Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
134
Дата випуску:
18.12.1859
Дата завантаження:
25.01.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

да 134. Г одъ ХАРЬ первы й- конъ. 59, аодпвенАя цъна : Безъ доставки Съ доставкою, и пер ссы лки. и пересы лкою . За годъ 2 руб. сер. -I р. 50 к. с. -полгода 1 р. 25 к. 1 р, 60 к.— Выход. три раза въ недѣлю: по Оонедѣльникамъ, Средамъ п/7ят- нпцамъ, исключая Свѣтлой не­ дѣли,— Г уберн ск ія Вѣдомост и: Безъ переплета , 3 р. сер. Въ переплетѣ , 3 р. 85 к. За доставку на домъ или пере­ сылку по почтѣ въ годъ 50 к. ПЯТНИЦА, подписка приним а ется ; въ Конторѣ Редакціи, въ впж- ыемъ этажѣ дома Губернскихъ Присутственныхъ мѣстъ, а так­ же у всѣхъ Земскихъ Исправни­ ковъ и Становыхъ Приставовъ Харьковской губерніи. Ч аст ныя объявленія при­ ним аю т ся: за мелкую букву и цьі*ру по і /7 коп сер. за каждый рааъ. Статьи для напечатанія про­ сятъ присылать на имя Редак­ тора. Подписавшіеся на оба изданія вмѣстѣ платятъ за пересылку или діставку того и другаго не 1 р., а только 50 к. сі і. ДНЕВНИКЪ. 5 го декабря, въ 8 часовъ утра, у крестьянина князя Черкаскаго, Ивана Титова, на рыбномъ базарѣ изъ наруж­ наго боковаго кармана въ сюртукѣ вынуто развымв кредитными билетами отъ 310 до 320 руб. сереб., завернутые въ про­ стую сѣрую оберточную бумагу. Въ во­ ровствѣ этомъ Титовъ подозрѣваетъ на­ ходящагося ВЪ прододжитѳдьномъ отпус­ ку харьковскаго гарнизоннаго баталіона рядоваго Матвѣя Канцеолова съ товари­ щами, но по обыску денегъ при немъ веоказалось; Канцеодовъ арестованъ, а товарищи его розысвиваются. 7-го декабря, въ 5 часовъ утра, на льду рѣки Нетечи найдены неизвѣстно кому принадлежащія вещи: темвосѣраго тонкаго сукна свита на ватѣ, въ карма­ нѣ 5 коп. мѣдью, кусокъ сахару около полу-фунта, носовой бумажный платокъ, жилетъ цвѣтной поношенный, картузъ а шерстяной шарфъ. По произведенному розыску открыто, что вещи эти права-, длежатъ харьковскому цеховому Василію Бовалову, жена котораго на допросѣ по* казала, что мужъ ея, утромъ 6 декабря, неизвѣстно куда вышелъ изъ квартиры а болѣе ве возвращался; за всѣми жѳ при* нятыми мѣрами къ отысканію Бокалова въ рѣкѣ, онъ не найденъ. Того-же числа въ домѣ Панкратьева, 3 части 2 квартала, у Прасковьи Моро­ зовой, горничной дѣвки жены статскаго совѣтника, Э. О. Флуки, украдены золо­ тыя серьги и бронзовая пряжка, стою- щія /0 руб. сер.; въ этомъ воровствѣ подозрѣвается служащая у него влючви* цею крестьянка графа Толстова, Акули­ на Торохова. Того-же числа утромъ въ квартирѣ (П ри6‘ къ Харьк. Губ. Вгъд.) ,* — 1076 — титулярнаго совѣтника Моховатава, 3 ч. 3 кв., изъ незапертаго комода украде­ ны: черный бархатный жилетъ, стою* щій 3 р. сер и цвѣтная кисейная ко* сынка—50 к., а у бывшаго въ гостяхъ студента^здѣшняго университета, Алек­ сандра Безручко-Высоцкаго изъ остав­ леннаго имъ подъ подушкою портъ-мон- нѳ—15 руб. кредитными балетами. Все это украдено служащимъ у него госу дарственнымъ крестьяниномъ Акимомъ Рульковымъ, воторый жилетъ продалъ государственному крестьянину Григорію Ефимову за 36 коп. сереб.; Рульковъ со­ держится подъ арестомъ. Того-же числа, въ 8 часовъ вечера, на домѣ коллежскаго секретаря Семвга- новскаго неизвѣстно кѣмъ украдены двѣ водосточныя трубы, стоющія 5 р. сер. Того-жѳ числа, въ 9 часовъ вечера, рядовой здѣшняго баталіона Феликсъ Ромашевскій проломилъ двѣ дыры въ соломенной крышѣ цейхауза, состояща го при здѣшнемъ тюремномъ замкѣ, и оттуда увралъ разныя вещи, принадле­ жащія арестантамъ, на сумму до 15 р. сер. а деньгами 2 р. 98’/4 к. сер. Ро­ машевскій нойманъ караульными бата­ ліона и содержатся подъ арестомъ. Того-же числа 1-й полицейской части слѣдственнымъ приставомъ Грабилинымъ пойманы два бродяги показавшіе себя на допросѣ: первый—не помнящимъ род­ ства Насиліемъ Леоновымъ Герасвмен комъ, а второй бѣглымъ крестьяниномъ князя Голицына, харьковскаго уѣзда, Александромъ Гайдара; при нихъ ока­ залась воровская 8 лѣтъ рыжая ко­ была, роста большаго, грива на лѣвую сторону, на лѣвомъ бедрѣ тавро, на спинѣ подъ сѣделкою бѣлая шерсть, на правомъ боку бѣлое пятно, а также у- пряжь, повозка, хомутъ, обротка, возжи, казачье сѣдло, и прочія вещи, всего по оцѣнкѣ присяжнаго цѣновщика на 33 р. 54 коп. сереб. Тоі;о-же числа ночью, въ квартирѣ діа­ кона харьковской Дмитріевской церкви, Въ домѣ Небеженка, 3 ч. 3 вв., неиз­ вѣстно кѣмъ вырвано въ кладовой окво и оттуда украдены слѣдующія вещи: чернаго цвѣта люстриновый бурнусъ на ватѣ, стоющій 9 р., цвѣтное женское кисейное проношенное платье—2 р. 50 коп., девять мужскихъ холщевыхъ ру­ бахъ и шесть женскихъ зоновыхъ, стоющихъ 15 руб , всего на 26 руб. 50 коп. 10-го декабря, въ II часовъ дня, въ домѣ купчихи Кочетковой, 2 ч. 3 кв., гдѣ помѣщается магазинъ «французскій базарь», загорѣлась въ трубѣ сажа, ко­ торая тотчасъ была утушена; купчиха Кочеткова, за несвоевременную очвству дымовыхъ трубъ въ домѣ, на основаніи 143л ст. улож. о наказ., оштрафована 3 руб сереб. 9 го и 10-го декабря за неимѣніе пись­ менныхъ видовъ взяты 5 душъ мужеск. и 1 женск. пола. IV. Вопросъ—«Что такое печатная глас­ ность?» Дворянинъ Симбирскоіі губерніи разрѣшаетъ въ «Спб. В.» слѣдующимъ образомъ: Не странно ли, что въ нашемъ про­ свѣщенномъ вѣкѣ есть страна, нелишев- ная права считать себя въ числѣ обра­ зованныхъ, въ которой приходится еше дѣлать, не пустаго словопренія ради, вопросъ: что такое печатная гласность? Прислушайтесь къ безконечнымъ тол* ,камъ о печатной гласности, которыми ежедневно преисполнено наше общество, въ особенности высшее, такъ называе­ мое образованнѣйшее, и скажите, ради Бога, какое можно изъ всего, что у насъ говорится, составить себѣ ясное и пра- виіьвое понятіе объ этомъ важномъ предметѣ, обращающемъ на себя, въ настоящее время, всеобщее у насъ вни­ маніе? Одни говорятъ: гласность вещь пре­ красная, давайте ее но больше, не оста­ навливайте, не стѣсняйте ее. Другіе, соглашаясь въ томъ, что глас­ ность вещь недурная, находятъ, однако, необходимымъ держать ее въ ежовыхъ рукавицахъ: иначе Богъ знаетъ что изъ нея выйдетъ. Третьи кричатъ во-всю-ивавовскую, что гласность есть язва, гибель всякаго порядка, уничтоженіе страха и уваженія къ властямъ, вихрь, готовый разметать во всѣ стороны общественное зданіе. Изъ послѣднихъ одни говорятъ это по убѣжденію, а другіе, можетъ быть, в потому, что гласность мѣшаетъ успѣху множества чораеньвихъ дѣлъ, такъ лег­ ко и безнаказанно совершающихся во мракѣ молчанія. , Какъ бы то ни было, но толковъ мно­ го, а толку мало, и мы продолжаемъ ос­ таваться въ невѣдѣніи—какъ смотрѣть на гласность и что дѣлать съ нею. Попробуемъ, однакожъ, разобрать это мудреное дѣло, я начнемъ, какъ гово­ рится, съ корня, аЬ оѵо. Три человѣка живутъ вмѣстѣ, имѣютъ общія дѣла, общіе иатересы. Они не­ премѣнно сходятся между собою часто, толкуютъ объ этихъ общихъ дѣлахъ, ин­ тересахъ, в рѣшаютъ между собою, какъ быть лучше. Между ними нѣтъ и не можетъ быть тайны. Все между ними гласно- Вмѣсто трехъ человѣкъ, представьте себѣ пять, шесть, десять, двадцать, пять­ десятъ, сто, родъ, алемя, городъ Не то же ли явленіе будетъ повторяться, толь­ ко въ большемъ размѣрѣ? Общественни­ ки будутъ собираться, толковать объ об­ щемъ дѣлѣ, сообщать другъ другу свои мысля, свою радость, свои жалобы, не­ удовольствія. Такъ было въ городахъ древней Греціи, въ Римѣ, и даже у насъ на Руси, когда не было еще государ­ ства и города жило отдѣльно самв-по- себѣ. Такая общительность въ природѣ вещей, въ природѣ человѣка; она есть непремѣнная потребность людей, свя­ занныхъ между собою общими интере­ сами. Отъ этихъ малыхъ единицъ перейдемъ къ единицамъ большимъ, вакпмя ихъ создала исторія, къ народамъ, живу­ щимъ на большомъ пространствѣ, въ разныхъ городахъ и многочисленныхъ селахъ, но тѣмъ немевѣе соединеннымъ между собою общими нуждами, общими выгодами и потребностями. Развѣ врож­ денная человѣку потребность дѣлиться съ другими ему подобными существами мыслями, желаніями, познаніями, чув­ ствами измѣняется, или умаляется отто­ го, что ему труднѣе дѣлается съ его соотечественниками? Нимало. Напротивъ, потребность эта становится тѣмъ силь­ нѣе, чѣмъ труднѣе ее удовлетворить. Какъ же быть, когда пространство, разъединяющее людей, не позволяетъ имъ сходиться и толковать объ общест­ венныхъ нуждахъ устно, лицомъ къ ли­ цу? Является печатвая гласность, кото­ рая замѣняетъ сходки и на легкихъ ли­ стахъ бумаги переноситъ съ мѣста на мѣсто, не смотря на пространство и раз- ,- 1078 — стояніе, раздѣляющія людей, все, что они хотѣла бы связать, повѣрить другъ ДРУГУ- Печатная гласность не имѣетъ инаго основанія. Въ жизни народовъ она есть средство для людей обсуживать, не тро­ гаясь съ мѣста, ихъ общія дѣла, общіе интересы; она не искусная выдумка, не хитрая кавая вабудь штука, безъ кото­ рой можно бы легко прожить на свѣтѣ. Это насущная потребность человѣка, какъ воздухъ, свѣтъ, тепло, пища. От­ нимите у человѣка воздухъ, пищу, онъ будетъ чахнуть, и наконецъ, погибнетъ. Безъ печатной гласности человѣкъ ра зобщатся съ людьми, обратится въ пу- стыннива, заглохнетъ, сдѣлается звѣремъ, машиной. Кто пожелаетъ такого упадка, такого униженія? Но, говорятъ, печатная гласность мо* жетъ сдѣлаться орудіемъ зла, она мо­ жетъ разсѣвать кривыя понятія, дурные совѣты, неправильныя воззрѣнія и т. п. Да развѣ слово не можетъ, такъ же. какъ и печать, служить орудіемъ кривды? Что же изъ этого слѣдуетъ? Слѣдуетъ ли, напримѣръ, что не должно допускать мірской сходки? И на сходкѣ встрѣчают­ ся люди, которые заводятъ безпорядокъ, злословятъ, говорятъ противъ пользы и истины. Имъ отвѣчаютъ люди благомы­ слящіе, оротивъ лжи востаетъ правда, и, какъ, по неприложнымъ законамъ мі­ розданія, правдѣ суждено окончательно брать верхъ надъ ложью, порядку надъ безпорядкомъ, то и выходитъ всегда въ заклюьеніе, что лже-оророки и лже-аро повѣдники остаются съ однимъ лишь стыдомъ и срамомъ. Такъ и печатная гласность. Она можетъ иногда увлекать­ ся, но это никогда не бываетъ ородол-. жительно, и истина всегда окончательно торжествуетъ. Но, говорятъ еще, есть примѣры въ исторіи, что печатвав гласность, без­ престанно говоря о разныхъ недостат­ кахъ общества, ослабляла принципъ вла­ сти, безъ котораго общество не можетъ жить, производила безпорядки и круше­ нія, долго обуревавшія общество. При­ мѣръ Французская революція, и доказа­ тельство—сочиненіе г. Товвила, недавно у насъ много по рукамъ ходившее, въ которомъ она описана. Здѣсь слѣдуетъ объясниться. Печатная гласность не создаетъ зла, она только на него указываетъ, ова его обличаетъ. Если бы ей случилось выдумать зло не­ бывалое, или преувеличить чрезмѣру зло существующее, то ей не повѣрятъ; а если и повѣрятъ, то не на долго. Кле­ вета скоро обнаружится, и клеветники будутъ, рано или поздно, посрамлены и наказаны, Но если зло дѣйствительно есть, и общество о немъ узнаетъ по­ средствомъ печатной гласности, тогда тѣмъ лицамъ, которымъ ввѣрена власть, которыхъ долгъ и обязанность блюсти за порядкомъ, ограждать общество отъ насилія и неправды, предстоитъ восполь­ зоваться сдѣланными указаніями, прине­ сенными гласно жалобами, что бы аско- ренать зло и избавить общество отъ по­ жирающаго его недуга, отъ угрожаю­ щей ему опасности. Когда <это испол­ няется, т. е. недугъ излечиваѳтся, опас­ ность отвращается, тогда гласности не­ чего болѣе обличать; она свое дѣло сдѣ­ лала, и общественная потребность удов­ летворена. Если же, напротивъ, голосъ печати остается голосомъ, вопіющимъ въ пусты- нѣ, тогда, конечно, зло можетъ правятъ вредные для общества размѣры. Такъ ,— 1079 — было вездѣ, гдѣ не умѣли своевременно предупредить народныя потребности, а обвинять печатную гласность въ проис- шедшихъ отъ того послѣдствіяхъ, зна­ читъ, просто, не понимать исторіи и ид ти наперекоръ здравому разсудку. Вотъ простое объясненіе Французской револю­ ціи, на которую такъ любятъ у насъ указывать неразумные ревнители молча­ нія, и роли, воторую въ отношеніи къ вей играла печатная гласность. Къ это­ му должно еще присовокупить, что пе­ чатная гласность во Франціи находится въ тѣсной связи съ существующими тамъ династическими вопросами, которыхъ тамошнее правительство не можетъ не принимать въ соображеніе про изданіи законовъ о печати. Слѣдственно, въ э- томъ отношеніи Франція никакъ не мо­ жетъ служить примѣромъ для странъ, въ которыхъ, какъ напримѣръ въ Англіи и Россіи, династическихъ вопросовъ нѣтъ И п явлю архъ.; , ыні ыіевц , «гтогивіаО Но предположимъ страну, гдѣ гласно­ сти нѣтъ, гдѣ голосъ ея подавленъ, или такъ слабъ, что общественное зло ос­ тается необличеынымъ, и жалобы на безиорядви и неустройства не могутъ свободно ьыходить наружу. Что отъ э того произойдетъ? Развѣ общественно- му тѣлу будетъ легче отъ того, что, го- ворр языкомъ медицины, болѣзнь бу­ детъ вогнана внутрьі* Мы знаемъ много примѣровъ, знаемъ даже намъ очень близкіе, что можетъ произойти отъ это го вогнаыіа внутрь жизненныхъ обще­ ственныхъ вопросовъ. Общество, оравда, живетъ; но какою-то жизнію безцвѣтною, подобно засыхающему растенію; оно тупѣетъ, дѣлается лѣнивымъ; въ немъ исчезаетъ бодрость, предпріимчивость, нѣтъ усердія я усилія, . ■ когда наста нотъ время тяжкихъ испытаній, напри­ мѣръ, нападенія сильныхъ враговъ, тог­ да въ немь не найдутъ необходимыхъ силъ для отпора, и за что на возьмут­ ся—все окажется отсталымъ, безнадеж­ нымъ * Вотъ въ чему приводитъ народы от­ сутствіе печатной гласности. Какихъ у- силій нужно, что бы поднать полумерт­ вое тѣло, и какъ легво напротивъ, упра­ влять тѣломъ бодрымъ, здоровымъ—это всякій знаетъ по опыту. Но возвратимся въ обвиненіямъ. Нашу печатную гласность часто обви­ няютъ въ увлеченіяхъ, ошибкахъ, не­ справедливыхъ нападкахъ и т. п. Во-первыхъ, скажемъ по пословицѣ: въ семьѣ не безъ урода; за грѣхи тѣхъ или другихъ не слѣдуетъ же всѣхъ на­ казывать безъ разбора, какъ это дѣлает­ ся иногда въ школахъ. А во вторыхъ, давно ли мы стали упражняться въ пе­ чатной гласности? Справедливо ли тре­ бовать отъ человѣка, едва начавшаго у- читься какому побудь языку, что бы онъ уже говорилъ на немъ съ полнымъ со­ вершенствомъ? Всякое искусство достает- си лишь постепенно, съ усиліемъ и тру­ домъ и послѣ многихъ, иногда, ошибокъ. Въ народѣ все идетъ въ уровень съ тою степенью зрѣлости, которую онъ достигъ подъ вліяніемъ условій и обстоятельствъ, составляющихъ его историческое разви- тіе. Посмотрите какъ мы живемъ, уц- равляемся, какъ обращаемся другъ съ другомъ, высшіе съ низшими, какъ тол­ куемъ и говоримъ въ собраніяхъ акціо­ нерныхъ обществъ, на мірскихъ, сель­ скихъ и городскихъ сходкахъ, въ раз­ ныхъ комитетахъ и т. Д-, ,сколько слы­ шится еще дѣтскаго лепета, неуваженія въ ближнему, навязчивости и насилія въ мнѣніяхъ, шума и безпорядка! Сравните весь этотъ хаосъ съ печатною гласно- ,— 10*0 — стью, и вы увидите, что изъ всѣхъ спо­ собовъ совѣшаній у насъ ао обществен­ нымъ интересамъ, она еще наиболѣе совершенная, наиболѣе выработанная, порядочная, гуманная. А чего у нея недостаетъ, то она со временемъ пріоб­ рѣтетъ несомнѣнно; дайте ей только возможность укрѣпиться, совершенство­ ваться о собственными живыми силами исправить свои слабости. И разговорный языкъ вырабатывается невдругъ; онъ о- чищается и улучшается постепенно, по мѣрѣ распространенія въ народѣ просвѣ­ щенія. Тоже будетъ и съ аечатною глас­ ностью, по мѣрѣ того, какъ будутъ въ вей упражняться. 4 главное—не прези­ райте ее, прислушивайтесь въ ея указа­ ніямъ, которыя суть голосъ народа, пользуйтесь ея совѣтами для извлеченія общественныхъ недуговъ, употребляйте ее сами, какъ полезное орудіе, что бы высказывать ваше сочувствіе къ этимъ страданіямъ а объяснять придуманныя вами, къ устраненію ихъ, средства, ііри такомъ обращеніи съ аечатною гласно­ стію, она никогда не обратится во вредъ обществу, никогда не нарушатъ его спо­ койствія, а напротивъ, будетъ служить постояннымъ, благотворнымъ вентиля­ торомъ, очищающимъ н освѣжающимъ воздухъ, среди котораго живетъ народ­ ная среда. Но скажутъ: нельзя же оставить пе­ чатную гласность на произволъ, безъ всякихъ границъ и правилъ. Конечно, нѣтъ. И сходку нельзя не подчинить извѣстному порядку, хотя послѣдователи извѣстной школы и утверждаютъ, что «господинъ міръ» самъ себѣ хозяинъ и не долженъ быть стѣсняемъ никакими правилами. Гдѣ люди, тамъ и страсти, тамъ и увлеченія; Поэтому и печатная гласность должна , подчиниться извѣст­ нымъ законамъ, ограждающимъ обще­ ство отъ ея увлеченій. Законы эти на­ писаны въ здравомъ умѣ и смыслѣ вся­ каго человѣка. Есть священные для всѣхъ предметы, которыхъ никто не по­ зволитъ порицать безнаказанно, ибо эти предметы составляютъ непремѣнную связь всякаго благоустроеннаго общества. Эта предметы суть религія, нравствен­ ность, принятый всѣми образъ правленія въ извѣстной странѣ, наконецъ, личная честь, основныя права семейныя и и- ныя. Всѣ эти начала должны быть всѣ­ ми строго уважаемы, и ни печатная гласность, ни ивыя орудія проявленія человѣческой вола не должны касаться ихъ святотатственно. На этомъ уваже­ ніи заждется спокойствіе обществъ и личная членовъ ихъ независимость. По­ этому, законодательство всѣхъ народовъ доцускаетъ извѣстныя мѣры противъ ув­ леченій печатной гласности. Мѣры эти бываютъ различны, смотря по образцу правленія, а главное—по степени зрѣло­ сти общественной среды. Онѣ могутъ быть предупредительныя, посредствомъ предварительной цензуры, или каратель­ ныя, посредствомъ преслѣдованія винов­ ныхъ чрезъ судебную власть. Безъ этихъ или иныхъ подобныхъ условій печатная гласность не можетъ быть допущена, точно такъ же, какъ не могутъ быть до« пущены и всѣ другія проявленія свобод­ ной воли человѣка. Но сущность задачи состоитъ въ томъ, что бы положенныя границы ве были отнесены далѣе спра­ ведливой а всѣми признанной необходи­ мости, а что бы прирожденное людямъ право заботиться объ общихъ ихъ инте» ресахъ и обмѣниваться мыслями не бы­ ло стѣсняемо въ ущербъ общему дѣлу а въ исключительную пользу какого ни- будь личнаго интереса. Такой крайности ,- 1081 можно избѣжать лишь тогда, когда для начертанія законовъ о печатной гласно­ сти мы станемъ именно на ту точку зрѣнія, которую мы старались указать въ настоящей статьѣ. Въ заключеніе, скажемъ два слова о томъ родѣ печатной гласности, который у насъ въ послѣднее время сдѣлался из­ вѣстнымъ подъ именемъ обличительной литературы. Явленія, которыя составляютъ эту ли­ тературу, отностятся къ двумъ главнымъ раздѣламъ. Одни изъ нихъ имѣютъ ха­ рактеръ прямаго, непосредственнаго об­ ращенія въ извѣстнымъ дѣяніямъ или лицамъ, обвиняя ихъ въ противузаконно- стяхъ, какъ напримѣръ, недавно всѣхъ занимавшая переписка объ арестованіи псковской» полиціею г. Якушкина. Здѣсь дѣло закона весьма иросто. Если одна изъ участвующихъ въ облаченіи сторонъ не довольствуется печатными объясне­ ніями, то она имѣетъ полное право при­ бѣгнуть къ посредничеству судебнаго разбирательства, которое окончательно и торжественно рѣшитъ, кто нравъ и кто виноватъ. Но у насъ образовался еще и другой родъ обличительной литературы, которая, выставляя въ разсказахъ и по­ вѣстяхъ всѣмъ извѣстные типы притѣс­ нителей и злоупотребителей власти, час то такъ вѣрно списываетъ ихъ съ на туры и обсгановляетъ ихъ такими ука­ зательными обстоятельствами, что въ мѣстностяхъ, гдѣ живутъ и дѣйствуютъ оригиналы этихъ типовъ, невозможно ихъ не узнать, несмотря на то, что въ сдѣланныхъ о нихъ разсказахъ они яв ляются подъ вымышленными именами, подъ покровомъ коихъ авторы всегда мо­ гутъ, если захотятъ, отговориться неи­ мѣніемъ намѣренія вывести ихъ на сце­ ну. Еще одинъ видъ этой обличитель­ ной литературы состоитъ въ указаніи на злоупотребленія, безъ имени мѣста, гдѣ они совершаются а лишь съ начальными буквами именъ обвиняемыхъ лецъ. Нель­ зя не сознаться, что подобныя обвине­ нія ставятъ лица, сдѣлавшіяся предме­ томъ ихъ, въ крайне-невыгодное поло­ женіе; ибо въ случаѣ несправедливаго обвиненія и отрицанія обвинителей, о- бижеаньіе лишены всякой возможности принести публичное оправданіе въ своей невинности. Такимъ образомъ здѣсь от­ крывается широкое поле для бѳзыаказан носта клеветы. Мы охотно сознаемся, что въ отно­ шеніи подобныхъ явленій печатной глас­ ности необходимо придумать нѣкоторыя мѣры, охранительныя для чести и спо­ койствія лицъ. Но не происходятъ ли та­ кія явленія отчасти отъ новости нашей и незрѣлости въ употребленіи печатной гласности, в еще болѣе отъ неясности существующихъ у насъ понятій объ ис­ тинныхъ отношеніяхъ высшихъ къ низ цівмъ. Отношенія эти, къ несчастію, еще сильно проникнуты духомъ вотчин­ наго права—остатокъ насилія, всегда и неизбѣжно присущаго въ колыбели всѣхъ народовъ. Время и развивающая циви­ лизація, очищая, и въ этомъ отношеніи, понятіе людей, приготовляютъ постепен­ но почву, на которой взаимное уваженіе становится наконецъ, единственнымъ правиломъ устнаго и печатнаго слова. Намъ, современникамъ, нельзя не пора­ доваться, что, благодаря нашему мудро­ му правительству, приближается время, когда и самый законъ будетъ содѣйство­ вать этому направленію, служа защитою и охраною обществу. Въ свою очередь, общество, особенно высшее, должно, въ, этомъ случаѣ, усердно оомогать власти и облегчать еа тяжкій трудъ своимъ ,1082 — благоразуміемъ, добросовѣстностію и безпристрастіемъ- V I МАСТНЫЯ ОБЪЯВЛЕНІЯ. 1) Магазинъ «Французскій базаръ» ( бывшій Гейнцельмана) объявляетъ, что всп> нижеслѣдущіе оставшіеся послѣ де- шевой продажи товары будутъ прода­ ваться по весьма дешевымъ цѣнамъ^, ни­ же цѣпъ фабричныхъ: Шелковыя платья—отъ іб руб. Съ оборками—отъ 50 р . Аршинное пудесуа цвѣтное по 1 р Французскія шали отъ ■ІО р. Англійскіе платки отъ 8 р. Шерстяныя платья отъ 5 р. Кашемиръ отъ «55 коп за арш. Барежевыя платья отъ 2 р. 5 0 к. Бальныя платья отъ 4 р . Бархатъ отъ 2 р. 50 коп. за арш. Голландское полотно зашт отъ 12р. Столовое бѣлье отъ 6 до 48 особъ , Полотно для простынь , шириною отъ 2 до 3 аріи., отъ 1 до 2 р. за арш.- платки носовые холщевые, батистовые и шелковые. Лайковыя и замшевыя перчатки муж­ скія за дюжину 14р., дамскія 13 р., фильдекосъ 5 р., мужскія шляпы, ботин• ки мужскіе и дамскіе, бурнусы, манти- ліи шелковыя и бархатныя. )5 б і)—1. 2) По случаю поступленія къ новому содержателю, гостинница бывшая а Аѳи­ ны», нынѣ именуется ПАРИЖЪ. Снабдивъ ее хорошею прислугою и опытнымъ пова­ ромъ, льщу себя надежОою, что гг. посѣ­ тители, а также и заѣзжающіе въ ну­ мера вполнѣ останутся довольны по всѣмъ требованіямъ, какъ по цѣнѣ , такъ и по добротѣ предметовъ; тутъ-же мож­ но получать кушанья и на сторону въ лучшемъ вкусѣ и по сходной цѣнѣ. Мапбородовъ. (314) 2’ :і) МАГАЗИНЪ ГЕРГАРД.4. шъ ВДШШФШІЬ» рекомендуетъ, сверхъ большаго запаса ІІиТЪ, МУЗЫКАЛЬНЫХЪ ИНСТРУ­ МЕНТОВЪ, СМЫЧКОВЪ для скры- покъ и віолончелей, ИТАЛЬЯНСКИХЪ СТРУНЪ м пр.,— слѣдующіе вновь полу­ ченные предметы: МАСЛЯНЫЯ КАРГИНЫ въ позоло­ ченныхъ рамахъ, по самымъ умѣреннымъ цѣнамъ , ГРАВЮРЫ черные и роспи- санные красками, АКВАРЕЛЬНЫЯ и печатныя маслян. картины, ФОТО­ ГРАФИЧЕСКІЕ СНИМКИ съ знамени­ тыхъ художественныхъ произведеній жи­ вописи,— по извѣстной уже дешевой цѣнѣ: 7<5 коп.; для нихъ же имѣются КРАСИ­ ВЫЕ ПОРТФЕЛИ по 3 руб сер., на­ стоящіе карандаши фдбера для рисованія, ШКОЛЫ и ЭТЮДЫ для ри­ сованія, РИСОВАЛЬНАЯ БУМАГА, меж­ ду пей и РАРІЕК-РЕЬЬЁЕ (съ цвѣт­ нымъ грунтомъ, для ландшафтовъ), БЮС­ ТЫ знаменитыхъ композиторовъ музы­ ки-, также приличные предметы для ШФДІШ&ФФЪ ЦШМШІЬ* небольшія КОЛЛЕКЦІИ РАКОВИНЪ по 3 р., 5 р , \ 0 р и дороже, Акварельныя КРАСКИ въ ящикахъ по 40 к , 6 0 к., 75 к. и дороже, картинные ЛИСТЫ для росписи красками, МАТЕМАТИЧЕСКІЕ ПРИБОРЫ (для черченія) по 1’/а р-, 2 Р > 2’д р., Ц р. и дороже, ШКОЛЫ ДЛЯ РИСОВАНІЯ въ те­ традяхъ—по 3 0 и 50 коп , Маленькіе Ялб- бомы въ листахъ и проч. )9 30]-2- Печатать позволяется: Ненсоръ А.» Л ер НИНЪ. Редакторъ М . ІІД ИТОВЪ.