Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
2
Дата випуску:
11.01.1858
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
10
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ ШШІК&ЕІЯ S iJS S ttifl. ЧАСТЬ НВОШІіЦІАЛЬНАЯ. .У 2 . О У Б В О Т А , r S K B A F J S 1 1 Д Н Я , I « о » ГОДА. О СЗОС5’РОЯКІН О БУЧЕН ІЯ ВЪ ГОЛЛАНДІИ. итатьа Михаила Митровича. (Посвящается А. Л . Шиманову). Предлагая обзоръ общественнаго обученія въ Голландіи, мы считаемъ неизлишнимъ предувѣдомить читателей, что напіа статья составлена по извѣстному сочиненію Фрид­ риха Тирша, которое несомнѣнно имѣетъ педагогическое значеніе. Нѣсколько бѣглыхъ замѣчаній объ этомъ сочиненіи, какъ о такомъ историческомъ трудѣ, который заслуживаетъ вниманіе луч­ шихъ представителей педагогики нашего вре­ мени. Сочиненіе Тирша, изданное въ трехъ час­ тяхъ, носитъ заглавіе: Ueber den gegenwaer- tigen Zusland des oeffentlichen TJnterrichts in den westlichen Staaten von Deutschland, in Holland, Frankreich und Belgien. 1838. Stutt- hart und Tiibingen —Нельзя не согласиться въ томъ, что у Тирша статистическія данныя въ особенности, которыя мы постараемся большею частію опускать, въ теченіе девят­ надцати лѣтъ, считая съ 1838 года, есте­ ственно подвергнулись нѣкоторымъ колеба­ ніямъ; но въ этомъ неудобствѣ поспѣшно было-бы видѣть достаточное основаніе на то, что бы классическому, можно сказать, труду германскаго педагога не давать мѣста въ ряду сочиненій, представляющихъ совре­ менный интересъ. Вѣрнѣе думать, что отно­ сительная современность сочиненія Тирша отрицаетъ всякія возраженія. Самые «акты вамъ покажутъ, что преимущественно одною ,нпгою вашего автора можно пользоваться совершевво неукоризненно: она почта едиы- ственный доселѣ источникъ, достойный ври* мѣчапія, источникъ, слѣдуя которому, воз* можно сдѣлать праблизительво—вѣрную, хо­ тя и не подробную обрасовку системы гол­ ландскаго преподаванія. Вообще, сочиненіе ученаго педагога отличается не столько кри­ тическимъ направленіемъ, сколько сравни­ тельно-обильнымъ и добросовѣстнымъ на­ копленіемъ свѣдѣній для послѣдующихъ вз* слѣдованій во сему предмету. И нѣтъ надоб­ ности, что у Тирша иногда обнаруживается ощутительное отсутствіе оцѣнки различныхъ явленій, равно какъ и строгой послѣдователь­ ности въ цѣломъ строѣ его спеціальнаго тру­ да. Конечно, оба эти условія, ори нынѣш­ немъ состояніи науки педагогіи, оказались бы, по всей справедливости, самоважнѣйши­ ми. Съ другой стороны, надобно принять въ соображеніе то уважительное обстоятельство, что Фридрихъ Тиршъ выдалъ въ свѣтъ помя­ нутыя три книги, какъ результатъ совершен ной имъ, по порученію правительства, уче­ ной экспедиціи въ западныя части Германіи, въ Голландію, Францію и Бельгію, въ 1834, 35 и 36 годахъ. Ясно, что опъ, бывъ пос ланъ отъ правительства, снабдившаго его опредѣленными инструкціями, затруднялся дѣйствовать независимо отъ нихъ, и не могъ выработать себѣ иного плана даже по самой обширности и разнообразію изслѣдуемаго вопроса. Что-бы обстоятельнѣе ознакомиться съ административною стороною и порядкомъ голландскаго обученія, весьма полезно ра­ зобрать два закона, помѣщенные въ 3 томѣ Тирша: законъ J8 0 6 года изъ временъ Батав- cko U республики, относящійся къ первона­ чальному обученію , и законъ 1 S iS іода, из• данный королемъ Вильгельмомъ для высшихъ учебныхъ заведеній , и имѣющій задачею урав­ неніе ихъ во всемъ государствѣ. Теперь обратимся собственно къ обозрѣ­ нію общественнаго обученія въ Голландіи. Не такъ трудно опредѣлить главный ха­ рактеръ и постепенное развитіе системы о* бученія въ Голландіи, которая, по происхож­ денію, устройству и духу еа школъ, пред­ ставляетъ водимое сходство съ Германіей). И дѣйствительно, голландское обученіе и въ своей сущности, и еще болѣе во внѣшнихъ своихъ проявленіяхъ не рѣзко отдѣляется отъ обще-германскаго, хотя а не имѣетъ къ ыему ближайшаго соприкосновенія. Особен­ ностей такихъ, которыя ярко выдавались бы наружу, немного встрѣчается въ голланд­ скомъ обученіи. Здѣсь, какъ и въ Германіи, среднее преподаваніе, ве говоря уже о пер­ воначальномъ, установилось на прочныхъ началахъ, не смотря на то, что еще не впол­ нѣ обозначились его составныя части; что- же касается до высшаго обученія, то оно превосходно задумано и построено на почвѣ древнихъ языковъ и математики. Объ этомъ нечего толковать пространно. Отечественный языкъ органически входитъ въ число препо­ даваемыхъ предметовъ, но преподаваніе его неравномѣрно, и положительно требуетъ рас­ пространенія съ подрывомъ для древней фи ­ лологіи , особенно относительно, такъ назы­ ваемыхъ, латинскихъ школъ. Эта пріуготови­ тельныя школы, составляя переходную сту­ пень къ академическому ученію, дѣйстви­ тельно, много времени, много цвѣтущихъ и воспріимчивыхъ, хотя и не окрѣплыхъ енлъ поглощаютъ у учениковъ, обязанныхъ почта постоянно заниматься греческимъ и латин­ скимъ языками. Правда, еще реальныя зна­ нія (Sachkeuntnisse) играютъ не послѣднюю роль въ латинскихъ школахъ. Отечественная исторія также стоитъ наравнѣ съ прочими учебными предметами; она преподается во всей подробности и съ назидательною цѣлію. Естественныя науки уже упрочили за собою господство въ Голландіи; они цѣнятся очень высоко, какъ необходимыя для разносторон­ ности и полноты человѣческаго вѣдѣнія, и вмѣстѣ съ этимъ образовательныя въ Фор­ мальномъ отношеніи. Me станемъ касаться другихъ предметовъ ученія, пивныхъ и при- ,владныхъ, о нихъ мы упомянемъ впослѣд­ ствіи, когда будемъ разсматривать нвзшік, среднія а высшія школы. Самоцвѣтная осо­ бенность голландскаго образованія есть не­ ограниченная терпимость въ дѣдѣ препода­ ванія Закона Божія, которую мы не безъ основанія называемъ дидактико-религіозною. Далѣе, древне-свѣтскіе писатели,, греческіе и римскіе, являются, ио образцу Германіи, преобладающимъ, но неисключительнымъ и путеводнымъ началомъ въ здѣшнихъ учеб­ ныхъ заведеніяхъ. Это подтверждается до- стовѣрныма доказательствами. Такъ, мы зна­ емъ, что въ элементарныхъ школахъ доволь­ но рѣдко учатся древнимъ языкамъ, и что въ училищахъ торговаго мореплаванія (Schipp Queck — School) о классической древности нѣтъ и помину. Глубже вникая въ ходъ пре­ подаванія греко-римской филологіи въ L ол ландіи, неосновательно было бы нападать на несоразмѣрное изученіе ея въ школахъ всѣхъ трехъ разрядовъ, на этотъ разъ не нарушаю­ щихъ умѣренности и разборчивости. И напрас­ но было-бы опасаться, подчиняясь заблужденію ослѣпленныхъ друзей человѣчества, что нра­ вы голландскаго народа подвержены развра­ щенію. Вся жизнь Голландцевъ, частная и гражданская, есть поразительное воплощеніе тѣхъ нравственныхъ идей, подъ благотвор­ нымъ вліяніемъ которыхъ она развивается. А.) Общій очеркъ первоначальнаго обученія. Первоначальное обученіе въ Голландіи, семь­ десятъ лѣтъ тому назадъ, было ограничено болѣе нежели гдѣ нибудь; глубокое невѣже­ ство учителей, недостатокъ раціональнаго и правильнаго надзора и заботливости родите­ лей неминуемо содѣйствовала къ усиленію апатически-грубаго внутренняго состоянія и бѣдственной неподвижности Формъ, на кото­ рыя школы малолѣтнихъ дѣтей, казалось, была осуждены. Почти всѣ школы возникала въ слѣдствіе спекулятивной предпріимчивости вли своекорыстныхъ расчетовъ; за то они довольствовались скудною заработною платою въ обмѣнъ за шаткое педантическое обуче» ніе чтенію J и письму. Но въ то время какъ элементарный міръ учеииковъ возрасталъ въ совершенной одичалости и незнаніи, высшія школы, напротивъ того, уже находились на весьма значительной степени своего развитія. Стремленіе къ лучшему, какъ свѣтлый лучъ пробудившійся любви ко всему національно­ му, впервые сказалось въ одномъ частномъ обществѣ, извѣстномъ подъ названіемъ: о б ­ щество ревнителей общей пользы (Die Gesel- schaft zum Nutzen fur das Allgemeinei. Глав­ нымъ и самымъ неутомимымъ дѣятелемъ этого общества былъ меннонатскій проповѣд­ никъ Іоганнъ Ніевангниценъ, которому госу­ дарство одолжено великимъ дѣломъ. Съ 1784 года проповѣдникъ и его послѣдователи, еди­ нодушно стремясь къ предположенной ими цѣли, начали ревностно распространять въ народѣ здравыя и простыя поиятія о религіи а иравствеиности. Па этотъ то конецъ, вмѣсто объемистыхъ ученыхъ разсуждеиій, непомѣр­ но наставительныхъ н испещренныхъ сухи­ ми и безплодными сентенціями, самъ ГІіеваи- гницеиъ и его сотрудника старались доста­ вить своимъ соотечественникамъ краткія и обще-доступныя книги для чтенія и учебни­ ки, проникнутые народностію склада и язы­ ка. При явной важности и пользѣ такого учрежденія, число дѣятельныхъ участниковъ быстро увеличивалось, и уже въ 1785 году было признано за нужное распредѣлить чле­ новъ общества по округамъ или департамен­ тамъ (нынѣ провинціямъ ), съ установленіемъ административнаго средоточія его въ Амстер­ дамѣ. Лѣтописи общества свидѣтельствуютъ о той скорости, съ какою оно успѣло посе- лить добрыя надежды не только въ предѣлахъ Нидерландовъ, но даже и во многихъ дру­ гихъ странахъ, о томъ рѣдкомъ участіи, ка­ кое принимали въ немъ различныя правитель­ ства, и, наконецъ, о безконечно—выгодныхъ слѣдствіяхъ и плодотворности дѣйствій сама­ го общества. Небольшія сочиненія, къ кото­ рымъ общество поощряло огромными своими средствами, скоро начала обработыкать съ ,удобопонятной точки зрѣнія нр, одни отвле­ ченныя и до и о религіи и нравственности,, но и всё то, что народу необходимо было знать по отношенію къ разнороднымъ отраслямъ жизни: хозяйству, земледѣлію, промышленно­ сти, нерасточительности и сохраненію здо­ ровья. Даже не были оставлены безъ внима­ нія всѣ знанія и ремесла, о которыхъ прила галось наиболѣе старанія. Такъ, искусство прививанія оспы и приготовленіе свѣдущихъ повивальныхъ бабокъ были подвинуты къ усовершенствованію. Календарь, изданный обществомъ съ существенно-полезными на­ ставленіями для хлѣбопашцевъ, скотоводовъ и т. п., послѣ трехлѣтняго существованія своего, окончательно вытѣснилъ изъ употреб­ ленія альманахъ, дотолѣ бывшій въ славѣ и наполненный астрологическими бреднями, разнаго рода гаданіями, предразсудками и суевѣріями. Клагодаря обширному объему своей дѣятельности, общество обнимало и учебно-воспитательную сторону народа и не­ прерывно хлопотало о возвышеніи общест­ веннаго образованія. Замѣчательно, что оно сосредоточивало всю свою отеческую попе- чительность на вниманіе къ Физической вы­ держкѣ дѣтей (auf die fisische Behandlung der Kinder), примѣняя при этомъ на прак­ тикѣ признанные за лучшіе способы и пред­ меты преподаванія. Педагогическія воззрѣнія Песталоццп, около того времени производна, ініа переворотъ въ западно-европейской нау­ кѣ воспитанія, обратились въ предметъ тща­ тельнаго усвоенія обновительною системою упоминаемаго нами общества. Цотомъ, надо замѣтить, что составленіе руководствъ, от­ мѣченныхъ печатью простоты, ясности и цѣлесообразности, дотолѣ было чисто-стра- дагальное и загрубѣлое, въ продолжительномъ пренебреженіи и бездѣйствіи; что школы, если и заводились прежде, то менѣе для не­ укоснительнаго поддержанія ихъ, нежели изъ тщеславнаго побужденія—выставить на по­ казъ послѣдствія ирѳврасваго школьнаго обу­ ченія, а такимъ образомъ пріобрѣсти себѣ подражателей въ отдѣльныхъ липахъ, въ цѣ­ лыхъ корпораціяхъ и — кь самомъ правитель- стнѣ. Попеченіе объ этихъ школахъ обыкно­ венно ввѣрялось департаментамъ^ почему они и назывались окружными, или провинціалъ• пыми школами (die departamenlsschulen). Но вновь образовавшееся общество присвоило право разрѣшать пріемъ въ означенныя шко­ лы и затѣмъ обязывать поступившихъ къ соблюденію строго опредѣленныхъ правилъ и предписаній. Въ скоромъ времени стало приводиться въ исполненіе благое убѣжденіе объ устройствѣ школъ для бѣдныхъ,— школъ, которыя, при благопріятномъ условіи безвоз­ мезднаго ученія, мало-по- малу основывались во многихъ округахъ. Устроивались малень­ кія библіотеки, поставлявшія себѣ задачею дать взрослымъ возможность самообразованія, совершаемаго внѣ школы. И вотъ чего надѣ­ ялись, то и случилось на самой вещи, и даже предупредило всякое ожиданіе. Недавно уст­ роенныя школы исподоволь расшевелили пот­ ребность самопознанія въ народѣ, все еще блуждавшемъ въ потемкахъ и невѣдѣніи соб­ ственныхъ силъ, и вызвали изъ мрачной и очерствѣлой его среды блистательную мысль о необходимости улучшеннаго обученія. От­ сюда понятно для насъ, почему единодуш­ ная готовность руководствоваться дознаннымъ на опытѣ уставомъ общества подвижниковъ государственной пользы повсемѣстно и съ важдымъ годомъ усиливалась. Въ 1797 г. Амстердамскій городовой судъ, совмѣстно съ двумя округами общества, предпринялъ от­ крытіе въ ихъ городахъ школъ для бѣдныхъ. Число подобныхъ шкодъ постепенно повы­ шалось отъ двухъ до одвнадцатв, считая на департаментъ, взятый въ отдѣльности. Тоже утѣшительное явленіе повторилось съ одина­ ковымъ постоянствомъ, безъ чувствительныхъ перерывовъ н пробѣловъ, и въ другихъ час­ тяхъ государства. Въ теченіе 1801, 2 и 3 годовъ главное управленіе учнлищъ, пред­ ставляемое обществомъ, безкорыстно про­ должало свои образовательные труды, вераз- ,дѣльные съ тяжкими пожертвованіями, и привлекало къ себѣ одобрительное сочувствіе гражданъ, которые уже добровольно чужда­ лись устарѣлыхъ и непригодныхъ вѣрова­ ній. Эта успоковтельваа перемѣна, вполнѣ оправдательно и прочно подготовленная бла­ гомыслящею партіею передовыхъ людей, естественио способствовала сознанію вопію­ щей нужды —всѣ многолѣтніе опыты, наблю­ денія а неупорядоченныя постановленія ка­ сательно воспитанія подвести подъ одинъ опредѣленный уровень закона. Слѣдователь­ но, та безпорядочная совокупность понятій и идей, часто трудно-уловимыхъ и несвязныхъ, о воспитаніи, которая была освящена обы­ чаемъ, въ началѣ X IX столѣтія получила освященіе отъ неприкосновеннаго имени за­ кона. А это уже существенная преобразова­ тельная мѣра, способная всесторонне охва­ тить собою государственный составъ. Впо­ слѣдствіи, когда Голландія сдѣлалась рес­ публикою, центральнымъ городамъ ежегодно сообщались обстоятельныя свѣдѣнія объ об щественномъ обученіи. Палмъ, профессоръ восточныхъ языковъ въ Лейденѣ, членъ по­ печительнаго общества (о которомъ мы не­ однократно упоминали)и совѣтникъ министер ства внутреннихъ дѣлъ, принималъ особенное участіе въ начертаніи вышесказаннаго зако­ на, изданнаго примѣнительно къ голландско­ му обученію. И въ самомъ дѣлѣ, 1806 г. Заковъ былъ исполненъ, и стали обнаружи­ ваться болѣе или менѣе положительные ре­ зультаты его. Этотъ законъ, касаясь перво­ начальнаго обученія въ Батавской республи вѣ, состоитъ изъ 21 статьи, воторыя всѣ безъ изъятія сжаты и опредѣлительны. Рат- спенсіоннеръ, какъ высшій правительствен­ ный органъ въ республикѣ, былъ уполномо ченъ, по 21 параграфу, утвердить и обнаро­ довать законодательные пункты касательно элементарныхъ училищъ. Главныя черты за­ кона объ элементарныхъ шкодахъ суть слѣ дующія: Во І-хъ , уставъ объ устройствѣ низшихъ школъ и обученіи, принадлежащемъ этимъ школамъ внутри Батавской республики. Во 2-хъ, постановленія, относящіяся до назначенія испытанія тѣмъ лвцамъ, кои и- щутъ званія первоначальныхъ учителей въ Батавской республикѣ. Въ 3-хъ, инструкціи смотрителямъ школъ и учебнымъ коммиссіямъ въ различныхъ ок­ ругахъ Батавской республики. Всѣ эти документальныя распоряженія соб­ раны въ одно систематическое цѣлое и на­ печатаны, 3 Апрѣля 1806 г., въ Гаагѣ, въ Publication van Jhre Hoog Mogende vertegen- voordigende het Bataafsche Gemeenbest anga- ande het lage schoolwezen en Onderwiss in de Bataafsche Republick. Нынѣ это собраніе очень рѣдко» I Ородолжвоіѳ слѣдуетъ)* о г у з в р н с т й 2 ъ в ѣ д о м о с т я х ъ ВООБЩЕ И ХАРЬКОВСКИХЪ ВЪ ОСОБЕННОСТИ. Съ учрежденія Правительствомъ изданія Губернскихъ вѣдомостей, въ неофиціальной части которыхъ можно помѣщать разнооб­ разныя мѣстныя и общія статьи о самыхъ разнообразныхъ предметахъ, открылось об­ ширное поле, съ одной стороны, для пере­ дачи губернской и уѣздной публикѣ полез­ ныхъ свѣдѣній въ извлеченіяхъ изъ общихъ повременныхъ н другихъ изданій, — съ дру­ гой стороны, для обнародованія свѣдѣній мѣстныхъ, воторыя могли бы отчасти перехо­ дить въ общія повременныя изданія для об­ ширнѣйшаго круга читателей. Къ сожалѣнію, нельзя нѳ сознаться, что доселѣ не вполнѣ пользуются этимъ закон­ нымъ органомъ гласности, этимъ способомъ подачи голоса изъ отдѣльныхъ мѣстъ, губер­ ній и уѣздовъ во всеуслышаніе равно общаго, великаго и милаго намъ отечества, и, обрат­ но, изъ отечества вообще въ отдаленнѣй*» 2 ,шія отъ средоточій его мѣстныя захолустья, какъ бы особенныя оконечности и сокровен­ ные сосуды оживленнаго н одушевленнаго органическаго великаго тѣла, котораго части поддерживаются взаимными переливами жиз­ ни, крови, мыслей. Съ одной стороны, go стороны губернской, меньше передается для народнаго чтенія, нежели сколько бы жела­ тельно, изъ другихъ изданій, да а то безъ тщательнаго выбора, и еще меньше печа­ тается статей мѣстныхъ/ съ другой же сто­ роны, со стороны, такъ сказать, общенарод­ ной, столичной, не всегда обращается вни­ маніе на статьи, печатаемыя въ Губернскихъ вѣдомостяхъ. Впрочемъ, оговоримся, что эта недѣятельность и невнимательность тѣхъ и другихъ не безъ пріятныхъ исключеній. Происходитъ ли бѣдность содержанія и не­ красивость изданія Губернскихъ вѣдомостей отъ редакцій или отъ публики, отъ недо статка средствъ ила отъ неумѣнья взяться за дѣло и привлечь къ себѣ писателей и чи­ тателей, не знаемъ, но думаемъ, что мно- тое зависитъ въ этомъ дѣлѣ отъ завѣдыьа ющихъ вѣдомостями, распоряжающихся ими п дающихъ имъ направленіе. Будемъ ли смотрѣть на губернскую газету какъ на гостепріимный домъ для собесѣдника-писа- теля или какъ на рабочій кабинетъ и учеб ную комнату для тру женика-сочинителя, въ томъ и другомъ случаѣ участіе и дѣятель­ ность ихъ во многомъ зависитъ отъ хозяина Дома и его пріема. Когда въ домѣ и тепло, » свѣтло, и чисто, и мило, и пріятно, и пріютно, и принятъ привѣтно, тогда и тру­ диться радостно, и особенно когда трудишься не даромъ, по крайней мѣрѣ ьъ нравственномъ смыслѣ. А когда холодно, голодно, мрачно, грязно, пе пріютно, не привѣтно, и вмѣсто добропожаловать услышишь, чего добраго, съ грубою миною, что вамъ угодна, отъ при­ слуги въ передней, и вдоволь насидишься до полученія отказа, тогда можно ли жаловаться: меня забыли, пикто ко мпгь не ходитъ , и to соритъ со мною нс хочетъ . Обращаясь отъ общаго въ частному, за­ мѣтимъ, что, изъ городовъ Россіи, кажется, Харьковъ, по своему положенію, по торгов­ лѣ, по университету, долженъ бы поддер­ жать свои Губернскія вѣдомости, которыя, къ сожалѣнію, не всегда удостоиваются долж­ наго вниманія, представляя иногда довольно интересныя статьи. Такъ здѣсь Срезневскій напечаталъ когда-то обширную статью о Слободсвой-Украйнѣ и ея заселеніи, Квитка— Основьяненко также что-то въ томъ же родѣ, Метлинскій матеріалы для исторіи Ма­ лой Россіи, Извѣстіе объ изданіи Южнаго Русскаго Сборника и Обозрѣніе этнографи­ ческихъ свѣдѣній и проч., и проч. Не го­ воря о многихъ другихъ статьяхъ изъ преж­ няго времени, недавно, въ этомъ 1857 году, въ Харьковскихъ Вѣдомостяхъ на­ печатаны: Описаніе Харьковской губерніи; Извѣстія о дѣйствіяхъ въ пользу бѣдныхъ; Музыкальныя извѣстія; Хроника (о театрѣ в прочемъ); стихи какихъ-то трехъ звѣздочекъ ( ), и стихотворенія М. 3.; исполненное возвышенныхъ истинъ Слово въ церкви Харьковскаго Университета, въ день торже- ственнаго акта его (на текстъ Единъ Господь, едина вѣра), слышанное нами отъ нашего ученаго и благочестиваго Архипастыря; Доб­ рыя желанія (ріа desideria) стараго харьков­ скаго студента касательно молодаго универ­ ситетскаго поколѣнія; Первый концертъ въ пользу студеитовъ, 24 Ноября 1857 года, въ Харьковѣ, съ подписью бывшій Харьков­ скій студентъ; Очеркъ геогностическаго сос­ тава и минеральныхъ богатствъ Харьковской губерніи профессора Борисяка и up. и проч. Изъ этихъ двухъ послѣднихъ статей изъ ука­ занныхъ нами первая напомнила намъ,кажет­ ся, въ началѣ настоящаго года напечатанную въ Губернскихъ вѣдомостяхъ статью О моло­ дежи краковской, въ которой кое-кто нахо­ дилъ нримЬненіе кь молодежи харьковской. Не втаваясь собственно въ музыкальную тех­ нику ц подробности исполненія, о которомъ отзывается иъ короткихъ словахъ, бывшій ,харьковскій студентъ бросаетъ взглядъ на бывшее литературное в художественное дви­ женіе Харькова, нынѣ пробуждающееся вновь повидимому, и передаетъ нѣсколько задушев­ ныхъ чувствъ и мыслей, то грустныхъ, то отрадныхъ, по поводу современнаго воссв* танія, направленія, занятія молодыхъ людей. Его сурова^ в строгая рѣчь, свойственная болѣе ученому отшельнику, нежели заказно­ му свѣтскому забавнику, быть можетъ, не- нонравится и рѣзкою покажется для ушей в глазъ, віцуіцихъ потѣхи на страницахъ газеты, но неужели писателю только п дѣла, что кувыркаться передъ почтеннѣйшею пуб­ ликою? Горе странѣ, въ которой злорѣчіе и шутовство станутъ на мѣстѣ разумной бесѣ Ды а правдивой проповѣди. Жалко, пресмы­ каясь по землѣ, не видѣть неба, и во свѣтѣ его не зрѣть свѣта. Послѣдняя статья, Очеркъ геогностическаго состава в минеральныхъ богатствъ Харьковской губерніи, есть весьма полезный, во миогихъ отношеніяхъ, илодъ основательныхъ мѣстныхъ изслѣдованій и занятій ученаго знатока этого предмета. Изъ этого краткаго перечисленія неофи­ ціальныхъ статей за небольшое время одио- го года, кажется, можно убЬдиться, какъ по­ лезно бьно бы обратить на нихъ вниманіе со стороны столичныхъ изданій, имѣющихъ обширный кругъ читателей; и воспользовав­ шись ими , въ извлеченіяхъ или какъ удоб­ нѣе, не оставлять ихъ въ пыли и мракѣ уѣзд­ ныхъ и сельскихъ архивовъ, между донесе­ ній и отношеній, уголовныхъ и гражданскихъ нроцессовъ. Учитель въ отстаешь. 16 Декабря 1857 г. ТЕАТРАЛЬНЫЯ ш т а Представленіе на харьковскомъ театрѣ, -4 генваря, комедіи Гоголя: Женид’ьба послужило 1 новымъ доказательствомъ непогрѣніитбльйа- сти одного изъ афоризмовъ Гипократа: е.трв- riencia fallax (опытность—лжица). Да, имен­ но лжетъ опытность! или, лучше сказать, слу­ житъ плохимъ пособіемъ вь тѣхъ случаяхъ, когда нужно что нибудь другое. На студентскоиъ спектаклѣ мы видѣла эгу піесу, розыгранную молодыми людьми, въ первый разъ выступившими на театральныя подмостки, но эта молодые люди, вполнѣ по­ нимали, чю они дѣлаютъ, твердо знали роли, и піеса нрошла отлично. Чрезъ 15 дней таже самая комедія розыгрывается ар­ тистами харьковской театральной дирекціи; и что-же? пропуски, искаженіе а незнаніе ролей, чего нельзя похвалить ни въ какомъ случаѣ!.. Но если всѣмъ этимъ снабжается произведеніе Гоголя, тогда зритель имѣетъ полное право роптать о громко высказывать свое неудовольствіе. Place aux dames. Начнемъ съ исполненія женскихъ ролей. Сваха (г-жа Ладина) и не­ вѣста (г жа Боброва) были вполнЬ удовле­ творительны, особенно первая; но говорить объ игрѣ г-жи Ладиной значитъ повторять сказанное прежде. ІІодколесинъ (г. Выходцевъ) явился не роб­ кимъ, нерЬиштельнымъ, но приличнымъ пе­ тербургскимъ чиновникомъ, а какимъ-то идіогомъ. Бочкаревъ (г. Васильевъ) выкиды­ валъ неумѣстные Фарсы, вставлялъ самодѣль­ ныя Фразы и вообще былъ далеко не тѣмъ Кочкаревымъ, какого изобразилъ Гоголь. Яичница (г. Дреіісигъ) былъ сносенъ. Жева­ кинъ (г. Браво 1) былъ бы даже хорошъ, если бы зналъ роль потверже. Онучкннь (г. Пет­ ровъ) былъ ниже всякий критики. Г. Петровъ въ театральномъ дѣлѣ прево­ сходитъ бездарностью всѣхъ своихъ сотова­ рищей. Бъ тотъ же спектакль шелъ одинъ изъ лучшихъ водевилей пашего репертуара: Барская стьсь или Анютины глазки. Ьиде- виль этотъ былъ розыгранъ прекрасно. Мы считаемъ за излишнее хвалить г. Пронскаго; его умѣнье представлять Франтовъ извѣстно ,всей харьковской публикѣ, и роль Мотылько- ва одна изъ самыхъ лучшихъ въ репертуарѣ г. ГІронскаго. Роль Ивана Трифонова, кото рую прежде исполнялъ г. Васильевъ, на этотъ разъ досталась г. Капылову, и мы съ удо­ вольствіемъ должны сказать, что г. Напы- ловъ былъ превосходенъ, отлично пропѣлъ русскую пѣсню и куплеты, и передалъ лич­ ность деревенскаго щеголя —сердцеѣда типи­ чески-вѣрно.— Въ этой же піесѣ дебютиро­ вала г-жа Лилѣева въ роли Анюты; не знаемъ, что будетъ дальше, ио въ этой роли она бы­ ла недуриа. I I I . Щ % ПРИГЛАШЕНІЕ Ш Ь З Ш Ж З З Ф Ш Ш Д Ш Ш Ш Ь . Статсъ—Дама княгиня Татьяна Васильевна Васильчикова и граьвня Наталья Дмитріевна Протасова, намѣреваясь отправлять отъ себя вѣрнымъ путемъ вспомоществованія нуждаю­ щимся православнымъ обителямъ, церквямъ, школамъ и обществамъ на востокѣ, а именно: во всѣ обители Іерусалимскія и вообще въ обители, церкви о школы православныя въ Азіи, Африкѣ и Европѣ, па Сипай , па Аѳонъ, (въ монастырь Русиконъ и въ Русскіе ски­ ты Св. Иліи и Св. Андрея Первозваннаго), въ перестроивающійся нынѣ древній мона­ стырь Вознесенія Господня, Ж ичи (въ Сер­ біи) выстроенный для епархіальнаго пребы­ ванія Св. Саввою Сербскимъ, въ церковь весь­ ма нуждающуюся города Рагузьі (Дубров­ никъ тожъ), въ Болгарскую временную цер­ ковь въ Царьградѣ (при ней начинаютъ заво­ дить училище для Болгаръ), въ Салопику къ мощамъ Св. великомученика Димитрія Со­ лунскаго, не далеко оттуда въ монастырь Се, Іоанна Рыльскаго (мощи его тамъ почиваютъ^, въ монастырь Д уж и близъ Требиня (важный содѣйствіемъ просвѣщенію народа) при немъ училище въ Б осніи; въ монастырь Св. Т р о й • цы у Илевлей, иначе Тослиджи, разоренный корыстолюбіемъ туземныхъ властей; въ мо­ настырь Пива въ Герцеговинѣ, близъ черно­ горской границы, въ монастырь Б а н я , близъ Вышграда въ Босніи, вновь строющійся, въ монастыри В и ш нонщ а и Гом іопица близъ Пре дара ( чрезвычайно скудныJ , единственная опора Православія въ сѣверной части Босніи, монастырь Дечаньі , самая значительная оби­ тель въ Сербской части Турціи, основанная Си. царемъ Стефаномъ, церковь въ Высокомъ б !ИЗЪ Сараева, съ необыкновеннымъ самопожер­ твованіемъ построенная трудами 60-ти се* мействъ простыхъ мастеровыхъ, составляю­ щихъ все православное населеніе въ этомъ городѣ, церковь въ Скоплѣ (въ западной ча» ста Босніи) Бакунъ (тоже недавно отстроен­ ная и необыкновенно бѣдная, потому что тамъ православныхъ мало), новая церковь въ Дервентѣ , новая церковь въ Тузнѣ , въ са* момъ раззоренномъ и страждущемъ краѣ Босніи, богослужебный шатеръ въ Баиьллукѣ , который предполагаютъ замѣнить постоянною церковью, строюгцаяся церковь въ Фонѣ , строюіцаяся церковь въ Сеницѣ , церковь въ Повой-Вароіиа, для построенія которой, на­ конецъ, послѣ огромныхъ усилій, выпросила позволеніе (если пожертвованія будутъ сколь­ ко нибудь значительныя, то часть ихъ съ пользою можно употребить на школы , кото­ рыя начинаютъ устраивать и которыя не­ обыкновенно важны для всѣхъ православныхъ па востокѣ),— -приглашаютъ желающихъ пере­ сылать вещи, книги или деньги въ вышеупо­ мянутыя мѣста и адресовать таковыя по почтѣ на имя княгини Татьяны Васвіьевны Bar сильчивовой въ С. Петербургѣ, на Литейной, въ собственномъ домѣ, или на имя графина Натальи Дмитріевны Протасовой въ С.-П е­ тербургѣ, на Невскомъ проспектѣ, у Аничко­ ва моста, въ собственномъ домѣ, съ означеі ,темъ мѣста, въ которое желаютъ доставить, и съ спискомъ именъ, когпорыл поминать за здравіе или за упокой. На письма пли посылки росписки въ полу­ ченіи особо посылаться не будутъ, но каж дый годъ, а именно: передъ Святой недѣлей Судетъ печататься въ этихъ же Вѣдомостяхъ отчетъ всего что получено, отъ кого (съ име аемъ подателя или отъ неизвѣстнаго, какъ бу­ детъ угодно посылающимъ;, куда отправлено и какія росписки получены въ доставленіи на мѣста назначенія. Лица, кои пожелаютъ дѣ­ лать таковыя приношенія, должны на пере­ сылку собственно денегъ вносить страховые платежи по существующимъ почтовымъ так самъ, а ящики съ вещами (утварью, ризами, книгами и т. п.) представлять нс запечатан­ ными (какъ нынѣ дѣлается съ денежными пакетами) для освидѣтельствованія на почтѣ вложенія, послѣ чего уже прикладывать свою частную печать вмѣстѣ съ казенною, и Застраховать въ какую угодно сумму, за ко­ торую и заплатить страховыя деньги,а вѣса- выхъ и портовыхъ не платить, о виковой льго­ тѣ уже сдѣлано распоряженіе со стороны почтоваго начальства. Статсъ —Лома княгиня Татьяна Васильчикова. С.-Петербургъ. 7 Декабря 1857 г. on РЕДАКЦІИ. Н а основаніи 3-го примѣчанія къ § іо му 4‘ 1° отдѣленія 3 – й главы Устава о производ­ ствѣ десятой народной переписи, Редакція Харьковскихъ Губернскихъ Вѣдомостей при­ глашаетъ имѣющихъ надобность въ бланкахъ для частныхъ копій съ ревизскихъ сказокъ обращаться съ требованіями по этому пред­ мету въ Губернскую Типографію, къ г. Ре- доктору 1 убернскаго Правленія, отъ котора­ го и могутъ ежедневно получать эти бланки съ платою по Г / 3 коп. сер. за каждый листъ. Требованія ипогородныхъ будутъ удовлетво­ ряемы съ первоотходящею почтою. ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 4J М Е Б Е Л Ь Н Ы Й М А С Т Е Р Ъ Пеанъ Ральфъ честь имѣетъ довести до свѣдѣнія здѣшней публики и господъ п о ­ мѣщиковъ, что онъ вновь открылъ въ г. Харьковѣ, на Сумской улицѣ , въ домѣ Лоберта, мастерскую для приготовленія, по новѣйшимъ фасонамъ и по сходнымъ цѣнамъ, мебели , и всѣхъ желаюхцихъ отдать своихъ мальчиковъ для о б у­ ченія мебельному мастерству проситъ обращаться къ нем у.—Г IIв. РальФЪ. 2 ) Желающіе имѣть у себя опытнаго по­ вѣреннаго для ходатайства по дѣламъ могутъ обратиться къ маіору Попову, жительство имѣющему въ 1-й части г. Харькова въ М и ­ хайловскомъ приходѣ. — 2 . 3 J Продается за весьма выгодную цѣпу но­ вый деревянный, на каменномъ фундаментѣ , 3 ,o’ семи комнатахъ домъ, съ принадлежащими къ нему надворными постройками, состоящій съ 1-и части г Харькова, на Петинскои ули­ цѣ* подъ j\T 629?мъ.—2 . 4 ) Фабрикантъ I I . А . Боргманъ предла­ гаетъ приготовленныя г/ нею на фабрикѣ, по Высочайше утвержденнымъ образцамъ, для обмундированія полицейскихъ и пожарныхъ нижнихъ чиновъ,—вещи по слѣдующимъ цѣ­ намъ (съ доставкою], металлическая каска пожарная съ чешуями 7 р сер , поясъ для топора съ чехломъ и, пряжкою 2 р. 46 коп., каска кожепния съ полнымъ приборомъ б р . , тесакъ съ лакированными ножнами о р. б() к . , портупея поясная изъ лаковой кожи 7 р . 7 б к ., пуговицы за дюжину 7 2 коп. Адресъ: въ С – Петербургъ , Московск. ч. 4-го не.* въ д’кмп, Тимоіиенки JW б] * * * * * * * * 15/6а, на Владимірской ули­ цѣ . — 5 . б ] Одесскій фабрикантъ Фридрихъ Аобсръ имѣетъ честь извѣстить почтеннѣйшую п уб лику и гг покупателей, что складъ космети­ ческихъ его товаровъ, придававшихся донынѣ по ярмаркамъ, теперь открытъ постоянно на Николаевской площади, въ домѣ Гранов скаго , рядомъ съ магазиномъ Пономаревыхъ , при чемъ особенно рекомендуетъ рисовие мы» ло и помалу изъ гусинаго жира. Рысовое мы­ ло—3 р . 60 коп. за дюжину, помада изъ гу­ синаго жира за дюжину— 7 2 р у б . При этомъ же’ находится большой свладъ золотыхъ ве- ffletf, серебряпныхъ, золотыхъ и стѣнныхъ часовъ. ‘ ЦеЧ» позвоі. П Гевваря 1Ь5Ь г. I I . Лавровскій. Редакторъ Щитовъ. ОіМіЗЖАЮТЪ ЗА ГРАНИЦУ: 4) Вильгельмъ Дриве—во Ф ранцію .—! . 2 ] Швейцарская подданная Эмилія Морье — въ Австрію и Швей»,арію. — о . о ] Австрійская подданная Аделаида Кле­ беръ—въ Австрію —3 . 4 ] Французскій подданный Аугі Кулгорю— во Ф р акцію. — 3 . о н ш ш ш ш , іі ш ш ііш г а . Отъ 2 по 0 Г енваря припыли : Изъ г Бирюча, от маіоръ ПушкОвскщ; г. Кременчуга, маіоръ Корсаковъ; г. Чугуева, под- ліолк. Григорьевъ, мсіорьі: Купчиновъ и Т е ­ лятниковъ; г. ІІовоаст рахани, ген. маіоръ ба­ ронъ Корфъ; г. Рыльска, стат. сов Сшариц • кій; Одессы, поли, гвар Сафоновъ; С . ■ Петер­ бурга, кол. ас. Чистяковъ; г. Чеченсгъ, поли. Апостолъ-((егичъ; г. Павлограда, от. маіоръ Кащенко; г. Вслуекъ, от. маіоръ баронъ Будбергъ. В Ы Ѣ Х А Л И *. Въ t Богодуховъ, поОполк. Лппвъ и првдв. двор. Романовъ; г. Чупуееъ , пи лк : Зегеловъ , Шабелъскій, геп.- магоры: Кно/ рингъ и Баш кир­ цевъ; г. Черниговъ, по лк. Ти.чаховичъ; г. В о ­ р оч у, полк. Савоішни; Москву. дѣйСтв стат. сов. Галаховъ; г. Сумы, кол ас. баронъ Миллеръ Закомельскій; г. СтарпбгЬльскъ, маіоръ Головинскій; г. Новосерпуховъ, маіоръ Пле­ хановъ ; г. Купянскъ, ген.-маіоръ Суходольскій; г. Бѣлгородъ, полк. графъ Креііцъ.