Електронний архів оцифрованих періодичних видань Центральної Наукової Бібліотеки ХНУ імені В.Н. Каразіна
Видання:
Южный Край (іл. додаток)
Регіон:
Харків
Номер видання:
11322
Дата випуску:
24.03.1913
Дата завантаження:
30.07.2019
Сторінок:
3
Мова видання:
Російська
Рік оцифровки:
2018-2019
Кількість номерів:
Уточнюється
Текст роспізнано:
ТАК
Опис:

Ілюстрований додаток до номеру газети “Южный Край”. Щотижневе видання.

Оригінал зберігається:
Центральна Наукова Бібліотека ХНУ імені В. Н. Каразіна

На весь екран

Знайшли помилку? Напишіть нам про це на пошту welcome@back2news.org

іОЖНЫИ КРАЙ В а д ш іь е . 24-re Марта 1913 года. Ш Ш Р К Р О В Ш ІІЕ П РН БШ ЕН ІЕ H I М 11322. МИНІАТЮРЫ. I. Конецъ. Мы опять бродимъ въ пс лѣ по желтому ковру осени. Солнце низко ви­ ситъ надъ землей, какъ большой красный цвѣ- ті къ, намъ навстрѣчу стелются ломкіе, осенніе лучи. Торжественно-глу­ бокое небо и чуткая ти­ шина надъ землей. Мы— э о я и Дина. Дина илетъ, опустивъ голову. Ея волосы отсвѣчиваютъ зс лотомъ, дрожатъ на вискахъ. На лицѣ ле­ житъ тѣнь печали, и отъ этого линія губъ такъ трогательно прекрасна, а г аза такъ чисты, точно готовы уронить молит­ венныя слезы. Вся скорбь увядаю­ щей природы останови­ лась въ твоихъ глазахъ, Дина, и когда я загляды­ ваю въ ихъ глубину, такъ ясно чувствую тогда и холодокъ осени, и паде­ ніе мертвыхъ позлащен ныхъ листьевъ, и лом­ кіе солнечные лучи. — Любимая,—шепчу я и сжимаю ея тонкую Членъ Государственнаго Совѣта, сенаторъ Н. С. Таганцевъ, (По поводу 50-лѣтія научной и общественно-государственной дѣятельности). — Отчего же ты мол­ чишь, Дина? Отчего молчишь? if: :fc * Почему я люблю васъ, холодные осенніе дни, и тебя, хрустальный воз­ духъ, и тебя, прощальное солнце? Потому, что родные вы моей душѣ, моей за­ думчивости, моимъ со­ мнѣніямъ. Какъ рыцарь въ честь моей дамы я ношу осенніе цзѣта. Окно моей комнаты открыто. Вмѣстѣ съ хо- лоднымъвоздухомъльют- ся въ него хрупкіе сол­ нечные лучи—такъ прі­ ятно подставить руки и лицо этимъ ласково гру­ стнымъ поцѣлуямъ про­ щанія. Изъ окна я вижу рощу. Она одѣлась въ пурпуръ и золото, каж­ дое деревцо роняетъ слезы — листья, каждое вздрагиваетъ отъ страха передъ наступающей зи­ мой. Звонокъ… Стучатъ въ дверь… Ахъ, это кто то пришелъ ко мнѣ! Письмо… Мои руки дрожатъ… Я разрываю конвертъ, и на письменный столъ руку,—отчего ты такъ печальна?От- чего твои губы уже не вздрагиваютъ больше подъ мои­ ми поцѣлуями, не теплѣютъ, не ста­ новятся алыми, какъ роза?… Она молчитъ. — Отъ твоей красоты, — про­ должаю я,—вѣетъ скорбью, какъ отъ эгихъ полей. Твои глаза точно соби­ раются плакать, ихъ взглядъ про­ никаетъ въ мое сердце, какъ тра­ уръ… Она молчитъ. — И твпе лицо, Дина, кажется мнѣ портретомъ стра­ стно любимой, но уже ушедшей, уже не моей, уже не жив ій женщины… Дияа, мнѣ страш но! Тихо, какъ пре­ жде. Проф. И. А. Нрасускій. избранный директоромъ харьковскаго техно­ логическаго института. Фот. А. Л/. Иваницкаго. Проф. Д. Н. Овсянико-Куликовскій. (По поводу 35-лѣтняго юбилея научно-литературной дѣятельности). Фот. А. М. Иваницкаго. ,Ю Ж Н Ы Й I! Р А Й. I’исі.пім’еіПіс, 21-го НП;> года. Давидъ Левингстонъ. {Къ 100-лѣтію со дня его рожденія—19 марта). Н. А. Шаховъ, покровитель учащейся молодежи. Вновь назначенный московскій губер­ наторъ, въ должн. егермейстера Высо­ чайшаго Двора, графъ Н. Л. Муравьевъ, бывшій полтавскій губернаторъ. Академикъ А. А. Писемскій, (По поводу 25-лѣтія художественной дѣятельности). Д-ръ Михаилъ Вуичъ, извѣстный сербскій ученый, финан­ систъ и государствен. дѣятель. Скон­ чался 4-го марта въ Фіуме. Супруга Вуича, убѣдившись въ его смерти, ли­ шила себя жизни. Генералъ-лейтенантъ Ивановъ, первый, вступившій во главѣ болгар­ скихъ войскъ въ павшій Адріанополь. падаютъ высохшія плоскія фіалки. Жел­ тый листикъ бумаги исписанъ мелко и f еровно. Дина, родная Дина, это твои круг­ ленькія, милыя буквы!.. Читаю: ….Почему я молчала? Боже, какъ трудно, какъ больно говорить! Миха­ илъ ты чуткій… Развѣ ты не понялъ, мой Михаилъ, что наши цвѣты увяли, что наши струны оборвались… На­ прасно старались мы оживлять похо­ лодѣвшіе поцѣлуи, напрасно повторя­ ли уже постарѣвшія слова нѣжности, —въ сердцѣ не было любви,—только печаль объ ея смерти, и чужая рука искала другѵю чужую руку Михаилъ, не будемъ обманывать себя, не бу­ демъ обманывать другъ друга. Про­ щай… Унесемъ,,нашу грусть и наши воспоминанія. Можетъ быть… весной, когда солн­ це согрѣетъ цвѣты и души, мы встрѣ­ тимся… мижегъ 6ыть\.. Д чна. Листокъ бумаги упалъ рядомъ съ плоскими фіалками. Ты пишешь: весной, когда солнце согрѣетъ цвѣты и души… Можетъ быть… Нѣтъ, о, нѣтъ, Дина! Природа умираетъ каждый годъ, но для нея существуетъ радостное воскре­ сеніе въ дни горячаго весенняго солнца. Дтя нашихъ же чувствъ, Дчна, одно только неотвратимое умираніе… — Прощай, моя любовь!.. Сказка о поэтѣ. Поэтъ гулялъ по весеннимъ ули­ цамъ города. Было такъ много солнца, было такъ радостно. Улицы кружили свой пестрый хо роводъ. Улицы извивались предъ глазами поэта, какъ золотыя ленты. И въ пурпурныя пятна солнца была наряжена весенняя толпа, словно въ драгоцѣнное кружево, которое пряли феи радостнымъ утромъ. Поэтъ былъ самый настоящій по­ этъ Высокій и блѣдный, съ длинны­ ми мягкими волосами. Глубокіе ласко­ вые глаза и улыбка довѣрія на гу­ бахъ. Воскресенье. ‘2-1-го марта- 1013 года. ЮЖНЫЙ НРАЙ. Графиня Меренбергь, вдова герцога Нассаускаго,— дочь А. С. Пушкина, скончавшаяся въ Висбаденѣ. утренняя молитва. Твои волосы слад­ ко пахнутъ, твои руки трепетны, какъ золотыя рыбки, и вся ты, словно бо­ гатая курильница благовоній въ ослѣ­ пительномъ мраморномъ храмѣ. Я люблю тебя; я мечтаю о тебѣ, я живу тобой. Прошеіъ юнэша, стройный и крѣп­ кій съ мягкими каштановыми волоса­ ми, съ нѣжнымъ румянцемъ на щ е ­ кахъ. Онъ что-то напѣвалъ, и эта пѣсня была красивой и грустной. Въ его глазахъ было восторженное выраженіе, казалось, что въ ихъ глу­ бинѣ горятъ радостныя голубыя свѣчи. Такъ, по крайней мѣрѣ, казалось по- ЭТу. И думалъ онъ — Юноша поетъ пѣсню этой оча­ ровательной веснѣ, которая пробуж­ даетъ землю, раститъ цвѣты и застав­ ляетъ сердца вздрагивать отъ слад­ каго и томнаго волненія. Онъ любитъ. Это говоритъ его лицо, его глаза, по­ ходка, всѣ движенія. Онъ влюбленъ и теперь подъ ласковымъ солнцемъ слагаетъ красивыя пѣсни своей вол­ шебной возлюбленной. Какое счастье! Онъ опьяненъ таинственными чарами! При нцесса Зобеида, бывшая австрійская графиня Тероэкъ, супруга египетскаго хедива, бѣжавшая изъ его га­ рема и скрывшаяся со своимъ новымъ возлюбленнымъ. Автомобиль-церковь. А м е р и к а н с к о е к а т о л и ­ ч е с к о е ц е р к о в н о е 0G- іц еств о со о р у д и л о , по слон ам ъ „Огонька** п о х о д н у ю ц е р копь в н у т р и ав т о м о б и л я д л я р а зъ ѣ зд о п ъ по п у с т ы н я м ъ Т е х а с а . Въ п о с е л к а х ъ п ф е р м а х ъ —о с т а н о в к и но свы ш е д в у х ъ н е д ѣ л ь д л я бо- і окѵгуэкопій п т р е б ъ . Н о надо ѣ зд и т ь въ ц е р к о в ь з а со тн и в е р с т ъ : ц ер к о в ь с а м а п р іѣ з ж а е т ъ к ъ п р и х о ­ ж а н а м ъ . Алтарь въ подвижной церкви. Д а ж е іго в ѣ р и т с я , го в о р и т ъ „ О го – н е к ъ “ , ч т о р а з г а д а н а т а й н а к о л о с ­ с а л ь н а го с ф и н к с а около К а и р а ,с ф и н ­ кса, с ч и т а ю щ а г о с я о д н и м ъ и зъ р о в ­ н ѣ й ш и х ъ ч е л о в ѣ ч е с к и х ъ с о о р у ж е н ій . Г и г а н т с к а я ф и гу р а , в ы с ѣ ч е н н а я и зъ с к а л ы п е с ч а н и к а , и д о с и х ъ п о р ъ з а с ы п а н н а я н а н е и зв ѣ д а н н о й г л у б и н ѣ п е с к а м и п у с т ы н и , н а с ч и ­ т ы в а е т ъ б о л ѣ е 7,000 л ѣ т ъ с у щ е с т в о ­ в а н ія . С о тни р а з н ы х ъ ги п о т е зъ и з ­ о б р ѣ т а л и с ь о тн о с и т е л ь н о п р и ч и н ъ в о зн и к н о в е н ія а гой в е л и ч а й ш е й с к у л ь п т у р ы въ м ір ѣ . Д о с и х ъ п о р ъ б ы л о и зв ѣ с т н о , ч т о в н и з у с ф и н к с а б ы л ъ н е б о л ьш о й х р а м ъ со л н ц а . Н о т о л ь к о т е п е р ь а н г л ій с к ій у ч е ­ н ы й Р е й с н е р ъ п р о п л к ъ въ т а й н у ж и з н и сф и н к с а . О пъ п р е д п р и н я л ъ р а с к о п к и въ го л о вѣ сф и п к с а —и д о ­ ш е л ъ д о п о д зе м н ы х ъ гл у б и н ъ по ц ѣ ­ л о й гр у п п ѣ х р ам о в ъ и в и н т о в ы х ъ к о р р и д о р о в ъ . Н о и з д ѣ с ь ещ е не п р е д ѣ л ъ этого л а б и р и н а . М н о го чп – е л е й н ы е х о д ы у к а зы в а ю т ъ н а с у щ е ­ с т в о в ан іе ц ѣ л а г о г о р о д а п о д ъ вомлею. Н е н а й д е т с я -л и въ это м ъ ц а р с т в ѣ в ѣ ч н о й тьм ы у к а з а н ій о с т р а н н о й ж и з н и ж р е ц о в ъ въ п о д зе м н о м ъ в а . то ч е п ін . Ч то х р а н и л и оіги в д ѣ сь о тъ г л а з а н е п о с в я щ е н н ы х ъ ? И такъ., з а г а д к а , в с о -т а к и , о с т а е т с я . Т о ль к о и зъ го л о в ы с ф и н к с а о н а у ш л а к у д а – т о въ п р е и с п о д н ія . В с я вем н ая д р о в н о с т ь —с п л о ш н а я з а г а д к а д л я п а с ъ , и у с и л ія и с т о р и ­ к о в ъ сл и ш к о м ъ м ало о с в ѣ щ а ю т ъ т у ­ м ан ъ н е з а п а м я т н о й с т а р и н ы . 1) Храмъ въ основаніи сфинкса. 2) Пирами­ дальная зала-гробница фараона Мейеса. 3) Главный храмъ съ колоннами въ туловишѣ сфинкса. 4) Храмъ, открытый первымъ черезъ прокопанный Рейснеромъ ходъ на мѣстѣ, ука­ занномъ стрѣлкою (5). И, какъ всѣ поэты, онъ мечталъ, и дѣйствительность преображалась въ сказку, а сказка эта была трепетной и нѣжной, какъ осеннія паутины, пла­ вающія въ простуженномъ саду. Шла дѣвушка въ широкой черной шляпѣ, украшенной фіалками. Горѣло золото ея волосъ. Вся фи­ гурка колебалась легко и граціозно, точно лилія надъ серебряными вода­ ми, когда прих щитъ ночь. Таьъ по крайней мѣрѣ.казалосьпоэту, И думалъ онъ: Милая дѣвушка, ты вся—бѣлая до­ рога къ солнцу. Ты—самый прекрасный цвѣтокъ, ты—моя голубая герцогиня, моя фарфоровая статуэтка, тихая Онъ мечтаетъ о дѣвушкѣ, которая для него вся волшебная, и сказка, и гре­ за, и восторгъ! И всѣ,кого встрѣчалъ поэтъ въ эго солнечное утро, казались ему добры­ ми, благородными, прекрасными и до­ стойными. И много красивыхъ стиховъ и об­ разовъ сплелось въ головѣ поэта, по­ ка онъ гулялъ по пестрый ь радост­ нымъ улицамъ. Вернувшись домой, поэтъ нашелъ на своемъ письменномъ столѣ розо­ вое письмо. Знакомые приглашали его на вечеръ. Поэтъ надѣлъ строгій черный ко­ стюмъ и отправился къ знакомымъ. Шелъ и радовался, что увидитъ лю­ дей, что будетъ говорить съ нима, ви­ дѣ-ь красивый огонь в ъ ихь глазахъ. С)всѣмъ стало ему радостно, когда у знакомыхъ онъ встрѣтилъ и юношу, и дѣвушку, которыхъ встрѣчалъ дней ь. Но наблюдалъ онъ ихъ, но слушалъ ихъ разговоры,—и все болѣе пустымъ становилось его сердце, приходили тяжелыя, мучительныя мысли, и было такъ больно, такъ стыдно. ДЬвушка сказала: — Весна это скучно. Зимой гораз­ до веселѣй вечера, балы, театры. Природа?! Но это сплошное неудоб­ ство. Въ изящной гостинной гораздо лучше и красивѣй, чѣмъ въ лѣсу. По о 3 ,4 Воспрети,л. 21-го марта 1918 гада ЮЖНЫЙ КРАЙ. крайней мірѣ и ботинки, и платье остаются чистыми. А юноша съ какою то старческой важностью разсказывалъ о своихъ эк­ заменахъ и планахъ на будущее. И все это было прочно, крѣпко и реально, какъ хорошо сколоченный дубовый гробъ. Затѣмъ отъ знакомыхъ поэтъ узналъ, что дѣвушка учится пѣть и поступа­ етъ въ оперетку, а юноша скоро же­ нится на очень богатой, но глупой, уродливой и злой женщинѣ. — Это влюбленный, думалъ поэтъ съ грустной улыбкой. Это—бѣлая до­ рога къ солнцу. И ему хотѣлось заплакать. Придя домой, поэтъ уничтожилъ стихи, которые написалъ утромъ. Его схватило безпросвѣтное отчаяніе. Вь комнату постучали. Вошелъ со сѣдъ поэта, большой скептикъ и реа­ листъ. Поэтъ подѣлился съ нимъ впечатлѣ­ ніями своего дня, и, грустно улыбнув­ шись, скептикъ сказалъ: — Не подходите къ людямъ такъ близко. И бросьте, не печальтесь. Жизнь хороша тѣмъ, что вы, по­ этъ, дѣлаете ее прекрасной, благород­ ной и очаровательной!,’ Ѳ. Я. Орловъ, задѣлывавшій пріемомъ подписки въ конторѣ «Южнаго Края». f 17-го марта. С м ь С ь. Чернымъ по бѣлому. Французскій Le Courrier du Livre cc – общаетъ нѣкоторые интересные экспери менты, которые были сдѣланы относи­ тельно наиболѣе благопріятныхъ цвѣ товыхъ сочетаній для чтенія на разстоя­ ніи. Было найдено, что наибольшая раз­ борчивость. достигается при печатаніи чернымъ по желтому. Нисходящій поря­ докъ, въ которомъ слѣдуютъ различ ,ыя цвѣтовыя комбинаціи по ихъ четкости, нѣсколько удивителенъ и преастаал-іет- ся слѣдующимъ: \) чернымъ по желто му; 2) зеленымъ по бѣлому; 3) краснымъ, по бѣлому; 4) синимъ по бѣлому; 5) бѣ­ лымъ по синему; 6) чернымъ по бвло. му; 7) желтымъ по черному; 8) бѣлымъ по красному; 9) бѣлымъ по зеленому:; Піанистъ А. Гольденвейзеръ. Н. С. Кленовскій, дирижеръ и директоръ тифлисск. отд. И.Р.М.О. (Нъ участію въ 3-мъ симфоническомъ собраніи И, Р. IV! 0. въ Харьковѣ, 25-го марта). Т ‘— Что же вамъ нужно еще? Дѣй­ ствительность’’ Но когда вы станете жить ею,—ваша поэзія умретъ. Ал. Станкевичъ. Изъ забытой гетради-і/4 Я легкомысленъ и снова м о л о д ъ J Какъ утро мая, душа ясна; Что мнѣ невзгоды, лишенья, голодъ? Я живъ и счастливъ, что есть весна! Къ чему любовь мнѣ души дѣвицы?: Она ничтожна, о-щ мелка;’ Надъ мною солнце, со мною птицы, И весь я —бурной любви рѣка! Весна открыла въ душѣ всѣ двери Дыханьемъ нѣжнымъ все унесла, 10) бѣлымъ по черному; 11) краснымъ по желтому; 12) зеленымъ по красному; 13) краснымъ по зеленому. Интересно отмѣтить здѣсь особенно то, говоритъ „Природа”, что обычная ком­ бинація лечаіи чернымъ по бѣ-яому по­ лю является всего лишь шестой въ спискѣ. Харьковъ, Типографія «Южнаго Края», Сумская, ул., домъ А. А. Іозгфовича, No 13, Прекрасны люди, сни—не звѣри, Во мнѣ нѣтъ больше вражды и зла, Постигъ я жизни иную долю; Залить все рвутся любви ключи… Какое счастье дать сердцу волю И властно бросить уму… „молчи”! ѳ. м.