Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
132
Дата випуску:
14.12.1859
Дата завантаження:
25.01.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЛГя 1 3 2 . Годъ ХАРЬ первый 1 8 3 9 . конъ іошшііа подписная цѣна : Безъ доставки Съ доставкою и пересылки. и пересылкою. За годъ 2 руб. сер. 2 р. 50 к. с. —полгода 1 р. 25 к. 1 р. 60 к.— к Выход. трп раза въ недѣлю: по Понедѣльникамъ, Средамъ п Пят­ ницамъ, исключая Свѣтлой не­ дѣли,— Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета , 3 р. сер. Въ переплетѣ , 3 р. 85 к. За доставку на домъ плп пере­ сылку по почтѣ въ годъ 50 к. Подписавшіеся на оба изданія вмѣстѣ платятъ за пересылку пли ді ставку того н другаго не 1 р., а только 50 к. сі подписка принимается ; въ Конторѣ Редакціи, въ ниж­ немъ этажѣ дома Губернскихъ Присутственныхъ мѣстъ, а так­ же у всѣхъ Земскихъ Исправни­ ковъ и Становыхъ Приставовъ Харьковской губерніи. Частныя объявленія при­ нимаются: аа мелкую букву и цы .ру по • / і коп сер. за каждый разъ. Статьи для напечатанія про­ сятъ присылать на имя Редак­ тора. I. Х РО Н И К А . Торжества и празднества.—Обѣдъ 9 декабря.— Всякая мѣстность можетъ нмѣть такія празднества и торжества—офиціальныя в полуофиціальныя, которыя свободнымъ в единодушнымъ участіемъ въ нихъ общества показываютъ, что общество э- то не чуждо самой ихъ причины, и празд­ нуетъ ея слѣдствіе, какъ награду себѣ за постоянное стремленіе къ соблодевію общественнаго порядка в благоустрой­ ства. Такія торжества не могутъ быть опущены въ мѣстныхъ лѣтописяхъ, ру­ ководимыхъ не только истиною, но воз- можной разборчивостью в нѣкоторой о-‘ пѣнкой значенія всѣхъ явленій. Не пыш­ ность и великолѣпіе замѣчательны въ та­ кихъ полуофиціальныхъ и полусемейныхъ праздникахъ, йо стеоень свободнаго въ нихъ участія а искренность общества, какъ покажутъ нвже-приведенныя нами слова нѣсколькихъ лицъ, пользующихся общимъ уваженіемъ в довѣріемъ.—9 де­ кабря, въ 4- часа по-полудви, въ залѣ дворянскаго дома, данъ былъ дворянами и чиновниками поздравительный столъ Г. Начальнику Харьковской губерніи—по случаю Царской къ нему милости, изъяв­ ленной пожалованіемъ ордена Св. Вла­ диміра 2 степени (‘). Участвующихъ въ этомъ праздникѣ было довольно много» Предъ окончаніемъ обѣда первый тостъ провозглашенъ былъ за здоровье Г осуда ­ ря И мператора ; за тѣмъ ректоръ универ­ ситета А. И. Рославскій-Петровсвій пред­ ложилъ тостъ за здоровье Г. Начальника губерніи при слѣдующихъ (насколько ыы могла удержать въ памяти) словахъ: Ваше Превосходительство, Иванъ Дми­ тріевичъ! Полученіе В ысочайшей награды, со­ ставляя торжество въ жизни осчастлив­ леннаго М онаршимъ вниманіемъ, прі­ обрѣтаетъ особое значеніе, если оно об­ ращается въ праздникъ не для одного только лица, но и для всего общества, гдѣ лицо это живетъ и начальствуетъ. Подоб­ ные случаи довольно рѣдки, что и весь­ ма естественно. Начальнику губерніи предстоитъ не легкая задача: охранять бодро интересы правительства и пріоб- * О *-м. ж іЗо. (Прид кг Харьк. Г у6. Вгъд.і ,— 1060 — рѣсть любовь жителей ввѣреннаго его управленію края, —я сказалъ не легкая: ибо тамъ, гдѣ дѣло идетъ о достиженіи общихъ цѣлей, трудно избѣжать столкно­ венія съ апатіей в эгоизмомъ отдѣльныхъ дицъ. И, однакоже, ваше превосходи­ тельство выполнили достойнымъ обра­ зомъ эту задачу. Доказательствомъ тому -служатъ лестныя для васъ слова Высо- чайшаго Рескрипта и та готовность, съ которо^ на аиръ, устроенный въ честь вашу, стеклись многочисленные пред­ ставители здѣшняго общества, сочувствуя вашей радости, какъ бы своей собствен­ ной. Какимъ же образомъ вамъ удалось достигнуть того, къ чему не всегда съ успѣхомъ стремятся многіе изъ находя щвхся въ вашемъ положеніи? Одной ва­ шей опытности въ дѣлахъ и ревностна­ го исполненія лежащихъ на васъ труд­ ныхъ обязанностей едва-ли было бы до­ статочно для сего, если бы въ лицѣ ва­ шемъ служебныя достоинства не соеди­ нялись съ другими общечеловѣческими: расположеніемъ къ добру, благород­ ствомъ характера, тщательнымъ избѣжа­ ніемъ всего, что могло бы нарушить гармонію между вами и вашими сотруд­ никами но управленію, наконецъ дели­ катностію обращенія и отсутствіемъ вся­ кихъ казенно-начальническихъ притяза­ ній въ отношеніи въ подчиненнымъ,— качествами, которыя, доставивъ вамъ любовь всѣхъ сословій губерніи, дѣла­ ютъ плодотворнымъ посредничество ва­ ше между ними и правительствомъ, и ко торыя причиной, что самыя мѣры стро­ гости, принимаемыя вами, не возбужда­ ютъ ропота, ибо каждый убѣждевъ, чтс вы прибѣгаете въ этимъ мѣрамъ не дли того, чтобы повазать свою губернатор скую власть, во какъ къ необходимому злу, по испытаніи другихъ мѣръ, болѣе согласныхъ и съ вашими собственный! чувствами и съ желаніями Лвгустѣйшагі нашего М онарха , поставляющаго любові своего народа главною опорой престола «Строго, но правдиво»,—такъ выразвлс: печатно очевидный свидѣтель ревизіи произведенной вашимъ превосходитель­ ствомъ присутственнымъ мѣстамъ одного изъ уѣздныхъ нашихъ городовъ (*). Отъ того и васъ всѣ любятъ, и дѣло идетъ своимъ порядкамъ въ пользѣ ввѣренной вамъ губерніи и къ полному удоволь­ ствію Державнаго Цѣнителя трудовъ Сво­ ихъ вѣрноподданныхъ. Выоьемъ же, мм. гг., за здоровье любимаго вашего губер­ натора, пожелаемъ, что бы онъ оставал­ ся долго между нами, что бы плоды по­ лезной дѣятельности его зрѣли все болѣе и болѣе, и что бы намъ привелось еще много разъ праздновать изліяніе М о ­ н а рш и х ъ милостей на его превосходи­ тельство! На этотъ спичъ Г. Начальникъ губер­ ніи отвѣчалъ (сколько мы припомнимъ) слѣдующими словами: Милостивые государи! Не нахожу до­ вольно словъ, что бы достойно изъявить вамъ мою признательность, тѣмъ болѣе, что содѣйствію многихъ изъ васъ и обя­ занъ вниманію начальства в милости, взліявной на меня Г осударемъ И мпе ­ ратором ъ . Повѣрьте, что я искренно цѣ­ ню ваше сочувствіе, и нынѣшній день никогда не изгладится изъ моей памя­ ти, какъ одинъ изъ счастливѣйшихъ дней моей жизни. Заслужить милость М онарха и одобреніе общества—есть одна изъ величайшихъ наградъ, до ко­ торой человѣкъ можетъ достигнуть. По. звольте же, господа, отъ души поблаго­ дарить васъ и выпить за ваше общее здоровье! Послѣ предложены были тосты за здо­ ровье дворянства харьковской губерніи, Преосвященнаго, Г. Вице-Губернатора и проч. Въ заключеніе всѣхъ тостовъ заслу­ женный профессоръ П. П. Артемовскій— Гулакъ, извѣстный поэтъ, на малорос­ сійскомъ варѣчіи прочелъ стихи, изъ которыхъ значеніе этого праздника въ особенности выражаютъ слѣдующіе, не­ вольно врѣзавшіеся намъ въ память ку­ плеты: (*) Сы. .Л? 40 Хар. Губ. Вѣд. 1 8 5 9 г . ,— 40 61 — «А ся страна пригласи «На ширимъ охъ (*) сердце, «Т ы м ъ-то вона и влаляса, «Бо пряглась не въ перцо. «Нехаё ему ( ’ *) отъ Бога «Викъ ловгій мпжъ нами, «А съ царьского чертога «Зввзіъ съ десять съ строчками!…» Ну червввы о-жъ лружвенько!… Сынъ що е у нляшцв! Хай тамъ вквеця легенько И его Наталцв (***)!…. * IV. Р ѣ ч ь , п ро чтен н а я ( въ совращ енном ъ ВИДѢ) НА АКТѢ 1 Й XАРЬКОВСВОЙ ГИМНАЗІИ УЧИТЕЛЕМЪ Л. С. ЗміЕВЫМЪ, 23 НОЯБРЯ 1859 г. (Окончаніе.) Представивъ вкратцѣ судьбу нашей вауви, обратимся въ ея преподаванію и разсмотримъ сперва программы и руко­ водства годичнаго курса, который учи тетѣ обязанъ пройти въ каждомъ классѣ отдѣльно. Судить о несовершенствахъ ру ководства пли вообще всякаго сочиненія вовсе не значитъ имѣть претензію со ставить самому что нибудь болѣе удов­ летворительное. Предполагая иначе, кри­ тикъ Державина и Гете долженъ бы и мѣть поэтическій талантъ въ степени го разло высшей, чѣмъ эти колоссальные поэты. Начнемъ съ перваго класса гимна ЗІй, куда обыкновенно поступаютъ дѣти, неимѣющіе ровно никакого аонятія о географіи, и этихъ-то дѣтей тотчасъ-же сообразно руководству и программѣ нуж­ но занимать математическою геогра < іеш. Тутъ преподаватель встрѣчаетъ неимо- вѣрньія затрудненія: какъ объяснить де­ сятилѣтнему дитяти видъ и -движеніе земли, перемѣны дня, ночи и временъ (*) Дворянъ и чиновниковъ. ( ’ *) Начальнику губерніи. Супруга его превосходительства Н ата­ лія Алексѣевна, года,- какъ понятнымъ образомъ разска­ зать ему, что такое орбита земная и эк­ липтика и какъ пойметъ онъ-опредѣле­ ніе толщины Земнаго шара, когда объ отвошеніи окружности къ діаметру уз­ наетъ только въ 5 классѣ и много мво- го другихъ предметовъ, о которыхъ со­ образно съ принятымъ руководствомъ ученикъ 1 го класса долженъ имѣть по нятіе. Что же касается Физической гео­ графіи, то возьмемъ только одну статью Атмосфера и явленія въ ней. Я не думаю, чтобы изъ всего числа учениковъ ^-го класса -хота одинъ могъ бы понять на* холящіяся здѣсь въ руководствѣ опредѣ­ ленія, какъ напр. Утренняя и вечерняя заря суть явленія, происходящія отъ преломленія лучей въ парахъ атмосферы и вмѣстѣ отъ раздѣленія ихъ на из вѣстные лучи, при чемъ только красные и желтые достигаютъ глаза , какъ силь­ нѣйшіе, или наор. другое опредѣленіе: Зодіакальный свѣтъ есть бѣлесоватое блѣдное сіяніе на небѣ въ видѣ пирамиды> которой вершина въ зенитѣ на экваторѣ , а основаніе на западномъ горизонтѣ въ сторонѣ отъ экватора, а что эти опре­ дѣленія дѣйствительно находятся въ ру­ ководствѣ можетъ убѣдиться всякій, кто пожелаетъ раскрыть страницы 19 и 20 всеобщей географіи Ободовсваго Ю го изданія. Я привелъ дла примѣра только два опредѣленія; но таковыхъ опредѣле­ ній въ р>ководствѣ много. Мнѣ не встрѣ­ чалось видѣть на на русскомъ, ни на французскомъ, ни на нѣмецкомъ языкахъ ни одного систематически составленнаго руководства ао математической геогра­ фіи съ спеціальною цѣлю приспособленія этого предмета — къ понятіямъ дѣтей 5 <> лѣтыяго возраста. Что же остается дѣ­ лать преподавателю? Самому составлять руководство? Но на это станетъ ли у каждаго силъ? Нужно имѣть большую увѣренность въ собственныхъ педагоги­ ческихъ способностяхъ, что Оы надѣяться удобопонятнымъ для дѣтскаго возраста языкомъ разсказать о столь умозритель­ ныхъ предметахъ. Далѣе статья въ ру- ,- 1062 – ководствѣ подъ названіемъ распрост ра­ неніе естественныхъ произведеній по по­ ясамъ есть ни чтоиное, кавъ простое вычи сленіе минераловъ, растеній и живот­ ныхъ, безъ малѣйшаго указанія не только пользы, кавую они доставляютъ человѣку^ и для чего нужно знать ихъ, но даже безъ всяваго описанія наружнаго ихъ вида. Кавъ теперь преподавателю пополнить этотъ недостатокъ такъ, что бы ребе­ нокъ не забылъ слышанныхъ въ классѣ объясненій, чего очень можно ожидать отъ самаго лучшаго ученика; ибо въ ру­ ководствѣ нѣтъ ни одного рисунка, ко­ торый ори домашнемъ повтореніи урока напомнилъ бы ему слова преподавателя. Кромѣ того курсъ I го класса обширенъ не въ мѣру дѣтскаго возраста. Положимъ преподаватель успѣетъ пройти въ первое полугодіе очеркъ математической, Физи­ ческой и политической географіи, то ему на второе полугодіе остается еще по программѣ пройти Общее Обозрѣніе всѣхъ пяти частей свѣта, Можно пред­ ставить себѣ какъ неудовлетворительно должно быть пройдено это Обозрѣніе въ такое краткое время, когда препода­ ватель долженъ еще по необходимости удѣлять классы для повторенія выучен­ наго въ первомъ полугодіи. Не долженъ ли онъ по неволѣ сокращать чрезмѣрно руководство и о многомъ существенно важномъ не упоминать вовсе. Во 2 мъ классѣ положено нройти политическую географію Азіи, Африки, Америки, Ав­ страліи. Представимъ себѣ теперь уче­ ника 2 го класса въ слѣдствіе какихъ либо домашнихъ причинъ оставляющаго гимназію. Положимъ онъ учился отлич­ но и знаетъ все пройденное въ мѣрѣ, въ какой преподавалось въ классѣ; но какой относительной пользы будетъ ему это знаніе, когда онъ едва имѣетъ поня­ тіе о Европѣ и ровно ни чего не знаетъ о своемъ отечествѣ. Въ 5 классѣ, гдѣ проходится описаніе Россіи по бассей­ намъ а по административнымъ частямъ, положено всего одинъ классъ въ видѣ­ ло. Преподаватель не успѣваетъ даже разъ въ мѣсяцъ спросить каждаго уче­ ника и, задавая уроки, долженъ но нево­ лѣ оставлять ихъ безъ всяваго объясне­ нія, обозначая только откуда и до куда задается и даже не имѣя возможности отмѣтить во время преподаванія, что должно выучить и что пропустить. Только при выслушиваніи учениковъ онъ имѣетъ возможность иногда сказать что нибудь въ пополненіе. Въ 6 классѣ ге­ ографіи вовсе не положено, и потому у- чениви въ продолженіи цѣлаго года ос­ таются безъ всяваго внѣшняго повода заниматься ею. Въ 7 классѣ положено □овторить все пройденное; но вѣдь пов­ торить мы можемъ только то, что зна • емъ; а преподаваніе въ той мѣрѣ, въ ка­ кой оно было въ низшихъ классахъ, до- статочно-ли для ученика 7-го класса, который тотчасъ-же съ ученической скамьи поступаетъ или въ студенты уни­ верситета или на дѣйствительную служ­ бу. Снова же пройти науку въ болѣе у. довлетворительномъ объемѣ нѣтъ воз­ можности; ибо для VII класса, равно какъ и для V* го полагается для геогра­ фіи по одному классу въ недѣлю. Вотъ неудобства, которыя встрѣчаютъ препо­ даватели географіи въ гимназіяхъ и каж­ дый изъ нихъ, надѣюсь, согласится со мною, что ихъ не легко побѣдить. Показавъ теперь неудобства, встрѣчае­ мыя про преподаваніи и припоминая снова, что разбирать сочиненіе вовсе не- значитъ выказывать претензію ва воз­ можность составитъ самому что нибудь болѣе удовлетворительное, скажу только мое мнѣніе, какъ должно бы быть рас» □ редѣлено преподаваніе нашей науки во всѣхъ классахъ гимназій и какой ме­ тодъ долженъ-бы быть внесенъ въ са­ мое преподаваніе. Я говорю только свое мнѣніе и самъ ни какъ не р ѣ ш а ю с ь на­ звать его’ убѣжденіемъ. Въ напіе время возникло и пало столько педагогичес­ кихъ теорій и методовъ, что только въ тотъ изъ нихъ, который оправдается ус­ пѣшнымъ результатомъ, позволено вѣ­ рить. ,106? – Въ первомъ классѣ по моему мнѣнію слѣдуетъ выбрать для изученія изъ трехъ частей географіи только самое необходимое, избѣгая какъ можно опре­ дѣленій и замѣняя ихъ описаніями, такъ напр., говора объ уроганахъ, должно ска­ зать объ опустошеніяхъ ими произво­ димыхъ въ Америвѣ, и на Антиль­ скихъ островахъ; говоря о морахъ, долж­ но сказать о чудесахъ, которыя онѣ за­ ключаютъ въ своемъ лонѣ и о трудно­ стяхъ, съ которыми сопражено плававіе на Ледовитомъ Океанѣ. Пожаловаться въ настоящее время преподавателю на не­ достатокъ источниковъ невозможно. Возьмемъ напримѣръ три сочиненія Бг. С. В6и§ег.?Баз Міііеітеег. Еіпе Оагзіеі- 1ап§ зеіпег рЬузісйеп §ео§гарЬіе пеЬзІ ап- сіегеп §ео§гарЬізсЬеп, ЬізІогізЬеп ипсі паи ІізсЬеп ІМіегзсЬипсІеп. Ьеіргі» другое со­ чиненіе Ог. Сеог” Нагіхѵіск. Бег ЬоЬе ІЧогсІеп іт паіиг-ипсі МепзсЬепІеЬеп сіаг йезіеііі. ѴѴіезЬагІеп а еще Нізіоіге паіигеііе Йц депге Ьитаіп соч. Вврея. Кавіа мно­ гостороннія монографіи и вмѣстѣ съ тѣмъ какія блестящія пособія для прѳподава» теля. Во второе полугодіе слѣдовало бы вмѣсто обзора 5 ти частей свѣта проити въ первомъ классѣ географію Россіи въ самомъ краткомъ объемѣ, обращая особенное вниманіе на есте­ ственныя богатства. Во і? мъ классѣ бы- ло-бы совершенно умѣстно пройти общее обозрѣніе пати частей свѣта. Тольво это общее обозрѣніе должно быть какъ мож- но рельефнѣе, какъ можно развообраз- нѣе. Въ 3-мъ классѣ слѣдовало бы про­ ходить Европу, а въ 4-мъ прочія части свѣта. Таковое распредѣленіе не обхо­ димо именно потому, что сперва слѣ­ дуетъ ознакомиться съ бытомъ евро­ пейскихъ народовъ, что бы понять усло­ вія жизни обитателей другихъ частей свѣта. Въ 5-мъ классѣ слѣдовало бы про­ ходить то, что проходится въ настоящее время въ 4 мъ, а въ 6-мъ то, что про­ ходится въ 5-мъ, полагая въ обоихъ э- тихъ классахъ по два урока въ недѣлю. Въ 7 мъ классѣ нужно бы не повторять, а проходить снова всю географію, зна­ комя учениковъ, какъ можно болѣе съ современнымъ управленіемъ, образовані­ емъ, съ степенью развитія иромышлевно- сти и съ политическимъ значеніемъ го. сударствъ, однимъ словомъ съ ихъ вну­ треннимъ состояніемъ. Статистики не по­ ложено проходить въ гимназіяхъ, слѣдо­ вательно, ежели ученику не получить во время уроковъ географіи удовлетвори­ тельныхъ свѣденій объ этихъ предме­ тахъ, то во все не будетъ имѣть ихъ;, а этотъ пробѣлъ въ познаніяхъ будетъ къ особенности чувствителенъ для тѣхъ мо­ лодыхъ людей, которые по окончаніи гимназическаго курса поступаютъ на службу или гражданскую или военную. При томъ же ученики 7-го класса и по возрасту и по объему свѣденій въ исто­ ріи и въ другихъ наукахъ и по степени развитія, способны слушать изложеніе географіи въ ея современномъ состояніи; для такого преподаванія полагаю до­ статочнымъ по три урока въ недѣлю. Хотя учителю при такомъ распредѣленіи ученія достанется нѣсколько болѣе чѣмъ въ настоящее время классныхъ занятій; но онъ достаточно будетъ вознагражденъ пользою, которая оттого можетъ произой­ ти для юношества. Что же касается ме­ тода преподаванія, то для первыхъ че- тырекъ классовъ онъ долженъ состоять какъ можно болѣе въ живомъ расвазѣ а какъ можно менѣе въ заучиваніи подроб­ ностей. Начиная съ 5-го класса этотъ методъ долженъ нѣсколько измѣниться: здѣсь преподаватель можетъ и долженъ требовать, что бы ученики знали препо­ даваемое отчетливо въ болѣе строгомъ систематическомъ порядкѣ. Такъ какъ, начиная съ 5-го класса, ученики уже упражняются въ сочиненіяхъ по русской словесности; то учитель географіи мо­ жетъ воспользоваться этимъ и для своего предмета. По окончаніи каждой лекціи онъ можетъ давать краткую ея програм­ му по очереди одному изъ лучшихъ уче­ никовъ, который и обязанъ изложить въ сжатомъ очеркѣ все, о чемъ было гово- ,1064 — р**но въ классѣ. Эга составленная зааис ка и поправляется преподавателемъ у се* бя дома и. такимъ образомъ, трудясь по очереди, безъ всякаго излишняго отягоще­ нія, ученики могутъ имѣть на письмѣ всѣ главнѣйшія мысли, слышанныя ими въ продолженіи года и преподаватель на экзаменѣ будетъ имѣть полное право требовать, отчетливаго знанія. Также онъ можетъ давать ученикамъ для чте­ нія лучшія сочиненія но своему предме­ ту и требовать, что бы они вкратцѣ из­ ложили ихъ содержаніе Сначала это требованіе можетъ показаться затрудни тельнымъ, но въ послѣдствіи обратится въ привычку. Въ какой отѳпени, не го­ воря уже о примѣненіи къ научнымъ ин­ тересамъ, вообще важно о необходимо умѣніе изложить сочиненіе в вообще всякую бумагу вкратцѣ, не упустивъ ни­ чего существенно нужнаго, сознается всякій, кому доводилось завѣдывать хе* домъ дѣлъ или общественныхъ или ча­ стныхъ въ значительномъ объемѣ. Что же касается черченія картъ, то я всегда думалъ, что обученіе этому оредмету должно быть возложено на учителей ма тематики. Но находя же въ литературѣ географіи мнѣнія, крторое бы въ этомъ случаѣ согласовалось съ моимъ, я самъ долго колебался въ его полной основа- теіьности. Въ прошломъ году вышло въ Германіи сочиненіе приобрѣвшеее гром кую педагогическую извѣстность Вин- аентін Адамма Ваз Епхѵегіеп §ео§гаГізсЬег сЬагІеппеІге іш ѴегЬішіип§ тіі бет таіЬе шаІізсЬеп ГпІеггісЬі ат ОЬег§упіпазіит, Вгііппе. Сочиненіе это окончательно убѣ дило меня въ справедливости прежняго предположенія и довело его до яснаго сознанія. Приведу здѣсь собственныя слова одного рецензента этого сочиненія: (Отечественныя записки /859 года ‘Сен­ тябрь). «Особенное вниманіе педагоговъ обращаемъ мы на книжку Адамма. Гео­ графическія карты всѣми признаются за важнѣйшее пособіе пре преподаваніи географій; воспитанника гимназій имѣютъ ихъ постоянно въ рукахъ или предъ гла­ зами, срисовываютъ на глазъ, чертятъ на память и ор. Ксть учебныя заведенія, въ которыхъ на экзаменахъ вмѣсто изустнаго отвѣта на вопросъ заставляютъ ученика начертить на память на доскѣ карту страны, и степенью вѣрности и подробности рисунка опредѣляютъ зна­ ніе ученика въ географіи. Чего не бы­ ваетъ на бѣломъ свѣтѣ! Что же касается правилъ на основаніи, которыхъ чертятъ варты, строится географическая сѣть, то они не излагаются вовсе (*). А, между тѣмъ безъ знанія этихъ правилъ невоз­ можно ни отчетливое пониманіе ни са­ мой варты, ни всего, что на ней начер­ чено. Не только ученики, но даже боль­ шинство учителей географіи и даже боль­ шинство составителей географическихъ учебниковъ имѣютъ очень шаткія поня­ тія о правилахъ проэваів. И это нисколь­ ко не удивительно. Вѣдь большая часть учителей географіи состоитъ изъ студен­ товъ историческаго, Филологическаго и юридическаго Факультетовъ, рѣже мате­ матическаго а потому мало знакомы съ начертательной геометріей, тригономе­ тріей и даже начальною геометріею. Требовать отъ всѣхъ учителей географіи хорошаго знанія въ математикѣ невоз­ можно, отъ нихъ и безъ того много требуется: ыапр требуется знаніе и статистики, и политической экономіи, в естественныхъ наукъ. Таковъ уже пред­ метъ этотъ—-географія. Не слѣдуетъ- ли преподаванія правилъ черченія картъ возможвть въ гимназіяхъ на учитилей математики, именно на учителей гео­ метріи. Дѣло это для нихъ какъ нельзя болѣе сподручное. Черченіе картъ и составленіе географической сѣти въ сущ­ ности не что иное, какъ приложеніе геометрическихъ истинъ къ отдѣль ному частному случаю. Часть вре­ мени, которое теперь употребляетъ пре­ подаватель геометріи для упражненія у. чеывковъ зъ разрѣшеніи геометриче­ скихъ вопросовъ можетъ быть удѣлена безъ вреда для геометріи на изложеніе (*) Излагаются, —въ Мат- г. О С.Ред. ,— 1065 – правилъ составленія географической сѣ­ ти. Такова мысль Адамма. Подъ вліяніемъ ея написана его книжка, содержащая въ себѣ краткое, возможно упрощенное из­ ложеніе правидъ нанесенія употребитель­ нѣйшихъ проэвцій .» Что же касается черченія картъ въ вашей гимназіи, то я надѣюсь ввести въ употребленіе нагляд­ но понятныя составленныя г. директо­ ромъ нашей гимназіи и разосланныя вмъ по всѣмъ подвѣдомственнымъ учи­ лищамъ программы литографированныхъ нѣмыхъ картъ Европы , предназначенныхъ въ учебное пособіе при преподаваніи Ге­ ографіи и Исторіи въ гимназіи и уѣзд­ ныхъ училищахъ. Обращаюсь теперь къ вамъ, возлюб­ ленные цвтомцы наши. Въ нынѣшній для насъ торжественный день, когда съ вос­ поминаніемъ о богопріятной жизни а о геройскихъ подвигахъ Св. Александра Невскаго престольно чтимаго и въ вашей гимназіи соединяется скромаоѳ торже­ ство наше во имя иросвященія; въ ны­ нѣшній день, когда кругъ нашего выс­ шаго мѣстнаго учебнаго начальства удо­ стоилъ насъ своимъ посѣщеніемъ, рада развивающихся оодъ сѣнію этого заве­ денія вашихъ дарованій, и когда отъ бди» жавшаго начальника и отъ наставниковъ вашихъ, я уполномоченъ сказать, не ис­ числяя прекрасныхъ вашихъ качествъ, дабы не нарушить нѣжнаго чувства дѣт­ ской скромности, что большая часть изъ васъ вполнѣ оправдываетъ какъ заботы такъ и ожиданія наши; въ нынѣшній день, юные друзья мои, я намѣренъ ска­ зать вамъ нѣсколько словъ о пользѣ, какую извлекаетъ все русское юноше­ ство, а въ томъ числѣ и вы отъ обуче­ нія въ гимназіяхъ вашей Имперіи. До­ ставить такое прочное, такое разнооб­ разное образованіе, какое получаетъ оочти даромъ каждый прилежно учащій­ ся гимназистъ можетъ только фазвѣ о- чень очень богатый отецъ своимъ дѣ­ тямъ, да и тотъ всегда-ли найдетъ въ двухъ трехъ лицахъ совокупность всѣхъ свѣденій получаемыхъ гимназистами отъ наставниковъ, изъ4 которыхъ каждый исключительно занятъ своимъ предме­ томъ. Постоянное, часто въ продолженіи всѣхъ лѣтъ службы сосредоточиваніе се­ бя въ Сферѣ идей избранной науки да­ етъ такую самостоятельность собствен­ нымъ трудамъ ихъ, какой никогда не можетъ имѣть преподаватель энциклопе­ дистъ, посвящающій себя въ одно и то­ же время разнообразнымъ научнымъ за* нятіямъ. Надежда же, что назидательныя, сказанныя въ классѣ а въ частныхъ бе­ сѣдахъ съ воспитанниками мысли, въ основѣ которыхъ лежатъ всегда безцѣввыя идеи Православія, Самодержавія и Народ­ ности, вносятся массою молодыхъ людей въ кругъ ихъ семействъ, дѣлаются предме­ томъ домашней бесѣды ихъ съ родными и, такимъ образомъ предварительно еще до поступленія въ учебныя заведенія, въ нѣкоторой мѣрѣ нравственно воспитыва­ ютъ ихъ меньшихъ братьевъ и сестеръ,— эта отрадная мысль располагаетъ каж­ даго изъ наставниковъ и энергически выражать свои убѣжденія предъ воспи­ танниками и вмѣстѣ съ тѣмъ искренно дорожить мѣстомъ службы и скромной дѣятельности. При томъ же домашній наставникъ вынуждается часто быть бо­ лѣе сколько слѣдовало-бы снисходитель­ нымъ къ недостаткамъ своихъ воспитан­ никовъ и умалчивать предъ родителями правду, какъ бы ни былъ убѣжденъ въ ней. Учитель же гимназіи, завися единственно отъ своего начальства и, свободный отъ всякаго на себя вліянія родителей дѣ­ тей, можетъ дѣйствовать, какъ въ отно­ шеніи къ хорошимъ, такъ и въ отноше­ ніи къ дурнымъ воспитанникамъ, совер­ шенно самостоятельно съ соблюденіемъ полной справедливости и -личнаго досто­ инства Совершенно бѣдный ученикъ, котораго родители принадлежавъ даже по происхожденію къ среднему классу гражданъ ставится всегда, ежели только того заслуживаетъ, выше не отличающа­ гося хорошими качествами сына богача влв магната. Переводомъ въ классы, на­ градами установленными иравительст- ,1066 — вомъ, внимательнымъ и ласковымъ об­ ращеніемъ начальниковъ и наставниковъ пользуются, какъ это вамъ вполнѣ азвѣст но изъ собственнаго ооыта, единственно тѣ изъ воспитанниковъ, которые пре­ красною нравственностью и прилежаніемъ стали выше своихъ товарищей. И такъ, памятуя значеніе гимназическаго обра­ зованія и пользу, какую оно можетъ до­ ставить будьте, всегда по прекраснымъ качествамъ и надеждою отечества, и луч* шимъ утѣшеніемъ наставниковъ и знайте, что образованіе все болѣе и болѣе дѣ­ лается потребностью каждаго граждани­ на. Отъ васъ, когда достигнете мѵжест- веннаго возраста, общество потребуетъ болѣе чѣмъ въ настоящее время отъ насъ; ибо не забывайте никогда, что Россія идетъ исполинскими шагами къ образованію. Къ труду слѣдуетъ привы­ кать отъ школьной скамьи и годы моло­ дости проведенные безъ пользы не воз­ награждаются въ послѣдствіи или вовсе или только при большихъ, тягостныхъ усиліяхъ. Молодой человѣкъ, не приоб- рѣвшій въ учебномъ заведеніи необхо­ димыхъ познаній, по вступленіи на служ­ бу уже однимъ исполненіемъ своихъ но­ выхъ обязанностей и заботами жизни, невольно отвлекается отъ желанія, ежели даже и имѣлъ бы его, собствен­ нымъ трудомъ достигнуть образованія. Представимъ себѣ теперь его положеніе въ обществѣ: онъ слышитъ образован­ ную бесѣду и нерѣшаетса принять въ ней участіе, что бы не выказать не достаточности своихъ познаній: читаетъ занимательное, возбуждающее всеобщій интересъ сочиненіе, встрѣчаетъ непо­ нятныя мѣста и не рѣшается оросить кого изъяснить ихъ, боясь прослыть вов­ се необразованнымъ человѣкомъ. Но свѣжесть умственныхъ силъ, духъ разу­ ма и терпѣнія, столь необходимые для ученыхъ занятій, да и самый успѣхъ въ нихъ приобрѣтаются, не столько силою человѣческой ноли, сколько благословені­ емъ свыше испрашиваемымъ усердными, пламенными мольбами. Молитесь же по­ стоянно друзья мои, дорожите всякимъ удобнымъ къ тому случаемъ и време­ немъ, болѣе же всего дорожите возмож- ностью присутствовать при’обіцествен- ныхъ богослуженіяхъ, памятуя соеди­ ненный съ ними ао словамъ Спасателя цѣлый рядъ отраднѣйшихъ для христі­ анской души обѣтованіи. Молитесь со всею полнотою мысли, со всею неоцѣ­ ненною теплотою дѣтской вѣры Пребла­ гому Господу, да ниспошлетъ вамъ бла­ годать Духа Своего Святаго дарствую- іцаго смыслъ и укрѣпляющаго душевныя силы, дабы вы внимая преподаваемому ученію, возрасля Создателю нашему во славу, родителямъ и церкви во утѣше­ ніе, Отечеству и .-.обществу всему на пользу- VI Ш Н Ы Я ОБЪЯВЛЕНІЯ. I ) По случаю поступленія къ новому содержателю, гостинница бывшая « Аѳи­ ны»,нынѣ именуется ПАРИЖЪ. Снабдивъ ее хорошею прислугою и опытнымъ пова­ ромъ, льщу себя надежоою, что гг. посѣ­ тители, а также и заѣзжающіе въ ну­ мера вполнѣ останутся довольны по всѣмъ требованіямъ , какъ по цѣнѣ , такъ и по добротѣ предметовъ; тутъ же мож­ но получать кушанья и на сторону въ лучшемъ вкусѣ и по сходной цѣнѣ. Майбородовъ. (314-)-1. 1) Городскія четверо-мѣстныя сани, малопоѣзж., продаются за сходную цѣ­ ну,, въ 3-й ч„ въ Малогонч. ул. подъ Холод. гррою , въ дворѣ Чистякова. (114)1. ОПЕЧАТКИ: Въ No 131, на страницѣ 1055, въ первомъ столбцѣ, сверху строка ‘вторая: вы. богочеловѣка, должно быть: Богочеловѣка; на стран. 1056, во второмъ столбцѣ снизу строка пятая: вмѣсто Мевьтебруна должно читать: ИВальтебруна. Печатать позволяется: II ен соръ А » З е Р В И Н Ъ . Редакторъ 3 ? І И Т О Н Ъ »