Офіційна газета, яка видавалася в Харкові (Російська імперія) з 1838 року
Офіційна газета, яка видавалася в Харкові (Російська імперія) з 1838 року
Х арьковскія m до мо с т и. Понедѣльникъ 11-го Октября ій8Й года. подписка ПРИНИМАЕТСЯ: ОТЪ РЕДАКЦІЙ. ·.;) О’!, конторѣ редакціи v i г. XajU/KOKfc, 6лпаи Павловской площади, въ Копиомь переулкѣ, въ домѣ Общества Вэакмітгп кредита Приващиковъ, и 6) въ квартирахъ гг. исправниковъ и становыхъ приставовъ Харьковской губерніи. Па годъ. На’/, года. На 3 мѣсяца. На 1 мѣсяцъ. ПОДПИСНАЯ ЦѢНА: Безъ доставки и пересылки . . . . 7 р. 50 к. 4 руб. 3 р. — к. 1 р. 20 к. —— ————– Оъ доставкою на д о м ъ ………………………….. В „ — „ Г> -·- 3 и 60 „ 1 я 40 и —— — пересылкою . …………………………………….В „ — „ 6 — 4 „ — и 1 „ ЬО м Д ііііц οι дѣльному нумеру въ конторѣ редакціи 5 кои. Плата за частныя объяздепія, нечитаемыя корпусомъ, взимается по таксѣ (которая кывѣтсока въ конторѣ редакція «и мѣсто, за я пмае м ое. ебъя влеиіе мъ. Объявленія и подписка принимаются еледт-вио, въ дни выхода газеты, отт> ’■* до 2 часовъ дня. Статьи и корреспонденціи, присылаемыя для помѣщенія въ Харьковскихъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ, должны быть: и) под писаны авторомъ съ обозначеніемъ его адреса; б) въ корреспонденціи но должны быть влагаемы письма; в) при первой посылкѣ огатьи, авторъ долженъ обозначить условія, на какихъ онъ желаетъ печатать свои статьи; разсчотъ съ авторами производится ят. концѣ слѣдующаго мѣсяца за истекшій мѣсяцъ; г) статьи, присланныя безъ обозначенія условій, признаются безплатными и посту паютъ въ полное распоряженіе редакціи; д) статьи, признанныя неудобными къ печати, не возвращаются,— сами авторы благоао- жять присылать за ними; о) непринятыя въ теченіе 3-хъ мѣсяцевъ статьи подлежатъ уничтоженіи); ж) принятыя для паночіѵгаоіл отятье , въ случаѣ надобности, подлежатъ сокращенію и з) авторъ статьи, при заявленіи о томъ, можетъ получить 10 г.тдѣл.иы->;т оатискогь съ каждой напечатанной ого статьи. Личныя объясненія съ редакціей ежедневно огъ 12 до 2 часовъ дня. Редакція помѣщается въ Койномъ переулкѣ, въ домѣ Общества Взаимнаго Кредита ІІрикащиковъ. No ‘2(І2-й liro Превосходительство г. ‘начальникъ губерніи будетъ при нимать, 1! числа сего октябри, отъ і 0 до 1 I часовъ шя неѣхъ лицъ, желающихъ съ нимъ познакомиться. Ч4СТЬ НЕОФИЦІАЛЬНАЯ. р о ш .к j A . . Вчера, У октября, въ Харьковскомъ ка- федралыюмъ соборѣ совершена была пре освященнѣйшимъ Іустиномъ послѣдняя въ вашемъ городѣ Божественная Литургія и происходило трогательное прощаніе Владыки съ паствою. Рѣдко обширный храмъ внѣ ш,алъ въ себѣ такое число молящихся; меж ду вили были г. управляющій губерніею, представители различныхъ учрежденій и со словій. Во время Литургіи преосвященный обратился къ бывшимъ во храмѣ съ замѣ чательной, прочувствованной рѣчью, глубоко запавшей въ сердца слушателей. s) По окон- “аііін Литургіи совершено было молебствіе о .іагоцолучномъ путешествіи преосвященнѣй шаго и затѣмъ протоіереемъ о. Ϊ . Павло вымъ, отъ имени харьковскаго духовенства поднесенъ былъ отъѣзжающему Владыкѣ образъ Покрова Божіей Матери и ска залъ прощальную рѣчь. Преоевѣщоішѣйшій Іустинъ, благословивъ образомъ духовенство и молящихся, сказалъ еще теплое, нази дательное слово, закончивъ его призва ніемъ на присутствующихъ заступничества Божіей Матери. Послѣ Литургіи преосвященнѣйшаго посѣ тили начальствующія и должностныя лица, сословные представители и множество лицъ харьковскаго общества, пожелавшихъ выра зить ему чувства благодарности и глубо каго почитанія. — Въ засѣданіе думы 8-го октября первымъ на очереди стоялъ побужденный г. Итойвинынъ въ одномъ изъ прошлыхъ за сѣданій вопросъ о необходимости новаго ходатайства передъ правительствомъ о ско рѣйшемъ открытіи въ г. Харьковѣ техно логическаго института. Мысль о возбужде ніи новаго ходатайства ие вызвала ни ма лѣйшаго возраженія, и дума единогласно Постановила принять редакцію ходатайства, *) .Мы надѣемся познакомить ни га гелей съ ея содержаніемъ. Έ Ж ЕЯНБВНОТЗ И 3 ДА. Ш Σ J 3 . предложенную гг. Стойкнншп. и Мевіусохъ. Въ этомъ ходатайствѣ указывается съ одной стороны на давно созрѣвшую и всѣми соз нанную необходимость для юго-востока Гос тіи, изобилующаго минеральными богатства ми, въ Технологическомъ институтѣ, спо собномъ выпускать научно-подготовленныхъ техниковъ, далѣе, указывается па то. что усиліями земства и города, пожертвовавша го 50 тысячъ руб. и мѣсто для построй ки. уже болѣе трѣхъ лѣтъ, какъ милліон ное зданіе итого необходимаго учрежденія совершенно окончено и ждетъ только раз рѣшенія правительства, чтобъ гостепріимно раскрыть свои двери для сотенъ молодыхъ людей, нынѣ не находящихъ себѣ мѣста въ высшихъ техническихъ заведеніяхъ. На основаніи этого городское управленіе осмѣ ливается вновь просить правительство о воз можно-скорѣйшемъ открытіи Технологическа го института. Послѣ этого утвержденъ уставъ „Кле- меновскаго пріюта”, о чемъ мы уже гово рили въ послѣднемъ нумерѣ и затѣмъ дума перешла къ докладу постоянной коммиссіи по ревизіи городскаго банка. Продолжалось разсмотрѣніе операцій актива. Относительно ссуды подъ залогъ процентныхъ бумагъ ком- ішсіл говоритъ, что въ ссуду бумаги приняты но цѣнамъ довольно низкимъ,, такъ что рѣ шительно нѣтъ основанія предполагать возмо жность какихъ-либо убытковъ по этой операціи. Вообще, операція ссудъ доставляетъ банку весьма значительную прибыль и далеко не представляетъ того риска, какой представ ляетъ вексельная операція; поэтому елѣдо- вало-бы но возможности развить операцію ссудъ. По этому пункту членъ управы Ха пай чепко указалъ на найденную имъ при внезапной ревизіи банка неправильность, а именно: городскимъ банкомъ предоставлена но операціи ссуда подъ залогъ процент ныхъ бумагъ привиллогія въ томъ отноше ніи, что банки имѣютъ право требовать при выдачѣ ссудъ письменнаго обязательства, обезпечивающаго банковскую ссуду нс толь ко даннымъ залогомъ, но и имуществомъ должника. Между тѣмъ г. Ханайчепко за мѣтилъ, что въ нѣкоторыхъ немногихъ слу чаяхъ городской банкъ не заручился пись меннымъ обязательствомъ, лишивъ себя та кимъ образомъ цѣннаго права изыскивать свою ссуду не только изъ заложенныхъ про центныхъ бумагъ, но и изъ все,го налична го имущества должника. По объясненію ди ректора банка, такіе случаи рѣдки и боль шею частью относятся къ иногороднимъ должникамъ, для которыхъ соблюденіе всѣхъ формальностей но выдачѣ обязатель ства сопряжено съ большими неудобствами. Тѣмъ не менѣе дума рѣшила рекомендовать правленію банка во всѣхъ случаяхъ соблю дать эту формальность, дающую городскому банку столь цѣнное преимущество передъ другими. Далѣе, относительно кассы, кото рою завѣдуютъ два члена правленія, но не въ качествѣ наблюдателей, а какъ непо средственные счетчики,— комиссія признаетъ ненормальнымъ низведеніе дѣятельности чле новъ правленія до манипуляціи счетчиковъ и рекомендуетъ передачу этихъ механиче скихъ занятій особому лицу подъ наблюде ніемъ члена правленія. Дума нашла неудоб нымъ входить въ разсмотрѣніе такихъ мел кихъ вопросовъ, при томъ касающихся чи сто-внутреннихъ распорядковъ банка. ІІо этнмъ-же побужденіямъ дума оставила безъ разсмотрѣнія засѣданія комиссіи, касающія ся расходовъ банка по содержанію канце ляріи, по ремонту дома и up. (Кстати, по поводу послѣдняго— ремонта дома— одинъ изъ гласныхъ характерно предостерегалъ дуну „не совать носа” въ это дѣло, а то опа— чего добраго, и этотъ домъ сло маетъ…). Мнѣніе-же комиссіи относительно того, что необходимо по счету корреспон дентовъ составлять бал.тансъ ежедневно, а не только ежемѣсячно, чтобы видѣть, кому долженъ банкъ и кто ему долженъ, приня то думою единогласно. —- Послѣднее засѣданіе нашего меди цинскаго общества, состоявшееся въ суббо ту, !) октября носило характеръ какой-то безцвѣтности. Объявленія, которыми гг. вра чи приглашались въ засѣданіе, не заклю чали въ себѣ обычнаго перечня предметовъ намѣченной программы,— знакъ того, что никакихъ „экстренныхъ” вопросовъ за двѣ недѣли нс накопилось. Оставалась надежда на „текущіе вопросы”, но такъ какъ и та ковыхъ въ распоряженіи общества не ока залось, то собраніе очутилось въ неловкомъ положеніи полнаго отсутствія матеріаловъ дли сужденій. Неловкость эта достигла та кой степени, что предсѣдатель общества. I!. Ф. Грубо, вынужденъ былъ далеко ра нѣе 9 часовъ вечера закрыть засѣданіе; а изъ послѣдняго значительная часть была посвящена чтенію протокола. Краткій очеркъ дальнѣйшихъ моментовъ собранія гг. вра чей будетъ такоігь; но поводу сообщенія д ра Крыжановекаго объ одной изъ бань горида Харькова, г. Грубо предложилъ об ществу высказаться въ пользу учрежденія у насъ гигіеническихъ кѵпалень, что было- бы весьма кстати въ виду предстоящаго обсужденія этого вопроса въ думѣ. При зывъ этотъ однако не вызвалъ ни протеста, ни одобрѣпія, а такъ и остался безъ от клика, словно замеръ. Д-ръ Снцянко пока залъ собранію склянку, наполненную како го-то очень мутною жидкостью желтоватаго цвѣта, которая оказалась… водою изъ во допровода, проведеннаго въ домъ г-на С!ы- цяико. Послѣдній получилъ такую жидкость, выкачавъ предварительно изъ крана нѣс колько ведеръ воды. Заявленіе это встрѣ чено было также очень холодно. Предсѣ датель, началъ разспрашивать членовъ об щества о ходѣ эпидемическихъ заболѣваній въ Харьковѣ, иа что отозвались человѣкъ 5— С врачей, сообщившихъ нѣсколько го лыхъ цифръ относительно того, сколько у кого было подобныхъ случаевъ. На этомъ конференція и закончилась, оставивъ впе чатлѣніе какой-то неудовлетворенности. — Въ засѣданіи харьковскаго отдѣле нія русскаго техническаго общества 9-го октября инженеромъ Л. Я. Поляковымъ за тронутъ весьма интересный вопросъ— о смаз кѣ вагоновъ на желѣзныхъ дорогахъ. Смаз ка вагоновъ, этотъ съ виду ничтожный ак сессуаръ въ колоссальномъ желѣзнодорож номъ механизмѣ, играетъ извѣстную роль, имѣетъ свое довольно-большое значеніе; отъ того или другаго способа смазыванія ваго новъ прежде всего зависитъ сумма ежегод ныхъ расходовъ на этотъ предметъ. Прав да, вся эта расходная статья измѣряется небольшою сравнительно цифрою въ три милліона рублей на всю сѣть русскихъ же лѣзныхъ дорогъ (считая среднимъ числомъ но 130 руб. на нагонъ въ годъ); тамъ, гдѣ ежегодные расходы достигаютъ многихъ десятковъ, даже сотенъ милліоновъ, тамъ, конечно, какіе-нибудь три милліона, а тѣмъ болѣе колебанія въ предѣлахъ этой цифры, не могутъ играть большой роли. Но, во- первыхъ, цифра эта еще не опредѣляетъ въ точности всего расхода: три милліона есть, такъ сказать, непосредственный, пря мой расходъ, эти деньги уплачиваются под рядчику за смазочный матеріалъ и лицамъ, занимающимся спеціально еиазываніеиъ ва гоновъ; но этимъ далеко еще не исчерпы ваются всѣ расходы. Какъ и вездѣ, въ смазываніи вагоновъ практикуется цѣлая масса злоупотребленій: подрядчикъ достав ляетъ смазочный матеріалъ не надлежащаго качества; смазчики не аккуратно исполня ютъ свои обязанности и часто, особенно въ осеннія и зимнія ночи вовсе не смазываютъ ^ вагоновъ изъ лѣни; наконецъ, нерѣдко кра дутъ масло. Все это отзывается тѣмъ, что, ось отъ тренія загорается, приходится на J какой-нибудь станціи, а иногда даже среди дороги отцѣплять вагонъ, выгрузивъ изъ него товаръ, или высадивъ пассажировъ. Каждое такое горѣніе оси обходится mi nimum въ десять рублей, а такъ какъ по добныхъ случаевъ чрезвычайно много (1-й случай на каждыя 20 — 50 тысячъ осе— верстъ), то къ непосредственному расходу въ три милліона слѣдуетъ прибавить еще полтора-два, и уже въ этомъ чисто-эконо мическомъ отношеніи интересно введеніе возможно – усовершенствованныхъ способовъ смазки вагоновъ. Но есть еще, во-вторыхъ, и болѣе важная сторона дѣла, внѣ эконо мическихъ разсчетовъ. Дѣло въ томъ, что и при простомъ загораніи оси, во во-вре- мя замѣченномъ пассажиры, вынужденные среди дороги въ зимній морозъ или осен нюю непогоду пересаживаться въ другой вагонъ, терпятъ, конечно большія неудоб ства; но горѣніе оси можетъ быть ие за мѣченнымъ, и тогда оио сильно усложняет ся,— отскакиваетъ шейка оси и неизбѣж на катастрофа— поѣздъ сходитъ съ рельсъ. Такимъ образомъ смазка вагоновъ не толь ко имѣетъ значеніе въ экономіи дороги, но и оказываетъ вліяніе на убійство и даже самую безопасность движенія. Понятно, что эго достойно вниманія техниковъ, и по этому инженеръ Поляковъ въ споемъ до кладѣ остановился на этомъ вопросѣ и разработалъ его болѣе или менѣе подробно; доказывая непригодность нынѣ практикуе мыхъ въ Россіи способовъ смазки вагоновъ, онъ рекомендуетъ способъ, принятый на австрійскихъ желѣзныхъ дорогахъ и боль- піей части германскихъ. Въ настоящее вре мя въ Россіи извѣстно два способа— стан ціонный и поѣздной; первый состоитъ въ томъ, что на каждой станціи имѣется сиеці* J ильный смазчикъ, на обязанности котораго .ιο ί жить осматривать нагоны каждаго проходя щаго поѣзда и, въ случаѣ надобности, на ливать масла въ смазочные ящики, которыми j снабженъ каждый вагонъ; если у станція по-бываетъ въ сутки 24 поѣзда (а это 1 обыкновенно,), смазчикъ, конечно, не будетъ ! осматривать всѣхъ вагоновъ, тѣмъ болѣе, 1 что контроля надъ нимъ нѣтъ, да и быть ■ не можетъ при такихъ условіяхъ, и нопят- 1 но, что злоупотребленіямъ предоставляется 1 полный просторъ. Второй способъ— поѣздной —-требуетъ, чтобы въ каждомъ поѣздѣ на ходился смазчикъ, который во время ѣзды тормозитъ вагонъ, въ случаѣ надобности, а затѣмъ на станціи осматриваетъ смазочныя ящики и снабжаетъ ихъ масломъ; но и здѣсь контроль невозможенъ, и слѣдовательно, отъ доброй воли служащаго зависитъ осматри вать, положимъ, въ три часа ночи въ осен ней или зимней непогоды вагоны или оста вить поѣздъ „на волю Божію”. Кромѣ того, крышка смазочнаго ящика раскрывается легко (а иначе и быть не можетъ, такъ какъ смазчикамъ и при первомъ, и второмъ способѣ надо поспѣшно наливать масло, что бы успѣть за нѣсколько минутъ осмотрѣть весь поѣздъ), отсюда то, что масло на ходу расплескивается, и главное, всякій безпре пятственно можетъ съ помощью небольшого наеосика украсть все масло, ось остается сухою и являются благопріятныя условія для катастрофы. Всѣ эти неудобства въ значительной сте пени устранены въ новомъ, болѣе усовер шенствованномъ способѣ смазыванія ваго новъ— такъ называемомъ періодическомъ, который, въ собственно для Россіи, а въ Австріи, напримѣръ, дѣйствуетъ уже съ 1865 года. Періодическая смазка состоитъ въ томъ, что на опредѣленныхъ пунктахъ дороги вагоиы смазываются въ извѣстные сроки, напримѣръ, разъ въ мѣсяцъ; въ ящики опредѣленнаго объема наливается масло въ количествѣ, достаточномъ для дан наго періода времени; ящикъ затѣмъ завинчивается, герметически закупоривается, а на вагонѣ надписывается, когда смазанъ и въ какое время предстоитъ новая смазка. Такъ – какъ вся операція совершается иа нѣсколькихъ только – установленныхъ боль шихъ станціяхъ и въ опредѣленные сроки, то предстг. іляется полная возможность выс шимъ желѣзно-дорожнымъ агентамъ присут ствовать здѣсь-жс и контро шроиать какъ качество смазочнаго матеріала, гакъ и ак куратность смазыванія; герметическая заку порка гарантируетъ масло отъ хищенія и выплескиванія, устраняя также обыкновен ное попаданіе въ смазочный ящикъ песка. Утотъ способъ далъ на австрійскихъ и гер манскихъ дорогахъ блестящіе результаты: расходъ на смазку вагоновъ уменьшился слишкомъ вдвое, а— главное— число слу чаевъ загоранія оси уменьшилось болѣе, чѣмъ въ четыре раза: такъ, на извѣетпой дорогѣ Noni-Baim одинъ случай загоранія оси приходится на 5.33 тысячи осс-всргтъ. На основаніи всего этого докладчикъ про силъ членовъ техническаго общества полез нымъ введеніе періодической смазки ваго новъ, такъ · какъ это новое введеніе воз- ОТКРЫТІИ И ИЗОБРѢТЕНІЯ. Нѣсколько данныхъ о нынѣшней каметѣ.— Ну ра и ея законы.— Предсказанія.— Теорія цик лоновъ и связь ихъ съ солнечными пятнана. Видимая въ настоящее время великолѣп ная комета, удаляясь отъ солнца, появляет ся ранѣе и выше на нашемъ горизонтѣ, чѣмъ въ первое время въ сентябрѣ; наблю даютъ ее но выраженію г. III. (въ одномъ изъ J6„V „Харьк. Вѣд.“) почти исключи тельно только одни ночные сторожа какъ и камету прошлаго года: по крайней мѣ рѣ въ мѣстной печати не встрѣчалось до сихъ норъ сколько нибудь обстоятельнаго изложенія наблюденій надъ величественнымъ астрономическимъ явленіемъ. Профессоръ кіевскаго университета г. Хандрпковъ дѣ лаетъ въ газ. „Зар.” нѣсколько интересныхъ замѣчаній о кометѣ Сверхъ ожиданія, го воритъ онъ, комета Крульса въ полномъ блескѣ видна въ настоящее время невоору женнымъ глазомъ. Она восходитъ подъ ут ро, около четырехъ часовъ шшолукочи, и наблюдается въ юго-восточной части неба. Помета не подымается высоко надъ гори зонтомъ Кіева, но тѣмъ но менѣе представ ляетъ собою величественное зрѣлище. Для нростаго глаза хвостъ ея имѣетъ совершен но опредѣленныя, хотя и не вездѣ одина ково рѣзкія границы. Западный край хво ста гораздо болѣе рѣзокъ, чѣмъ восточный, представляющійся нѣсколько размытымъ. Да же контуры конца хвоста имѣютъ такую опредѣленность, что легко могутъ быть на рисованы. Широкій хвостъ кометы почти безъ всякаго изгиба направленъ иаралельно къ экватору, какъ всегда въ сторону про тивоположную отъ солнца. Длина хвоста достигаетъ въ настоящее время приблизи тельно 20″. Ядро кометы имѣетъ нѣкото рыя освоенности; оно довольно слабо и въ трубу съ перваго раза представляется зна чительно удлиненнымъ, во при болѣе вни мательномъ обозрѣніи головы нс трудно за мѣтить слабое сгущеніе среди истеченія клинообразной формы. Ото истеченіе съужи- вастся на сторонѣ нротшіуцоложиой солнцу и въ немъ пссиметрично относительно гра ницъ расположена та болѣе блестящая точка, которую слѣдуетъ пропихать за ядро кометы. Ото ядро такъ однако сла бо, что о наблюденіи кометы днемъ въ настоящее время не можетъ быть и рѣ чи. Примѣчательно то, что, несмотря на значительное разстояніе кометы отъ зем ли и солнца, она имѣетъ столъ значитель ный но размѣрамъ и яркости хвостъ Въ настоящее время комета находится на раз стояніи 30.000.000 географическихъ миль отъ земли; разстояніе ея отъ солнца немно го болѣе средняго разстоянія земли отъ солнца. Судя по тѣмъ элементамъ орбиты, которыми мы пользуемся въ настоящее вре мя, можно сказать, что наблюдаемая коме та имѣетъ нѣкоторое сходство съ первой кометой 1843 года. Такъ какъ разстояніе кометы отъ зем ли измѣняется въ настоящее время доволь но медленно, то можно думать, что мы бу демъ ее видѣть еще влеченіе нѣсколькихъ дней, но крайней мѣрѣ, до іѣхъ поръ, по ка возрастающій лунный свѣтъ не ослабить ея блескъ. Нельзя ие пожалѣть, что комета видна на неГ’ѣ въ такое время, когда многіе но гружены въ самый пріятный сонъ, но тѣ которые не полѣнятся оставить ложе сна въ поздній часъ ночи, будутъ вполнѣ ноз- а ограждены зрѣлищемъ величественнаго яв ленія, не часто представляющагося нашимъ глазамъ на небѣ. Изъ газетъ читатели знаютъ о продолжи тельной бурѣ, свирѣпствующей въ настоящее время на Черномъ морѣ. Буря эта для та кого черноморскаго порта какъ Одесса— цѣлое событіе: о ней много говорятъ въ го родѣ, отъ все много терпитъ мѣстная тор говля. При такихъ условіяхъ „Одес. Лист.” весьма кстати приводитъ нѣсколько общихъ научныхъ понятій объ атмосферномъ явленіи называемомъ бурею. Буря, страшная буря., море бушуетъ, сердито ревутъ и ходятъ волны, па гребняхъ сѣдою покрытыя пѣной. Вѣтеръ свиститъ и завываетъ. На небоскло нѣ мрачныя зловѣщія тучи. Изрѣдка яркою бѣлою точкою вырѣзывается на нихъ буре вѣстникъ, взмахнетъ крыдами н пропадетъ въ мракѣ и мглѣ. Раздолье ему въ бурю! буря для него пиръ. Вдали видны то черныя полоски съ ме тающимися на нихъ тряпками. Полоски сильно шатаются изъ стороны въ сторону, тряпки безжизненно какъ-то треплются. Что мачты бѣдствующаго судка. Самый корпусъ его то мелькнетъ но временамъ чернымъ пятнышкомъ среди бушующихъ волнъ, то снова исчезнетъ въ безднѣ. „Везъ руля и безъ вѣтрилъ” носится оно уже но морю. •Ікишіжъ призналъ свое безсиліе и готовят ся къ смерти: спасенія ждать не откуда— берега не видно, море кругомъ бурно и пустыішо. ІІа палубѣ собрались моряки, въ кают.іхъ уже вода. Шкиперъ читаетъ вслухъ молитву, матросы шепчутъ ее за нямъ, крестятся. .’Гица у всѣхъ покрыты смерт ною блѣдностью— гибель неизбѣжна. Вотъ судно странно какъ-то поднялось, потомъ наклонилось на бокъ — раздался зловѣщій трескъ и вслѣдъ затѣмъ буря подхватила отчаянный крикъ: „пропали мы на камень аплетѣ ш”! Черезъ нѣсколько времени отъ •уднл безобразная куча обломковъ; уцѣпив шись за нѣкоторые изъ нихъ носятся по морю люди. Но не спастись имъ. Буря хо хочетъ надъ ихъ попытками и усиліями, волны швыряютъ во всѣ стороны играя какъ бы и издѣваясь, какъ играетъ и из дѣвается кошка надъ попавшейся ей въ когти мышью. Вотъ на одномъ изъ облом ковъ уже нѣтъ человѣка— его смыло вол ною. Исчезаетъ другой, третій.. Погибли всѣ. Каждый разъ во время штормовъ ра зыгрываются въ морѣ подобныя морскія трагедіи, страшныя но сопровождающимъ ихъ человѣческимъ гекатомбамъ и грохад нымъ убыткамъ вслѣдствіе гибели судовъ и грузовъ. Наука давно уже пыталась придти тутъ на помощь жизни, давно уже фаланги метеорологовъ работаютъ надъ теоріею бурь и штормовъ, но лишь всего нѣсколько лѣтъ тому назадъ усилія европейскихъ н амери канскихъ ученыхъ увѣнчались существен нымъ успѣхомъ: возможно стало напередъ предсказать бурю для даннаго мѣста, по добно тому какъ предсказывается напередъ астрономическое явленіе природы, съ тою лишь разницею, что метеорологическое пред сказаніе допускаетъ гораздо большія по грѣшности и возможно лишь за нѣсколько дней впередъ, тогда какъ, напр., солнеч ное или лучшее затмѣиіе можно предска зать хоть за тысячу лѣтъ и вычислить его во всѣхъ самомалѣйшихъ подробностяхъ. Но во всякомъ случаѣ возможность предсказать бурю даже за нѣсколько дней впередъ составляетъ уже громадный пра ктическій успѣхъ. Получивъ увѣдомленіе о бурѣ мореходы могутъ переждать се, не выходя изъ безопасной гавани и такимъ образомъ обойти рискъ кораблекруше нія. Подробное изложеніе теоріи бурь и штормовъ читатели могутъ найти въ прекрасной магистерской диссертаціи про фессора новороссійскаго университета А. В. Клоссовскагіі, озаглавленной „Новѣйшіе ус пѣхи метеорологіи”. Каждый изъ читателей, имѣвшій случай кататься когда либо на гребной лодкѣ, за мѣчалъ, конечно, что послѣ удара весломъ на водѣ образуются большія или меньшія воронки, двигающіяся, обыкновенно, въ ту или другую сторону. Подобныя же ворон ки образуются въ жидкости всякій разъ, чуть только имѣется на лицо нѣсколько струй, движущихся рядомъ съ различными скоростями. ТѢ-же воровки, но только гро мадныхъ размѣровъ образуются и въ томъ воздушномъ океанѣ, что называется земною атмосферею. Воронки эти ученые назвали вихрями или циклонами. Причины возникно венія циклоновъ еще изслѣдованы недостаточ но, замѣчена лишь нѣкоторая зависимость меж ду появленіемъ циклоновъ и появленіемъ сол нечныхъ пятенъ, которыя, по новѣйшимъ взглядамъ, тоже не иное что, какъ цикло ны, вращающейся воронки въ солнечной фотос- ферѣ. Неизвѣстно также въ точности и са мое мѣсто возникновенія циклоновъ, можно лишь утверждать съ увѣренностью, что об разуются они во многихъ мѣстахъ воздуш наго океана, при чемъ, однако, болѣе или менѣе постоянно въ одной и той-же мѣст ности Такъ, сѣверные циклоны чаще всего возникаютъ гдѣ-то поб.ѵзу береговъ Грен ландіи и затѣмъ движутся почти неизмѣнно съ запада на востокъ отъ Америки къ Ев ропѣ, чрезъ Ирландію, Англію, Норвегію, Балтійское море, Финляндію, Бѣлое море къ берегамъ Новой Земли, гдѣ и теряются. Это такъ называемый сѣверный путь цикло новъ, но существуютъ еще циклоны южные, циклоны Средиземнаго, Адріатическаго н Чернаго морей, изслѣдованные еще пока очень недостаточно, нс отличающіеся тѣми- жо общими свойствами. Каждый циклонъ характеризуется нѣкоторыми неизмѣнными от- 1 .шчительными признаками. Прежде всего въ центрѣ циклона, въ цен трѣ этой воздушной воронки замѣчается сильное паденіе барометра. Отъ центра къ периферіи барометръ постепенно повышает ся. Далѣе къ центру-же со всѣхъ поровъ устремляются массы воздуха, двигаясь но Сішралевіпиымъ линіямъ и чѣмъ ближе къ центру вихря, тѣмъ съ большею скоростью, съ большею силою. Въ самомъ центрѣ сила вѣтровъ достигаетъ своего максимума. Зная все это, не трудно теперь сдѣлать пред сказаніе погоды или бури для даннаго мѣ ста, напр., для Одессы. Положимъ, что за мѣченъ циклонъ у береговъ Ирландіи и объ этомъ одесская метеорологическая стан ція извѣщена по телеграфу. Путь циклона болѣе или менѣе извѣстенъ. Такъ какъ Ирландія расположена отъ Одессы къ сѣ веро-западу и такъ какъ направленіе вѣт ровъ опредѣляется положеніемъ центра ви хря, то, значитъ, въ Одессѣ будетъ дуть вѣтеръ съ юго-востока, слабый вслѣдствіе отдаленности Ирландіи. Юго восточные вѣ тры у насъ сухіе, слѣдовательно, вообще говоря погода будетъ ясная, зимой холод ная, лѣтомъ знойная. При дальнѣйшемъ движеніи циклона па востокъ в при приб лиженіи его къ Одессѣ, вѣтры постепенно будутъ мѣнять свое направленіе и свою си лу, барометръ будетъ падать. Сообразно же съ направленіемъ вѣтровъ будетъ идти дождь или свѣтить яркое солнце, будетъ теп ло или холодно. Такъ какъ переходъ свей отъ береговъ Ирландіи къ Бѣлому морю циклоны совершаютъ въ нѣсколько дней то и можно за эти нѣсколько дней напередъ знать какая будетъ погода. ,2 62 -ft — 11-го Октября 1882 гола. Харьковскія И идомости 2 можно лишь при соглашеніи всѣхъ дорогъ, а послѣднее достигнуто будетъ только тогда, когда польза новаго способа будетъ сознана всѣми техниками. Противъ доклада возра жалъ главнымъ образомъ инженеръ Лабчин- скій, который не видѣлъ разницы между самзываніемъ вагоновъ періодически, или ежедневно, или вообще по мѣрѣ надобности; далѣе указано было, что русская юго – за падная горога достигла блестящихъ резуль татовъ и при поѣздномъ способѣ; вообще оппонентъ указывалъ на недостаточность циф ровыхъ донныхъ, по которымъ можно-бы су дить о преимущественной полезности періо дическаго способа. Съ этимъ согласилось и большинство членовъ; поэтому собраніе рѣ шило оставить вопросъ открытымъ и про сить г. докладчика и другихъ техниковъ собрать по-больше фактическихъ данныхъ для вѣрной оцѣнки предлагаемаго способа смазыванія вагоновъ. Обсужденіе доклада г. Чирикова— „Хи мическое изслѣдованіе различныхъ сортовъ соли юга Россіи” — отложено за позднимъ временемъ до слѣдующаго засѣданія. — Предсѣдатель харьковскаго мѣстна го управленія Россійскаго Общества Кра снаго Креста проситъ насъ извѣстить черезъ газету г.г. членовъ Общества, что годичное общее собраніе назначено въ пятницу, 22 сото октября, въ 12 часовъ дня, въ залѣ харьковскаго благороднаго собранія (во второмъ этажѣ дома дворян скаго собранія). Предметы занятій: I) разсмотрѣніе от чета о дѣятельности мѣстнаго управленія за 1881 годъ; 2) выборъ членовъ мѣст наго управленія на мѣсто выбывающихъ на основаніи 57 § устава, и 8) выборъ ре визіонной коммиссіи для провѣрки денеж ной отчетности. Предсѣдатель того же управленія про ситъ гг. членовъ возобновить членскіе взно сы за 1881 годъ или внесеніемъ таковыхъ казначею управленія, въ конторѣ государ «веннаго банка отъ 12 до 3 часовъ по полудни или уплатою взносовъ при прибы тіи въ годичное собраніе. Лица, желающія вновь поступить въ члены общества, благо волятъ также уплатить членскіе взносы до начала собранія. — Намъ доставлена слѣдующая замѣт ка о Харьковской конкѣ: Вотъ уже скоро мѣсяцъ какъ открыто движеніе по нашей конно-желѣзной дорогѣ, времени слишкомъ достаточно чго-бы оцѣ нить всѣ удобства дороги, и съ другой стороны подмѣтитъ всѣ ея неудобства. Мн но будемъ говорить объ удобствахъ конно- желѣзной дороги, такъ какъ они очевидны и несомнѣнны: позволимъ себѣ только ска зать о тѣхъ, правда небольшихъ неудобст вахъ, которыя приходится выносить иубли- кѣ и которыя возможно устранить. Къ чи- числу неудобствъ слѣдуетъ отнести тѣсно ту въ вагонахъ, которая бываетъ въ вос кресные и праздничные дни: не только скамьи, но мѣста между скамьями иногда бываютъ заняты. Пассажиры спорна только косятся другъ на друга, потомъ начинаютъ тѣснить другъ друга, а отсюда недоразумѣ нія и даже непріятности. Думается, что чи сло мѣстъ въ вагонѣ слѣдуетъ разъ на всегда строго опредѣлить и затѣмъ увели чивать это число уже не должно. Вѣдь скамьи вагоновъ нашей конки такъ невели ки, что каждая болѣе четырехъ человѣкъ помѣстить не можетъ, а между тѣмъ на э- той скамьѣ иногда тѣснятся пять человѣкъ. Воть почему нельзя не желать, чтобы ди рекція конпо-жел. дороги вмѣсто вывѣши ванія въ вагонахъ объявленій приглашаю щихъ пассажировъ не вступать оъ раз говори съ куперами, вывѣсила объявле ніе о томъ, что каждая скамья назначена maximum на четыре человѣка и что сто ять въ промежуткахъ между скамьями не дозволяется ….. Затѣмъ, кондуктора не всегда вполнѣ хорошо нанимаютъ свою обязавность. Такъ, напр., они почти что не помогаютъ пасса жирамъ входящимъ или выходящимъ изъ вагоновъ во время ихъ движенія. Отсюда происходятъ паданья и ушибы; правда, большихъ несчастій отъ этого още не бы вало, но вѣдь они возможны. Въ особенно сти возможны такія несчастія съ дамами, стариками, дѣтьми и наконецъ со всѣми несущими какія нибудь вещи. Далѣе нель зя не указать на то, что интервалы меж ду двумя отправленіями вагоновъ нѣсколь ко велики; правда, правленіе дороги обяза лось имѣть интерпалы не болѣе */, час. но такое его заявленіе ни сколько не мѣ шаетъ ему уменьшить ихъ до 10 и даже меиѣе минутъ. Правленіе нашей жел.-конной дороги вѣроятно и не подозрѣваетъ что на его голову ежедневно сыпятся укоры отъ тѣхъ чья душа, благодаря долгому ожиданію наго на, наполняется озлобленіемъ и всѣхъ и все. Уменьшить промежутки времени между от правленіями вагоновъ необходимо, въ осо бенности въ виду наступающаго зимняго времени, когда ожиданіе вагона, на откры томъ воздухѣ, въ теченіи 15 минутъ, сдѣ лается возможнымъ не для всякаго. Далѣе взимать съ дѣтей за проѣздъ туже пла ту, что и съ взрослыхъ, кажется не слѣ довало бы. Отчего не брать съ дѣтей, какъ занимающихъ меньше мѣста, чѣмъ взрослые, шшр. три, кои.’? О птъ, кстати сказать, можно увеличить и число пассажи-‘ ровъ— дѣтей, для которыхъ, разница меж ду пятью и тремя кои. бываетъ, обыкновен но, очень замѣтна. Пассажировъ нѣсколько стѣсняетъ предъ явленіе билетовъ контролерамъ. Билеты вы даваемые кондукторами такъ миніатюрны, что потерять ихъ ничего не стоитъ, а меж ду тѣмъ это ведетъ къ новому платежу, а то и къ „выводу” изъ вагона. Лучше если бы дирекція к. ж. дороги какимъ нибудь другимъ способомъ контролировала дѣйст вія кондукторовъ, чѣмъ тѣмъ, какой она сейчасъ практикуетъ. Тогда пассажиры бы- ли-бы освобождены отъ непріятнаго исканія но карманамъ билетевъ, предъявленія ихъ и затѣмъ новаго храненія оторваннаго ку сочка. Въ заключеніе укажу еще на то, что обязанности кучера, сопровождающаго вагонъ, непомѣрно трудныя. Кучеру слишкомъ трудно править лошадьми, держать въ ру кахъ кнутъ, тормазъ и сигнальную трубу. Слѣдуетъ но этому сигнальныя трубы какъ нибудь иначе устроить, напр. что-бы онѣ помѣщались внизу вагоновъ у ногъ кучера. I Тогда послѣдній можетъ давать сигналы не бравши рогъ въ руку, а только чрезъ на жиманіе ногою особаго мѣха прикрѣплен наго къ рогу. Мнѣ не пришлось видѣть, ио говорятъ, что въ одномъ изъ вагоновъ нашей конки такъ и сдѣлано. Безъ этого кучеръ не будетъ имѣть возможности во время остановить вагонъ, что случается часто когда черезъ линію рельсовъ проѣз жаетъ цѣлая цѣпь ломовыхъ лошадей изво щиковъ. Что же мудренаго, что отсюда происходятъ частыя остановки вагоновъ,— идущія во вредъ пассажирамъ, какъ за держивающія ихъ, и даже столкновенія — пугающія ихъ. Μ. М — скій.. — Бъ пятницу, 8-го октября, товаро- пассажирскимъ поѣздомъ X 0, прибывшимъ со станціи Юзово, на 4 пути харьковской станціи, во время маневровъ этого поѣзда въ 12 часовъ ночи былъ раздавленъ че ловѣкъ, проходившій въ это время но по лотну желѣзной дороги. При осмотрѣ его артельщиками и служащими онъ не подалъ никакихъ признаковъ жизни, при челъ но ги его оказались раздробленными. Всѣ уси лія возвратить его къ жизни не привели ни къ чему. Объ этомъ случаѣ было со общено же.іѣзпо-дорожн администраціи, и этою послѣдней было ,, несено судебнымъ властямъ. 9-го октября, въ субботу, въ 10 часовъ утра, на мѣсто происшествіи явился судеб ный слѣдователь 3-го участка г. Бырдинъ, разслѣдованіемъ котораго въ присутствіи помощника начальника станціи г. Фирсова и желѣзиодорожпяго фельдшера обнаружено, что раздавленный поѣздомъ X 6-й— Никита Барановъ, 35 лѣтъ, работавшій поденно у картузішцн Мирошииченковой, живущей на Холодной горѣ, ио ея дѣламъ отправившій ся на вокзалъ за полученіемъ товара, от куда и не возвращался!. — Въ „Правительств. Вѣст.” читаемъ: Бъ газетѣ „Новое время,” за X 2,215 была перепечатана статья изъ газеты „Юж ный Край” г. И. Дитятина, слѣдующаго со держанія: „Въ средѣ дачниковъ Карачовки и Ба- баи держатся упорные слухи, что желѣз но-дорожный мостъ между Харьковомъ и Карачовкой, ближе къ послѣдней— близокъ къ негодности, и что будто о такомъ его состояніи не разъ доводилось какимъ-то изъ желѣзнодорожныхъ агентовъ до свѣдѣнія начальства, по разумѣется безрезультатно”. По имѣющимся въ техническо-инспектор скомъ комитетѣ желѣзныхъ дороіъ свѣдѣ ніямъ, это заявленіе оказалось не основа тельнымъ, такъ какъ послѣ прохода на курско-харьково-азовской желѣзной дорогѣ весеннихъ сего года подъ, правительствен ная инспекціи совмѣстно съ администраціею дороги неоднократно производила осмотръ сего моста, находящагося на 234 верстѣ дороги, который оказался совершенно безо паснымъ для движенія, о чемъ и было на печатано 14-го іюля сего года заявленіе, за подписями инспектора и управляющаго дорогою, въ газетѣ „Южный край”. _ _ _ Вчера, въ 6 часовъ ио полудни на Мало- Нѣмецкой улицѣ, въ доаѣ жены дѣйствніелъна- і іо статскаго совѣтника Масловской, въ квар- ! тирѣ капитана Бибикова, въ его отсутствіи, і произошелъ пожаръ, вслѣдствіе дурнаго устрой ства дымовыхъ трубъ. Прибывшею пожарною командою пожаръ моментально прекращенъ. Убытку домовладѣльцею понесено иа 50 руб. — Изъ Орла намъ пишутъ: Не такъ давно у мѣстнаго мироваго судьи 3-го уч. разбиралось одио гражданское курьезное дѣло. Дѣло заключается въ слѣдующемъ. ; Нѣкто г-жа Иванова, живя въ качествѣ , экономки въ домѣ гг. Ледванскихъ и завѣ- Іднвая ихъ хозяйствомъ, въ разное время, покупала на деньги, данныя ей хозяиномъ нѣкоторыя вещи и мебель, такъ напр. ку- цила диванъ, гардеробѣ, дна кресла, швей ную машину и т. н. Все это она поставила въ комнатѣ, которую сама занимала и въ то время пока жила у Ледванскихъ никому п въ голову не приходило, что она будетъ считать купленное на хозяйскія деньги своею собственностію. Но нотъ самъ Лсд- пансвій умираетъ, наслѣдницами его иму щества остаются двѣ взрослыя дочери, ко торыя, ис находя для себя возможнымъ дер жать экономку, отказываютъ Ивановой. Эта послѣдняя уходитъ, но черезъ миро- рового судью предъявляетъ къ дочерямъ Дсд- ванекаго гражданскій искъ, въ которомъ требуетъ, чтобы купленныя ею вещі были отданы ей, какъ ея собственность. Дѣвицы Ледванскія были крайне – удивлены этимъ искомъ, но дѣлать было нечего, пришлось I идти въ камеру судьи на разбирательство. На судѣ Иванова утверждала, что вещи были куплены ею на собственныя деньги и въ доказательство предъявила изъ магази новъ два счета, написанныхъ на ея имя, а затѣмъ выставила свидѣтелей, которые подтвердили, что она при нихъ покупала и какъ-бы для себя и на свои деньги. I Отвѣтчицы съ своей стороны и самц до- J называли и свидѣтелей вызвали, которые удостовѣряли, что Иванова дѣйствительно дѣлала покупки, ио только но порученію покойнаго Лсдванскаго, который и выда валъ ей для этой цѣли деньги. Мировой судья, выслушавъ обѣ спорящія стороны, постановилъ рѣшеніе, которымъ признава лось прево собственности Ивановой на куп ленныя ею вещи. Отвѣтчицы, конечно, ос тались недовольны рѣшеніемъ и дѣло пой детъ въ мировой съѣздъ. Присутствующая въ камерѣ публика встрѣтила приговоръ судьи съ нодоумвиіемъ. ВНУТРЕННІЯ ИЗВѢСТІЯ. *** Петербургъ.— Кавказскій отдѣлъ географическаго общества прислалъ но те леграфу слѣдующее привѣтствіе 11. II. Мик лухо-Маклаю: „Въ Императорское географическое обще ство. Миклухо- Маклаю. „Тифлисъ, 6-го октябри, 8 часовъ 30 минутъ вечера. Кавказскій отдѣлъ геог рафическаго общества, собравшись въ пер вое осеннее собраніе, привѣтствуетъ знаме нитаго путешественника по случаю благо получнаго возвращенія его на родину. „IIредсѣдателъствующій Стебницкій. Получивъ въ четвергъ, 7-го октября, эту телеграму, Η. Н. Миклухо-Маклай не.чед- лено отвѣчалъ слѣдующею телеграмой: „Въ Тифлисъ. Географическому обществу. Стебницкому. „Память и привѣтъ общества меня пора довали. Надѣюсь, что изданіе трудовъ на русскомъ языкѣ осуществится при посред ствѣ географическаго общества. „ Миклухо-Маклай“. *** Москвы. — „Московскій Листокъ” сообщаетъ чуо но распоряженію московскаго генералъ-губернатора, объявленному 7 ок тября, спектакли въ Пушкинскомъ театрѣ прекращены, впредь до особаго о томъ ра споряженія. *** Кіевъ. — Кіевскій нолиціймейстеръ обревизовавъ трактирныя заведенія, сдѣ лалъ распоряженіе стонъ, чтобы во нсѣхъ такихъ заведеніяхъ на видномъ мѣстѣ былъ вывѣшенъ ирейсъ-курантъ кушаньямъ но особо утвержденной таксѣ. („Заря”) Число студентовъ въ университетѣ св. Владиміра уже превышаетъ 1 ЗОО; а такъ какъ еще не всѣ перемѣщающіеся въ здѣшній университетъ изъ другихъ заведе ній зачислены, то приведенная цифра, сов ремененъ. должна увеличиться. Общую цифру, вновь поступившихъ сту дентовъ полагаютъ выше 430. V Варшава. — По словамъ газеты „Nowiny”, въ продолженіе нѣсколькихъ пос лѣднихъ лѣтъ нѣмцы постарались скупить */, крестьянскихъ земель въ окрестностяхъ Варшавы и на купленныхъ участкахъ раз вели сады, доставляющіе имъ значительный доходъ, благодаря близости города. Бь нас тоящее время окреспости города кишатъ нѣ- I мецкнми клонистами. S *** Одесса. — Въ „Од. ЛВС.” пишутъ: . Никогда нашъ эстетическійсезонъ не былъ такъ бѣденъ, какъ нынѣшній. И но этому понятно то напряженіе, къ какимъ проголодавшіеся о- ідссснш ждутъ звѣзду французскаго театра ‘ Конлона. Артистическое путешествіе знаме нитаго актера „Cornedіе Francaise”, пред принимаемое имъ на 2 мѣсяца въ Австрію j и Россію, начнется, но словамъ парижс кихъ газетъ, съ 14 октября (нов. ст.). j Трушіа Коклэна, въ составъ которой ή χ ο ι дятъ г-жи Алисъ Лоди, Дэнъ-Грассо, Сид- іней и гг. Дьедоннэ, Альберъ Ламбера, Ба- ] рраля, Манженъ, Вьялди и Жолыі, отпра- Ііштся изъ Версаля въ Нанси, затѣмъ въ Страсбургъ, Вѣну, Одессу, Кіевъ, Москву, Петербургъ и Варшаву. Въ Вѣнѣ труіша пробудетъ десять дней. Рожны. — Изъ гор Ромин полтавской губер. въ газ. „Заря” пишутъ: На дняхъ у насъ произошелъ слѣдующій трагическій случай: Воспитанникъ мѣстнаго реальнаго училища А. у себя на квартирѣ произво дилъ физическій опытъ при помощи пороха. Поджигая порохъ и видя, что футляръ, въ которомъ былъ насыпанъ порохъ, от сырѣлъ и что порохъ только тлѣетъ, а но горитъ, онъ сталъ раздувать огонь, вслѣд ствіе чего порохъ внезапно вспыхнулъ и ударилъ прямо ему въ лицо. Все лицо и роговая оболочка глазныхъ яблокъ оказа лись страшно об(ѵ*ѵь-оіШцми. Призванные не медленно врачи .несли обжоги, къ разряду тяжелыхъ и ничего утѣшительнаго нссказа- ліі на счетъ того, есть-лн надежда на воз вращеніе зрѣнія. Несчастный одинъ изъ лучшихъ учениковъ училища; постоянный трудъ, любознательность, скромное и прек расное поведеніе были отличительными его достоинствами. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЯ ТЕЛЕГРАММЫ • ХАРЬКОВСКИХЪ ВѢДОМОСТЕЙ” Отъ „Сѣвернаго Телеграфнаго Агентства” ПЕТЕРБУРГЪ, ІО го октябри. Учетный банкъ объявилъ на 12 ок тября подписку на 445,210 трех- нроцентныхъ,гарантированныхъ облигацій закавказскихъ дорогъ номинально 120 иеталическ., под писная цѣна 110 кредитныхъ. — Предполагается установить, что должность члена правленія отъ правительства при желѣз нодорожныхъ обществахъ не можетъ быть соединяема съ другою государственною долж ностію; члены правленія долж ны наблюдать, чтобы распоря женіи желѣзнодорожныхъ об ществъ были законны и не на рушали государственныхъ ин тересовъ, потому имъ предостав ляется право созывать правле ніе н протестовать противъ по становленій послѣдняго. — Для крестьянскихъ позе мельныхъ банковъ составлено уже росннсаиіе должностей н окладовъ въ совѣтѣ банка: у- прав.іающему назначено 5000 р., члену совѣта—8000 р., стар шему дѣлопроизводителю—1800 р., младшему дѣлопроизводите лю -1000 р.. старшему бухгал теру-1800 р., младшему бух галтеру — 1200 (>.; на канце лярскіе расходы — 7000 р.; въ отдѣленіяхъ: предсѣдателю — 2000 р . членамъ добавочныхъ —750 р., бухгалтеру — 1000 р., на канцелярскіе расходы- 4200 рублей. Должности унрав ляюіцаго банкомъ, членовъ со вѣта, дѣлопроизводителей сов мѣстимы съ другимидолжностя- мн но финансовому вѣдомству, въ такомъ случаѣ, н когда отдѣ лсиіа крестьянскаго банка сос тоятъ при конторахъ н отдѣле ніяхъ, только добавочное содер жаніе и расходы будутъ относи мы на счетъ однопроцентнаго сбора съ заемщиковъ. — Олухъ: дѣло о взятіи Ло- зово-Севаетонольской ж. д. въ казенное управленіе пріоста новлено. — Вчера открытъ зкетренный с ьѣздъ представителей русскихъ желѣзныхъ дорогъ; съѣздъ кри сту пилъ къ обсужденію законо проекта коммнсіи Баранова но пунктамъ і — 9-го октября торжественно праздновался 50-тц-дѣтній юби лей недагога-нисатсля Чистя кова. — 10-го октября торжествен ный спускъ новаго броненоснаго Фрегата „Владиміръ Мономахъ”. ЕКАТЕРИНБУРГЪ. Бывшій нолевой интендантъ Макшеевъ |8-го октября отправленъ въ Си бирь. ! — Въ Костромѣ, Кинешмѣ, €а марѣ. Нижнемъ-Новгородѣ. Пер ми, Чистополѣ, ІІІадринскѣ —от- ітепелъ. Въ Ревелѣ, Казани, Ца- і рицинѣ, Семипалатинскѣ — мо розъ. і — Въ Алатырѣ—морозъ; но Сурѣ ледоходъ, много грузовъ недошло, большіе убытки. П АРИЖЪ. Врачи заявили, что Тургене въ выздоравливаетъ. ПОСЛѢДНІЯ ИЗВѢСТІЯ. ПЕТЕРБУРГЪ, 8 октября. Правы- \ пи· лье швейное сообщеніе. Въ ночь на 27 сентября ігь 16 перстахъ отъ города Me .іи.т тюля. Таврической губерніи, близь стан ціи Шую-Джсреть, Бердянскаго уѣзда, н Ѣ- сііо . іышміт злоумышленниками произведено вооруженное нападеніе на слѣдовавшую изъ Мелитополя нъ Бердянскъ почту, причемъ сопровождавшій оную почтальонъ убитъ, а пересылавшіяся денежныя суммы въ коли чествѣ 501.941 рублей похищены. Ям щикъ успѣлъ спастись и сообщить о проис шедшемъ полиціи. Принятый энергичныя мѣры къ розыску виновныхъ привели къ задержанію 2 октября, нъ селѣ Астрахан кѣ, Бердянскаго уѣзда, трехъ лицъ зано- дозрѣнлыхъ въ грабежѣ: крестьянина Ни жегородской губерніи, Сергачскаго уѣзда, села Еинапица, Хайредима Аліева, запаснаго рядонаго Мсджндъ-Бакулова н турецкаго под даннаго Османа Мосмаиова. Изъ нихъ Алі евъ іі Бакуловъ сознались въ преступле ніи; первый иоказалъ, что доставшіяся на его долю деньги 160.000 рублей зарыты па татарскомъ кладбищѣ близь Мелитопо ля, гдѣ онѣ и были найдены. Вслѣдъ за симъ Бакуловъ указалъ мѣсто во дворѣ своего дома въ селѣ Астраханкѣ, куда имъ были спрятаны 16.120 рублей. Дальнѣй шими раскопками на этомъ дворѣ обнару жено еще 150.800 рублей. Такимъ обра зомъ н его до сихъ поръ отыскано 826.920 руалей. Судя по даннымъ добытымъ раз слѣдованіемъ, слѣдуетъ полагать что внше- шоозначенііое преступленіе имѣетъ общеу- ‘ головный характеръ. — Дѣло по обвиненію бывшихъ членовъ правленія Петербургскаго Общества Вза имнаго Поземельнаго Кредита въ под логахъ и другихъ преступленіяхъ по охраненію ввѣренной имъ общественной кас сы назначено къ слушанію въ С.-Петер бургскомъ окружномъ судѣ на 22 ноябри. — По слухамъ сообщаемымъ „Нов. Вр.“ , мѣсто директора нѣжиискаго исторшео-фило- гическаго института, за выходомъ въ от ставку Н. А. Лавровскаго, займетъ инс- ! векторъ и профессоръ здѣшняго историко- филологическаго института Η. II. Некра- ; совъ. — Въ гор. Грубегаовѣ, близь Варшавы, сгорѣло 100 домовъ. — Въ виду возможности повторенія не обыкновенныхъ ливней, причинившихъ въ этомъ году многочисленныя разрушенія пу ти и водопроводныхъ подъ желѣзными до рогами сооруженій, какъ за границею, такъ и у насъ въ Россіи, министръ путей сооб щенія приказалъ предложитъ инспекторамъ, правленіямъ желѣзнодорожныхъ обществъ и управляющимъ желѣзныхъ дорогъ къ испол ненію подробныя, выработанныя техническс- инсиекторскимъ комитетомъ желѣзныхъ до рогъ правила, относительно содержанія въ исправности, устройства и перестройки чу гунныхъ трубъ, предназначаемыхъ для про пуска воды подъ полотномъ желѣзныхъ до рогъ. — По словамъ столичныхъ газетъ, въ виду необходимости организовать для кре стьянъ дешевый кредитъ для улучшенія ихъ домашняго хозяйства, для обсѣмененія но-і лей послѣ неурожайнаго года и нр., нъ правительственныхъ сферахъ рѣшено под- [ вергнуть коренному преобразованію сель скія кредитныя учрежденія. Съ этою цѣлью ! проектируется значительно измѣнить суще ствующее положеніе о сельскихъ банкахъ и установить болѣе соотвѣтствующій надзоръ за правильностью и добросовѣстностью дѣй ствій лицъ, завѣдывающихъ крестьянскими сельскими банками, о чемъ уже въ насто ящее время составленъ въ подлежащемъ вѣ домствѣ проектъ, который въ непродолжи тельномъ времени поступитъ на разсмотрѣ ніе высшей праветельствеиной инстанціи. ЕКАТЕРИНОСЛАВЪ, 7 октября. Сю да прибылъ 5 октября директоръ Лѣспаго департамента для ревизіи управленія Госу дарственныхъ Имуществъ. Попечительный совѣтъ реальнаго учили ща постановилъ ходатайствовать въ губерн скомъ земскомъ собраніи объ открытіи пер выхъ двухъ классовъ и закрытіи коммер ческаго отдѣленія. — Здѣшнее уѣздное земское соб раніе постановило открыть кредитъ отъ 10,000 до 15,000 рублей, на продо вольствіе нуждающихся крестьянъ. Земство положило ходатайствовать о предоставленіи жешцинамъ-врачамъ общихъ правъ прак тики. ЕВПАТОРІЯ, S октября. На Бахчиса райскую косу бурей выброшенъ на мель па роходъ „Марія”, принадлежащій Волжско- Донскому Обществу. Экипажъ спасся. КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 7-го (19-го) октября. Ісменскій вяли разбилъ на голо ву войско мятежниковъ близь города Ушада. КАИРЪ, 20 (8) октября. Согласно ‘же ланію Англійскаго правительства, Египет ское правительство согласилось чтобъ Ара- би-иаша взялъ себѣ англійскаго защитника съ тѣмъ однако условіемъ чтобы допросъ свидѣтелей производился не при публич номъ разбирательствѣ, но въ слѣдственной ком.чиссіи- Судебное разбирательство про цесса Араби состоится только послѣ празд никовъ Байрама. РАЗНЫЯ ИЗВѢСТІЯ. м» Чувствительный термометръ. Михальсонъ представилъ парижскому физи ческому обществу термометръ, обнаруживаю щій измѣненія темисратурн въ одну стоты сячкую долю градуса. Платиновая полоска и каучуковая сложены вмѣстѣ, составляя какъ-бы одну спирально скрученную поло су. Такъ какъ при нагрѣваніи каучукъ рас ширяется въ десять разъ сильнѣе платины, полоса (какъ въ металлическомъ термометрѣ Брегета) будетъ скручиваться или раскру чинаться при всякомъ измѣненіи температу ры. Одинъ конецъ спирали закрѣпленъ, къ другому придѣлано зеркальце, дающее на стѣнѣ зайчикъ отъ поставленной сбоку свѣ чи. ІІрн скручиваніи или раскручиваніи спирали зайчикъ перемѣщается. Измѣненіе температуры въ одну десятитысячную долю градуса даетъ уже замѣтное перемѣщеніе зайчика. -<» Поѣздъ „Молнія”. Телеграфъ извѣ стилъ насъ, что для поѣздки изъ Вѣны въ Парижъ Ихъ Императорскія Высочества Ве ликій Князь Владиміръ Александровичъ и Великая Княгиня Марія Павловна восполь зовались особенно быстрымъ поѣздомъ, наз ваннымъ поѣздомъ „Молнія” (train eclair). На этомъ поѣздѣ переѣздъ изъ Вѣны въ Парижъ совершается всего въ 27 часовъ 52 минуты, тогда какъ курьерскій поѣздъ проходитъ то же растояиіе въ 113 часа. Поѣздъ „Молнія” состоитъ всего изъ локо мотива, четырехъ спальныхъ вагоновъ, ва гона, гдѣ помѣщается ресторанъ и и -ь я , и вагона для прислуги. По роскошному уб ранству вагоновъ онъ ни мало ис ущупаетъ извѣстнымъ американскимъ Palace л – Въ каждомъ спальномъ вагонѣ у -троенъ во всю длину его корридоръ въ */. яетрн ши· рнны, который сообщается съ нѳОо.іыниѵі, по весьма изящными кунэ, предна.; эт: лан чи каждое для четырехъ лицъ. Днемъ эти куиэ имѣютъ видъ будуаровъ, меблирован ныхъ съ большимъ вкусомъ іі очень уют ныхъ; на ночь же они превращаются въ весьма комфортабельныя спальни. Ом илш» вагоны сообщаются между собою у ыни и вполнѣ безопасными мостиками .экой же мостикъ ведетъ въ вагонъ-p ‘этигъ Послѣдній состоитъ изъ трехъ чаете1 д ухъ столовыхъ, гдѣ удобно тюмѣщают по временно 24 лица, и кухни. Убран юныхъ поражаетъ комфортомъ, и – ря весьма остроумнымъ приспособь; пи·, столовыя превращаются въ одно . : .- ·,· въ роскошныя залы. На стѣнахъ кожаииыс съ позолотою обои, столы ■ . г. – лисаидроваго дерева, кресла, стулъч. тл а ни обиты брокаромъ. Съ наступленіе”» меренъ весь поѣздъ освѣщается газ ь ,-.- мѣтимъ еще, что для того чтобы кугеше- етвФвать въ этомъ Palace car, вошь добно быть Крезомъ. Билетъ, вклюѵ < – ту за столъ, стоитъ всего 250 фу., вовсе не дорого, если принять во в і і и м э н . , что цѣна билета перваго класса рьерскому поѣзду въ спальномъ наго- , н безъ стола— 216 фр. «к· Реклама въ Америкѣ. По ныо-іоркскаго корресподепта газ. на улицахъ Ныо-Іорка раздавали и , коробки, на которыхъ было написаю . „Лю безность вашего аптекаря”. Внутри к находилась зеленая смѣсь, заверну.. въ ееребряиную бумагу, подобно пилю, маленькая записка со словами: „Саі :он* центрированное и сильнѣйшее слабит- лое. Не покупайте, не испробовавъ”! реклама въ другомъ родѣ. Въ Union-Square играется большая мел -р–;; подъ названіемъ „Тііе Віаск flag” (‘Черно* знамя). Знаете-ли, какъ извѣщаютъ объ публику? По улицамъ водятъ двухъ жяиковъ, въ полномъ облаченіи, въ ц ; -. съ нумерами на фуражкѣ и съ кл А – Т. F . на голомъ плечѣ, а сзади— етрнъ дубиною. Этотъ кортежъ ничто иное, люди—афиши. Въ Нью-Іоркѣ всегда на люди, готовые служить для какой у го – цѣли. «» Въ П етѣ , какъ извѣстно, не, ; і. .. состоялась выставка красавицъ. По ‘ е тслыіицею на ней оказалась 15-ти-л- – Корнелія Чекели. Хотя она никогда не актрисой, но се теперь преслѣдуютъ съ жементами. Спекулянты и предириіші стараются завербовать ее, молодые л» щеголи надаютъ передъ пей иа колѣна по эты посвящаютъ ей свои стихотвороиі і. а богачи добиваются ея руки. Красавица, о ;- – ,;о, не сдается. Интересно, что скажетъ Кори лія на новое предложеніе, которое ей ст лано изъ Парижа. Директоръ театра . ricto” обратился на-дняхъ къ ней череэт вѣнскихъ агентовъ съ слѣдующимъ пред.ю женіемъ: приглашается она участвовать іъ живой картинѣ, составленной нарочно для нея и озаглавленной „Изъ Венгріи”; за у і етіе въ этой картинѣ она будетъ получать 2,000 франковъ ежемѣсячно, на всемъ ь. товоігь содержаніи н за покрытіемъ путе выхъ издержекъ. Справочныя Свѣдѣнія Дѣла, назначенныя къ слушаніи Нъ Харьковской Судебной Палатъ. Ilo I *му гражданскому департаменту Апелляціонныя дѣла: II о искамъ: На 13-е октября. I) Упт.-офнц. Я. Запороженко съ кр. М. копимъ о землѣ; 2) эсаула И. Харитонова мѣщ. А. Колесниковой объ отчетѣ; 3) Оби ва кр. сл. Троицкой къ кр. II. Щербакову р. 4 к., кр. И. Рябова къ мѣщ. Н. Романов скому и Іі. Глушкову 8(JG р. 4 к.; 4) К. маги къ М. Стоматн о духов, завѣщ., иоч. Я. Гурдяидъ къ иоч. гр. Л. Рубинштейну о в зь- ращ. векселя на 5000 р. и цредстав. отчета, Ъ) Мптав. гр. А. Якобсонъ къ дв. Л. Тиленъ о капитальной стѣнѣ; G) куп. II. Готиибов· къ куп. М.’Степанову 1480 р. съ °/о 110 вези Д р а м а т и ч е с к ій т е а т р ъ . Въ воскресенье, 10 октября, представлю, будетъ въ 1-й разъ: „ і ’ д іі л ю б о в ь , т а м ъ и н а п а с т ь ” Драма въ 5 д. соч. И. В. Шнаисинскаг (автоі а „Маіоршн”, „Поздняго разцвѣта” „Кручины”). Участвующіе: г-жи Рибчинская і Аграмова и друг.,— г-да Людвиговъ, Свѣтловъ Красовскій, Лазаревъ и другіе. Вт. заключеніе: „НАІІА”. Фарсъ въ I д. со·, Беркутова. Прибыли вь i. Харьковъ 9 октября. Дѣііств. ст. сов. харьк. губ. предводитель двор. Шид.іовскій, ст. сов. Антоновъ, ст. сов Черно пазовъ, полк. Сатаровъ, начальн. 31-й и 1.x. дивизіи ген.-лейг. Желтухинъ. Выбыли изъ и Харькова У октября. Ген.-маіорь Смирницкій, ст. сов. Николаевъ иредвод. двор. Курносовъ, сг. сов. Черногла зовъ. Р ел яи ю и . АНДРЕЕВЪ Харьковъ. Печатано вь Гя.играрія Вуберювлм Пэшыія.