Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (неофициальная часть)
Регіон:
Харків
Номер видання:
17
Дата випуску:
03.05.1858
Дата завантаження:
07.02.2022
Сторінок:
16
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ХАРЬКОВСКІЯ Ш ІПВШ ВЫІ 1 ІІП . ЧАСТЬ ІМ Ш А ІЫ А Я . J V 17 . С У Б Б О Т А , U L X 3 Д Е Я , 1858 ГОДА. І І И А М И , ж ш ш п я швейцарскія шкоды для бѣдныхъ, устроенныя по основнымъ положеніяхъ послѣдняго. (Ііродолвепіс). Вг W67 г. Песталопцп отправился «г пріобрѣтенный имъ НейгоФъ. Два года позже, 24 лѣтъ, онъ жевался на Аннѣ ІІІультгесъ. Въ своромъ времени начались несча­ стія молодой четы. Главнѣйшія причины неудачи, но словамъ самаго Песталоцци, существенно и исключительно лежали -въ немъ самомъ, «какъ неспособномъ въ предпріятіямъ, требующимъ практиче­ скаго смысла и опытности.» Однако, не смотря на величайшую нужду, Песталоцци рѣшился не только продолжать занятія по части сельскаго хозяйства, но в соединить съ нимъ заве­ деніе для бѣдныхъ. Онъ желалъ свое небольшое помѣстье «сдѣлать прочнымъ средоточіемъ свовхъ педагогическихъ и агрономическихъ плановъ. Его виды и основныя положенія этого заведенія, не смотря на недовѣріе въ практическому такту Песталоцци, такъ понравились мво- гимъ въ экономическомъ отвошеши, что ,©въ нашелъ руку помощи для этого дѣ ла въ Цюрихѣ, Бернѣ и Базелѣ. Такъ возникло въ 1775 г. нейгоФСкое заведе- віе для бѣдныхъ; скоро оно имѣло око­ ло 50 воспитанниковъ. Лѣтомъ дѣти пре­ имущественно должны были заниматься полевою работой, зимою’—пряжей и дру­ гими ручными работами. При этомъ Пес- талоцца и училъ ихъ; преобладали упра жненія въ рѣчи. Работою дѣти должны были обезпечивать свое содержаніе. За­ веденіе это существовало не долго. Его питомцы, хотя большею частію и дѣти пищахъ, были избалованы, съ неумѣ­ ренными притязаніями; ихъ родители каждое воскресенье осаждали НейгоФъ. Ііесталоцци не имѣлъ никакой гарантіи противъ такихъ безчинствъ, отъ кото­ рыхъ сильно терпѣло нейгоФСкое земле­ дѣліе. Но всѣ эти трудности еще улег­ лись бь: мало по малу, если бы Песта- лоццп не задумалъ предпріятія въ ги­ гантскихъ размѣрахъ. Эта неудача уни­ чтожила послѣднюю тѣнь довѣрія къ вос­ питательнымъ способностямъ (Іестэлоцца. Въ 1780 г. онъ должеиъ былъ закрыть свое заведеніе. Положеніе Ііесталоцци было ужасно. Часто онъ нуждался въ деиьгахъ, въ хлѣбѣ а топливѣ. Въ кругу знающихъ его людей постоянно повто­ рялись слова, что онъ уже погибшій че­ ловѣкъ, что ему уже нѣтъ помощи. Закрытіе нейгоФскаго заведенія было счастіемъ дда Песталоцци и для всего свѣта. Его трудная внутренняя и внѣш­ няя работа принесла благотворные пло­ ды. Сюда принадлежитъ появившееся въ 1780 г. малое объемомъ, но богатое содержаніемъ произведеніе его «Вечер­ ній часъ отшельника.»’ Оно заключаетъ жъ себѣ рядъ афоризмовъ, шорме, од­ накожъ, находятся между собою въ самой тѣсной внутренней зависимости. Плодъ прошедшаго, они въ тоже время и заро­ дышъ мыслей и убѣжденій Ііесталоцци въ послѣдующіе годы, программа и ключъ его педагогической дѣятельности. Здѣсь мы приводимъ важнѣйшія положе­ нія изъ этого труда Песталоцци. «Все человѣчество въ сущности своей одинаково; для своего удовлетворенія оно имѣетъ одну только дорогу. Природ­ ные дары всѣхъ должны уровняться общечеловѣческомъ развитіемъ; оно-то и должно лечь въ основаніе всякаго со­ словнаго образованія. «Духовная сила дѣтей не должна быть направляема на отдаленные предметы, ирежде чѣмъ не укрѣпится знакомствомъ и упражненіемъ въ ближайшемъ. «Кругъ знанія каждаго человѣка начц- нается съ ближайшихъ къ нему предме­ товъ и потомъ отсюда распространяется концентрически. «Реальныя знанія должны предшество­ вать словопзученію и упражненію въ рѣчи. Вся человѣческая мудрость опи­ рается на силу послушнаго внушеніямъ совѣсти сердца. Знаніе и честолюбіе должны быть подчинены внутреннему миру о скромнымъ наслажденіямъ- «Бакъ вообще ближайшее должно пред­ шествовать дальнѣйшему, такъ точно и образованіе въ семейныхъ добродѣте­ ляхъ должно предшествовать образова­ нію въ добродѣтеляхъ гражданскихъ. Но Богъ еще ближе отца и матери, поэтому онъ ближайшее отношеніе человѣка. «Вѣра* въ Бога освящаетъ в упрочи­ ваетъ связь между родителями и дѣтьми, между подданными и царями- <$Г р Ѣ і ъ есть слѣдствіе невѣрія, онъ ,есть* поступокъ противъ внутренняго Свидѣтельства правды и неправды. «Свобода основана ва справедливости, справедливость на любви; такимъ обра­ зомъ, первая основана на любви. «Источникъ справедливости и всякаго чистаго земнаго блага, источникъ любвн в братскаго единенія человѣчества ос­ нованы на великой идеѣ религіи. Въ ней то заключается духъ всякой истина йой государственной мудрости, которая имѣетъ цѣлію народное счастіе; потому что всякая внутренняя сила нравствен­ ности, просвѣщенія, міровой мудрости имѣетъ своимъ основаніемъ вѣру чело­ вѣчества въ Ко га. Этотъ-то аогибшій дѣтскій смыслъ человѣчества въ отноше­ ніи къ Kory есть величайшее несчастіе міра. Возстановленіе его есть освобож­ деніе погибшихъ па землѣ дѣтей Божі­ ихъ. «Человѣкъ Божій, который страданіями и смертію снова возстановляетъ заглох­ шее чувство дѣтскаго смысла человѣче­ ства относительно Бога, есть Спаситель міра, принесшій Себя въ жертву Служи­ тель I оспода; Онъ есть Посредникъ меж­ ду Богомъ и забывшимъ Бога человѣ­ чествомъ. Его ученіе есть чистѣйшая справедливость, образовательная народ­ ная философія ; это ученіе есть открове­ ніе Бога-Отца заблуждшему поколѣнію своихъ дѣтей.» Много высказано въ афоризмахъ «Ве­ черняго часа отшельника.» Каждый изъ нихъ можетъ служить темой для отдѣль­ наго сочиненія, да и самая жизнь Пес- талоцци есть какъ бы Фактическое пред­ ставленіе этихъ текстовъ. Планъ гені­ альнаго архитектора удерживаетъ свое достоинство, если даже самому архитек­ тору и не достало умѣнья возвести зданіе по плану. «Эмиль Руссо» явился 18 годами раньше «Вечерняго часа отшельника.» Авторы э- тихъ произведеній очень часто сходятся въ отдѣльномъ. Подобно Песталоцци, и Руссо желаетъ реальныхъ знаній, раз­ витой способности въ жизни, а не пус- таго набора словъ. Такъ же какъ Песта­ лоцци, насмѣхается и Руссо надъ зна­ ніемъ отдаленнаго, ори невѣлѣыіи бли­ жайшаго. Подобно Песталоцци, онъ же­ лаетъ, что бы юношество было въ бли­ жайшей СФерѣ какъ у себя дома. Но при болѣе внимательномъ разсмотрѣніи замѣчается непримиримое различіе меж­ ду этими двумя личностями въ ахъ глав­ нѣйшихъ положеніяхъ. Идеаломъ Руссо была холодная безсердечная свобода, на сколько не основанная на любви, уеди- иениая н вообще эгоистическая. Годъ спустя послѣ появленія «Вечерня – го часа отшельника», въ 1781 г., вышла первая часть книги, которая доставила Песталоцци европейскую извѣстность. Это произведеніе—«-Іангардъ и Гертру­ да. Книга для народа.» О причинахъ, вызвавшихъ эту въ высшей степени ин­ тересную книгу, разсказываетъ самъ Песталоцци. (См. 381 стр. Раумера.) Всѣ журналы наполнились самыми лестными отзывами объ этомъ трудѣ. Экономи­ ческое общество въ Бернѣ наградило Песталоцци золотою медалью, которую онъ, но причинѣ крайне-стѣснительнаго положенія, долженъ былъ продать въ одинъ кабинетъ. Что касается до содер­ жанія эгои книга, то главное лицо въ ней Гертруда, жена Лвнгарда, добро-, сердечнаго и довольно слабаго мужа, для котораго жена1 бьма опекуномъ а ,распорядителемъ. Способъ, которымъ ру­ ководствуется Гертруда въ домашнемъ семейномъ порядкѣ, какъ она воспиты­ ваетъ дѣтей и обучаетъ ихъ,—состав ляетъ идеалъ Песталоцци. Такой домаш­ ній строй, такой родъ воспитанія и обу­ ченія Песталоцци желаетъ всему наро­ ду. Гертруду призываютъ даже на совѣтъ при учрежденіи сельской школы. ІІестаюцци желалъ доставить народу прочное и цѣлесообразное элементарное обученіе; но напрасно искалъ онъ во кругъ себя способныхъ элементарныхъ учителей, которые дѣйствовали бы въ его духѣ н по его методѣ. По этому Несталоццп, какъ выросшему въ комна­ тѣ своей матери, пришла странная мысль: «я хочу возложить на руки матерей на родное образованіе», изъ школьной ком­ наты перевести его въ новой матери. Гертруда представлялась какъ образецъ всѣхъ матерей. Но женщины вистахъ сословій не была способны въ обученію своихъ дѣтей, потому что сами ничего не звали. Этотъ недостатокъ Песталоцци рѣшился замѣнить руководствами. Ма­ тери должны были строго держаться э- тихъ руководствъ при обученіи своихъ дѣтей. По мнѣнію Песталоцци, при стро­ гомъ слѣдованіи руководству, самая огра­ ниченная мать можетъ также успѣшно обучать своихъ дѣтей, какъ и самая спо­ собная. Руководства и методы должны были уравнивать ихъ духовныя способ­ ности. Таково было мнѣніе Песталоцци. Нѣкоторые изъ ближайшихъ къ нему людей были на-столько близоруки, что видѣли въ авторѣ «Лангарда и Гертруды» будущаго романиста, который на этомъ поприщѣ можетъ найти себѣ пропитаніе. Но нашлись люди, которые правильнѣе оцѣнили книгу. Тогдашній австрійскій министръ Финансовъ, графъ ЦивцендорФЪ желалъ имѣть Песталоцци вблизи себе. Немного позже Песталоцци сдѣлі»ся из­ вѣстенъ великому Герцогу Леопольду Тосканскому, который имѣлъ намѣреніе помѣстить его на службу; но когда, по смерти Іосифа 11-го, онъ былъ призванъ на Германскій Императорскій престолъ, предположенія Леопольда не состоялись. Со времени появленія «Лиигарда и Гер­ труды» Песталоцци еще 17 лѣтъ продол­ жалъ бѣдную, крайне стѣсненную жизнь въ НейгоФѣ, гдѣ онъ въ сложности про­ жилъ 30 лѣтъ. Изъ внѣшней его жизни въ теченіе этихъ 17 лѣтъ мало-извѣстно. Въ этотъ періодъ онъ писалъ много. Въ 1782 г. вышло его произведеніе «Chris­ toph und Else.» Въ немъ Песталоцци за­ ставляетъ одно крестьянское семейство читать «Лангарда и Гертруду» и поэтому поводу высказать свои мнѣнія на счетъ этой исторіи и дѣйствующихъ въ ней лицъ. Цѣль произведенія—показать, что порча иарода не зависитъ единственно только отъ неблагонамѣренности нисніихъ чиновниковъ. Въ предисловіи къ этой книгѣ 1782 г. Песталоцци говоритъ: «чи­ татель! книга, которую ты берешь въ руки, есть опытъ учебной книги для у- потребленія всеобщей реальной школы человѣчества—его жилой комнаты Я же* лаю, чтобы она читалась и подъ соло­ менными кровлями». Но эта книга оста­ лась совершенно неизвѣстною для наро­ да,—обстоятельство, показывающее, что въ этомъ трудѣ Песталоцци не съумѣлъ настроиться подъ народный ладъ. От­ дѣльныя мѣста этой книги превосходны: такъ, изображеніе стараго и новаго вре­ мени; особенно замѣчательна рѣшимость, ,съ вакою пламенный Песталоцци воз­ стаетъ противъ всего революціоннаго, даже противъ возстанія старыхъ Швей­ царцевъ, Въ 1782 и 1783 годахъ онъ издавалъ еженедѣльно швейцарскій листовъ (Еіп Schweizerbbtt). Въ 1782 г. появилось также его разсужденіе «о законодатель­ ствѣ и дѣтоубійствѣ». Въ 17У5 г. «Figu ren zu meinen Abc-Buch», которыя въ 1805 г. были изданы вновь подъ назва­ ніемъ басень. Въ 179Н г. вышли въ свѣтъ «Nachfur- echungen iiber den Gang der Natur in der Enlwicklung des Menschengeschlechts», Эго одно изъ слабѣвшихъ произведеній Пе- сталопци. Здѣсь онъ принимаетъ три со­ стоянія человѣка: 1) первоначальное, инстинктивное, животное, изъ котораго потомъ онъ переходитъ въ 2) обшествен ное и наконецъ возвышается до 3) нрав­ ственнаго. Замѣтно значительное вліяніе Фихте. Христіанство Песталоцци назы­ ваетъ религіею нравственности; нрав­ ственный процессъ: умерщвленіе, возрож­ деніе, высочайшее стремленіе духа гос­ подствовать надъ плотію. Таквмъ обра­ зомъ Гіесталоіщи, въ продолженіе 18-ти лѣтъ (1780—1798), мало или же почти со­ вершенно не занимался педагогическимъ дѣломъ. Всѣ его произведенія этого пѳ ріода отличаются преимущественно фи ­ лософскимъ и политическимъ содержа ніемъ, и только посредственно относятся въ воспитанію. Французская революція для Швейцаріи вообще и Песталоцци въ частности составила новую эпоху. Когда Французскія революціонныя вой­ ска проникли въ Швейцарію, она вся слилась въ нераздѣльную республику, во главѣ которой, по образцу тогдашняго Французскаго директоріальваго правле­ нія, стали пять директоровъ. Одинъ изъ нихъ, Легранъ, былъ другъ Песталоцци. Они во многомъ были сходны между со­ бою. Песталоцци примкнулъ къ новой республикѣ, но по возможности старался дѣйствовать противъ якобинскаго элемен­ та и вызвать прежнія добродѣтели Швей* царцевъ. Воспитаніе и обученіе юно­ шества вело къ этой цѣли. Тогда онъ объявилъ, что намѣренъ сдѣлаться школь­ нымъ учителемъ. По случаю совершеннаго опустошенія Унтервальдена Французами въ 1798 г., множество сиротъ остаіись безъ хлѣба и кровли. Легранъ вызвалъ Песталоцци, предложилъ ему отправиться въ Станцъ и принять подъ свой надзоръ сиротъ ра­ зореннаго Унтервальдена. Мало по налу около него собралось около 80 дѣтей, совершенно нищихъ, h —10 лѣтняго воз­ раста, между воторыми многіе были съ заразительными и нечистыми болѣзнями. Но причинѣ большаго числа учениковъ Песталоцци употреблялъ иногда Ланка­ стерскую методу. Кромѣ того, онъ застав­ лялъ дѣтей произносить одно и тоже предложеніе по слогамъ, согласно, въ одинъ и тотъ же голосъ. Сбивчивость повторяющей предложеніе толпы заста­ вила Песталоцци прибѣгнуть въ такту, а тактъ возвысилъ впечатлѣніе ученія. Какъ извѣстно, этотъ способъ въ настоящее время повторяется въ безчисленныхъ элементарныхъ школахъ. Къ своей статьѣ о Станцкомъ учили­ щѣ (въ Унтервальденѣ) Песталоцци вы­ сказываетъ мнѣнія, вполнѣ согласныя съ духомъ содержанія «Лвнгарда в Гер­ труды». Онъ говоритъ: «цѣль моя была— довести упрощеніе учебныхъ средствъ 2 ,до такой степени, чтобы всякій обыкно­ венный человѣкъ легко могъ учить сво­ ихъ дѣтей и такомъ образомъ, мало по маіу, сдѣлать элементарныя школы поч­ ти совершенно излишними… ‘Гакъ какъ мать есть первая питательница Физиче­ ской стороны ребенка, то она должна быть о первой его духовной питательно- пей… Уже приближается то время, ког­ да мы упростимъ обученіе до такой сте­ пени, что всякая мать будетъ въ состоя­ ніи учить своихъ дѣтей, безъ посторон­ ней помощи, и въ тоже время, учась сама, будетъ подвигаться впередъ въ собственномъ развитіи». Прибытіе Французовъ въ Станцъ заста­ вило Песталоцца оставить свои иракти- ческо-иедагогическія занятія и отдохнуть, а отдыхъ, по его собственнымъ словамъ, былъ въ это время почта необходимъ д.*я него. (1799—1804). При содѣйствіи добро­ желательныхъ покровителей, ГІесталоцци получилъ позволеніе учить въ самыхъ яисшихъ школахъ БургдорФа, втораго города кантона Берна. Песталоцци и здѣсь преслѣдовалъ, на сколько позволя­ ло школьное устройство, начатые еще въ Станцѣ опыты элементарнаго обуче­ нія. Когда онъ, наконецъ, открылъ свои стремленія исполнительно му совѣтнику (Vollziehungsrath) Глайре, послѣдній от­ вѣчалъ: «Вы хотите механизировать воспитаніе .» «Это слово, говоритъ Пес- талоцци, обозначало сущность моей цѣ­ ли и всѣхъ моихъ средствъ.» Оаъ не пробылъ и года школьнымъ учителемъ въ Бургдорфѣ. Съ этого времени начи­ нается новая эпоха въ его жизни. Онъ, сошедшись съ тремя человѣками, сочув­ ствовавшими его дѣлу в отчасти опыт­ ными въ немъ, открылъ въ 1800 г. за­ веденіе. Въ Бургдорфѣ, въ 1801 г., онъ принялся за новое сочиненіе, которое, вмѣстѣ съ «Вечернимъ часомъ отшель­ ника, Лингардомъ и Гертрудою», замѣ­ чательнѣе всѣхъ другихъ его произведе­ ній. Оно имѣетъ странное заглавіе «Какъ Гертруда учитъ своихъ дѣтей. Опытъ дать матерямъ руководство какъ самимъ учить своихъ дѣтей.» Въ немъ обнаруживаетъ Песталоцци всю горячую свою привя­ занность къ народу, выставляетъ пагуб­ ный контрастъ между положеніемъ выс­ шаго и нисшаго образованія въ Европѣ. Особенно обвиняетъ оиъ въ этомъ ис­ кусство книгопечатанія, въ слѣдствіе ко­ тораго die Augenzu Buchstabenaugen, die Menschen zu Buchslabenmenschen gewor- den. Наконецъ, эта книга заключаетъ въ себѣ и положительный элементъ, кото­ рымъ Песталоцци желаетъ замѣнить лож­ ное современное образованіе. Вотъ онъ: Знанія и опытность (Fertigkeit) Сос­ тавляютъ важнѣйшій предметъ дѣла, осо­ бенно рѣшеніе вопросовъ: какія знанія и какого рода опытность нужны дѣтямъ и какъ передать ихъ? Дѣло идетъ о яс­ ной педагогической цѣли п о пути, ве­ дущемъ къ этой цѣли. Впрочемъ, поня­ тіе требуемой опытности (Fertigkeit) и способы къ ея достиженію были, кажет­ ся, еше не ясны у Песталоцци. Начало всякаго знанія, по его мнѣнію, есть воззрѣніе (Anschauung), его послѣд­ няя цѣль—ясное понятіе. Воззрѣніе, по его собственному опре­ дѣленію, «есть ничто иное кавъ простое возбужденіе сознанія впечатлѣнія внѣш­ нихъ предметовъ на наши внѣшнія чув­ ства.» При этомъ Песталоцци разсуждаетъ о ,томъ, что наглядное обученіе должно совершаться какъ можно согласнѣе съ своей цѣлью: что бы предметы предла­ гались внѣшнимъ чувствамъ дѣтей вблизи, отдѣльно и отчетливо, что бы выбира­ лись характеристическіе экземпляры пред­ метовъ, которые давали бы о нихъ пра­ вильное понятіе, характеризуя сущест­ веннѣйшія ихъ качества. Изъ воззрѣнія ближайшимъ образомъ возникаетъ названіе предмета, отъ наз­ ванія переходятъ къ обозначенію или описанію его качествъ; изъ этого разви­ вается опредѣленіе самаго предмета, яс­ ное о немъ понятіе. Слѣдующими положеніями Песталоцци снова затемняетъ понятіе воззрѣнія. Онъ говоритъ: «недавно пришла миѣ въ голову мысль, что всякое наше знаніе происхо­ дитъ отъ числи, формы и слова,» На э- томъ троякомъ основаніи должно быть утверждено искусство: 1) «Учить дѣтей обращать вниманіе на каждый предметъ, переданный ихъ сознанію, какъ на единство, т. е. отдѣ­ леннымъ отъ другихъ предметовъ, съ которыми онъ кажется въ связи. 2) «Ознакомить дѣтей съ Формой каж­ даго предмета, т. е. его мѣрою и отно­ шеніемъ, 3) «Какъ можно ранѣе знакомить ихъ съ цѣлымъ объемомъ словъ и именъ всѣхъ извѣстныхъ имъ предметовъ.» 11а вопросъ: почему же всѣ свойства предметовъ, передаваемыя намъ посред­ ствомъ 5-ти внѣшнихъ чувствъ, не сос­ тавляютъ первоначальныхъ точекъ наше­ го знанія?—Песталоцци отвѣчаетъ: «всѣ возможные предметы безусловно имѣютъ число, Форму И имя, тогда какъ осталь­ ныя свойства могутъ заключаться въ одномъ предметѣ н отсутствовать въ другомъ.»—-Но Форма, напримѣръ, есть необходимый признакъ предметовъ, нод- падающихъ только чувству зрѣнія …….. Это поднятіе Формы о числа было по­ бужденіемъ къ новой обработкѣ геомет­ рій и ариѳметики. Первая была послѣ раздѣлена на ученіе о Формѣ и ученіе о пространствѣ, тогда какъ видъ и вели­ чина (математическое качество и коли­ чество) сами по себѣ бросались въ глаза. Къ ученію Формы примкнуло черченіе, а къ нему письмо. Наконецъ, самый языкъ мало выигри- ваетъ отъ однихъ только простыхъ воз­ зрѣній. Понятно, что полнота ихъ мо­ жетъ быть совершенна даже при безъ-” именности разсматриваемаго предмета. Въ этомъ случаѣ языкъ даетъ только выраженіе для чувственныхъ впечатлѣній. Въ немъ отражается весь міръ воззрѣ­ ній. «Такимъ образомъ, говоритъ Песта- лоцци, я пользуюсь языкомъ и къ нота произнесенныхъ его звуковъ стараюсь вызвать въ ребенкѣ тѣже впечатлѣнія, которыя вызвали и образовали эти тоны въ человѣчествѣ. Даръ языка великъ. Онъ даетъ дитяти въ одпо мгновеніе то, на что природа употребила тысячелѣтія, что бы доставить этотъ даръ человѣку.» Такимъ образомъ, каждое дитя являлось бы богатымъ наслѣдникомъ прошедшаго, безъ всякаго труда пріобрѣтенія. Почто языкъ, отдѣльно взятый, не передаетъ ребенку нажитой человѣчествомъ опыт­ ности, про эго говоритъ самъ Песталоц­ ци, касаясь народнаго образованія Евро­ пы: «христіанскій народъ нашей частя свѣта впалъ въ эту глубину (гибельныя слѣдствія превратнаго образованія), по­ тому что въ элементарныхъ народныхъ ,школахъ пустыа слова взяли перевѣсъ надъ человѣческимъ духомъ, что не толь­ ко истребило впечатлѣніе природы, «о разрушило даже въ человѣкѣ и самую внутреннюю воспріимчивость этихъ впе­ чатлѣній.» Дальнѣйшее изложеніе языкоученія Песталоцци ясно доказываетъ, что онъ, противурѣча самому себѣ, приписываетъ слову магическую силу, что даже болѣе или менѣе ставитъ его на мѣсто воззрѣ­ ній. Это ошибочное понятіе Песталопив очень знаменательно по своимъ слѣдстві­ ямъ. При обученіи языку, онъ начинаетъ съ ученія тоновъ, потомъ слѣдуетъ сло- воученіе и наконецъ языкоученіе (грам­ матика.) О ХДРЬКОВСКОИЪ КОЛЛЕГІУМЪ. (Продолженіе). В. ПРЕФЕКТЫ ХАРЬКОВСКАГО КОЛЛЕГІУМА. 1) Іеромонахъ Иларіонъ Григоровичъ (съ 17^6 по 1730 г.), потомъ архиман­ дритъ Святогорскаго монастыря. 2) Іеромонахъ Митрофанъ Слотвин- скій (1730—1733 г.), потомъ ректоръ коллегіума. 3) Іеромонахъ Кириллъ Флоринскій, уроженецъ слободы Ворожбы Лебедин­ скаго уѣзда (съ 1733—1736 г.), потомъ ректоръ Московской академіи, а съ 1768 —1772 г. епископъ Сѣвсвій, из­ вѣстный по своимъ проповѣдямъ въ 1742 году. 4) Іеромонахъ Аѳанасіи Топольскій (1736-1742 г.). 5) Іеромонахъ Гавріилъ Зарудинсмй (по 1743 г.). 6) Іеромонахъ Амвросіи Попель (1743 — 1744 г ). 7) Іеромонахъ Рафаилъ Мокренскій (1744— 1753); съ 1755 г. ректоръ колле­ гіума. 8) Іеромонахъ Епифаній Бѣлгородскій. 9) Іеромонахъ Іакинѳъ Карпинскій (1753— 1755 г.), уроженецъ Харьковской губерніи города Краснокутска, сынъ протоіерея. Первоначально воспитывался въ коллегіумѣ, потомъ для изученія язы­ ковъ греческаго и еврейскаго былъ пос­ ланъ въ Кіевскую академію, оттуда пос­ тупилъ на должность префекта коллегіу­ ма, потомъ архимандритъ в первый пре­ подаватель Богословія въ Коломвѣ. 10) Іеромонахъ Ѳеоѳанъ Ѳедоровскій , уроженецъ Харьковской губерніи слобо­ ды Межирича, съ 1770 года архиманд­ ритъ Святогорскаго монастыря, гдѣ в скончался. 11) Іеромонахъ Іовъ Базилевичъ , по­ томъ ректоръ коллегіума. 12) Игуменъ Лаврентій Кордетъ , по­ томъ ректоръ коллегіума. 13) Игуменъ Филаретъ Финевскій (по 1789 г.). 1¾) Протоіерей Градскаго собора М и­ хаилъ Шванскій (по 1790 г.), въ кото­ ромъ и скончался; съ 1778 года первый преподаватель въ коллегіумѣ Богословія. 15) Іеромонахъ Іераксъ Емельяновъ и учитель Богословія (1790—1794 г.). Студ. А . Шѵмановъ. Харьковъ, 1858 г. (Продолженіе слѣдуетъ.) ,16) Протоіерей Андрей Прокоповичъ (*794—1801 г.), префектъ и учитель Богословія, потомъ ревторъ коллегіума. 17) Чиновникъ 9-го класса Михаилъ Ольховскій (! 801 — 1810 г.). 18) Титулярный совѣтникъ Павелъ Рей – польскій (1810—1817 г.). С. И н сп екторы . 19) Каѳедральный Протоіерей Аѳана- сій Могилевскій (1817—1819 г.), потомъ Ординарный профессоръ Императорска­ го Харьковскаго университета. 20) Магистръ , профессоръ Философ­ скихъ наукъ Матвѣй Алексѣевичъ Бори­ совъ (1819—1821 г.). 21) Протоіерей Градскаго собора , М а­ гистръ Василій Терентьевичъ Поповъ, воспитанникъ Харьковскаго коллегіума, уроженецъ села Островерховки Харь­ ковскаго уѣзда, профессоръ словесныхъ наукъ (182!—1830 г.). 22) Соборный Іеромонахъ Василій Куль­ чицкій, магистръ в профессоръ Богосдов- сквхъ наукъ (1836—1842); потомъ ар­ химандритъ и ректоръ Могилевской се­ минаріи. 23) Заслуженный профессоръ Петръ Григорьевичъ Постниковъ (1842—1844 г.); потомъ профессоръ Тверской семинаріи. 24) Іеромонахъ Паисій, профессоръ Богословскихъ наукъ (по 1845 г.); потомъ профессоръ Казанской академіи. 25) Іеромонахъ Іаковъ Поспѣловъ, нас­ тавникъ Богословія; въ 1851 г. произ­ веденъ въ архимандриты, а въ 1852 г, былъ посланъ въ миссію въ Римъ. 26) Іеромонахъ Амфилохій Андріевскій , воспитанникъ Харьковской семинаріи, уроженецъ слободы Межврнча Лебедин­ скаго уѣзда, наставникъ Богословскихъ наукъ по 1854 г.; потомъ переведенъ инспекторомъ въ Переяславскую семина­ рію Полтавской губерніи. , 27) Архимандритъ Платонъ, профес­ соръ Богословскихъ наукъ, магистръ, воспитанникъ Московской академіи и уроженецъ Московской губерніи; съ 1854 года въ этой должности состоитъ и до­ нынѣ. Разсмотрѣвъ всѣхъ начальниковъ Кол­ легіума (Ректоровъ, Префектовъ н Ин­ спекторовъ) отъ начала основанія этого замѣчательнѣйшаго учебнаго заведенія въ древнее время и отчаета въ настоя­ щее, по 1 Ноября 1856 года включи­ тельно, считаю не лпіииимъ дать поня­ тія о нѣкоторыхъ замѣчательнѣйшихъ наставникахъ и воспитанникахъ Харьков­ скаго Коллегіума. А, Н аставники . 1) Изъ древнихъ наставниковъ Харь­ ковскаго коллегіума безспорно принад­ лежитъ первенство Григорію Сивицу С ко* вородѣ, извѣстному и доселѣ на Украй­ нѣ подъ именемъ философя и поэта. По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, изъ Бѣлгородской епар­ хіи данному архимандриту и ректору Харьковскаго коллегіума Константину, 1759 года Августа 1 ! дня (за подпи­ саніемъ преосвященнаго Іосифа Горлен- ка, по случаю перемѣщеній нѣкоторыхъ наставниковъ коллегіума въ Бѣлгородъ для разиыхъ цѣлей), повелѣио быть учи­ телемъ піитики Григорію Сковородѣ, въ числѣ другихъ наставниковъ-богослововъ Кіевской академіи. Касательно біографіи Украинскаго фи – ,лософэ Григорія Свовороды можно ска­ зать слѣдующее: Сковорода родился въ Кіевской губерніи Лубенскаго уѣзда, отъ бѣдныхъ, но благородныхъ родителей Д726 г., умеръ П9’* г., жилъ всего 68 лѣтъ. Первоначально онъ учился въ Кіев­ ской семинаріи, и полюбивъ науки, при острыхъ способностяхъ, желалъ усовер­ шенствовать свое образованіе. Па этомъ основаніи онъ пѣшкомъ посѣтилъ Герма­ нію, Венгрію, Италію, Грецію и Россію, посѣщалъ разныя учебныя заведенія, съ жадностію слушалъ знаменитаго тогда Философа Канта, и былъ по-тогдашнему времени мужъ высоко-образованный, пото­ му что оиъ отчетливо изучилъ богословіе, философію , любилъ поэзію, зналъ въ со вершевствѣ языки: церковно-славянскій, русскій, греческій, латинскій и нѣмец­ кій, очень хорошо говорилъ в писалъ сочиненія на этихъ языкахъ. Раннее си­ ротство имѣло сильное вліяніе в па са­ мый характеръ Сковороды. Лишившись родителей въ дѣтствѣ, именно 9 лѣтъ, онъ, не встрѣчая ни отъ кого ласкъ и люб­ ви, сдѣлался угрюмъ, дикъ, бѣгалъ лю­ дей, хотя отъ нрироды имѣлъ доброе сердце. Умъ его, сначала бодрый и игри­ вый, мало но малу тяжелѣлъ, дѣлался своенравнѣе и погрузился въ мистицизмъ. Въ бытность Сковороды въ Кіевской се­ минаріи, за свой прекрасный голосъ, онъ выбранъ былъ въ пѣвческую, а впослѣд­ ствіи по той же причинѣ взятъ былъ ко Двору И мператрицы Е лисаветы , гдѣ находился въ придворной пѣвческой около 2 лѣтъ. Находясь тамъ, онъ сло­ жилъ и напѣвъ для духовной пѣсни: Иже херувимы на голосъ: «Склонитеся вѣки…» Напѣвъ этотъ и въ настоящее время по­ читается лучшимъ, и донынѣ уаотреб- ляѳтся въ многихъ церквяхъ Харьковской губерніи, особенно на торжественные случаи. Напѣвъ этотъ извѣстенъ подъ именемъ придворнаго , помѣшенъ въ обѣд­ нѣ, по В ысочайшему повелѣнно напеча­ танный и разосланный но всѣмъ церквямъ для единообразія въ церковномъ пѣніи. Кромѣ того, Сковорода сложилъ веселый и торжественный напѣвъ Христосъ воскре- се и канонъ на Св. Пасху: Воскресеніи день, употребляемый и нынѣ въ церквяхъ но всей Россіи, вмѣсто прежняго уны­ лаго, ирмолайнаго, именуемый вездѣ Сковородинымь. Вотъ услуга Св. Церкви, которую оказалъ Сковорода, какъ люби­ тель пѣнія. Эгой услуги признательные Украинцы не забудутъ, и ири каждомъ праздникѣ Свѣтлаго Христова Воскресе­ нія почтутъ творца торжественнѣйшаго изъ напѣвовъ должною памятью. По возвращеніи изъ за границы 1759 г., Сковорода опредѣлился въ Харь­ ковскій Коллегіумъ учителемъ піитики и риторики. Скоро распространилась мол­ ва по всему городу о его учености и краснорѣчіи. Ко не долго Сковорода преподавалъ эги предметы, потому что находили его вполнѣ достойнымъ пре­ подавать болѣе важный предметъ, — Богословіе. Въ предварительной иропо- вѣди (на день Преображенія Господ­ ня, изъ текста: Убуоісдилсл ), онъ вы­ сказалъ нѣкоторыя своп мысли, и тѣмъ напугалъ своихъ товарищей, не вполнѣ понимавшихъ его. Сковорода началъ бо­ гословскіе уроки со славою, читалъ увле­ кательно, чрезъ что по праву пріобрѣлъ себѣ искреннюю любовь отъ слушате­ лей. Написавъ нѣсколько лекцій по Богос­ ловію Догматическому, онъ далъ свою ,рукопись нѣкоторымъ изъ друзей своихъ, дія прочтенія; Сочиненіе это иошло вез­ дѣ по рукамъ; всъ читали его съ жад­ ностію, и съ этого-то времени она ироизвела сильную грозу на бѣднаго Сковороду, со всей силой. Сковороду осудили на отрѣшеніе отъ должности учителя коллегіума. Назначены были по этому случаю диспуты; Сковорода опро­ вергалъ своихъ противниковъ (на диспу­ тахъ) умно, отчетливо и краснорѣчиво; всѣ бывшіе нри этомъ случаѣ восхища­ лись ого сильными доказательствами, его высокимъ краснорѣчіемъ въ защиту свою; но не смотря на это, рѣшеніе осталось прежнее: Сковорода отрѣшенъ отъ долж­ ности и принужденъ былъ удалиться изъ Харькова. Съ этого-то времени начинается стран­ ническая жизнь Сковороды на Украйнѣ, и продолжается около 35-ти лѣтъ, до са­ мой кончины; съ этого времени онъ ос­ тавляетъ всѣ удовольствія мірскія, пре­ дается вполнѣ влеченію природы и дѣ­ лается любомудромъ— философомъ . Не смотря на свою холодность и недовѣр­ чивость въ людямъ, Сковорода въ душѣ былъ человѣкъ добрый, простой и въ высшей степени безкорыстный; пользо вался въ народѣ всеобщей любовію за свой умъ, доброту сердца и смиреніе. Онъ пользовался такою любовію, что мно­ гіе Украинцы за счастіе почитали ви­ дѣть его у себя въ домѣ, слушать его бесѣды и видѣть его безкорыстіе. Не­ измѣнные его друзья были: флейта (ко­ торую онъ называлъ сопилка) и палка — журавель, съ которыми онъ всюду пу­ тешествовалъ, и раздѣлялъ съ ними за душевную грусть и радость. Онъ на Флей­ тѣ игралъ превосхоДно н любилъ играть всегда на зарѣ, уединенно. Всѣ напѣ­ вы его были большею частію томные, особенно при закатѣ жизни. И доселѣ еще свѣжо воспоминаніе о Сковородѣ на Украйнѣ, и въ настоящее время еще много разсказывается разныхъ анек­ дотовъ изъ жизни этого Украаскаго лю­ бимца; но его особенно чтитъ простой народъ за разныя пѣсни, которыя болѣе извѣстны подъ именемъ псальмъ . Эти псальмы часто и теперь можно слышать изъ устъ слѣпцовъ, распѣвающихъ подъ какой либо инструмеитъ, имъ исключи­ тельно свойственный. Всѣ они большею частію содержанія сатирическаго. Болѣе извѣстны слѣдующія: Всякому городу нравъ о права, Всака имѣетъ свой умъ голова, Всакому сердцу своя есть любовь, Всякому люду свой вкусъ хоть каковъ; А маѣ одна только въ свѣтѣ дума, А мнѣ одно только нейдетъ съ ума: Какъ бы умертн мнѣ не безъ ума. Тотъ непрестанно стяжаетъ грунта, Сей иностранны заводитъ скота; Тѣ Формируютъ на ловлю собакъ, Свхъ шумитъ домъ отъ гостей, какъ кабакъ, А мнѣ одно только..,. Ткачь кричитъ: горе, теперь я пропалъ! Кто жъ мои цпвкп и берда покралъ? Пивча спиваючи горло дерутъ, Попивши горилку тай дальше вдутъ. А мнѣ…. и т. д. Кромѣ пѣсень Сковорода писалъ и дру­ гія сочиненія, напримѣръ: а) Начальная дверь къ христіанскому добронравію, Ь) басни, с) болѣе замѣчательны: Лотова жена; d) Мученика во имя Христа, е) Грѣшники, f) С имфоніи , g) Исповѣдь а покаяніе, h) Путь въ вѣчности: мракъ ,міра; свѣтъ міра. Всѣ они проникнуты мистицизмомъ. Послѣднее время Сковорода провелъ (гдѣ и умеръ) въ деревнѣ Ивановкѣ, по­ мѣщика К , нынѣ наслѣдниковъ Кузиныхъ, въ 35 верстахъ отъ г. Харькова. Неболь­ шая комната, окнами въ садъ, отдѣльная и уютная, была послѣднимъ его жили­ щемъ. Въ одно время, послѣ веселаго расположенія духа, Сковорода идетъ въ садъ, избираетъ мѣсто, и своими руками копаетъ себѣ могилу. Когда его спроси­ ли, зачѣмъ онъ это дѣлаетъ,—отвѣчалъ: пора и домой! Чрезъ нѣсколько дней, послѣ должнаго приготовленія, не смотря на ожиданіе хозяина его къ обѣду,-Ско­ ворода не являлся; наконецъ, посланные нашли Сковороду, лежащаго въ своей комнатѣ на смертномъ одрѣ, скрестивша­ го руки;—къ нему,—онъ уже охладѣлъ в оставилъ этотъ міръ навсегда! Это только краткія замѣтки о Сковоро­ дѣ; о немъ много было написано въ Те­ лескопѣ, Украинскомъ Вѣстникѣ в Утрен­ ней Звѣздѣ 1833 года. Харьк. Могила Сковороды теперь вахсдптся подлѣ дома священника, въ упадкѣ, и нѣтъ ни вакой замѣтки, что здѣсь по­ чилъ прахъ великаго народнаго Укра­ инскаго поэта и философэ , хотя тамош­ ній народъ чтитъ это мѣсто. (Продолженіе слѣдуотъ.) В Д Ш Щ Ш Отчего дѣти дѣлаются упрямыми? Из­ вѣстно, что лошади, особенно крестьян­ скія, большею частью весьма добрыя и послушныя животныя; но если крестья­ нинъ постоянно принуждаетъ ихъ къ слишкомъ тяжелой работѣ и безпощадно бьетъ, то и самыя смирныя лошади на­ конецъ дѣлаются упрямыми и лягливы- ми. Кому напр., не случалось видѣть гдѣ-нибудь на улицѣ здоровую лошаден- Ry, бойко тянущую за собой небольшой возъ, а подлѣ нея мужичка, понукающа­ го ее, и крикомъ и кнутомъ, къ скорѣй­ шему ходу. Вдругъ лошадь останавли­ вается, мотаетъ головой и никакіе ообои въ эту минуту не трогаютъ ее съ мѣста. Она стоитъ, какъ вкопанная, отмахи­ ваясь только хвостомъ или же лягаясь при каждомъ ударѣ кнута. Очевидно, что лошадь заупрямилась. Но кто виноватъ въ этомъ упрямствѣ? Разумѣется крестья­ нинъ, скажутъ всѣ; самъ испортилъ ло­ шадь! Не такъ ли п многіе родители портятъ своихъ дѣтей? Не оттого ли многія дѣ­ ти такъ упрямы, что почти никогда не могутъ освободиться отъ понуканій, упре­ ковъ п тысячу различныхъ увѣщаній нѣжныхъ маменекъ. Слишкомъ рапоі Чрезмѣрная нѣжность весьма часто побуждаетъ родителей дос­ тавлять дѣтямъ своимъ наслажденія и удовольствія (балы, театры, концерты и т. ш), назначенныя собственно для взрос­ лыхъ людей. Она и не воображаютъ, что лишаютъ ихъ двойнаго счастія: во- первыхъ, счастливаго дѣтства, удаляя ихъ отъ сообщества и веселыхъ игръ това­ рищей, а вовторыхъ— поэзіи юношескаго возраста; ибо дѣти успѣютъ до того пресытиться всѣми удовольствіями, что впослѣдствіи уже ни какое удовольствіе не въ состояніи радовать ила удовлетво­ рить ахъ» ,Съ чеіо начинается боепитаніе? Поспи» таяіо начинается не. съ изученія азбуки. Оно начинается со взгляда матери; съ одобрительнаго или недовольнаго киванія головы отца; съ нѣжнаго пожатія руки сестры, или съ великодушнаго присмо­ тра брата; съ полной руки цвѣтовъ, нар­ ванныхъ на лугу; съ птичьихъ гнѣздъ, которыми позволяютъ любоваться, но ко­ торыхъ запрещаютъ трогать; съ жужжа­ нія пчелъ ц съ наблюденія за ними въ ихъ стекляныхъ ульяхъ; съ пріятныхъ прогулокъ въ тѣни и въ особенности со старанія — кротко и любовно направлять мысли ребеика къ природѣ, ко всему пре­ красному и чистому, къ разнымъ добро­ дѣтельнымъ поступкамъ и къ главному источнику всего хорошаго —къ Богу. Какъ образовать разумный характеръ въ ребенкѣ? Нужно, чтобы ребенокъ пріу­ чался съ самыхъ раннихъ лѣтъ—съ’тоіі ман ты, какъ онъ начнетъ говорить — разсказывать о всемъ, что съ нимъ слу­ чается: о его горѣ, страхѣ, надеждахъ, оОо нсемъ безъ исключенія. Когда та кимъ образомъ ребенокъ самъ станетъ искать матеріаловъ для своихъ разска­ зовъ, въ немъ невольно пробудится на­ пряженное вниманіе ко всѣмъ окружаю­ щимъ его предѵіетамъ и наблюдательность за всѣмъ, что происходитъ въ сферѣ еі*о ученія Родители, учители и воспитате­ ли должны бы были поставить себѣ въ непремѣнную обязанность донести сво­ ихъ дѣтей или питомцевъ до того, чтобы они на каждомъ шагу, прп всякомъ своемъ поступкѣ или предпріятіи, спра­ шивали сами себя: 1) Законно ли это? не согрѣшу ли я, если это сдѣлаю? 2) Но христіански это будетъ? 3) Хоро­ шо ли этой слѣдуетъ ли дѣлать? могу ли я это сдѣлать, не обидѣвъ моего сла­ бѣйшаго собрата? , (У К. Ъль В .)% Вѣрный способъ отличить бумажную подмѣсъ въ льняномъ полотнѣ. — Приго­ товьте щелокъ изъ равныхъ частей вод­ наго кали и воды, положите въ него пробный кусочекъ полотна и поставивъ щелокъ, въ кастрюлѣ или другой посу­ дѣ, па огонь, нагрѣйте до кипѣнія.— Въ этомъ щелокѣ льняныя нити окрасят­ ся совершенно желтымъ цвѣтомъ, а во­ локна хлопчатой бумаги останутся бѣлы­ ми, и рѣдко принимаютъ самый блѣдный желтый цвѣтъ. Но (.краска бумага не произведетъ никакого недоразумѣоія, по­ тому-что простыми глазами очень хоро­ шо можно различить льняную пить отъ бумажной и такъ вѣрно, что будетъ не трудно опредѣлить точное число бумаж­ ныхъ нитей, какъ въ основѣ, такъ о въ уткѣ, составляющихъ подмѣсь полотна. Причину окрашиванія бумажнаго волокна въ подобномъ щелокѣ должно полагать въ свойствѣ воды, избираемой для при­ готовленія щелока. И потому, я совѣтую употреблять рѣчную воду, какъ болѣе мягкую, не содержащую въ себѣ ника­ кихъ окисловъ. Глафира Щтровская. (•Л % с)»#« 6 С») • Пьеръ А…… зажиточный помѣщикъ Беллапской общины, въ Сентскомъ окру­ гѣ (во Франціи), 26 лѣтъ, недавно женатый, почувствовалъ сильную страсть кь своей молодой служанкѣ, Женевьевѣ А…. Онъ употреблялъ всѣ средства, чтобъ обольстить ее, но долгое время встрѣчалъ съ ея стороны сильное сопро- ,чивленіе. Наконецъ обѣщаніями и подар­ ками онъ, воспользовавшись отсутствіемъ своей жены, успѣлъ склонить ее на свою сторону. Эга связь продолжалась уже три мѣ­ сяца, когда пріѣхала его жена. Пьеръ А …….. принялъ отчаянное намѣреніе. \і марта, подъ предлогомъ, что ѣдетъ наб людать за работой виноградарей, онъ вмѣстѣ съ Женевьевою уѣхалъ изъ дому. Заѣхавъ въ довольно уединенное мѣсто, онъ остановился и сказалъ бѣдной дѣ­ вушкѣ: «Знаешь ли ты, куда идешь? ты идешь иа смерть. Въ этомъ ружьѣ диа заряда: одинъ предназначенъ для тебя, другой для меня.» И онъ приставилъ дуло ружья къ боку Женевьевы, которая сказала ему безъ содраганія: «Не убивай меня такимъ образомъ; если смерть моя неизбѣжна, то пусть я хоть умру, глядя на тебя.» Она сама направила оконечность ружья прямо себѣ па грудь. Курокъ былъ спу­ щенъ, ударилъ на пистонъ, но оказалась осѣчка; мужественная молодая дѣвушка не пошевельнулась. Три раза повторялся опытъ, ио тщетно. Пьеръ А …. далеко отъ себя отбросилъ оружіе. «Ступай себѣ, сказалъ онъ Ж е­ невьевѣ, обнимая ее, Богу не угодно, чтобъ ты умерла.» Они разошлись, и разными дорогами достигли до дому. Женевьева была уже нё далеко отъ дому, когда услышала сильный трескъ; ока побѣжала скорѣе къ тому мѣсту, отку­ да слышенъ былъ выстрѣлъ, и увидѣла г-жу Пьеръ А…., выходящую съ глу­ бокимъ отчаяніемъ изъ погребка, откуда струился маленькій дымокъ. Пьерѣ А,… раздробилъ себѣ черепъ тѣмъ же самымъ оружіемъ, которое по­ щадило любимую имъ дѣвушку. Женевьева призналась въ своей винѣ роднымъ и друзьямъ, которые немед­ ленно туда прибѣжала. «Я не устояла противъ его предложе­ ніи, сказала она, но я ими не восполь­ зуюсь; онъ обѣщалъ мнѣ 2000 Франковъ (500 р. сер ), и даже выдалъ мнѣ уже болѣе трехъ четвертей этой суммы. Вотъ этп деньги, я вамъ ихъ возвращаю.» Ее отвели въ ту комнату, гдѣ лежалъ трупъ, и двумъ вооруженнымъ поручено было стеречь еѳ до прибытія судьи. Она, однакожъ, убѣжала и бросилась въ глубокій колодезь, откуда ее вытащили безъ значительной раны, какъ будто бы смерть еще разъ хотѣла пощадить ее.— АІой знакомый, прочитавъ въ Le Nord разсказъ объ этомъ происшествіи, какъ то особенно таинственно шепнулъ мнѣ: « Чему быть, тою не миновать ///» В . О. БШІОГРФІІЧШІІЯ ИЗВѢСТІИ Въ видахъ собраніи и сохраненіи , въ возможной подробности , свѣдѣніи о пе­ ремѣнахъ, происходившихъ въ русскихъ войскахъ по части состава, наименова­ ній, обмундированіи, вооруженіи , знаменъ, штандартовъ и особыхъ знаковъ отли­ чій за военные подвиги, составлено , въ хронологическомъ порпдкѣ , по царство­ ваніямъ , «Историческое описаніе одежды и вооруженіи россійскихъ войскъ », въ 30 частихЬ, почти съ четырьмя тысячами рисунковъ. Описаніе это, начинающееся съ древ­ нѣйшихъ временъ россійскаго государства ,и доведенное до дня восшествія па Пре столъ Е Г О В Е Л И Ч Е С Т В А Г О С У Д А Р Я И М П Е Р А Т О Р А А Л Е К С А П А Р А Н И К О Л А Е В И Ч А , содержитъ въ себѣ: Часть I. Мужскую одежду, вооруже­ ніе, музыкальныя орудія, знамена и ар­ тиллерійскія орудія, за времена предше­ ствовавшія 4700 году, т. е. до введенія въ русскихъ войскахъ мундировъ и ору­ жія по образцу европейскому. Часть II. Перемѣны въ составѣ, наиме кованіяхъ , обмундированіи , вооруженіи, знаменахъ, штандартахъ и знакахъ от­ личіи при Императорѣ Петрѣ 1, Импе­ ратрицѣ Екатеринѣ I, Императорѣ Пет­ рѣ I I и Императрицѣ Аннѣ Іоанновнѣ , съ 1700 по 4740 годъ. Часть III. Подобныя же перемѣны въ правленіе Герцога Курляндскаго (.Бирона) и Принцессы Брауншвейгъ-Люнебургской (‘Анны Леопольдовны) , при Императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ и при Императорѣ Петрѣ II I, со включеніемъ Голштинскихъ войскъ сего Государя, съ 4740 по 4702 г. Части IV, V и VI. Подобныя же пе­ ремѣны при Императрицѣ Екатеринѣ 11, со включеніемъ собственныхъ (Гатчин­ скихъ) войскъ Паслѣдникаи Великаго Кня­ зя Павла Петровича, съ 4702 по 4790 п Части VII, ѴШ и IX. Подобныя же перемѣны при Императорѣ Павлѣ 1, съ 4796 по *804 годъ. Части X, XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII а XVIII. Перемѣны при Им­ ператорѣ Александрѣ I, съ 4801 по 4826 г. Части XIX, XX, XXI, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX и XXX. Перемѣны при Императо­ рѣ Николаѣ I, съ 4825 по 4855 годъ. Каоюдая частъ состоитъ изъ печатнаго текста большаго формата (in folio), съ указаніями на источники, и изъ лито * графироваиныхъ, такого же формата, рисунковъ, среднимъ числомъ по 450 (а въ нѣкоторыхъ и по 200), при томѣ. Изданіе это, между прочимъ, въ особен­ ности полезно для художниковъ, зани­ мающихся изображеніемъ русскихъ исто • рическихъ сюэісетовъ. Д о настоящаго времени приведены къ окончанію и продаются первыя 43 частей, *4 я поступитъ въ продажу въ непродол­ жительномъ времени. Сообразно объему текста и количеству рисунковъ, прддаэ/сная цѣпа прежде была до 45 руб. сер. за каждую часть . Нынѣ, дабы пріобрѣтеніе этого изданія было болѣе доступно , цѣпа за оное, съ В ысочайшаго Г О С У Д А Р Я И М П Е Р А ­ Т О Р А соизволенія, весьма пониэкепа, именно: за первыя три части по четыре за каждую, а за всѣ остальныя, какъ уже вышедшія,-такъ и имѣющія выходить впредь, по три руб. сер. за каждую часть. Иноіородные, сверхъ этого, платятъ вѣ­ совыхъ за 20 фу нт и 4 руб. сер. на ра­ сходы на укупорку и почтовую пересыл­ ку , съ тома. Съ требованіями можно обращаться въ Канцелярію Редакціи Россійской В о ­ енной Хроники, находящуюся въ С . П е­ тербургѣ, па углу Невскаго проспекта и Адмиралтейской площади, въ домѣ на­ слѣдниковъ Греффа. ЧАСТНЫЯ ОБЪЯВШ И. 1) Г . Бепоа, учитель музыки и препода­ ватель опой въ мужскихъ и женскихъ харьковскихъ пансіонахъ, желаетъ про • вести вакаціонное время на дачѣ или въ ,деревнѣ и употребить его па преподавай me уроковъ пѣнія и музыки на фортепіа­ но, флейтѣ , скрипкѣ и віолончели, а так же — на практику въ языкахъ пѣмец комъ ь французскомъ. При немъ будетъ находиться воспитанница ею, пансіопер на 2 го класса старшаго отдѣленія. дав­ но извѣстная своею игрою на фортепіа но. Послѣ каникулъ г. Беноа , какъ и въ прежніе годы , будетъ принимать къ се- Ьѣ на квартиру гимназистовъ съ усло темъ заниматься съ ними музыкой на любомъ инструментѣ и новѣйшими язы коми Желающіе адресуются: къ Коп- cm актину Ивановичу Беноа, въ собствен номъ домѣ , на Благовѣщенской улицѣ , близъ Стараго Института. Здѣсь же на все лѣто отдается въ наемъ о шести комнатахъ домъ съ сидомъ и со всѣми службами1. 2) Продается за весьма выгодную цѣну новый, деревянный па каменномъ фунда ментѣ, о семи комнатахъ, крытый же ліьзомъ домъ, съ надворными постройка ми. на Петинскои улицѣ, въ і и части г Харькова подъ Л : б’29. — і. 5) Продается каменный домъ , состоящій въ г. Харьковѣ, па Екатеринославской улицѣ, принадлежащій статскому со вгьтпику Завѣлейскому. О цѣнѣ и усло­ віяхъ продажи можно узнать въ Почто вой конорѣ у г Зивѣлейскаіо.—2 4J Ііо избѣжаніе могущихъ случиться недоумѣній и ошибокъ, имѣю честь объя вить, что виноторговля моя, 40 лѣтъ существующая въ г. Ригѣ подъ фирмою: I . Л ШвейнФ^ртъ, не имѣетъ ни какихъ сношеній съ другими винными погребами подобной моей фамиліи, почему прошу не принимать другаго за меня. Г. А. ШнейВФургь.— 2 . О тъѣзжаютъ за границу : /) Французская подданная Викторы – на Кокерелъ-во Францію, —4. 2) Виртембергская подданная Целиха Гейнрихъ ,— въ Германію, Бельгію и Ф ран­ цію ,— /. • 3 ) Уроженка города Любека, дѣвица Екатерина Фозе, – въ Любекъ.—2 . 4 Русскій подданный Георгіи Ферди­ нандъ Эмрихь—въ Германію , Фрагіцгю и Австрію. — 2. 3) Австрійскій подданный Карлъ Сча- сни,—въ Австрію —2. 6J Дворянинъ Павелъ ТІомпеевичъ Ш а – бельскгй и Саксонскій подданный Максимъ Кейзеръ, —въ Германію, Францію, Италію и Швейцарію – 3 . 7 ) Саксонскій подданный Августъ I аупт- ліанъ,—въ гороОъ Мемель.—3 . S J Австрійскій подданный Гавріилъ К а- пусъ, съ дочерью своею Елисаветою .— еъ Австрію.—3 . О ІІІШ Ш ІЩ I!В Ы Ъ ХА В Ш П ХЪ . Отъ 26 Апрѣля по 3 Мая прибыли : Изъ г . Курска, кол. ас. Демидовъ; г. Лебедипа, подполк. Мариновскгй; С -Пе тербурга, полк. Шаховскій; г. Тифлиса, подполк. Голицынъ; г. Грайворона, маіоръ Мячиповь. ВЫѢХАЛИ : Въ і Чуіуевъ, кол. ас. Тазушель; і. Павлоградъ, маіоръ Святловскій; г. Ново- Екитеринославъ, ген. маіоръ Ставицкій; г- Волчанскъ , маіоръ Гендриковъ; г. Изюмъ, маіоръ Г орпинченко. Редакторъ Щитовъ, ІІеч, возвоі . 3 Мая кбб8 г. Н . Лавровскій.