ХА РЬКО ВСКІЯ ■YEEVEUU St JSffliSia. m 26. c y s b C T A , х ю л л s г н я , 1838 ГОДА. B c s s o s s r a a е :- ::: м а :-: і э n» вопросамъ, связаннымъ съ крестьянскимъ ХОЗЯЙ СТВОМЪ и Сытомъ. Еще три-четыре гола тому назадъ крестьянинъ, съ его бытомъ, не воз буждалъ въ нашемъ обществѣ, повили мому, особенно серьезнаго вниманія; всѣ какъ будто равнодушію смотрѣли и на его житье-бытье, и на условія, въ которыя оно было поставлено. Въ лите ратурѣ, какъ и въ обществѣ, хранилось глубокое молчаніе о крестьянинѣ; опа ограничивалась въ этомъ случаѣ бо лѣе или менѣе вѣрными изображеніями сельскихъ горемыкъ, и какъ читающая масса, казалось, не требовала ничего больше, то она п остановилась на этомъ, мѣняя но временамъ, въ угоду публикѣ, картоны дышащія грустью, на болѣе привлекательныя картины не существую щихъ въ нашей крестьянской избѣ идил лій. Между тѣмъ, вопросы объ улучше ніи быта крестьянъ, робко высказывав шіеся въ литературѣ послѣдняго време ни, вызваны были наконецъ къ жизни мѣрами Правительства въ концѣ гірошед* ,ціаго гола и получили такую гласность, какой никогда но имѣли. Значеніе крестьянскаго вопроса и удов летворительное рѣшеніе его такъ важны, что передъ ними какъ будто бы смолк ли всѣ другіе общественные вопросы Крестьянское дѣло неразрывно связано Со всѣмъ бытомъ народа: нѣтъ стороны въ немъ, которой бы, такъ или иначе, не касалось эго дѣло. Интересы каждаго сословія въ отдѣльности тѣсно соедине ны съ интересами всѣхъ другихъ сосло вій; всѣ они подчиняются обоюдному вліянію а каждое въ отдѣльности мо жетъ вполнѣ процвѣтать, развиваться, совершенствоваться въ своемъ трудѣ и благосостояніи только тогда, когда та кой же успѣхъ совершается и въ благо состояніи другихъ сословій. Государство дружно и быстро можетъ идти впередъ лишь подъ условіемъ соотвѣтственнаго каждому Движенія всѣхъ классовъ наро да, его составляющихъ. Существуетъ такое равновѣсіе—и общій ходъ цави лизаніи со всѣми ея благами обезпеченъ; нарушено оно въ какомъ либо одномъ слоѣ общества—и развитіе просвѣщенія и довольства болѣе или менѣе нарушено вездѣ. Кажется иногда, что одинъ классъ благоденствуетъ на счетъ другаго, но это только кажется, въ сущности же первый благоденствовалъ бы еще боль ше, если бы онъ не поставленъ былъ въ обстоятельства, при которыхъ тер питъ послѣдній, слѣдовательно его бла годенствіе уже не полиое: оно сдержано несообразно малымъ благосостояніемъ другаго сословія, неправильнымъ уст ройствомъ ихъ взаимныхъ отношеній. Именио въ слѣдствіе того взаимодѣй ствіе во всѣхъ частяхъ и интересахъ на роднаги хозяйства, мы5 пе должны забы- вать и всѣхъ прочихъ сторонъ сельскаго хозяйства, по необходимости обусловли вающихъ собою улучшеніе врестьянскаго быта. Не за долго до того времени, когда выступилъ со всею своею силою кресть янскій вопросъ, въ агрономической ли тературѣ нашей поднялись, <ф> особен ною живостью и настойчивостью, толки о распространеніи грамотности въ прос томъ народѣ. Толки эти не разъ воз буждались и возбуждали горячіе споры, но всегда оканчивались на столбцахъ газетъ и журналовъ, но переходя въ жизнь, словно начинались они отъ не- чего-дѣлать и превращалась отъ утом ленія. Прошлый годъ и даже рапыне, толки объ этомъ предметѣ возобновились и, что замѣчательно, въ нихъ съ гораз до большимъ жаромъ, чѣмъ прежде, приняла участіе хозяева. Чѣмъ кончатся эти толкп, продолжающіеся и теперь, хотя съ нѣсколько меньшимъ оживле» ніемъ? Разрѣшается ли наконецъ вопросъ о народномъ образованіи? Думаемъ раз рѣшается самъ собою, и при томъ не отдѣльно, а вмѣстѣ со всѣми прочими вопросами. Грамотности, какъ первому лнагу къ дальнѣйшему образованію, ‘должна неп ремѣнно предшествовать потребность об разованія, и слѣдовательно уже нѣкото рая зрѣлость нравственной стороиы на рода, извѣстная степень развитія. Отецъ не пошлетъ своего сына учиться когда въ немъ самомъ нѣтъ сознанія, что зна ніе есть дѣйствительное благо въ чело вѣческой жизни Съ другой стороны онъ не пошлетъ его въ школу так’йке и тогда, когда онъ увѣренъ, что собственно дли него в его сына и семейства грамот ,ность не пронесетъ почтя никакой поль- 8ы, потому что онъ поставленъ въ ис ключительное положеніе, въ которомъ шіъ не можетъ извлечь изъ грамотности всей связанной съ нею практической прибыли. А практическая, промышлен ная прибыль заслоняетъ собою для кре стьянина всѣ прочія выгоды образова НІЯ. Не менѣе важенъ, по нашему мнѣнію/ дру гой вопросъ, также обсуживаемый въ нашихъ агрономическихъ изданіяхъ мно- гими хозяевами,—вопросъ о замѣнѣ тѣ леснаго наказанія. Думаютъ какъ бы вывести изъ употребленія это непріят ное и тяжелое средство—и ничего не Продумаютъ. Это такъ и должно быть. У насъ наказываются помѣщиками кре стьяне за лѣнь, пьянство, беззаботность, воровство и подобные пороки; преступле нія наказываются закономъ .и о преступ леніяхъ нечего говорить. Не на охотѣ ос нована работа при обязательномъ трудѣ и слѣдовательно въ ней самой уже кроет- ся зародышъ лѣни. Между тѣмъ кладѣ лецъ долженъ принять мѣры противъ нее, какъ и вообще противъ другихъ по роковъ. Принять какія-либо леівія ис правительныя мѣры, по для нихъ кре стьянинъ вообще грубъ. Развить нѣко торое образованіе у крестьянъ, чтобы пмь смягчить натуру его, но образова ніе, говорятъ, здѣсь весьма ненадежное средство п часто дѣйствуетъ даже об ратно: еще болѣе усиливаетъ лѣнь. Чгожъ остается? Дѣйствовать страхомъ, избрать такое принудительное средство противъ лѣни, которое бы заставило склониться передъ собою всякое убѣжденіе, ибо только этою мѣрой и можно чего пп- будь добиться, Замѣнить же тѣлесное наказаніе вечѣмъ. Нѣкоторые предлага ло штрафы, какъ тоже могущественную для бѣднаго крестьянина исправитель ную мѣру. Но чтожъ штрафы? Крестья не, правда, очень чувствуютъ тягость пхъ, но вмѣстѣ съ номъ чувствуетъ еѳ и помѣщикъ, на которомъ не можетъ не отразиться, такъ или иначе, несо стоятельность крестьянина. Да и вооб ще ужъ если разсуждать о тѣлесномъ наказаніи, то нужно желать не пріиска нія другаго такого же наказанія, а у- меныненія самыхъ пороковъ, заставляю щихъ пробѣгать къ наказаніямъ. Умень шеніе это возможно только съ смягченіемъ нравовъ, съ развитіемъ довольства и об разованія въ народѣ, чему препятствуетъ обязательный трудъ. Такимъ образомъ вопросъ о тѣлесномъ наказаніи тѣсио связанъ съ крестьянскимъ вопросомъ и съ разрѣшеніемъ послѣдняго рѣшатся и первый. Какъ бы то ни было, однакожъ, воз- бужленіо вопроса о замѣнѣ тѣлеснаго наказанія и теплое участіе въ немъ по мѣщиковъ весьма отрадно, ибо оно по казываетъ, что классъ владѣльцевъ уже достаточно созрѣлъ для того, чтобы взяться за обсужденіе крестьянскаго дѣла. Желаніе изгнать наказаніе, уни жающее достоинство человѣка, есть же ланіе поднять послѣдняго. Сельское движеніе самой промышле нною, возрастающее послѣ войны все болѣе и болѣе, не могло не коснуться сельскаго хозяйства, требуя усиленной дѣятельности, улучшеній. Для введенія коренныхъ усовершенствованій по всѣмъ частямъ хозяйства,—ибо всѣ онѣ долж ны идти вмѣстѣ, не отставая другъ отъ Ар)та, — необходимы капиталъ и знаніе. ,Преобразованіе хозяйства съ затратою на него капитала, и иногда значитель наго, нудитъ тогда только разумно, ес ли оно основано на строгомъ расчетѣ, если возможенъ точный вездѣ учетъ, посредствомъ котораго мы были бы въ Состояніи положительно знать, на сколь ко выгодно наше предпріятіе. Ілезъ эго- го затрачивалъ капиталъ было бы опас но и нисколько не раціонально. Обра щаясь теперь къ нашимъ помѣщичьимъ имѣніямъ, ѵ.ы, при первомъ взглядѣ, 6т врываемъ, что въ нихъ нѣтъ строгой отчетности, мало того —се и не можетъ быть. Главный элементъ хозяйства — ра бочая сила —не подлежитъ учету, хоть она приходится и далеко не даромъ, а за тѣмъ уже и все остальное не можетъ быть насчитано вѣрно. Оттого то мно гія нововведенія въ хозяйствѣ, мало- мальски значительныя, и называютъ у иасъ рискомъ, потому что усчитать пхъ нельзя при существующемъ порядкѣ не щей, а безъ этого трудно отгадать, вы годны ли они и при какахъ обстоятель ствахъ выгодны, не нужно ли сообраз но съ этимъ сдѣлать какія либо еще пз мѣненія въ хозяйствѣ, не слѣдуетъ лп еще затратить капиталъ на какое побудь Другое усовершенствованіе, которое, дѣйствуя съ первымъ улучшеніемъ, и сам«> дастъ, п его заставитъ дать гораз до большій доходъ. Псѣ такія соображе нія могутъ имѣть точку опоры только въ правильной отчетности и слѣдова тельно не могутъ имѣть мѣста у насъ. Гели такимъ образомъ кроется уже въ самомъ устройствѣ земледѣльческаго сословія зародышъ застоя, то естествен но, что знанія агрономическія не нс правятъ зла, отъ Битораго страдаетъ хо зяйство. Псѣ попытки будутъ разбивать* ся силою тѣхъ несообразностей, кото* рыя вѣками заложены въ экономическій бытъ народа. Знающему вполнѣ науку остается одно —помириться съ встрѣчен ными имъ препятствіями, посредствомъ полной уступки имъ, п ограничиться введеніемъ какой цибуль соломорѣзка, для собственнаго утѣшенія по преиму ществу. Такъ оно и есть. Но сгоиіъ ли для этого изучать науку? Агрономъ, вполнѣ знающій свое дѣло, слѣдователь но вещь почти лишняя у насъ. Прокъ отъ него небольшой, а между тѣмъ онъ дорого стоитъ. Понятно теперь, почему п владѣльцы имѣніи мало думаютъ о томъ, чтобы споимъ дѣтямъ, будущимъ помѣщикамъ, дать агрономическое дѣльное образова ніе. Псикое знаніе есть капиталъ, кото- рьій должецъ принести въ жизни доходъ. Чѣмъ большій процентъ даетъ изученіе извѣстной науки, тѣмъ больше ея по борниковъ. Запросъ на знаніе также ва женъ для ею распространенія, какъ въ ііромышлеиости запросъ на товаръ для развитія его Фабрикаціи. Агрономическія свѣдѣнія даютъ плохую прибыль, ихъ а но добиваются даже тѣ, которымъ они, кажется, должны бы быть ближе всего къ сердцу. Пауки военныя и юри дическія обѣщаютъ пли блестящую карь еру, или большое состояніе, пли то и другое вмѣстѣ; науки хозяйственныя только незначительное увеличеніе дохо довъ своего имѣнія. Другое дѣло, когда измѣнятся основанія, на которыхъ до сихъ поръ стоялъ нашъ хозянсівенный бытъ: получитъ тогда цѣну и скромная паука съ ея скромными представителями, и получитъ—рѣшаемся предсказывать-*4’ ,та*ую цѣну, что ее не собьетъ ни карь ера, нв Фортуна, С . <ж. и г. и. ИЗВѢСТІЯ и з ъ УД5КЫ2Ъ 7Ъг^ОЪЪ Харьковской губерніи. __ 1\ Сумы — 25 іюня въ здѣшнемъ уѣзд номъ училищѣ былъ годичный актъ ис пытанія учениковъ, въ присутствіи гг. почетнаго и штатнаго смотрителей, уѣзд ныхъ и приходскихъ учителей и весьма не многихъ изъ жителей города. — Актъ начадся молитвою «Царю Небесный», исполненною хоромъ пѣвчихъ; потомъ нѣкоторые изъ учениковъ говорили рѣ чи, ствхн вп роч. Одинъ изъ учите лей сказалъ прекрасную рѣчь: О цп.ли собранія « обязанностяхъ наставниковъ м воспитателей. Желательно бы лобъ »ту рѣчь видѣть напечатанною въ нашей Губернской газетѣ. Она можетъ быть для родителей назидательною во многихъ отношеніяхъ. Наконецъ объ- явлены были переводы изъ несшихъ классовъ въ высшіе, розданы ученикамъ назначенныя награды, и выпускаемымъ изъ училища аттестаты. Торжество кон чилось угощеніемъ …….. — Г . Изюмъ, 16 іюня.—Г. Редакторъ? Въ одномъ изъ нумеровъ вашей газеты за настоящій годъ (*), въ отдѣлѣ хро ника, говоря о разныхъ разностяхъ, вы упоминаете между прочимъ о магазинѣ подъ Фирмою Au gagne petit, сожалЬете, что, по нетвердости вашей во Француз скомъ языкѣ, вы не можете перевести этого выраженія, и что кто-то перевелъ его вамъ такъ: «съ малой пользою , съ ліалымъ выигрышемъ ». (іа основаніи та кого перевода, вы, м. г., выводите со вершенно справедливое умозаключеніе (хотя переводъ несправедливъ), что въ этомъ магазинѣ вполнѣ оправдывается русская пословица: «что дешево, то гнило, что дорого, то мило.» Въ мага зинѣ Au gagne petit, хотя по видимому все дешевле, чѣмъ въ другихъ магази нахъ, но на дѣлѣ обходится очень и очень дорого. Напримѣръ, тамъ цѣлый костюмъ стоитъ отъ 30 — 35 р. сер. (при удобномъ случаѣ и болѣе); за то-жъ ка кой костюмъ! …….. Но дѣло пока не въ томъ. Gagne petit по Французски вовсе не значитъ «малая польза, малый выигрышъ; существитель наго gagne во Французскомъ языкѣ вовсе нѣтъ, а для слова барышъ, прибытокъ , выигрышъ есть на Французскомъ языкѣ существительное: gain, s. in. (Смот. сло варь Татищева 1810 г,, стр. 989); а вы раженіе: gagne petit, по Французски зна читъ: топильщикъ. (Смот. словарь Тати щева стр. 987 gagne petit, точильщикъ ножей и проч. s. т.; параллельный сло варь Французскаго, русскаго, нѣмецкаго Е . 11…, *. о См. Н соф , Ч. J\? 14 Х»р Губ В*д. Р*д. ,■ англійскаго языковъ Р ѳйфэ , стр. 327 gagne petit, s. m точильщикъ)….. Ііріѣзжая въ губенсвій городъ, я, какъ провинціалъ, всегда иного гуляю, высматриваю все интересное, которымъ такъ бѣденъ нашъ городишко. Въ одно прекрасное утро, гуляя по Московской улицѣ, а увидѣлъ вывѣску «Gagne petit», в очень обрадовался. Побѣжалъ скорѣе въ гостинницу, въ свой номеръ, забралъ свои бритвы (скажу мимоходомъ, что не только въ нашемъ городишкѣ, но и у васъ въ Харьковѣ очень дурно правятъ и точатъ бритвы) и спѣшу къ gagne ре tit. Вхожу въ магазинъ …….. вообразите себѣ мое удивленье: вмѣсто точильнаго станка вижу развѣшенное по стѣнамъ готовое платье!…. Однакожъ я не поте рялся; думаю: сей-часъ видно Француза- аФФериста; точильщикъ, а торгуетъ и готовымъ платьемъ…. Спрашиваю: мож но ли видѣть точильщика? на меня по смотрѣли какъ-то странно; я повторяю мой вопросъ, мнѣ отвѣчаютъ, что здѣсь точильщиковъ никакихъ пѣтъ, а только приготовляются платья съ «маленькой пользой » (переводъ: gagne petit!!) Странно! По, думаю, хорошо и то: кстати мнѣ нужно заказать себѣ костюмъ, и какъ мнѣ нельзя было долГо оставать ся въ Харьковѣ, то я спросилъ: могутъ ли мнѣ приготовить его въ два дня Gagne petit взялся за 35 руб. сер., и, дѣйствительно, чрезъ два дня прислалъ костюмъ, который я кое-какъ на—скоро примѣрилъ, потому что почтовыя ло шади уже ждали меня около получаса, заплатилъ 35 р. и уѣхалъ. Вообразите же себѣ мое разочарованіе: матерія ока залась гнилою, сшито все было плохо; отъ % къ ила 3-хъ разъ одѣванія ясѣ почта швы распоролись!…. При этомъ случаѣ я вспомнилъ стихи изъ басни безсмерт- наго нашего Крылова: «Бѣда, коль пирога начнетъ печи са пожникъ, А сапоги тачать пирожникъ». (Когда точильщикъ (gagne petit) дѣлает ся портнымъ и обратпо). Прампте увѣреніе в проч. Уѣздный житель . э д и ш а а з ш ш ф ѣ э э . О воспитаніи женщинъ въ Китаѣ .— Рожденіе дѣвочки въ Китаѣ не прино ситъ никакой радости главѣ дома, а, на противъ того, располагаетъ его въ неудо вольствію а печали. Новорожденную дѣ вочку кладутъ иа кой-какія лохмотья, ра зосланныя на полу и впродолженіе цѣ лыхъ трехъ дней за нею нрисматрпваюгь ровно на столько, чтобы не дать ей уме реть. На третій день отецъ беретъ доч ку на рува и несетъ ее въ комнату, наз наченную для поклоненія предкамъ, что* бы возблагодарить за нее своихъ прадѣ довъ. Нѣсколько друзей сопровождаютъ его въ этой церемоніи; одни изъ нихъ держатъ въ рукахъ черепицы; другіе кирпичи в, во все время представленія дитяти предкамъ отцомъ, они держатъ эти грубые матеріалы наравнѣ съ личи комъ новорожденной. Все въ этомъ обы чаѣ имѣетъ значеніе, все служитъ уро комъ для женщинъ. Радость, которая наполняетъ всѣ сердца въ семействѣ пря рожденіи мальчика, п печаль, которую не стараются скрывать при появденіи на ,свѣтъ дѣвочки, ясно показываютъ, какое мѣсто занимаетъ женщина въ обществѣ Китайцевъ, Лохмотья, на которые кла- дутъ дѣвочекъ ори рожденіи, пренебре женіе, которому подвержены онѣ въ нер вые три дня ихъ жизни, конечно зара нѣѳ показываютъ женщинамъ, что от чужденіе и пренебреженіе будутъ удѣ ломъ ихъ въ жизни, если добродѣтели и безукоризненное поведеніе не внушатъ къ нимъ невольно общей любви и уваже нія. По книгѣ церковныхъ обрядовъ, дѣво чекъ съ семи лѣтъ отдѣляютъ отъ маль чиковъ и не позволяютъ имъ болѣе си дѣть вмѣстѣ на одной цыновкѣ, ѣсть за однимъ столомъ. Съ этого времени жизнь женщины сосредоточивается въ гаремѣ подъ бдительными глазами матери. Вы- ходя изъ дому, онѣ садятся въ паланкинъ и закрываютъ лицѳ непроницаемымъ покрываломъ. До замужества дѣвицы не видятъ лица мужчины и не могутъ пока зать и имъ своего лица. Что касается до воспитанія, то оно безраздѣльно воз латается на матерей. Добродѣтель жен щины, по понятіямъ Китайца, состоитъ не въ природномъ развитомъ умѣ и не въ познаніяхъ, трудомъ и прилежаніемъ пріобрѣтенныхъ. Скромность, соединен ная съ важностью, неприкосновенная чистота и строгая благопристойность— вотъ качества, необходимыя въ Китаѣ для женщины добродѣтельной. Ея обра зованіе, говорятъ тамошніе моралисты, должно быть основательное: <>нв пони маютъ подъ этимъ, что женщина должна знать въ совершенствѣ всѣ отрасли до машняго хозяйства-и вполнѣ постигать искусство воспитанія дѣтей. Мужчина, говорятъ они далѣе, ^можетъ учиться впродолженіе всей жизни, н быть вели кимъ ученымъ или государственнымъ му жемъ; но женщина не должна и не мо жетъ слѣдовать этому примѣру: хозяйство и дѣти должны поглощать все ея время. Жена должна подчиняться всѣмъ капри замъ своего мужа п его родныхъ. Она должна любить его братьевъ и сестеръ и никогда не возставать противъ ихъ мнѣ» ній н вѣрованій. Она не должна ревно вать своего мужа къ другимъ женамъ его. Если у нея есть дѣти, она обазаиа сдѣлать мальчиковъ полезными и въ осо бенности честными людьми, а дѣво чекъ—кроткими и добродѣтельными жен щинами. Въ своихъ сиошеніяхъ съ низ шими она должна быть добра и кротка.; Если своимъ трудолюбіемъ она дошла до ученыхъ познаній, то никогда не дол жна показывать этого, потому что нѣтъ ничего отвратительнѣе въ женщинѣ пе дантства и тщеславія. Китайцамъ гораз до пріятнѣе видѣть своихъ женъ за ка кими-нибудь работами, приличными ихъ полу, напр. за разматываніемъ шелку, чѣмъ слышать охъ литературныя и фи – лосфсвія пренія. Въ заключеніе мы при ведемъ нѣсколько правилъ, извлеченныхъ изъ одной китайской книга, напечатано^ въ запискахъ миссіонеровъ. «Трудъ есть хранитель невинности женщинъ; не давайте имъ времени быть праздными: необходимо, чтобы онѣ бы ли круглый годъ первыя—за работою, послѣднія —на покоѣ, «Молодая дѣвушка должна быть всег да такъ близка къ своей матери, какъ ея тѣнь; кокетство и легкое чтеніе тѣмъ болѣе опасны, что молодыя дѣвицы пре даются имъ въ эги годы съ особеииою страстію. ,«Скромность, молчаливость, кротость в робость су іь истинныя у крашенія вра- соты. Слава дѣвушка зависитъ отъ ея по корности, терпѣнія, лобвп къ труду, почтенія къ родителямъ и дружескаго расположенія къ братьямъ и сестрамъ. «Какъ многихъ усилій и какой борьбы стоитъ самолюбію молодой женщины уступить свекрови или невѣсткѣ! Но за то какъ отрадно, пріятію и лестно быть любимою всѣми! о Для умной женщины нѣтъ ничего низкаго въ хозяйствѣ. Ея досуги посвя щены тканью и шитью. Порядокъ в чис тота въ домѣ зависятъ только отъ нея. Она гордится умѣньемъ прислуживать своему мужу и приготовлять для него кушанья.» іЛуч,), Самовольная порубка лѣса. — Нужда заставляетъ крестьянина украсть чужой лѣсъ по той простой причинѣ, что у не го нѣтъ средствъ купить лѣсу, а иногда даже и невозможно купить, еслибы в бы ли средства: напримѣръ, въ тѣхъ мѣст ностяхъ, гдѣ кромѣ заповѣдныхъ породъ нѣтъ никакого другаго лѣса. Изъ коры» ств крестьянинъ крадетъ лѣсные мате ріалы съ тѣмъ, чтобы продать ихъ, и этого рода порубки должны преслѣдовать ся съ самою безпощадною энергіей, по тому что онѣ гораздо вреднѣе, нежели порубки для собственной надобности. Нообпю говоря, крестьянина, который похищаетъ лѣсъ изъ бѣдности, изъ край ней необходимости, вовсе нельзя считать преступникомъ; общественное мнѣніе народа и не считаетъ порубку безчест нымъ, и пикто не назоветъ порубщика воромъ; самый честнѣйшій крестьянинъ всегда готовъ забраться въ чужой лѣсъ и нарубить тамъ, сколько душѣ угодно. Эготъ Фактъ одинаковъ, какъ у насъ, такъ и во всѣхъ другихъ странахъ. Въ Германіи, гдѣ лѣсоводство уже вполнѣ привилось къ жпзип народа, и тамъ, на примѣръ, иъ нѣкоторыхъ округахъ Бава ріи, приходится въ годъ по одному лѣс ному преступленію почти на каждые 4— 5 человѣкъ; въ Баденскомъ герцогствѣ на каждыхъ 22 человѣка, а во Франція на 148 человѣкъ, между тѣмъ какъ въ Германіи и во Франціи лѣса сдѣлались законною собственностію землевладѣль цевъ еще въ XIV столѣтіи; у пасъ же до самыхъ временъ ііеір * Нелинаго лѣса составляли общее достояніе, какъ вода и воздухъ, исключая только весьма немно гихъ дачъ, на которыя давались отъ ца рей охранныя грамоты. И такова сила историческаго преданія, освященнаго цѣлымъ рядомъ вѣковъ, особенно когда оно поддерживается прямою выгодою, а часто о необходимостью, что народъ у насъ до сихъ поръ не можетъ привык нуть къ мысли, что лѣса составляютъ точно такую же собственность, какъ в всякое другое^^вмущество. Подобный взглядъ на лѣсаіі въ народѣ дѣлаетъ по ложеніе лѣсничаго, обязаннаго наблю дать за цѣлостью ввѣренныхъ ему лѣ совъ, еще болѣе затруднительнымъ. Въ одномъ, хорошо знакомомъ мнѣ лѣсниче ствѣ, считается 34,000 десятинъ лѣсу, состоящаго почти изъ однѣхъ запрещен ныхъ породъ, разбросаннаго въ 57 да чахъ, на пространствѣ цѣлаго уѣзда, ко торый заключаетъ 190 верстъ въ окруж ности. Самые дальные* переѣзды отъ од ной дачи до другой простираются до 60 верстъ; для крутовато объѣзда нѣкою- ,рыхъ дачъ, чрезвычайно разсыпанныхъ между паінень и покосовъ, надо сдѣлать по крайней мѣрѣ 80 верстъ. Изъ этого Можно видѣть, что лѣса не такое иму щество, которое всегда удобно осматри вать и сберегать, напротивъ, для осмот ра ихъ требуется не мало времени в мно* го труда (*). Въ уѣздѣ этомъ живетъ 21,000 крестьянъ. Изъ нихъ ни одинъ не считаетъ ни малѣйшимъ грѣхомъ ук расть казенный лѣсъ, а каждый ждетъ только перваго удобнаго случая, чтобы сдѣлать порубку. Если полѣсовщикъ до несетъ начальству, общее мнѣніе сильно возстаетъ противъ него спитая его из мѣнникомъ н предателемъ. Извольте же посліі этого управляться съ двадцатью семью тысячами самовольныхъ поруб щиковъ. (Л. бл. вс.). На дняхъ получилъ я письмо отъ мо его добраго знакомаго г. Д ., который, говоря о прожатыхъ имъ нѣсколькихъ дняхъ въ Москвѣ, пишетъ между про чимъ о вновь открытомъ, между станці ей желѣзной дороги и Красными воро тами, противъ С -Петербургской гостин ницы,— Московской 8 подворьѣ, о кото ромъ проситъ меня сказать нѣсколько словъ въ Губернскихъ Вѣдомостяхъ.— Не смѣя отказать въ исполненіи такой (*) Если сравнить положеніе русскаго лѣспв- чего съ положеніемъ лѣсничихъ въ другихъ странахъ, разница окажется большая. Въ Гер маніи, напримѣръ (кромѣ Восточной I ргссіп), самыя большія лѣсничества заключаютъ въ себѣ, но нашему счету, не болѣе 2000 деся тинъ; между тѣмъ какъ у насъ есть двстапців, порученпыя вадзору одпого объѣздчика, въ 30,000 десятввъ. Авт. маловажной просьбы, и притомъ всегда готовый говорить и писать о всемъ хо рошемъ, заслуживающемъ въ какомъ бы то побыло отношеніи вниманія, я, въ слѣдъ за симъ, сообщаю читателямъ мо имъ нѣсколько строкъ о Московскомъ подворьѣ, взятыхъ мною изъ самаго письма. «Пріѣхавши въ Москву, пишетъ г. Д .; я остановился во вновь открытомъ М ос ковскомъ подворьѣ , гдѣ за весьма умѣ ренную цѣну имѣлъ: прекрасный чистый номеръ съ прислугою (впрочемъ цѣна номеровъ различна—отъ 40 к. до 1 р. 50 в. с.), хорошій но не дорогой стодъ, и для разъѣздовъ по городу весьма при личный экипажъ, — На этомъ подворьѣ устроены очень хорошія и удобныя по мѣщенія для дорожныхъ экипажей, ло шадей и склада товаровъ….. «Вообще видно, что открывшій М ос ковское подворье вполнѣ понимаетъ ту мысль, что съ доставленіемъ всевозмож ныхъ удобствъ гостямъ тѣсно соединены выгоды самаго заведенія, и потому здѣсь обращено особенное вниманіе на удов летворительное выполненіе всѣхъ требо ваній гг. посѣтителей.» Если и вы, читатель, будете имѣть надобность въ томъ, чтобы сказать нѣс колько словъ о чемъ ннбудь заслуживаю щемъ публичной похвалы, то сдѣлайте милость не стѣсняйтесь, наппшите ко мнѣ письмо или записку, я всегда го товъ къ вашимъ услугамъ— Письма и записки адресуйте прямо на имя Редак ціи, гдѣ мевя хорошо знаютъ. Переписяинъ. Харьковъ, 2 іюля 1858 г. а ,ЧАСТНЫЯ О С У Ш И ! У) Всѣ выданныя мною отставному штабсъ ротмистру Іосифу Францовнчу Булгарину довѣренности па управленіе и распоряженіе имѣніями моими, находя щимся въ [/люменомъ уѣздѣ, енмъ уни чшожаю и прошу считать ихъ шоіьй ствите.иными. Гвардіи поручикъ Николаи Ша- оеіьскій (помѣщикъ Пэюѵккаіо у ѣзда) — 2. 2) Съ душевнымъ прискорбіемъ извѣ щая о кончишь мужа моею, коллежскаго регистратора Григорія Васильевича Андре ева, покорнѣйше прошу имѣвшихъ съ нимъ какія либо долговыя и другія обязатель ства адресоваться къ единственно пря мымъ его наслѣоникамъ , по жительству, въ г Харьковъ. Ндона коззекекаи регистраторша Марія Петровна Андреева Сыновья: водде<кскіи аесесоръ Сер- і Ьіі и водіожскііі секретарь На силій Андреевы, —2. J J Продаются, за весьма дешевую цѣну: двухмѣегщшя на лежачихъ рессорахъ карета, англійская дорожная бричка и фазтолъ. Спросить близъ жандармскихъ коіцоигень, на Малой Гончаровской улицѣ, въ доміь художника. Колтуновскаго. — 3 О гыі З жаюгъ за м ‘ азішіу : . 1) Коллезскій регистраторъ Николай Христіановмчъ Вестбергъ,—въ Германію, Англію, Австрію и Францію — /> 2) Врачъ I и Харьковской гимназіи, титулярный совѣтникъ Лцнгъ,- въ Ита лію, Францію, Англію и Германію — /. 3) Харьковскій 3 и іильдіи купецъ Алек сандръ Ивановичъ- Гергардѵ,— <г* Пруссію ы Францію-. — 2 4-) Харьковская 3 и гильдіи купчиха вдова Розалія Ветровна Гельмъ, съ французскою подданною Розаліею Мар тенъ и Харьковскою мѣщанкою Еленою Морозовою, — въ Австрію, Германію и Францію. — 2. о) Ахтырскаго уѣзда, слободы Вором.ш государственный крестьянинъ Максимъ Николенко, — въ Іерусалимъ для поклоне нія Св, мѣстамъ. —2. 3) Предсѣдатель Харьк. Акціонеръ. Комната по торговлѣ шерстью, прапор щикъ Евдокимъ Емельяновъ сынъ Пичи ■ новъ и директоръ той же Компаніи пору чивъ Михаилъ Николаевъ сынъ Конд ратьевъ въ Австрію. Пруссію, Герма нію, Бельгію, Францію, и Аюлію.—З. 7) Полковникъ Клавдіи Корнильевичъ Максимовичъ, съ -женою Ольгою Гома – новиою, сыновьями Константиномъ и Иннокентіемъ, дочерьми Со’фьею и Н а таліею и слуюю Тимофѣемъ Нити лен комъ , — въ Германію , Италію, Швейца- р ю , Бельгію и Францію,— 3, 8) Титулярная совѣпш, Елена Пуаза Певениппернъ. — въ Гамбургъ. — 3. ОІІРПіХІВІШІХЪ I! В Ы Ш ІІМ ІХІ. Отъ ѵ7 іюня по і йода нряТіыз»: Изъ і Курска, по’лк .Гокашель; г Пол тавы, стань, сов. Егоровекій; і. Новочер- каски, геп -маіоръ Попивъ; і. Изюма, миюр ъ I ‘ орпипчшко. В В1 В X А.І //: Въ г Чугуееъ, полк. /[женѣевь, г Пол таву, над. сов. Пастуховъ; Москву , полк. Максимовичъ; г. Одессу, Ген.-маіоръ Графъ Толстой; і. Купяпскъ, ген- маіоръ С уходольскій Ц еч. позвод. 5 Іюля 18£8 г II. Павровскгй. Гедаппоръ Щитовъ,