Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11854
Дата випуску:
23.01.1914
Дата завантаження:
30.11.2018
Сторінок:
4
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ Четвергъ, 23-го Января 1914 года. ОТВѢТЪ. .МАЛЕІІГ.ІѴІІІ РАЗСКАЧЪ. •••Вы написали мнѣ: «Прочла ваше письмо. Нѣ­ сколько строкъ и такъ сухо, Дѣловито. 3. лаете, какъ я себя почувствовала? Будто подсшла къ окну, разузоренному моро­ зомъ; прижалась къ стекламъ, и стало холодно, холодно. Въ другой разъ, прежде чѣмъ читать ваше письмо, буду одѣ­ вать мою шубку, а на ноги бо­ тики. Какой вы нехорошій. У, злой!* Я улыбнулся: .У, злой!“ — Шубка, ботики… Мнѣ безумно захотѣлось обнять васъ въ этой шубкѣ, найти среди мѣха ваши теплыя губы и цѣловать, цѣ­ ловать… Ну, можетъ быть, я уже не злой? Сухое, дѣловитое письмо, но если бы вы знали, какія ласковыя слова жгли тогда мои губы, какъ вздрагивало перо въ рукѣ, какіе образы проносились предъ глазами! Что такое письмо, эти хо лодные письменные знаки! Опи мертвы, безсильны, они пере Даютъ короткую мысль, рас •срываютъ крохотный уголокъ Освященный 16 января въ Петербургѣ храмъ-памятникъ, построенный въ память 300-лѣтія царствованія Дома Романовыхъ. души, а вся душа въ тѣни,— неизвѣстна, неоткрыта. Вѣдь, когда пишешь,—жи­ вешь. Въ головѣ тысячи мыс­ лей и образовъ, впечатлѣнія отъ сегодня и безчисленный рой воспоминаній. Се рдце тре­ пещетъ отъ противорѣчивыхъ желаній, воля раскалена, какъ желѣзо въ горнѣ. Эго такая яркая, широкая, многообразная и подлинная жизнь. Я говорю подлинная, потому что она вся полна тре­ пета, потому что рядомъ съ сознательнымъ въ ней таьая бездна безсознательныхъ дви женій, того, что мы до сихъ поръ опредѣляемъ такимъ короткимъ и слѣпымъ сло вомъ, – настроеніе. И вотъ, на бумагу, въ видѣ мертвыхъ словъ, попадаетъ только маленькая, незначи тельная часть этой жизни, только контуры, отблески, едва уловимая тѣнь. Тутъ безсиль­ но самое мощное перо. Письмо—это только намекъ, только возможность догады­ ваться, творить самому и мед­ ленно добираться до чужой души. Поэтому письма надо писать только дорогимъ и близкимъ, тѣмъ, которые сумѣютъ ежи f руппа предсѣдателей департаментовъ харьковской судебной палаты и членоьъ палаты во глаиѣ со старшимъ предсѣдате­ лемъ П. Ю. Лашкаревымъ и бывшими предсѣдателями департаментовъ Н. Н. Нрестьяновымъ. А. Ѳ. Мейеномъ и Н, М. Ѳедоровскимъ, назначенными сенаторами. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 11854. ,t Директ. геологическ. комитета академикъ Ѳ. Н. Чернышевъ, бып. проф. и директоръ Горнаго Института, одинъ изъ крупнѣйшихъ міровыхъ и рус­ скихъ ученыхъ, авторъ многочисленныхъ тру­ довъ по геологіи и палеонтологіи. вить холодныя мертвыя буквы, уви дѣть за неподвижными, неизмѣнными словами, увидѣть и почувствовать жи­ вой горячій трепетъ д>ши. Вотъ почему я всегда жалѣлъ и жа лѣю писатетеи, слово которыхъ идетъ въ толпу. Вѣдь, тамъ не только отсут­ ствуетъ бережность, но даже нѣтъ желанія раскрыть эту чужую душу. Надо умѣть читать. Читать такъ, что бы оживалъ въ строкахъ человѣкъ. Только тогда авторы найдутъ свое бе гсмертіе Такъ и теперь, моя свѣтлая радость, — я пишу вамъ, – но почувствуйте же мою жизкь, м >е серхце, мою гоезу за краткими безопьнымд словами! Вы правы,—наша любовь очень страдная. Ода—прекрасный матеріалъ для романа. Кажется, между нами помѣстился кто то третій,—умный, интересный, но все перепутывающій демонъ. Вперегонку другъ передъ дру- гомъ, съ неі б— й ……………. мы стараемся показать одинъ друго­ му, что любт-и нѣтъ. При встрѣчѣ со мной,—вы вяло и небрежно здороваетесь, а потомъ ве­ дете себя такъ, точно я отсутствую. Говорите скучное даже читаете или исчезіете на полчаса. Дзгиге мнѣ без­ различные взгляды, повидимему, ни­ чего не помните, ничего не чувствуе­ те Въ такіи минуты я самъ кажусь себѣ не оригинальнымъ, разносторон­ нимъ человѣкомъ, человѣкомъ бога­ той, красивой жизни, но маленькимъ, Четвергъ. 23-ю января 1914 юра. Гі-о Мехеличъ. блѣднымъ, тусклымъ и неинтерес­ нымъ, какъ всѣ ваши сосѣди. Тогда я начинаю мстить. Я говорю обо всемъ, кр^мѣ нашей любви. Я интересуюсь картинами въ нашей ком натѣ, коврами, кошкой, новой книгой. Совершедно не замѣчаю, когда вы ухпдиге, совершенно безразлично при­ нимаю ваше невниманіе. Съ этого момента мы становимся виртуозами въ своей лицемѣрной иг­ рѣ. Насъ обоихъ что то подстегиваетъ, Памятникъ Великому Князю Николаю Николаевичу. (Къ открытію). I Группа сподвижниковъ Великаго Князя, находящаяся у постамента памятника. Вт, центрѣ труппы Великій Князь Нико лай Ннкол.ч- пичъ; ко правую руку Великаго Князя -наслѣдникъ Цесаревичъ Великій Князь Александръ Александровичъ, впослѣдствіи Императоръ Александръ III, командовав­ шій руіцукскимъ отрядомъ, далѣе покойный Вел. Км. Владиміръ Александровичъ, по лѣвую руку—румын­ скій король Карлъ и ген,-фельдмаршалъ 1. В. Гурко, перешедшій Вв.-ткань съ перегонимъ отрядомъ, побѣ- еі.е.-ь і г-кь при Горномъ-Дубникѣ. Конная статуя памятника Авгу­ стѣйшему главнокомандующему русской арміи въ русско-турецкую войну 1877— 78 г.г., генералъ- фельдмаршалу Великому Князю Николаю Николаевичу. Памятникъ сооруженъ по проек- іѵ итальянскаго скульптора II. Каноника въ Петербургѣ, на Ма­ нежной и іои..гці. Группа знаменосцевъ съ тыльной стороны памятника. Она состою ъ изъ пяти знаменосцевъ, симво­ лизирующихъ образованіе четырехъ само- сіояіс.тмтыхъ православныхъ царствъ подъ сѣнью русскаго знамени. На первомъ планѣ знаменосецъ Русскій, затѣмъ Сербъ. Черно­ горецъ, Болгаринъ и Румынъ. ЮЖНЫЙ КРАЙ. о ,Четвергъ. 23-го января 191! года. Предсѣдатель Высочайше учрежденнаго комитета по сооруженію памятника Вели­ кому Князю Николаю Николаевичу, ген.- отъ-нав. Д. А. Скалонъ и итальянскій скульпторъ Пьетро Каноника, авторъ про­ екта памятника. подгоняетъ. Мы холодны, равнодуш ны спокойны, чужіе. Вы говорите, что я люблю эту иг­ ру и гтгрзый ее начинаю. Мнѣ же ка­ жется, что эго дѣло вашихъ рукъ. Мы страдаемъ подъ этой маской. Каждый старается уловить другъ у Друга въ словахъ, взглядахъ движе­ ніяхъ, хоть мимолетный отгѣнокъ лас­ ковости, теплоты или боли. Но не улавливаемъ,— в ѣ д ь , мы виртуозы; не­ чаянно показать настоящее, значитъ, оказаться побѣжденнымъ. Но вдругъ прорвется. Или я крикну вамъ: — Мнѣ душно въ этой комнатѣ! Вы каменная. И ти вы вдругъ обовьете мою шею руками и злобно сожмете горло. Тогда я радуюсь: „3 ишься, пото­ му, что возмущена мо< ю холодностью, потому что полумзла,—не любитъ. Значитъ, любишь, любишь!” Вь такихь сіучзяхь сразу падаетъ злая стѣна и избыткомъ нѣжности и признаній мы словно стараемся воз­ наградить себя за потерянные дни. Опытъ н съ ничему не учитъ. При каждой новой в :трѣчѣ мы снова Умудряемся обмануть другъ друга, мучить и пытать. И цѣлыя недѣли иногда ухоаятъ на »ту злую игру. Но никто не х >чегъ у.ту пить, первый •сдаться и раскрыть свой затаенный восторгъ, А. можетъ быть, въ этой игрѣ—на­ ше особое, мучительное и ослѣпитель­ ное сча:тье? И все-таки я благослов­ ляю нашу любовь. Помчите, я какъ то сказалъ: — Влша холодность меня не обма­ нетъ. Вы даже не смотрите на меня, но я чувствую, что ваше сердце об­ ливается кровью. Вьі отвѣтили смѣхомъ и постара­ лись сдѣлаться еще болѣе злой и рав­ нодушной. ЮЖНЫЙ КРАЙ Теперь вы можете сказать мнѣ: — Меня не обмануло ваше сухое письмо, знаю как ь горѣло ваше сердце. Но я не засмѣюсь. Я скажу: „вы правы. Я только прятался, а сейчасъ не хочу болѣе маски. Вы мой день, и моя радость, и ма­ ленькій храмъ, куда душа моя укры­ вается отъ злой непогоды. Я ломаю мою гордость и мое са­ молюбіе,—первый иду навстрѣчу,пер­ вый срываю маску, не смущаюсь опу­ ститься къ вашимъ ногамъ, цѣловать ваши колѣни, ваши упавшія руки, ва­ ше платье, голубую полушку, на ко- рую ложились ваши туфеіьки. Послѣ госіодсгва и холодчаго смѣ ха. который такъ до го терзалъ васъ, — для меня даже о.обенно с^адо эта покгрность, это обожаніе, эга колѣно­ преклоненная молитва. Взгляните ьъ мои глаза,—они не хо­ лодны. но молятся. Вслушайтесь въ мои слова —они не колятъ, но п.добны нѣжн лму бѣлому шелку, которымъ васъ всю я хочу окутать. Посмотрите на мои руки.—онѣ не грубы и неловки, но трепещутъ отъ нѣжности, съ молчаливой лаской ка­ саются вашихъ волосъ, вашихъ плечъ, вашихъ рукъ. Тихо и бережно, какъ весеннее дуновеніе вѣтра. Я люблю васъ. „Царь Ѳедоръ Іоанновичъ44. (Къ постановкѣ въ театрѣ Н. Н. Синельникова). Г. Баровъ въ роли царя Ѳедора Іоанновича. Цыганка Саша Степанова, раненая поручикомъ Колзаковымъ въ московскомъ ресторанѣ «Самар­ кандъ». И не нужно вамъ одѣвать шубку и на ноги ботики. Сегодня мъе письмо не холодное окно, разоренное морозомъ, но свѣт­ лая, теплая комната. Все въ ней от- д лано пухомъ, подушки, ковры, что­ бы нигдѣ вы не могли зашибить свою маленькую ручку, не наступили на тверюе, чтобы все вокругъ васъ бы ло мягкимъ, /а .кающимъ, теплымъ, влюбленнымъ въ каждое ваше движе­ ніе, каждое ваше прикосновеніе. Я люблю васъ. И если вы будете хохотать, смо­ трѣть холодными глазами, тушить улыбку, воровать и трзвигь Созрѣв­ шіе для меня поцѣлуи,—я останусь такимъ же нѣжчымъ, такимъ же пре­ даннымъ, отдающ-імся на вашу волю, и буду повторять только эти слова: „Люблю васъ-. Фениксъ. смьсь. Музей эротической литературы. Національная библіотека въ Парижѣ обладаетъ, подобна Ватикану, замѣча­ тельной коллекціей эротической литера­ туры. Судьба этой коллекціи довольно любопытна. Въ свое время она, по при­ казанію перваго консула, под ежала уни­ чтоженію. Но въ то время, какъ подоб­ ная же коллекція, хранившаяся въ биб­ ліотекѣ арсенала, дѣйствительно, была сожжена, собраніе въ національной биб­ ліотекѣ удалось спасти. Часть этой за­ слуги нужно откезти за счетъ аббата Грегуара, много хлопотавшаго о томъ. •» О ,4 ЮЖНЫЙ НРДЙ Четвергъ, 23-ю января 191-1 дда. ПОСЛѢДНІЯ моды. Платье изъ чернаго бархата— супль. чтобы упрятать эту литературу въ биб ліотенѣ далеко отъ человѣческихъ взо­ ровъ. Въ теченіе 19 вѣка собраніе эро­ тическихъ произведеній все обогащалось за счетъ изъятыхъ властями изъ обра ще-ія книгъ. Число названій увеличива­ лось сотнями изданныхъ на многихъ язы­ кахъ книгъ, среди которыхъ попадалось много рѣдкихъ первоначальныхъ изда­ ній. Во французскомъ отдѣлѣ этого грѣ­ ховнаго хранилища имѣется интересное произведшіе, относящееся къ 1837 г., гдѣ подрсбко описаны любовныя похож­ денія Байрона. Другими рѣдкостями яв­ ляется маленькаа книжка Теофиля Готье „Lettres б la prdsidente”. не попавшая въ собраніе его сочиненій, произведенія П. Верлена и Беранже. Величайшій въ мірѣ городъ. Американцы давно отличаю’ся своемъ пристрастіемъ ко всему грандіозному, огромному. Домъ въ 14 этажей уже не удовлетворяетъ американцевъ, и они строятъ небоскребы въ 30, 40, наконецъ, 52 этажа, т. е такіе, какіе и не снитись старой Европѣ. Теперь американское тщеславіе полу­ чило новое удовлетвореніе—Нью Іоркъ долженъ быть признанъ велизайшимъ городомъ въ мірѣ — населеніе его дохо­ дитъ до 5.476.966 человѣкъ, а въ Лон­ донѣ, имѣвшемъ до сихъ поръ пальму первенства, насчитывается всего 4.521.685 человѣ-съ, Такевы данныя америка-ской статистики. Англійскіе статистики счи таютъ и-аче и утверждаютъ, что Лон­ донъ, какъ былъ, такъ и остался вели­ чайшимъ городімъ въ мірѣ, такт какъ въ немъ вмѣстѣ съ его пригородами, на­ селеніе которыхъ тѣснѣйшимъ образомъ связано съ лондонской жизнью, насчч тывается 7.411.883 человѣка, т.-е. на 2 милліона больше, чѣмъ въ Нію-Іоркѣ. Что касается абсолютныхъ чиселъ, ста­ рая Европа, несомнѣнно, продолжаетъ быть на первомъ мѣстѣ. Но зато если принять во вниманіе относите-ьный ростъ этихъ чиселъ, первенство должно быть отдано Новому Свѣту: вѣдь, ги ганть Нью Іоркъ совсѣмъ молодъ —въ 1801 г. въ немъ насчитывалось всего 50.000 жителей. [Кто изобрѣлъ карманные часы? Въ сд-омъ ин странномъ журналѣ былъ поднятъ любопытный вопросъ о томъ, кто изобрѣлъ карманные часы. До сихъ поръ изобзѣтатепемъ ихъ считал­ ся молодой нюоенбергскій часовщикъ Генлейнъ, жившій въ началѣ XVI вѣса. На-д яхъ французскій ученый Девелль документально доказалъ, что часы до Генпейна были изобрѣте ы Жюлемъ Кудрэ, французомъ, придворнымъ часов­ щикомъ короля Людовика ХіІ. По сло­ вамъ Девелля, Жюль Кудрэ, въ 1518 го ду преподнесъ королю двѣ драгоцѣнны» шпаги, въ рукоятки которыхъ были вдѣ­ ланы часы, осыпанные драгоцѣнными камнями. Объ этомъ свидѣтельствуетъ приложенное къ тодчі шенію письмо съ упомянутой датой. Въ то время центромъ час вого производства былъ мапе ькій французскій городокъ Блуа, а лучшимъ мастеромъ этого дѣла считался Жюль Кудрэ. Впрочемъ, карманные часы были извѣстны и въ серединѣ XV столѣтія, т. е. на 50 лѣтъ ра -ьше изобрѣтенія ихъ Генлейнімъ и Кудрэ, но они были такъ велики и тяжелы, что ихъ невозможно было носить въ карманѣ платья. Тогда же были извѣстны такъ-называемые „счетчики времени”, которые конструи­ ровались на т шъ же принципѣ, что и обыкнозенные часы, но безъ камней и пружинъ. Эти „счетчики времени* по­ ходили на солнечные часы, такъ какъ циф-рблатъ ихъ былъ раздѣленъ на мѣсяцы. Часы эти длиною въ 10 сачт. и шириною въ 7 сант. сохранились до нашихъ дней въ музеѣ Неаполя. Они были достаточно малы и ихъ свободно- носили въ карманахъ тоги. 4-11-4: -1:1,, Тиши рафія «Южнаго Края», і ‘;-‘1 1:1 Л. А. Іозефовича, No 13 . Вечернее платье. Платье для вечеровъ и обѣдовъ.