Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.
іОЖНЫИ КРАЙ В а д ш іь е . 24-re Марта 1913 года. Ш Ш Р К Р О В Ш ІІЕ П РН БШ ЕН ІЕ H I М 11322. МИНІАТЮРЫ. I. Конецъ. Мы опять бродимъ въ пс лѣ по желтому ковру осени. Солнце низко ви ситъ надъ землей, какъ большой красный цвѣ- ті къ, намъ навстрѣчу стелются ломкіе, осенніе лучи. Торжественно-глу бокое небо и чуткая ти шина надъ землей. Мы— э о я и Дина. Дина илетъ, опустивъ голову. Ея волосы отсвѣчиваютъ зс лотомъ, дрожатъ на вискахъ. На лицѣ ле житъ тѣнь печали, и отъ этого линія губъ такъ трогательно прекрасна, а г аза такъ чисты, точно готовы уронить молит венныя слезы. Вся скорбь увядаю щей природы останови лась въ твоихъ глазахъ, Дина, и когда я загляды ваю въ ихъ глубину, такъ ясно чувствую тогда и холодокъ осени, и паде ніе мертвыхъ позлащен ныхъ листьевъ, и лом кіе солнечные лучи. — Любимая,—шепчу я и сжимаю ея тонкую Членъ Государственнаго Совѣта, сенаторъ Н. С. Таганцевъ, (По поводу 50-лѣтія научной и общественно-государственной дѣятельности). — Отчего же ты мол чишь, Дина? Отчего молчишь? if: :fc * Почему я люблю васъ, холодные осенніе дни, и тебя, хрустальный воз духъ, и тебя, прощальное солнце? Потому, что родные вы моей душѣ, моей за думчивости, моимъ со мнѣніямъ. Какъ рыцарь въ честь моей дамы я ношу осенніе цзѣта. Окно моей комнаты открыто. Вмѣстѣ съ хо- лоднымъвоздухомъльют- ся въ него хрупкіе сол нечные лучи—такъ прі ятно подставить руки и лицо этимъ ласково гру стнымъ поцѣлуямъ про щанія. Изъ окна я вижу рощу. Она одѣлась въ пурпуръ и золото, каж дое деревцо роняетъ слезы — листья, каждое вздрагиваетъ отъ страха передъ наступающей зи мой. Звонокъ… Стучатъ въ дверь… Ахъ, это кто то пришелъ ко мнѣ! Письмо… Мои руки дрожатъ… Я разрываю конвертъ, и на письменный столъ руку,—отчего ты такъ печальна?От- чего твои губы уже не вздрагиваютъ больше подъ мои ми поцѣлуями, не теплѣютъ, не ста новятся алыми, какъ роза?… Она молчитъ. — Отъ твоей красоты, — про должаю я,—вѣетъ скорбью, какъ отъ эгихъ полей. Твои глаза точно соби раются плакать, ихъ взглядъ про никаетъ въ мое сердце, какъ тра уръ… Она молчитъ. — И твпе лицо, Дина, кажется мнѣ портретомъ стра стно любимой, но уже ушедшей, уже не моей, уже не жив ій женщины… Дияа, мнѣ страш но! Тихо, какъ пре жде. Проф. И. А. Нрасускій. избранный директоромъ харьковскаго техно логическаго института. Фот. А. Л/. Иваницкаго. Проф. Д. Н. Овсянико-Куликовскій. (По поводу 35-лѣтняго юбилея научно-литературной дѣятельности). Фот. А. М. Иваницкаго. ,Ю Ж Н Ы Й I! Р А Й. I’исі.пім’еіПіс, 21-го НП;> года. Давидъ Левингстонъ. {Къ 100-лѣтію со дня его рожденія—19 марта). Н. А. Шаховъ, покровитель учащейся молодежи. Вновь назначенный московскій губер наторъ, въ должн. егермейстера Высо чайшаго Двора, графъ Н. Л. Муравьевъ, бывшій полтавскій губернаторъ. Академикъ А. А. Писемскій, (По поводу 25-лѣтія художественной дѣятельности). Д-ръ Михаилъ Вуичъ, извѣстный сербскій ученый, финан систъ и государствен. дѣятель. Скон чался 4-го марта въ Фіуме. Супруга Вуича, убѣдившись въ его смерти, ли шила себя жизни. Генералъ-лейтенантъ Ивановъ, первый, вступившій во главѣ болгар скихъ войскъ въ павшій Адріанополь. падаютъ высохшія плоскія фіалки. Жел тый листикъ бумаги исписанъ мелко и f еровно. Дина, родная Дина, это твои круг ленькія, милыя буквы!.. Читаю: ….Почему я молчала? Боже, какъ трудно, какъ больно говорить! Миха илъ ты чуткій… Развѣ ты не понялъ, мой Михаилъ, что наши цвѣты увяли, что наши струны оборвались… На прасно старались мы оживлять похо лодѣвшіе поцѣлуи, напрасно повторя ли уже постарѣвшія слова нѣжности, —въ сердцѣ не было любви,—только печаль объ ея смерти, и чужая рука искала другѵю чужую руку Михаилъ, не будемъ обманывать себя, не бу демъ обманывать другъ друга. Про щай… Унесемъ,,нашу грусть и наши воспоминанія. Можетъ быть… весной, когда солн це согрѣетъ цвѣты и души, мы встрѣ тимся… мижегъ 6ыть\.. Д чна. Листокъ бумаги упалъ рядомъ съ плоскими фіалками. Ты пишешь: весной, когда солнце согрѣетъ цвѣты и души… Можетъ быть… Нѣтъ, о, нѣтъ, Дина! Природа умираетъ каждый годъ, но для нея существуетъ радостное воскре сеніе въ дни горячаго весенняго солнца. Дтя нашихъ же чувствъ, Дчна, одно только неотвратимое умираніе… — Прощай, моя любовь!.. Сказка о поэтѣ. Поэтъ гулялъ по весеннимъ ули цамъ города. Было такъ много солнца, было такъ радостно. Улицы кружили свой пестрый хо роводъ. Улицы извивались предъ глазами поэта, какъ золотыя ленты. И въ пурпурныя пятна солнца была наряжена весенняя толпа, словно въ драгоцѣнное кружево, которое пряли феи радостнымъ утромъ. Поэтъ былъ самый настоящій по этъ Высокій и блѣдный, съ длинны ми мягкими волосами. Глубокіе ласко вые глаза и улыбка довѣрія на гу бахъ. Воскресенье. ‘2-1-го марта- 1013 года. ЮЖНЫЙ НРАЙ. Графиня Меренбергь, вдова герцога Нассаускаго,— дочь А. С. Пушкина, скончавшаяся въ Висбаденѣ. утренняя молитва. Твои волосы слад ко пахнутъ, твои руки трепетны, какъ золотыя рыбки, и вся ты, словно бо гатая курильница благовоній въ ослѣ пительномъ мраморномъ храмѣ. Я люблю тебя; я мечтаю о тебѣ, я живу тобой. Прошеіъ юнэша, стройный и крѣп кій съ мягкими каштановыми волоса ми, съ нѣжнымъ румянцемъ на щ е кахъ. Онъ что-то напѣвалъ, и эта пѣсня была красивой и грустной. Въ его глазахъ было восторженное выраженіе, казалось, что въ ихъ глу бинѣ горятъ радостныя голубыя свѣчи. Такъ, по крайней мѣрѣ, казалось по- ЭТу. И думалъ онъ — Юноша поетъ пѣсню этой оча ровательной веснѣ, которая пробуж даетъ землю, раститъ цвѣты и застав ляетъ сердца вздрагивать отъ слад каго и томнаго волненія. Онъ любитъ. Это говоритъ его лицо, его глаза, по ходка, всѣ движенія. Онъ влюбленъ и теперь подъ ласковымъ солнцемъ слагаетъ красивыя пѣсни своей вол шебной возлюбленной. Какое счастье! Онъ опьяненъ таинственными чарами! При нцесса Зобеида, бывшая австрійская графиня Тероэкъ, супруга египетскаго хедива, бѣжавшая изъ его га рема и скрывшаяся со своимъ новымъ возлюбленнымъ. Автомобиль-церковь. А м е р и к а н с к о е к а т о л и ч е с к о е ц е р к о в н о е 0G- іц еств о со о р у д и л о , по слон ам ъ „Огонька** п о х о д н у ю ц е р копь в н у т р и ав т о м о б и л я д л я р а зъ ѣ зд о п ъ по п у с т ы н я м ъ Т е х а с а . Въ п о с е л к а х ъ п ф е р м а х ъ —о с т а н о в к и но свы ш е д в у х ъ н е д ѣ л ь д л я бо- і окѵгуэкопій п т р е б ъ . Н о надо ѣ зд и т ь въ ц е р к о в ь з а со тн и в е р с т ъ : ц ер к о в ь с а м а п р іѣ з ж а е т ъ к ъ п р и х о ж а н а м ъ . Алтарь въ подвижной церкви. Д а ж е іго в ѣ р и т с я , го в о р и т ъ „ О го – н е к ъ “ , ч т о р а з г а д а н а т а й н а к о л о с с а л ь н а го с ф и н к с а около К а и р а ,с ф и н кса, с ч и т а ю щ а г о с я о д н и м ъ и зъ р о в н ѣ й ш и х ъ ч е л о в ѣ ч е с к и х ъ с о о р у ж е н ій . Г и г а н т с к а я ф и гу р а , в ы с ѣ ч е н н а я и зъ с к а л ы п е с ч а н и к а , и д о с и х ъ п о р ъ з а с ы п а н н а я н а н е и зв ѣ д а н н о й г л у б и н ѣ п е с к а м и п у с т ы н и , н а с ч и т ы в а е т ъ б о л ѣ е 7,000 л ѣ т ъ с у щ е с т в о в а н ія . С о тни р а з н ы х ъ ги п о т е зъ и з о б р ѣ т а л и с ь о тн о с и т е л ь н о п р и ч и н ъ в о зн и к н о в е н ія а гой в е л и ч а й ш е й с к у л ь п т у р ы въ м ір ѣ . Д о с и х ъ п о р ъ б ы л о и зв ѣ с т н о , ч т о в н и з у с ф и н к с а б ы л ъ н е б о л ьш о й х р а м ъ со л н ц а . Н о т о л ь к о т е п е р ь а н г л ій с к ій у ч е н ы й Р е й с н е р ъ п р о п л к ъ въ т а й н у ж и з н и сф и н к с а . О пъ п р е д п р и н я л ъ р а с к о п к и въ го л о вѣ сф и п к с а —и д о ш е л ъ д о п о д зе м н ы х ъ гл у б и н ъ по ц ѣ л о й гр у п п ѣ х р ам о в ъ и в и н т о в ы х ъ к о р р и д о р о в ъ . Н о и з д ѣ с ь ещ е не п р е д ѣ л ъ этого л а б и р и н а . М н о го чп – е л е й н ы е х о д ы у к а зы в а ю т ъ н а с у щ е с т в о в ан іе ц ѣ л а г о г о р о д а п о д ъ вомлею. Н е н а й д е т с я -л и въ это м ъ ц а р с т в ѣ в ѣ ч н о й тьм ы у к а з а н ій о с т р а н н о й ж и з н и ж р е ц о в ъ въ п о д зе м н о м ъ в а . то ч е п ін . Ч то х р а н и л и оіги в д ѣ сь о тъ г л а з а н е п о с в я щ е н н ы х ъ ? И такъ., з а г а д к а , в с о -т а к и , о с т а е т с я . Т о ль к о и зъ го л о в ы с ф и н к с а о н а у ш л а к у д а – т о въ п р е и с п о д н ія . В с я вем н ая д р о в н о с т ь —с п л о ш н а я з а г а д к а д л я п а с ъ , и у с и л ія и с т о р и к о в ъ сл и ш к о м ъ м ало о с в ѣ щ а ю т ъ т у м ан ъ н е з а п а м я т н о й с т а р и н ы . 1) Храмъ въ основаніи сфинкса. 2) Пирами дальная зала-гробница фараона Мейеса. 3) Главный храмъ съ колоннами въ туловишѣ сфинкса. 4) Храмъ, открытый первымъ черезъ прокопанный Рейснеромъ ходъ на мѣстѣ, ука занномъ стрѣлкою (5). И, какъ всѣ поэты, онъ мечталъ, и дѣйствительность преображалась въ сказку, а сказка эта была трепетной и нѣжной, какъ осеннія паутины, пла вающія въ простуженномъ саду. Шла дѣвушка въ широкой черной шляпѣ, украшенной фіалками. Горѣло золото ея волосъ. Вся фи гурка колебалась легко и граціозно, точно лилія надъ серебряными вода ми, когда прих щитъ ночь. Таьъ по крайней мѣрѣ.казалосьпоэту, И думалъ онъ: Милая дѣвушка, ты вся—бѣлая до рога къ солнцу. Ты—самый прекрасный цвѣтокъ, ты—моя голубая герцогиня, моя фарфоровая статуэтка, тихая Онъ мечтаетъ о дѣвушкѣ, которая для него вся волшебная, и сказка, и гре за, и восторгъ! И всѣ,кого встрѣчалъ поэтъ въ эго солнечное утро, казались ему добры ми, благородными, прекрасными и до стойными. И много красивыхъ стиховъ и об разовъ сплелось въ головѣ поэта, по ка онъ гулялъ по пестрый ь радост нымъ улицамъ. Вернувшись домой, поэтъ нашелъ на своемъ письменномъ столѣ розо вое письмо. Знакомые приглашали его на вечеръ. Поэтъ надѣлъ строгій черный ко стюмъ и отправился къ знакомымъ. Шелъ и радовался, что увидитъ лю дей, что будетъ говорить съ нима, ви дѣ-ь красивый огонь в ъ ихь глазахъ. С)всѣмъ стало ему радостно, когда у знакомыхъ онъ встрѣтилъ и юношу, и дѣвушку, которыхъ встрѣчалъ дней ь. Но наблюдалъ онъ ихъ, но слушалъ ихъ разговоры,—и все болѣе пустымъ становилось его сердце, приходили тяжелыя, мучительныя мысли, и было такъ больно, такъ стыдно. ДЬвушка сказала: — Весна это скучно. Зимой гораз до веселѣй вечера, балы, театры. Природа?! Но это сплошное неудоб ство. Въ изящной гостинной гораздо лучше и красивѣй, чѣмъ въ лѣсу. По о 3 ,4 Воспрети,л. 21-го марта 1918 гада ЮЖНЫЙ КРАЙ. крайней мірѣ и ботинки, и платье остаются чистыми. А юноша съ какою то старческой важностью разсказывалъ о своихъ эк заменахъ и планахъ на будущее. И все это было прочно, крѣпко и реально, какъ хорошо сколоченный дубовый гробъ. Затѣмъ отъ знакомыхъ поэтъ узналъ, что дѣвушка учится пѣть и поступа етъ въ оперетку, а юноша скоро же нится на очень богатой, но глупой, уродливой и злой женщинѣ. — Это влюбленный, думалъ поэтъ съ грустной улыбкой. Это—бѣлая до рога къ солнцу. И ему хотѣлось заплакать. Придя домой, поэтъ уничтожилъ стихи, которые написалъ утромъ. Его схватило безпросвѣтное отчаяніе. Вь комнату постучали. Вошелъ со сѣдъ поэта, большой скептикъ и реа листъ. Поэтъ подѣлился съ нимъ впечатлѣ ніями своего дня, и, грустно улыбнув шись, скептикъ сказалъ: — Не подходите къ людямъ такъ близко. И бросьте, не печальтесь. Жизнь хороша тѣмъ, что вы, по этъ, дѣлаете ее прекрасной, благород ной и очаровательной!,’ Ѳ. Я. Орловъ, задѣлывавшій пріемомъ подписки въ конторѣ «Южнаго Края». f 17-го марта. С м ь С ь. Чернымъ по бѣлому. Французскій Le Courrier du Livre cc – общаетъ нѣкоторые интересные экспери менты, которые были сдѣланы относи тельно наиболѣе благопріятныхъ цвѣ товыхъ сочетаній для чтенія на разстоя ніи. Было найдено, что наибольшая раз борчивость. достигается при печатаніи чернымъ по желтому. Нисходящій поря докъ, въ которомъ слѣдуютъ различ ,ыя цвѣтовыя комбинаціи по ихъ четкости, нѣсколько удивителенъ и преастаал-іет- ся слѣдующимъ: \) чернымъ по желто му; 2) зеленымъ по бѣлому; 3) краснымъ, по бѣлому; 4) синимъ по бѣлому; 5) бѣ лымъ по синему; 6) чернымъ по бвло. му; 7) желтымъ по черному; 8) бѣлымъ по красному; 9) бѣлымъ по зеленому:; Піанистъ А. Гольденвейзеръ. Н. С. Кленовскій, дирижеръ и директоръ тифлисск. отд. И.Р.М.О. (Нъ участію въ 3-мъ симфоническомъ собраніи И, Р. IV! 0. въ Харьковѣ, 25-го марта). Т ‘— Что же вамъ нужно еще? Дѣй ствительность’’ Но когда вы станете жить ею,—ваша поэзія умретъ. Ал. Станкевичъ. Изъ забытой гетради-і/4 Я легкомысленъ и снова м о л о д ъ J Какъ утро мая, душа ясна; Что мнѣ невзгоды, лишенья, голодъ? Я живъ и счастливъ, что есть весна! Къ чему любовь мнѣ души дѣвицы?: Она ничтожна, о-щ мелка;’ Надъ мною солнце, со мною птицы, И весь я —бурной любви рѣка! Весна открыла въ душѣ всѣ двери Дыханьемъ нѣжнымъ все унесла, 10) бѣлымъ по черному; 11) краснымъ по желтому; 12) зеленымъ по красному; 13) краснымъ по зеленому. Интересно отмѣтить здѣсь особенно то, говоритъ „Природа”, что обычная ком бинація лечаіи чернымъ по бѣ-яому по лю является всего лишь шестой въ спискѣ. Харьковъ, Типографія «Южнаго Края», Сумская, ул., домъ А. А. Іозгфовича, No 13, Прекрасны люди, сни—не звѣри, Во мнѣ нѣтъ больше вражды и зла, Постигъ я жизни иную долю; Залить все рвутся любви ключи… Какое счастье дать сердцу волю И властно бросить уму… „молчи”! ѳ. м.