Ты не отвѣтишь!— » . * * И долго голосъ пхъ носился безъ отвѣта… Сз. Авророй юною старушка не проснулась, Не поднялась па звоиъ колоколовъ; И вечеромъ пароль, чрезъ двери у избушки, – Предъ Бнбл}ей святой п ложемъ’опустѣлымъ Молившихся младенцевъ увидалъ. Р ороновъ. ІР52. Харьковъ, О Б Щ Е П О Л Е З Н Ы Я свт»д глпя. Способъ сберегать арбузы свіъжими до Рождества Христова, \ Взявъ русскую тыкву, спѣлую п толстокожую, разрѣжьте ее пополамъ, вычистите изъ іюя всю внутренность до-чиста и высушите обѣ половинка какъ можно суше. Потомъ возьми те арбузъ непереспѣлый п безъ всякихъ пя тенъ, оботрите его тряпкою до суха, вложи те въ тыкву и, сжавъ покрѣпче, завяжите крѣпкою ниткою, а разрѣзъ тыкв.ы замажьте воскомъ, чтобы не проходилъ воздухъ; по слѣ сего возьмите говяжій пузырь, надѣньте его на тыкву, завяжите крѣпко а залейте смолою хорошенько, а послѣ того, надѣвши другой пузырь, также завяжите и засмолите. Потомъ опустите по бичевкѣ въ колодецъ или въ проточный прудъ; если же не будетъ тонуть, то привяжите какую-либо тяжесть. Гакпмъ образомъ, |хотя нѣсколько хлопотли во, но можно сберечь арбузы отличнымъ образомъ до января мѣсяца. Описаннымъ способомъ можно сохранять на зиму персикп, сливы и др. плоды, только вмѣсто пустой тыквы нужно взать стеклян ную банку и укладывать въ нее персики или сливы, обтертые до-суха и-завернутые по- I одиночкѣ въ тонкую сухую бумагу, потомъ 2 ,— 284 — закупорить, обвязать пузыремъ, надѣть на всю банку пузырь, завязать іиотно, [засмо лить, п, надѣвши другой пузырь, поступать какъ съ арбузомъ. Какъ солитъ бѣлую слыву. Со штофомъ ренскаго уксуса смѣшавъ три штоьа воды, кипятите на огнѣ, прибавивъ 4 Фунта сахару, корицы и гвоздики по 3 зо лотника п нѣсколько зеленаго лавроваго ли ста; все это хорошенько уваривъ, простуди-„ те; самую сливу положите въ банку или въ боченокъ, и перемѣшавъ ее съ малымъ ко личествомъ эстрагона и чабера, налейте вы шесказаннымъ сыропомъ; къ банкѣ прибе рите кружокъ, завяжите и храните къ упот ребленію въ прохладномъ сухомъ мѣстѣ. Та кимъ же образомъ можио солить вишни и разныя другія ягоды. Курск. Губ. Вѣд. С упъ изъ зеленаго гороха . Высушенный зеленый горохъ перебрать по горошинѣ, чтобъ не было червяковъ, и отварить въ водѣ съ солью. Въ другой кострюлѣ приставить на огонь пару или двѣ молодыхъ голубей въ мя сномъ отварѣ. Когда голуби сварятся, под палить ложку муки въ коровьемъ маслѣ, под бить супъ, и положить въ него пучекъ пет рушки о маіорана, также сахару. При отпу скѣ на столъ положить въ чашку обжарен ныхъ ломтиковъ бѣлаго хлѣба, на нихъ го лубей и горохъ, потомъ иылвть супъ и по сыпать мушкатнымъ орѣхомъ. Ж ареная курица съ анчоусами . Оправить по обыкновенному курицу къ жаренію, изру бить анчоусовъ съ прибавкою лимона; потомъ прибавить коровьяго масла, пряностей и ис тертаго бѣлаго хлѣба, начинить этимъ кури цу и изжарить. ІЦ уки въ зеленомъ соусъ . О чпстпть , над рѣзать и отварить туки въ водѣ съ солью; потомъ истолочь зеленую петрушку, палить винограднымъ виномъ и мяснымъ отваромъ, посыпать іцепотыо мушкатнаго цвѣта и об лить этимъ соусомъ щуки. Экономя. С редство спасти цвъты отъ червей . О динъ искусный разводитель цвѣтовъ, употребивъ всѣ средства для истребленія червей на рас теніяхъ, успѣлъ наконецъ совершенно очи стить ихъ, употребивъ для того известь, ис тертую въ порошокъ, которою онъ посыпалъ листья. Червяки пропала, а засохшія вѣтви .опять ожили и покрылись свѣжею зеленью. Журн. Общ,. С*. ,ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. -• . I . 1) Г-жи Гопиталь и Берто, пріѣхавшія не давно азъ Парижа, привезли съ собою боль шое колачетво шлянокъ, лентъ, манто, маи- тилй, дамскихъ жилетовъ, мужскихъ соро чекъ, галстуховъ, большой ассортиментъ пер чатокъ и бѣлья и имѣютъ честь извѣстить почтеннѣйшую публику, что всѣ означенные товары продаются въ лучшемъ качествѣ и по самымъ сходнымъ цѣнамъ. Противъ дворянскаго собраыія, въ домѣ Куликовой.—1. ‘ 2) Съ разрѣшенія Правительствующаго Се ната, продается но вольнымъ цѣнамъ дворо вое мѣсто, съ каменнымъ домомъ и строені емъ, принадлежащее наслѣдникамъ умершаго иностранца Ѳедора Грубе, состоящее г. Харь кова 2-й частя’ на Сумской улицѣ; о цѣнѣ узнать отъ опекуновъ: содержателя аптеки провизора Генриха Сартпсона и харьковскаго 3 гильдіи купца Петра Торесоиа—1-іі въ до нѣ Кузиной, на Никольской площади, а по слѣдній къ домѣ Грановскаго, на Московской улицѣ. — I. 3) На Рымарской и Клочковской улицахъ, Позади театра, въ домѣ Нененкаю, отдается въ наемъ верхній этажъ съ принадлежащими къ нему службами; о цѣнѣ узнать отъ сама го Венецкаго, живущаго въ нижнемъ этажѣ того дома.— 3. К) Близь г. Харькова продается имѣніе въ Т верстахъ отъ онаго, по рѣкѣ Немышлѣ, со стоящее изъ 239 десят. земли пахатной и сѣнокосной, 18 ревизскихъ душъ, юсиодскаго дома со всѣми службами, большаго сада, двухъ постоялыхъ дворовъ и другихъ заведеній; желающіе купить имѣніе, могутъ лично его осмотрѣть в цѣну о немъ узнать отъ самой владѣлицы мэіориіп Деменковоп. Названіе этого хутора: Немишельскои .—3 5) Требуется дама пожилыхъ плп среднихъ лѣтъ, или дѣвица, знающая практически и те оретически Французскій языкъ, къ отъѣзду, въ Таганрогъ; объ условіяхъ найма спросить въ квартирѣ г. вице-губернатора.—3. б) Имѣю честь извѣстить почтеннѣйшую публику, что продается до четырнадцати де сятинъ удобной земли съ разведеннымъ на пей винограднымъ садомъ и лѣсомъ, состо ящей Симферопольскаго уѣзда на Южномъ берегу Крыма, при деревнѣ Кучукъ-кой, въ урочищѣ Кульма.—О цѣнѣ спросить на Ни колаевской улицѣ у зубнаго лекаря Ивана Гейдемана. — і. О тправляющіеся за границу . 1) Прусская подданная дѣвица Марія Крои- ратъ (спросить въ домѣ Грановскаго.)—1. 2) Жена Фрпдрихсгамскаго купца—Ната лія Шкальбахъ съ малолѣтними дочерьми На таліею, Эльвиною и Еленою (спросить на дачѣ въ Малой Даниловнѣ.)—1. 3) Прусскій подданный Леопольдъ—Алек сандръ Суплитъ—1. і) Юлій Брилиисъ, великобританскій под данны й.— 1. ,286 5) Славянскій 3-й гильдіи купецъ Степанъ Кондратьевъ Киселевъ отправляется въ Іе русалимъ.—2. ВѢДОМОСТЬ о пртзжающихь и выѣзжающихъ. |отъ 25 по 31 ноля п р и б ы л и ; Изъ Москвы, от. ген.-маіоръ графъ Толстой; г. Бѣлгорода, от. маіоръ Шмидтъ; г. Старобѣльска, от. мяіоръ Кириловъ; г- По.ітапы, кпд, сов. Эзер- скій; г. Валокъ, от. полк. Шаповаловъ; г. Рапиды, ст. сов. Адамовичъ; г. Полтавы, кол. асс. Яблон скій и ст. сов. Калспичепко; г. Чугуева, от.: иод- полк. Горновскііі и маіоръ Власовъ; г. Воронежа, родполк. Гричановскііі. В ыѣхали . Въ г. Одессу, подполк, Сноппдовъ; г. Курскъ, предв. двор. Червопъ; сл. Мсрчикъ, от. геп.-маіоръ граФъ Толстой; г. Валки, кол. асс. Германъ; г. Кі евъ, маіоръ Фонъ Франкенштейнъ; г. Бѣлгородъ, от. маіоръ Шмидтъ; г. Полтаву, от. маіоръ Велъ- совскій; г. Старобѣльскъ, от. маіорч. Кириловъ. Печ. дозвол. 2 августа 1852 г, Редакторъ А. Ба рымовъ , Цензоръ Ц, Костырь.