Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11823
Дата випуску:
05.01.1914
Дата завантаження:
30.11.2018
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ КЪ ПЯТИДЕСЯТИЛѢТІЮ ЗЕМСТВА (1 января 1864 г — 1 января 1914 г.). ВИДНѢЙШІЕ ЗЕМСКІЕ ДѢЯТЕЛИ ЗА’ 50 ЛѢТЪ СУЩЕСТВОВАНІЯ /.ЗЕМСТВА. Кн. А. И. Васильчиковъ. земельный магнатт, поспѣ­ вавшій идею мѣстнаго са­ моуправленія. Теоретикъ и практикъ земскаго дѣла 60 и 70 г.г. А. И. Герценъ, пѣвецъ идеи народнаго само­ управленія. С. А. Муромцевъ, предсѣдатель земскихъ съѣз­ довъ, впослѣдствіи предсѣ­ датель гті-рной Государств. Думы, гласный тульскаго и московскаго губернскихъ земскихъ еобрапій. I руппа тверскихъ земцевъ, снятая 7 іюня 1905 г., па другой день послѣ Высочайш аго пріема въ Ц арскомъ солѣ депутаціи земскаго съѣзда, въ составъ которой входили П. И. ІІетрункевичъ и Ф. И. Роричовъ. Сидитъ: посрединѣ А. А. Бакунинъ, отъ него по лѣвую руку: С. Д. Кваш нинъ-Самаринъ, И. И. Петруикевичъ, В. Н . Карнауховъ и II. Д. Кваш нинъ-Самаринъ; по правую руку отъ А. А. Бакунина: Е. В. де-Роберти, Н. О. Витковичъ, А. II. Ромейко, С. А. Мясниковъ. Стоитъ слѣва направо отъ зрителя: В. Ф. Гаслеръ, Ы. А. Балавинскій, М. Е. Зайцевъ, Ф. II. Роднчевъ, И II Ѵ Ревякинъ, Б. Н. Тицъ; передъ ними: В. Д. фоиъ-Дервнзъ и М. II ІІетрункевичъ; далѣе А. С. М едвѣдевъ, В. Д. Кузьминъ-Караваевъ, С. В. де-Роберти, Cap. II. С. Вревскій, А. В. Кудрявцевъ и, крайній, М. II. Литвиновъ. Стоитъ ѵа-й рядъ) слѣва направо отъ зрителя: крайній слѣва К. М. Воскресенскій, у столба Фонаря кн. II. С. П утя­ тинъ, Д. П. Квашіг.ліъ-Самаринъ, II. К. М илюковъ, М. А. Потемкинъ, К. Я. Крюковъ, И. IT. Лашаковъ. . Я вѣрю, ты мой, ты принадіе жишь мнѣ. Не только вѣрю, я знаю это, какъ будто я каждый шагъ твой сопровождаю своимъ резнивымь в шля- домъ, какъ будто я невидамо сочуг- ствую тебѣ. Да, вѣдь, эго такъ и есть. Мысленно я съ тобою. Я ласкаю твои мягкіе в’лн’стые в>лссы на ви­ скахъ окою уха. Я никогда не каса- лгеь ихъ, ноя чувсгвѵю ихъ шелкъ, ихъ теплоту, ихъ ароматъ. Когда ты уѣзжать, я думала, чго буду ревно­ вать тебя къ тѣмъ женщинамъ, съ ко­ торыми ты встрѣтишься. О, ничуть не бывало. Тогда я ревновала тебя къ будущему. Но теперь я спокойна. Ты пишешь, что думаешь обо мнѣ, вспоминаешь меня. И этою довогьно. Кто помнитъ меня, тотъ не можетъ мнѣ измѣнить! Ха ха-ха… Ты уіыб- нулся? Да? Подумалъ: какая с<моувѣ- ренносіь! О, думай такъ. Но ты ме­ ня знаешь, и знаешь, что я иной быть не могу. Я стала такой, полюбивъ тебя. Ты меня сдѣлалъ такей. Ты рас­ крытъ мнѣ меня. Вотъ и все. И во­ все здѣсь нѣтъ никакой самоувѣрен­ ности, нгкакого самообольшеі-ія. Ты в всемъ виноватъ, мой милый тво­ рецъ и художникъ, мой далекій, да­ лекій .. Мурановъ не дочиталъ и выронилъ письмо изъ рукъ. — Далекій, далекій… Какъ это вѣр­ но! В.егда далекій, и раньше—боль­ ше, чѣмъ теперь. Тепер^, по крайней мѣрѣ, хоть воспоминаніе есть. А вос­ поминанія облагораживаютъ, возвы­ шаютъ, приближаютъ къ идеѣ, къ мепѣ, поднимаютъ надъ землею… Воспоминаніе—это тоже творчество, самое безо знательное и самое сво­ бодное, никакимъ законамъ не под­ властное. * Онъ не поднялъ съ полу ея пись­ ма. Онъ уже забылъ о немъ. Широ­ кими медленными шагами онъ ходилъ по мастерской мимо ряда мольбер­ товъ, холстсвт, повернутыхъ къ стѣ­ нѣ, мимо большею мольберта съ гро­ маднымъ холстомъ на первомъ планѣ. Вотъ здѣсь его далекая, здѣсь его единственная, здѣсь его мечта. Мурановъ остановился передъ карі Воскресенье, 5-го Января 1914 года. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 11823. ,ЮЖНЫЙ НРАИ. Воскресенье, 5-го дикаря 1914 года. Воскресенье, 5-го января 1914 года. ЮЖНЫЙ КРАЙ. В. Ю. Скалонъ, іыиѣотшлй публицистъ И ПНСА іепь по аемскимъ іюнросаліъ. Н. Ѳ. Анненскій, отецъ земской образцовой ста т и стиіси, организованный оо лі Казани и Нижнемъ-Новгородѣ. Выдающійся общество и ни й дѣ я­ тель. Редакторъ «Русскаго І>о- гатства». Нн. С. Н. Трубецкой, ру ководігтел і. вемской депутаціи, нредставлнішгейся Государю 6-го іюня 1905 г. Произнесъ отъ име­ ни депутаціи знаменитую рѣчь о созывѣ народнаго предотнви- іш ы ‘ тім . Первый избранный рок- ю ръ московскаго уииве])ситета. К. В. Арсеньевъ, і і з вѣсти м іі п иоатель – пу бл и циоть мо земскимъ вопросамъ. Ста* 1 * 1 . іі ііі і іі гласный петербургскаго губернскаго земства. Д олголѣт­ ній редакторъ «Ііѣстннка Евро­ пы» п авторъ ого «внутреи* нихъ обозрѣній». М. И. Туганъ-Барановскій. извѣстный писателъ—экономъ и публицистъ ПО 8ѲМС.КИМХ—пре- имущественноі, Финансовымъ во­ просамъ. Гласный Лохвицкаго -.емотва. Профессоръ политехнич. института. А. А. Кизеветтеръ. извѣстный публицистъ, исто­ рикъ мѣстнаго самоуправленія Членъ Госуд. Д умы 2 го оовы оа. Профессоръ университоі і Ш аннвскаго. М. Я. Герценштейнъ. извѣстный теоретикъ земскихъ финансовыхъ вопросовъ. Членъ Госуд. Д умы 1-го оовыва, уби гый союзниками. Бьіь. профес соръ носкою. университета. А. И. Чупровъ, извѣстный проф. полит. эконо кіи. Выдающійся теоретикъ зом окей статистики и авторъ ц ѣ ­ лаго ряда «литой о земскомъ са мо(ѵ правленіи. П. Н. Милюковъ, выдающ ійся общественный д ѣ я ­ тель. Одинъ изъ наиболѣе энер­ гичныхъ организаторовъ и актив­ ныхъ участниковъ земскихъ с . і.здогъ. Членъ 3-ей и 4-ой Госуд. Думы. Лидеръ партч «Народпой свободы». Руководи­ тель газ. «Рѣчь». Ѳ. А. Головинъ, предсѣдатель московской гу ­ бернской земской управы, впо­ слѣдствіи предсѣдатель 2-ой Госуд. Думы. Гласный мо­ сковскаго губерпокаго и дми- )ровскаго уѣзднаго земствъ. Предсѣдатель бюро по созыву земскихъ съѣздовъ въ 1905 г. В. В. Водовозовъ, извѣстный публицистъ, тооре- и къ народнаго представитель’ •тва. Организаторъ трудовой группы. И. X. Озеровъ. извѣстный теоретикъ вемскихъ финансовыхъ вопросовъ. Проф. москов. унивеі>. А. А. Кауфманъ. видный теоретикъ 8емскихъ,— преимущественно, переселопче- ски-колонизаціонныхъ вопросовъ. А. Ѳ. Кони. Членъ Государственнаго Совѣта, сенаторъ, извѣстный судебпьтй дѣятель. Ревностный защитникъ великихъ реформъ 60-хъ г.г. М. М. Алексѣенко. 1 тредсѣдатѳль бюджетной клм – миссіи Госуд. Думы 3-го и 4-го ооуыви. Гласный екатеринослав губерн. земства. Финансистъ. Пыяш. проф. харьков. унив. п попечитель харьк. учѳб. округа. А. А. Мануйловъ, авторъ многихъ статей тю зем окимъ вопросамъ. Участникъ •омскихъ съѣздовъ. Бывш ій рек торъ москов. университета (тіо слѣ кн. Трубецкого). Бывшій членъ Госуд. Совѣта. Н. А. Карышевъ, извѣстный пуб: щ истъ по і- окимъ во прося м j . ІТолитико-. ) номъ. Гласный ѳкатерипос. в. губер. земства. В. Д. Кузьминъ-Караваевъ. выдающійся общестпен. дѣятель и публицистъ. Гласный тверско­ го губерн. и бѣжецкаго уѣзд­ наго земствъ. Членъ 1-й и 2 іі Госуд. Думы. ИСТОРИКИ: ОБЩ ЕСТВЕННЫ ХЪ ДВИЖЕНІЙ А. Н. Пыпинъ. И. В. Лучицкій, членъ Госуд. Д умы 3-го созыва. Гласный полтавскаго губорцова­ го земства. Я. Богучарскій-Яковлевъ, ВЪ РОССИ.’ Создатель „земской” народной литературы. Н. А. Рубакинъ. тиной, сяернулъ покрывало, впил­ ся сстрымъ, влюбленнымъ взгля­ домъ въ незаконченный, творимый трѵдъ. При умгррющемъ уже краенгва- темт, но все гще рѣзкомъ свѣтѣ снѣ­ гового зимняго дня передъ нимъ пред­ стала юлѣногреклоненная, строгая, хотя почти обнаженная дѣвушка. Въ пестромъ узорѣ ьопочныхъ ковровъ, въ эагораищемся разсвѣтомъ возду­ хѣ горячей не чи бльстзло юное тѣло теплей прозрачной слоновой костью, мягкой и гьбкей, душистой и трепет ной. Нѣжная мелодія гобоя—въ сим­ фоніи звуковъ, въ оргіи звуковъ. Все поетъ, все трепещетъ, какъ струны подъ смычкомъ, какъ пьяный воз­ духъ іюньской ночи на югѣ. И только паза молчатъ. Глаза— костры въ потемкахъ души, въ чер­ ной пустынѣ, налъ которой никогда не всходило солнце, надъ котірой никогда не проплывала луна, на ко­ торую звѣзды никогда не роняли свои лучистыя слезы. Они молчатъ. Что въ нихъ? Отчая­ ніе, мольба, ужасъ? Нѣтъ. Въ нихъ ничего нѣтъ. Два зіяющіе ужасомъ провала въ бездну молчанія и холода. Картина называется „Разсвѣтъ Со­ ломеи”. Завтра придуть чужіе, без- различнье люди, унесутъ картину. Потомъ на выставкѣ передъ нею бу­ дутъ1 остана птиваться чужіе, безраЗ’ личные люди, будутъ говорить о неЙ 0 художникѣ Мурановъ получитъ зі нее медаль, поѣдетъ заграницу. Тетерь сбылось все, кг чему оні стремился, чего добивался такимі упорнымъ, такимъ вдохновенными трѵдпмъ. 1 А можетъ быть онъ къ этому и Ж стремился? Вѣдь, это какъ то саМ^ собою подразумѣвалось. Главна*1 мысль была всегда о Соломеѣ. И да же не о ней, а объ этихъ безмолб ныхъ глазахъ Соломея пришла п° томъ, когда встрѣтилась Кэтъ. Кэтъ, это не та провинціальная Д-® вушка, такая восторженная и само увѣренная, какъ весга, какъ южн.я ночь ст цвѣтами и заѣздами. Кэтъ, это жет шина —звѣрекъ, хищ* ный съ ч рньми ьудрями и смуглой кожей персіянки, съ бѣлыми зубами, мелкими, какъ не распустившіеся лан■ дыши, стиснутые вт зелени изумруд­ ныхъ листьевъ. Кэгъ, это маленькій символъ жен­ щины отъ Соломеи до Гедды Габлеръ, какъ говоритъ Мурановъ. Онъ именно такъ и сказалъ ей, когда Кэтъ однажды появилась въ его мастерсю й въ первое весеннее утро съ первой зеленью подснѣжни­ ка за поясомъ. – Вы, Кэтъ, не женщина. Вы толь­ ко символъ женщины отъ Соломеи до Гедды Габлеръ Оня улыбнулась: — П .чему Соломея? А онъ стоялъ передъ нею. глядѣлъ въ ея черные глаза, отражавшіе блескъ весенняго неба, и молчалъ. Тогла онъ нашелъ свою идею. — Соломея! вдругъ воскликнулъ онъ, Соломея! Только она! Соомея на резсвѣлѣ послѣ той страшной но­ чи танца, убійства и проданной любви… Кэтъ хохотала: — Вы клевещете на меня. Зачѣмъ такъ страшно! — Ахъ, нѣтъ, отмахнулся Мурановъ, и уже сидя рядомъ съ Кэтъ, гово­ рилъ быстро, быстро, словно торо­ пясь высказать мысль, чтобы она не улетѣла, не разсѣялась бы сномъ, не оставила его снова одного, блуждаю­ щаго вь поискахъ зтой одной нуж ной ему мысли, — Понимаете вы, что значитъ—са­ модержавіе женщины? Деспотл Иродъ, власіитель Востока, царь и богъ, и онъ у ногъ женщины, даже не жен­ щины, а дѣвочки, еше только рас­ цвѣтающей. Это ли не власть? Кэтъ слушала, серьезная и заинте­ ресованная: — Таьъ. Ну, а дальше что? — А дальше, продолжалъ Мура­ новъ, ничего. Или все. Какой то ха. 2 S Е. Н. Щепкинъ. ізвѣстный общественный и эом- жій дѣятель. Членъ 1-й Госуд. Пумы. Лрофессо]кь но россій­ скаго университета В. И. Семевскій. ,4 Воскресенье., 5-го января 1914 года. А. Ѳ. Бантышъ, 3. И Бенарнжовъ. М Е. Гордѣечко. В. Г. Колокольцосъ. Л, Д. Лесевицній. П. В. Кондратьевъ. В. В. Акишевъ, осъ, въ которомъ все непонятно. Сія­ ніе красоты—улыбка н* б съ; нена­ висть и месть —адскія змѣи; восторгъ, вдгхнозеніе танца, кипѣніе жизни; убійство—взглядъ, вопрошающій въ бездну небытія; снова восторгъ—тор­ жество жизни надъ смертью и про­ данная любовь—гнусная пощечина, плевокъ въ собственную душу, отри­ цаніе себя, отрѣшеніе отъ себя.,. Эго ли не хаоса ? — А дальше? слросила Кэтъ, ши­ роко раскрывая паза, въ которыхъ уже не было отблесковъ весенняго солнца. И Музановъ медленно, тихимъ го­ лосомъ отвѣтитъ, глядя ей въ глаза: — А дальше—только вотъ этотъ взглядъ. К»ть снова расхохоталась: — И это—все? — Все. — Капъ мал ! Я думала, что даль­ ше будетъ чт > нибудь трагическое, что нибудь сверхъ естественное. Ніи у меня такой ужасный, такой пре­ ступный взгляді? Теперь буду знать. Эго очезь интересно… Черезь нѣсюлько дней, когда кар­ тина была обдумана, а Кэгъ снова полулежала на диванѣ въ мастерской Муранова и слушала несвязныя рѣчи худэжника, ей вдругъ пришелъ на мысль вогросл: — А кто будетъ позировать для вашей страшной Сопомеи? Гдѣ вы найдете такую страшную женщ-іну’ — Э о большой вопросъ,—серьез­ но отвѣча. ъ Мурановъ. Эго чу-ъ ли не самае трудн е -найти натурщицу. — А я не могла бы вамъ позиро­ вать? какъ будто между прочимъ спросила Кэтъ. — Вы? рад с “но воскликнулъ Му­ ратов*-. Д« не м ж ‘тъ быть?,.. Я да­ же стара :ся не думать обь эп мъ… ВЬдь, эго такъ неожиданно… Да вѣдь, вы и есть мря Соломея… Неужели вы согласны? — Согласна. — Но,—и на лицѣ Кэтъ отразилось сомнѣнье,— я боюсь одного.У меня та­ кія узки плечи… и немного худыя… — Вотъ, посмотрите… продолжіла она, *ѳ давая опомниться Мура юву и спѣша и путаясь пальцами, соро- си па к< фточку, выставляя плечи и поднимая голову, чтобы показдть шею и грудь. — Ничего? Строгимъ холоднымъ взглядомъ скинулъ се Мурановъ и серьезно or- вѣти іъ: — Вы—чудная Соломея. Біагода- рю васъ. Кэгъ вдругъ стало стыдно, и опа поспѣшила одѣться. — Послушай, Мурановъ, вѣдь, это же свинство съ твоей стороны, полу­ шутливо, полувоз яуіценно г>аориаъ товарищъ Муранова Бергь. Вь тебЬ погибаетъ великій каррикатурисгъ, а ты картины пишешь. — Да тебѣ то что? отвѣтилъ Мура­ новъ. Ты свое получипъ, Я—свое. Что вамъ всѣмъ м я картина мѣшаетъ? — Ну, еще бы не мѣшала! ВЬдь, это же каррикатура, отвпеченн*я, такъ сказать, к; ррикатура. не по фэрмѣ, а по идеѣ. Эго ужасъ что та.сое. И та­ лантъ еще въ теб1! — Почему карри <атура? — Потсѵу что это—не женщина, это—оборотная сто; она женщины, такъ сказать, женщина наизнанку. Сплошной минусъ. И знаешь, какъ я смѣюсь, к’гда, пр ходя м^мо твоей „Соломеи”, слыиѵ восторженныя похвалы женщины. Ахъ дп какой сте­ пени онѣ насъ не поним.ютъ. — Ионѣ.и они,—добавилъ Мурановъ. -И оьи Хотя не всѣ. Зньешь ч го ска­ залъ о „Союмеѣ” Калюжниковъ? — Эго же кто такой? г — Какъ? Ты не знаешь Калюжникова? Но, вѣдь, это критикъ, дѣлающій по­ году. Мурановъ улыбнулся: — Отъ того, должчо быть, у наС въ Пеге; бургѣ и стоитъ всегда такв отвратительная погода, что ее дѣлаюТ всякіе Калюкниковы. — Калюжниковъ, во первыхъ, I всякій. А во вторыхъ, онъ скэзаЛ о „Сотомеѣ*:—Это—женщина беЗ глазъ. Удивительно вѣрно. — Твой Калюжниковъ самъ бей глазъ. — Ну, это извини. Онъ самъ н< много художьи.ъ. Въ молодости Д1 же выставлять. — А потомъ, увидя, что самъ н къ черту не голи гея, сталъ критикѣ вать другихъ. Хорошій критикъ. Сйі жи ему, чтобы онъ до самой свое смерти не смѣлъ подходить къ кзр тинамъ. Если „С ломея“ безъ глазі то, значитъ я—оселъ. Вся моя карт*1 на написана для глазъ. Остальное” фінъ. Бергъ пожалъ плечами: — А что выражаютъ эти глаза? — Эго ты с^мь долженъ сказат! Впрочемъ, эго скажутъ люди, коТО рые съ искусств >мь ничего общаГ не иміютъ и его ,не понимаютъ Они поймутъ мысль. Да и ты, сйі завъ, что „Со юмея*—каррикатур* сказалъ правду, потому что ты увИ дѣлъ ея ваглядъ, но не понятъ еп1( что онъ означаетъ. И я не понимай И никто эгого не пойметъ. А почу* ствуютъ многіе. Я думаю, что это есть искусство. (Ошгч. гм. въ слѣдующемъ приложеніи Вл. Шарков Харьковъ. Типографія «Южнаго Края». Кумекая ѵл., домъ А А. Іозефовича, No 13. ЮЖНЫЙ КРАЙ. : п р е д с ш т е л и харьковской губернской земской управы . А. I. Іонинъ. Ни. А. Д. Голицынъ.