Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11860
Дата випуску:
26.01.1914
Дата завантаження:
30.11.2018
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 26-го Января 1914 года. ИЛЛЮСТРНРШННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 11860. представляетъ собою часть знаменитыхъ .Измайловскихъ досуговъ”, и уважаемый секретарь ихъ называетъ насъ, предста­ вителей печати, гостями Высокаго хозяина театра, но какъ жаль, что народъ, об­ щество не увидитъ этой драмы! Какъ жаль, что ей не суждено увидѣть рампы! Конечно, каждый читатегь вскорѣ прочтетъ ее; но то, что неписано для театра, не можетъ произвести, вѣдь,то­ го же впечатлѣнія и въ чтеніи… Ду­ ховная цензура—крѣпкій заборъ: черезъ него не перескочить никому: она совер шекно отрицаетъ театръ, какъ учрежде­ ніе богомерзкое, бѣсовское .игрище” — и это отрицаніе абсолютное. Гдѣ уже тутъ расчитывать на постановку драмы, хотя бы на сценѣ тѣхъ же Император­ скихъ театровъ? II. Не все въ этомъ представленіи могло быть дано, и главныя лица, дѣйствія которыхъ обрисованы авторомъ, не по­ являются. Правда, этого не ощущаешь, благодаря только удивительной формѣ передачи содержанія, но, вѣдь, и это услсвность—и условность большая, какъ и все почти въ театрѣ. Но все остальное возсоздано, дѣйствія всѣхъ лицъ подготовляютъ все событіе, величайшее событіе, центральный пунктъ драмы мистеріи, сквозь воздѣйствіе событій на другихъ людей. Теперь, конечно, излишне гово­ ри”) о содержаніи драмы. Зто сказаніе Евангелія въ звучныхъ, красивыхъ стихахъ, безъ отступленій отъ источника, уложенное въ пяти картинахъ. Именно картинахъ, 8 не актаіъ. Изо всѣ эти краски, стихи, де­ кораціи, музыка, танцы—картину художника, а не дѣйствія живыхъ лицъ. Конечно, улица Іерусалима не есть подлинная улица священнагр города съ его солнцемъ, пылью, „ Ц А Р Ь ІУ Д Е Й С К ІЙ “. (Изъ разговоровъ и впечатлѣній). Съ того времени, какъ я по телефо­ ну передалъ о первомъ впечатлѣніи, про­ изведенномъ этой исключительной по замыслу, красотѣ и великой, обуреваю­ щей идеѣ драмой, прошло уже три дня — и впечатлѣніе остается все-таки такимъ же сильнымъ, какъ и въ первые часы послѣ видѣннаго. Гакъ говорятъ всѣ видѣвшіе драму—и это единодушное мнѣніе людей, могу­ щихъ, вѣдь , придти еъ себя послѣ экс­ таза—служитъ вѣрнымъ показателемъ того, что въ лицѣ этой мистеріи міро вая литература пріобрѣла исключитель­ ное выдающееся произведеніе духа че ловѣ ческаго. Мнѣ разсказываютъ, что Августѣйшій авторъ драмы три десятилѣтія носится съ мыслью воплотить въ формѣ драма­ тическаго произведенія идею величайшей въ мірѣ трагедіи человѣчества и, конеч­ но, выношенная въ душѣ, взлелѣянная мечта, осуществившись, нашла достой­ ную для себя форму. Пишущій эти стро­ ки не считаетъ, однако, возможнымъ кос­ нуться близкихъ, хотя и родственныхъ по духу каждому культурному не іовѣку, чертъ характера твор­ чества автора драмы, несмотря на всю авторитетность источника, откуда я ихъ почерпнулъ. Не- считаю также возможнымъ на столбцахъ газеты распростра­ няться объ игрѣ и исполненіи артистовъ, о мукахъ ихъ твор­ чества, хотя и знаю, сколько си лъ положено было на это дѣло и режиссеромъ Ардатовымъ, и артисткой М. А. Ведринской, талантъ которой я такъ цѣню. Но объ одномъ обстоятель – ствѣ нельзя не упомянуть. Хотя постановка „Царя Іудей скаго“ дѣло интимное, хотя онъ Входъ въ пуінвльскій Молченскій Печерскій мона­ стырь. _ Направо два окна спаіьни епископа Іоанникія. Погребеніе епископа Іоанникія. ПУТИВЛЬСКАЯ ТРАГЕДІЯ, Путивль, ,южный Н Р Д И. Вопфеоенье, 26-го лившія 1914 года. Воскресенье, 26-го января 19] 4 года. ЮЖНЫЙ НРАЙ, группами людей, но асе, что въ состояніи дать современное искус- ств >, здѣсь дано. Загорѣвшія еврейки, римляне, мулы, гранитъ, зелень растеній, звуки гоэодскіе— все это прибли зилось къ дѣйствительности на­ столько, наск лько это возможно при нынѣшнихъ техническихъ средствахъ. Возьмите шествіе величествен­ ное, красочное, несеніе Іоанны на носилкахъ,съ музыкой,гладіа Горами, толпой; вѣдь забываешь, что дѣйствіе происходитъ въ театрѣ! Міѣ разсказывали, сколько Груда и средствъ потрачено на обстановку! Конечно, все сдѣлано тля успѣха, но какъ сдТлано! Это быль какой то пиръ коасокъ! А музыка и танцы? А К. Гла- зуно у удалось сдѣлать нѣчто :оверденно геніальное, вдохно- зенное чувствомъ хри:тіанина и тртиста Божіей милое ью. Хоры, грубы левитовъ, ассирійскіе тан­ цы, пастушескія пѣсни, вступ іе- ніе къ третьему акту гдѣ н’до передать силу фанатической тол­ пы, или мракъ четвертой карги яы, или умиляющая, свѣтлая музыка Воскресенья—не сонъ ли это? Дѣйствительно ли люди могутъ такъ творить? О, ес°и такъ, если такова сила искус­ ства, если художникъ-декора торъ, композиторъ, актеръ и ав торъ могутъ создавать такую сим- Великій Князь 0нстантиновичъ “> роли ,искаг°. Князь Игорь Константиновичъ въ роли Руѳа, поселянина. фонію, то б- демъ же отъ искрен­ няго сердца кричать: — Слава искусству! Да будетъ оно безсмертнымъ! III. Невозможно отрѣшиться и отъ тсго, гдѣ происходитъ дѣйствіе мистеріи. Можно влюбиться въ этотъ театръ Эрмитажа, съ его историчес-ими воспоминаніями и цѣннѣйшими произведеніями искусства. Духъ Екатерины И осѣняетъ этотъ залъ, поднимающійся кру­ тымъ амфитеатромъ съ глубокой сценой, съ дива ічиками и прохо­ дами, дѣлающими залъ интим­ нымъ и уст-ыяъ. А а-тракть? Ник’о не шумѣлъ, не восторгался, не дѣлимся сво­ ими в^ечат-ѣнія ми, а каждый переживалъ картину и з аченіе ея. Хотѣгось, по словамъ одного изъ моихъ коллегъ, уйти домой, пережить у себя наединѣ видѣн- ное и лишь тогда дѣлиться своимъ восторгомъ и радостью, ибо раздѣленная радость—двой­ ная радость. Наспектакіѣ ке было отдѣль­ ныхъ людей, не было раздѣленія между особами, сановниками, ихъ же-іами и писателями, художни­ ками, журналистами:были только умиленные зрители. И думается мнѣ: почему же не дать этой мистеріи увидѣть свѣтъ широкаго, доступнаго театра? Опасаться, что это подорветъ Князь Константинъ Константиновичъ въ роли префекта когорты. 3 _ О „ЦАРЬ ІЗЕЙСКІЙѢ Никодимъ (кап. Чигаевъ), Іосифъ Аримаѳейсній (Вел. Кн. Константинъ Константиновичъ), Іоанна (М, А. Ведринская), Вартимей (кап. Архиповъ). Симонъ (ген.-маіоръ Тепловъ) и Руѳъ (князь Игорь Константиновичъ), «Ведутъ!» Слышны голоса: «Іисусъ Назарян-чъ, царь Іудейскій!» (Ш дѣйетв., 1-ая карт.». Вартимей (кап. Архиповъ), Іосифъ Аримаѳейсній (Bf,b ( Гнстантиновичъ), Лія (Е. И. Тиме), Александръ (М. А. Вла/ ѣген–маі0ръТепловъ). Н Н о ^ – Садъ Іосифа Аримаоейскаго, гдѣ Христосъ покоится щ Ств ч въ скалѣ. Вѣрующіе приходятъ украсить Его гроб* Дворецъ Пилата < II дѣйствіе). ,4 ЮЖНЫЙ КРАЙ. Виг’кртчіьо. 2Г)-гп января 101 I юта. репигіозное чув тво? Наоборотъ. Ду­ мается мнѣ, что человѣкъ, мало ре­ лигіозный, можетъ, именно, почув­ ствовать въ себѣ глубокое христіан­ ское чувство! Если бы запретъ исхо­ дилъ отъ какой либо власти, которая не признаетъ началъ Евангелія, тогда пришлось бы смириться передъ этимъ. Но запрещать гимнъ, торжествующій и захватывающій гимнъ Спасителю, я не знаю, кто можетъ этому сочув­ ствовать, кто не посѣтуетъ горько на это? И именно тѣ, которые были на доамѣ, въ одинъ голосъ говорятъ, что боіѣе возвышающаго душу зрѣлища имъ не приходилось наблюдать, такъ что высказываемое мнѣніе не единичное.. Только глубО’ ко, искренне и чисто вѣрующій чело вѣчъ могъ написать такое произве­ деніе—и не онъ пошелъ бы противъ Великой Идеи. Такъ что, страхи на­ прасны, драма эта не только мо­ жетъ, но и должна стать доступной для всѣхъ. Говорятъ, что ее возобновятъ въ Эрмитажѣ, но многіе ли получать туда доступъ? Не мало дивились тѣ­ ни, посѣтившія нынѣшній Измайлов скій Досугъ, „смѣшанному” обществу нашихъ дней! Л. Незнамовъ. Послѣ смерти „Желѣзной маски” лицо его было обезображено сѣрной кислотой и )ъ боязни, чтобы онъ не былъ узнанъ. Вся мебель, которая на­ ходилась въ его комнатѣ, была сож­ жена; о іои содраны и сожжены. Сло­ вомъ, огню было предано все, окру­ жавшее „маску” въ мѣстѣ заточенія, такъ какъ опасались, что узникъ могъ такъ или иначе оставить послѣ себя какія-либо данныя о себѣ. Морозный ударъ Французскія газеты соо’щаютъ, что въ Нантѣ вовре ля послѣднихъ морозовъ три священника, служившіе въ нетоп­ ленныхъ храмахъ съобнаженнымиголг- вами, сдѣлались жертвами „морознаго удара”. Въ Россіи „морозные удары” совершенно неизвѣстны, но на Западѣ и Югѣ, гдѣ не умѣютъ предохранять себя отъ холода,такіе случаи довольно часты. Подобно солнечному удару, при „мороз номъ ударѣ” приливаетъ кровь къ голо вѣ.и прекращается дѣятельность с*рдца. Точно также въ Россіи неизвѣстны и такъ называемые „энжелюры”—особый видъ замерзанія конечностей,—при ко­ торыхъ конечности болятъ и пухнутъ, хотя онѣ и вовсе не отморсже-ы. Не рѣдко эта болѣзнь случается при тем­ пературѣ 2—4 град. тепла. Тайный совѣтникъ Л. С. Поляковъ, одинъ ил. крупнѣйшихъ представителей московскою финансоваго и коммерческаго міра. Омь началъ слою дѣятельность службой въ качествѣ простого конторщика, а закон­ чилъ ее милліонеромъ. Покойный уроженецъ Орши, родился въ 1S-12 г. въ бѣдной еврей­ ской семі,1. Скончался 12 января въ Парижѣ. Тайна „Желѣзной маски”. Кто скрывался подъ желѣз ной маской, томясь въ заточе­ ніи въ теченіе нѣсколькихъ де­ сятилѣтій? Предположеній было много, одно фантастичнѣй другого. Въ свои(ъ изысканахъ историки и ученые позднѣйшихъ временъ на­ дѣвали эту желѣзную маску и на герцога Вермандуа, сына Люю- вика ХІѴ, и на Лавальеръ, кото рый за пощечину, данную имъ дофину, наказанъ былъ вѣчнымъ заключеніемъ, и на старшаго бра­ та Людовика ХІѴ, сына австрій­ ской королевы и герцога Буккин- гемз, и на Матгіоли, министра Карла Фердинанда, герцг га Ман­ туи, заключеннаго за выдачу ав стрійцамъ государственной тайны и т. д. Въ настоящее время занимаю­ щій весь уче-ый міоъ вопросъ о томъ, кто былъ .Желѣзной ма ской”. считается разрѣшеннымъ. „Желѣзная матка”, пг утвержде­ нію француза Ривэ, бьлъ неза­ коннымъ сынс мъ королевы Ачны Австрійской и кардинала Маза- рини. Когда Мазарини скончал­ ся, на сына его была надѣта чер­ ная бархатная маска съ желѣз­ ными закрѣпами. „Желѣзную ма­ ску” заточили сначаіа въ крѣ­ пость на о. св. Маргариты, а по­ томъ въ Бастилію, гдѣ онъ и скон­ чался, пробы въ възаточепіи42года. Извѣстная итальянсная артисіка Марія Лябіа. (Къ гаси лілпмъ пъ Новой оперѣ). Харьковъ. Типографія «Южнаго Края». М. Горькій. (По поводу возвращенія въ Россію). Сумская ул., домъ А. А. Іояефо-кича, No 13.