Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11516
Дата випуску:
14.07.1913
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

ЮЖНЫЙ КРАЙ Воскресенье, 14-го Іюля 1913 года Будущая музыка пи Зцншщ. Несмотря на то, что Эдиссонъ еще въ ранней молодости лишился слуха, онъ ревностно занимается въ настоящее вре­ мя музыкою, какъ тридцать лѣтъ тому назадъ занимался электричествомъ, и обѣщаетъ создать новую музыку, кото­ рую называетъ „музыкой будущаго”. 06¾ этой будущей музыкѣ сообщаетъ нѣкоторыя подробности Алленъ Бенсонъ, одинъ изъ американскихъ біографовъ Эдиссона. Прежде всего возникаетъ вопросъ, какимъ образомъ Эдиссонъ зани- 1’о.нельскаго. мается музыкою, если онъ плохо слышитъ. — Я слушаю зубами,—объясняетъ Эдиссонъ,—а также черезъ черепъ. Обыч­ но я прислоняюсь головою къ фоногра­ фу, если же звуки слишкомъ слабы, я вонзаю зубы въ деревянный яшикъ и, такимъ образомъ, все ясно слышу. ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ПРИБАВЛЕНІЕ КЪ No 11516 Владиміръ Галактіоновичъ Иороленко. (Послѣдній портретъ). По поводу 60-лѣтія со дня рожденія. Ф от . X . С. ,ЮЖНЫЙ КРАЙ. Воскресенье, 1 І-гп іюл.я 1913 гола. Л і ЮЖНЫЙ КРАЙ. Дача В. Г. Короленко въ д. «Хатки’>. 23-го іюня скончался ііъ Финляндіи молодой талантливый художникъ, ученикъ Левитана, М. А. Демьяновъ, лишь въ 1910 г. окончившій Академію Х удож ествъ и получившій загранич­ ную командировку. О нъ участвовалъ на вы ­ ставкахъ за-грэтш-цей, на весенней въ Академіи Художествъ и О—на независимыхъ и вездѣ имѣлъ большой успѣхъ. Печатаемъ его кар­ тину «Старые годы», пріобрѣтенную музеемъ Академіи Художествъ. М. А. Демьяновъ. «Старые годы». Картина М. А. Демьянова. Эдиссонъ вообще считаетъ ухо аппа- ратомъ далеко несовершеннымъ, совсѣмъ какъ Гельмгольцъ, который съ прене­ бреженіемъ отзывался о человѣческомъ глазѣ. По мнѣнію Эдиссона, несовершен­ ство уха зависитъ отъ недостаточно раціональнаго расположенія ушныхъ ко­ сточекъ. „При работѣ этихъ косточекъ слиш­ комъ много теряется попусту энергіи. Отъ каждой слуховой волны, проникаю­ щей черезъ внѣшнее ухо, большая часть пропадаетъ, не достигая внутренняго уха. Поэтому, никто, обладающій нормаль­ нымъ слухомъ, не можетъ слышать такъ хорошо, какъ слышу я. Я слышу лучше, потому что не завишу ни отъ стремени, ни отъ наковальни, ни отъ молоточка. о В. Г. Короленко съ дочерьми на дачѣ въ д. «Хатки», близъ Сорочинецъ, Миргор. у. Ф от . X . С. Г о м ель ск а го . Рабочій кабинетъ В. Г. Короленко въ Полтавѣ. Ф от. X . С. Г о м ель ск а го . Воскресенье, 1 Г го іюля І9Ы года. 3 ,южный КРАЙ 4 Носкрепчіьр, 1 I – го іюля 1913 года. Эти части удалены изъ моего уха, вслѣд­ ствіе этого я слышу не ухомт, а чере­ помъ и зубами. Кто посѣщалъ когда-либо Эдиссона въ его мастерскихъ, тотъ знаетъ, что, дѣй­ ствительно, онъ слышитъ прекрасно, не­ смотря на то, что уже въ нѣкоторомъ разстояніи отъ фонографа не различаетъ даже звука. И, между тѣмъ, онъ все та­ ки стремится создать въ области музы­ ки нѣчто новое. По его мнѣнію, музыка въ наше Бремя то же самсе, что электричество соро.ъ лѣтъ тому назадъ. Инструментъ, съ по­ мощью котораго онъ хочетъ рефсрмиро вать музыку, тотъ самый фонографъ, который въ настоящее время многіе счи­ таютъ за инструментъ пытки. — Люди съ нормальнымъ ухомъ,— го­ воритъ Эдиссонъ, — отзываются про иную музыку, что она звучитъ непріятно, но не могутъ разобрать, отчего именно это зависитъ. Эдиссонъ же знаетъ. Когда теперь ка­ кой нибудь мотивъ передается фонсгра фомъ, то наряду съ мелодіей слышится еще около сорока процентовъ посторон­ нихъ звуковъ, совершенно не принадле­ жащихъ къ музыкѣ. — Я создалъ,—разсказываетъ Эдис­ сонъ,—новый фонографъ, съ помощью кстораго звукъ передается съ идеальной чистотой, безъ всякихъ постороннихъ шороховъ. Быть можетъ, эти слова Эдиссона при­ мирятъ противниковъ фонсграфа. Изобрѣтеніе еще только начато, но Эдиссонъ обѣщаетъ, не позже, какъ че­ резъ три года представить его міру въ совершенно готовомъ видѣ, и этотъ му зыкагьный инструментъ будетъ переда­ вать цѣлыя оперы, гораздо лучше, чѣмъ сами артисты. Эдиссонъ полагаетъ, что фонографическая передача будетъ пріят­ нѣе людямъ, чѣмъ если бы они слушали настоящихъ артистовъ. Зависитъ это, главнымъ образомъ, отъ того, чго его новый фонографъ „слышитъ” гораздо лучше, чѣмъ человѣческое ухо. Затрудке нія этого изобрѣтенія состоятъ, главнымъ образомъ, въ томъ, что нынѣшняя му зыка „не имѣетъ научной основы”, какъ пренебрежительно говоритъ Эдиссонъ. Въ настоящее время всѣ музыкальныя обозначенія можно понимать лишь отно- ситепыо. Такъ, напримѣръ, на партиту­ рахъ пишется:„мед ленно”, „медлен­ нѣе”, „очень мед­ ленно*, или „быст­ ро*, „быстрѣе”, „очень быстро”. Но музыканту или ар­ тисту предостав­ ляется полный про­ сторъ, такъ какъ точ пой мѣры не существуетъ. Эдис­ сонъ хочетъ каж дый музыкальный звукъ опредѣлить, какъ к о л е б ан і е извѣстной матеріи, съ извѣстнымъ чи­ сломъ и силой коле­ баній и на этомъ строить свой музы­ кальный инстру­ ментъ б у д ущ а г о. Этотъ инструментъ будетъ улавливать звуки, недоступные челозѣческому уху, и передавать ихъ затѣмъ людямъ въ яснсй формѣ. I. П. Табурно, инженеръ и публицистъ, извѣстный дѣятель славянскаго объединенія. 27 іюня онъ выступилъ съ рѣчью къ петер­ бургскомъ юрид. О—вѣ по поводу братоубій­ ственной сербо-болгарской войны. Присутство­ вавшіе болгары прервали его рѣчь криками протеста. I. II. почувствовалъ себя дурно, и черезъ часъ скончался отъ разрыва сердца. Начальникъ сыскного отдѣленія Сы­ чевъ (справа) и его помощникъ Шан- друкъ (слѣва). По поводу ревизіи сыскного отдѣленія въ связи со взаимными обвиненіями Шандрука и Сычева въ преступле­ ніяхъ по службѣ. смьсь. Новый взглядъ на тяготѣніе. Законъ всемірнаго тяготѣнія, откры­ тый Ньютономъ и положенный въ осно­ ваніе теоріи механики, представляетъ собой, въ сущности говоря, неразрѣши­ мую загадку. Мы сознаемъ тяжесть, но что такое тяжесть, мы не знаемъ. Насъ учили, что законъ тяготѣнія по­ всемѣстно одинаковъ. Между тѣмъ, наблюдая свѣтила, нел’ зя не признать, что нѣкоторыя изъ нихъ, какъ напримѣръ, -кометы, совершен не желаютъ съ нимъ считаться. Профессоръ Жауманъ, ректоръ брю . скаго политехникума, заявляетъ, что те­ орія Ньютона хороша только для тѣлъ, находящихся въ состояніи покоя. По его взгляду, тяготѣніе дѣйствуетъ совершенно иначе на передней поверх­ ности двигающагося тѣла, чѣмъ на зад­ ней, гдѣ оно слабѣе. Этимъ онъ объясняетъ устойчивость движенія небесныхъ тѣлъ, которыя ина­ че легко соскочили бы съ своихъ ор битъ, какъ поѣздъ съ ре; ьсовъ. Въ связи съ закономъ тяготѣнія про­ фессоръ ставитъ сжатіе небесныхъ тѣлъ, которое производитъ теплоту. Этимъ оьъ объясняетъ кеумаляющую- ся теплоту солнца и сохраненіе тепло­ ты въ планетахъ. Свсю гипотезу Жауманъ иллюстри­ руетъ цт фрами. Онъ утверждаетъ, что луна каждыя 100 лѣтъ ускоряетъ свой бѣгъ на 6 се­ кундъ, что совершенно необъяснимо при теперешнемъ понятіи о законахъ тяго­ тѣнія. Эксцентрицетъ Меркурія нисколь­ ко не измѣняется въ противополож­ ность всѣмъ теоретическимъ вычисле­ ніямъ. Остается предположить только одно, говоритъ „Р. У.“, что въ наши поня­ тія о законахъ всемірнаго тяготѣ­ нія вкралась ошиб­ ка, и что мы до сихъ поръ ничего- положительнаго не знаемъ и утвер­ ждать не можемъ, такъ какъ дѣй­ ствительность раз­ рушаетъ всѣ наши самыя остроумныя гипотезы. Завѣса знанія приподі ята, но не снята окончательно. Необычайной величины градъ, выпавшій 30 іюня близъ Славянока. На снимкѣ градъ изображенъ въ половину натуральной величины. С н и м о къ П. О. I\0,tf\iK utia. Харьковъ, Типографія «Южнаго Края», Сумская ул., домъ Л. А. Іоаефовича, No 13.