Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
13095
Дата випуску:
13.12.1915
Дата завантаження:
30.11.2018
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

Воскресенье, 13-го декабря 1915 года ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 130Е5. ГРИМАСА ЛЮБВИ. Въ окна смотрѣлъ тусклый петроградскій день, но для Котом- ской это было утро. Она только что кончила свои упражненія и еще не смѣнила туфельки балерины, выдававшія ея профессію. О, какъ она была предана этимъ занятіямъ! Самое землетрясеніе не могло бы остановить ея ежеднев­ ныя пе и экзерсисы. Вѣдь, она дѣлаетъ такіе успѣхи, она зани­ маетъ почти первое мѣсто; о ней восхищенно пишутъ; ее восхищен­ но привѣтствуютъ. О, еще никогда она не любила такъ свое искус­ ство, не поклонялась такъ сама себѣ! Но теперь на ея красивомъ продолговатомъ лицѣ было только раздраженіе. Она сжалась въ комо­ чекъ на своемъ диванчикѣ, за­ пахнулась въ роскошную мѣховую накидку и нервно постукивала ту­ фелькой по ковру. Рядомъ на ма­ ленькомъ столикѣ уже находился принесенный холодный завтракъ, но она точно забыла о немъ. Ея гость, художникъ Парамо­ новъ, видный человѣкъ этого міра, высокій, немного неуклюжій, лѣтъ тридцати пяти, ходилъ изъ угла въ уголъ и тоже безъ обычной улыбки, безъ ласковыхъ словъ,— угрюмый, сосредоточенный. — Вы были заняты? Она произнес­ ла это рѣзко, съ нескрываемой ироніей. — Да, былъ занятъ,отвѣтилъ онъ холодно, безъ взгляда, прежняго моля­ щаго взгляда о прощеніи. — Я писала вамъ въ среду, вы не отвѣтили. Я звонила вамъ вчера три раза, — вы не пришли. Ахъ, мой бѣдный! Васъ задавила работа надъ этой «Голубой бабоч­ кой». В о о б р а- ж аю, какъ вы ее разрисуете. Онъ ничего не отвѣтилъ. Она продолжала: — А кто-то еще совсѣмъ не­ давно говорилъ мнѣ: «Моя еги­ петская принцес­ са»; «мое янтар­ ное солнце»; «я живу вам и»; ,>Все для родины”. «Фррнцуаския бе] ( жливость помож етъ нкмъ сраж аться и н об Ь д и ть”— ск а з ілъ Ф і опдуг.скій министръ ф и іщ іісівъ Р и б о .— Недостаточна «що выполнить спой тголгъ съ о р у .« ірмъ въ ] укахъ , быть готовымъ промітъ свою к] ош- на полѣ битвы. Это прекрасно. Вт огомъ героизѵ ь . Однако, еще не весь долгъ этимъ исполненъ. Н адо пі и нести эягтвьы. какими вы располагаете, вм ѣ сто-ого, чттбн старательно припряты ­ вать ихъ под-.бно ск о п ц у … Сейчасъ эгоизмъ—пе только низость, не тол ью измѣна, по г просто не тпльнопид ю сть К уд а пойдутъ эти запасы , если Ф ранція будетъ п обѣ ж дена? Они Гудутъ выкупомъ за п ораж еніе, вмѣсто того, чтобы стать цѣнг-і* побѣды»! Рис, Ж – Симона („L‘Illustration’). Аллегорія. «Каѳедральные соборы Франціи» въ театрѣ Сарры Бернаръ. (Слѣва направо); Сенъ-Поль- де-Леонъ. Арль. «Одинъ изъ нихъ». Страсбургъ (Сарра Бернаръ). Парижъ. Амьенъ. Буржъ. Самымъ к іт р г е н ы м ъ <обыти»мъ въ театральной ж изни €поенн.«го» Пиріпка. безспорно, явилось недавнее высту- іш о ііе давно замолкшей Озоры Ввр наръ. Артистка прочла поэілу Эж^на М о^аиа ,CathecIra1eatt, из >бражаю.чгую самые возі ышг иные и героическіе моменты войны. Криси.іъ -пм ‘ селъ автора- церкви Ф ранціи и Бельгіи созер­ цаютъ какъ зрительницы, онѣ переживаютъ, какъ мученицы , великую м іровую ктм отр оф у. Бѣ лы я д уш и соб о­ ровъ Амь-ы і, А рл я, Бурака і д р уги х» ст«-каются къ стар ш ій сестрѣ , „N otre D am e do P aris*. Ц ір к в и , хран ящ ія воспоминанія о сайрой Ф ранція, нынѣ поддерживаютъ борцовъ за Ф р ан цію б у д у іщ го и оллакипамтъ п оіи б – Шіі.ѵъ. Голосомъ, ж естам и, взглядами, слезами ра іок ізьгваетъ трагическая арти стка обь у ж асахъ лойі-ы—о на­ ш ествіи на Бельгію , о мукахъ женщ инт и дѣтей, растоптонпыхъ лош адьми, о зам «лкшихь колоколахъ церквей. А пою м ъ -*н ры дающій голосъ вдруі*ь крѣпнетъ, исполняется ю нош еской, пророческ-)й, поб Ьдитольп^й < илой, про- 1»кгап п ѵ ІЬ л у . Звонко, упоение ввучитъ голосъ въ картинѣ Ч)идущвпо торж* стпя Т и хая . го р стиля музыка Габр іел я Порно, сопровождавш ая слова артистки, «ловно ппуками п одавленчы ‘ъ ры даній, тепе] ь преобража* тсъ • въ ней радостный о й 0*1 абапн, бодры) звуки трубъ, грохогъ канонады, г’чть огр>М і*й толпы. Мощный голосъ Сарры заглуш аетъ эти поб Нігныс звуки и тонміъ, ипконекъ, въ раскатахъ марсельезы . Спектакль превратился Db иотиян .,0 г а р ід и о і торжество. «только о васъ я думаю въ моей мастерской». Она нервно разсмѣялась. — Вы знаете, Елена, что я не лгалъ. Но это прошло. Вы это тоже знаете. — Оче*-ь мило, —она п р и стук­ нула ногой,— но вы-то мнѣ дороги. Я эти дни не знала,что дѣлать. Вчера я не спала всю ночь. Я чув­ ствую , что это отражается на моихъ танцахъ. Парамоновъ не выдержалъ и улыбнулся: — О тражаетсяГна ‘ танцахъ? О, это, конечно, самое важное! — Ну-да. Я вовсе не намѣрена изъ-за васъ губить свою карьеру! — И не нуж но. Мы, просто, надоѣли другъ другу. — Э ю ложь! Что касается меня… Я люблю васъ. Поймите,— люблю. Парамоновъ снова улыбнулся, подошелъ к ъ Котом ской, сѣлъ рядомъ, поцѣловалъ маленькія руки и заговорилъ тономъ взрос­ лаго, которы й хочетъ наставить маленькаго ребенка: Елена, слова всегда лгутъ. Глаза болѣе честны я знаю и понимаю ваши глаза Вы меня не любите и едва ли лю(-.,ли — Это меня ° с к о рбляетъ!_ 0 н а передернула плечами — Я не хочу васъ о с„ о р б гя ть . Я прошу т о л ь к о – бросимъ ложь заговоримъ честно и правдиво. я васъ очень лю билъ/Е лена Вы дали м нѣ многое, дали мечту, ка ко е то неожиданное счастье, но по­ томъ это погас­ ло. Возможно, что сначала вы сами н е м н о го увлеклись. Я все дѣлалъ для э то ­ го, я, дѣйстви­ тельно, молился на васъ. Но очень скоро м нѣ стало ясно, что я для васъ только о б ­ становка. Вы д ѣ ­ лаете карьеру,— я извѣстны й ху­ дож никъ . Вамъ льстило мое вни­ маніе. В асъ ра­ довала зависть, вы видѣли, что я являюсь хорошей ступенью вашего педъема вверхъ. — Неправда! — Оставьте, Елена, хитрить. Я все понялъ и вовсе не обвиняю васъ. Вы умны, вы добиваетесь своего, — вотъ и все. Вспомните, ,ЮЖНЫЙ ИРАН. 13. m IIя IОI Гі і Ѵ иііі . и какъ вы всегда пригла шали ме я именчо въ тѣ 1 дни, когда къ вамъ собира I лись эти старые и молодые поклонники, подтянутые, прилизанны?, богатые. Въ съ гордостью показывали имъ меня, какъ п назы­ ваютъ гостямъ ст’р-иный персидскій ковсрь или ка кѵю-нибудь коллекцію мо­ нетъ. В j пони кали, что этс васъ выдвигаетъ. При этомъ вы обращались со мнно, какъ съ слугой, вы подкэр- киэали для никъ мою лю­ бовь, мое обожаніе. — Я не хочу васъ слу­ шать! — Будьте умницей Вотъ,; что вамъ было ну «но отъ. меня. Почти никогда вы нес і’ интересовались мною ради меня самігэ Моимъ искус­ ствомъ. м ею люб вью. Вы посылали меня за цвѣтами, вы принимали мои рисунки и плтомъ всѣмъ говорили: «Вѣпняга Парамоновъ! Я приказала ему подобрать мнѣ на вечеръ цвѣты; онъ мотается цѣлый день»; «это рисунки Парамонова,—онъ пишетъ только для меня». — Да, я гордилась вами. Развѣ эго плохо? — Это было нужно ва­ шимъ танцамъ. Я по<ялъ мою роль, и чувство посте­ пенно погасло. Вы это знаете. И теперь волнуе­ тесь, но это не любовь, не лгите. Вы, просто, не хотите потерять забавную вещицу изъ ва ней обстановки. Хо­ рошо. я соглас“ НЪ на это. Я буду иногда приходить къ вамъ, въ театр заглядывать въ вашу уборнуо. Вы оза­ бочены т о п ь к о этимъ. Отлично. Это будетъ моей благодарностью. Лицо Котомской прояснилась. Она уже не протестова­ ла. Конечно, онъ правъ. И, словно спохватившись, она сказала:] — Какія страш­ ныя, какія серьез­ ныя вещи мы гово­ римъ’ А завтракъ ждетъ насъ и ждетъ. Охъ какъ я поо- голода ась! Налейте немного вина… Спасибо. Теперь ку­ шайте ветчину. — 1 И. кушая съ гримасками ребенка, она говорила съ перерывами: — Правда, вкусчо? .. Я, вѣдь, уже се годна работал’… Впьмчт? р у тартин­ ку… Милый, придете сегодня въ театръ, ко мнѣ? Спасибо .. Налейте и мнѣ… До- воль-о. довольно. Знаете, я са^а поку­ пала это вино.. Пр -ходите… это меня настр ‘иваетъ… Онъ пилъ вино маленькими глотками и думалъ: „Она устраивается, она идетъ въ гору; я необходимъ ея побѣдной ко- Русскій черноморскій флотъ, возвращающійся послѣ бомбардировки непрія­ тельскихъ береговъ. Въ германскихъ окопахъ.— Н пріятель приближается! („L ll/ush аііои’ Лагерь союзниковъ въ Солуни. ге-ницѣ,—вотъ и все». И было еще не мн ги больнп отъ с-знанія такого тгез- ваго разе ^ета у его очаровательной еги­ петский при це*сы. Она не думала ни о чемъ, ѣла и ве­ село болтала о разныхъ пустякахъ. Фениксъ. С М Ь С о . j|A лксгольныя пилюли. «Navy and Military Record» сообщаетъ, что за п< слѣ нк-е время выагненъ составъ тѣхъ чудодѣйственныхъ пи люль, которыми снабжаются германскія и австрійскія войска. Одинъ сортъ этихъ пилюль служитъ для того, чтобы уничто-кить у людей: чувство голода, и посіѣ пріема одной изъ нихъ человѣкъ чувствуетъ себя: сытымъ Но затѣмъ р ы я с н и – лось, что имѣется еще и дру­ гой сортъ пилюль, кот рый служитъ для другой цѣли, т. к. послѣ ихъ пр ема чело­ вѣкъ дѣлается ссвершенно пьянымъ и ощущаетъ гро мадное желаніе драться. Эти пилюли содержатъ доста- то ное количество няркоти ческаго и алког льнаго ве­ щества, которое дѣйствуетъ срав игепьчо короткое вре­ мя; онѣ выдаются солдатамъ въ количествѣ двухъ штукъ въ день передъ атакой или тогда, когда ожидается на­ ступленіе непріятели, при­ чемъ при выдачѣ этихъ пи­ люль прекращается отпускъ нижнимъ чинамъ спиртныхъ напитковъ, слѣдуемыхъ по положенію. Но такъ какъ псслѣ пріема этого изобрѣ­ тенія германскихъ химиковъ чувствуется большое ослаб­ леніе и разстройство ор­ ганизма, то солдаты съ большой неохотой прини­ маютъ ихъ, и германскій генеральный штабъ, кото­ рый придаетъ большое зна­ ченіе тому, чтобы люди бы­ ли над-ежащимъ образомъ в’збуждены передъ атакой,стлалъ при­ казъ, чтобы солда­ ты принимали эти пилюли тогда, когда это на начено, обя­ зательно въ присут­ ствіи своихъ офи­ церовъ. Артиллерія буду­ щая. Въ итальянскомъ жуг налѣ „Pivlsta Mllltare Itallana” пояаи ась интерес­ ная статья, касаю­ щаяся артилл.-ріи будущаго. Вь на­ стоящей ‘еликгй войнѣ артиллерія получила преобладаю­ щее значеніе, и можно сь увѣренностью сказа ь, чт > на обширномъ текущемъ опытѣ будутъ выраб таны новыя основы тактическаго ея употребленія, котгрыя и получатъ тутъ же надлежащую боевую санкцію. По отношенію 42-сантиѵетровой гер­ манской мортиры до сего времени, между Прочимъ, выяснилось: д-ільн сть полета снаряда около 15 километровъ при вы­ сотѣ подъема траекторіи около 3,500 К) Ж ы й КРАЙ. Воскресенье, 13-го декабря 1915 года. У постели раненаго. Слѣпой марокканецъ. Въ» лазаретахъ» союзниковъ». метровъ. Заряжаніе производится при п мощи крана или артил­ лерійскою присягою, причемъ оч»нь сильное сотрясеніе воздуха, сопровождающее выстрѣлъ при не­ большой дп^нѣ канала и отсут­ ствіи ка’ихъ-пибо щитовъ или пеоегэродокъ между дуломъ мор­ тиры и прислугою вынуждаетъ послѣднюю нѣсколько удаляться отъ орудія передъ выстрѣломъ. Сотрясеніе платформы и основанія д лжно быть очень сильно. Пред­ положеніе, буато бы мортира обслуживается инженерами, оказы­ вается несправедливымъ; прислу­ га при ней состоитъ изъ артилле­ ристовъ, въ числѣ і оторыхъ солж- ны, конечно, быть мастеровые. ■’) ~ По слухамъ, идущимъ изъ Эссе­ на, Круппъ занятъ нынѣ отливкой пушекъ калибромъ въ 381 милл. (15 дюйм ), стрѣляющихъ на раз­ стояніе с»ыше 24 километровъ. Ни-юго невѣроятнаго тутъ нѣтъ. Сверхдред оутытипа «Warspite» вооружены 381-миллиметровыми пушками длин’ ю въ 45 калибровъ при начальной скорости погета снаряда въ 790 метровъ и віеѣ его въ 885 килогр. (болѣе 55 пу­ довъ), дальность полета должна превзойти вышеуказанную. Вѣсъ пушки 99 то^-нъ (6, 133 пуд), На оборонительныхъ позиціяхъ Панам­ скаго канала американцы устано­ вили 406 миллиметровыя (16 дюйм.) пушки длиною въ 40 калибровъ, стрѣляющія на разстояніе до 37 километровъ снарядомъ вѣсомъ около 1,070 килогр (ок ло 67 пуд ), съ разрывнымъ снарядомъ въ 68 килогр. t ильно взрывчатаго состава. На евсемъ обширномъ Меппенскомъ полигонѣКруппъ проиэв дитъ уже нѣсколько лѣтъ исп ята- ніе пушекъ калибромъ въ 381 и 406 мил­ лиметровъ, какъ судовыхъ, такъ и бере- гояыкъ, и огромныя ср-д тва его завода даютъ ему голную в зможнють всегда быть на высотѣ успѣховъ прогресса въ этомъ дѣлѣ. Пушки въ 381 миллиметръ приготовляются Круп юмъ для судовъ типа «Ersatz W5rth». Въ судзвой и береговой артиллеріи дальнобойность орудій является не столь­ ко цѣлью, сколько лишь постѣдствіемъ большихъ начальныхъ скоростей, необ­ ходимыхъ для стрѣльбы по вертикаль­ нымъ бронямъ. Наибольшія изъ этихъ Охрана желѣзнодорожнаго пути на югѣ Франціи. скоростей нынѣ достигнуты: 975 метровъ въ секунду для японской 152 миллимет­ ровой пушки, длиною въ 50 калибровъ системы Виккерсъ и въ 930 метровъ для ,5 и 65 миллиметровыхъ пшіекъ фран­ цузскаго фл та типа Шнейдеръ Канэ. На опытной стрѣльбѣ д стигнута ско­ рость въ 1,066 метрзвъ д я пушки Арм­ стронга въ 152 милл., длиною въ о0 калибровъ. Предѣлы дальности стрѣльбы судовой артиллеріи ограничиваются так­ же ст пенью совершенства дальномѣр- ныхъ инструмент въ и мѣткостыопушекъ, стрѣляющихъ къ тому же съ колеблю­ щихся платформъ. Въ сухопутной ар- тиллеоіи дальность оружія можетъ быть лучше использована, такъ какъ батареи и цѣли тутъ въ большинствѣ неподвиж­ ны, а стрѣльба можетъ быть лучше подготовлена. Однако и въ этомъ случаѣ дальность стоѣльбы огра­ ничивается степенью мѣткости орулій. Крупныя огудія гюлезны главнымъ образомъ въ атакѣ, а потому вѣсъ ихъ соображается съ удобствомъ перевозки, начальная же скорость полета снарядовъ не должна переходить извѣстныхъ предѣловъ во избѣжаніе быстраго изнашиванія канала, являющагося послѣд-твіемъ высокаго давленія газовъ. Эти два послѣдии<ъ со­ ображенія обусловливаютъ, въ числѣ друихъ причинъ, необходи­ мость употребленія мортиръ и гаубицъ большихъ калибровъ. Перелетныя птицы и война. Натуралисты отмѣчаютъ боль­ шія перемѣны въ маршрутахъ пе­ релетныхъ птицъ и объясняютъ это ягленіе войною, охватившей почти всѣ стсаны Еврпы . Уже осенью прошлаго года было отмѣчено, что аисты покину ти югъ Россіи и Галицію на цѣлый мѣ­ сяцъ ранѣе обычнаго срока. Рас­ терянныя птицы задержали’ь въ Австріи, гдѣ и заполонили на дол­ гое время села и городки, лежав­ шіе по пути ихъ слѣдованія на югъ. Лѣто 1915 года принесло еще больше сюрпризовъ въ этой области. Мѣста, изобиловавшія всегда дичью, опустѣли въ этомъ году, и, наоборотъ, многія мѣстности, не посѣщавшіяся до сихъ поръ пти­ цами, стали раемъ для охотниковъ. Любопытно отмѣтить, напримѣръ, что въ Люксембургѣ въ текущее лѣто замѣ­ чалось полное отсутствіе перелетныхъ птицъ, лѣса совершенно опустѣли, и— что раньше было бы невозможной вещью, — къ осени всѣ дорэіи и площади. на которыхъ кавалерія кормила лошадей, покрылись густыми всходами овса. Преж­ де птицы, несомнѣнно, поклевали бы всѣ зерна, упавшія на землю. ,Воскресенье, ІЗ-ro декабря 1915 года А. Н. Наумовъ, назначенный министромъ земледѣлія и і осударственныхъ имуществъ. Полковникъ полка С. С. Свѣшниковъ. Тяжело раненый, оставленъ на полѣ сраженія, Ѳ. 0. Лешетицкій. Въ Вѣнѣ умеръ знаменитый піанистъ, выдающійся пре­ подаватель музыки и композиторъ Ѳедоръ Осиповичъ Лешетицкій, дѣятельность котораго, главнымъ обра­ зомъ, протекала въ Россіи, гдѣ омъ принималъ жи­ вѣйшее участіе въ организаціи Императорскаго рус­ скаго музыкальнаго Об-ва и был ь однимъ изъ первыхъ профессоровъ петроградской консерваторіи. Харьковъ, Типографія Товарищества А. А. Іозефвича, «Южный Край», (’умокая, 13, «Король Дагоберъ» въ театрѣ Н. Н. Синельникова.