Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Харьковские губернские ведомости (додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
124
Дата випуску:
14.12.1862
Дата завантаження:
31.01.2022
Сторінок:
8
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
Кількість номерів:
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:
Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ПРИБАВЛЕНІЯ К Ъ ХАРЬКОВСКИМЪ ГУБЕРНСКИМЪ ВѢДОМОСТЯМЪ. Выходятъ по П о н е д ѣ л ь н и к а м ъ , С р е д а м ъ и П я т н и ц а м ъ ) . Подписная цѣна на Прибавленія: Безъ доставки и Съ доставкою пересылки. и пересылкою. За годъ 2 р. 2р. 50к. с. — полгодаІр.2 5 к. I р. 6 0 к. с. На Губернскія Вѣдомости: Безъ переплета . • • 3 р. сер. Въ переплетѣ. . • • 3 р. 85к. За доставку па домъ или пе­ ресылку п о по чтѣ въ годъ 50 к. (Г О Д Ъ Ч Е Т В Е Р Т Ы Й ). No 124 . ПЯТНИЦА. 14-е Декабря. 186 «. Подписавшіеся на оба изданія платятъ за пересылку и л и до­ ставку только 50 коп. сереб. Подписка принимается въ Кон­ торѣ Редакціи, въ нижнемъ эта* жѣ дома Губернскихъ Присут­ ственныхъ мѣстъ. Частныя объявленія принима­ ются за букву и цифру по */г коп. сер, за каждый разъ. С татьи для напечатанія и вообще всякаго рода извѣстія просятъ присылать на имя Р едактора . СОДЕРЖАНІЕ: Отъ Редакціи.— Приглашеніе.— 0 пріемѣ учениковъ въ харьковское земледѣльческое учи лице.— Изъ прошлаго.’— Послѣ долгой разлуки.— Частныя объявленія.— О Т Ъ Р Е Д А К Ц І И . Открыта подписка иа полученіе «Губернскихъ Вѣдомостей» и «Прибавленій» на 18 6 3 годъ. Подписная цѣна на «Губерн. Вѣдомости» и «При­ бавленія» п въ будущемъ 1 8 6 3 г. остается таже, что и въ настоящемъ, а именно: Губерн. Вѣдом. безъ переплета 3 р. сер. __ __ въ переплетѣ 3 р. 85 к За доставку на Домъ или пересылку по почтѣ въ годъ 50 к. «Прибавленія»: безъ доставки п пересылки: _ __ за годъ 2 р. с. __ __ .— полгода 1 р. 25 к. _ __ съ доставкою и пересылкою: __ __ за годъ 2 р. 50 к. с. _ _ — яолгода 1 р. 60 к. Подпжжа принимается въ Конторѣ Редакціи, въ нижнемъ этажѣ дома присутственныхъ мѣстъ. П Р И Г Л А Ш Е Н І Е . Сего 1 8 6 2 года декабря девятнадцатаго числа, имѣетъ совершиться столѣтіе отъ созданія п освя­ щенія соборнаго храма Преображенія Господня въ куряжскомъ монастырѣ; по каковому случаю будетъ торжественное Богослуженіе въ семъ монастырѣ означеннаго 19 числа. О чемъ, по благословенію его высокопреосвящен­ ства Макарія архіепископа харьковскаго п ахтыр- скаго, монастырское начальство симъ объявляетъ ревнителямъ благочестія и любителямъ благолѣпія святыхъ храмовъ Божіихъ. Наотояталв, авхимаидвитъ А гапитъ . ,— 110 « О ПРІЕМѢ УЧЕНИКОВЪ ВЪ ХАРЬКОВСКОЕ ЗЕМЛЕ­ ДѢЛЬЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. Въ концѣ декабри настоящаго, и въ начадѣ янва­ ря будущаго года происходитъ пріемъ учениковъ въ харьковское земледѣльческое училище. Въ училище могутъ быть принимаемы молодые люди всѣхъ со­ стояніи. Желающіе поступить въ училище, должны быть ме моложе 16 лѣтъ и при прошеніи представить слѣдующіе документы: 1) метрическое свидѣтель­ ство, на установленной гербовой бумагѣ, выданное изъ духовной консисторіи; 2) свидѣтельство о про­ исхожденіи; 3) свидѣтельство о здоровьѣ; 4) сви­ дѣтельство или аттестатъ изъ учебнаго заведенія, если гдѣ либо учились. Происходящіе изъ купече­ скаго или мѣщанскаго сословія, а равно дѣти госу­ дарственныхъ поселянъ должны кромѣ того пред­ ставить увольнительныя свидѣтельства отъ обществъ, къ которымъ приписаны; вольноотпущенные— дан­ ные имъ отпускныя. Сверхъ сего лица вѣроисповѣ­ данія римско-католическаго обязаны представить свидѣтельства о причащеніи, а евангелическаго— кон­ фирмаціонный видъ. Молодые люди, неимѣющіе удовлетворительныхъ училищныхъ аттестатовъ, подвергаются экзамену. Удовлетворительнымъ училищнымъ аттестатомъ для поступленія въ 1 классъ училища почитается тотъ, изъ котораго видно, что предъявитель умѣетъ сво­ бодно и правильно читать и писать, знаетъ первыя четыре дѣйствія ариѳметики, начальныя основанія русской грамматики и катехизисъ. Годичная плата за полное содержаніе своекошт­ ныхъ воспитанниковъ 80 р., которые вносятся за годъ или но крайней мѣрѣ за полгода впередъ. И м п е р а т о р с к о е с.-петербургское вольное экономи­ ческое общество, имѣя въ сказанномъ училищѣ 34 пансіонера, принимаетъ просьбы, въ совѣтъ обще­ ства адресованныя, отъ желающихъ поступить въ число таковыхъ пансіонеровъ,* съ 1 “января по 1 сентября ежегодно. ІІеподавшіе просьбъ о приня­ тіи ихъ въ число пансіонеровъ общества въ совѣтъ общества въ назначенный срокъ, могутъ съ тако­ выми обращаться къ начальству училища до конца года. Для зачисленія въ число казеннокоштныхъ во­ спитанниковъ училища слѣдуетъ подавать прошенія заблаговременно или въ департаментъ сельскаго хо­ зяйства или начальству училища, которое прини­ маетъ на себя ходатайствовать предъ департамен­ томъ о принятіи желающихъ поступить на казенное содержаніе. Вь училищѣ преподаются слѣдующіе предметы: Общіе: законъ Божіи, русскій языкъ, чистопи­ саніе, арнометика, географія и русская исторія. Вспомоіателыіые: геометрія, геодезія, естест­ венныя пауки, сельская архитектура, законовѣдѣніе и черченіе. Спеціальные: земледѣліе, скотоводство, ското» врачеваніе, домоводство, сельская бухгалтерія, сель­ ская технологія, садоводство, огородничество, лѣсо­ водство и пчеловодство. Молодые люди, окончившіе въ училищѣ курсъ съ удовлетворительнымъ успѣхомъ, выпускаются съ свидѣтельствами па званіе ученыхъ— управитель­ скихъ помощниковъ и пріобрѣтаютъ слѣдующіе права: а ) они могутъ, не избирая рода ж и з н и , приписываться только для счета къ какому-либо городу и о) освобождаются отъ платежа податей и отправленія рекрутской повинности, которой подле­ жатъ лишь за проступки, по судебному приговору. Затѣмъ воспитанники, которые по истеченіи шести лѣтъ по выиускѣ изъ училища, представятъ закон­ ное удостовѣреніе въ томъ, что они время-то дѣй­ ствительно провели въ занятіяхъ по сельскому хо­ зяйству и что обязанности свои исполняли съ зна­ ніемъ дѣла, честно и добросовѣстно, получаютъ отъ училища, взамѣнъ прежде выданныхъ свидѣтельствъ, окончательные аттестаты, съ присвоеніемъ званія ученаго управителя. Съ спмъ званіемъ онп полу­ чаютъ навсегда права п преимущества, дарованныя сему званію св. зак. [пзд. 1857 г.] т. XII. Уст. о гор. и се.іьск. хоз. по IV прод. прил. къ ст. 255 § 4 7 . Воспитанникамъ, удостоеннымъ званія ученыхъ управителей, если они, по истеченіи 10 лѣтъ послѣ полученія сего званія, продолжали по­ стоянно заниматься управленіемъ сельскохозяйствен­ ныхъ имѣній и цредставятъ въ томъ законныя удо­ стовѣренія, испрашивается чрезъ министерство го­ сударственныхъ имуществъ званіе личнаго почетнаго гражданства. ,— 4107 И ЗЪ ПРОШ ЛАГО. (Окончаніе.) 3 -е . Я не думалъ, а тѣмъ болѣе не заявлялъ пе- чатно, что—бы на полицію можно было возлагать безусловную заботливость о смягченіи нравовъ на­ шего иростаго народа: это явное посягательство па искаженіе чужой мысли. Прочтите хладнокровно пер­ вое письмо мое (Л- 32) и вы увидите, что я го­ ворилъ тамъ не вообще о нравственномъ невѣжест­ вѣ народа, а объ однихъ лишь улнчпыхъ пѣніяхъ, къ искорененію которыхъ п предложена, между прочимъ, полиціи. Вольно—же было вамъ, Богъ вѣсть почему, отшатнуться отъ существенной цѣли моего письма и заявить оппозицію противъ такихъ мысіеіі которыя и незарождались въ моеіі іоловѣ. Мысль ваша, что распространеніе воскресныхъ школъ, скорѣе всего смягчитъ нравы простолюди­ новъ основывается на томъ, что «желаніе иростаго народа учиться грамотѣ есть стремленіе къ обра­ зованію, а образованіе какъ извѣстно, пеужнвается съ грубостью п невѣжествомъ». Дѣйствительно, образованіе полезно и существенно необходимо бо­ лѣе или менѣе, для всѣхъ слоевъ общества, но недолжно забывать, что образованіе тогда только бываетъ истинно-благодѣтельно, когда оно созидает­ ся на основаніи нравственно-христіанскихъ началъ. Иначе, откуда возникали бы среди насъ личности, которыхъ по справедливости клеймятъ «образованны­ ми невѣждами». Немудрено послѣ этого, если че­ ловѣкъ и получившій образованіе, но образованіе стихійное можетъ ужиться и уживается со всѣми видами нравственнаго невѣжества. Можно было-бы привести на это безчисленное множество Фактовъ, но мы ограничимся здѣсь указаніемъ на одну статью (рекомендуемъ ее прочесть вамъ) (*) помѣщенную въ журналѣ «Сынъ Отечества» за 1839 годъ, подъ заглавіемъ: «Нѣсколько словъ о предразсуд­ кахъ». Да не подумаете вы, что мы указываемъ на эту статью потому только, что она наиисана нами, нѣтъ, я желалъ-бы доказать Фактами, и Фактами, (*) Богъ съ нею! Хотя-бы успѣвать читать то, что интереснѣе и нужнѣе указываемой вами ста­ тьи. А — въ. которыхъ я былъ, къ прискорбію, очевидцемъ, что образованіе пе всегда въ разладѣ съ грубостью и невѣжествомъ (*). 4-е. Не удовлетворившись рецензіей общихъ мо­ ихъ мыслей, вы анализируете даже отдѣльныя Фра­ зы. Указывая на уличныя пѣнія подъ воскресныя и праздничныя дни; и во дни св. Четыредесятницы, я между прочимъ выразился такъ: «видѣть общест­ венное зло, и оставаться равнодушнымъ его зрите­ лемъ, противно не только основнымъ истинамъ христіанской нашей вѣры, но и естественному за­ кону совѣсти». «Что это такое». Вопрошаете вы. «Вѣдь гдѣ есть естественный законъ совѣсти, тамъ осуществлены уже основныя истины христіанской вѣры и проч.» Дѣйствительно такъ. Мысль ваша въ основаніи своемъ логична, но не положительно безусловна. Объяснимся. Что такое совѣсть! Со­ вѣсть въ человѣкѣ есть такое внутреннее дѣйствіе, въ которомъ сосредоточивается дѣятельность всѣхъ главныхъ силъ нашего духа. Это опредѣленіе абсо­ лютно должно быть примѣняемо къ совѣсти кажда­ го человѣка, какой-бы онъ нибылъ религіи. Но извѣстно что проявленіе дѣйствій этой совѣсти, да­ леко не одинаковы по своимъ результатамъ, и са­ мая совѣсть хотя дѣйствительно нечуждая основ­ ныхъ началъ божественнаго закона, все-я;е далека еще отъ того, что-бы собственными спламп осу­ ществлять ей эти начала, а тѣмъ болѣе правильно руководствоваться ими: для этого необходимо ду­ ховное возрожденіе. Что-ж е непонятнаго въ моей Фразѣ, (которая заставила васъ такъ много поста­ вить вопросительныхъ знаковъ и упрекнуть мепя отсутствіемъ способности ясно выражаться); если опа заключала въ себѣ ту естественную мысль что незабогится объ искорененіи нравственнаго зла, творимаго публично, передъ нашими глазами не только противно понятію человѣка уже возрожден­ наго водою и духомъ п, разумно понявшаго основ­ ныя истины христіанской нашей вѣры, почерпаемыя изъ откровенія, но и такому, который оставаясь еще внѣ этого откровенія, руководствуется однимъ (*) Вѣрьте мнѣ истинное образованіе никогда не примирится съ невѣжествомъ. Вѣроятно, вы дрессировку, по ошибкѣ, приняли за образованіе. Это случается со многими. А — въ. ,— 1108 — лишь врожденнымъ, естественнымъ закономъ со­ вѣсти. (Прочтите 2—ю гл. посл. ан. Павла къ Римлянамъ: это для васъ полезно). Вообще все сказанное вами по поводу моей фразы, произошло отъ темнаго или неправильнаго пониманія основныхъ истинъ христіанской нашей вѣры. Какъ видно, вы понимали подъ основными истинами то, что ука­ зываетъ намъ естественный законъ или совѣсть,— тогда какъ эти истины, суда строго, составляютъ истины только первоначальныя входящія въ область религіи естественной; а основныя истины, или что тоже основу христіанской вѣры составляютъ истины недостигаемыя путемъ естественнаго размышленія или указаніемъ совѣсти— а открытыя или почерпа­ емыя изъ положительнаго откровенія. Какія это истины— можно видѣть на первыхъ страницахъ па­ уки христіанскаго вѣроученія. Если и послѣ этого вы найдете для себя труднымъ понять различіе между основными истинами христіанской вѣры и законамъ совѣсти, то я совѣтывалъ-бы вамъ, по крайней мѣрѣ на будущее время не говорить о та­ кихъ предметахъ, которые, по важности своей, требуютъ спеціальнаго, основательнаго знанія, а не односторонняго— ложнаго. На предложеніе ваше со- тласпться, что я лишенъ способности ясно выра­ жать свои мысли, скажу только то, что я писалъ письмо (No 110) не для питомцевъ воскресныхъ школъ, которымъ дѣйствительно Фраза моя могла быть непонятна, по извѣстнымъ причинамъ (*) …… 5-е. Далѣе вы упрекаете меня, что я съ недо­ вѣріемъ смотрю на воскресныя школы и неожидаю отъ нихъ большихъ успѣховъ. «Пора-бы», продолжаете вы, «перестать сомнѣ­ ваться въ пользѣ грамотности». Что касается до грамотности, то я иеговорилъ о ней ни слова, и сомнѣваться въ ея пользѣ быдо-бы столько-же не истинно съ моей стороны, какъ не естественно съ вашей прививать мпѣ подобную мысль. ІІе созна­ вать пользы воскресныхъ школъ, также крайне бы­ ло—бы смѣшно; но ожидать отъ нихъ успѣховъ въ столь громадныхъ размѣрахъ, какъ допускаете вы, (’) Опять посовѣтую вамъ писать такъ, что-бы и питомцы воскресныхъ школъ понимали васъ. А — въ. значило-бы увлекаться за предѣлы “вѣроятнаго; а вы явно высказываете, что съ распространеніемъ школъ неминуемо улучшится нравственность въ народѣ и дикіе предразсудки сами собою уничтожат­ ся. Въ этихъ-то собственно блестящихъ результа­ тахъ я сомнѣвался и нынѣ сомнѣваюсь. Вѣдь су – ществуютъ-же у насъ школы далеко на болѣе прочныхъ основаніяхъ, чѣмъ воскресныя— и что- же? грустно говорить …… По не слѣдуетъ-же на частныхъ данныхъ заявлять безполезность этихъ учебныхъ заведеній, точно также, какъ изъ за ме­ тоды церковныхъ проповѣдей нынѣ существующей, не слѣдуетъ донускать, что эти проповѣди не мо­ гутъ содѣйствовать улучшенію народной нравствен­ ности, и даже отвергать участіе приходскихъ свя­ щенниковъ въ искорененіи грубости и невѣжества духовныхъ чадъ своихъ. Въ заключеніе совѣтую вамъ, при критическомъ обзорѣ чьихъ-бы-то ни было мыслей, руководство­ ваться какъ можно болѣе справедливостію и какъ можно менѣе авторскимъ самолюбіемъ; иначе могутъ и вамъ сказать: врачу, исцѣлися самъ (*). Бѣлгородскаго уланскаго полка священникъ А ндрей Д юковъ . (’) Приношу вамъ искреннюю благодарность за совѣтъ и прошу обратить вниманіе на скромныя примѣчанія, сдѣланныя мною къ вашему письму; они убѣдятъ васъ, что слово ваше пало не на ка­ менистую почву. Въ заключеніе-же, позвольте сдѣ­ лать и вамъ совѣтъ: если какая-бы то ни было редакція не будетъ печатать долго вашихъ статей, то помѣщайте ихъ лучше всего въ отдѣлѣ частныхъ объявленій, или отсылайте къ Виктору Ипатьевичу, а не прибѣгайте подъ защиту ………. но вы хорошо знаете, гдѣ искали номощи; могу васъ увѣрить, что въ отношеніи статей неофиціальныхъ редакція Губ. Вѣд. можетъ пользоваться гораздо большею свободою, нежели какъ вы предполагаете. Нако­ нецъ, вы мнѣ совѣтуете имѣть по менѣе авторска­ го самолюбія; я вамъ посовѣтую имѣть его ао-бо- лѣе …… А — въ. ,— 4109 — ПОСЛѢ д о л г о й РАЗЛУКИ. Была святочная пора; вечеръ только что начал­ ся, а ужъ на дворѣ ве зги не было видно, мятель еще не розыгралась, но ио всему можно было ду­ мать, что ночь будетъ бурная. Въ небольшомъ се­ лѣ Капушанкахъ всё сидѣло по домамъ, всё по— пріютилось около теплыхъ печей, только голодныя собаки, забившись въ солому, выли на чемъ свѣтъ стоитъ. Въ старенькомъ, но довольно уютномъ до­ микѣ дьякона Петра Ивановича чуть виднѣется тус­ клый огонекъ сквозь намерзшую кору льда на стек­ лахъ. Все семейство дьякона находится въ сборѣ: цріѣхзлъ и самъ дьяконъ изъ ирихода и отогрѣвалъ застывшія руки около оплывшей свѣчки; меньшія дѣти уже спали покотомъ на широкой кровати. __ Ну Сеня, началъ Петръ Ивановичъ, радъ я бра­ тецъ, что пріѣхалъ ты къ намъ погостить па свят­ ки, только незнаю какъ поѣдешь ты отсюда, что если все такіе холода будутъ? — А что-жъ не впервые, отвѣчалъ Семенъ, вотъ въ прошломъ году ѣздилъ я на Рождество къ то- варвщу, такъ пришлось сто верстъ въ холодной шинелишкѣ отвалять по такой-же погодѣ, а теперь что? надѣну тулупъ, ноги полстемъ застелю,— вотъ и холода бояться нечего! __ Оно такъ конечно, а все-таки боюсь я, началъ было опять дьяконъ. — Пустяки ты все толкуешь, прервала его жена, чѣиъ-бы распросить, да приласкать сына, а ты все заморозить его собираешься, садитесь-ка, да пейте чай. Всѣ усѣлись вокругъ простаго пекрашепиаго сто­ ла и съ наслажденіемъ принялись за напитокъ, рѣд­ ко употребляемый. — Ну какъ-же Сеня, началъ опять дьяконъ, ты не раздумалъ о своемъ намѣреніи? — Пѣтъ, батюшка, мое намѣреніе твердо, не хочу я и не могу идти въ духовное званіе, мнѣ туда за­ крыта дорога, да я ужъ съ годъ и заниматься бро­ силъ Философіей, а все время готовлюсь къ уни­ верситетскому экзамену и въ нынѣшнемъ году на­ дѣюсь его выдержать. — Я п неудерживаю тебя иди куда тебѣ кажется лучше: въ священники-ли, въ медики— все будетъ хорошо, лишь-бы хорошимъ человѣкомъ оставался. — Я и въ медики пе пойду, лѣниво отвѣчалъ Се­ менъ, не по душѣ мнѣ ихъ наука; я люблю исто­ рію, словесность, знаю недурно древніе языки и по­ тому буду филологомъ . — Хорошо все это, только чѣмъ жпть-то будешь, вѣдь мои достатки извѣстны тебѣ, а тутъ вотъ еще подростаетъ зто поколѣніе. — Ж илъ до сихъ поръ, проживу и больше; буду давать уроки, а тамъ, можетъ быть, дадутъ сти­ пендію; вѣдь нашъ братъ не рѣдкость въ универ­ ситетѣ; вотъ еще въ нрошломъ году Романцовъ по­ ступилъ въ медицинскую академію, а денегъ у не­ го не больше нашего. — Какой это Романцовъ, живо спросилъ дьяконъ, какъ его зовутъ? — .Зовутъ его Николаемъ Трофимовичемъ, а вы раз­ вѣ знаете кого изъ нихъ— ихъ семейство большое? — Какъ незнать, помилуй братецъ!— его дядя былъ мой товарищъ, а отецъ старше однимъ курсомъ и что это за люди были, что за умныя головы; осо­ бенно Ѳедотъ, мнѣ и встрѣчать-то послѣ такихъ не приходилось ……. дьяконъ вздохнулъ и задумался, видно представились во всей красѣ и прелести мо­ лодые годы; гнетущая нужда и горе не совсѣмъ еще вытѣснили сладкія воспоминанія;— ну а пле­ мянникъ-то каковъ? обратился онъ къ сыну. — Это былъ у насъ лучшій богословъ. Архіерей хо­ тѣлъ ему мѣсто въ самомъ городѣ дать, такъ не- захотѣлъ,— «не по мнѣ, говоритъ, эта жизнь, пой­ ду лучше къ дядѣ въ помощники, лѣчить буду страждущее человѣчество.» Это былъ очень умный и дѣльный малый, жаль одно— сильно зашибалъ…. *— Пьетъ? утвердительно спросилъ дьяконъ и на мол­ чаливое подтвержденіе сына отвѣчалъ глухо: это ужъ у нихъ такъ на роду написано, все племя та­ кое, умное, неутомимое, но пьетъ страшно и по­ гибаетъ ни за что. Сколькихъ ужъ я знаю Роман­ цовыхъ, вѣдь ихъ гнѣздо за тридцать верстъ отсю­ да, всѣ такіе были ……. — Вы говорите имъ на роду такъ написало, ска­ залъ сынъ, отчего-же такъ?— — Длинная, другъ, и старая зто исторія, да и мож­ но—ли еще вѣрить ей в п о л н ѣ , право незнаю, хотя наши старожилы передаютъ за правду. — Да ужъ вы разскажите, батюшка, равно вечеръ ,— 4110 — длинный, дѣлать нечего, я къ тому-же люблю слу­ шать остатки старыхъ преданій, въ послѣдствіи, сдѣлавшись студентомъ я займусь—таки серьезно собраніемъ старыхъ пѣсенъ, сказокъ и проч. Да, разскажите-же, отчего Романцовымъ на роду на­ писано такая страшная участь? — ІІу хорошо слушай, когда любишь зги росказни. Ѣздилъ-ли ты когда въ нашъ уѣздный городъ по 0 – пашанской дорогѣ? — Кажется былъ года два тому съ матушкой на ярмаркѣ. — Ну гакъ ты, можетъ помнишь, проѣхавши Опош- шо, стоитъ на пригоркѣ огромный почернѣвшій столбъ? — Что-же въ немъ такого? неотвѣчая на вопросъ сказалъ сынъ. — Пожалуй и въ немъ есть кое-что странное; сто­ итъ себѣ не измѣняясь, ни погода не беретъ его, ни дожди не проймаютъ, какъ изъ желѣза сдѣланъ, но главное то, чт» онъ крѣпко связанъ съ родомъ Романцовыхъ. — Это какимъ-же образомъ, спросилъ удивленный сынъ. — А вотъ какъ. Было то при царицѣ Аннѣ, а мо- жетъ-быть ц при самомъ Петрѣ Алексѣевичѣ. Се­ ло Опошня было тогда не очень далеко отъ грани­ цы, черезъ него пролегала большая дорога на Мо­ скву и иотому крестьяне жилп хорошо. У всѣхъ славные бревенчатые дворы, постройки хорошія, крыто все подъ очеретъ, а у нѣкоторыхъ и тесомъ, такъ что и мелкіе городки тогдашніе не внримѣръ хуже. Лучше всѣхъ жилъ въ селѣ тогдашній свя­ щенникъ отецъ Романъ; его хлѣбосольство и пол­ ные сундуки съ серебромъ далеко вокругъ были извѣстны; еще болѣе почитали его за умъ и доб­ рое слово. Былъ онъ уже человѣкъ не молодой; сыновьевъ поженилъ уже, а между тѣ .ъ сѣдины и признака не было въ его раскидистой, густой бо­ родѣ; благообразный лобъ и большіе каріе глаза еще много жизни показывали; любилъ оиъ зани­ маться наукою,— переводилъ Гомера и Виргялія, переписывался съ кіевскими и московскими учены­ ми; съ прихожанъ почти не бралъ ничего, а меж­ ду тѣмъ богатѣлъ не по днямъ, а но часамъ. Его крѣпкій обросшій мохомъ домъ былъ обнесенъ вы­ сокой каменной оградой, черезъ которую никакой воръ не могъ перебраться; на конюшнѣ всегда бы­ ло шесть лихихъ коней тысячныхъ,— другой скоти­ ны онъ и держать не хотѣлъ, говорилъ, что возни съ ней много. Семейство его было не велико; сы­ новья жили отдѣльно въ сосѣднихъ селахъ; жена Романа худая, блѣдная женщина была нѣсколько не въ своемъ умѣ, говорили испугалась чего-то. Един­ ственный работникъ не молодой, суровый мужикъ, ужъ лѣтъ двадцать жилъ у Романа; еще въ моло­ дости откупилъ его священникъ, отъ какой-то уда­ лой продѣлки и съ тѣхъ самыхъ норъ оиъ не раз­ лучался съ нимъ. Была у Романа огромная насѣка въ глухомъ вѣковомъ лѣсу, который тянулся верстъ на пятдесятъ въ даль; то было любимое мѣсто свя­ щенника; тамъ проводилъ оиъ лѣтомъ цѣлыя недѣ­ ли, тамъ любилъ заниматься ученой литературой, какъ говорилъ оиъ своимъ ученымъ друзьямъ. II точно мѣсто было хорошее: лѣтомъ тишина такая, да зелень, да свѣтлая рѣчка, которая пробиралась черезъ самый лѣсъ и разливалась широкимъ озе­ ромъ въ серединѣ его. Я часто бывалъ тамъ въ дѣтствѣ, прибавилъ дьяконъ, и знаю хорошо этотъ лѣсъ, хотя въ мое время онъ въ десять разъ былъ меньше прежняго. Въ самомъ глухомъ мѣстѣ былъ омшаникъ н не большая избушка, въ которой жилъ глухой и почти слѣпой столѣтній дѣдъ насичникъ; въ ней-же лѣтомъ бывалъ н самъ Романъ, когда пріѣзжалъ на наснку. Нужно сказать тебѣ наконецъ откуда было богатство у Романа; онъ былъ началь­ никомъ цѣлой шайки разбойниковъ; укрывалъ ихъ въ своей пасикѣ; принималъ ворованное и пана- далъ самъ съ ножомъ, когда предстояла возмож­ ность; омшаникъ служилъ у него для скрыванія награбленнаго добра. Много проѣзжихъ съ товарами погибло отъ Оношанскаго попа, много сотенъ ло­ шадей переправлено было имъ въ Литву, но еще никто и пе подозрѣвалъ Романа въ такомъ страш­ номъ дѣлѣ. Тогда впрочемъ это было не въ рѣд­ кость; нашъ край славился своими разбоями: не только простой народъ— помѣщики держали воров­ скія пристани …… Вотъ разъ въ осеннюю нору, поздно вечеромъ заѣхалъ къ Роману ночевать про­ ѣзжій купецъ съ прнкащпкомъ, а вужно сказать, что священникъ и па постой къ себѣ пускалъ. Пріѣхали они, управились съ лошадьми, да и лег­ ли на покой; купецъ въ горницѣ, а прикащикъ на ,— -1114 повозкѣ подъ навѣсомъ. Только лежалъ, лежалъ прикащнкъ— не спится ему, черныя мысли лезутъ въ голову, тоска пробираетъ такая, что ничѣмъ прогнать ея нельзя, сонъ пропалъ совершенно; онъ посмотрѣлъ на домъ н увидалъ узкую полоску свѣ­ та, которая пробивалась сквозь ставень «чего они не снятъ такъ долго, думалъ онъ, дай посмотрю, что попъ дѣлаетъ.» Онъ тихо подошелъ къ окну, ирцотворилъ немного ставшо н сталъ высматривать комнату;— немного погодя онъ задрожалъ и чуть неупалъ на земля. Посреди комнаты увидалъ онъ окровавленнаго хозяина; половица была приподнята и самъ священникъ съ работникомъ опускали туда хозяипа. Прнкащикъ остолбенѣлъ, страшное поло­ женіе его самаго и полная беззащитность тотчасъ представились ему; онъ бросился къ воротамъ, но они были заперты огромными замками, перелѣзть не было никакой возможности, онъ въ отчаяніи, незная что дѣлать, бросился въ первый попавшійся сарай— то былъ сѣнникъ; онъ забился въ самую глубь сѣна. Романъ, между тѣмъ, управившись съ купцомъ, хотѣлъ идти уже къ кучеру, какъ въ то­ же время услыхалъ стукъ въ ворота: то былъ дья- чекъ, пришедшій за ключами отъ церкви; день въ то время былъ праздничный. Романъ отправился въ церковь, а работникъ пошелъ къ одному изъ сообщниковъ, что-бы доканать прикащика; вороты были опять заперты. Прикащикъ, опомнившись отъ страха, вышелъ наконецъ изъ сѣнника, отнялъ у оторопѣвшей попадьи ключи, побѣжалъ въ церковь и тамъ во время самаго священнодѣйствія уличилъ Романа;— тотъ былъ взятъ; домъ осмотрѣли и тог­ да открылись всѣ его злодѣйства; еще болѣе ужаснаго нашли въ омшаникѣ …… (Продолженіе слѣдуетъ). ч л с і і і і л і о і і ь а в л и н і и . 1) Желаютъ имѣть попутчика до Москвы. Время отъѣзда 2 — 6* января. Спросить г. Цепринскаго, квартирующаго на Благовѣщен­ ской улицѣ, въ д. Каратассо. (НО )— /. 2) Г О Л Л А М Д С й і В Я С Е Л Ь Д И , О Т ­ Л И Ч Н О Й В Щ » © Д А – ЮТСЛ8 І Г Ь РНЛіС’ВДЬЯІ’і’э ВІО- Г Р Е Б ‘ Ь I ю. І І И В Ч і Г ‘І І І А ‘ — НА МО­ СКОВСКОЙ у л и ц ѣ , п р о т и в ъ м а г а з и ­ н а А. Э. САДЕ. (ІОА ) — / 3) Цвѣтущіе гіацинты, камеліи и другіе цвѣты въ большомъ выборѣ, продаются деше­ во съ доставкой, въ основянскомъ заведеніи садоводства, у садовника г. Приферта. Въ основянскоіг экономіи продается 10 стоговъ сѣна. ( \ 7 0 ) — / 4) Извѣщаются гг. родители желающіе по­ мѣстить дѣтеіг своихъ на квартирѣ, гдѣ-бы они имѣли хорошаго репетитора и надзира­ теля, а равно и практику въ языкахъ: нѣ­ мецкомъ и французскомъ,— за умѣренную цѣ­ ну могутъ обратиться за дѣтскій пріютъ, въ верхне-подгорный переулокъ, въ д. Лукьянова; здѣсь-же принимаются дѣти для приготов­ ленія въ гимназію. ( 2 7 3 ) — / 5 ) Харьковскій, купецъ Игнатъ Ііант елѣевъ желаетъ передать или продать табачную фабрику, съ торговлею,— а также у него есть вызженнаго кирпича триста тысячъ въ продажу, что можно видѣть въ за­ водѣ, и самый заводъ отдается въ аренда. _ ( т – 6) Желаютъ купить имѣніе адресоваться въ домъ с. с. Павловской. Тамъ-же отдаются 8 комнатъ вмѣстѣ и каждая отдѣльно, съ мебелью и безъ мебели. (НО ) — ,— 012 – 7) ЗУБНОЙ ВРАЧЪ А У М А Н Ъ въ Харьковѣ,— на Сумской, улицѣ, въ д. Антоновой, извѣ­ щаетъ почтеннѣйшую публику, что онъ встав­ ляетъ искусственные зубы въ металлической и каучуковой оправѣ. Цѣлая челюсть въ каучуковой оправѣ, стоитъ 50 руб. сер. 0 8 8 ; — 2. 8 ; Отдается въ наемъ въ г. Харьковѣ, на Рыбной улицѣ, въ д. подполк. Цонина: 1-е гостинница Лондонъ, 2-е верхній этажъ и 3-е ледникъ. 0 0 0 / — 2 9) СЪ ЛОНДОНСКОЙ И С Б Я і і Р н о и п ы с т л в и и только что получены НОВѢЙШІЕ ФОТОГРАФИЧЕСКІЕ А ПА­ РАТЫ, ЗА КОТОРЫЕ ВЫ ДАНЫ НАГРАДЫ, превосходящіе исполненіе всѣхъ преж­ нихъ маптинъ. Пріемъ ежедневно отъ 10 до 2-хъ ча­ совъ. Визитныя карты лакированныя и не лакированныя 7 р. сер. дюжина. Въ фотографіи ОТТО ЛЮТЦЕ, на Московской улицѣ, въ домѣ Гончаровой. ( 2 8 0 ) – 3 1 0 / Продается имѣніе Чичерина харьк. губ. зміевск. уѣзда, въ 10 в. отъ Харькова, въ 3 отъ Алексѣевской, торговаго мѣстечка при р. Берекѣ, состоитъ изъ 850 д. земли, 50 д. луга, 6*4 д. лѣса съ постройками; о цѣнѣ узнать отъ Чичерина квартирующаго въ ти- ханов. гостинницѣ, No 2 / . (208 ) — 2 1 1 / Продаются юродски парные сани, вв домѣ Велихова, на Пескахъ; спросить въ нижнемъ этажѣ Григорія. (80 )-— 3 ИШШИ) Ш Ш Я 8 * ПРОДАЖА ПО САМЫМЪ ДЕШЕВЫМЪ ЦѢПАМЪ,— ВЪ МАГАЗИНЪ ЯКОБСОНА, на Московской улицѣ, въ домѣ г. Витковскаго, съ 4-го декабря с. г. ( 1 1 0 ) – 3 . 1 3 / Д Р О В А СУХІЕ, ДУБОВЫЕ И СОСНОВЫЕ продаются въ заводѣ масляныхъ красокъ « х в а л а IIЛ МОСКЛЛЕВКѢ, гдѣ принимаются заказы на большія партіи. Тамъ-жс можно имѣть во всякое время рубленные дрова саженями и меньшими пар­ тіями. 0 6 8 /— 8 Одобрено цензурою. 1 3 —го декабря 1862 г. Редакторъ А. Градовскій.