Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край
Регіон:
Харків
Номер видання:
13
Дата випуску:
14.01.1881
Дата завантаження:
02.11.2018
Сторінок:
4
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2017-2018
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Газета громадська, літературна і політична. Щоденне видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ Издатель  А .  А. Іозефовичъ. Главная Контора Газеты въ Харьковѣ, на Москов­ ской улицѣ, въ домѣ  И мператорскаго Университе­ та, No 7, при „Публичной Библіотекѣ11 Александра Александровича Іозефовича, принимаетъ подписку и объявленія; открыта въ будни отъ 9 час. утра до 7 час. вечера, а въ воскресные и праздничные дни отъ 11 до 4 час. дня. ЕЖЕДНЕВНОЕ ИЗДАНІЕ. ГАЗЕТА ОБЩЕСТВЕННАЯ, ЛИТЕРАТУРНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ. ХАРЬКОВЪ, СРЕДА 14 (26) Января 1881  года. Редакторъ А . Н. Стояновъ. Редакція газеты помѣщается въ г. Харьковѣ, въ Петровскомъ переулкѣ, No 1; для личныхъ объяс­ неній по дѣламъ газеты открыта ежедневно, кро­ мѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней, отъ 2 до 3 час._ дня. Статьи, доставляемыя безъ означенія условій, признаются безплатными. Статьи и коррес­ понденціи, присылаемыя въ Редакцію, должны быть за подписью и съ адресомъ автора. ОТДѢЛЬНЫЕ  ГОМ „ЮЖНАГО КРАЯ” ПРОДАЮТСЯ по 6 К. ПРИНИМАЕТСЯ ПОДПИСКА НА „ Ю Ж Н Ы Й К Р А Й “ , 1 8 8 1 Г О Д А – Изданіе А. А. Іозефовича, подъ редакціею А. Н. Стоянова, при ближайшемъ участіи Л. Е. Владимірова. „ЮіЬный Край“ будетъ выходить въ форматѣ газетнаго листа ЕЖЕДНЕВНО, а въ понедѣльники и дни послѣпраздничные въ размѣрѣ полулиста. П Р О Г Р А М М А Г А З Е Т Ы : I. Телеграммы. II. Руководящія статьи по вопросамъ внутренней и внѣшней политики, литера­ туры, науки, искуства  и  общественной  ж и зн и .  III. Дѣйствія правительства. ІУ. Внутреннія из­ вѣстія:  а)  городская и земская хроника,  б)  корреспонденціи. У. Обозрѣніе газетъ и журналовъ. VI. Политическое обозрѣніе. УИ. Внѣшнія корреспонденціи. УІІІ. Смѣсь. IX. Биржевая хрони­ ка. X. Календарь.  X I.  Справочныя свѣдѣнія. XII. Судебная хроника. XIII. Фельетонъ научный, литературный и художественный. ХІУ. Объявленія. х іо д х х и с г с и : На годъ.  На 6 мѣс.  На 3 мѣс.  На 1 мѣсяцъ Безъ’ доставки …………. 10 р. 50 к.  6 р. — к.  3 р. 50 к.  1 р. 20 к. Съ доставкою …………….. 12 „ — „  7 „ — „  4 „ — „  1 „ 40 „ Съ нерес. иногород.. . 12 „ 50 „  7 „ 50 „  4 „ 50 „  1 „ 60 „ Допускается разсрочка въ платежѣ за годовой экземпляръ по соглаш. съ главной конторой газеты  Подписываться можно на всѣ сроки не иначе, какъ съ 1-го числа каждаго мѣсяца; но каждый срокъ простирается не далѣе какъ до конца 1881 г. ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ:  въ главной конторѣ редакціи газеты  въ г. Харьковѣ,  на Московской ул., въ д. Императорскаго Харьковскаго Университета, No 7-й, при „Публичной Библіотекѣ”  А. А. Іозефовича; ТАМЪ ЖЕ  принимаются  ОБЪЯВЛЕНІЯ. Кромѣ того, подписка принимается: въ  С.-Петербургѣ— въ книжныхъ магазинахъ  II. Г. Мар­ тынова  и  „Новаго В рем ен и въ  Моснвѣ— въ книжномъ магазинѣ  Н. И. Мамонтова  и въ книж­ ной и газетной торговлѣ  II. Н. Шапошникова;  въ  Кіевѣ— въ книжномъ магазинѣ  Е. Я. Федо­ рова; въ Одессѣ —въ книжномъ магазинѣ  В. И. Бѣлаго;  въ  Полтавѣ— въ книжномъ матазинѣ Г. И. Бойпо-Родзевича. ОБЪЯВЛЕНІЯ ПРИНИМАЮТСЯ:  изъ Франціи исключптельио  въ Парижѣ  у Havas, Lafite et С°, 8 Place de la Bourse;  въ Москвѣ  въ Центральной конторѣ объявленій для всѣхъ европейскихъ языковъ, на Большой Дмитровкѣ въ домѣ Бучумова,  въ Петербургѣ  въ той же конторѣ на Нев­ скомъ проспектѣ, въ домѣ Струбинскаго  и  въ Варшавѣ  въ варшавскомъ агентствѣ объявленій Райхманъ и Френдлеръ на Сенаторской улицѣ, въ домѣ No 22. Главная контора газеты проситъ Гг. подписчиковъ сообщать о неаккуратной доставкѣ газеты. СОДЕРЖАНІЕ: Реальное образованіе, Н. Бекетова, Письма о южномъ краѣ Россіи (II), ІО. Мо­ розова. Телеграшиы  (отъ спеціальныхъ корреспонд. „Южнаго Края” и „Международнаго телеграф­ наго агентства”). Дѣйствія Правительства. Мѣстная хроника:  Депутація думы къ гене­ ралъ-губернатору.—Поясненіе къ балансу ено­ товъ харьковскаго общест. взанмн. кредита.— Замѣтка.—Письма въ редакцію. Внутреннія извѣстія:  Еорреспонденц. „Юж­ наго Края11 изъ  Ростова-на-Дону.— Увеличе­ ніе уроковъ русскаго языка.—Неудовлетвори­ тельность дѣлопроизводства въ Синодѣ.—Объ уничтоженіи должностей урядниковъ.—Отстав­ ка генерала Черткова.—Предполагаемое назна­ ченіе графа Игнатьева.—Проложеніе рельсо­ выхъ путей въ Закаспійскомъ краѣ.—Похороны генерала Тергукасова. Обозрѣніе газетъ и журналовъ. Политическое обозрѣніе. Календарь. Справочныя свѣдѣнія. Фельетонъ:  Сократили! (опытъ департамент­ ской беллетристики),  Одного. Объявленія. Реальное образованіе. Вниманіе къ дѣйствительнымъ по­ требностямъ общества, еще не вполнѣ  признаннымъ, заставляетъ насъ ска­ зать нѣсколько словъ о состояніи и  задачахъ реальнаго образованія въ Рос­ сіи. Реформа нашего средняго образо­ ванія, предпринятая еще Головнинымъ,  была, какъ извѣстно, проведена въ  жизнь бывшимъ министромъ графомъ  Толстымъ. Мы всѣ помнимъ это горя­ чее время и то живое участіе, кото­ рое принимало въ этомъ преобразова­ ніи наше общество. Оно распалось  тогда на два лагеря:—приверженцевъ  классицизма и защитниковъ реализма,  и вело ожесточонную борьбу. Эта борь­ ба отразилась, къ несчастно, и на са­ мой реформѣ, имѣвшей невидимому  только педагогическую цѣль, но, въ  пылу страсти, перешедшей эти грани­ цы. Побѣдители не ограничились по­ всемѣстнымъ введеніемъ классической  системы въ наліихъ среднихъ учебныхъ  заведеніяхъ, т. е. гимназіяхъ. Они раз­ рушили то немногое, что уже было сдѣ­ лано у насъ по части реальнаго обра­ зованія: были закрыты реальныя., гим­ назіи уже процвѣтавшія и выпускав­ шія весьма дѣльныхъ и развитыхъ мо­ лодыхъ людей, которые всегда съ боль­ шимъ успѣхомъ проходили универси­ тетскій курсъ. Вмѣсто, существовав­ шихъ у насъ и въ Германіи, реаль­ ныхъ гимназій, были созданы какія-то  своеобразныя учебныя заведенія подъ  именемъ реальныхъ училищъ—не столь­ ко, пйвидимому, съ цѣлью поднять,  сколько, наоборотъ, съ цѣлью пони­ зить уровень реальнаго образованія въ  странѣ. Однако общество, стремящееся  къ реальнымъ знаніямъ, отнеслось очень  сочувственно къ новымъ заведеніямъ и  ухватилось за реальныя училища, какъ  утопающій за соломенку. Городскія  общества и земства не щадили затратъ  и реальныя училища были хорошо, а  нѣкоторыя даже роскошно обставлены.  Учительскій персоналъ, поддерживае­ мый сочувствіемъ общества, съ жа­ ромъ, съ душою принялся за свое  дѣло,—и эти обиженныя и лишен­ ныя почти всякихъ правъ заведенія,  не смотря на уродливость своихъ  программъ и на неопредѣленность сво­ ихъ задачъ,—все-таки стали на но­ ги и приготовили не мало молодыхъ  людей съ основательными физико-мате­ матическими знаніями. Но, не смотря  на сравнительную успѣшность препо­ даванія, кончающіе курсъ въ реаль­ ныхъ училищахъ молодые люди не зна­ ютъ куда приткнуться. Кругъ и объемъ  ихъ знанія не соотвѣтствуютъ требо­ ваніямъ для поступленія ни въ какія  высшія спеціальныя заведенія,—и въ  то же время эти знанія непринаров-  лены къ практической жизни, такъ  какъ наши реальныя училища, по своей СОКРАТИЛИ! (Опытъ департаментской беллетристики). I. Въ одномъ изъ административныхъ  учрежденій давно волновались служа­ щіе отъ ходившаго слуха, что въ не­ далекомъ будущемъ послѣдуетъ сокра­ щеніе штатовъ. Въ то утро, когда  слухъ превратился въ несомнѣнное  извѣстіе, собравшіеся въ небольшой  курительной комнатѣ, чиновники, толь­ ко что прочитавшіе бумагу о сокра­ щеніи, окружонные столбами табачна­ го дыма, вели слѣдующій разговоръ: — Да! говорилъ худощавый, пожи­ лой, Коревъ, сокращеніе будетъ большое,  многимъ изъ насъ придется пойти съ  сумой. — Эта- чаша васъ не коснется, от­ вѣтилъ ему блѣднолицый товарищъ. — Вопросъ, какъ и кого сокра­ тятъ? вмѣшался въ разговоръ моло­ дой, высокій, румяный, съ симпатич­ ною физіономіею чиновникъ. —■ Извѣстное дѣло, Иванъ Петро­ вичъ, отвѣтилъ Коревъ, сокращать бу­ дутъ мелкую пташку, да притомъ  .изъ нея выберутъ кто побѣднѣе, по  безотвѣтнѣе и по старѣе; а большимъ,  извѣстно, всегда живется хорошо—они  и не замѣчаютъ этихъ невзгодъ. — Это не только скверно, да и  безполезно, сказалъ Иванъ Петровичъ;  для полученія пользы при такихъ ус­ ловіяхъ, надо массу пустить по міру,  да и тогда въ барышахъ получатся  какіе то, не стоющіе вниманія, гроши.  А повѣрни дѣло нѣсколько иначе, и  польза будетъ, да и армія чинов­ никовъ поубавится, а то ужъ очень  велика! — Эхт) Иванъ Петровичъ, вмѣ­ шался въ разговоръ Андріяновъ, вы  говорите о чиновничьей арміи, будто  бы она изъ земли выросла, или сама программѣ, не суть ни профес­ сіональныя, ни общеобразовательныя  заведенія. Задача нашего времени—  исправить несправедливость недавняго  прошлаго и возстановить подобающее  значеніе реальнаго образованія, приз­ навъ за нимъ право общечеловѣческаго  образованія. Почтенное историческое  дерево европейскаго классицизма,  прикрывшее и насъ своими вѣковыми  вѣтвями, не доллшо опасаться конку­ ренціи—оно еще достаточно пользует­ ся, заслуженнымъ многолѣтнею прак­ тикою, уваженіемъ и почотомъ. Не ка­ саясь самой системы, мы имѣемъ въ  виду только указать на односторон­ ность, а слѣдовательно и на искуствен-  иость проведенія у насъ послѣдней пе­ дагогической реформы и вытекшей от­ сюда несправедливости къ реальному  образованію. И въ самомъ дѣлѣ, не­ ужели физико-математическія науки  сами по себѣ не представляютъ доста­ точно разработанной области знанія,  чтобы послужить самостоятельнымъ цен­ тромъ для созданія системы общаго  образованія? Сколько-нибудь основа­ тельное знакомство съ современнымъ  состояніемъ этихъ наукъ, не позволяетъ  сомнѣваться въ высокомъ педагогичес­ комъ и культурномъ ихъ значеніи. Зна­ ченіе это уже сознано болѣе насъ опыт­ ными педагогами на западѣ Европы,  особенно въ Германіи, гдѣ давно у-  чреждены реальныя гимназіи съ обще­ образовательными программами и съ  правомъ поступленія въ нѣкоторыя фа­ культеты университета. Въ настоящее  же время, движеніе въ пользу реаль­ наго образованія тамъ все болѣе и бо-  цѣе усиливается. Неужели намъ слѣдуетъ пренебре­ гать этими признаками времени—намъ,  русскимъ, по природѣ своей наиболѣе  склоннымъ къ реальнымъ знаніямъ? Мы  въ правѣ надѣяться, что такія требо­ ванія времени и законныя ожиданія  нашего общества не останутся безъ  удовлетворенія, и что заправляющія  нами сферы, и въ томъ числѣ наше ми­ нистерство народнаго просвѣщенія, се-  ріозно отнесутся къ вопросу о реаль­ номъ образованіи у насъ въ Россіи.  Желательно, чтобы такое отношеніе  установилось безъ всякой предвзятой  мысли, такъ какъ время борьбы, кажет­ ся, уже прошло и наступилъ столь  желательный періодъ спокойнаго и все­ собою, по собственному желанію, со­ ставилась. Порядокъ, потребности ея  составили: уменьшите-ка безполезную  работу, переписку, и армія, незамѣт­ но, сама собою сократится. Я пере­ жилъ уже два сокращенія. А что изъ  этого выходитъ? Сегодня армію сокра­ тили, а работа осталась таже, смот­ ришь прошло два три года, эта армія  опять вошла въ прежній комплектъ,  если только не увеличилась; оно и вы­ ходитъ, что кромѣ временнаго несчас­ тія для нѣкоторыхъ, сокращенія ни­ чего не приносятъ. — Вотъ если бы мнѣ, сказахъ ще­ голевато одѣтый Багницкій, поручи­ ли проектъ сокращенія составить, то  я бы это дѣльцо выполнилъ отлично,  начавши съ разныхъ совѣтниковъ и  подъсовѣтниковъ и т. д. Да преиму­ щественно молодыхъ подвелъ бы подъ  сокращеніе. — А кто бы безъ совѣтниковъ намъ  голову мылилъ, сказалъ Ястребовъ. — Это не важное дѣло, отвѣтилъ  Багницкій, я могу взять на себя, ес­ ли тебѣ угодно. Оно же, по моему  проекту, какъ не нужное, выбрасы­ вается за бортъ. Поручи тебѣ дѣла  подъ полною отвѣтственностью, да и  не знай ты, что всякая твоя бумажка  двадцать рукъ, пройдетъ, пока на свѣтъ  божій выйдетъ, иначе бы ты сталъ ра­ ботать, больше бы мозгами ворочалъ.  Въ настоящее время разныя отноше­ нія, представленія, рапорты и т. д.  для тебя просто бумаги—и больше ни­ чего; а тогда за каждою изъ нихъ  ты увидѣлъ бы жизненную драму или  комедію, понялъ бы что своимъ мара­ ніемъ -.можешь создать послѣдній актъ  и задумался бы объ исходѣ. Теперь  тебѣ все равно, что бы не написать,  лишь бы мало-мальскій смыслъ былъ;  ты знаешь напередъ, что хорошо, ху­ до ли ты напишешь, начальство пере­ дѣлаетъ, непремѣнно передѣлаетъ; не много вѣдь такихъ счастливыхъ бу­ магъ, по которымъ бы карандашъ не  гулялъ. Вотъ по этому то работа и  теряетъ для тебя всякій смыслъ и зна­ ченіе: ты тунеядствуешь мыслью, мо­ хомъ обростаешь, и жизнь для тебя  чужда. Дальше канцеляріи ничего не  хочешь и понять, тебѣ кажется, что  здѣсь въ канцеляріи, видишь ли, и  есть самая жизнь и источникъ всякой  другой жизни, а тамъ, за этими стѣ­ нами, что то такое, не стоющее вни­ манія! — Отчего непремѣнно молодыхъ  сокращать? замѣтилъ кто то. — Потому • что молодой не втянул­ ся въ эту жизнь, онъ скорѣе къ дру­ гому труду пригодится, для него пе­ реходъ не такъ будетъ труденъ, не  такъ замѣтенъ. .А тотъ, кто втянулся,  кого, *такъ сказать, чиновничьимъ па­ раличемъ хватило и создало въ его суще­ ствѣ чиновничью складку, къ другой  работѣ не можетъ годиться; онъ на­ вѣрное погибнетъ при сокращеніи, а  за нимъ и семья, которая у него не­ избѣжно есть, какъ у долго поживша­ го. Послѣдній и на службѣ полезнѣе:  всѣ лишнія увлеченія, либеральни-  ченіе у него изчезли, онъ смотритъ на  дѣло спокойно и безпристрастно, а  потому удобнѣе обдумываетъ, лучше,  основательнѣе, послѣдовательнѣе про­ водитъ взглядъ; тогда какъ мы, моло­ дые, съ увлеченіями и разными шту­ ками этого сдѣлать не можемъ, а насъ  то навѣрное не сократятъ, напримѣръ,  меня ни за что! — Откуда такая увѣренность! раз­ дался чей то голосъ. — Да вотъ откуда: съ начальст­ вомъ я умѣю ладить. Мнѣ поручили  разобрать вопросъ о пьянствѣ и о мѣ­ рахъ противъ него. Я и написалъ со-  обрааюньице, да чудо какое! Прямо  по мысли начальства; а когда оно из­ волило мнѣ замѣтить, что не дурно общаго улучшенія нашего нравствен­ наго и умственнаго режима. Желанія  наши сводятся къ двумъ пунктамъ: во-  первыхъ, къ улучшенію самой програм­ мы или вообще цѣлаго строя реальна­ го образованія, и вовторыхъ—къ даро­ ванію окончившимъ курсъ реалистамъ  правъ поступленія въ университетъ.  При настоящей своей организаціи, наши  реальныя училища представляютъ стран­ ное сочетаніе профессіональной програм­ мы съ обще-образовательною. Они стре­ мятся одновременно къ достиженію  двухъ различныхъ цѣлей,—дать своимъ  питомцамъ научное физико-математи­ ческое образованіе и, въ то же время,  подготовить ихъ къ немедленному при­ мѣненію этихъ свѣдѣній, т. е. сдѣлать  изъ реалистовъ техниковъ. Для этого,  подъ конецъ курса, реальныя училища  подраздѣляются на спеціальныя отдѣ­ ленія—какъ то механическое, хими­ ческое, коммерческое и др. Съ преподаваніемъ основныхъ наукъ,  каковы математика, физика и химія,  идетъ рядомъ изученіе механической и  химической технологіи, счотоводства и  даже строительнаго искуства. Понят­ но, что все это только поверхностно  и только въ ущербъ изученію основ­ ныхъ наукъ. Для самой даже практи­ ки, полезнѣе было бы время, потра­ ченное на эти прикладныя знанія, упо­ требить на болѣе основательное изу­ ченіе теоретическихъ или общихъ пред­ метовъ, не говоря уже о томъ, что  такимъ способомъ достигалось бы бо­ лѣе солидное общее образованіе. Кон­ чившій курсъ реалистъ, конечно, не  ремесленникъ, но въ то же время онъ  и не техникъ;—свѣдѣнія его по части  устройства и построенія машинѣ, а  также и по химическимъ производ­ ствамъ, еще слишкомъ слабы, чтобы  онъ могъ явиться съ ними на заводъ.  Такой реалистъ по необходимости дол­ женъ еще поступить въ высшее спе­ ціальное заведеніе для довершенія сво­ его техническаго образованія. Но, въ  такомъ случаѣ, за чѣмъ же онъ терялъ  время на разныя технологіи? При вступ­ леніи въ спеціальныя заведенія, этихъ  знаній не требуется, а, напротивъ то­ го, требуется только основательное зна­ ніе общихъ физико-математическихъ  наукъ. Такимъ образомъ сама про­ грамма и неясность цѣли создали для  реалистовъ невозможное положеніе, и только, благодаря разумной и энерги­ ческой дѣятельности лицъ учебнаго  персонала нашихъ реальныхъ училищъ,  удалось имъ нѣсколько исправить не­ достатки учебнаго плана, положеннаго  въ основаніе реальныхъ училищъ. Одно  изъ отдѣленій реальныхъ училищъ не  выдержало даже и кратковременнаго  опыта—это именно коммерческое. Здѣсь,  въ Харьковѣ, не смотря на многочи­ сленность всякаго торговаго люда, оно  осталось почти безъ учениковъ и его  предположено закрыть; да и во мно­ гихъ другихъ мѣстахъ, какъ слышно,  почти нѣтъ желающихъ поступать въ  это отдѣленіе. Впрочемъ оно и понят­ но: для купцовъ, желающихъ дать сво­ имъ ■ дѣтямъ солидное коммерческое вос­ питаніе, реальное училище пе пригод­ но; для такого дѣла нужны спеціаль­ ныя коммерческія училища или акаде­ міи, гдѣ бы на первомъ планѣ стояло  изученіе иностранныхъ языковъ, счо­ товодства, товаровѣдѣнія, географіи, ста­ тистики, политической экономіи, и фи-  зико – математическое или собственно­ реальное образованіе тутъ уже доллшо  отойти на задній планъ. Вообще го­ воря, воспитательно – образовательная  роль реальныхъ училищъ для общества  не выяснилась. Для кого и для чего  они созданы? Какой потребности они  удовлетворяюъ? Вопросы темные. Если  имѣлось въ виду удовлетворить потреб­ ности общаго реальнаго образованія,  то прежнія реальныя гимназіи удовле­ творяли этой потребности гораздо луч­ ше, и ихъ слѣдовало бы удержать,  если же имѣлось въ виду практическое,  т. е. техническое и коммерческое, об­ разованіе, то этой цѣли, какъ мы ви­ дѣли, они менѣе всего достигаютъ. Прак­ тической потребности могутъ удовле­ творить только или низшія ремесленно­ техническія школы, или высшія спе­ ціальныя академіи и институты. Наши  ремесленники и купцы дѣтей своихъ  въ реальныя училища не отдаютъ, а  если и отдаютъ, то, вмѣстѣ со всѣмъ  среднимъ нашимъ сословіемъ, видятъ  въ нихъ среднія обще-образователь­ ныя заведенія съ реальнымъ курсомъ,  для котораго они и должны быть  предназначены. Подобнымъ значеніемъ  реальныхъ училищъ и объясняется то,  съ перваго раза, какъ бы непонятное  явленіе, что не смотря на всѣ ихъ  недостатки, общество относится къ было бы вписать, что и крестьянская  реформа имѣла нѣкоторое неблагопрі­ ятное вліяніе, то я, не противорѣча,  сказалъ, что включу, если прикажутъ;  но при этомъ скромно замѣтилъ, что  на мой взглядъ въ настоящее время,—  немножко неудобно. Начальство заду­ малось, а чтобы не утруждать ихъ го­ ловушку, я опять скромно замѣтилъ:  вскользь, слегка, едва замѣтно, что  называется между строкъ и можно  прибавить. Они изволили одобрить кив­ комъ головы, я и добавилъ. Другой  подумаетъ, что я это себѣ въ заслугу  ставлю—нисколько, потому что всѣ  эти соображенія, такъ сказать, по наи­ тію написаны; а какой изъ нихъ мо­ жетъ быть толкъ, какъ они отразят­ ся въ жизни, пригодными или нѣтъ,  я не знаю. Да и знать не хочу—не  мое это дѣло. Это не важная моя за­ слуга передъ начальствомъ и опирать­ ся на нее еще нельзя. Важно вотъ  что: я иногда встрѣчаюсь съ началь­ ствомъ въ обществѣ, въ театрѣ, иног­ да бесѣдуемъ, и они изволятъ смѣять­ ся, когда я разскажу веселый анекдо­ тецъ. Это не все! начальство потре­ буетъ, я всегда прилично одѣтъ, отъ  меня духами пахнетъ, а у нихъ обо­ няніе тонкое, избалованное! Ну хоти­ те я вамъ скажу, кого въ первую го­ лову сократятъ. — Еого! Кого! раздалось со всѣхъ  сторонъ. — Ѳедоръ Васильевича. — Не правда! Почему? спросило  нѣсколько голосовъ. — Потому, что Ѳедоръ Василье­ вичъ лучше всѣхъ насъ, онъ въ ра­ боту душу кладетъ, все по ниточкѣ  разберетъ. Посмотрите-ка его дѣла,  это прелесть, а начальству не нравит­ ся: мараютъ, черкаютъ, да передѣлы­ вать разъ пять заставляютъ. Молчитъ,  передѣлываетъ, а у самого кошки на  сердцѣ скребутъ, когда онъ на своей бумагѣ, карандашъ увидитъ. Я слѣ­ дилъ за нимъ и знаю какъ ему это  обидно. Какъ тамъ ни говорите, а та­ кого служаки между нами не найти,  и складка чиновничья у него есть, да  притомъ и глубокая складка; прослу­ жилъ онъ не мало,—а ничего недо-  бился. Давно бы ему слѣдовало повы­ шеніе; не даютъ—а вотъ за штатомъ  такъ оставятъ. Все потому, что на­ чальству угодить никакъ не умѣетъ;  притомъ же одежонка у него плохая,  въ обществѣ нигдѣ не бываетъ. Че­ ловѣкъ онъ прекрасный во всѣхъ отно­ шеніяхъ: весь онъ въ семьѣ, вся за­ бота его—о дѣтяхъ, а оставятъ за  штатомъ, погибнетъ и семья съ нимъ. — Ну, а меня оставятъ за шта­ томъ? спросилъ Коревъ. — Не знаю, можетъ быть! Въ это время вошолъ въ куритель­ ную, невысокій, худощавый чинов­ никъ, съ легкою просѣдью въ головѣ  и бакахъ съ* открытымъ добрымъ ли­ цомъ, но съ какимъ-то грустнымъ вы­ раженіемъ въ глазахъ, въ очень и  очень поношенномъ вицъ-мундирѣ. По­ клонившись всѣмъ, онъ пробрался въ  уголъ, и, вынувши изъ кармана смя­ тую папироску, тщательно расправилъ  ее и закурилъ. — Ну что, добрѣйшій Ѳедоръ Ва­ сильевичъ, обратился къ ниму Багниц­ кій, здоровы ли вы? — Слава Богу! Наработался, спи­ ну нужно разогнуть, отвѣтилъ вошед­ шій, тихимъ и симпатичнымъ голосомъ. — А что читали бумагу о сокра­ щеніи? — Читалъ, животрепещущая но­ вость, только нельзя сказать, чтобы  пріятная. — Мы здѣсь все разсуждали, какъ  будетъ это сокращеніе. — Есть о чомъ, отвѣтилъ Ѳедоръ  Васильевичъ, будто бы нашего мнѣнія  спросятъ. Просто въ одинъ день про­ читаемъ, что такіе-то и такіе-то мѣ­ ста упраздняются, а чиновники оста­ ются за штатомъ съ правами и пре­ имуществами въ такихъ-то статьяхъ  означенными. А права въ этихъ стать­ яхъ большія: годъ на кускѣ черства­ го хлѣба, а потомъ умирай съ голо­ ду, такъ какъ за сокращеніями на­ вѣрное нигдѣ мѣста не найдешь. Впро­ чемъ, что говорить, надо идти, а то  Валеріанъ Павловичъ, навѣрное уже  ищетъ меня и непремѣнно останется  недоволенъ, того и гляди, что выго­ воръ сдѣлаетъ. Ѳедоръ Васильевичъ бросивши па­ пироску направился къ двери, гдѣ  и столкнулся съ Валеріанъ Пав­ ловичемъ, довольно пожилымъ, ще­ голевато, съ претензіею на моло­ дость, одѣтымъ человѣкомъ, съ самой  обыденной физіономіей, который не толь­ ко возвысивъ голосъ, а особенно гроз­ но обратился къ Ѳедору Васильевичу  со словами: ,, Васъ вѣчно нѣтъ на мѣстѣ “. — Всего съ четверть часа, какъ я  пошолъ курить. — Мнѣ нѣтъ до этого дѣла! Я знаю  только одно, что когда васъ нужно, то  всегда васъ нѣтъ. — Что же нужно? — Я тамъ положилъ бумагу, надо  исполнить. — Я сейчасъ исполню. — Погодите, надо поговорить. Ѳедоръ Васильевичъ направился къ своему столу, а Валеріанъ Павловичъ  съ легкимъ кивкомъ головы, къ остав­ шимся въ курильной, усѣлся на ку­ шетку и закурилъ папиросу. Между  тѣмъ бывшіе въ комнатѣ потихоньку  вышли, остались только Багницкій и  Ястребовъ. — Багницкій, сказалъ Валеріанъ  Павловичъ, пуская клубъ дыму, вчера  были въ театрѣ? — Былъ и зѣвалъ. — Значитъ жалѣть не объ чомъ? Я No 13. ГОДЪ I.